Затяжка головки блока цилиндров является важной и ответственной процедурой. Данную операцию производят во время обратной сборки двигателя после снятия ГБЦ. Правильная затяжка болтов головки блока цилиндров влияет на исправность и работоспособность силового агрегата, так как головка является частью камеры сгорания. Другими словами, после затяжки ГБЦ представляет собой единое целое с блоком цилиндров. Между блоком и головкой блока дополнительно устанавливается уплотнительная прокладка. В том случае, если головка затянута неправильно, высока вероятность повреждений самой ГБЦ, прокладки, болтов головки блока и отверстий под болты в БЦ.
В некоторых случаях в месте установки прокладки появляются течи. Также в случае неплотного прилегания головки блока во время работы ДВС может происходить прорыв отработавших газов в каналы системы смазки и охлаждения двигателя, а еще происходит попадание антифриза в масло и наоборот. В результате свойства смазочного материала и охлаждающей жидкости меняются, что может быстро вывести двигатель из строя. Далее мы поговорим о том, какой порядок затяжки болтов ГБЦ нужно соблюдать, как производится затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом, а также какой должна быть сила затяжки головки.
Читайте в этой статье
Независимо от того, какой тип двигателя установлен на конкретном автомобиле (дизель или бензин), головка блока цилиндров современных авто имеет похожее устройство. Данный элемент ДВС состоит из корпуса, в котором установлен механизм газораспределения ГРМ (распределительные валы, впускные и выпускные клапаны). Еще одной особенностью ГБЦ является то, что в головке изготовлена часть камеры сгорания. В корпусе головки также выполнены специальные каналы, по которым циркулирует моторное масло и рабочая жидкость системы охлаждения.
Правильное прилегание головки к блоку цилиндров обеспечивает герметичность камеры сгорания, каналов систем охлаждения и смазки, в результате чего силовой агрегат отдает максимум мощности и крутящего момента, обеспечивает лучшую топливную экономичность и другие важнейшие эксплуатационные характеристики. В том случае, если ГБЦ затянута неправильно, в корпусе головки могут появиться трещины. Дело в том, что ГБЦ изготавливается из алюминиевых сплавов, в то время как болты для крепления головки являются стальными.
С учетом того, что двигатели внутреннего сгорания подвержены существенному нагреву во время работы, детали ДВС испытывают температурное расширение. Что касается ГБЦ, алюминиевая головка и стальные болты расширяются по-разному. Получается, если головка затянута неправильно, тогда в ее корпусе возникает неравномерное напряжение. По этой причине крайне необходимо соблюдать момент затяжки болтов головки блока цилиндров, а также последовательность затяжки болтов крепления.
Читайте также
Начнем с того, что для затяжки ГБЦ необходимо иметь динамометрический ключ. Также следует подготовить подходящие головки-насадки для ключа и иметь немного чистого моторного масла. Перед затяжкой болтов крепления головки в обязательном порядке нужно изучить руководство по ремонту и эксплуатации конкретного ТС. Данная рекомендация особенно важна, так как усилие затяжки болтов на разных моторах отличается. Одни двигатели имеют блок цилиндров, который изготовлен из чугуна, в то время как другие ДВС получают облегченные блоки из сплавов алюминия.
Более того, даже на разных моторах одного производителя с алюминиевой головкой и чугунным блоком степень затяжки головки все равно будет отличаться. Также в мануале будет указан и порядок затяжки болтов крепления. Переходя к самому процессу обтяжки ГБЦ, следует помнить, что каждое действие совершается последовательно. Основная цель состоит в том, чтобы затяжка осуществлялась равномерно. Ниже рассмотрены основные рекомендации.
Отметим, что допущенные ошибки во время установки головки блока цилиндров могут привести к повреждениям самой головки и блока цилиндров. Также после начала эксплуатации ДВС возможно появление серьезных неисправностей, которые способны быстро вывести двигатель из строя. В ряде случаев силовой агрегат может пострадать так сильно, что потребует капитального ремонта или замены такого мотора на контрактный двигатель. В списке различных ошибок, которые приводят к нежелательным последствиям, стоит отдельно выделить: перетяжку болтов, попадание моторного масла в отверстия для установки болтов крепления, работу с неподходящими или изношенными насадками на динамометрический ключ, нарушение порядка затяжки болтов, использование болтов, которые не подходят по размеру.
Достаточно часто отверстие под болт крепления в блоке цилиндров оказывается забитым грязью, ржавчиной и т.п. Попытки очистить отверстие не всегда дают положительный результат. В результате закрутить болты с должным усилием может быть очень трудно. По этой причине резьбу болтов смазывают маслом. При этом запрещается заливать масло в само отверстие для улучшения смазки. Такие действия могут привести к тому, что колодец с резьбой попросту разрушится после закручивания болта. В такой ситуации блок цилиндров нужно будет ремонтировать или даже менять.
