Прежде всего стоит отметить, что успехам в космической отрасли страна обязана гению инженерной мысли одного из основателей пилотируемой космонавтики Валентину Глушко и коллективу ученых, который работал под его руководством.
Двигатели РД-107 и РД-108, разработанные Глушко, были успешно испытаны в том числе и на межконтинентальной баллистической ракете. Именно они обеспечили первый успешный пуск МБР 21 августа 1957 года.
Советский академик Александр Ишлинский в 1977 году писал: «До сих пор вызывает восхищение исключительная надежность двигателей конструкции академика Валентина Петровича Глушко».
Так в чем же заключается такая надежность, что двигатели позволяют и во втором десятилетии XXI века успешно осуществлять запуск пилотируемых кораблей «Союз» с тремя космонавтами на борту?
Двигатель как человек
Специалисты самарского завода ПАО «Кузнецов» сравнивают создание ракетного двигателя с рождением человека, ведь процесс его технологической сборки и проверки занимает девять месяцев.
После изготовления всех деталей он поступает на сборку, где также проходит проливку всех изделий, чтобы обеспечить герметичность. После этого он поступает на стенд, где проходит испытания. После них он снова отправляется в цех, где опять разбирается. Детали промываются, консервируется в сборке и отправляется на «Прогресс».
При этом специалисты подчеркивают, что рождение двигателя происходит не после сборки, а именно во время испытаний. Только после них ему присваивается своеобразное «свидетельство о рождении» - паспорт, с которым он отправляется на «Прогресс» для установки уже на ракету-носитель «Союз».
В состав ракеты входят пять больших двигателей и 12 рулевых агрегатов. Поэтому пакет для «Союза» состоит из 17 двигателей. В начале октября прошли испытания 15-го пакета. Всего же по программе завод в год должен выпустить 21 пакет. Таким образом, в год завод производит 105 больших двигателей и 252 рулевых агрегата. То есть по одному изделию в день!
Самара космическая
Сборка двигателей РД-107 и РД-108 происходит на заводе ПАО «Кузнецов» в Самаре, а испытания – на самом отдаленном обособленном подразделении завода в поселке Винтай. В 70 км от города был построен испытательный комплекс. Работы, которые проводились там, были засекречены, поэтому предприятие в советские годы везде значилось как «Химзавод». Первые огневые испытания на новеньком стенде прошли уже 31 августа 1961 года.
«Территория комплекса уникальна. Она выбиралась с учетом всех особенностей технологического процесса. Поскольку по технологии имеет место выброс пламени, местность овражистая, а шум моторов «гасит» окружающий лес», - рассказал руководитель обособленного подразделения производственной площадки «Винтай» Владимир Карповский.
На основном стенде проводят испытания двигателей РД-107, РД-108, а также испытания, связанные с совершенствованием двигателей. На площадке работают около 1000 человек. Само объединение полностью обеспечивает себя всем необходимым, закупая лишь топливо.
Стенд имеет угловатый и не очень красивый вид, но его уникальность в другом. По словам Карповского, советские строители заложили такой запас прочности, что стенд уже работает 56 лет и может прослужить на благо космоса еще лет 50.
По словам Карповского, за почти 60 лет работы стенд претерпел множество внутренних технологических изменений, и сегодня система испытаний автоматизирована.
«Если раньше после испытаний нужно было составлять протокол и ждать до трех-четырех суток результатов испытаний, то сегодня экспресс-анализ работы двигателя готов через 5 минут после проверки», - рассказал Карповский.
Испытания двигателя
Испытания проходят следующим образом. После монтажа двигателя на стенде к нему стыкуют все коммуникации, по которым подходят кислород, топливо, жидкий азот.
Цикл испытаний длится порядка 14 часов, а само огневое испытание длится всего лишь 60 секунд. При этом есть определенные тонкости в его работе. Первые 10-12 секунд идет розжиг, а при выходе на основной режим раздается сильный хлопок. Специалисты даже рекомендуют закрыть уши и приоткрыть рот, чтобы выровнять давление.
«Некоторым бывает страшновато. У нас были случаи, что и в лес убегали», - рассказал Карповский.
Во время огневых испытаний специалисты снимают главные параметры - расход топлива, тягу, параметры пульсации и вибрации.
Двигатель РД-107 сначала поднимал одного космонавта, потом за счет нового топлива его мощность увеличилась, и он смог поднимать трех космонавтов. Сегодня, по словам специалистов, керосин такой плотности заканчивается и работники космоса переходят на новую топливную программу, которая предполагает новые добавки. Скорее всего, тяга увеличится еще больше.
Интересный факт. Такой параметр, как экономичность неуместен для ракетного двигателя в отличие от авиационного. Только на одно испытание уходит около 15 тонн топлива. При этом мощность двигателя РД-107 в среднем 75-80 тонн, и он относится к легкой серии ракет. Поэтому на испытаниях на топливе не экономят. Главное для двигателя – выполнить программу, то есть поднять как можно больше груза и отправить его как можно дальше.
