ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Маковский, Владимир Егорович. Двигатель маковский


Вечный Двигатель Анатолия Маковского

*  *  *

Мне снился белый леопард.

Он заревел в лесу еловом,

Как кот, что чует месяц март,

К любовным шалостям готовый.

Но перед тем, - чтоб закусить.

И вот в меня зрачки стрельнули.

Что делать? Я люблю убить,

Но — револьвер  //не знает//  опять без пули.

А он, как будто не спешил.

Не он был бел, а снег, который

Его, лаская, окружил

И  //ниспадая//  мягко шел с деревьев бора.

Он крался меж густых дерев,

Гость Африки, в лесу былинном,

Лишь иногда, на миг присев,

Кусая хвост красивый  //игривый//  , длинный.

Но красный блеск пронзил закат.

Как в зимнем шишкинском пейзаже.

Прости меня, мой милый брат,

Меня  //пожрут//  сожрут сегодня заживо!

Недавно пили мы с тобой.

Ты выходил из магазина

И снег холодно-голубой

Хрустел  //алмазною//  морозом и резиной.

Люблю я Шишкина пейзаж,

Он Левитана мне дороже.

Могучий лес уснувший наш

Его ничто не потревожит.

В нем нет игры полутонов

Но сколько силы в настроении

Нет, он, конечно, не фотограф

А неподвижный русский гений.

Спи, величавый богатырь!

Как сном окутана Россия,

При шли на мой кровавый пир

Лишь сосны грозные, седые.

Закат был как бокал вина.

Не пьем мы красных вин однако.

Что ж... будет жизнь прекращена

Пятнистой кошкой,  //как собака//  с острой лапой.

Желал красиво умереть.

Пока лишь жил совсем позорно...

И судоржно сжимаю плеть

Рукой  //беспомощной//  насмешливой  //упорной//  и черной.

Уже совсем недалеко

Вот, наконец, сейчас он прыгнет!

Но плеть взвилась вокруг клыков

Кривой, мелькающею линией

          //играющею//  //бичующею//

Я понял: был не хлыст в руках

И потому лишь он изломен

Что нужно обмануть врага

Лукаво свившимся питоном.

А змеи, как известно, всех

Красивым телом побеждают.

Вот чудный бесподобный мех

В тисках чешуйчатых играет.

Но он еще давал отпор,

Кричал, хрипел, кусал удава...

Я не стерпел, бежал, как вор

Туда, где пел закат кровавый.

Когда Вы спросите смиренно,

Где Путь к Всевышнему Творцу,

От жизни, суетной и тленной,

Я Вас в надежде унесу.

И там, где дух не скован телом,

И нет соблазна для души -

Нам улыбнется Ангел в белом

В лучах божественной тиши.