Также к возникновению проблем может привести и попытка затянуть ГБЦ без использования динамометрического ключа. В таком случае момент затяжки зачастую оказывается превышен. Последствия могут быть самыми разными, но зачастую болты крепления головки ломаются, после чего возникает необходимость повторной разборки двигателя для удаления обломков и ремонта блока цилиндров.
Болты для затяжки ГБЦ обычно имеют головку под шестигранную насадку, реже выполняются в виде квадрата. Если насадка окажется изношенной, тогда во время затяжки существует риск ее проворачивания. В результате «слизываются» грани головки болта. В подобной ситуации поврежденный крепежный элемент трудно закрутить или открутить для замены. Что касается подбора болтов, необходимо дополнительно учитывать некоторые особенности. Во многих руководствах по ремонту можно встретить информацию о том, что болты допускается использовать повторно. Как показывает практика, оптимально менять крепежные элементы на новые после каждого снятия ГБЦ.
Дело в том, что после затяжки болт становится немного длиннее, то есть вытягивается. По этой причине следует обращать внимание на максимально допустимую длину болта, которая должна быть прописана в руководстве по эксплуатации. Если новых болтов нет, тогда перед установкой необходимо промерить имеющиеся крепежные элементы. В том случае, когда болт оказывается немного длиннее по сравнению с максимально допустимым показателем, тогда происходит его упор в дно отверстия в блоке цилиндров. Результатом становится или поломка болта, или раскол самого блока цилиндров.
Нарушение рекомендуемого в руководстве по ремонту конкретного двигателя порядка затяжки крепежных болтов вызывает излишнее перенапряжение в корпусе головки блока цилиндров. Алюминиевые сплавы, которые являются материалом изготовления ГБЦ, не приспособлены к таким нагрузкам. Итогом становится появление трещин в корпусе головки. Через трещины небольшого размера возникает утечка газов, то есть нарушается герметичность камеры сгорания. Двигатель в этом случае теряет мощность, наблюдается повышенный расход топлива. Если трещины затрагивают каналы системы смазки или охлаждения, тогда в камеру сгорания может попадать масло или антифриз, а также возможны наружные утечки.
Напоследок добавим, что не исключено и попадание рабочих жидкостей из одной системы в другую (например, тосол попадает в масляные каналы). Неисправности такого рода являются достаточно серьезными, так как нарушения нормальной работы системы смазки или охлаждения приводят к перегреву ДВС, ускоренному износу трущихся деталей, заклиниванию мотора и т.д.
Читайте также
krutimotor.ru
Если вы начнете разбирать мотор вашей машины, вы сможете убедиться, что он состоит из некоторого количества основных составляющих и узлов. Каждый элемент, из которого состоит двигатель, важен по-своему. Головка блока цилиндров – одна из наиболее ответственных деталей в устройстве современных моторов.
Головка представляет собой своего рода крышку. Основная функция ее - герметично закрывать блок с цилиндрами. Данная деталь есть в конструкции абсолютно всех современных двигателей.
Элемент изготавливается методом литья. Материалом для этого важного узла служит легированный чугунный сплав либо различные алюминиевые примеси. После того как деталь будет отлита, головка блока цилиндров проходит процедуру искусственного старения. Это выполняется по специальным технологиям. Такая техника старения металла предназначена для того, чтобы снять остаточные напряжения в детали.
Существует несколько вариантов исполнения данного узла. Например, для однорядных ДВС применяют общую конструкцию ГБЦ. Для V-образных моторов используют отдельные головки для каждого ряда.
Эта деталь имеет свои особенности конструкции. Так, нижняя плоскость отличается увеличенной шириной. Это необходимо для того, чтобы создать более надежный и плотный контакт с блоком цилиндров. Но это еще не все. В качестве дополнительного уплотнителя применяется прокладка головки блока цилиндров.
Необходимо сказать, что деталь с клапанами в нижнем расположении имеет более простую конструкцию, нежели у такого же узла, но уже с верхним размещением.
Этот узел на автомобилях марки ВАЗ делается общим для всех цилиндров. Деталь изготовлена из специального сплава алюминия. Камеры сгорания имеют шатровую форму.
Клапаны разведены с двух сторон головки. Все они (впускные и выпускные) распложены в V–образной форме. Головка блока цилиндров ВАЗ оснащена седлами для клапанов из металлокерамики.
Чтобы закрепить ГБЦ на блоке, используются специальные направляющие шпильки и болты. Крепление детали - очень ответственный и серьезный процесс. В каждом отдельном случае эту процедуру нужно производить по четкой инструкции от производителя мотора.
