Содержание

Как проверить электродвигатель на исправность

Все электродвигатели классифицируются по разным параметрам – мощности, особенностям внутренней схемы и так далее. Но, как правило, все неисправности в них типовые. Поэтому и проверка (прозвонка) электродвигателей на исправность, независимо от их модификации (постоянного тока, синхронные или асинхронные), разновидности, мощности, назначения и так далее проводится по одному и тому же алгоритму.

И если читатель поймет смысл всех операций, то без труда сделает простейшую диагностику любого из электродвигателей, чтобы удостовериться в его работоспособности.

Содержание

  • 1 Порядок действий
    • 1.1 Проверка кинематики
    • 1.2 Проверка напряжения питания
    • 1.3 Внешний осмотр
  • 2 Проверка электрической части двигателя
    • 2.1 Проверка щеток
    • 2.2 Проверка контактных групп
    • 2.3 Проверка обмоток
    • 2.4 На целостность обмоток
    • 2.5 На КЗ
    • 2.6 На пробой
  • 3 Что учесть при проверке двигателя

Порядок действий

Перед тем, как приступить к тестированию электродвигателя, его нужно отсоединить от привода. Только в этом случае гарантируется точная диагностика изделия.

Проверка кинематики

Один из самых распространенных случаев, когда напряжение на образец подается, а он «стоит», без всяких признаков «жизни». Убедиться в исправности механической части двигателя несложно – достаточно прокрутить его вал вручную, причем на пару-тройку оборотов. Если это можно сделать без каких-либо усилий, то изделие исправно. Небольшой люфт (иногда он есть) для некоторых типов электрических двигателей вещь вполне допустимая. Но если он значительный, то это уже следует рассматривать как отклонение от нормы. В этом случае о полной исправности двигателя (даже при отсутствии иных дефектов) говорить не приходится.

Совет

Наиболее вероятная причина поломки – выработка ресурса опорных подшипников ротора или их выход из строя из-за систематического перегрева. Хотя могут быть и иные – попадание инородных фракций (проще говоря, грязи и пыли), износ щеток. Достаточно произвести частичную разборку электродвигателя, чтобы определить, что мешает свободному вращению вала.

Проверка напряжения питания

Если механическая часть двигателя исправна, то следует переходить к тестированию всей электрической схемы. Номинал подаваемого напряжения должен соответствовать значению, указанному в паспорте эл/двигателя. Вот в этом и нужно убедиться, произведя измерение на его клеммах (выводах). Для этого необходимо лишь снять крышку с соединительной коробки. Почему именно там?

Практически ни один эл/двигатель напрямую к источнику питания не подключается. Всегда есть промежуточные «звенья» в цепи. Даже в самой простейшей схеме имеется хотя бы 1 элемент – кнопка (тумблер, АВ или что-то подобное). Нельзя исключать и кабель, которым соединяется электродвигатель с источником питания. Возможно, само изделие и в норме, а не запускается совершенно по другой причине (поломка защитного автомата, МП, обрыв в питающем проводе).

Если проверка показала, что напряжение подается, и оно соответствует нормативу, то вывод однозначный – неисправность в электрическом двигателе.

Внешний осмотр

Начинать нужно с того, что, как это не покажется странным, в буквальном смысле электродвигатель понюхать. Самый простой и действенный способ первичного определения его неисправности. В большинстве случаев при нарушениях в схеме повышается температура внутри корпуса, что приводит к частичному плавлению компаунда. А это всегда сопровождается характерным запахом.

Потемнение краски на электродвигателе, особенно на отдельном сегменте, появление темных наплывов в районах крепления крышек на торцах корпуса – верный признак избыточного нагрева.

После снятия «колпаков» следует осмотреть внутренности электродвигателя со всех сторон. Расплавление компаунда сразу же будет заметно. Если он «потек» достаточно сильно, то однозначно придется заниматься ремонтом изделия – его нельзя считать полностью исправным.