an-makowski.livejournal.com

Проектирование деревообрабатывающих машин. DjVu

      § 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА       Курс «Проектирование деревообрабатывающих машин» изучается для усвоения общих и специальных положений теории и практики проектирования технологических машин, предназначенных для использования в деревообрабатывающих производствах.       Проектированием называется комплекс работ по изысканиям, исследованиям, расчетам и конструированию новых или модернизуемых машин, наиболее эффективно удовлетворяющих требованиям на заданный период времени. В общем виде проектирование сводится к выявлению вариантов материальных структур, удовлетворяющих поставленным требованиям, и к отбору наиболее эффективного варианта. В целом проектирование машин следует рассматривать как творческий процесс, т. е. как процесс, требующий реализации индивидуальных способностей человека.       Конструктор должен быть наблюдательным, обладать- развитым воображением, способным к творческому труду, ясно представлять себе конечную цель своей работы и методы ее достижения, быть трудолюбивым и целеустремленным, уметь ясно излагать свои мысли.       При проектировании машин решаются не только творческие, но и технические задачи, многие из которых можно формализовать. Для решения таких задач можно сформулировать вполне определенные правила проектирования.       В настоящем курсе рассматривается комплекс вопросов, возникающих при проектировании деревообрабатывающих машин: изыскание идеи принципиальной схемы будущей машины, требующее творческого труда, и конструктивное осуществление идеи, во многом облегчаемое знанием правил проектирования.       § 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИХ МАШИН В СССР       Начало организации специализированной отрасли машиностроения по проектированию и производству деревообрабатывающих машин в СССР следует считать 1931 г., когда был соз-       дан трест «Союзлесобуммашина» с подчинением ему семи машиностроительных заводов и специализированного конструкторского бюро «Станкодревпроект». Первые годы работы этого бюро были направлены на привлечение и подготовку конструкторов деревообрабатывающего машиностроения, изучение зарубежного опыта и обновление типажа оборудования. Уже в те годы в Советском Союзе были разработаны проекты оригинальных конструкций лесопильных рам, лущильных машин, шипорезных и других станков.       В 1958 г. число заводов деревообрабатывающего машиностроения увеличилось с семи до двадцати. В 1965 г. производство деревообрабатывающих машин было передано двадцати двум заводам. Деревообрабатывающие машины проектировались коллективами конструкторских бюро заводов, а также научно-исследовательским институтом ВНИИДМАШ и рядом специальных конструкторских бюро СКВ. ВНИИДМАШ и сейчас является головной организацией по деревообрабатывающему машиностроению. В его составе находятся конструкторские отделы и Московский экспериментальный завод МЭЗ.       Проектирование деревообрабатывающих машин особенно улучшилось в годы IX пятилетки, когда производственная база деревообрабатывающего машиностроения значительно развилась. Это позволило повысить технический уровень выпускаемых машин. Кроме универсального, начали выпускать комплекты высокопроизводительного специализированного оборудования для отраслей лесной и деревообрабатывающей промышленности. Разрабатывались проекты и осваивалйсь линии деревообрабатывающих машин. За годы X пятилетки расширилась номенклатура оборудования. Лучшие отечественные деревообрабатывающие машины и некоторые автоматические линии успешно демонстрировались на всемирных выставках.       ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИХ МАШИН       В развитии современного деревообрабатывающего машиностроения можно отметить следующие направления.       Концентрация обработки. Идея повышения концентрации обработки не нова. За последние годы она эффективно реализуется в двух формах: применением специализированных многооперационных машин и построением станочных линий. Выполнение комплекса операций на одной базе, характерное для многооперационных машин, способствует повышению точности обработки. Станочные линии обеспечивают наибольшую производительность.       Повышение степени концентрации обработки усложняет и удорожает оборудование. Естественно, что эффективное использование его возможно только при полной загрузке и небольшом числе обслуживающего персонала. Это приводит к тому, что структура трудовых затрат на обработку изделий из древесины на новых сложных и дорогих машинах определяется не столько заработной платой, сколько стоимостью машин.       Концентрация обработки рождает новые идеи построения машин, например вырабатывающих пиломатериалы и брусья одновременно со щепой или стружкой, что позволяет не заниматься дополнительной переработкой кусковых отходов. Такая концентрация обработки осуществлена на круглопильно-фрезерных и фрезерно-ленточнопильных агрегатах. Их фрезерные режущие инструменты перерабатывают отходы в щепу.       В деревообработке все больше применяется концентрированная предметная обработка на многооперационных автоматах-комбайнах.       Новые принципиальные схемы. В практике деревообрабатывающего машиностроения отмечается интенсивный поиск новых принципиальных схем машин. Его можно считать результатом высокого развития традиционных машин, быстрого изменения технологических процессов и конструкций изделий.       В большинстве случаев новые принципиальные схемы предлагают для повышения эффективности обработки. К примечательным особенностям принципиальных схем новых машин можно отнести сквозной пропуск деталей через машины позиционной обработки. Это оригинально и просто осуществляется на машинах с пневматическим приводом подачи. В качестве примера можно привести многошпиндельные сверлильно-присадочные, сборочные и другие станки, высокая точность обработки на которых обеспечивается надежным базированием материала и высокой точностью исполнения рабочих органов.       Повышение степени механизации и автоматизации. Так как основные движения станков механизированы и автоматизированы, данное направление реализуется главным образом путем механизации и автоматизации вспомогательных операций, в том числе настроечных. Это особенно наглядно можно проследить на примерах почти всех автоматических линий. В мировой практике наблюдается большое разнообразие околостаночных механизмов линий: загрузчиков, перегрузчиков, промежуточных конвейеров, укладчиков. Можно отметить большое распространение вакуумприсосов и пневматических механизмов цикловых движений. Предлагаются также новые универсальные манипуляторы-роботы и системы программного управления.       Повышение точности обработки. Тенденция повышения точности деревообрабатывающего оборудования объясняется разными причинами, из которых одни связаны с повышением точности изделий из древесины, а другие—с экономическими показателями работы оборудования. Группа требований, относящихся непосредственно к оборудованию, связана с его работоспособностью и долговечностью, т. е. также с экономическими категориями. В конечном итоге любое оборудование должно быть выполнено по такому классу точности, которая обеспечивала бы получение наибольшей экономической эффективности. Эти требования реализуются применением рациональной схемы машины и конструктивными методами. Схемная точность часто осуществляется позиционной обработкой. Конструктивные методы проявляются главным образом в минимизации размеров деталей и узлов, в отработке конструкции на технологичность, в нормализации и агрегатировании узлов и в повышении их жесткости и виброустойчивости. Повышение виброустойчивости машин достигается не только увеличением жесткости их узлов, но и снижением возмущающих воздействий, вызывающих вибрацию. В деревообработке это направление весьма перспективно. Уже сейчас стремятся уменьшить быстровращающиеся детали и улучшить их балансировку.       В результате современные машины обеспечивают высокую точность обработки и долговечность.       Совершенствование кинематических схем. Это направление, характерное для последних лет, занимает видное место в развитии машин. Основная идея совершенствования кинематических схем заключается в расчленении общей сравнительно сложной кинематической схемы многооперационной машины на ряд автономных самоуправляемых простых схем. Отмечается тенденция компоновки автономных схем функциональных узлов машин на базе нормализованных приводов с характеристиками, отвечающими требованиям рабочих органов этих машин. Таким образом, отпадает необходимость в промежуточных передачах, благодаря чему устройство машины существенно упрощается. Типовым приводом быстроходного вращательного движения небольшой мощности можно считать электродвигательный с коротким плоским ремнем. Для приводов тихоходного вращательного движения наибольшим применением пользуются моторы-редукторы, моторы-редукторы-вариаторы и роторные гидравлические моторы. Последние получают широкое распространение при глубоком диапазоне регулирования скоростей более шести. Для возвратно-поступательных движений чаще применяются пневмоприводы, преимущественно пневмоцилиндры.       Совершенствование кинематических схем машин позволяет просто решать ранее считавшиеся сложными технологические задачи.       Улучшение конструкций. При конструировании по-прежнему уделяется особое внимание компактности и снижению массы машин. В большинстве случаев этого удается достичь уменьшением размеров рабочих органов и повышением частоты их вращения. Существенное снижение массы машин дает замена отливок листовыми штампованными, сварными и штампо-сварными конструкциями. При конструировании машин стремятся также повысить их универсальность. Например, суппорты многих машин делают настолько универсальными, что их рабочие органы могут занимать любое положение: горизонтальное, вертикальное, наклонное, верхнее, нижнее. Расширяется набор и разнообразится расположение суппортов. Эта особенность конструкций позволяет использовать машины при изменении технологии или схемы обработки деталей.       Совершенствование технологии машиностроения. Рассматривая машины под этим углом зрения, можно отметить использование прогрессивной малоотходной технологии машиностроения, возрастающую замену металлических деталей пластмассовыми, расширение применения высококачественных сталей. За последнее время внедряется автоматизированная система технологической подготовки производства АСТПП, способствующая снижению стоимости проектирования.       Повышение надежности машин. Этой характеристике уделяется все большее внимание. Усложнение станков и их удорожание настоятельно требуют повышения времени наработки машин на один отказ и увеличения их долговечности. Эти показатели обеспечиваются выбором рациональной схемы машины и надлежащими конструктивной разработкой и технологией изготовления.       Повышение комфортности работы на машине. Это одно из важнейших требований к современной машине. Поэтому его удовлетворению подчинены все остальные направления развития машин, особенно повышение степени механизации и автоматизации, улучшение конструкции и совершенствование технологии машиностроения.       Важной проблемой повышения комфортности работы на машине является снижение шума. На новых моделях это достигается уменьшением размеров рабочих органов, повышением качества обработки и сборки деталей и узлов, введением шумопоглощающих укрытий. Особое внимание уделяется удобству обслуживания машин в наладочном режиме, для чего предлагаются оригинальные решения, в том числе автоматические системы программной настройки.       Развитие деревообрабатывающих машин с прогнозом на будущее можно представить схемой рис. В-I. Постепенное развитие машин приводит к изменению их типажа. В настоящее время его можно представить десятью наименованиями и сгруппировать по общности основного признака в четыре поколения.       Машины первого поколения — наиболее простые, однооперационные. К ним относится множество видов универсальных и некоторые виды специализированных полумеханизированных и механизированных машин.       Получающие все большее распространение машины концентрированной обработки — многооперационные можно назвать машинами второго поколения. К отличительным особенностям этих машин относится большая сложность по сравнению с ма-       шинами первого поколения, что повышает их стоимость и снижает мобильность. Повышение стоимости многооперационных машин нежелательно из-за возрастания капитальных затрат на приобретение оборудования. Однако ввиду резкого повышения производительности труда применение их в ряде случаев эффективно.       Пока машины были однооперационными первое поколение, их мобильность была высокой, так как рабочие органы, приводы и настроечные механизмы исчислялись несколькими единицами. У многооперационных машин второго поколения они исчисляются сотнями. Поэтому машины второго поколения эффективны только на крупных специализированных производствах с массовым выпуском однородных изделий, не требующих переналадки. В связи с этим дальнейшее развитие было направлено на создание машин, в которых сочетались бы высокая концентрация обработки и хорошая мобильность. Такие машины образуют третье поколение,— они снабжаются программным управлением ПУ. Машины с ПУ в дальнейшем оснащаются системой гибкого изменения самонастраивающейся программы адаптированные станки с ПУ. Их можно считать машинами четвертого поколения.       В ближайшее время следует ожидать все более возрастающего распространения станков с программным управлением, вначале машин третьего поколения, т. е. оснащенных жесткими программами. Однако внедрение небольшого числа машин с ПУ без изменения уровня технологии процесса не всегда может оказаться существенно эффективным ввиду их сравнительно высокой стоимости и незначительного удельного веса в общем парке оборудования. Надо ориентироваться на широкое внедрение машин с ПУ. Оно должно способствовать новому подходу к технологии для комплексного решения вопросов организационнотехнического перевооружения предприятий. При этом должна быть предусмотрена перестройка всей системы управления участка, цеха, предприятия.       Применение машин с ПУ позволяет сократить или совсем аннулировать складские площади полуфабрикатов, значительно сократить число вспомогательных рабочих, уменьшить численность руководящего персонала и т. д. Для внедрения машин с ПУ предстоит изыскание более перспективных конструкций изделий и процессов, рассчитанных на применение принципиально нового оборудования. В этой связи необходимы упрощение форм и сопряжений деталей изделий, применение новых клеев, прогрессивной отделки и т. д. Наибольшей эффективности следует ожидать от внедрения участков и систем машин с ПУ при использовании электронных вычислительных машин ЭВМ для их группового или интегрированного управления.