Исходя из конструктивных особенностей данного узла, болты, которые служат для крепления ГБЦ, затягиваются по-разному. Для того чтобы закрепить головку блока, необходим динамометрический ключ. В этой процедуре не нужно прилагать слишком большое усилие.
Если перечислить основные узлы, из которых состоит головка блока цилиндров, тогда можно понять, какие же функции выполняет данная деталь и какие задачи ставятся для нее.
Самая основная функция этого узла - защита блока цилиндров. Также в ГБЦ находится специальная горловина для залива масла. Для того чтобы соединение головки с блоком было плотным, в качестве уплотнения применяется специальная резиновая прокладка.
Какие функции она выполняет? Прокладка головки блока цилиндров дает возможность ГБЦ создать более плотное соединение с блоком. Эта уплотнительная деталь подлежит использованию только один раз. Если необходимо обслуживание двигателя, тогда уплотнение необходимо менять. Также не стоит на нем экономить. Любителям тотальной экономии это в большинстве случаев выходит боком.
В передней части детали расположены полости для натяжителя цепи, а также для распределительного вала. Еще в корпусе есть отверстия с резьбой для монтажа свечей.
Вверху детали конструкторами предусмотрены полости для втулок клапана головки блока цилиндров, для установки опорной шайбы клапанных пружин, а также для корпусов подшипников распределительного вала. Узел служит корпусом для закрепления впускного и выпускного коллекторов.
На этапе производства деталь оснащается направляющими втулками для клапанов, а также седлами. Технология монтажа подразумевает установку холодных деталей в горячий корпус ГБЦ. Так, когда температуры уравняются, детали прочно соединятся между собой.
Когда автомобиль активно используется, автолюбитель должен постоянно следить за состоянием механизмов. Нужно смотреть, чтобы в местах крепления не было масляных подтеков или следов охлаждающей смеси.
Кроме этого, важно не перегревать двигатель. В случае закипания ДВС существует определенный риск повреждения узла. Тогда замена головки блока цилиндров неизбежна.
В большинстве случаев из строя выходит не сама головка, а прокладка между ней и блоком. Давайте рассмотрим основные симптомы.
Часто встречается пробой уплотнителя. Это достаточно неприятная неполадка. Поставить правильный диагноз не всегда получается. Когда в прокладке есть небольшая дырочка, это может привести к негативным последствиям. Если вовремя не диагностировать и не устранить неисправность, потребуется замена прокладки головки блока цилиндров. В худшем случае двигателю понадобится капитальный ремонт.
На то, что нужно проверить прокладку, часто указывает повышенный расход топлива, снижение мощности мотора. В большинстве случаев проблемы с прокладкой или ее пробой случаются после посещения автосервисов. Например, многие автолюбители жалуются на плохую протяжку ГБЦ.
Если вы заметили течь масла или охлаждающей жидкости - это сигналы к замене прокладки.
Зачастую данную неисправность можно обнаружить в линии соединения головки и блока. Основной причиной является деформация ГБЦ после перегрева мотора. В этом случае автолюбителя может спасти только замена прокладки головки блока цилиндров. Ремонту данный уплотнитель не подлежит, так как он одноразовый.
Замена уплотнителя на многих моделях современных автомобилей не слишком отличается. Конечно, особенности могут быть, но в основном это касается затяжки болтов или параметров момента затяжки. Нужные данные можно посмотреть в инструкции по эксплуатации двигателя от его производителя.
Прежде чем раскручивать болты, которыми головка блока цилиндров крепится к блоку, нужно произвести их очистку. Это необходимо для того, чтобы при раскручивании с болтов не срывались ключи. Раскрутку необходимо начинать с середины, а затем равномерно каждый болт провернуть на полоборота.
Прежде чем осуществить демонтаж, следует снять все оборудование. Всю последовательность работ желательно где-нибудь пометить для себя.
После того как все болты будут раскручены, необходимо снять саму головку. Теперь можно заменить прокладку. Чтобы уплотнитель лег непосредственно по центру относительно детали, необходимо использовать специальные втулки в блоке.
Далее нужно произвести все действия в обратном порядке, затем подключить навесное оборудование. Здесь и понадобится ранее созданная схема.
Затягивать болты крепления нужно так же, как в схеме для блока цилиндров. При этом нужно четко соблюдать все параметры, которые указал производитель. Здесь необходимо воспользоваться динамометрическим ключом. На этом замена прокладки блока завершена. Как видите, это не столь сложная процедура. Напоследок отметим, что менять данный уплотнитель необходимо каждый раз при разборке ДВС или каждые 100 тысяч километров пробега.
www.syl.ru
Головку цилиндров можно снять только на холодном двигателе. Снятие производится совместно с выпускным коллектором, однако выпускной коллектор отделяется от головки перед ее выниманием.