Проверка электрической части двигателя

Проверка щеток

Это касается моделей коллекторного типа. То, что они на месте, еще не говорит об исправности электродвигателя. У этих сменных контактов есть некоторый предел износа, и его реальную величину визуально несложно оценить по их длине. Как правило, допустимая выработка – если «высота» щетки не менее 10 мм. Хотя для конкретного изделия следует уточнять. Но в любом случае при подозрениях на повышенный износ лучше сразу же их заменить.

Проверка контактных групп

На роторе находятся ламели. Не только повреждения любой из них или отслоения, но даже глубокая царапина – признак неисправности. Возможно, электродвигатель еще какое-то время и поработает, но вот сколько и как эффективно – большой вопрос.

Проверка обмоток

Для этого они исключаются из схемы. Методика зависит от типа эл/двигателя. Выводы можно отпаять или «откинуть», раскрутив фиксирующие гайки. В противном случае протестировать их на целостность невозможно. Обмотки электродвигателя соединяются в общую схему («звездой» или «треугольником»), и их тестирование в исходном состоянии бессмысленно – они все будут «звониться». Даже и при обрыве в случае короткого замыкания.

На целостность обмоток

По сути, каждая из них – провод, уложенный соответствующим образом. Все они соединены в схему. Следовательно, из выводов должна быть лишь одна «пара». Вот и нужно взять любой из них (предварительно сняв все перемычки) и поочередно, при помощи мультиметра, «прозванивать» с остальными. Если при проверке конкретного вывода прибор все время показывает ∞ (при измерении сопротивления), то в этой статорной обмотке – внутренний обрыв. Однозначно – в ремонт.

На КЗ

Методика идентична, и повторять проверку нет смысла. Это оценивается сразу, параллельно. Нужно лишь учесть, что если какой-то вывод «звонится» более чем с одним проводом, то это означает, что между обмотками – короткое замыкание. То же самое – только в мастерскую.

На пробой

В принципе, аналогично. Разница лишь в том, что при проверке изоляции проводников один щуп тестера постоянно на корпусе электродвигателя (предварительно следует зачистить небольшой «пятачок» от краски), а второй последовательно присоединяется ко всем выводам, поочередно. Если хотя бы раз прибор покажет нулевое сопротивление, значит, этот проводник «коротит». И в этом случае без ремонта не обойтись.

Совет

Иногда напряжения батарейки мультиметра недостаточно. Для таких испытаний более подходит омметр. Но для этого нужно, во-первых, свериться с паспортными данными электродвигателя (по допустимому напряжению проверки изоляции), во-вторых, подобрать прибор соответствующего класса. Слепо следовать рекомендациям по проведению такого рода диагностики на исправность не нужно, иначе легко загубить обмотки.

Что учесть при проверке двигателя

  • Проверка с помощью «контрольки» (лампочка + батарейка) не позволит провести тестирование двигателя в полном объеме. Поэтому однозначно судить о его исправности при таком способе нельзя.
  • Есть и еще одна неисправность, хотя она встречается довольно редко – межвитковое замыкание. Определить ее можно лишь с помощью специального прибора. Если после всех проведенных проверок электродвигатель не пускается или работает некорректно, то дальнейшее тестирование следует доверить профессионалу, в специализированной мастерской. Сверка величин сопротивлений обмоток (есть и такие рекомендации) – напрасная трата времени. Отклонения в 1 – 2 Ом тестер может не показать (стоит учитывать допустимую ошибку в измерениях, в зависимости от класса прибора).
  • При выборе сервисного центра (для дальнейшего ремонта) следует обратить внимание на расценки. Перемотка электродвигателя стоит довольно дорого. И если за эту услугу просят немного, есть над чем подумать. Вариантов несколько – недостаточная квалификация персонала, упрощенная процедура, использование низкокачественного компаунда. Но в любом случае после перемотки двигатель долго не прослужит.