sheba.spb.ru

Газовые турбины и их применение

Газовые турбины и их применение

Во второй половине века с двигателями внутреннего сгорания поршневого типа все более конкурирует газовая турбина и компрессорный турбореактивный двигатель, имеющий газовую турбину. В этом двигателе используются отходящие газы, которые создают реактивную тягу.

Газовая турбина - это двигатель внутреннего сгорания, конструктивно аналогичный паровой турбине, но в отличие от нее имеющий камеру сгорания и компрессор, подающий в нее воздух под давлением, который частично используется для охлаждения поступающих в турбину газов. Только в начале 90-х гг. XIX в. удалось спроектировать и создать первую газотурбинную установку. Это сделал русский инженер П.Д. Кузьминский. Он сконструировал реверсивную газовую турбину радиального типа постоянного давления.

Крупнейшую роль в развитии газовой турбины сыграли работы советского ученого В.М. Маковского, который впервые поставил вопрос о создании нового теплового двигателя - газовой турбины, позволяющей осуществить эффективное энергетическое использование продуктов подземной газификации углей. В 1930 г. Маковский организовал первую в СССР газотурбинную лабораторию, в которой наряду с решением ряда теоретических вопросов был разработан проект стационарной газовой турбины мощностью в 1 тыс. л.с. В 1939-1940 гг. эта турбина была построена Харьковском турбогенераторным заводом.

Большим преимуществом газовых турбин сравнительно с паровыми является более высокий КПД, достигаемый за счет повышения температуры рабочих газов до 750° и выше. Практически КПД газовых турбин можно довести до 38%. Газотурбинная установка компактна , она может быть запущена за 10-15 минут, а паровая - за несколько часов. Мощная газотурбинная установка требует почти в два раза меньше производственной площади. Чем такая же по мощности паротурбинная установка.

Газовые турбины получили применение в ряде отраслей народного хозяйства. В начале 50-х гг. в некоторых странах были построены первые опытные газотурбовозы.

Газотурбовозы весят меньше тепловозов. Газотурбинные локомотивы работают на мазуте, а не на дизельном топливе. Газотурбовоз вдвое мощнее такого же по весу тепловоза, а его высокая мощность при сравнительно малом весе позволяет достигнуть большей скорости движения - до 140-160 км/час. Они требуют меньших эксплуатационных расходов. Коэффициент полезного действия газотурбовозов составляет пока 16-18%. В 1959 г. Коломенский тепловозостроительный завод создал первый советский газотурбовоз с газотурбинным двигателем в 3500 л.с. при 500 об/мин, работающим на мазуте.

www.cheluskin.ru

Маковский Владимир Егорович, краткая биография и творчество

Маковский Владимир Егорович родился в семье очень близкой к искусству у знаменитого на то время Маковского Е. И., в 1846 г. 26 января в городе Москве. Егор Маковский, то есть, его отец являвшийся одним из видных деятелей в искусстве участвовал в создании данного заведения названный его именем. Как известно Маковский рано приобщился к рисованию, первые уроки живописной грамоты мальчик получил от художника В.А. Торпинина и уже в 15 лет молодым художником было создано первое жанровое полотно «Мальчик, продающий квас».

В учебном заведении отца, сокращенно называемое МУЖВЗ Владимир и проучился с 1861 по 1866 годы. Его первыми помошниками по обучению были Зарянко С. К. и Сорокин Е. С.. Будущий художник постоянно пребывал в творческой атмосфере, в отцовском доме регулярно бывали люди близкие к искусству. Это писатель Н. Гоголь, актер М. Щепкин, а также композитор М. Глинка. Нередко проводились литературные, и даже рисовальные вечера. Также у Маковских постоянно играла музыка. Более того будущий живописец унаследовал прекрасный голос, благодаря чему он много пел. Помимо этого он научился игре на скрипке и гитаре. Подобная культурная атмосфера очень положительно отразилась на развитии будущего живописца. После окончания учебы Маковский получил серебряную медаль. Также благодаря картине «Литературное чтение» его признали художником 3 степени.