Новые прокладки головки блока запечатаны в пластик и должны доставаться оттуда только непосредственно перед установкой. Снятие и установка головки блока могут быть проведены при установленном двигателе. Следует отметить, что в зависимости от исполнения и оснащения автомобиля некоторые операции могут отличаться. Последующее описание относится ко всем двигателям.» Установить капот в вертикальное положение.» Отсоединить отрицательный провод от аккумуляторной батареи.» Слить охлаждающую жидкость и снять радиатор.» Полностью снять воздушный фильтр.» Снять приводные ремни с торцевой стороны двигателя. Для этого ослабить фланцевую гайку (4) и вставить стержень в натяжной пружинный рычаг (1) (лучше всего подходит ключ для гаек колес). Ослабить усилие шестигранного болта (6), пока не станет возможным сдвинуть пружину (5) в направлении выпускного коллектора. Открутить болт (2) амортизатора подвески.
1. Натяжной пружинный рычаг2. Болт крепления3. Скоба крепления4. Гайка крепления5. Удлинительная пружина6. Болт крепления» Снять уголок крепления направляющей трубки для маслоизмерительного щупа (один болт).» Отсоединить шланг для слива охлаждающей жидкости из системы охлаждения и снять провод от датчика температуры для указателя наружной температуры.» Отсоединить трос привода «газа».» Снять топливопроводы с помощью подходящих зажимов (тисков) и снять соединения на топливном фильтре.» Открутить два болта и снять топливный фильтр.» У двигателей с клапаном рециркуляции выхлопных газов отсоединить трубопровод между клапаном и выпускным коллектором.» Отсоединить фланец выхлопной трубы.» У автомобилей с автоматической КПП снять болт крепления щупа для измерения уровня смазки в КПП.» Отсоединить топливопроводы высокого давления и защитить их от попадания грязи.» Снять впускной коллектор.» Снять клапанную крышку. Она крепится шестью болтами на верхней стороне двигателя. По два болта находятся на обеих продольных сторонах, а два болта - на стороне газораспределительного механизма. Предварительно снять шланг вентиляции картера двигателя. У автомобилей с автоматической КПП нужно кроме этого снять тягу привода «газа», идущую поперек через клапанную крышку с одной стороны от шарикового шарнира.» Снять крепление шланга отопителя с помощью проволочного крючка.» Ослабить штуцер подводящей трубки на масляном фильтре и снять с соединения. » Отсоединить провод от накальных свечей.» Провернуть двигатель, пока поршень первого цилиндра не встанет в положение ВМТ, т.е. нулевая метка должна находиться напротив указателя.
» Для этого надеть головку на 27 мм с трещеткой на болт шкива коленчатого вала. Ни в коем случае не проворачивать двигатель, надев головку на болт звездочки распределительного вала. Всегда проворачивать двигатель только в направлении вращения. В обратном направлении проворачивать нельзя.» Полностью снять натяжитель цепи. Выкрутить заглушку натяжителя только за большой шестигранник. Заглушка находится над водяным насосом и крышкой термостата рядом с большой трубой.» Пометить взаимное расположение цепи и звездочки распределительного вала. Для этого нанести краской два штриха в противолежащих местах (1).» Снять болт крепления звездочки распределительного вала. Чтобы предотвратить проворачивание вала, нужно вставить мощную отвертку или стальной стержень в отверстие звездочки.» Стянуть звездочку распределительного вала с вала, не выводя из зацепления с ней приводную цепь, т.е. хорошо натянуть цепь и каким-нибудь способом закрепить.» Снять распределительный вал. Равномерно снять крышки подшипников.» Снять успокоитель из головки блока цилиндров.» В верхней части кожуха цепи открутить два болта М8 с внутренним шестигранником с помощью шестигранного ключа на 8 мм. Возможно, на ключ для доступа к болту будет нужно надеть удлинитель. Последовательность затяжки болтов головки блока цилиндров двигателя OM 602 (объемом 2.5 л.)
Последовательность затяжки болтов головки блока цилиндров двигателя OM 603 (объемом 3.0 л.)
