Мнимое превосходство: газотурбинный Т-80 сравнили с дизельным Т-80УД

Долгое время такие боевые машины являлись одними из основных в Российской армии. На сравнительно короткое время их выводили на базы хранения, однако в настоящее время они снова служат в войсках. Также в части стали поступать модернизированные Т-80БВМ, которые по своим характеристикам ни в чем не уступают лучшим современным иностранным моделям.

Поэтому неудивительны попытки очернить этот замечательный танк. Одной из них стала недавняя публикация в издании The National Interest, которая просто изобилует искажениями. Создается впечатление, что американцы до сих пор не могут простить «восьмидесятому» тот конфуз, который приключился с их «Абрамсом» в Абу-Даби еще в начале 90-х годов.

На проходившей тогда выставке вооружений Т-80У восхитил специалистов и простых зрителей своей огневой мощью, необычной маневренностью и способностью совершать многометровые прыжки. За это его тогда назвали «летающим танком». А вот М1А2, попробовавший повторить часть российской программы, не справился с заданием. На одном из участков трассы он завалился на бок и не смог двигаться дальше.

Что касается упоминаемого в публикации участия газотурбинных машин в реальных боевых действиях, то, по свидетельству участников тех событий, Т-80 показали себя с самой лучшей стороны, они часто выдерживали многочисленные попадания различных противотанковых средств.

Да, действительно ГТД «ест» по сравнению с дизельным двигателем больше топлива. Однако турбина потребляет значительно меньше масла (в 16-20 раз), у нее большой ресурс, она лучше приспособлена к условиям работы в зимних условиях и на местности, имеющей радиоактивное заражение.

К тому же такие двигатели выигрывают в экологическом плане, они имеют практически чистый выхлоп, а это важно и для военной техники. Например, на совместных испытаниях в Греции в 1998 году следовавший за украинским танком экипаж получил отравление выхлопными газами и был вынужден воспользоваться респираторами.

В настоящее время украинские Т-80 с двухтактными дизельными двигателями эксплуатируются только в Пакистанской армии. Сообщалось об имеющихся у них проблемах с охлаждением силовых установок.

В то же время газотурбинные танки, кроме Российской армии, есть в вооруженных силах Кипра, Южной Кореи, Узбекистана, Украины и Йемена.

Любопытно, что на Украине решили вернуть в войска «восьмидесятые» именно с ГТД, а не с дизельными двигателями, хотя ранее была разработана программа по установке на Т-80БВ харьковских двухтактников.

На упомянутом выше Т-80БВМ существенно доработана защита, усиленная современной «реактивной броней» «Реликт». Система управления огнем «Сосна-У» позволяет применять различные боеприпасы, в том числе снаряды с сердечником из обедненного урана, а также управляемые ракеты. 1250-сильный двигатель получил так называемый режим «малого газа», существенно снижающий расход топлива.

Сообщалось, что эти танки примут участие в юбилейном параде на Красной площади.

Основной танк Т-80У (Объект 219АС)

Интересные факты
1Первый в мире серийный танк с газотурбинным двигателем
2Первый в мире основной танк со встроенной динамической защитой (с модификации Т-80У)
3Впервые получил систему комбинированного торможения — турбиной двигателя и механическими тормозами
4Отличался быстрым запуском двигателя, скоростью и маневренностью, легкостью управления
5Получил прозвище «летающий танк»
6Двигатель Т-80 потреблял почти любое топливо — авиакеросин, дизельное, автомобильный бензин, но это снижало ресурс мотора
Бронирование
Боевая масса42 т
Применяемая броняКомбинированная и гомогенная
Запас хода500 км (по шоссе)
Скорость по шоссе70 км/ч (максимальная)
Удельный вес на грунт 0,83 кг/см²
Мощность двигателя1100 л. с.
Огневая мощь
Вооружение №1125-мм пушка 2А46-1
Боекомплект вооружения №140 снарядов
Вооружение №2Спаренный 7,62 мм пулемёт ПКТ
Боекомплект вооружения №22000 патронов
Вооружение № 3зенитный 12,7-мм пулемёт «Утёс» танковый (НСВТ-12,7)
Боекомплект вооружения №3300 патронов
Вооружение № 4Автомат АКМС
Боекомплект вооружения №4Боекомплект — 300 патронов.
Вооружение № 510 ручных оборонительных гранат Ф-1
Дополнительно
Экипаж3 человека
Средства связиРадиостанция Р-123М

Именно этот объект — Т-80У, который находится во втором павильоне Технического центра Парка — создан КБ-2 ленинградского Кировского завода в 1985 году. Главный конструктор Н.С. Попов. На танке установлены: комплекс управляемого вооружения «Рефлекс», система управления огнем 1А45, гидромеханический автомат заряжания. В соответствии с Решением МО и МОП от 27.03.1985 г. на машине вместо встроенной динамической защиты установлена навесная ДЗ.

История танка Т-80 началась 12 апреля далекого 1968 года, когда конструкторам СКБ-2 при Кировском заводе в Ленинграде поручили разработать на базе новейшего тогда танка Т-64 машину с новым двигателем.

Дело в том, что мощный дизельный двигатель на первых версиях Т-64 долго отказывался работать как надо, как и ходовая часть — слишком мал был ресурс. А новые танки армии нужны были “еще вчера”. Шла холодная война, и противник (США), уже с 1967 года испытывал новейшие танки MBT-70 (никто не мог знать, что вскоре эту программу закроют).

Однако, создание нового танка и в СССР оказалось “крепким орешком”. Под новый двигатель пришлось переделать почти всю ходовую часть — от гусениц до трансмиссии. Так, гусеницы стали более широкими с резиновыми шинами опорных катков, обрезиненными дорожками и резинометаллическими шарнирами. По характерным каткам сейчас наиболее просто отличить Т-80 от Т-64 и Т-72.