Ждать своего часа
Однако двигатель РД-107 и РД-108 не единственные двигатели, которые произвел самарский завод. Также на нем под руководством ученого и инженера Николая Кузнецова были изготовлены двигатели НК-33. Их предполагалось использовать на 1-й ступени ракеты-носителя Н-1 программы «Лунник». После полета американце на Луну ее свернули, и двигатели пролежали на складах 35 лет. Однако спустя столько времени склады были вскрыты, а двигатели доведены до полетного состояния. Один двигатель из той партии было решено испытать таким образом, чтобы довести до разрушения. Это позволило определить его предельный ресурс работы. Тогда двигатель НК-33 смог отработать 2,5 ресурса - без съема со стенда 16 пусков, наработав 15 тысяч секунд. Двигатель НК-33 имеет чрезвычайно высокую надежность — 999,4.
Сегодня этот двигатель используется в ракете легкого класса «Союз-2-1в», которая поднимает порядка 2,8 тонн на низкую околоземную орбиту около 200 км. Планируется его применение в РН «Союз-2-3».
Кроме того, этот двигатель применялся и американцами в первой ступени РН «Антарес». До сих пор около 30 двигателей находятся в США.
tvzvezda.ru
Проект находится на стадии конструкторской разработки. Стендовые испытания опытного образца метанового ракетногодвигателя проведут на территории воронежского КБ химавтоматики (КБХА) в конце 2019 – начале 2020 года. Об этом гендиректор НПО «Энергомаш» (предприятие ...
14 Июля, 12:21... январе 2017 года «Роскосмос» отозвал на Воронежский механический завод двигатели второй и третьей ступеней ракет-носителей «Протон-М». При огневых испытаниях были обнаружены технологические проблемы. В двигателях нашли ... ... начнется в 2018 году . КБХА – один из мировых лидеров в создании жидкостных ракетныхдвигателей, участник всех отечественных пилотируемых программ ...
... для ракет «Протон-М» отправят после окончания испытаний двух партий. Контекст После решения... ... Чиновник назвал причинами некачественной сборки двигателей ракет-носителей «Протон-М» слабую... ... предприятие, допустившее выпуск бракованных ракетныхдвигателей и затормозившее пусковую...
2 Апреля, 12:42... разрабатываемая ракетно-космической корпорацией «Энергия». Начало летных испытаний запланировано на 2024 год, переход на стадию коммерческой эксплуатации ... ... проведение составной части опытно-конструкторской работы «Создание ракетныхдвигателей нового поколения и базовых элементов маршевых двигательных ...
... работала инженером в КБХА, затем поступила в аспирантуру на кафедру ракетныхдвигателей. В КБХА есть научная база, и можно было не только заниматься теоретическими исследованиями, но и проводить испытания. В составе группы сотрудников я работала над повышением эффективности ...
21 Ноября 2017, 18:10Заказчикам уже передали 10 двигателей для ракет семейства «Союз». Очередная ... ... технологические проблемы, проявившиеся на огневых испытаниях. В двигателях нашли не соответствующий... ... предприятие, допустившее выпуск бракованных ракетныхдвигателей и затормозившее пусковую...
30 Октября 2017, 15:31... закончить помещение для жидкостного ракетногодвигателя. Рабочие возведут производственное здание, конструкторское бюро и помещение для испытаний жидкостного ракетногодвигателя до конца второго квартала 2018 года. Предприятие планируют ввести в эксплуатацию в течение пяти лет. «Сотрудники организации решают ...
... Игорь Комаров назвал причину брака воронежских двигателей ракет-носителей «Протон» в понедельник... ... технологические проблемы, проявившиеся на огневых испытаниях. В двигателях нашли не соответствующий... ... предприятие, допустившее выпуск бракованных ракетныхдвигателей и затормозившее пусковую...
2 Октября 2017, 19:43... прошел в штатном режиме. Ракета «Протон-М» с двигателями, которые разработали на Воронежском... ... технологические проблемы, которые появились на огневых испытаниях. В двигателях нашли не соответствующий... ... предприятие, допустившее выпуск бракованных ракетныхдвигателей и затормозившие пусковую...
12 Сентября 2017, 14:20... блоки ракеты-носителя (РН) «Союз 2-1а» с воронежским двигателем упали на 50 км западнее города Жезказган... ... технологические проблемы, проявившиеся на огневых испытаниях. В двигателях нашли не соответствующий... ... предприятие, допустившее выпуск бракованных ракетныхдвигателей и затормозившие пусковую...
... стартовала с Байконура в четверг, 8 июня. Жидкостные двигатели для ракеты создали в Конструкторском... ... технологические проблемы, проявившиеся на огневых испытаниях. В двигателях нашли не соответствующий... ... предприятие, допустившее выпуск бракованных ракетныхдвигателей и затормозившие пусковую...
8 Июня 2017, 17:03... единый научно-технический совет предприятий ракетного и авиационного двигателестроения, следует... ... решило отозвать на Воронежский механический завод двигатели второй и третьей ступени ракет-носителей... ... технологические проблемы, проявившиеся на огневых испытаниях. В двигателях нашли не соответствующий...
15 Апреля 2017, 20:19... предприятия на ближайшие годы. Конструкторские работы проведет КБХА, испытания нового двигателя пройдут на стендовой базе предприятия. Бюро химавтоматики ... .... Ракета должна стать частью российско-казахстанского космического ракетного комплекса «Байтерек», создание которого началось в 2004 году....