Так вышло, что период обучения в училище совпал по времени с развитием бытового жанра. Естественно, это отразилось на творчестве Маковского. Одним из первых его полотен в этом направлении – это «Игра в бабки», а также «В приемной у доктора». Оба сюжета Владимир создал к 1870 году. Они сразу же принесли желанный успех. В этих полотнах было заметно стремление точно и достоверно передать суть жизни в деревне и городе.

В 1869 году у художника родился первенец. Это событие отразилось в его творчестве. Так, он стал осваивать детскую тематику.

В 1873 году Владимир получил звание академика за полотно «Любители соловьев». Ранее, а именно в 1872 году, он получил статус передвижника и выставляля выставках. Чуть позднее Маковский вошел в группу управления советом передвижников с 1874 года. Очень часто принимал участие в передвижных выставках сюза художников в течении с 1872 и по 1918 год.

Авторские работы Маковского демонстрировали обычную жизнь всех слоев общества. В своих картинах он отображал купцов и богачей, кутил и конечно бедняков. Иногда писал бытовые полотна на бытоаые сюжеты. Это такие работы, как «Варят варенье» и «Друзья-приятели». Помимо этого художнику была не чужда социальная тематика. Она представлена в таких полотнах: «Посещение бедных» 1874 г, «Ожидание» 1875 г. и картина Осужденный написанная 1879 г.

В жаркий деньМастерство Маковского бурно развивалось. Расцвет его творчества приходится на восьмидесятые и девяностые годы.

В это время художник освоил тонкости пленэрной живописи, благодаря чему колорит его живописных работ стал значительно светлее, а рисунок – намного выразительнее.

Полотна, написанные в данный период, отличались сугубо расширенными оттенками социального характера. Примером типичного полотна является «Крах банка» (1881).В данной работе Маковский искусно изображает отчаяние всех обманутых вкладчиков. Ему удалось изобразить целую серию ярчайших социальных типов. Романтичные сюжеты, среди них картина В жаркий день (1881)

Первый фракТакже в это время художник написал множество бытовых сценок, среди которых можно отметить картину Свидание посвященная бедному житию крестьян. Такие полотна демонстрируют сочувствие человечеству.

Порой заметна и острая сатира. Самые нашумевшие картины этого времени – «В четыре руки» (1880), «По начальству» (1888), «Первый фрак» (1892). Также стоит отметить «В передней» (1884) и «Объяснение» (1889-1891).

На творчество художника очень сильно повлияла общественно-политическая непростая ситуация, которая сложилась в России.

Картина Маковского Свидание. 1883 г.На рубеже 19-20 веков создал несколько полотен со сложными и даже трагическим сюжетом. Именно так он отреагировал на важнейшие события, включая ходынскую катастрофу и массовое убийства декабристов в 1905 г.

Полотно «Вечеринка», которое живописец дописал в 1897 году, стало первым произведением, где демонстрировался революционный кружок, который возник на глазах у зрителя из компании.

Не меньшую популярность получили работы «Оправданная» (1879) и «Допрос революционерки» (1904). Также публику впечатлила вышеупомянутая картина «Осужденный» (1879), Свидание 1883г.

Маковский был настоящим жанристом. Так, во многих своих работах он смог представить революционное движение в виде суровой действительности. При взгляде на его работы такое движение теряло очарование и не казалось романтическим идеалом.

Мальчик, продающий квасВремя от времени часто приходилось писать портреты . Из работ подобного жанрапроизведений стоит заметны полотна «Прянишников И. » и «Сорокин Е.», а также «Гоголевский тип».

Нередко этот художник иллюстрировал произведения поэтов и писателей. Чаще всего это были работы Лермонтова и Пушкина. Помимо этого была создана подборка полотен на патриотическую тематику обороны Севастополя.

Маковский стал знаменит не только как живописец. Он был отличным офортистом и писал акварели. Так, с 1882 по 1893 у него был свой натурный класс в МУЖВЗ. Некоторые его ученики также стали известными. Это художники В. Бакшеев и Архипов.

Маковский Владимир Егорович умер зимой в 1920 году, 21 февраля. Он похоронен на Смоленском кладбище в Петрограде.

www.art-portrets.ru

Маковский Спартак Иосифович - советский военный летчик Герой Советского Союза. Советские асы 1914

Маковский Спартак Иосифович

Родился 27 ноября 1920 года в городе Павлодар  (Казахстан), в семье рабочего. Окончил 7 классов в городе Запорожье. Работал на заводе "Запорожсталь", учился в аэроклубе. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С апреля 1943 года старший лейтенант С. И. Маковский в действующей армии.

8 мая 1943 года вблизи станицы Крымская Краснодарского края командир звена 43-го ИАП С. И. Маковский таранным ударом на встречном курсе сбил истребитель врага.

К январю 1944 года командир эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка  (278-я истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт)  старший лейтенант С. И. Маковский совершил 92 боевых вылета, в 49 воздушных боях сбил лично 18  (в том числе 1 - тараном)  и в группе 1 самолёт противника.

13 апреля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава. С 1958 года подполковник С. И. Маковский - в запасе. Жил в Свердловске. Умер 27 марта 2000 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  (дважды), Красной Звезды; медалями.

*     *     *

"Как мы всё - таки плохо знаем своих героев !   Тот же Спартак Маковский 215 боевых вылетов сделал, провёл 76 воздушных боёв, сбил 30 вражеских самолётов лично и 7 в группе. А что о нём написано ?   Часто ли вспоминается его имя ?"

Такими вот строчками начинается рассказ о лётчике - истребителе С. И. Маковском в одной из книг, изданных ещё в 1960-х годах уже прошлого, то есть 20-го, века. Ну что же, попробуем восполнить этот пробел в истории отечественной авиации и рассказать всё, что нам известно об этом человеке...

Некоторую информацию о фронтовой деятельности С. Маковского можно найти в книге А. Е. Чернаткиной - "От Кавказа до Берлина"  (боевой путь 43-го ИАП в годы Великой Отечественной войны). Вот что она пишет:

"18 февраля 1943 года полк выехал на фронт. Расстыкованные самолёты закрепили на платформах, а личный состав ехал в вагонах - теплушках. В конце состава прицепили вагон с замороженными пельменями - подарок сибиряков.

3 марта состав прибыл в подмосковные Люберцы, где самолёты собрали и облетали. А 9 апреля начали перебазировку техники и личного состава на аэродром Кленовец близ Старого Оскола. Аэродром был плохо оборудован, что затрудняло посадку наших самолётов. Почти не было капониров и выкопанных в земле щелей на случай вражеских бомбардировок. Несколько дней ушло на подготовку к боевой работе.