Масса танка выросла. Изменили и форму башни. Так Т-80 стал новым танком, а не просто модификацией Т-64.

В итоге получился первый в мире серийный танк с газотурбинным двигателем, который отличался повышенной скоростью и маневренностью, малым шумом и легкостью управления. 

Т-80 был принят на вооружение Советской армии 19 июля 1976 года. Первые машины выпускали на Кировском заводе в Ленинграде, а модификацию Т-80У — на заводе «Омсктрансмаш» в Омске.

Так что же такое газотурбинный двигатель (ГТД) и зачем он нужен?

В газотурбинном двигателе Т-80 ГТД-1000Т два компрессора — высокого и низкого давления, и три турбины. Первые две — для привода компрессоров, а третья — так называемая свободная. Атмосферный воздух сжимается компрессорами сначала низкого, потом высокого давления и поступает в камеру сгорания. Там топливо, благодаря сильно сжатому воздуху, сгорает с большей энергией, чем при других вариантах двигателя. Затем горячие газы попадают на лопатки газовой турбины и вращают ее, что приводит в движение компрессор высокого давления.

Пройдя первую турбину, газы попадают на турбину компрессора низкого давления. А затем вращают свободную турбину. Через редуктор двигателя и трансмиссию идет отбор мощности со свободной турбины на ведущие колеса машины, что и приводит танк в движение. Свободная турбина может вращаться со скоростью до 26650 оборотов в минуту.

Турбокомпрессоры и свободная турбина размещены на своих независимых валах и механически между собой никак не связаны, только через газовый тракт — не нужны сложные передаточные механизмы. Конструкция получилась весьма простой внешне, но дорогой в реализации: нужны были сложные отливки из жаропрочной стали. Поэтому танковый газотурбинный двигатель Т-80 был гораздо меньше и примерно в полтора раза легче дизеля такой же мощности.

 Т-80 не нужна ни громоздкая система жидкостного охлаждения, ни система обогрева двигателя. Танки Т-80 быстрее заводились, особенно зимой, без предварительного разогрева. Также Т-80 быстрее разгонялись и на 10-20 % быстрее шли маршем. Их манёвренность и проходимость тоже были выше.

На Т-80 впервые применили систему комбинированного торможения — турбиной двигателя и механическими тормозами. Регулируемый сопловой аппарат турбины позволял менять направление потока газов, заставляя лопатки турбины вращаться в противоположном направлении.

Т-80 благодаря новейшему двигателю и ходовой части отличались плавностью хода и куда меньше шумели. Механики-водители легко ими управляли и меньше уставали на марше. Также моторы у Т-80 почти не давали дыма и не имели больших нагретых радиаторов системы охлаждения, что в теории отлично способствовало тепломаскировке.

Двигатель Т-80 может работать на самом разном топливе — авиационном керосине для реактивных самолетов, дизельном топливе (в просторечии “солярке”) и автомобильных низкооктановых бензинах.  Однако использование дизельного топлива или его смеси с керосином резко сокращало ресурс двигателя. А в Средней Азии в местах с обилием лёссовой пыли такое топливо для двигателей первых лет выпуска прямо запрещали использовать. Поскольку газовая турбина очень чувствительна к пыли, Т-80 оборудовали системами воздушного сдува пыли и вибрационной очистки лопаток турбин.

Еще одним преимуществом Т-80 считали то, что его двигатель и обслуживающие системы (бак с маслом, воздухоочиститель, радиаторы и т. д.) сделали в виде моноблока, то есть его можно сравнительно легко и быстро вынуть из танка, а потом поставить на место.

С другой стороны, ГТД гораздо дороже дизеля и почти вдвое “прожорливее” — в 1,7-1,8 раза по результатам советских танковых испытаний 70-х годов. И при внешней простоте конструкции обслуживать новый двигатель механикам из солдат срочной службы было весьма трудно.

125-мм пушка Т-80 2А46-1 унифицирована с пушками на танках Т-64 и Т-72. Но при этом Т-80 отличается от Т-72 механизмом заряжания с электрогидравлическим приводом (на Т-72 — автомат заряжания с электродвигателем). Заряды пороха для снарядов у Т-80 стоят в машине вертикально, как у Т-64. Система управления огнем тоже была взята у Т-64. Но на Т-64 у водителя один смотровой прибор, на Т-80 — три.

Модификация Т-80У впервые в мире получила встроенную противоснарядную динамическую защиту. Контейнеры со специальной взрывчаткой при попадании кумулятивного снаряда или ракеты взрываются и выбрасывают бронепластину навстречу кумулятивной струе, что резко снижает пробиваемость.

Разработка динамической защиты началась еще в годы Великой отечественной войны. Но на стадии завершающих испытаний система оказалась в начале 80-х гг. В 1985 году динамическую защиту, получившую название «Контакт-1», стали серийно устанавливать на различные виды боевой техники, в том числе и на танк Т-80 (модификация Т-80Б). Вероятность поражения танка, оснащенного новой защитой, уменьшилась почти в 2 раза. Но только от кумулятивного снаряда.

Появление в 1986 г. второго поколения динамической защиты «Контакт-5» обеспечило частичную защиту (в 1,2 раза) танка от бронебойных подкалиберных снарядов. Элементы динамической защиты первого и второго поколения взаимозаменяемые.

К концу 1980-х годов Т-80 стал основой танковых войск СССР на “направлении главного удара” — в Западной группе войск на территории ГДР (сейчас это восточная часть ФРГ). То есть именно Т-80 должны были первыми идти в “горнило” Третьей мировой войны, если бы она началась.