... «Протон-М», приостановленных после отзыва двигателей второй и третьей ступеней на Воронежский... ... технологические проблемы, проявившиеся на огневых испытаниях. В двигателях нашли не соответствующий... ... предприятие, допустившее выпуск бракованных ракетныхдвигателей и затормозившие пусковую...
5 Апреля 2017, 08:27... механического завода (ВМЗ) переберут 71 дефектный двигатель для ракет-носителей «Протон-М»... ... технологические проблемы, проявившиеся на огневых испытаниях. В двигателях нашли не соответствующий... ... предприятие, допустившее выпуск бракованных ракетныхдвигателей и затормозившие пусковую...
30 Марта 2017, 12:58... предприятии . По мнению вице-премьера, дефекты двигателей ракет «Протон» связаны с низкими... ... обеспечивающих его работу. ВМЗ производит жидкостные ракетныедвигатели, агрегаты для тепловозов, нефтегазовое... ... технологические проблемы, проявившиеся на огневых испытаниях. В двигателе второй ступени ракет-носителей...
20 Февраля 2017, 11:07... отозвать на Воронежский механический завод (ВМЗ) двигатели второй и третьей ступени ракет-носителей... ... технологические проблемы, проявившиеся на огневых испытаниях. Корреспондент РИА «Воронеж» уточняет... ... предприятие, допустившее выпуск бракованных ракетныхдвигателей и затормозившие пусковую...
3 Февраля 2017, 13:00... «огня». Испытания включат проверку некоторых систем. К огневым испытаниямдвигателя мы планируем приступить в 2017 году, – рассказал Юрий Космачев.... ... преимуществ кислородно-метанового топлива в том, что оно позволяет создать ракетныйдвигатель многоразового использования. – Кислородно-метановые ...
9 Ноября 2016, 13:27... т, оснащенный системой аварийной защиты. Также специалисты проведут испытания экспериментального двигателя с тягой 40 т и двигателя-демонстратора тягой в 7,5 т. Контекст ... ... бюро химавтоматики» – один из мировых лидеров в создании жидкостных ракетныхдвигателей, участник всех отечественных пилотируемых программ ...
2 Ноября 2016, 12:34... повреждения и не развалится. На климатическом испытании проверяли жизнеспособность при резких... ... градусов) и перепадах влажности: не испортится ли двигатель при хранении через несколько лет. Каковы... ... разработок в этой области? В отличие от жидкостных ракетныхдвигателей, разработкой которых специалисты...
12 Апреля 2016, 16:17Они прошли успешно. В испытательном комплексе Конструкторского бюро химавтоматики (КБХА) завершилась первая серия испытаний высокочастотного ионного электроракетного двигателя, сообщила пресс-служба предприятия в среду, 13 декабря. Они проводились на специальном вакуумном стенде. Разработкой двигателя ...
14 Января 2016, 17:42... двигателя, в том числе в условиях вакуума, – отметили на КБХА. Первые огневые испытания российско-итальянской разработки на площадке воронежского ... ... AVIO началось в 2007 году. Цель совместных работ – создание жидкостного ракетногодвигателя (ЖРД) тягой 7,5 тонн, который будет работать на компонентах топлива ...
10 Июня 2014, 14:04... сообщили в пресс-службе воронежского предприятия, задачи первого огневого испытания выполнены полностью. Сотрудничество КБХА и AVIO началось в 2007 ... ... Цель совместных работ – создание демонстрационного жидкостного ракетногодвигателя (ЖРД) тягой 7,5 тонн, который будет работать на компонентах топлива ...
26 Мая 2014, 17:40... устройство заполняется газом, а во втором — сжатым воздухом. Начало испытаний аппаратов запланировано на утро третьего июня; они продлятся ... ... поднимут на высоту около 35 километров, после чего на нем будут включены ракетныедвигатели, которые поднимут его на высоту около 55 километров. Ожидается,...
19 Мая 2014, 11:37... первой ракеты «Лира» мы разработали двигатель на метане. Летом пройдут испытания, и в случае их успешного проведения итальянцы будут активно ... ... Тихонько и без шумихи. Сегодня те же американцы покупают в России два вида ракетныхдвигателей, и, если они от этого откажутся, значит, себе же и наступят ...
11 Апреля 2014, 18:58... установлен на ракете-носителе «Ангара-А5». Сотрудники Конструкторского бюро химавтоматики (КБХА) успешно завершили первую серию огневых испытаний кислородно-водородного ракетногодвигателя РД0146Д. Работы проводятся в соответствии с графиком создания разгонного блока для тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5» в рамках ...
5 Ноября 2013, 10:38... ракетныхдвигателей для модернизированного ракета-носителя «Союз-2» и универсальной РН «Ангара» . Эти разработки – единственные жидкостные ракетныедвигатели, созданные в постсоветской России. Сейчас они успешно проходят летные испытания, отметил Владимир Рачук. Еще одна новая разработка воронежского КБХА, которая сейчас только проходит огневые испытания, – кислородно-водородный ...
22 Октября 2013, 15:22Кислородно-керосиновый двигатель РД0124А предназначен для комплексов «Ангара». Последнее огневое испытание нового кислородно-керосинового ракетногодвигателя РД0124А по программе межведомственных испытаний (МВИ), прошедшее 27 августа на комплексе КБХА, завершилось успешно. Как пояснили ...
