описание схемы электропроводки и электрооборудования
Работа всех электрических элементов в автомобилях зависит от состояния электрической проводки и источников тока. Владельцам отечественных коммерческих автомобилей особенно пригодится умение читать и понимать электросхему Газели, учитывая возраст и состояние многих этих машин.
Содержание
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Признаки неисправностей
Признаками наличия проблем с электрикой автомобилей Газель являются отказы различных систем, например, системы отопления или аварийной сигнализации. Если не помогает проверка и замена предохранителей, защищающих этот участок цепи, то проблема кроется непосредственно в проводке. На неисправность проводки указывает и повторное перегорание установленной новой плавкой вставки.
Типичные «симптомы»:
Не запускается двигатель. Если не работает стартер и тускло светятся лампы на приборной панели, то причина в разряженной батарее. Если лампы горят нормально, но стартер не работает, то причину проблемы следует искать в электропроводке. При работающем стартере и отсутствии вспышек в цилиндрах причиной могут стать повреждения в электрических цепях системы зажигания. Исправить неисправность можно путем зарядки батареи или замены повреждённых элементов.
Горящая лампа зарядки бортового аккумулятора при стабильно работающем двигателе указывает на проблемы в электрической цепи генератора или на обрыв приводного ремня. На автомобилях Газель имеется вольтметр, измеряющий напряжение в бортовой сети. О работе генератора можно судить по показаниям этого прибора. При возникновении таких проблем понадобится замена ремня или переборка генератора с заменой выгоревших элементов.
Появление запаха гари свидетельствует о перегреве элементов проводки, которое может возникнуть из-за поврежденной изоляции. В этой ситуации необходимо проверить состояние предохранителей и прозвонить тестером все участки цепи для определения места замыкания. Для ремонта понадобится заменить поврежденные участки цепи и проложить их таким образом, чтобы исключить повторное перетирание.
На замыкания в цепи указывает нестабильная работа приборов освещения. При слишком ярком накале ламп или ритмичной пульсации причину необходимо искать в вышедшем из строя регуляторе напряжения, установленном на генераторе. Замена регулятора производится на снятом генераторе. Параллельно можно проверить состояние щеток и коллектора.
Неработающие участки цепи. Это возможно из-за окисления и отгнивания контактов или проводов. При полном отказе системы электропитания следует проверить состояние аккумуляторной батареи и клемм на ней. При окислении контактов на батарее они не могут передавать ток большой силы. При этом могут работать элементы подсветки, магнитола, дворники. Но при попытке пуска все освещение гаснет. Исправить проблему можно зачисткой и затяжкой контактов.
Электросхема Газели с карбюратором
Ниже приведена типовая электрическая схема машин выпуска с 1995 до 2003 года карбюраторными моторами моделей ЗМЗ 402, ЗМЗ 421 и ЗМЗ 406. В зависимости от модели машины (ГАЗ 3302, 33021, 2705 и т. д.) могут иметься отличия в схемы электрооборудования.
Схема электрики машин с карбюраторными двигателями ЗМЗ 402 и УМЗ 421
Расположение узлов и проводки на электросхеме Газель:
В1 — электронный датчик для замера давления масла в двигателе.
В2 — вспомогательный датчик, сигнализирующий о чрезмерно низком давлении в системе смазки. Работает совместно со световым сигнализатором, установленным на комбинации приборов (Н7).
В5 — индикация падения уровня жидкости в бачке гидравлического привода тормозов. При понижении уровня ниже критического включается лампа на комбинации приборов (Н56), которая также является сигнализатором затянутого ручного тормоза.
В7 — термический датчик, который осуществляет контроль за температурой жидкости в системе охлаждения.
В8 — датчик включения индикатора перегрева двигателя. Включает лампу Н8, установленную на комбинации приборов.
В12 — прибор для измерения уровня топлива в баке.
В68 — датчик-распределитель.
D4 — управление экономайзером системы обеспечения холостого хода.
Е1 и Е2 — головные блок-фары на левой и правой сторонах кузова. В составе фар имеются лампы передних габаритов (обозначенные на схеме Н62 и Н63) и лампы основного света (Н64 и Н65). В лампах имеются нити дальнего (Н64-1 и Н65-1) и ближнего (Н-64-2 и Н65-2) света, питаемые по отдельным цепям.
Е7 и Е8 — головные указатели поворотов, смонтированные рядом с фарами (левый и правый борта автомобиля).
Е9 и Е10 — дополнительные повторители поворотов, смонтированные на передних крыльях.
Е16 — система освещения интерьера кабины водителя и пассажиров.
Е17 — подсветка внутреннего объема грузового отделения (применяется на бортовом грузовике и фургоне).