» Открутить болты головок в порядке, обратном показанном на рисунке. Для этого необходим специальный ключ, т.к. обычный шестигранный ключ может повредить головку болта. Сразу же после снятия болтов измерить их длину от нижней стороны головки болта до конца резьбы. Если она составляет более 83,6 мм; 105,6 мм или 118,5 мм в зависимости
ЗАМЕЧАНИЕ: Определенные болты проводятся через опоры распределительного вала. Так как болты головки блока цилиндров имеют различную длину, то их нужно как-то пометить, чтобы при установке поставить на свои места. |
» Снять головку блока цилиндров. Если имеется подъемник, то это облегчит работу.» Сразу же после снятия головок тщательно очистить поверхности блока и головки блока.» В случае ремонта головки, если заменяется только прокладка, то нужно установить головку согласно приведенным далее указаниям.
При установке головки выполнить следующие операции:
» Установить головку. Обратить внимание на точное совмещение установочных втулок.» Смазать резьбу и поверхности болтов моторным маслом. Предполагается, что болты уже измерены. » Вставить болты по очереди и затянуть их специальным ключом в последовательности, показанной на рисунках моментом 25 Нм. Дотянуть болты в той же последовательности моментом 40 Нм и подождать 10 мин. Болты имеют различную длину и должны затягиваться соответствующим образом.» Установить ключ на болт, помеченный цифрой «1» и дотянуть его на 90°, воспользовавшись рукояткой ключа как ориентиром.» Дотянуть все остальные болты таким же образом в последовательности, показанной на рисунках. » Дотянуть все болты на 90° еще один раз.» Затянуть оба болта М8 с внутренним шестигранником моментом 25 Нм. Болты головки после определенного пробега не нужно дотягивать, как было нужно ранее для других двигателей фирмы Mercedes.
УКАЗАНИЕ: Головки двигателей ОМ 602 и ОМ 603 после октября 1994 г. были изменены, и нужно указать, что изменились различные каналы для масла и охлаждающей жидкости, и изменилась прокладка головки. По этой причине неновые головки нужно устанавливать только после того как будет установлена идентичность этой головки стоявшей на двигателе головке.
» Установить успокоитель в головку цилиндров.» Надеть звездочку распределительного вала с цепью на конец распределительного вала, обратив внимание на то, чтобы сделанные ранее метки были совмещены. Надеть звездочку так, чтобы установочный штифт на валу вошел в отверстие на звездочке.» Вставить болт в звездочку и затянуть его моментом 45 Нм, удерживая при этом распределительный вал мошной отверткой или стальным стержнем, вставленным в отверстие звездочки.» Установить натяжитель цепи и затянуть его моментом 80 Нм. » Проверить метки распределительного вала и убедиться в том, что они находятся в правильном положении, когда поршень первого цилиндра находятся в ВМТ. В распределительном валу находится насечка (1), которая при правильном положении должна быть совмещена с указателем (2) в крышке подшипника. Это положение можно увидеть, если смотреть на верхнюю часть.» Подсоединить привод накальных свечей.» Установить колено трубы с новым уплотнитедьным кольцом.» Установить впускной коллектор.» Установить топливопроводы высокого давления.» Подсоединить выхлопную трубу к выпускному коллектору.» Установить топливный фильтр и подсоединить топливопроводы.» Установить уголок крепления направляющей трубки для маслоизмерительного щупа.» Установить натяжное устройство для приводных ремней в порядке, обратном снятию.» Установить клапанную крышку.» Установить трос привода «газа» и отрегулировать в соответствии с указаниями в главе «Система впрыска дизельного двигателя».» Установить провод на датчик температуры для указателя наружной температуры.» Все остальные работы проводятся в порядке, обратном снятию.Разборка головки блока цилиндров
В последующем тексте предполагается, что головка блока цилиндров должна быть заменена. Если необходим только ремонт клапанов, то дополнительные операции можно пропустить. В последующем рассмотрении считается, что головка блока цилиндров снята. Сальники стержней клапанов могут быть заменены при установленном двигателе. Признаками износа сальников являются: голубоватый дым когда происходит торможение двигателем (т.е. режим принудительного холостого хода), при подаче «газа» после работы двигателя на холостом ходу, голубоватый дым после запуска холодного двигателя или если расход масла в двигателе приближается к 1л на 1000 км. Замена сальников стержней клапанов на установленном двигателе описано отдельно.
studfiles.net
ГБЦ или головка блока цилиндров — это неотъемлемая составляющая часть цилиндрового поршневого двигателя внутреннего сгорания любого транспортного средства. Важность этой детали сложно переоценить, так как она является основным корпусным элементом мотора, к которому присоединяются другие его компоненты.
Как и все механизмы, двигатель также подвержен естественному износу и прочим различным поломкам. Поэтому ремонт головки блока цилиндров неизбежен.
Однако какой вид починки избрать — реанимацию или полную замену детали — напрямую будет зависит от степени сложности повреждения.
Обычно основанием для смены головки блока цилиндров двигателя является ее деформация или неисправность вследствие многочисленных химических и физических процессов.