3 Сентября 2013, 14:49Теперь испытания будет проходить сама ракета-носитель. В Конструкторсом бюро химавтоматики на днях успешно завершили межведомственные испытания нового кислородно-керосинового ракетногодвигателя 14Д2411. Жидкостный ракетныйдвигатель 14Д24 разработало Воронежское КБХА, а изготовил Воронежский механический завод. Двигатель ...
15 Июня 2013, 09:35... до 2014 года. Доставлять на орбиту космических туристов будет двухместный ракетоплан «Линкс-Марк», который проходит сейчас полетные испытания. Аппарат оснащен четырьмя ракетнымидвигателями, имеет в длину 8,5 метра и размах крыльев 7,3 метра. Взлетает и совершает посадку как обычный самолет, только взлетная полоса должна ...
4 Февраля 2013, 12:22riavrn.ru
УТВЕРЖДЕНприказом Министерстватруда и социальной защитыРоссийской Федерацииот 07.04.2014 № 200н |
64 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Регистрационный номер |
I. Общие сведения |
Испытания ракетных двигателей | 25.008 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
(наименование вида профессиональной деятельности) | Код | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Основная цель вида профессиональной деятельности: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подготовка и проведение испытаний ракетных двигателей на стендах и испытательных станциях; обеспечение работоспособности стендовых систем и оборудования в соответствии с требованиями по их эксплуатации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Группа занятий: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2149 | Архитекторы, инженеры и специалисты родственных профессий, не вошедшие в другие группы | |||||||||||||||||||||||||||||||||
(код ОКЗ) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) | |||||||||||||||||||||||||||||||
Отнесение к видам экономической деятельности: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
73.10 | Научные исследования и разработки в области естественныхи технических наук | |||||||||||||||||||||||||||||||||
(код ОКВЭД) | (наименование вида экономической деятельности) |
II. Описаниетрудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) | |||||
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
A | Подготовка испытательного оборудования и систем стенда к испытаниям, проведение испытаний ракетных двигателей (изделий) | 4 | |||
Подготовка испытательного оборудования и вспомогательных систем стенда к испытаниям ракетных двигателей | A/01.4 | 4 | |||
Подготовка испытательного оборудования и систем стенда к проведению испытаний согласно программе-методике и маршрутной карте | A/02.4 | 4 | |||
Проведение испытаний ракетных двигателей в соответствии с программой-методикой и технологическими инструкциями | A/03.4 | 4 | |||
Проведение послепусковых операций и работ с системами стенда и изделием | A/04.4 | 4 | |||
Проведение работ по поддержанию в рабочем и безопасном состоянии оборудования и систем испытательного стенда | A/05.4 | 4 | |||
B | Техническое и оперативное руководство персоналом по обеспечению подготовки оборудования и систем стенда к испытаниям и во время проведения испытаний ракетных двигателей | 6 | |||
Разработка и оформление технологической документации и регламентов в обеспечение подготовки и проведения испытаний | B/01.6 | 6 | |||
Проработка технических заданий на проведение испытаний и документации на испытываемые изделия; выполнение технических расчетов для настройки систем стенда к испытаниям; разработка технических заданий на доработку систем стенда к проведению испытаний; согл | B/02.6 | 6 | |||
Надзор за подготовкой и проведением автономных отладочных работ систем стенда и установкой изделия на стенд | B/03.6 | 6 | |||
Подготовка и проведение проливочных, холодных и огневых испытаний изделий согласно программе испытаний | B/04.6 | 6 | |||
Организация послепусковых работ | B/05.6 | 6 | |||
Анализ и обработка результатов испытаний и выпуск экспресс-отчетов испытаний; выпуск итогового отчета о результатах испытаний | B/06.6 | 6 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций |
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Подготовка испытательного оборудования и систем стенда к испытаниям, проведение испытаний ракетных двигателей (изделий) | Код | A | Уровень квалификации | 4 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | 64 |
Возможные наименования должностей | Испытатель специзделий на огневых стендахИспытатель специзделий на пневмогидростендахИспытатель - заправщик изделий компонентами ракетных топливИспытатель специзделий на тепловакуумных стендахСлесарь-стендовик |
Требования к образованию и обучению | Среднее профессиональное образование |
Требования к опыту практической работы | |
Особые условия допуска к работе | Не моложе 18 лет |
Другие характеристики |
Дополнительные характеристики
ОКЗ | 2149 | Архитекторы, инженеры и специалисты родственных профессий, не вошедшие в другие группы |
ОКСО | 160302 | Ракетные двигатели |
3.1.1.Трудовая функция
Наименование | Подготовка испытательного оборудования и вспомогательных систем стенда к испытаниям ракетных двигателей | Код | A/01.4 | Уровень квалификации | 4 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | 64 |
Трудовые действия |
| |||||
Требования к образованию и обучению |
| |||||
Требования к опыту практической работы |
|
3.1.2.Трудовая функция
Наименование | Подготовка испытательного оборудования и систем стенда к проведению испытаний согласно программе-методике и маршрутной карте | Код | A/02.4 | Уровень квалификации | 4 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | 64 |
Трудовые действия |
| |||||
Требования к образованию и обучению |
| |||||
Требования к опыту практической работы |
|
3.1.3.Трудовая функция
Наименование | Проведение испытаний ракетных двигателей в соответствии с программой-методикой и технологическими инструкциями | Код | A/03.4 | Уровень квалификации | 4 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | 64 |
