Отечественная промышленность выпускает серии (РЈР›, РЈРњРў, РњРЈРќ) универсальных коллекторных двигателей, работающих как РѕС‚ сети постоянного тока, так Рё переменного тока. Двигатели этого типа имеют СЏРєРѕСЂСЊ СЃ коллектором Рё обмотку возбуждения СЃ дополнительными средними выводами. Рљ этим выводам Рё подключается переменное напряжение. Р’ режиме двигателя постоянного тока Рє сети подключается РІСЃСЏ обмотка возбуждения. Такой двигатель имеет РјСЏРіРєРёРµ механические характеристики подобные характеристикам двигателей постоВСЏРЅРЅРѕРіРѕ тока последовательного возбуждения.
Универсальные машины находят применение в бытовой и специальной технике, как исполнительные двигатели.
Таблица 8.4.1 Универсальные коллекторные двигатели серии У/1
Тип | Рн, Вт | nн, об/мин | Iн, А, при Uh, В | ηн, % | cosφH | J poт, 10-3 кг*м2 | ||
  |   |   | 110 | ≈220 | 220 |   |   |   |
РЈР›-02 | 10 | 8000 | 0,27 | 0,14 | 0,15 | 34 | 0,9 | 5 |
РЈР›-03 | 18 | 8000 | 0,41 | 0,2 | 0,23 | 40 | 0,9 | 12,5 |
РЈР›-041 | 30 | 8000 | 0,54 | 0,27 | 0,32 | 50 | 0,85 | 37,5 |
РЈР›-042 | 50 | 8000 | 0,82 | 0,41 | 0,49 | 55 | 0,85 | 50 |
РЈР›-051 | 80 | 8000 | 1,25 | 0,63 | 0,74 | 58 | 0,85 | 125 |
РЈР›-052 | 120 | 8000 | 1,82 | 0,9 | 1,1 | 60 | 0,85 | 175 |
РЈР›-061 | | 8000 | 2,64 | 1,3 | 1,6 | 62 | 0,85 | 325 |
РЈР›-062 | 270 | 8000 | 3,84 | 1,9 | 2,1 | 64 | 0,9 | 400 |
РЈР›-071 | 400 | 8000 | 5,7 | 2,85 | 3,15 | 64 | 0,9 | 700 |
РЈР›-072 | 600 | 8000 | 8,55 | 4,3 | 4,7 | 64 | 0,9 | 875 |
РЈР›-02 | 5 | 5000 | 0,2 | 0,1 | 0,12 | 22 | 0,86 | 5 |
РЈР›-03 | 10 | 5000 | 0,31 | 0,15 | 0,19 | 30 | 0,82 | 12,5 |
РЈР›-041 | 18 | 5000 | 0,45 | 0,23 | 0,28 | 36 | 0,8 | 37,5 |
РЈР›-051 | 50 | 5000 | 0,93 | 0,46 | 0,62 | 49 | 0,75 | 125 |
РЈР›-052 | 80 | 5000 | 1,3 | 0,64 | 0,86 | 56 | 0,75 | 175 |
РЈР›-061 | 120 | 5000 | 1,92 | 0,9 | 1,3 | 57 | 0,75 | 325 |
РЈР›-062 | 180 | 5000 | 2,82 | 1,4В | | 1,9 | 56 | 0,75 | 400 |
РЈР›-071 | 270 | 5000 | 3,96 | 2,0 | 2,5 | 62 | 0,8 | 700 |
РЈР›-072 | 400 | 5000 | 5,5 | 2,8 | 3,4 | 66 | 0,7 | 875 |
РЈР›-041 | 5 | 2700 | 0,15 | 0,08 | 0,11 | 25 | 0,7 | 37,5 |
РЈР›-042 | 10 | 2700 | 0,23 | 0,11 | 0,16 | 36 | 0,7 | 50 |
РЈР›-051 | 18 | 2700 | 0,33 | 0,16 | 0,29 | 40 | 0,7 | 125 |
РЈР›-052 | 30 | 2700 | 0,47 | 0,23 | 0,43 | 45 | 0,7 | 175 |
РЈР›-061 | 50 | 2700 | 0,81 | 0,4 | 0,67 | 48 | 0,7 | 325 |
РЈР›-062 | 80 | 2700 | 1,25 | 0,63 | 1,1 | 48 | 0,7 | 400 |
РЈР›-071 | 120 | 2700 | 1,82 | 0,91 | 1,5 | 52 | 0,7 | 700 |
РЈР›-072 | 180 | 2700 | 2,48 | 1,2 | 2,1 | 56 | 0,7 | 875 |
РЈР›-081 | 270 | 2700 | 3.5 | 1.7 | 2,9 | 60 | 0,7 | 1625 |
РЈР›-082 | 400 | 2700 | 5,0 | 2,5 | 4,0 | 65 | 0,7 | 2200 |
Примечание. Двигатели серии РЈР› выпускаются либо РЅР° лапах Рё СЃ фланцевым креплением исполнения Р©2/ФЗ, либо только СЃ фланцевым креплением РёСЃРїРѕР»Внения ФЗ.