Основными факторами, способствующими выходу из строя ГБЦ, выступают:
В данном видео, вам расскажут, какие признаки перегара прокладки ГБЦ.
Стоит заметить, что независимо от типа ремонта, прокладку в ГБЦ придется менять на новую в любом случае, поскольку она рассчитана на одноразовое применение. Перед каждым разбором головки блока, необходимо точно устанавливать истинную причину нарушения в функционировании механизма.
Для работы по снятию и замене головки блока цилиндров, как и любого вида ремонта машин, нужны специальные инструменты и определенные слесарные навыки. Кроме того, не обойтись и без руководства по обслуживанию ремонтируемой модели двигателя.
В обязательный список орудий снятия и починки цилиндров двигателя входят:
Иногда, в основном при треснувшей ГБЦ, не обойтись и без аргонной сварки. Имея все необходимые инструменты можно приступать непосредственно к процессу разборки, которая состоит из предшествующих мероприятий и собственно самого демонтажа.
Стоит заметить, что в силу конструкционных различий в моделях и модификациях двигателей техника разборки мотора и его частей будет отличаться, хотя общий принцип и алгоритм процесса все же сохраняется.
В этом видео, вам покажут, как можно быстро снять головку блока цилиндров.
Нелишним будет и диагностирование головки на герметичность при помощи специального компьютерного оборудования.
Как поменять маслосъёмные колпачки, можно узнать из нашего сайта.
Здесь, находится информация о том, как устроен карбюратор Солекс 21083.
В данной статье, вы найдёте картинки запрещающих знаков дорожного движения.
К слову, снятие ГБЦ можно осуществить и самому при наличии профессиональных знаний. Однако для надежности и качественности ремонта все же лучше обратиться к профильным специалистам.
Тем более что цена в регионах не существенно отличается от Москвы.В основном же стоимость работы с ГБЦ будет прямо зависеть от типа автомобиля. К примеру, отечественное авто обойдется в 2500 рублей, иномарка — в 6000 руб., а внедорожник — 8500 руб.
Таким образом, при правильном снятии головки блока цилиндров, механизм гарантировано прослужит верой и правдой еще долгие годы.
natapku.ru
Головка блока цилиндров двигателя УМЗ-421 общая для всех цилиндров, отлита из алюминиевого сплава. Впускные и выпускные каналы выполнены раздельно для каждого цилиндра и расположены с правой стороны головки. Гнезда для клапанов расположены в ряд по продольной оси двигателя.
Головка блока цилиндров УМЗ-421 крепится к блоку десятью стальными шпильками диаметром 12 мм. Под гайки шпилек поставлены плоские стальные упрочненные шайбы. Между головкой и блоком устанавливается прокладка 421.1003020 из асбестового полотна, армированного металлическим каркасом и покрытого графитом.
Окна в прокладке под камеры сгорания и отверстие масляного канала окантованы жестью. Толщина прокладки в сжатом состоянии 1.5 мм. Для совмещения отверстий подвода масла на блоке цилиндров и прокладке, она должна устанавливаться выступом 4х20 мм на наружном контуре в сторону картера сцепления. Момент силы затяжки гаек крепления головки должен быть 9.0-9.4 кгсм.
Седла всех клапанов — вставные, изготовлены из жаропрочного чугуна высокой твердости. Благодаря большому натягу при посадке седла в гнездо головки, перед сборкой головка нагревается до температуры 160-175 градусов, а седла охлаждаются примерно до минус 40-45 градусов, при этом седло свободно вставляется в гнездо головки, а также достаточно большому линейному расширению материала седла обеспечивается надежная и прочная посадка седла в гнезде. Дополнительно металл головки вокруг седел обжимается с помощью оправки.
Втулки клапанов так же, как седла, собираются с предварительно нагретой головкой цилиндров, втулки — охлажденные. Фаски в седлах и отверстия во втулках обрабатываются после их установки в головку.
Головки блока цилиндров двигателей, имеющих разные степени сжатия, различаются по объему камер сгорания. Увеличение степени сжатия двигателя получено за счет дополнительного фрезерования нижней плоскости головки на 3.1 мм. Высота головки двигателя со степенью сжатия 8.2 составляет 94.9 мм, высота головки двигателя со степенью сжатия 7.0 — 98 мм.
Объем камеры сгорания при поставленных на место клапанах и ввернутой свече зажигания составляет 76-79 см3 для двигателей со степенью сжатия 8.2 и 94-97 см3 для двигателей со степенью сжатия 7.0. Разница между объемами камер сгорания одной головки не должна превышать 2 см3.