Но холодная война так и не переросла в горячую. И Т-80 пришлось воевать только в ряде локальных конфликтов.

После конца холодной войны Т-80 впечатлял зарубежных зрителей на самых разных военных шоу. Благодаря высокой скорости и маневренности Т-80 получил прозвище “летающий танк”. Он стал символом последних достижений отечественной танковой промышленности.

Т-80 экспортировали в Республику Корея, на Кипр, Анголу и в Египет. Это помогло накопить ресурсы и опыт для перехода к новому поколению отечественных танков.

Основной боевой танк Т-80 (1979 г.)

СССР (1976 г.)
Основной боевой танк – построено 5404

Турбинный танк

Самой примечательной чертой этого советского ОБТ была его турбина, использовавшаяся в качестве основного двигателя. Это был действительно первый обычный ОБТ, оснащенный турбиной, предшествовавший M1 Abrams после двух лет эксплуатации. Можно было бы утверждать, что первым газотурбинным танком был новаторский шведский S-танк, но последний ни в коем случае не был обычным ОБТ (скорее усовершенствованной САУ, чем ОБТ по всем стандартам). Его произвели больше, чем более современного Т-90 и в значительной степени экспортировался в окончательном варианте Т-80У. Это был первый советский ОБТ 3-го поколения.

Эта старая концепция, восходящая к 1949 году, разрабатывалась, возможно, 40 лет, и материализовалась только в 1970-х, и последний танк заимствовал детали от Т-72, ​​а другие — от Т-64. Вначале эксперты НАТО часто путали его с последним, он имеет те же семейные черты современных советских ОБТ, но в любом случае был особой ветвью ОБТ. Гораздо дороже Т-72, ​​он, как и ранее Т-64, считался отечественным «элитным ОБТ», требующим особого ухода, в отличие от серийного, простого в производстве и обслуживании Т-72, ​​он не предназначался для экспорта. Его скорость, но ограниченная дальность действия делали его пригодным только для бронетанковой тактики «кавалерийского типа», наряду с более традиционными ОБТ на великих равнинах Восточной Европы. Никогда не экспортировался до 1990-х (Украиной) и полностью переработанный как Т-80УМ, он еще в Украине породил Т-84 Оплот.

Фон

Скорость всегда ценилась как форма активной защиты, особенно когда орудия были нестабилизированы. Это уменьшало вероятность поражения быстро движущейся цели даже на относительно коротких дистанциях. Советские военные влюбились в скорость танков еще в 1929 году, закупив в США танки Кристи, которые были реконструированы в СССР и скопированы как серия БТ, предок знаменитого Т-34.

В конце 1940-х годов, с наступлением эпохи реактивных двигателей, турбины казались многообещающей альтернативой обычным двигателям.
Советские инженеры, всегда отличавшиеся нетрадиционными подходами, уже разработали (по официальным спецификациям) первый чертеж танка с газотурбинным двигателем в 1949 году. Для Т-64 был разработан самый плоский, самый маленький и легкий поперечный двигатель, чтобы обеспечить низкую и короткий силуэт. В то время как американские танки, казалось, становились больше с каждым поколением, Советы пошли прямо противоположным путем.

Раннее развитие

Конструктором турбинного бака 1949 г. был А.Ч. Старостиенко для Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ). Имевшиеся тогда газотурбинные двигатели были некачественными и дело быстро закрыли. Однако в 1955 году на ЛКЗ под руководством Г. А. Оглоблина было построено два прототипа мощностью 1000 л.с. (746 кВт) с новыми газотурбинными двигателями. В 1957 году группа под руководством Йозефа Котина построила еще два прототипа («Обьект 278»). Оба были гибридами вместительных тяжелых танков ИС-7 и Т-10 с возможностью установки большого газотурбинного двигателя ГТД-1. Они весили 53,5 тонны и были вооружены 130-мм танковой пушкой. Максимальная скорость составляла поразительные 57,3 км/ч (35,6 миль/ч), но из-за большого расхода топлива запас хода сократился до 300 км (19 км/ч). 0 миль). На этом развитие остановилось, так как после смерти Сталина у тяжелых танков все равно не было будущего.

Однако в 1963 году ОКБ Морозова разработало революционные танки Т-64 и Т-64Т. На обоих использовался газотурбинный двигатель ГТД-3ТЛ мощностью 700 л.с. (522 кВт), испытанный до 1965 года. Позже группа Уралвагонзавода Л.Н. Карцева создала танк «Обьект 167Т», в котором использовался модернизированный газотурбинный двигатель ГТД-3Т мощностью 801 л.с. (597 кВт). . В 1966 г. ракетный танк «Обьект 288» был более радикальным: на него были установлены не менее двух авиационных газотурбинных двигателей ГТД-350 общей мощностью 69 л.1 л.с. (515 кВт). Испытания показали, что эта схема ничем не лучше единственной, разрабатываемой с 1968 года на установке КБ-3, Кировском заводе и ВНИИ Трансмаш.

Турбобак сборной ЛКЗ 1969 года разработки Николая Попова, получивший обозначение «Обьект 219 СП1». Позже он был переименован в Т-64Т, оснащенный многотопливным газотурбинным двигателем ГТД-1000Т мощностью 1000 л. с. (746 кВт). Во время испытаний стало ясно, что это улучшило динамические характеристики, но также потребовало полной замены трансмиссии и системы гусениц, чтобы выдержать рекордные характеристики. Объект 219СП2 получил в этом случае более крупные ведущие звездочки и возвратные катки, а также шесть опорных катков (вместо 5).

