В 2012 г. исполняется 20 лет с момента сертификации авиационного двигателя ПС-90А, разработанного пермским КБ "Авиадвигатель". Все эти годы бок о бок с пермскими двигателестроителями работает Александр Божков, который прошел путь от экспериментатора в ЛИИ им. Громова до начальника отдела двигателей и воздушных винтов Авиарегистра МАК. Он рассказал об истории становления ПС-90А и высказал свое мнение о дальнейших перспективах его развития.
– Александр Иванович, когда и как началось ваше сотрудничество с КБ "Авиадвигатель"? – Все началось в 1970 г., когда я проходил преддипломную практику в ЛИИ им. Громова. В те годы была хорошая школа подготовки кадров. Ведущие специалисты по испытаниям, выезжая на доклад к генеральному конструктору КБ "Авиадвигатель" Павлу Александровичу Соловьеву, меня, студента, взяли с собой. На меня эта встреча произвела сильное впечатление. Павел Александрович тогда сказал, что если наше дело мне понравится и я пройду хорошую школу ЛИИ, то буду на своем месте. Эти слова, сказанные мудрым человеком мне в молодости, запомнились и стали ориентиром на всю жизнь. Затем было много поездок в Пермь, совместных испытаний, совещаний. Мы неоднократно встречались с Павлом Александровичем. У меня осталось впечатление о нем как о человеке дела. В пермском КБ была введена такая практика: на совещаниях все дефекты, неполадки, выявленные при летных испытаниях, сразу заносились в протокол вместе с фамилиями ответственных за их устранение и сроками. Специалисты стремились выполнить все вовремя и в полном объеме. Дело было не только в контроле генерального конструктора. Всех объединяла общая цель — сделать новый двигатель как можно лучше, надежнее.
Это материал из журнала "Авиатранспортное обозрение". Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Полгода
(скидка 1782 р.)3564 р.1782 р.
Год
(скидка 4158 р.)7128 р.2970 р.
Приобретение бумажных и pdf-версий изданий ИД "А.Б.Е.Медиа", включая "Авиатранспортное обозрение" и Ежегодник АТО:
Я подписчик / Я активировал промокод. Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
www.ato.ru
Разработка - ОАО «Авиадвигатель». Серийное производство - ОАО «Пермский моторный завод». Унифицированный базовый турбовентиляторный двухконтурный двухвальный со смешением потоков наружного и внутреннего контуров двигатель с реверсом в наружном контуре и системой шумоглушения.
Применение:
Сертифицирован в 1992 году. Эксплуатируется с 1993 года. Двигатель эксплуатируется по техническому состоянию и не имеет ограничений по межремонтному ресурсу и общему техническому (назначенному) ресурсу. Соответствует нормам ИКАО 2008 года по эмиссии и обеспечивает соответствие эксплуатируемых самолетов нормам ИКАО (Глава 4) по шуму.
Двигатель ПС-90А1Модификация ПС-90А Серийное производство - ОАО «Пермский моторный завод»
Применение:Дальнемагистральный широкофюзеляжный транспортный самолет Ил-96-400Т.
Cертифицирован в 2007 году. Эксплуатируется с 2007 года. Степень унификации с базовым двигателем ПС-90А - 98%. Соответствует нормам ИКАО 2008 года по эмиссии и обеспечивает соответствие самолетов нормам ИКАО (Глава 4) по шуму.
Двигатель ПС-90А2Модификация ПС-90А Серийное производство - ОАО «Пермский моторный завод»
Применение:
Разработан ОАО «Авиадвигатель» при участии компании Pratt & Whitney (США). Сертифицирован в 2009 году по АП-33. Соответствует нормам ИКАО 2008 года по эмиссии. Самолеты, оснащаемые двигателями ПС-90А2, соответствовуют нормам ИКАО 2006 года (глава 4) по шуму.
По сравнению с базовым двигателем:
Двигатель ПС-90А-76Модификация ПС-90А Серийное производство - ОАО «Пермский моторный завод»
ПРИМЕНЕНИЕ:
Сертифицирован в 2003 году. Эксплуатируется с 2003 года. Соответствует нормам ИКАО 2008 года по эмиссии и обеспечивает соответствие самолетов нормам ИКАО (Глава 4) по шуму.
По сравнению с двигателем Д-30КП обладаем рядом преимуществ, в числе которых:
bizorg.su
Москва. 20 октября. АвиаПорт — ОАО «Авиадвигатель» ведет разработку нового двигателя ПС-90А3у (у — унифицированный), сообщал на состоявшейся 19 октября конференции «Актуальные вопросы эксплуатации и обслуживания двигателей ПС-90А» управляющий директор — генеральный конструктор ОАО «Авиадвигатель» Александр Иноземцев.