Е27 и Е28 — комбинированные фонари на задней части рамы или кузова, включающие в себя лампы стоп-сигнала (Н74 и Н75), указателя поворота (Н78 и Н79), габаритного света (Н76 и Н77), противотуманный фонарь (Н70 и Н71) и индикатор включенной передачи заднего хода (Н72 и Н73).
Е30 и Е64 — два плафона подсветки заднего регистрационного знака.
Е35 — лампа подкапотного пространства.
Е59 — прикуриватель в кабине.
Е65 — система подсветки второго ряда пассажирских сидений (применяется только на машинах с двойной пассажирской кабиной). На автобусах к этой цепи подключено несколько плафонов.
F1, F2, F3 и F4 — свечи, установленные в цилиндрах.
F41, F42 и F43 — три монтажных блока предохранителей и реле.
G1 — генератор, установленный на двигателе.
G2 — аккумулятор.
Н1 — клаксон.
Н6 — зуммер в панели приборов.
Н16 — сигнализаторы указателей направления поворотов, размещенные на комбинации приборов. Кроме того, там установлен предупредительный сигнал аварийного остатка топлива (на схеме обозначен Н19), индикаторы включенного дальнего света (Н20) и габаритов (Н59).
Н66-Н69 — четыре маленьких лампочки для подсветки комбинации приборов.
К1 — реле активации стартера.
К3 — реле выбора режима работы мотора очистителя стекол.
М20 — дополнительная электрическая помпа расширенной системы отопления (применяется на грузопассажирских машинах и автобусах). Работает совместно с переключателем, обозначенным на схеме как S65.
М38 и М39 — электрокорректоры угла положения фар.
Р1 — Комбинация приборов в составе спидометра (на схеме Р2), тахометра (позиция Р3), вольтметра бортовой сети (на схеме Р5), указателя температуры жидкости в системе охлаждения (позиция Р6), указателя параметров давления в системе смазки (на схеме Р7) и указателя количества топлива в баке (позиция Р8).
R1… R4 — помехоподавительные резисторы в высоковольтных проводах.
R12 — сопротивление для регулировки оборотов электродвигателя вентилятора отопителя.
S1 — активация зажигания (в замке).
S3 — переключатель дополнительного плафона освещения для дополнительного ряда сидений (для автомобилей с двойной кабиной).
S29 — концевой переключатель лампы задней передачи.
S30 — концевой выключатель ламп предупредительного сигнала о торможении.
S36 — сигнализатор.
S39 — головной переключатель режимов работы наружного освещения.
S52 — выключение лампы стояночного тормоза.
S72 — управление режимами работы экономайзера.
U1 — магнитофон или радиоприемник.
Т1 — катушка зажигания.
V1 — регулятор напряжения на генераторе.
V2 — транзисторный коммутатор режимов работы системы зажигания.
Х1 — розетка для включения вилки переносной лампы.
Y3 — клапан с электромагнитной катушкой на карбюраторе.
Электросхема Газели с инжектором
После проведения рестайлинга в 2003 году произошли изменения в электросхеме Газель, связанные с применением новых приборов контроля и управления, а также расширением гаммы силовых установок. Ниже представлена схема машины с инжекторным двигателем ЗМЗ 405. Проводка машин может иметь вариантные исполнения (в зависимости от моторов, года выпуска и кузова).
Схема Газель с мотором ЗМЗ 405 (соответствие Евро 2)
В1 — измеритель данных для указателя давления масла.
В2 — электронный датчик включения сигнализатора аварийно низкого давления масла.
В5 — измерительный механизм уровня жидкости в бачке привода тормозов.
В7 — измерительный прибор температуры жидкости в системе охлаждения. Работает совместно с сигнальной лампой, которая включается отдельным контрольным датчиком (на схеме В8).
В12 — замер уровня топлива. На некоторых машинах (например, ГАЗ 33027) возможно использование второго бака, в котором устанавливается второй датчик (обозначен на схеме как В13).
В46 — датчик замера скорости движения.
В57 — опциональный датчик, применяемый для включения электромагнитной муфты привода вентилятора (применяется на некоторых машинах с карбюраторными двигателями ЗМЗ 402 или УМЗ 421). Сигнал от датчика поступает на отдельный контроллер, обозначенный на схеме кодом D28.
D7 — опциональный модуль управления антиблокировочной системой в приводе тормозов (на старых машинах практически не встречается).
D21 — блок переключателей для управления температурой и направлениями потоков системы отопления.
D27 — реостат регулировки степени накала ламп подсветки комбинации.