Башня доработана под штатную 125-мм танковую пушку 2А46 с автоматом заряжания и каруселью боеприпасов Т-64А. Остальное оборудование было общим с Т-64А. Этот гибрид ЛКЗ был достаточно удачным и практичным, дешевым, поэтому за ним последовала серия прототипов для дополнительных испытаний. После не менее семи лет модернизаций и постепенных модификаций во многих аспектах танк был принят на вооружение как Т-80.

Производство

Т-80 был принят в 1976 году, но производство продолжалось до 1992 года, после распада СССР с общим количеством 5405 основных боевых танков. Они были большим шагом вперед по сравнению с Т-64 и тем более с Т-72, ​​а также одними из первых основных боевых танков третьего поколения, поступивших на вооружение во всем мире. В то же время Германия и США все еще изо всех сил пытались закрыть свой чрезмерно амбициозный проект ОБТ-70, и через два года после того, как обе страны выпустили свои собственные ОБТ, M1 Abrams и Leopard 29.0007

Таким образом, в течение двух лет Советский Союз имел в своем распоряжении сотни самых современных ОБТ в мире для любого западного наступления, световых лет от М60, в то время самого распространенного ОБТ НАТО. Однако некоторые аналитики годами считали его простым улучшением Т-72, ​​тогда как он был тесно связан с Т-64. На самом деле Т-64, Т-72 и Т-80 внешне были похожи и были вооружены одной и той же пушкой. Настоящая разница заключалась в характеристиках и в том факте, что Т-64 и Т-80 были меньше и короче, чем Т-72. Они также были укомплектованы, по общему мнению, гораздо лучшими экипажами, как элитные танки.

В конструкции Т-80 к конструкции Т-64 был добавлен не только газотурбинный двигатель (в течение многих лет отрицаемый западными аналитиками), но и компромисс с использованием компонентов подвески Т-72. Очень высокая удельная мощность и надежность сделали его, безусловно, самым мобильным танком в мире, хотя он по-прежнему страдает от проблем с дальностью полета. Теперь общеизвестный и установленный факт, что турбина имела большой расход даже на холостом ходу. Позднее бюро Морозова попытается создать параллельную разработку (Т-80УД) с серийным турбодизелем.

M1 Abrams имел гораздо большую газовую турбину мощностью 1500 л. впоследствии признан менее маневренным, чем Т-80. Однако ничего не известно о сравнительном шуме, производимом турбиной Т-80. Как и Т-64, Т-80 мог стрелять ПТРК 9К112 «Кобра» (AT-8 Songster) через основное орудие с увеличенной досягаемостью за пределами практической дальности 2500 м своей 125-мм пушки.

Конструкция Т-80А

Защита
Компоновка «турбинного танка» была очень похожа на Т-64. Корпус был довольно низким, с сильно выраженным наклоном лобового стекла (ламинированная броня) и сварным из стальной RHA, предполагаемой с такой же толщиной брони, как у Т-64. Отделение механика-водителя располагалось по средней линии, а в двухместной башне наводчик располагался слева, а командир справа.
Помимо композитной брони на башне и корпусе, резиновые щитки и борта защищают борта и нижнюю часть корпуса от РПГ. На Т-80У и Т-80УМ1 применялась динамическая защита и усиленная броня. Активная защита включает системы АПС «Штора-1» и «Арена», а также АПС «Дрозд» (установлено ограниченное количество). Экипаж был защищен РХБ, а в моторном отделении и башне имелись автоматические огнетушители галонового типа. Также на башне использовались дымососы, от трех до шести на борт, а также обычный выхлопной дизельный дозатор для создания белого облака.

Мобильность
Газотурбинный двигатель Т-80 развивал мощность 1000 лошадиных сил вместо дизельного двигателя мощностью 750 лошадиных сил, хотя более поздние Т-80 вернулись к дизельному топливу по причинам, которые мы скоро увидим. Коробка передач имела пять передних и одну заднюю передачу (а не семь передних, одну заднюю). Вместо гидропневматической подвески Т-64 использовались хорошо зарекомендовавшие себя торсионы, а гусеницы лежали на шести кованых алюминиевых, обрезиненных опорных катках. Были также задние звездочки и передние направляющие колеса. Гусеницы также были немного шире и длиннее, чем на Т-64, что давало меньшее давление на грунт.

Вооружение
В башне установлен тот же 125-мм гладкоствольный 2А46, что и у Т-72. Он может стрелять как стандартными боеприпасами различных типов, от осколочно-фугасных до кумулятивных и APFSDS, так и противотанковыми управляемыми ракетами. Система подачи — автомат заряжания Корзины, вмещающий до 28 выстрелов (двухчастных) в карусели, расположенной под полом башни.
Дополнительные патроны также хранятся внутри башни. Этот проверенный автомат заряжания эффективен и надежен, а также прошел боевые испытания с середины 19-го века.60-е годы. Метательный заряд содержится в полусгораемой гильзе. Только небольшая металлическая опорная плита выбрасывается после завершения. Процесс загрузки занимает от 7,1 до 19,5 секунд в зависимости от исходного положения карусели.

Пулемет ПКТ

Известные проблемы
Помимо обычного неудобного и тесного салона, неприемлемого для натовских экипажей, Т-80БВ, использовавшиеся в боях в Чечне, оказались весьма уязвимыми и склонными к катастрофическим взрывам. Причиной, названной американскими и российскими экспертами, была уязвимость хранимых полугорючих метательных зарядов и ракет при попадании струи расплавленного металла проникающих кумулятивных снарядов. Западный танк действительно хранил свои снаряды в отдельном от боевого отделения укладке, используя бронированные противовзрывные двери, «выдувные» панели. Последний Т-84 Оплот, украинская версия Т-80, имеет совершенно новую башню с бронированным отсеком для боеприпасов, чтобы предотвратить случайную детонацию.