Командир полка капитан А. А. Дорошенков сразу организовал службу ВНОС, установил 2 пункта наблюдения с телефонами. На старте дежурил самолёт на случай внезапного нападения вражеских самолётов.

15 апреля 1943 над аэродромом на высоте примерно 2000 метров появился Ме-110. Лётчик А. В. Кочетов мгновенно поднялся в воздух и погнался за "Мессером". Поняв, что его преследует опытный пилот, противник увеличил скорость и скрылся.

Но обнаружив аэродром, немцы уже не оставляли его в покое. Вскоре послышался гул вражеских самолетов и на фоне облачности показалась девятка Ме-110, а за ней ещё... Посыпались бомбы на стоянки.

В следующие мгновения после разрывов первых бомб взлетели капитан Шепель, лейтенанты Маковский, Осадчиев и другие лётчики. Благодаря их мужеству и решительным действиям враги не сумели нанести большого вреда. Во время атаки неприятельских самолётов Маковский одного сбил".

Через 3 недели после прибытия на фронт - 8 мая 1943 года, он таранил вражеский истребитель и на сильно повреждённой машине сумел совершить посадку.

В тот день 6 истребителей 43-го полка вели воздушный бой. Находясь сверху, Маковский наблюдал за боем и следил за небом. Вдруг со стороны солнца показался ещё один Ме-109. Маковский набрал высоту, бросился навстречу врагу. Самолёты сближались с огромной скоростью.

Маковский С.И.

...700, 500, 300 метров... С бешеной скоростью пожирали оставшееся между ними расстояние немецкий "Мессер" и советский "Як". Что испытывает лётчик в эти последние мгновения, какие мысли проносятся в мозгу перед лобовым тараном ?   Не будем гадать и строить предположения. Предоставим слово оставшемуся в живых пилоту того самого "Яка" - лейтенанту Спартаку Маковскому:

"Думал ли я в тот момент о своей жизни, понимал ли, что столкновение может быть гибельным ?   Нет, не думал. Я знал, что внизу бъются мои друзья, что им тяжело, и если враг прорвётся туда, им станет ещё тяжелее. Значит, надо уничтожить его любым способом. И если я вообще о чём - нибудь думал в эти секунды, когда дистанция между нами сокращалась, то только об одном: не дать врагу подойти к месту воздушного боя".

В последнем мгновении "Мессер" немного отклонился влево, но удара избежать не удалось. Оба самолёта перевернулись и полетели вниз.

Вражеская машина начала разваливаться на лету, но и перевернувшийся от столкновения "Як" свалился в штопор. Первая попытка спасти самолёт окончилась ничем. Выбрасываться с парашютом тоже было нельзя: бой разыгрался в районе станицы Крымская, где ещё хозяйничали оккупанты.

После нескольких попыток, в 800 метрах от земли, Маковскому всё же удалось вытащить машину в горизонтальный полёт. Растерзана она была до неузнаваемости: в плоскостях зияли рваные дыры от пулемётных очередей, половина правого крыла отсутствовала.

Маковский взял курс на свой аэродром и увидел приближавшийся вражеский истребитель. Под угрозой потери управления и нового штопора Спартак был лишён любой возможности маневрировать и представлял собой идеальную мишень для упражнения в стрельбе. Подумалось почти обречённо: "Сейчас меня будут добивать..."

Он казался им лёгкой добычей. Но сработала заповедь фронтового братства. Его напарник Лукьян Каширин, неотступно следивший за командиром, был начеку. Ведовый вырвался на перехват и пробил очередью мотор Ме-109. Дорога на родной аэродром была свободна.

На своих полутора крыльях Спартак кое - как дотянул до посадочной полосы. Нормально совершить посадку он не мог, отказал мотор. На большой скорости сел на фюзеляж прямо в поле. Сильный удар вдребезги разрушил кабину, а самолёт, к счастью, не загорелся.

Подоспели товарищи, хотели отвезти в госпиталь, но Спартак отказался, остался в полку. Он пролежал в санчасти 10 дней. Удар не прошёл бесследно... Он даже на несколько дней лишился речи. Молодой организм и страстное желание снова летать, бить врага победили.

Як-7Б 3-го ИАК
Як-7Б из состава 3-го истребительного авиационного корпуса.  Весна 1943 года.

Упорство и настойчивость в достижении цели были ему всегда присущи. Так было ещё тогда, когда он решил стать лётчиком. Это было его заветной мечтой. Медицинская комиссия обнаружила у него цветовую аномалию - дальтонизм и по этой причине ему отказали в приёме в аэроклуб. Спартак настойчиво просил своего отца помочь, пойти хлопотать, доказывал, что выводы комиссии безосновательны, что у него хорошее зрение. Отец понимал стремление сына и решил его поддержать. Пошёл к руководству аэроклуба, в результате новое тщательное обследование установило, что он может быть допущен к учёбе.

После учёбы в Запорожском аэроклубе Спартак поступил в знаменитую Качинскую Краснознамённую лётную школу, которую окончил в 1939 году. Весь выпуск Качинской школы был направлен на Дальний Восток.

Перед отъездом отец Спартака Иосиф Иванович передал сыну написанную им свою короткую биографию, которую тот носил с собой всю войну. Она была для него напутствием на всю жизнь. Отец был для него примером честности, справедливости и беззаветного служения Родине.

...Совсем не случайно мальчишка, родившийся в 1920 году в захолустном городе Павлодаре, что в Казахстане, был наречён Спартаком, по имени вождя восставших рабов. Так решил отец, Иосиф Иванович Маковский, человек незаурядной и героической судьбы. Он храбро сражался в рядах Красной Гвардии, был комиссаром отряда особого назначения, партизанил, боролся с контрреволюцией в Сибири и Казахстане.

В семейном архиве Маковских хранится документ, необычный даже по названию: "История болезни, причинённой белым террором".

В августе 1918 года Иосиф Иванович являлся начальником штаба рабоче - крестьянского повстанческого движения, захлестнувшего Павлодарский и Славгородский уезды. Белогвардейские каратели жестоко подавили восстание, а Маковский после двухмесячного преследования был схвачен и брошен в уездную тюрьму 7 ноября 1918 года - в день первой годовщины Октябрьской революции. В тюрьме он пробыл 13 месяцев. Вынужденные отступить, колчаковцы 27 ноября 1919 года зверски расправились с 35 заключёнными. Среди них был исколотый штыками начальник штаба повстанцев.