Трудовые действия |
| ||||||
Требования к образованию и обучению |
| ||||||
Требования к опыту практической работы |
|
3.1.4.Трудовая функция
Наименование | Проведение послепусковых операций и работ с системами стенда и изделием | Код | A/04.4 | Уровень квалификации | 4 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | 64 |
Трудовые действия |
| ||||||
Требования к образованию и обучению |
| ||||||
Требования к опыту практической работы |
|
3.1.5.Трудовая функция
Наименование | Проведение работ по поддержанию в рабочем и безопасном состоянии оборудования и систем испытательного стенда | Код | A/05.4 | Уровень квалификации | 4 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | 64 |
Трудовые действия |
| ||||
Требования к образованию и обучению |
| ||||
Требования к опыту практической работы |
|
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Техническое и оперативное руководство персоналом по обеспечению подготовки оборудования и систем стенда к испытаниям и во время проведения испытаний ракетных двигателей | Код | B | Уровень квалификации | 6 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | 64 |
Возможные наименования должностей | Инженер-испытательИнженер-технолог |
Требования к образованию и обучению | Высшее образование - программы бакалавриатаДополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки |
Требования к опыту практической работы | |
Особые условия допуска к работе | Инструктаж по всем видам выполняемых работ |
Другие характеристики |
Дополнительные характеристики
ОКЗ | 2149 | Архитекторы, инженеры и специалисты родственных профессий, не вошедшие в другие группы |
ЕКС | - | Инженер-механик |
3.2.1.Трудовая функция
Наименование | Разработка и оформление технологической документации и регламентов в обеспечение подготовки и проведения испытаний | Код | B/01.6 | Уровень квалификации | 6 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | 64 |
Трудовые действия |
| |||
Требования к образованию и обучению |
| |||
Требования к опыту практической работы |
|
3.2.2.Трудовая функция
Наименование | Проработка технических заданий на проведение испытаний и документации на испытываемые изделия; выполнение технических расчетов для настройки систем стенда к испытаниям; разработка технических заданий на доработку систем стенда к проведению испытаний; согл | Код | B/02.6 | Уровень квалификации | 6 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | 64 |
Трудовые действия |
| |||
Требования к образованию и обучению |
| |||
Требования к опыту практической работы |
|
3.2.3.Трудовая функция
Наименование | Надзор за подготовкой и проведением автономных отладочных работ систем стенда и установкой изделия на стенд | Код | B/03.6 | Уровень квалификации | 6 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | 64 |
Трудовые действия |
| |||
Требования к образованию и обучению |
| |||
Требования к опыту практической работы |
|
3.2.4.Трудовая функция
Наименование | Подготовка и проведение проливочных, холодных и огневых испытаний изделий согласно программе испытаний | Код | B/04.6 | Уровень квалификации | 6 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | 64 |
Трудовые действия |
| ||||
Требования к образованию и обучению |
| ||||
Требования к опыту практической работы |
|
3.2.5.Трудовая функция
Наименование | Организация послепусковых работ | Код | B/05.6 | Уровень квалификации | 6 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | 64 |
Трудовые действия |
| |||||
Требования к образованию и обучению |
| |||||
Требования к опыту практической работы |
|
3.2.6.Трудовая функция
Наименование | Анализ и обработка результатов испытаний и выпуск экспресс-отчетов испытаний; выпуск итогового отчета о результатах испытаний | Код | B/06.6 | Уровень квалификации | 6 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | 64 |
Трудовые действия |
| |||
Требования к образованию и обучению |
| |||
Требования к опыту практической работы |
|
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта | |
Ответственная организация-разработчик |
Федеральное казенное предприятие «Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности», город Москва |
Наименования организаций-разработчиков | |
1. | Федеральное казенное предприятие «Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности», город Пересвет, Московская область |
classdoc.ru
С этими двигателями были запущены пилотируемые космические корабли «Восток», «Восход», «Союз» и автоматические транспортные грузовые космические аппараты «Прогресс». 100% пилотируемых космических пусков и до 80% коммерческих производится с использованием двигателей РД107/108 и их модификаций, произведённых в Самаре.
Продукция завода имеет особое значение для поддержания боеготовности дальней авиации России. На «Кузнецове» были сконструированы, произведены и технически обслуживаются двигатели НК-12 для дальних бомбардировщиков Ту-95МС, НК-25 для бомбардировщиков Ту-22М3 и НК-32 для уникальных стратегических бомбардировщиков Ту-160.Сегодня перед самарским предприятием стоят задачи по возобновлению производства двигателей НК-32 серии 02, росту объёмов производства ракетных двигателей, повышению надёжности индустриальных двигателей для ОАО «Газпром», развитию перспективных авиационных разработок.
1. 55 лет назад в Самаре начали серийно производить ракетные двигатели, которые не только подняли на орбиту первого космонавта Юрия Гагарина, но и вот уже более полувека используются российской космонавтикой и тяжелой авиацией. Предприятие «Кузнецов», которое входит в Госкорпорацию Ростех, объединило несколько крупных самарских заводов. Сначала они занимались производством и обслуживанием двигателей для ракетоносителей ракет «Восток» и «Восход», сейчас - для «Союза». Второе направление работы «Кузнецова» сегодня - силовые установки для самолетов.