125-мм пушка 9К112 «Кобра» ПТРК

Т-80Б (1978 г.)

Эта первая эволюция базового типа произошла быстро и характеризовалась новой башней с новым лазерным дальномером, системой управления огнем и даже новым автоматом заряжания, модифицированным для работы с ПТРК 9М112-1 «Кобра». Этому приписали 80% точных попаданий с ходу. Со стороны защиты использовалась улучшенная композитная броня.
В 1980 году эта версия получила двигатель мощностью 1100 л.с. В 1982 снабдили новым орудием.
В 1985 году он получил комплектующие для улучшенной реактивной брони. Он имел эквивалентную защиту 400 мм от кумулятивных боеголовок. Прицельная дальность для боеприпасов составляет от 4000 м для кинетических кумулятивных боеприпасов, 5000 м для осколочно-фугасных и около 10000 м при использовании системы «боковой уровень». Дальность ночного прицела ТПНЗ-49 в активном режиме составляла 1300 и 850 м в пассивном. Точность ПТРК «Рефлекс», усиленная лазерным лучом, позволяет вести точное целеуказание в движении на любой скорости.

Т-80БВ/УМ (1985 г.)

В дополнение к модификациям, показанным выше, БВ вводит новую динамическую защиту (ДЗ), а УМ получает новый тепловизионный прицел «Буран» вместо «Луна ИК».

Т-80У (1985 г.

)

Т-80У («У» означает «улучшение», что означает «улучшенный») был разработан СКБ-2 в Ленинграде по корпусу, работая с Морозовским бюро над башней и вооружением. Т-80У использует ВДЗ «Контакт-5» (см. далее), имеет улучшенный прицел, 9ПТРК К119 Рефлекс (с 1990 г.).

Развитие Т-80А, с 1990 года оснащался газовой турбиной ГТД-1250 мощностью 1250 л.с. (919 кВт) для увеличения дальности полета. Последний был создан на основе двигателей ГТД-1000Т и ГТД-1000ТФ, используемых на основных серийных Т-80. Эта новая газовая турбина была многотопливной и могла работать как с высокооктановым авиационным бензином, так и с дизельным и низкооктановым бензином. Он также был очень надежным, стабильным для лучшего срока службы. Он также имел встроенную автоматическую систему удаления пылевых отложений, но при этом сохранял относительно высокий расход топлива. Основное орудие снабдили системой управления огнем 2А46 в усовершенствованной башне. Для десантных переходов ему дали новый глубоководный аппарат «Брод-М».

Т-80У предшествовал прототип Объекта 219АС, переходная модель, в которой использовалась башня Т-80У, но вместо новой «Контакт-5» использовался «Контакт-1/ЭРА». Некоторые из этих Объектов 219А вообще не имеют динамической защиты.
Командирский вариант (Т-80УК) оснащен АПС «Штора-1» и тепловизионным ночным прицелом ТО1-ПО2Т (ночная дальность около 6400/4600 метров). Для сравнения базовый тепловизионный ночной прицел составляет около 1750/1500 метров.

Т-80У 2002 г.в Кубинке

С точки зрения защиты Т-80У был оснащен взрывоопасной реактивной броней (ERA) второго поколения «Контакт-5», хорошо зарекомендовавшей себя против снарядов APFSDS, которые могут в значительной степени рассеивать энергию M829A1 «Серебряная пуля». «Контакт-5» также был интегрирован в корпус. Это дало эквивалент 780/1320 мм RHAe против снарядов APFSDS / HEAT. Он имеет резиновые боковые юбки во всю длину для защиты бортов, причем первые три являются жесткими, бронированными и снабжены подъемными ручками.

Командирский пулемет простой цапфовый. 9Для основного орудия предусмотрена управляемая ракета M119 Refleks (AT-11 Sniper), каждая из которых имеет пенетратор с длинным стержнем (HVAPFSDS) 3BM46. Для активной маскировки вне дымовых прожекторов специальная маскировочная краска искажает внешний вид танка в видимом и ИК диапазонах. Система управления огнем 1А46 включает в себя лазерный дальномер, баллистический вычислитель, усовершенствованный главный прицел наводчика 1Г46 и тепловизионные прицелы.

Эти новые комплексы вместе со 125-мм гладкоствольной пушкой Д-81ТМ «Рапира-3» обеспечивают точное поражение и уничтожение Т-80У целей на дальности до 5 км (ПТУР и ГН/БППС). . Опытный экипаж смог успешно на международной выставке ракет поразить без промаха 52 цели на дальности до 5 км.

Т-80УМ-1 выставлен в Омске, 2009 г.

Т-80 УМ (1990 г.)

На Т-80У(М) 1990-х годов были установлены тепловизионный прицел наводчика ТО1-ПО2 «Агава» и управляемая ракета 9М119М «Рефлекс-М», а позже — усовершенствованный вариант 125-мм пушки 2А46М-4 и прицел наводчика 1Г46М. Как низкие боевые характеристики Т-80, так и большой расход топлива побудили российское командование унифицировать танк Т-90. Омский танковый завод в Сибири с тех пор с этим решением остался без заказов, но попробует продать Т-80 на экспортном рынке. Южная Корея и Китай импортировали его в небольшом количестве, а также Пакистан и Кипр. В этой перспективе Т-80УМ1 предназначался только для экспорта, учитывая системы активной защиты от Т-80УМ2 «Черный орел».

Т-80УД Береза ​​(Украина, с 1987 г.)