Е1 и Е2 — головные блок-фары. В составе фар имеются габариты (на схеме указаны как Н62 и Н63), ближний (лампы Н98 и Н99) и дальний (лампы Н100 и Н101) свет. В рестайлинговых фарах поворотники интегрированы в блок фару (лампы Н102 и 103).
Е9 и Е10 — боковые дополнительные поворотники.
Е16 — панель освещения мест водителя и пассажиров.
Е18 и Е19 — дополнительные плафоны освещения (применяются только на автофургонах). На автобусах применяются три плафона — один по правому борту (Е20) и два по левому (Е60 и 61). Управление плафонами освещения выполняется переключателями, обозначенными S62 и S63.
Е27 и Е28 — задние комбинированные фонари. В составе фонарей имеются габариты (на схеме указаны как Н76 и Н77), противотуманки (позиция Н70 и Н71), задний ход (лампы Н72 и Н73), лампы торможения (на схеме Н74 и Н75) и поворотов (лампы Н78 и Н79).
Е30 и Е64 — система подсветки номера.
Е35 — лампа для освещения моторного отделения.
Е59 — прикуриватель.
Е63 — дополнительный плафон для освещения подножки сдвижной двери (на фургонах и автобусах).
Е65 — вспомогательный плафон для подсветки второго ряда сидений (применяется только для грузопассажирских версий).
Е71 — система подсветки ящика на панели приборов.
F1-F4 — система зажигания (свечи).
F41 — подкапотный блок предохранителей.
F42 и F43 — два блока плавких вставок и реле в панели приборов.
G1 и G2 — основные источники тока (генератор и батарея соответственно).
h2 и Н2 — клаксоны двух тонов (низкого и высокого).
К1 — пуск стартера.
КЗ — блок управления очисткой стекол.
К7 — реле клаксона.
К12 — управление поворотниками.
К13 — концевик сигнализатора «ручника».
К16 — дистанционный деактиватор батареи (применяется только для автобусов). Управляется устройство при помощи кнопки S13.
К40 — управление фарами.
М1 — стартер.
М2, М4 и М8 — моторы вентилятора отопителя, стеклоочистителя и насоса омывателя.
М8 — электропомпа контура дополнительной печки (только для автобусов и грузопассажирских машин с двухрядной кабиной). Устанавливается совместно со вторым радиатором и вентилятором на нем, который приводится двигателем М20.
М38 и М39 — электрические корректоры наклона блок-фар. Управляются с помощью регулятора S116.
М43 — электрический привод крана основного отопителя.
Р2 — электронная комбинация приборов.
R12 и R13 — сопротивления для переключения скоростей вентиляторов основного и дополнительного отопителей.
S1 — активация системы запуска и электронных приборов.
S3 — переключатель дополнительного плафона освещения второго ряда (только грузопассажирская версия).
S5 — аварийная сигнализация.
S6 — управление помпой и двигателем системы отопления.
S9 — переключатель режимов работы поворотников и фар.
S12 — выбор режимов работы стеклоочистителя.
S29 — концевик лампы заднего хода.
S30 — концевик педали тормоза.
S39 — переключатель света.
S52 — концевик рычага стояночного тормоза.
S54 — тест системы сигнализаторов.
S60 — концевик подсветки вещевого ящика.
S62 и S63 — управление плафонами освещения пассажирского салона автобуса.
На карбюраторных машинах с моторами ЗМЗ 402 и УМЗ 421 дополнительно стоят цепи:
R1-R4 — система помехоподавительных резисторов свечей;
D4 — система управления экономайзером карбюратора;
В68 — датчик системы распределения импульсов зажигания;
S72 — управление системой экономайзера;
Т1 — стандартная катушка зажигания;
V1 — регулятор уровня напряжения зарядки;
V2 — коммутатор на базе транзисторной схемы;
YЗ — клапан экономайзера на карбюраторе;
Y48 — электромагнитная муфта привода вентилятора (на части машин).
После очередного рестайлинга в 2010 году в серию пошла Газель с торговым обозначением Бизнес. Схема электрики для базовой ГАЗ 3302-216 с двигателем УМЗ 4216 (Евро 3) состоит из отдельных жгутов, разводка которых приведена ниже.
Провода и блоки ЭСУД Газель Бизнес
Электромагнитный клапан системы улавливания паров бензина.
Датчик заслонки дросселя.
Измеритель температуры двигателя.
Приводная муфта вентилятора.
Модуль управления оборотами холостого хода.
Генератор.
Сигнализатор снижения давления масла ниже аварийной отметки.
Общая катушка системы зажигания.
Свечи.
Измеритель давления и температуры воздуха на входе в фильтр.
Датчик положения распредвала.