ОАО «Кузнецов» входит в состав Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК).
2. Механообрабатывающее производство.
Это один из начальных этапов процесса производства двигателя. Здесь сконцентрировано высокоточное обрабатывающее и контрольно-испытательное оборудование. Например, фрезерный обрабатывающий центр DMU-160 FD, способен обрабатывать крупногабаритные детали сложной формы диаметром до 1,6 метра и весом до 2 тонн.
3. Оборудование эксплуатируется в 3 смены.
4. Обработка статорных колец компрессора двигателя НК-32 на токарно-карусельном станке.
5. НК-32 устанавливается на стратегическом бомбардировщике Ту-160, а НК-32-1 в 1996 г. - на летающей лаборатории Ту-144ЛЛ.
6. Скорость установки позволяет обрабатывать швы до 100 метров в минуту.
7. Металлургическое производство.
Этот участок способен отливать заготовки диаметром до 1600 мм и весом до 1500 кг, необходимые для корпусных деталей газотурбинных двигателей индустриального и авиационного применения. На фото показан процесс заливки детали в вакуумно-плавильной печи.
8. Фрагмент литниково-питающей системы после заливки.
9. Контроль литья методом ЛЮМ-А.
10. Типовые испытания клапана ракетного двигателя в условиях -55°C.
11. Испытания представляют собой процесс охлаждения ванны со спиртом с помощью жидкого азота до указанной температуры.
12. Участок сборки моделей лопаток в модельный блок.
13.
14. Контроль профиля компрессорной лопатки.
15. Прокалка керамических форм лопаток в электрической печи.
16. Нанесение керамики на модель лопаток.
17. Процесс индукционной пайки сопла камеры сгорания ракетного двигателя. Температура процесса составляет 975°C.
18. Установка полуколец на критическое сечение камеры сгорания ракетного двигателя на участке сварки.
19. Фрезеровка каналов горючего камеры сгорания ракетного двигателя.
20. «Наружная рубашка» сопла камеры сгорания РД с разметкой под рентген-контроль.
21. Сборка рулевого агрегата РД. Устанавливается совместно с маршевыми двигателями РД-107А/РД-108А для управления и корректировки вектором тяги.
22. Камеры сгорания.
23. Сейчас на «Кузнецове» трудится около 12 тысяч человек.
24. Сборка очередного опытного образца двигателя НК-361 для российской железной дороги.
Новым направлением развития ОАО «Кузнецов» является выпуск механических приводов силового блока ГТЭ-8,3/НК для тяговой секции магистрального газотурбовоза на базе ГТД НК-361.
25. Первый опытный экземпляр газотурбовоза с двигателем НК-361 в 2009 году во время испытаний на экспериментальном кольце в Щербинке провел состав весом более 15 тысяч тонн, состоящий из 158 вагонов, установив тем самым мировой рекорд.
26. Цех окончательной сборки авиационных газотурбинных двигателей.
27. Сборка узла форсажной камеры двигателя НК-32.
28. Двигатель НК-25 — турбореактивный двигатель для самолета Ту-22М3, основного российского бомбардировщика средней дальности. Наряду с НК-32 долгое время является одним из самых мощных авиационных двигателей в мире.
29. Обвязка двигателя НК-25.
30. Контроль оболочки двигателя НК-32 перед сборкой.
31. Топливный коллектор форсажной камеры.
32.
33. Слесари-сборщики за работой по сборке НК-14СТ.
Газотурбинный двигатель НК-14СТ используется в составе агрегата для транспортировки газа. Интересно то, что двигатель использует природный газ, перекачиваемый по трубопроводам, в качестве топлива. Является модификацией двигателя НК-12, который устанавливался на стратегический бомбардировщик Ту-95.
34. Цех окончательной сборки серийных ракетных двигателей.
Здесь производится сборка двигателей РД-107А/РД-108А разработки ОАО «НПО «Энергомаш». Этими двигательными установками оснащаются первые и вторые ступени всех ракет-носителей типа «Союз».Принципы работы РД-107 и РД-108 схожи, но назначение разное. Сто седьмой стоит на первой ступени ракеты, а сто восьмой - на второй.
35. Доля предприятия в сегменте ракетных двигателей на российском рынке составляет 80%, по пилотируемым пускам – 100%. Надежность двигателей – 99,8%. Запуски ракет-носителей с двигателями ОАО «Кузнецов» осуществляются с трех космодромов – Байконур (Казахстан), Плесецк (Россия) и Куру (Французская Гвиана). Стартовый комплекс под «Союзы» также будет построен на российском космодроме «Восточный» (Амурская область).
36. Полный цикл создания ракетного двигателя составляет около 10 месяцев.
37. Проверка комплектации ракетного двигателя при сборке.
38. Подготовка изделия к окончательной сдаче контрольным службам и представителю заказчика.
39. Здесь же, в цехе, ведутся работы по адаптации и сборке ракетного двигателя НК-33, предназначенного для первой ступени ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1в».
40. Двигатель НК-33 — один из тех, что планировалось уничтожить после закрытия лунной программы. Двигатель прост в эксплуатации и техническом обслуживании, и вместе с тем имеет высокую надежность. При этом его стоимость в два раза ниже стоимости существующих двигателей того же класса по тяге.