Дальнейшее настолько невероятно, что лучше будет дословно процитировать упомянутый документ:

"Тов. Маковский пролежал в трупах до прихода советских войск. 29 ноября 1919 года был извлечён из трупов солдатами 26-й советской дивизии 5-й армии и перевезён из тюрьмы в павлодарскую уездную больницу со следующими штыковыми ронениями: 5 ран в грудь, из которых 4 с поражением лёгких  (выход воздуха), 1 в живот, 6 в спину и бока, не считая ранений в ноги и руки. Приведён был в сознание... Температура повысилась до 39 градусов. Пролежал в больнице до 28 декабря 1919 года. Благодаря здоровой натуре, выздоровел..."

Год спустя, в декабре 1920 года, Иосиф Иванович уже делегат VII Всеросийского съезда Советов, где был принят знаменитый план электрофикации России - ГОЭЛРО.

Можно сказать, что Маковскому - младшему досталось от отца богатейшее наследство - вся его огромная страна, которую предстояло благоустраивать и защищать от всяческих посягательств. Пример отца и собственное гордое имя никак не позволяли Спартаку плестись в хвосте. Он отлично учился в школе, особенно налегая на любимые предметы - физику и математику. Потом выбрал самую престижную для своего времени профессию лётчика, успешно занимался в Свердловском аэроклубе и на "отлично" закончил школу военных лётчиков. После чего был зачислен в 43-й истребительный авиаполк 278-й авиадивизии.

Маковский попал на фронт лишь в апреле 1943 года. Сама судьба закалила этого мужественного человека, сразу бросив его в огонь самого жестокого воздушного сражения - в битву на Кубани. За 2 года своей фронтовой жизни он совершил, как минимум, 3 высочайших подвига, каждый из которых достоин высшей награды.

Перед войной отец вручил ему как напутствие автобиографию с короткой припиской: "Дорогой сын мой, Спартак !   Даю тебе свою краткую биографию, которая будет тебе заветом на всю жизнь для преданности своей Родине".

Напутствие отца Спартак достойно пронёс через всю войну и намного преумножил славу семьи Маковских. За свои боевые подвиги удостоен звания Героя Советского Союза, награждён многими орденами и медалями...

Но сильно ошибается тот, кто полагает, что жизнь героев проходит безоблачно и ликующе, под бравурные марши духовых оркестров. Вот и для Спартака радость Победы была омрачена личным горем. В сентябре 1945 года он получил краткосрочный отпуск и приехал на родину отца, в город Запорожье. Туда же вот - вот должен был вернуться Иосиф Иванович, который по поручению обкома партии находился в районах области и помогал в проведении уборки. Но сыну не довелось обнять отца - его злодейски убили бандиты, бывшие пособники оккупантов...

Помимо наград, сын принёс с войны ранение и пошатнувшееся здоровье. Уволившись в запас, подполковник С. И. Маковский поселился в Свердловске и возглавил тот самый аэроклуб, который дал ему когда - то путёвку в небо. Среди свердловчан, особенно среди школьников и молодёжи, он прослыл горячим, искренним пропарандистом боевых традиций нашей авиации. О смертельных схватках и подвигах он рассказывал не понаслышке.

С. И. Маковский у своей машиныС. И. Маковский у своего истребителя Як-9.

...В январе 1944 года страна услышала в сводке Совинформбюро это гордое имя - Спартак.

3 января 1944 года командир 1-й эскадрильи 43-го истребительного авиаполка лейтенант Спартак Маковский повёл группу на штурмовку вражеского аэродрома в районе Апостолово.

В своей книге "Полвека с небом" Маршал авиации Е. Я. Савицкий писал, что специалистами по штурмовке считались 812-й и 43-й авиаполки. Именно им чаще всего поручали наносить внезапные удары по вражеским аэродромам.

В воздушном бою над аэродромом Апостолово было сбито 4 и на земле во время штурмовки уничтожено 3 самолёта противника.

Потом атаковали переправу на Днепре. Зенитки открыли сильный огонь. За самолётом ведомого командира, младшего лейтенанта Виктора Кузнецова потянулся шлейф дыма. Подбитая машина падала на территорию, занятую противником...

Кузнецов пошёл на посадку и с трудом посадил самолёт в развилке двух дорог. По этим двум дорогам, примерно в 1,5 - 2 км от места посадки самолёта пешком двигались немецкие войска. Они побежали к самолёту и даже не стреляли - добыча была очевидной. С высоты Маковский видел, как Кузнецов выбрался из самолёта. Времени на раздумья не оставалось. Он понимал, что рискует жизнью, но иначе поступить не мог.

"Сам погибай, а товарища выручай !" - словно приказал Спартаку властный внутренний голос. Он сделал круг на малой высоте, ударил по бегущим немцам из пулемётов и заставил их залечь. Зашёл на посадку, чтобы приземлиться рядом с Виктором, но вдруг увидел, что поле пересекает линия связи. Быстро сориентировался, пошёл на второй круг и совершил посадку рядом с Кузнецовым. Крикнул:

- Садись быстрее !   Левую ногу - в кабину, голову - под казырёк. Да крепче держись руками за поручни прицела. Быстрее, Витя, иду на взлёт !

С. Маковский и В. Кузнецов в кабине 'Яка'
Спартак Маковский и спасённый им Виктор Кузнецов в кабине "Яка".

В тесной одноместной кабине поместилась только одна нога Виктора. Его голова закрыла Маковскому приборную доску. Вражеские войска приблизились и открыли по ним автоматный огонь. До самолёта оставалось не более 100 метров. Надрывно гудя, перегружённый самолёт с трудом оторвался от земли и взлетел над головами немцев, унося двоих пилотов на свой аэродром.

Оставшиеся 6 самолётов эскадрильи совершили посадку без командира и его ведомого. Люди на аэродроме в тревоге вглядывались в небо. Потом послышался гул и показался самолёт. Когда Маковский заходил на посадку, трудно было понять что с самолётом. Высказывали предположение, что в воздухе сорвало капот. После посадки всё стало ясно.

Самолёт ещё не успел подрулить к стоянке, как был окружён чуть ли не всем личным составом полка. Боевых друзей вынесли из кабины на руках. Виктора, получившего ушиб ноги, отправили в санчасть, а Спартака бросились обнимать и долго качали.

Маковский С.И.

Вскоре на аэродром прилетели командир корпуса генерал Е. Я. Савицкий и командир дивизии полковник В. Т. Лисин. Построили полк. Генерал с восхищением говорил о совершённом подвиге. Затем, вызвав Маковского из строя и крепко обняв, Евгений Яковлевич сказал:

- Ваш подвиг не забудется. Преклоняюсь перед вашей храбростью и представляю вас к высшей правительственной награде - званию Героя Советского Союза.