Датчик положения коленчатого вала.
Разъем жгута проводки лямбда-зонда.
Лямбда-зонд.
Датчик неровностей на дороге.
Датчик наличия детонационного сгорания.
Разъем жгута проводки форсунок.
Форсунки впрыска.
Ремонт цепи включения муфты показан на видео от канала Гараж АвтоХлам.
К жгуту ЭСУД на разъемах крепится проводка передней части кабины.
Передний жгут
Фара.
Стартер.
Батарея.
Монтажный блок реле и предохранителей.
Генератор.
Фара.
Система привода очистителей стекла.
Колодка жгута очистителя стекол.
Подсветка моторного отсека.
Клаксон низкого тона.
Насос омывателя.
Колодка первого жгута системы АБС.
Измеритель уровня жидкости привода тормозов.
Колодка второго жгута системы АБС.
Управление стартером.
Клаксон высокого тона.
Кран трубопровода отопителя.
Колодка жгута проводки привода крана.
Насос отопителя задней части салона (на автобусах и грузопассажирских версиях).
Колодка жгутов системы ЭСУД.
Аналогично.
Аналогично.
Подсоединение жгута проводки задней части автомобиля.
Аналогично.
Колодка жгута панели приборов.
Аналогично.
Разъем контроллера управления двигателем.
Для панели приборов используется отдельный жгут проводов.
Первый резервный разъем.
Второй резервный разъем.
Подключение жгута передней части кабины.
Аналогично.
Управление вентилятором второго отопителя.
Правый рычаг подрулевого модуля.
Жгут клаксона.
Гибкий провод в ступице руля.
Поворотники.
Левый рычаг подрулевого модуля.
Колодка жгута замка зажигания.
Замок.
Разъем правых динамиков аудиосистемы.
Жгут правого рычага подрулевого модуля.
Подсоединение массы.
Разъем левых динамиков аудиосистемы.
Привод зеркала заднего вида на правой двери.
Жгут проводки этого зеркала.
Аналогично.
Подключение проводки потолка кабины.
Жгут верхнего динамика.
Аналогично.
Система подсветки подножки двери.
Соединительный разъем с нижним жгутом.
Вентилятор второго отопителя.
Сопротивление.
Концевик задней передачи.
Определитель скорости.
Концевик ручного тормоза.
Разъем электрики на левой двери.
Разъем проводки зеркала на левой двери.
Привод зеркала заднего вида на левой двери.
Плафон подсветки справа.
Аналогично слева.
Дополнительные лампы подсветки салона (автобус).
Аналогично.
Блок реле и плавких вставок в панели приборов.
Контроллер системы обогрева зеркал.
Контроллер ближнего света.
Контроллер дальнего света.
Контроллер клаксона.
Контроллер системы отопления.
Контроллер очистки стекла.
Резерв.
Блок предохранителей.
Контроллер системы освещения.
Контроллер системы микроклимата.
Электронная комбинация приборов.
Заслонки в каналах подвода воздуха на стекла и в зону ног водителя и пассажира.
Приводы дефлекторов в панели.
Центральный клапан в воздуховоде микроклимата.
Заслонка рециркуляции.
Дополнительная розетка.
Прикуриватель.
Вентилятор системы микроклимата.
Регулятор оборотов отопителя.
Подсветка в бардачке.
Концевик подсветки.
Освещение кабины.
Концевик на рычаге педали тормоза.
Разъем магнитолы №1.
Разъем магнитолы №2.
Резерв.
Переходной соединительный жгут.
Жгут системы микроклимата.
Для машин с АБС имеется отдельный жгут.
Жгут АБС Газель Бизнес
Разъем подключения к переднему жгуту.
Система диагностики.
Разъем питания.
Правый передний датчик.
Правый задний датчик.
Левый передний датчик.
Левый задний датчик.
Контроллер системы АБС.
Для подключения потребителей в задней части машины используется отдельный жгут, который может иметь разную длину в зависимости от колесной базы Газель Бизнес.
Задний жгут проводов
Разъем подключения.
Аналогично.
Забор топлива из бака.
Подключение проводки заднего фонаря с правой стороны.
Аналогично для левого борта.
Фонарь справа.
Фонарь слева.
Подсветка знака.
В случае установки на Газель дизельного двигателя Cummins несколько меняются жгуты моторного отсека и кабины. Вместо свечей зажигания установлены калильные свечи, упрощающие пуск мотора при низкой температуре. Кроме того, имеются дополнительные цепи педалей газа и дополнительного автономного отопителя.
Загрузка ...
Видео
Иван Ильдикин ремонтирует проводку панели приборов в своей Газель.