41. Выполнение операции по термоусаживанию защитной трубки провода авиационного жгута.
42. Подготовка к распайке контактов жгута в электроразъеме авиационного кабеля.
43.
44. В цехе окончательной сборки ракетных двигателей расположена целая галерея с фотографиями советских и российских космонавтов, которые отправлялись в космос на ракетах с самарскими двигателями.
45. Монтаж двигателя НК-14СТ на испытательный стенд.
46. Подстыковка маслоситемы к двигателю для проведения испытаний.
47. Пультовая испытательного стенда.
48. Пьезометры. Применяются для измерения перепада и низких давлений при испытании газотурбинных двигателей.
49. Система шумоглушения испытательных стендов газотурбинных двигателей.
50. Ракетный двигатель РД-107А/108А на стенде. За несколько минут до начала огневых испытаний.
Подтвердить почти стопроцентную надежность изделия можно только одним способом: отправить готовый двигатель на испытания. Его крепят на специальном стенде и запускают. Силовая установка должна работать так, как будто уже выводит на орбиту космический корабль.
51. За более чем полвека работы на «Кузнецов» было выпущено около 10 тысяч жидкостных ракетных двигателей восьми модификаций, которые вывели в космос более 1800 ракет-носителей типа «Восток», «Восход», «Молния» и «Союз».
52. По минутной готовности в систему охлаждения факела подается вода, создается водяной ковер, который уменьшает температуру факела и шум от работающего двигателя.
53. При испытании двигателя производится регистрация около 250 параметров, по которым оценивается качество изготовления двигателя.
54. Наклонные огневые испытания серийного ракетного двигателя на испытательном комплексе ОАО «Кузнецов» в поселке Винтай.
55. Коллектив расчетной группы производит обработку полученной информации и выдает протокол испытаний. По полученным данным инженерным составом производится оценка результатов испытаний и дается заключение о его пригодности для установки на ракету-носитель.
56. Подготовка двигателя на стенде длится несколько часов. Производится его обвязка датчиками, проверка их работоспособности, опрессовка магистралей, комплексные проверки работы автоматики стенда и двигателя.
57. Контрольно-технологические испытания длятся около минуты. За это время сжигается 12 тонн керосина и около 30 тонн жидкого кислорода.
58. Испытания окончены. После этого двигатель отправляется в сборочный цех, где его разбирают, проводят дефектацию узлов, собирают, проводят окончательный контроль, а затем отправляют заказчику – на АО «РКЦ «Прогресс». Там его устанавливают на ступени ракеты.
59.
Благодарю пресс-центр ОАО "Кузнецов", в частности, Мельникову Янину за помощь в создании репортажа!
zagopod.com
news.rambler.ru
Двигатели РД-107 и РД-108, разработанные Глушко, были успешно испытаны в том числе и на межконтинентальной баллистической ракете. Именно они обеспечили первый успешный пуск МБР 21 августа 1957 года.
Советский академик Александр Ишлинский в 1977 году писал: «До сих пор вызывает восхищение исключительная надежность двигателей конструкции академика Валентина Петровича Глушко».
Так в чем же заключается такая надежность, что двигатели позволяют и во втором десятилетии XXI века успешно осуществлять запуск пилотируемых кораблей «Союз» с тремя космонавтами на борту?
Двигатель как человек
Специалисты самарского завода ПАО «Кузнецов» сравнивают создание ракетного двигателя с рождением человека, ведь процесс его технологической сборки и проверки занимает девять месяцев.
После изготовления всех деталей он поступает на сборку, где также проходит проливку всех изделий, чтобы обеспечить герметичность. После этого он поступает на стенд, где проходит испытания. После них он снова отправляется в цех, где опять разбирается. Детали промываются, консервируется в сборке и отправляется на «Прогресс».
При этом специалисты подчеркивают, что рождение двигателя происходит не после сборки, а именно во время испытаний. Только после них ему присваивается своеобразное «свидетельство о рождении» — паспорт, с которым он отправляется на «Прогресс» для установки уже на ракету-носитель «Союз».
В состав ракеты входят пять больших двигателей и 12 рулевых агрегатов. Поэтому пакет для «Союза» состоит из 17 двигателей. В начале октября прошли испытания 15-го пакета. Всего же по программе завод в год должен выпустить 21 пакет. Таким образом, в год завод производит 105 больших двигателей и 252 рулевых агрегата. То есть по одному изделию в день!
Самара космическая
Сборка двигателей РД-107 и РД-108 происходит на заводе ПАО «Кузнецов» в Самаре, а испытания – на самом отдаленном обособленном подразделении завода в поселке Винтай. В 70 км от города был построен испытательный комплекс. Работы, которые проводились там, были засекречены, поэтому предприятие в советские годы везде значилось как «Химзавод». Первые огневые испытания на новеньком стенде прошли уже 31 августа 1961 года.
«Территория комплекса уникальна. Она выбиралась с учетом всех особенностей технологического процесса. Поскольку по технологии имеет место выброс пламени, местность овражистая, а шум моторов «гасит» окружающий лес», — рассказал руководитель обособленного подразделения производственной площадки «Винтай» Владимир Карповский.
На основном стенде проводят испытания двигателей РД-107, РД-108, а также испытания, связанные с совершенствованием двигателей. На площадке работают около 1000 человек. Само объединение полностью обеспечивает себя всем необходимым, закупая лишь топливо.