Головка блока цилиндров имеет несколько модификаций и соответственно различные обозначения. Обозначения и характерные отличия основных комплектаций головок в сборе с клапанами и пружинами, применяющихся на различных модификациях двигателей приведены ниже.
— Головка блока цилиндров 421.1003010-21 для двигателей УМЗ-421-30, 4217-30, 4218-10, 42187-10 — высота корпуса головки 94.9 мм, предназначена под степень сжатия 8.2. По две пружины на каждом клапане.
— Головка блока цилиндров 421.1003010-70 для двигателей УМЗ-4215-30, 42157-30 — высота корпуса головки 94.9 мм, предназначена под степень сжатия 8.2. По две пружины на каждом клапане.
— Головка блока цилиндров 421.1003010-11 для двигателей УМЗ-4215-10, 42157-10, 421, 42101, 42107, 4218, 42181, 42187, 4218-01, 42187-01, 4218-05, 42187-05 — высота корпуса головки 98 мм, предназначена под степень сжатия 7.0. По две пружины на каждом клапане.
Головка блока цилиндров не требует обслуживания, за исключением очистки от пыли и грязи, и подтяжки резьбовых соединений, так как с течением времени прокладка головки блока цилиндров обминается, поэтому возможно ослабление затяжки гаек крепления головки и вследствие этого, прогорание прокладки или прорыв газов в систему охлаждения.
Поэтому после первых 1000 км, по окончании обкатки двигателя, после каждого снятия головки цилиндров и через каждые 20 000 км пробега автомобиля необходимо проводить подтяжку головки цилиндров. Гайки крепления головки цилиндров затягиваются от середины головки к ее торцам.
Затяжку и проверку затяжки следует делать на холодном двигателе. Если эту операцию выполнить на горячем двигателе, то после остывания затяжка гаек окажется не полной вследствие большой разницы в коэффициентах линейного расширения материала головки и шпилек.
Для равномерного и плотного прилегания головки к блоку затяжку рекомендуется делать в два приема : предварительно с малым моментом силы 55-6.0 кгсм и окончательную затяжку гаек крепления головки моментом силы 9.0-9.4 кгсм.
Следует иметь в виду, что затяжка гаек вызывает изменение зазоров в газораспределительном механизме. Поэтому после каждой такой операции необходимо проверять величину зазоров между коромыслами и стержнями клапанов. При необходимости зазоры надо отрегулировать.
К основным дефектам головки блока цилиндров, которые можно устранить ремонтом, относятся : коробление плоскости прилегания к блоку цилиндров, износ седел и направляющих втулок клапанов. При наличии пробоин, прогара и трещин на стенках камер сгорания и разрушения перемычек между гнездами седел клапанов головку блока цилиндров необходимо заменить на новую.
Непрямолинейность плоскости головки, соприкасающейся с блоком, при проверке ее на контрольной плите щупом, не должна быть более 0.1 мм. Незначительное коробление головки до 0.3 мм. устраняется шабровкой плоскости по краске. При короблениях превышающих 0.3 мм., плоскость головки, прилегающей к блоку, необходимо фрезеровать. Ремонт резьбовых отверстий аналогичен указанному для блока цилиндров.
Похожие Статьи :
auto.kombat.com.ua
Доброго времени суток, уважаемые автолюбители! Массовое производство деталей автомобиля, далеко до совершенства в силу различных причин.
Ладно, когда речь идёт о малозначащих для работоспособности авто деталях. Но, когда дело касается такой важной системы автомобиля, как двигатель, то здесь есть о чём подумать и есть, что поделать.
Головка блока цилиндров является важной и неотъемлемой частью двигателя, в которой сосредоточена масса жизненно-важных для двигателя деталей и механизмов. Но, при всей сложности её устройства, существует ряд технологических операций, которые вы, как водитель, в состоянии выполнить своими руками. И, поверьте, это поможет вам сэкономить некоторую значительную сумму из вашего семейного бюджета.
По большому счёту существует не так уж и много неисправностей ГБЦ, которые требуют такой, например, процедуры, как замена головки блока цилиндров. И зачастую эти причины, если и возникают, то по вине самого водителя. Речь идёт о таком понятии, как перегрев двигателя.
И не обязательно, чтобы перегрев носил ярко выраженный характер в виде пара из-под капота. И тем он страшнее для двигателя, так как систематический перегрев может привести к такой, например, неисправности, как трещины в стальных вкладышах между седлами клапанов. И масса других неприятностей, которые требуют в итоге, чтобы была проведена замена блока цилиндров.
Ещё одной характерной неисправностью, при которой понадобится снятие, установка головки блока цилиндров, является замена прокладки головки блока цилиндров.