Президиум Верховного Совета СССР утвердил 13 апреля 1944 года представление фронтового командования. 14 апреля 1944 года в полк приехал командир дивизии полковник В. Т. Лисин. Перед строем личного состава был зачитан Указ о присвоении старшему лейтенанту С. И. Маковскому высокого звания Героя Советского Союза.

Евгений Яковлевич Савицкий, уже будучи Маршалом авиации и дважды Героем Советского Союза, часто вспоминал добрым словом о Спартаке Маковском:

"Это был талантливый лётчик. И не просто лётчик, а командир, организатор боя. Ему поручались наиболее ответственные и сложные задания. Нередко бывало, что я возглавлял общую авиагруппу, а он вёл одну из подгрупп. Неоднократно бывал моим ведомым. Около 3 - 4 вражеских самолётов я сбил именно тогда, когда вылетал в паре с Маковским".

В апреле 1944 года наши войска вошли в Джанкой, затем в Биюк - Онлар  (ныне Октябрьское). Сутки лётчики 43-го полка находились близ Симферополя и подошли к совхозу "Табачный" под Севастополем, где базировались до полного освобождения Крыма.

Однажды через совхоз "Табачный" проходила группа раненых, шедших с севастопольских позиций. Среди них был брат Спартака Маковского - Пётр. Им суждено было встретиться, чтобы до конца войны не расставаться. Артиллерист старший лейтенант Пётр Иосифович Маковский имел несколько ранений. На этот раз был ранен в руку. По ходатайству командования Петра зачислили в полк на должность адъютанта 1-й эскадрильи. Он добросовестно выполнял свои обязанности. Старший брат с большой заботой относился к Спартаку.

С. Лебедев (справа) и С. Маковский.С. Маковский  (слева)  и С. Лебедев.

Свои последние победы Спартак Маковский одержал в апреле 1945 года, сбив над Берлином несколько вражеских самолётов. Вот что можно найти о событиях тех дней в известной книге "Шестнадцатая воздушная...":

"Бои в воздухе 19 апреля 1945 года не прекращались до позднего вечера. Наши лётчики в 156 схватках уничтожили 112 немецких самолётов, показав при этом образцы боевого мастерства.

Снова отличились лётчики 3-го ИАК. Ведя активный поиск противника в воздухе, они провели 89 воздушных боёв и сбили 68 фашистских самолётов. При этом по 2 победы одержали майор С. И. Маковский, старший лейтенант Д. А. Шувалов, лейтенант Ф. П. Савицкий и младший лейтенант В. И. Самодед...

За 29 апреля истребители 16-й Воздушной армии провели 67 воздушных боёв и уничтожили 46 вражеских самолётов, потеряв при этом 2 своих. Наибольшее количество побед в воздухе в этот день одержали лётчики 3-го ИАК... За день они провели 39 воздушных боёв и сбили 33 самолёта противника. По 2 победы в воздухе одержали майор С. И. Маковский, лейтенанты В. И. Александрюк и И. Д. Радчиков..."

А. Е. Чернаткина в книге "От Кавказа до Берлина"  (её можно почитать на страницах сайта "Авиаторы Второй Мировой...")  указывая на победы Маковского, приведённые выше, дополняет их ещё и такой информацией:

"27 и 28 апреля стали переломными днями. Гитлеровцы теряли не только самолёты, но и аэродромы. Спартак Маковский сбил 2 самолёта".

И далее, подводя общий итог его боевой деятельности, она пишет:

"В период войны С. И. Маковский совершил 216 боевых вылетов, провёл 70 воздушных боёв, сбил лично 30 и в группе 7 самолётов противника. Его считали не только отважным воином, но и хорошим организатором в бою и в руководстве эскадрильей".

С.И.Маковский у своего Як-9К.
Як-9К из состава 3-го ИАК.

В заключении нашего рассказа хочется вернуться к его началу и отметить, что цифры, приведённые в той самой книге, ещё советских времён, (а так же, и А. Е. Чернаткиной - 30 лично и 7 в группе), не вполне соответствуют действительности. По имеющимся на сегодняшний день сведениям, за годы войны С. Маковский действительно совершил по различным источникам от 215 до 218 боевых вылетов и провёл 79 воздушных боёв. Сбитых же самолётов, согласно официальным документам, обнаруженным в архивах М. Ю. Быковым, на его счету числится 28 лично и 2 в группе. При этом, первая победа Маковского, датированная А. Е. Чернаткиной серединой апреля 1943 года, в список побед приведённый М. Ю. Быковым не попала. Даже если допустить, что А. Е. Чернаткина ошибается, приписывая Маковскому ещё 2 победы за период 27 - 28 апреля 1945 года  (так же не нашедших отражения в списке побед М. Ю. Быкова), число лично сбитых им самолётов вплотную приближается к 30.

Маковский С.И.

Теперь, что касается 7 групповых побед... В одном из изданий, в качестве итога боевой деятельности Маковского указывается на 23 самолёта сбитых лично, 2 - в группе с товарищами и 5 - уничтоженных на земле штурмовыми ударами. Не заостряя внимания на личных победах, следует отметить что сумма самолётов сбитых в группе и уничтоженных на земле равна, как раз, 7. То есть, в число 7 групповых побед  (указываемых А. Е. Чернаткиной и другими авторами), скорее всего, были включены и самолёты сожжёные на земле...

После войны Спартак Иосифович Маковский окончил Высшие лётно - тактические курсы офицерского состава. Летал на современных типах боевых самолетов до самой демобилизации в звании подполковника в 1958 году. Уйдя в отставку, не порвал связь с авиацией, стал работать начальником аэроклуба в городе Свердловске, обучал молодёжь и воспитывал их. Переехав в родной город Запорожье, часто бывал у тружеников электроаппаратного завода, интересовался их успехами, вникал в их заботы. Но самым ценным для них было - слушать рассказы Героя о его боевых делах, о подвигах в небе.

27 марта 2000 года ушёл из жизни человек необыкновенной храбрости и добрый чуткий товарищ.