Стенд имеет угловатый и не очень красивый вид, но его уникальность в другом. По словам Карповского, советские строители заложили такой запас прочности, что стенд уже работает 56 лет и может прослужить на благо космоса еще лет 50.
По словам Карповского, за почти 60 лет работы стенд претерпел множество внутренних технологических изменений, и сегодня система испытаний автоматизирована.
«Если раньше после испытаний нужно было составлять протокол и ждать до трех-четырех суток результатов испытаний, то сегодня экспресс-анализ работы двигателя готов через 5 минут после проверки», — рассказал Карповский.
Испытания двигателя
Испытания проходят следующим образом. После монтажа двигателя на стенде к нему стыкуют все коммуникации, по которым подходят кислород, топливо, жидкий азот.
Цикл испытаний длится порядка 14 часов, а само огневое испытание длится всего лишь 60 секунд. При этом есть определенные тонкости в его работе. Первые 10-12 секунд идет розжиг, а при выходе на основной режим раздается сильный хлопок. Специалисты даже рекомендуют закрыть уши и приоткрыть рот, чтобы выровнять давление.
«Некоторым бывает страшновато. У нас были случаи, что и в лес убегали», — рассказал Карповский.
Во время огневых испытаний специалисты снимают главные параметры — расход топлива, тягу, параметры пульсации и вибрации.
Двигатель РД-107 сначала поднимал одного космонавта, потом за счет нового топлива его мощность увеличилась, и он смог поднимать трех космонавтов. Сегодня, по словам специалистов, керосин такой плотности заканчивается и работники космоса переходят на новую топливную программу, которая предполагает новые добавки. Скорее всего, тяга увеличится еще больше.
Интересный факт. Такой параметр, как экономичность неуместен для ракетного двигателя в отличие от авиационного. Только на одно испытание уходит около 15 тонн топлива. При этом мощность двигателя РД-107 в среднем 75-80 тонн, и он относится к легкой серии ракет. Поэтому на испытаниях на топливе не экономят. Главное для двигателя – выполнить программу, то есть поднять как можно больше груза и отправить его как можно дальше.
Ждать своего часа
Однако двигатель РД-107 и РД-108 не единственные двигатели, которые произвел самарский завод. Также на нем под руководством ученого и инженера Николая Кузнецова были изготовлены двигатели НК-33. Их предполагалось использовать на 1-й ступени ракеты-носителя Н-1 программы «Лунник». После полета американце на Луну ее свернули, и двигатели пролежали на складах 35 лет. Однако спустя столько времени склады были вскрыты, а двигатели доведены до полетного состояния. Один двигатель из той партии было решено испытать таким образом, чтобы довести до разрушения. Это позволило определить его предельный ресурс работы. Тогда двигатель НК-33 смог отработать 2,5 ресурса — без съема со стенда 16 пусков, наработав 15 тысяч секунд. Двигатель НК-33 имеет чрезвычайно высокую надежность — 999,4.
Сегодня этот двигатель используется в ракете легкого класса «Союз-2-1в», которая поднимает порядка 2,8 тонн на низкую околоземную орбиту около 200 км. Планируется его применение в РН «Союз-2-3».
Кроме того, этот двигатель применялся и американцами в первой ступени РН «Антарес». До сих пор около 30 двигателей находятся в США.
Источник
ya-russ.ru
Огневое ресурсное испытание многоразового ракетного двигателя-демонстратора С5.86.1000-0 №2 тягой 7,5 тс на топливной паре жидкий кислород (ЖК) – сжиженный природный газ (СПГ) успешно проведено 28 сентября на стенде В2А ИС-106 ФКП «НИЦ РКП» в г. Пересвет (Московская область).
Ракетный двигатель разработан и изготовлен в «КБхиммаш им. А.М.Исаева» – филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева» по техническому заданию ГНЦ ФГУП «Центр Келдыша».
В ходе испытания выполнено двукратное включение двигателя. Длительность первого включения составила 162 секунды. На втором включении была достигнута рекордная длительность работы двигателя такой размерности при однократном включении – 2007 секунд. Испытания были прекращены по выработке компонентов.
Суммарная наработка данного экземпляра двигателя в ходе 4-х включений составила 3389 секунд.
В процессе испытания подтверждена возможность многократного (двукратного) запуска и остановки двигателя-демонстратора на сжиженном природном газе; продолжительной работы двигателя, выполненного по замкнутой схеме с дожиганием восстановительного генераторного газа, на топливной паре ЖК–СПГ; стабильность продолжительной (более 2000 секунд) работы двигателя демонстратора на основном режиме с разными сочетаниями тяги и соотношения компонентов топлива; правильность принятых технических решений по обеспечению многократного запуска, управления, регулирования с учетом особенностей сжиженного природного газа; возможность стенда по проведению длительных испытаний и др.
Проведенные испытания позволили получить экспериментальные данные для уточнения методики расчета охлаждения камеры сгорания при использовании СПГ в качестве охладителя. Также усовершенствована технология транспортировки, заправки и термостатирования больших масс сжиженного природного газа и отработаны технологические решения, практически применимые для процедуры заправки летных изделий.
Программа испытаний двигателя успешно выполнена.
sdelanounas.ru