Морозовское бюро разработало дизельный вариант Т-80УД с 6-цилиндровым многотопливным двухтактным турбопоршневым дизельным двигателем 6ТД-1 мощностью 1000 л.с. Это позволяло работать при температуре топлива до 55 ° C и преодолевать брод глубиной до 1,8 м. Моторный отсек и установка дымовых минометов, ящики для хранения в башне — все отличается от российского Т-80У. В комплект также входит дистанционно управляемый командирский пулемет.

500 единиц были построены на заводе имени Малышева в 1987-1991 годах, что стало важным дополнением для украинской армии после распада СССР. Наряду с производным Т-84, этот танк сегодня является основой украинских ОБТ и останется таковой в будущем.

Другие варианты

Т-84 (Украина, 1999 г.) : Доработка с дизелем мощностью 1200 л.с., новая сварная башня.
Т-80БВД (Украина, 2002 г.) : Модернизация ХКБМ, включающая дизельный двигатель 6ТД, дистанционно управляемый командирский пулемет, улучшенную оптику. Он остается на демонстрационном стенде, но еще не продан.
Chonma-ho V

Северокорейский Т-80У
Танк Т-80УМ2/Черный орел : Проект отменен. Несколько российских прототипов, показанных на выставках, с более длинным шасси и дополнительной парой опорных катков, а также очень большой башней с отдельным отсеком для боеприпасов.

Экспорт

Армения: 20 в эксплуатации.
Беларусь: 95 в 2000 г., 90 сегодня.
Кипр: 27 Т-80У и 14 Т-80УК заказаны в 1996 г., 25 Т-80У и 16 Т-80УК позже — всего 82
Египет: 14 Т-80УК, 20 Т-80У приобретены в 1997 г.
Южная Корея: 33 Т-80У заказаны в 1995 г., два Т-80УК в 2005 г., сейчас списаны.
Пакистан: 320 Т-80УД заказаны в 1996 г. на Украине, последний раз доставлены в 2002 г. В них интегрированы многие технологии, общие для Т-84.
Китайская Народная Республика: 50 (200 заказано в 1993 г.) Т-80У, полученные для оценки, используемые для разработки ОБТ Тип 96.
Россия: 3 144 активных, 1 856 на хранении 1995, всего 271 действующий в 2005 году.
Йемен: 31 бывший российский поставлен в 2000 году.
Болгария также испытывал этот тип в конце 1980-х, но после сравнения с последними версиями Т-72 проект был отклонен. В некоторых источниках также говорится, что Казахстан также закупил некоторые, но без точности. Однако, согласно наиболее надежным источникам, в настоящее время на вооружении находятся только ОБТ Т-72 различных типов. Также в 1992 году UK закупила несколько танков Т-80У для исследований и разработок в области обороны через специально созданную торговую компанию, предназначенную для их поставки в Марокко, предложив по пять миллионов долларов за штуку.

После оценки на их полигоне один был передан в США, испытан на Абердинском полигоне (а позже четыре украинских ОБТ Т-80УД). Слабые места и недостатки были должным образом отмечены. Это было официально подтверждено в январе 1994 года Министерством обороны. Южнокорейские танки были переданы в счет погашения долгов России, возникших во времена существования Советского Союза. Россия также пыталась продать Т-80 Турции и Греции. Швеция также включила Т-80 в конкурс на модернизацию своих бронетанковых бригад в начале 19 века.90-х вместе с Leclerc, но вместо него был выбран модернизированный Leopard 2 (Strv 122), а Leopard 2A4 (Strv 121) оставили для упрощения логистики.

Т-80 в действии

Т-80 поступил на вооружение в начале 1980-х, очень постепенно из-за неоднократных проблем с прорезыванием зубов. 1900 человек были поставлены на вооружение в 1985 году, 4000 — в 1990 году и 4839 — во время распада СССР, с тех пор перешли к государствам-правопреемникам (Украина, Беларусь и Казахстан), хранились и экспортировались. Т-80У так и не были развернуты в Европе. Вместо этого Т-80Б и Т-80БВ дислоцировались в Восточной Германии между 1986 и 1987 г. Их скорость вызвала опасения НАТО, что целые советские бронетанковые бригады могут выйти к морю менее чем за две недели, и привела к разработке новых ПТРК и ударных вертолетов.

Т-80У во время попытки путча в Москве в 1991 году.

Но вместо большого ажиотажа на открытых равнинах Восточной Европы Т-80 были развернуты в августе 1991 года, когда коммунисты и военачальники союзников пытались свергнуть Михаила Горбачева. Т-80УД 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии были запущены по улицам Москвы безрезультатно, поскольку попытка государственного переворота не удалась, экипажи отказались стрелять по зрителям и парламенту (см. выше). После этого около 460 Т-80УД остаются на вооружении 2-й гвардейской Таманской мотострелковой дивизии и 4-й гвардейской Кантемировской мотострелковой дивизии. Это все еще дорогостоящий танк в эксплуатации. В 1993 Конституционный кризис в России (4 октября) шесть ОБТ Т-80УД — 12-й гвардейский танковый полк и 4-я гвардейская Кантемировская танковая дивизия — заняли позиции на мосту напротив российского парламента и обстреляли его. В том же июле 1998 года одиночный Т-80 (майор Игорь Беляев) проехал перед зданием администрации Новосмоленска, целясь в него в знак протеста против невыплаты зарплаты за несколько месяцев.