И последнее. Нужно просчитать, что выгоднее – восстанавливать исправность изделия или приобрести новое. Это зависит от специфики его эксплуатации, интенсивности использования, необходимости в нем в какой-то момент времени (срочная работа, например). Практика показывает, что после того, как эл/двигатель побывал в мастерской, в «чужих руках», больше полугода он не проработает. Проверено.

Ну а как поступить, решать только вам, уважаемый читатель. По крайней мере, самостоятельно произвести простейшие проверки электрического двигателя на исправность вы уже сможете.

Как Проверить Электродвигатель на Исправность. Виды обмоток

Починить или проверить своими руками асинхронный электродвигатель будет не тяжело большинству людей. Наиболее частой поломкой у асинхронных двигателей является износ подшипников, реже обрыв или отсыревание обмоток.

Большинство неисправностей можно выявить при внешнем осмотре.

Рекомендую периодически, что бы продлить срок службы- проверять у электродвигателей: состояние подшипников, чистить его внутри от мусора и пыли, и особенно вентиляционные отверстия.

Перед подключением или если долго не использовался мотор, необходимо у него проверить сопротивление изоляции мегомметром. Или если нет знакомого электрика с мегомметром, тогда не помешает в профилактических целях его разобрать и посушить обмотки статора несколько суток.

Прежде чем приступать к ремонту электродвигателя, необходимо проверить наличие напряжения и исправность магнитных пускателей, теплового реле, кабелей подключения и конденсатора, при его наличии в схеме.

Мнение эксперта

Стребиж Виктор Павлович, эксперт по освещению и электрике

Любые вопросы задавайте мне, я помогу!

Обмотка статора такого двигателя состоит из трех частей фаз , разнесенных на 120 градусов и соединенных по схеме звезда или треугольник. Если же вам что-то непонятно, пишите мне!

Как прозвонить электродвигатель мультиметром — полезные советы

Проверка электродвигателя внешним осмотром

Полноценный осмотр можно провести только после разборки электродвигателя, но сразу не спешите разбирать.

Все работы выполняются только после отключения электропитания, проверки его отсутствия на электродвигателе и принятия мер по предотвращению его самопроизвольного или ошибочного включения. Если устройство включается в розетку, тогда просто достаточно достать вилку из нее.

Если в схеме есть конденсаторы, тогда их выводы необходимо разрядить.

Какое освещение Вы предпочитаете

ВстроенноеЛюстра

  1. Люфт в подшипниках. Как проверить и заменить подшипники читайте в этой статье.
  2. Проверьте покрытие краски на корпусе. Выгоревшая или отлущиваяся местами краска свидетельствует о нагревании двигателя в этих местах. Особенно обратите внимание на места расположения подшипников.
  3. Проверьте лапы крепления электродвигателя и вал вместе его соединения с механизмом. Трещины или отломанные лапы необходимо приварить.

Может выгореть как часть обмотки и возникнет межвитковое замыкание (на картинке слева), так и вся обмотка (на правой картинке). Несмотря на то, что в первом случае двигатель будет работать и перегреваться, все равно необходимо в любом случае перемотать заново обмотки.

Электрическая часть электродвигателя

В зависимости от того, двигатель для постоянного или переменного тока, асинхронный или синхронный, отличается и его конструкция электрической части, но общие принципы работы, основанные на воздействии вращающегося электромагнитного поля статора на поле ротора который передает вращение (валу) приводу.

В коллекторных электродвигателях используется схема передачи тока от стационарной части на вращающиеся детали с помощью щеткодержателя.

Поскольку магнитопровод изготавливается из пластин специальных сталей, собранных с высокой надежностью, то поломки таких элементов происходят очень редко и под воздействием агрессивных условий работы или запредельных механических нагрузок на корпус. Потому проверять их магнитные потоки не приходится и основное внимание прикладывается состоянию электрообмоток.

Мнение эксперта

Стребиж Виктор Павлович, эксперт по освещению и электрике

Любые вопросы задавайте мне, я помогу!

Ревизия подобного прибора проводится довольно часто, используется в различных автомобилях для вентиляторов и насосов, дворников. Если же вам что-то непонятно, пишите мне!