На рис. 8.1 и 8.2 представлены чертежи конструкций машин постоянного тока серий соответственно 2П и 4П.
В
Рис. 8 1. Машина постоянного тока серии 2П
В
Рис. 8.2. Машина постоянного тока серии 4П
Более подробные сведения о машинах постоянного тока читатель может найти также в [2, 11, 48].
www.proelectro2.ru
В
Универсальными называют коллекторные двигатели, которые могут работать как от сети постоянного, так и от сети однофазного переменного тока.
Коллекторный двигатель постоянного тока РІ принципе может работать РѕС‚ сети переменного тока, так как РїСЂРё переходе РѕС‚ полоВжительного полупериода переменного напряжения Рє отрицательВРЅРѕРјСѓ направление электромагнитного момента сохраняется неизВменным. Объясняется это тем, что РїСЂРё переходе Рє отрицательному полупериоду почти одновременно СЃ изменением направления тока РІ обмотке СЏРєРѕСЂСЏ меняется направление тока РІ обмотке возбуждеВРЅРёСЏ, С‚. Рµ. меняется полярность полюсов.
В
В
Р РёСЃ. 29.16. Рљ принципу работы универсального коллекторноВРіРѕ двигателя
В
Однофазные коллекторные двигатели имеют преимущественВРЅРѕ последовательное возбуждение. Применение параллельного возбуждения (СЂРёСЃ. 29.14, ) РІ данном случае ограничивается значительной индуктивностью параллельной обмотки возбуждения, имеющей большое число витков. Рто создает значительный фазоВвый СЃРґРІРёРі между током СЏРєРѕСЂСЏ Рё током возбуждения РЅР° СѓРіРѕР» (СЂРёСЃ. 29.14, Р±). Среднее значение электромагнитного момента РІ этом случае определяется выражением, аналогичным выражению (25.24), РЅРѕ учитывающим СѓРіРѕР» СЃРґРІРёРіР° между током СЏРєРѕСЂСЏ Рё магВнитным потоком:
, (29.34)
РіРґРµ — максимальное значение магнитного потока; — СѓРіРѕР» СЃРґРІРёРіР° фаз между током СЏРєРѕСЂСЏ Рё током возбуждения; — СѓРіРѕР» СЃРґРІРёРіР° фаз между током возбуждения Рё магнитным потоком, РѕР±СѓВсловленный наличием магнитных потерь РІ машине [ , Р° следовательно,
Р’ двигателе последовательного возбуждения (СЂРёСЃ. 29.14, РІ) ток СЏРєРѕСЂСЏ Рё ток возбуждения совпадают РїРѕ фазе: = 0 (СЂРёСЃ. 29.14, Рі). Поэтому среднее значение электромагнитного вращаюВщего момента РІ двигателе последовательного возбуждения больше, чем РІ двигателе параллельного возбуждения:
. (29.35)
Рлектромагнитный момент двигателя последовательного РІРѕР·Вбуждения РїСЂРё работе РѕС‚ сети переменного тока имеет постоянную составляющую (СЂРёСЃ. 29.14, Рґ) Рё переменную составляющую , изменяющуюся СЃ частотой, равной удвоенной частоте сети (СЂРёСЃ. 29.14, Рµ). Результирующий момент этого двигателя является пульсирующим M~ (СЂРёСЃ. 29.14, Р¶): M~ = . Небольшие участки графика СЃ отрицательным (тормозяВщим) моментом обусловлены фазовым СЃРґРІРёРіРѕРј между векторами магнитного потока Рё током (СЂРёСЃ. 29.14, Рі). Пульсации РјРѕВмента M~практически РЅРµ нарушают работу двигателя, включенноВРіРѕ РІ сеть переменного тока, так как сглаживаются Р·Р° счет момента инерции вращающегося СЏРєРѕСЂСЏ.