Он отметил, что решение о создании новой модификации в семействе двигателей ПС-90А продиктовано необходимостью предложить существующим эксплуатантом и будущим покупателям двигатели, созданные на базе современных конструктивных решений и концепций, при этом реализация заявленных улучшений возможна и при строительстве нового двигателя, и при ремонте уже существующих моторов.
Главный конструктор ОАО «Авиадвигатель» Александр Семенов более детально рассказал о проекте ПС-90А3у, предпосылках к его созданию и перспективах производства новой модификации. По его словам, сертифицированный в 2009 году двигатель ПС-90А2 изначально создавался с целью повышения эксплуатационных характеристик относительно уровня, достигнутого на базовом ПС-90А. При проектировании нового двигателя разработчики ставили перед собой цель обеспечить взаимозаменяемость ПС-90А и ПС-90А2. Однако если по геометрическим и весовым параметрам, а также по присоединительным узлам была достигнута полная взаимозаменяемость, то по интерфейсу существовали определенные различия, которые требовали доработок. Такие доработки интерфейсов были выполнены на летающей лаборатории Ту-204-100, на которой один из двигателей был базовый ПС-90А, а второй — проходящий сертификационные испытания ПС-90А2, напомнил А.Семенов.
По его словам, «Авиадвигатель» в 2010 году принял решение создать унифицированный двигатель, который использовал бы все технологические преимущества ПС-90А2, но не требовал бы доработки самолета. Двигатель обозначен как ПС-90А3у — унифицированный.
Основным конструктивным отличием ПС-90А3у от ПС-90А2 является использование корпуса вентилятора от базового двигателя ПС-90А, пояснил А.Семенов. Он напомнил, что сертифицированный по строгим нормам АП-33 двигатель ПС-90А2 отвечает сертификационным требованиям по удержанию рабочей лопатки вентилятора в случае ее обрыва «под корень». Однако усиленный корпус вентилятора имеет большой вес, что не позволяет в полной мере выполнить требования технического задания на двигатель. В свою очередь, ПС-90А3у не удовлетворяет требованиям АП-33, но он уже сертифицирован по российским нормам НЛГС-3. Двигатель ПС-90А3у получился легче и дешевле ПС-90А2, однако он обладает всеми преимуществами по стоимости жизненного цикла, что и ПС-90А2, подчеркнул главный конструктор.
Следующая задача, стоявшая перед конструкторами, заключалась в переделке системы автоматического управления и контроля двигателя. «Наша задача — переделать систему автоматического управления и контроля таким образом, чтобы ПС-90А3у можно было бы ставить на любой эксплуатируемый самолет», — подчеркнул А.Семенов. По его словам, было разработано новое программное обеспечение, которое позволило эксплуатировать новый двигатель на самолетах Ту-204-100, Ту-204-300, Ту-214 и других. В январе 2011 года ПС-90А3у сертифицирован по нормам НЛГС-3, а в течение 2012 года планируется его одобрение для эксплуатации на самолетах. «Я уверен, что этот двигатель будет служить значительно дольше на крыле (чем ПС-90А — »АвиаПорт"), с меньшими затратами на ремонт", — подчеркнул главный конструктор.
При этом А.Семенов уточнил, что авиакомпании могут не только заказывать новые двигатели ПС-90А3у, но и дорабатывать существующие ПС-90А путем замены турбины высокого давления, установки новых деталей задней опоры. Кроме того, доработке подвергаются детали в турбине низкого давления и камере сгорания, компрессоре высокого давления, устанавливается новое программное обеспечение САУ. Подобные доработки заметно повышают запас по температуре газа перед турбиной, подчеркнул главный конструктор. Он напомнил, что проведенные в ходе сертификации по АП-33 испытания ПС-90А2 с аналогичной горячей частью подтвердили его наработку 18 часов 45 минут на взлетном режиме.
Касаясь перспектив внедрения двигателя в эксплуатацию, А.Семенов подчеркнул, что в настоящее время ведутся работы с «Пермским моторным заводом» по освоению новой продукции. «Много документов по ПС-90А3у уже выпущено, идет выпуск конструкторской документации. Мы будем стараться, чтобы на один Ил-96 и один Ил-76 поставить по одному ПС-90А3у в целях опережающей наработки. Также будем убеждать самолетчиков и авиакомпании принять это предложение», — сказал А.Семенов.
sdelanounas.ru