А если вам понадобится проверка головки блока цилиндров, на предмет герметичности, т.е. полной диагностики, то проводится она на специальных стендах. И, прежде всего вам будет нужно снять головку блока для того, чтобы представить её на СТО.
Хотя и не обязательно знание технологии снятия и установки ГБЦ необходимо для устранения неисправностей. Может быть, вы решили провести тюнинг двигателя и, соответственно, замену распредвала на тюнинговый распредвал.
При некоторых операциях, например, протяжка болтов крепления головки блока, снятие ГБЦ не требуется.
Т.е. масса нюансов, требующих индивидуальной оценки в конкретном случае. В любом случае, зная общие для всех двигателей особенности снятия и установки ГБЦ, вам будет проще это сделать.
Начиная работы по снятию головки блока цилиндров, необходимо иметь обязательный в этих случаях динамометрический ключ, и руководство по Ремонту и обслуживанию именно вашей модели двигателя.
Для чего? Ведь вы уже снимали и устанавливали ГБЦ на стареньких Жигулях. Неужели ГБЦ Опеля сильно отличается? Нет, отличается она и не так уж сильно по конструкции. А вот по моменту затяжки болтов крепления ГБЦ, может отличаться значительно.
Подготовка к снятию ГБЦ
Непосредственно снятие ГБЦ
Установка головки блока цилиндров производится в порядке, обратном снятию. Это понятно.
В обязательном порядке при снятии ГБЦ требуется замена прокладки головки блока, даже если причиной ремонта была не она.
Так же специалисты настоятельно рекомендуют применение новых болтов крепления ГБЦ. Это связано с их конструктивной особенностью. Затяжка болтов крепления проводится по схеме, указанной производителем, и лишь с теми параметрами усилия затяжного момента, которые написаны в мануале. Без самодеятельности, по принципу: сильнее – лучше.
Монтаж всего навесного оборудования, шлангов и трубопроводов осуществляем по составленной вами схеме.
После того, как установка головки блока цилиндров произведена, проверяем всё на герметичность. Для этого производим запуск двигателя. Если вы проводили замену распредвала, то начинайте работу двигателя на малых оборотах.
Контроль правильной установки проводим визуально, на предмет наличия подтеков масла или охлаждающей жидкости в местах соединения (стыков) ГБЦ с блоком.
Успехов вам в трудном, но нужном деле ремонта головки блока цилиндров.
cartore.ru
Перед установкой головок на двигатель их необходимо собрать с клапанами и распределительными валами. При установке клапанов в головку цилиндров стержни и направляющие втулки клапанов следует смазать тонким слоем масла, применяемого для двигателя. Затем при сборке головок цилиндров необходимо выполнить следующие операции:
установить головку на верстак и вставить клапаны;
При установке на головке распределительного вала или двух валов нужно очистить сопрягающиеся поверхности головки цилиндров и корпусов подшипников от остатков старой прокладки, грязи и масла, поставить установочные втулки корпусов подшипников распределительного вала, смазать моторным маслом опорные шейки и кулачки распределительного вала и уложить вал в опоры головки цилиндров в таком положении, чтобы кулачки первого цилиндра были направлены вверх. На поверхности головки цилиндров, сопрягающейся с корпусами подшипников, в зоне крайних опор распределительного вала нужно нанести герметик КЛТ-75ТМ или аналогичный герметик.
Затем следует установить корпуса подшипников и затянуть гайки их крепления в два приема: сначала предварительно в последовательности, указанной на рисунке, до прилегания поверхностей корпусов подшипников к головке цилиндров (при этом необходимо следить за тем, чтобы установочные втулки корпусов свободно вошли в свои гнезда), а после этого окончательно в той же последовательности (момент затяжки 21,6 Нм). После затяжки гаек крепления корпусов подшипников необходимо немедленно тщательно удалить остатки герметика, выдавленного из зазоров при затяжке, в зонах, сопрягаемых с прокладкой крышки головки цилиндров и с корпусом вспомогательных агрегатов. Неудаленные полимеризовавшиеся остатки герметика в указанных местах приведут к течи масла через уплотнения. Затем оправкой нужно запрессовать новую манжету распределительного вала, предварительно смазав вал моторным маслом.
Рис. Порядок затягивания гаек крепления корпусов подшипников распределительного вала
При установке головки цилиндров необходимо проверить верхнюю часть цилиндров и убедиться в отсутствии посторонних предметов. Поршни и разъемную часть блока при необходимости протереть и продуть сжатым воздухом.
При нижнем расположении распределительного вала нужно выполнить следующие операции:
Момент затяжки болтов должен быть 90… 110 Нм. Момент и порядок затяжки болтов головки цилиндров зависят от конструкции двигателя и определяются заводом-изготовителем.
ustroistvo-avtomobilya.ru