Как проверить электродвигатель в домашних условиях при помощи мультиметра, сопротивление обмоток

Проверка щеточного узла

Графитовые пластины щеток должны создавать минимальное переходное сопротивление для нормальной работы двигателя, они должны быть чистыми и хорошо прилегать к коллектору.

Электродвигатель который много работал с серьезными нагрузками, как правило имеет загрязненные пластины на коллекторе с изрядно набитыми в пазах пластин, графитовыми стружками, что довольно сильно ухудшает изоляцию между пластинами.

Щеточный механизм осматривают на загрязненность, на выработку самых щеток, на прижимную силу пружин механизма, а также на предмет искрения в процессе работы.

Загрязнения убираются мягкой тряпочкой, смоченной спиртом. Зазоры (полости) между пластинами очищаются с помощью зубочистки. Щетки притирают мелкозернистой наждачной шкуркой.
Если на коллекторе имеются выбоины или выгоревшие участки, то его подвергают механической обработке и полировке до нужного уровня.

Как правильно проверить обмотоку электродвигателя на обрыв и межвитковое замыкание мультиметром

Чтобы прозвонить обмотки на обрыв нужно переключить мультиметр в режим омметра. Выявить межвитковое замыкание можно сравнив сопротивление обмотки с паспортными данными или с измерениями симметричных обмоток проверяемого электродвигателя.

Нужно помнить, что у мощных электродвигателей поперечное сечение проводов обмоток достаточно большое, поэтому их сопротивление будет близким к нулю, а такую точность измерений в десятые доли Ома обычные тестеры не обеспечивают.

Поэтому нужно собрать измерительное приспособление из аккумулятора и реостата, (приблизительно 20 Ом) выставив ток 0,5-1А. Измеряют падение напряжения на резисторе, подключенном последовательно в цепь аккумулятора и измеряемой обмотки.

Для сверки с паспортными данными, можно рассчитать сопротивление по формуле, но, можно этого и не делать – если требуется идентичность обмоток, то достаточно будет совпадения падения напряжения по всем измеряемым выводам.

Цифровой мультиметр Mastech MY61 58954

Ниже приведены алгоритмы проверки электродвигателей, у которых необходимым условием работоспособности является симметричность обмоток.

Проверка асинхронных трёхфазных электродвигателей с короткозамкнутым якорем

У подобных двигателей можно прозвонить только статорные обмотки, электромагнитное поле которых в замкнутых накоротко стержнях якоря наводит токи, создающие магнитное поле, взаимодействующее с полем статора.

Неисправности в роторах данных электродвигателей случаются крайне редко, и для их выявления, необходимо специальное оборудование.

Чтобы проверить трёхфазный мотор, нужно снять крышку клеммника – там находятся клеммы подключения обмоток, которые могут быть соединены по типу «звезда» или «треугольник».

Прозвонку можно сделать, даже не снимая перемычки – достаточно измерить сопротивление между фазными клеммами – все три показания омметра должны совпадать.

Проверка конденсаторных электродвигателей

Чтобы проверить однофазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором, по аналогии с трёхфазным мотором, необходимо прозвонить только статорные обмотки.

Но у однофазных (двухфазных) электродвигателей имеются только две обмотки – рабочая и пусковая.

Сопротивление рабочей обмотки всегда меньше, чем у пусковой

Таким образом, измеряя сопротивление, можно идентифицировать выводы, если табличка со схемой и обозначениями затёрлась или затерялась.

Как проверить и сделать асинхронный электродвигатель

При измерении один провод от мегомметра присоединяют к корпусу в неокрашенном месте, а второй по очереди к каждому выводу обмотки. После этого измерьте сопротивление изоляции между всеми обмотками. При величине менее 0.5 Мегома- двигатель необходимо просушить.

Мнение эксперта

Стребиж Виктор Павлович, эксперт по освещению и электрике

Любые вопросы задавайте мне, я помогу!