Чеченская война: унижения и споры
Настоящим испытанием стало использование Т-80Б и БВ (безуспешно) для захвата мятежных городов. Огромные танковые потери были понесены, в частности, в Грозном. Экипажи не были обучены и подготовлены к противостоянию с ветеранами советской войны в Афганистане, очень мобильными и хорошо вооруженными РПГ-7В и РПГ-18. У них отсутствовала реактивная броня или не было взрывных вставок. Было даже обнаружено, что некоторые «ящики» остались пустыми. Противотанковый огонь разумно велся по наименее бронированным точкам машин, при необходимости с таким количеством попаданий, какое было необходимо.
В целом для выведения из строя Т-80 было достаточно от трех до шести попаданий РПГ, причем было замечено, что в большинстве случаев уязвимым местом был автомат заряжания из-за проникающих попаданий в их бортовую броню, взорвавший запасенный готовый порох в вертикальном положении. Их предполагалось прикрывать опорными катками с бортов, но чаще всего мятежники размещались в подвалах и на общих господствующих позициях или, наоборот, в подвалах, тогда как Т-80 страдали минимальным возвышением и углублением орудия и не в состоянии ответить.

Всего за первый месяц было уничтожено 225 танков (около 10% танков, задействованных в кампании). Это побудило генерал-лейтенанта А. Галкина (начальника бронетанкового управления) убедить МО после войны прекратить любые поставки или закупки танков с газотурбинными двигателями. Это привело к новым тактическим задачам, таким как поддержка отрядов пехоты с безопасного расстояния. С другой стороны, некоторые офицеры утверждали, что Т-72, ​​дислоцированные в городских районах, работали так же плохо, и в любом случае присланные экипажи не были должным образом обучены выполнению этих задач и не имели правильной тактики.
В результате Т-80 были исключены из боевых действий во второй чеченской войне и войне на Украине. Неизвестно, какие запасы на будущее у Т-80. Новые наступательные действия могут исходить от иностранных дислокаций, так как их использование в России сократилось до символических цифр, а для украинских пока ничего не закрыто, не модернизированных до последнего уровня Т-84 и еще в значительном количестве.

Ссылки и ресурсы

Т-80 на википедии
Т-80У на fprado.com
Т-80 на военном заводе
Т-80У на армейской технике
Т80УД на сайте Морозова
Т80 на армейском признании. net
Объект 480 обход
Т-80БВ обход
Т-80УД на военном заводе
Больше фотографий Т-80 на wikimedia commons
Статья о чеченских потерях — национальный интерес
Т-80У на wikimedia commons
Т-80БВ на wikimedia commons
Т-80Б на Викискладе
Видео

Технические характеристики Т-80Б

Размеры (Д-Ш-В) 9,9 м (7,4 м без пистолета) x 3,4 м x 2,2 м
(32 фута 5 дюймов (24 фута 3 дюйма) x 11 футов 1 дюйм x 7 футов 2 дюйма)
Общий вес в боевой готовности от 42,5 до 46 тонн
Экипаж 3 (водитель, командир, стрелок)
Г Газовая турбина СГ-1000 — 23,5 л. с./т
Подвеска Активные гидропневматические подвески
Скорость (дорога) 89 км/ч (55 миль/ч)
Ассортимент 320 км (200 миль)
Основное вооружение 125-мм пушка 2А46
Броня Эквивалент 450–650 мм по сравнению с APFSDS и HEAT
Общее производство 5404 в 1995 году

Gallery

T80U @Engineering Technologies 2012

Yemeni T-80BV on display

South Korean T-80U

Pakistani T-80U

T-80BV intended для Египта

Кипр Т-80У

Армянский Т-80БВ

Иллюстрации автора

Советский Т-80, ранние выпуски, 1970-е

Советский Т-80, конец 1970-х

Советский Т-80 начала 1980-х

Советский Т-80Б, 1978 г.

Советский Т-80Б, 1980-е годы

Советский Т-80 БВ, 1980-е годы

Российский Т-80БВ, 1990-е годы

Российский Т-80 БВ в Грозном, 1994 г.

Т-80 БВ в Приднестровье, 1996 г.

Российский Т-80БВ

Российский Т-80БВ

Т-80 БВД

Т-80 Великобритания, официальный презентационный прототип

Российский Т-80 БУ

Российский Т-80У Гвардии Камтемировец, Москва, 1991 г.

Пакистанский Т-80У

Российский Т-80У, 2001 г.

Российский Т-80УК

Русский Т-80УМ

Почему Россия использует один из худших танков в Украине?

Опубликовано вРуководство по оружию и снаряжению

Предполагалось, что это станет следующим большим прорывом в советских танках, но это оружие, созданное комитетом, вызвало затруднения. Так почему же он появляется на поле боя именно сейчас?

Джон Гуттман

Советский танк Т-80

Поделиться этой статьей

Когда 24 февраля 2022 года Россия начала свою «специальную военную операцию» на Украине, ее наступление возглавляли танки, в основном из советских запасов Т-72 и Т-80 времен холодной войны. Хотя оба внешне похожи, Т-80 был построен на инновационном двигателе, который оказался проблематичным и дорогим.

Теперь обе стороны русско-украинской войны используют эти стареющие, проблемные танки.

История Т-80

В середине 1960-х годов в Советском Союзе была предпринята попытка создать новое, радикальное поколение технически совершенных основных боевых танков, которые были легче, чем их зарубежные современники, и могли вести бой с трехместным экипажем. экипаж, а не более обычные четыре. Это началось в 1964 году с 38-тонного Т-64, который, помимо прочего, отличался компактным расположением двигателя; автомат заряжания для 125-мм гладкоствольной пушки, которая могла стрелять снарядами или противотанковыми ракетами; цельностальные катки меньшего размера вместо подвески Кристи с большими колесами, которая достигла своего практического предела в Т-62; композитная броня из слоев стали и керамического компаунда.