РџРѕ своей конструкции универсальные коллекторные двигатеВли отличаются РѕС‚ двигателей постоянного тока тем, что РёС… станина Рё главные полюсы делаются шихтованными РёР· листовой электроВтехнической стали. Рто дает возможность сократить магнитные потери, которые РїСЂРё работе двигателя РѕС‚ сети переменного тока повышаются, так как переменный ток РІ обмотке возбуждения РІС‹Взывает перемагничивание всей магнитной цепи, включая станину Рё сердечники полюсов.
РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ недостаток однофазных коллекторных двигатеВлей — тяжелые условия коммутации. Дело РІ том, что РІ коммутиВрующих секциях РїРѕРјРёРјРѕ реактивной РДС Рё РДС внешнего поля (СЃРј. В§ 27.3) наводится трансформаторная РДС ,действующее значение которой
. (29.36)
Рта РДС наводится переменным магнитным потоком РІРѕР·Р±СѓР¶Вдения, сцепленным СЃ коммутирующими секциями. Для уменьшеВРЅРёСЏ трансформаторной РДС необходимо уменьшить поток , Р° чтобы мощность двигателя РїСЂРё этом осталась прежней, следует увеличить число полюсов РІ двигателе.
Применение РІ обмотке СЏРєРѕСЂСЏ двигателя одновитковых секций также способствует ограничению ,РЅРѕ РїСЂРё этом увелиВчивается количество пластин РІ коллекторе, Р° следовательно, РІРѕР·Врастают его размеры. Применение добавочных полюсов СЃ РѕР±РјРѕС‚ВРєРѕР№, включенной последовательно РІ цепь СЏРєРѕСЂСЏ, позволяет добиться полной взаимной компенсации трансформаторной РДС только РїСЂРё определенных значениях тока СЏРєРѕСЂСЏ Рё частоты вращеВРЅРёСЏ. РџСЂРё РґСЂСѓРіРёС… режимах работы двигателя условия коммутации остаются тяжелыми. Регулировка частоты вращения Рё реверсироВвание однофазного коллекторного двигателя выполняются так же, как Рё РІ двигателях постоянного тока последовательного возбуждения.
Р’ универсальном коллекторном двигателе стремятся получить примерно одинаковые частоты вращения РїСЂРё номинальной РЅР°ВРіСЂСѓР·РєРµ, как РЅР° постоянном, так Рё РЅР° переменном токе. Достигается это тем, что обмотку возбуждения двигателя выполняют СЃ ответвВлениями: РїСЂРё работе двигателя РѕС‚ сети постоянного тока обмотка возбуждения используется полностью, Р° РїСЂРё работе РѕС‚ сети переВменного тока — частично (СЂРёСЃ. 29.15, ).
Расхождения РІ характеристиках двигателя РЅР° постоянном Рё переменном токе объясняются тем, что РїСЂРё работе РѕС‚ сети переВменного тока РЅР° величину Рё фазу тока оказывают влияние РёРЅРґСѓРєВтивные сопротивления обмоток СЏРєРѕСЂСЏ Рё возбуждения.
В
Рис. 29.17. Схема соединений и рабочие характеристики универсального коллекторного двигателя
В
Однако уменьшение числа витков обмотки возбуждения обеспечивает сближение характеристик лишь РїСЂРё нагрузке, близкой Рє РЅРѕРјРёВнальной. РќР° СЂРёСЃ. 29.15, Р± приведены рабочие характеристики СѓРЅРёВверсального коллекторного двигателя типа РЈРњРў-22 (55 Р’С‚, 200 РѕР±/РјРёРЅ, 110/127 Р’). Потребляемый двигателем ток РїСЂРё работе РѕС‚ сети переменного тока больше, чем РїСЂРё работе этого же электроВдвигателя РѕС‚ сети постоянного тока, так как переменный ток РїРѕВРјРёРјРѕ активной имеет еще Рё реактивную составляющую. КоэффиВциент полезного действия универсальных двигателей РїСЂРё переменном токе ниже, чем РїСЂРё постоянном, что вызвано РїРѕРІС‹Вшенными магнитными потерями. Области применения универВсальных коллекторных двигателей достаточно широки: РёС… РїСЂРёРјРµВРЅСЏСЋС‚ РІ автоматике, для РїСЂРёРІРѕРґР° различного электроинструмента, бытовых электроприборов Рё РґСЂ.