Будьте внимательны , во избежание поражения электрическим током не прикасайтесь к измерительным зажимам во время проведения измерений. Если же вам что-то непонятно, пишите мне!

Проверка обмоток электродвигателя.

Неисправности и методы

  • Асинхронный трёхфазный двигатель с короткозамкнутым ротором – наиболее лёгкий для проверки, из-за его простого внутреннего устройства, благодаря которому, данный тип электродвигателя имеет наибольшую популярность;

Логический класс | Дом

  • ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

    ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

    Электродвигатель представляет собой вращающееся устройство, преобразующее электрическую энергию в механическую. Электродвигатель используется в качестве важного компонента в электровентиляторах, холодильниках, миксерах, стиральных машинах, компьютерах, MP3-плеерах и т. д. Вы знаете, как работает электродвигатель?

    Электродвигатель, как показано на рис. 13.15, состоит из прямоугольной катушки ABCD из изолированного медного провода. Катушка помещается между двумя полюсами магнитного поля так, что плечи AB и CD перпендикулярны направлению магнитного поля. Концы катушки соединены с двумя половинами P и Q разрезного кольца. Внутренние стороны этих половинок изолированы и прикреплены к оси. Внешние проводящие края P и Q касаются двух проводящих стационарных щеток X и Y соответственно, как показано на рис. 13.15.

    Рисунок 13.15:    Простой электродвигатель

     

    Ток в катушке ABCD поступает от исходной батареи через проводящую щетку X и возвращается к батарее через щетку Y. Обратите внимание, что ток в плече AB катушки течет от A к B. В плече CD он течет от C к D , то есть противоположно направлению тока через плечо АВ. О применении правила левой руки Флеминга для направления силы на проводнике с током в магнитном поле (см. рис. 13.13). Мы видим, что сила, действующая на плечо AB, толкает его вниз, а сила, действующая на плечо CD, толкает его вверх. Таким образом, катушка и ось О, свободно вращающиеся вокруг оси, вращаются против часовой стрелки. При половинном обороте Q соприкасается со щеткой X, а P со щеткой Y. Поэтому ток в катушке меняется на противоположный и течет по пути DCBA. Устройство, изменяющее направление тока в цепи, называется коммутатором. В электродвигателях разрезное кольцо действует как коллектор. Изменение направления тока также меняет направление силы, действующей на два плеча AB и CD. Таким образом, плечо AB катушки, которое ранее было опущено, теперь поднимается вверх, а плечо CD, ранее поднятое вверх, теперь опускается. Поэтому катушка и ось поворачиваются еще на пол-оборота в одном и том же направлении. Изменение направления тока повторяется при каждом полуобороте, что приводит к непрерывному вращению катушки и оси.

     

    Коммерческие двигатели используют

    (i) электромагнит вместо постоянного магнита;

    (ii) большое количество витков проводника в токопроводящей катушке; и

    (iii) сердечник из мягкого железа, на который намотана катушка. Сердечник из мягкого железа, на который намотана катушка плюс катушки, называется якорем. Это увеличивает мощность двигателя.

     

    Вопросы

    1. Государство Правило левой руки Флеминга.     

    2.  Какой  принцип работы электродвигателя?  

    3. Какую роль выполняет разрезное кольцо в электродвигателе?

     

     

     

     

    Источник : эта тема взята из УЧЕБНИКА NCERT

    .


Электродвигатель постоянного тока – e=mc2andallthat

e=mc2andallthat1 Комментарий

Учащимся сложно изучать электродвигатели, потому что:

  1. Им трудно предсказать направление силы, действующей на проводник в магнитном поле, как с применением правила левой руки Флеминга, так и без него.
  2. Им трудно понять, как работает коммутатор с разъемным кольцом.

В этом посте я хочу сосредоточиться на предлагаемой последовательности обучения действию коммутатора с разъемным кольцом, так как я рассмотрел первый пункт в предыдущих постах.

Кому вообще нужен «коммутатор с разрезным кольцом»?

Мы все делаем, если собираемся строить электродвигатели, производящие непрерывное вращательное движение.