*     *     *

Список всех известных побед капитана С. И. Маковского:(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)

№п / пД а т аСбитыесамолётыМесто воздушного боя(одержанной победы)Своисамолёты
103.05.1943 г.1  Ju-88сев. ГостогаевскаяЯк-7, Як-1, Як-9.
205.05.1943 г.1  Ju-88юго-зап. Крымская
31  Me-109Крымская
41  Me-109  (в группе - 1 / 8)Киевское
507.05.1943 г.1  Me-109вост. Молдаванская
608.05.1943 г.1  Me-109Крымская
71  Me-109  (сбит тараном)зап. Крымская
827.05.1943 г.1  Me-109зап. Крымская
902.06.1943 г.1  Me-109Киевское
1006.06.1943 г.1  Me-109Киевское
1127.09.1943 г.1  Ju-87Костгейм
1228.09.1943 г.1  Ju-88юж. ст. Пришиб
1329.09.1943 г.1  Ju-88зап. Большой Токмак
1403.10.1943 г.2  Ju-87юж. Украинка
1523.10.1943 г.1  Ju-87сев. Иоганнесруэ
1627.10.1943 г.1  Ju-88  (в группе - 1 / 5)юго - вост. Ново - Рубиновка
1710.01.1944 г.1  Ме-109сев. Ново - Петровка
1822.03.1944 г.1  FW-189  (в паре - 1 / 2)Чуваш
1907.04.1944 г.1  Ме-109юго-вост. Томашевка
2012.04.1944 г.1  Hs-129юж. Вакуф-Кирк - Байлар
211  FW-190юго - вост. Вакуф-Кирк - Байлар
2214.04.1944 г.1  FW-190юж. Дуванкой
2307.07.1944 г.1  FW-190вост. Вильно
2419.04.1945 г.1  Ме-109юго - вост. Хайнесдорф
251  FW-190зап. Претцель
2620.04.1945 г.1  FW-190сев. - вост. Бернау
2729.04.1945 г.1  транспортный самолётсев. - зап. Штраусберг
       Всего сбитых самолётов - 28 + 2   [ 25 + 3 ];  боевых вылетов - 215;  воздушных боёв - 79.

airaces.narod.ru

Константин Егорович Маковский - Фотогалерея — Славянская культура

Константин Егорович Маковский6302 Сергей Кузнецов

Константин Егорович Маковский6302

Константин Егорович Маковский6301 Сергей Кузнецов

Константин Егорович Маковский6301

Константин Егорович Маковский6300 Сергей Кузнецов

Константин Егорович Маковский6300

Константин Егорович Маковский6299 Сергей Кузнецов

Константин Егорович Маковский6299

Константин Егорович Маковский6298 Сергей Кузнецов

Константин Егорович Маковский6298

Константин Егорович Маковский6297 Сергей Кузнецов

Константин Егорович Маковский6297

Константин Егорович Маковский6296 Сергей Кузнецов

Константин Егорович Маковский6296

Константин Егорович Маковский6295 Сергей Кузнецов

Константин Егорович Маковский6295

Константин Егорович Маковский6294 Сергей Кузнецов

Константин Егорович Маковский6294

Константин Егорович Маковский6293 Сергей Кузнецов

Константин Егорович Маковский6293

Константин Егорович Маковский6292 Сергей Кузнецов

Константин Егорович Маковский6292

Константин Егорович Маковский6291 Сергей Кузнецов

Константин Егорович Маковский6291

Константин Егорович Маковский6290 Сергей Кузнецов

Константин Егорович Маковский6290

Константин Егорович Маковский6289 Сергей Кузнецов

Константин Егорович Маковский6289

Константин Егорович Маковский6288 Сергей Кузнецов

Константин Егорович Маковский6288

slavyanskaya-kultura.ru

Маковский, Владимир Егорович - это... Что такое Маковский, Владимир Егорович?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Маковский. Императрица Мария Фёдоровна, 1912

Влади́мир Его́рович Мако́вский (26 января (7 февраля) 1846, Москва — 21 февраля 1920, Петроград) — русский художник-передвижник, живописец и график, педагог, мастер жанровой сцены; академик (1873), действительный член петербургской Академии Художеств (1893).

Брат К. Е. Маковского.

Биография

Владимир Маковский родился в семье видного деятеля искусств Е. И. Маковского, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Мать Владимира — Любовь Корнилиевна (урождённая Моленгауэр).Брат художника Маковского Константина Егоровича.

Квартира Маковских находилась на набережной Москва-реки с видом на Кремль. С детства Владимира окружала атмосфера искусства. В доме отца собирались известные люди — Глинка, Гоголь, Пушкин, Щепкин, Брюллов, Тропинин… Устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера. В семье было пятеро детей — старшая дочь Александра, сыновья Константин, Николай, Владимир и младшая дочь Мария. Они стали известными художниками, а Мария — певицей. От матери Владимир унаследовал красивый голос, учился играть на гитаре и скрипке, довольно рано начал рисовать. Первые уроки изобразительного искусства Маковский брал у В. А. Тропинина. В пятнадцать лет он написал жанровую картину «Мальчик, продающий квас» (1861).

С 1861 по 1866 Владимир учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у продолжателя Венециановской школы С. К. Зарянко, Е. С. Сорокина и самого В. А. Тропинина. Училище Владимир закончил с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу «Литературное чтение».

В 1869 за картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» Маковский получил звание «классного художника первой степени с золотой медалью Виже-Лебрень за экспрессию». С рождением в 1869 году первого ребёнка, сына Александра, у Маковского проявляется интерес к детской тематике («Крестьянские мальчики», «Пастушки», «Ночное», «Возвращение с ночного»). Картина «Игра в бабки» стала первой картиной Маковского, купленной П. М. Третьяковым для своей галереи, что означало признание его как художника.

В 1873 за картину «Любители соловьев» Маковский был произведён Академией художеств в академики. Картина была выставлена на Всемирной выставке в Вене, где привлекла всеобщее внимание. Фёдор Достоевский писал о ней: «…если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж, конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще».

В это же время он написал 21 жанровую картину для альбома «Эпизоды Севастопольской жизни 1854—1855 годов».

В 1872 он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. С самого начала был одним из наиболее деятельных членов Товарищества, участвовал почти во всех выставках, а с 1874 года его избрали членом правления.

С 1882 по 1894 Маковский преподавал в МУЖВЗ. В 1892 году ему присвоили звание профессора. Вплоть до 1894 года он жил и работал в Москве в доме Дворцового ведомства у Каменного моста близ Храма Христа Спасителя, для росписи которого сделал несколько эскизов.

С 1894 по 1918 Маковский преподавал в петербургской Академии художеств, куда его пригласили на должность руководителя жанровой мастерской в Высшем художественном училище. В 1895 он был назначен ректором Академии. Учениками Маковского были А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Е. М. Чепцов. С 1905 года - действительный статский советник.

Умер Владимир Маковский 21 февраля 1920 и был похоронен в Петрограде на Смоленском кладбище.

Галерея

Список работ:

Библиография

См. также

Ссылки

dic.academic.ru


Смотрите также