Произведенный в Харькове, Т-64 продемонстрировал тревожную разницу между впечатляющим прототипом и серийной моделью, полной проблем, наиболее известной из которых была склонность его автомата заряжания «съедать» левую руку невнимательных стрелков внутри тесной башни. Еще один недостаток заключался в том, где должны были храниться снаряды: сразу за кольцом крепления башни, но внутри боевого отделения, что было бы смертельно для всех рук в случае попадания. Всего с 1964 по 1919 год было построено 13 108 Т-64.87, по сравнению с 22 096 построенными в Нижнем Кагиле между 1973 и 1990 годами Т-72, ​​более простым, но более надежным шагом назад, который стоил на 40% меньше в производстве, чем Т-64.

ПОЛУЧИТЕ САМЫЕ ВЕЛИКИЕ РАССКАЗЫ ИСТОРИИ — ПРЯМО В СВОЙ ВХОДЯЩИЙ ЯЩИК

Подпишитесь на нашу HistoryNet прямо сейчас! информационный бюллетень о лучшем из прошлого, доставляемый каждую среду.

В то время как дизельные двигатели преобладали в советских танках со времен Второй мировой войны, Советы представили третий основной боевой танк в 1976 году, оснащенный газотурбинным двигателем SG1000, но в остальном схожей с Т-64 и Т-72 конфигурацией. Он был вооружен той же 125-мм гладкоствольной пушкой 2А46х2 «Рапира», что и другие типы, позже способной стрелять M9.Ракеты K112 Kobra, а также спаренный пулемет 7,62×54 и 12,7-мм пулемет на башне.

Перспектива создания трех танков, схожих по базовой конфигурации, но отличающихся друг от друга под обшивкой, представляла потенциальный кошмар для технического обслуживания Советской армии, а Т-80 то и дело становился мишенью для всех старших офицеров, выступавших против его принятия на вооружение. В ноябре 1975 года министр обороны Андрей Гречко заблокировал его принятие, но пять месяцев спустя его преемник Дмитрий Устинов одобрил его. Первые 30 сошли с конвейера в Омске к концу 1919 г.76.

Самый быстрый танк СССР

В 1978 году Советы называли Т-80Б «танком Ла-Манша», потому что в их сценариях военных игр предполагалось, что они доберутся из Германии до Ла-Манша за пять дней. Однако на практике сам Т-80 маловероятен.

Хотя его газотурбинный двигатель сделал Т-80 первым танком, способным развивать скорость более 70 километров в час, он был легким и мог быстро прогреваться даже в разгар зимы, он был дорог, потреблял топливо с пугающей скоростью и был далеко более уязвимы к грязи и пыли, чем дизели. Вдобавок ко всему, каждый Т-80 стоил 3 миллиона долларов, что в 3,5 раза превышает стоимость Т-64А.

Крушители танков в русско-украинской войне

Создание рабочих мест и усовершенствований

Уравновешиванием всех доводов в пользу списания Т-80 как благонамеренной ошибки были экономические последствия закрытия заводов и увольнения рабочих. Таким образом, продолжалось относительное сокращение производства, а также ряд попыток улучшить породу.

В 1991 году 800 Т-80УД были построены в Харькове, который считался главным советским танковым заводом, пока он не стал украинским городом Харьковом. Производство Т-80У на Ленинградском Кировском заводе закончилось в 1990, незадолго до распада СССР. А последние Т-80Б были выпущены на заводе «Трансмаш» в Омске в 2001 году, в результате чего их общее количество достигло 7066 единиц.

Среди доработок Т-80 был Т-80БВ с ВДЗ «Контакт-1». На Т-80У установлены усовершенствованная система управления огнем 1А45 и управляемая ракета 9К119 «Рефлекс». В Т-80УД турбина ГТД1250 заменена на дизель.

Мрачный дебют на невпечатляющей Украине

Боевой дебют Т-80 в Первой чеченской войне был резко неудачным, большое количество танков стало жертвами многочисленных атак чеченских повстанцев, вооруженных ракетами РПГ-7В и РПГ-18. метательные гранаты. По большей части это было связано не столько с танками, сколько с тем, насколько плохо их экипажи были обучены боям в городских условиях, боевому искусству, серьезно не практиковавшемуся с тех пор, как Советская армия взяла Берлин в 1919 году.45. Одной из общих проблем Т-64, Т-72, ​​Т-80 и Т-90 была относительно ограниченная подвижность их основных орудий вверх-вниз в тесных башнях, что являлось серьезной помехой в городских боях.

Из-за их возмутительного выступления в Чечне, а также из-за денежных затрат каждый раз, когда один из них был уничтожен, Т-80 не участвовали во Второй чеченской войне 1999 года, российско-грузинском конфликте 2008 года или российско-украинской войне 2014 года.

Однако в 2022 г. сильный износ Т-72 и Т-90 вынудили русских бросить в бой свои запасы Т-80. Практически по тем же причинам, что и их товарищи по конюшне, они тоже понесли тяжелые потери. К 10 апреля русские потеряли 19 Т-80БВМ и 52 Т-80У, а в случае последней модели 15 были уничтожены, а 42 брошены.

На 14 августа хроника из открытых источников Оникс сообщила, что общие потери российских Т-80 составили 178, хотя не все они были уничтожены — украинская 93 -я механизированная бригада действовала на трофейных Т -80-х против их бывших владельцев. В любом случае, и русские, и украинцы сталкиваются с трудностями в поединках с Т-80, история которых может претендовать на одну из самых жалких историй с самого начала и до последних поставок среди всех когда-либо созданных танков.

журналы historynet

Наши 9 самых продаваемых изданий по истории содержат подробное повествование и знаковые образы, чтобы привлечь внимание и рассказать о людях, войнах и событиях, которые сформировали Америку и мир.