Контрольные вопросы
1. Какие способы ограничения пускового тока применяются в двигателях постоянного тока?
2. РЎ какой целью РїСЂРё РїСѓСЃРєРµ двигателя параллельного возбуждения сопротивлеВРЅРёРµ реостата РІ цепи возбуждения устанавливают минимальным?
3. Сравните двигатели параллельного и последовательного возбуждения по их регулировочным свойствам.
4. Какова разница РІ конструкции коллекторных двигателей постоянного Рё РїРµВременного тока?
В
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
zdamsam.ru
В
Универсальными называют коллекторные двигатели, которые могут работать как от сети постоянного, так и от сети однофазного переменного тока.
Коллекторный двигатель постоянного тока РІ принципе может работать РѕС‚ сети переменного тока, так как РїСЂРё переходе РѕС‚ полоВжительного полупериода переменного напряжения Рє отрицательВРЅРѕРјСѓ направление электромагнитного момента сохраняется неизВменным. Объясняется это тем, что РїСЂРё переходе Рє отрицательному полупериоду почти одновременно СЃ изменением направления тока РІ обмотке СЏРєРѕСЂСЏ меняется направление тока РІ обмотке возбуждеВРЅРёСЏ, С‚. Рµ. меняется полярность полюсов.
В
В
Р РёСЃ. 29.16. Рљ принципу работы универсального коллекторноВРіРѕ двигателя
В
Однофазные коллекторные двигатели имеют преимущественВРЅРѕ последовательное возбуждение. Применение параллельного возбуждения (СЂРёСЃ. 29.14, ) РІ данном случае ограничивается значительной индуктивностью параллельной обмотки возбуждения, имеющей большое число витков. Рто создает значительный фазоВвый СЃРґРІРёРі между током СЏРєРѕСЂСЏ Рё током возбуждения РЅР° СѓРіРѕР» (СЂРёСЃ. 29.14, Р±). Среднее значение электромагнитного момента РІ этом случае определяется выражением, аналогичным выражению (25.24), РЅРѕ учитывающим СѓРіРѕР» СЃРґРІРёРіР° между током СЏРєРѕСЂСЏ Рё магВнитным потоком:
, (29.34)
РіРґРµ — максимальное значение магнитного потока; — СѓРіРѕР» СЃРґРІРёРіР° фаз между током СЏРєРѕСЂСЏ Рё током возбуждения; — СѓРіРѕР» СЃРґРІРёРіР° фаз между током возбуждения Рё магнитным потоком, РѕР±СѓВсловленный наличием магнитных потерь РІ машине [ , Р° следовательно, ].
Р’ двигателе последовательного возбуждения (СЂРёСЃ. 29.14, РІ) ток СЏРєРѕСЂСЏ Рё ток возбуждения совпадают РїРѕ фазе: = 0 (СЂРёСЃ. 29.14, Рі). Поэтому среднее значение электромагнитного вращаюВщего момента РІ двигателе последовательного возбуждения больше, чем РІ двигателе параллельного возбуждения:
. (29.35)
Рлектромагнитный момент двигателя последовательного РІРѕР·Вбуждения РїСЂРё работе РѕС‚ сети переменного тока имеет постоянную составляющую (СЂРёСЃ. 29.14, Рґ) Рё переменную составляющую , изменяющуюся СЃ частотой, равной удвоенной частоте сети (СЂРёСЃ. 29.14, Рµ). Результирующий момент этого двигателя является пульсирующим M~ (СЂРёСЃ. 29.14, Р¶): M~ = . Небольшие участки графика СЃ отрицательным (тормозяВщим) моментом обусловлены фазовым СЃРґРІРёРіРѕРј между векторами магнитного потока Рё током (СЂРёСЃ. 29.14, Рі). Пульсации РјРѕВмента M~практически РЅРµ нарушают работу двигателя, включенноВРіРѕ РІ сеть переменного тока, так как сглаживаются Р·Р° счет момента инерции вращающегося СЏРєРѕСЂСЏ.
РџРѕ своей конструкции универсальные коллекторные двигатеВли отличаются РѕС‚ двигателей постоянного тока тем, что РёС… станина Рё главные полюсы делаются шихтованными РёР· листовой электроВтехнической стали. Рто дает возможность сократить магнитные потери, которые РїСЂРё работе двигателя РѕС‚ сети переменного тока повышаются, так как переменный ток РІ обмотке возбуждения РІС‹Взывает перемагничивание всей магнитной цепи, включая станину Рё сердечники полюсов.
РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ недостаток однофазных коллекторных двигатеВлей — тяжелые условия коммутации. Дело РІ том, что РІ коммутиВрующих секциях РїРѕРјРёРјРѕ реактивной РДС Рё РДС внешнего поля (СЃРј. В§ 27.3) наводится трансформаторная РДС ,действующее значение которой
. (29.36)
Рта РДС наводится переменным магнитным потоком РІРѕР·Р±СѓР¶Вдения, сцепленным СЃ коммутирующими секциями. Для уменьшеВРЅРёСЏ трансформаторной РДС необходимо уменьшить поток , Р° чтобы мощность двигателя РїСЂРё этом осталась прежней, следует увеличить число полюсов РІ двигателе.
Применение РІ обмотке СЏРєРѕСЂСЏ двигателя одновитковых секций также способствует ограничению ,РЅРѕ РїСЂРё этом увелиВчивается количество пластин РІ коллекторе, Р° следовательно, РІРѕР·Врастают его размеры. Применение добавочных полюсов СЃ РѕР±РјРѕС‚ВРєРѕР№, включенной последовательно РІ цепь СЏРєРѕСЂСЏ, позволяет добиться полной взаимной компенсации трансформаторной РДС только РїСЂРё определенных значениях тока СЏРєРѕСЂСЏ Рё частоты вращеВРЅРёСЏ. РџСЂРё РґСЂСѓРіРёС… режимах работы двигателя условия коммутации остаются тяжелыми. Регулировка частоты вращения Рё реверсироВвание однофазного коллекторного двигателя выполняются так же, как Рё РІ двигателях постоянного тока последовательного возбуждения.
Р’ универсальном коллекторном двигателе стремятся получить примерно одинаковые частоты вращения РїСЂРё номинальной РЅР°ВРіСЂСѓР·РєРµ, как РЅР° постоянном, так Рё РЅР° переменном токе. Достигается это тем, что обмотку возбуждения двигателя выполняют СЃ ответвВлениями: РїСЂРё работе двигателя РѕС‚ сети постоянного тока обмотка возбуждения используется полностью, Р° РїСЂРё работе РѕС‚ сети переВменного тока — частично (СЂРёСЃ. 29.15, ).
Расхождения РІ характеристиках двигателя РЅР° постоянном Рё переменном токе объясняются тем, что РїСЂРё работе РѕС‚ сети переВменного тока РЅР° величину Рё фазу тока оказывают влияние РёРЅРґСѓРєВтивные сопротивления обмоток СЏРєРѕСЂСЏ Рё возбуждения.
В
Рис. 29.17. Схема соединений и рабочие характеристики универсального коллекторного двигателя
В
Однако уменьшение числа витков обмотки возбуждения обеспечивает сближение характеристик лишь РїСЂРё нагрузке, близкой Рє РЅРѕРјРёВнальной. РќР° СЂРёСЃ. 29.15, Р± приведены рабочие характеристики СѓРЅРёВверсального коллекторного двигателя типа РЈРњРў-22 (55 Р’С‚, 200 РѕР±/РјРёРЅ, 110/127 Р’). Потребляемый двигателем ток РїСЂРё работе РѕС‚ сети переменного тока больше, чем РїСЂРё работе этого же электроВдвигателя РѕС‚ сети постоянного тока, так как переменный ток РїРѕВРјРёРјРѕ активной имеет еще Рё реактивную составляющую. КоэффиВциент полезного действия универсальных двигателей РїСЂРё переменном токе ниже, чем РїСЂРё постоянном, что вызвано РїРѕРІС‹Вшенными магнитными потерями. Области применения универВсальных коллекторных двигателей достаточно широки: РёС… РїСЂРёРјРµВРЅСЏСЋС‚ РІ автоматике, для РїСЂРёРІРѕРґР° различного электроинструмента, бытовых электроприборов Рё РґСЂ.
Контрольные вопросы
1. Какие способы ограничения пускового тока применяются в двигателях постоянного тока?
2. РЎ какой целью РїСЂРё РїСѓСЃРєРµ двигателя параллельного возбуждения сопротивлеВРЅРёРµ реостата РІ цепи возбуждения устанавливают минимальным?
3. Сравните двигатели параллельного и последовательного возбуждения по их регулировочным свойствам.
4. Какова разница РІ конструкции коллекторных двигателей постоянного Рё РїРµВременного тока?
В
В
Глава 30
Читайте также:
lektsia.info