Если мы наивно подключим концы катушки к источнику питания, то катушка сделает неполный оборот, а затем зафиксируется на месте, как показано ниже. Когда катушка находится в вертикальном положении, ни одна из сил по правилу левой руки Флеминга (FLHR) не будет создавать крутящий момент вокруг оси вращения.

Когда катушка перемещается в это вертикальное положение, должны произойти две вещи, чтобы катушка постоянно вращалась в одном и том же направлении.

  • Подача тока на катушку должна быть прекращена в этой точке, потому что силы FLHR, действующие в этот момент, стремятся удерживать катушку неподвижно в вертикальном положении. Если бы ток был отключен в это время, то импульс движущейся катушки имел бы тенденцию удерживать ее в движении мимо этой «мертвой точки».
  • Направление тока в этой точке необходимо изменить на противоположное, чтобы мы получили направленную вниз силу FLHR, действующую на сторону X, и направленную вверх силу FLHR, действующую на сторону Y. Эта комбинация сил заставит катушку вращаться по часовой стрелке.

Звучит сложно, но здесь может помочь небольшое устройство, известное как коммутатор с разъемным кольцом.

Одно (разделенное) кольцо для вращения всех

Слово commutator имеет тот же корень, что и commute , и происходит от латинского commutare (‘ com -‘ = все и ‘- 1’903 mutare = изменение) и, по сути, означает «все меняется». В 1840-х годах оно было принято как название устройства, которое «меняет направление электрического тока от батареи без изменения расположения проводников».

В контексте этого поста коммутатор относится к поворотному переключателю, который периодически меняет направление тока между катушкой и внешней цепью. Этот поворотный переключатель имеет форму токопроводящего кольца с двумя зазорами: отсюда разрезное кольцо .

Отслеживание вращения катушки на протяжении всего оборота

На приведенном ниже рисунке показана катушка, подключенная к источнику постоянного тока через две «щетки», которые упираются в коммутатор с разрезным кольцом (SRC). Ток течет к нам через сторону X катушки и от нас через сторону Y катушки (как показано на двухмерной версии диаграммы с точками и крестами). Это создает направленную вверх силу FLHR на стороне X и направленную вниз силу FLHR на стороне X. сторона Y, которая заставляет катушку вращаться по часовой стрелке.0009

Теперь давайте посмотрим на катушку, когда она повернется на 45 градусов. Отметим, что SRC также повернулся на 45 градусов. Однако он все еще находится в контакте со щетками, подающими ток. Силы на стороне X и стороне Y такие же, как указано выше, поэтому катушка продолжает вращаться по часовой стрелке.

Далее рассмотрим ситуацию, когда катушка повернулась еще на 45 градусов. Теперь катушка находится в вертикальном положении. Однако мы видим, что зазоры в СРК теперь напротив щеток. Это означает, что в этой точке на катушку не подается ток, поэтому силы FLHR не действуют на стороны X и сторону Y. Катушка может продолжать вращаться по часовой стрелке из-за импульса.

Давайте теперь посмотрим на ситуацию, когда катушка повернулась еще на 45 градусов до ориентации, показанной ниже. Обратите внимание, что сторона SRC, подключенная к X, теперь касается щетки, подключенной к положительной стороне источника питания. Это означает, что ток теперь течет от нас через сторону X (тогда как раньше он шел к нам). Течение изменило направление. Это создает направленную вниз силу FLHR на стороне X и направленную вверх силу FLHR на стороне Y (поскольку ток в Y также изменил направление).

И вскоре после того, как катушка переместилась в общей сложности на 180 градусов от своей начальной точки, мы можем наблюдать:

И еще позже:

И еще позже:

И затем:

И затем, в конце концов, мы вернемся к :

Резюме

Вкратце, коммутатор с разъемным кольцом представляет собой поворотный переключатель в электродвигателе постоянного тока, который меняет направление тока в катушке на противоположное каждые пол-оборота, чтобы поддерживать непрерывное вращение.