Содержание
М-72 — Технич. характеристики — East Highway
- Технич. характеристики
→ - М-72
Характеристик |
Значение |
Единица |
Общие данные | ||
Макс база (длина между оси переднего и заднего колеса) |
1400 |
мм |
Мин просвет между землей и нижней точкой шасси (клиренс) |
130 |
мм |
Макс длина с коляской |
2420 |
мм |
Макс высота с коляской |
980 |
мм |
Макс ширина с коляской |
1600 |
мм |
Высота седла |
720 |
мм |
Сухая масса: |
|
|
с коляской |
340–350 |
кг |
без коляски |
220–225 |
кг |
Макс грузоподъемность (с массу водителя и двух пассажиров) |
300 |
кг |
Макс скорость |
85 |
км/ч |
Макс расход топлива на 100 км пути при движении со скоростью 50-60 км/час |
7 |
л |
Макс расход масла на 100 км |
0,25 |
л |
Двигатель | ||
Тип двигателя |
четырехтактный, с нижним расположением клапанов, двухцилиндровый |
|
Расположение цилиндров |
горизонтальное |
|
Диаметр цилиндра |
78 |
мм |
Ход поршня |
78 |
мм |
Рабочий объем цилиндров |
746 |
см3 |
Степень сжатия |
5,3–5,7 |
|
Мин гарантированная мощность при 4450-4800 об/мин |
22 |
л. с. |
Охлаждение |
воздушное |
|
Система смазки |
комбинированная — под давлением и разбызгиванием |
|
Емкость масляного резервуара |
2 |
л |
Система питания | ||
Емкость топливного бака |
22 |
л |
Количество карбюраторов |
2 |
|
Тип карбюратора |
K-37 |
|
Топливо |
бензин с октановым числом 66 (A66–A70) |
|
Топливный фильтр |
в отстойнике бензобака (сетчатый) |
|
Воздухоочиститель |
комбинированный – инерционный и контактно-масляный |
|
Электрооборудование |
| |
Система зажигания |
батарейная |
|
Катушка зажигания |
ИГ-4085-Б |
|
Прерыватель |
ПМ-05 |
|
Свечи |
НА 11/11 А-У |
|
Управление моментом зажигания |
манеткой на руле |
|
Аккумуляторная батарея |
3MT14 |
|
Генератор постаянного тока 6 В, 45 Вт |
Г-11-A |
|
Реле-регулятор |
PP-31 |
|
Сигнал |
C 35-A |
|
Фара |
ФГ-6 |
|
Трансмиссия |
| |
Сцепление |
сухое, двухдисковое; ведомые диски с накладками из фрикционного материала с обеих сторон |
|
Коробка передач |
двухходовая, четырехступенчатая |
|
Переключение передач |
ножной и ручной рычаги переключения |
|
Количество масла в коробке передач |
0,8 |
л |
Передаточные числа в коробке передач: |
|
|
I передача |
3,6 |
|
II передача |
2,28 |
|
III передача |
1,70 |
|
IV передача |
1,30 |
|
Передача на заднее колесо |
карданным валом |
|
Передаточное число главной передачи |
4,62 |
|
Количество масла в главной передаче |
0,175 |
л |
Ходовая часть |
| |
Рама |
трубчатая, закрытого типа, двойная, неразборная |
|
Подвеска заднего колеса |
пружинная |
|
Передняя вилка |
телескопическая, с гидравлическими амортизаторами |
|
Колеса |
взаимозаменяемые |
|
Шины |
3,75–19 |
дюймов |
Давление в шинах колес: |
|
|
переднего |
1,6–1,8 |
атм |
заднего |
2,0–2,5 |
атм |
коляски |
1,8–2,3 |
атм |
запасного |
2,0–2,5 |
атм |
Коляска |
пассажирского типа для одного пассажира |
|
М-72 — Мотомир Вячеслава Шеянова
This entry is also available in:
Английский Китайский
Аудиоверсия статьи:
Обзор М-72. Часть 1.
Обзор М-72. Часть 2.
Мотомириада № 38
Основанный на довоенном BMW R-71, советский тяжелый мотоцикл М-72 производился с 1941 до середины 1950-х годов. Его разработка началась в 1939 году, когда советское правительство, обеспокоенное амбициями Гитлера по расширению германских территорий, приступило к перевооружению Красной армии. Немцы были вполне успешны в разработке тяжелой мототехники, поэтому в целях экономии времени решено было «адаптировать» существующее конструктивное решение.
Министр иностранных дел СССР В.М. Молотов организовал секретную закупку пяти мотоциклов BMW R-71 в Швеции и советские инженеры приступили работе. Зимой 1941 года Главным автобронетанковым управлением Красной Армии (ГАБТУ КА) были произведены полевые испытания нового мотоцикла М-72. С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 было развернуто на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ). По кооперации ЗиС разработал документацию и поставлял двигатели, КИМ (ныне АЗЛК) — коробки передач, ГАЗ — карданный вал и боковую коляску. Московский велосипедный завод выпускал мотоциклы до 1951 года. Другой базой производства стал харьковский завод, двигателями его снабжал Киевский завод медицинских инструментов. В Ленинграде завод «Красный Октябрь» также взялся за производство М-72. С 25 февраля 1942 года мотоциклы М-72 начали производить в Ирбите (см. Ирбитский Мотоциклетный Завод), куда было эвакуировано оборудование с ММЗ, КиМ, АТЭ-1, моторный цех ЗиСа. Основное КБ также переехало из Москвы в Ирбит. Его возглавил Александр Минович Федоров, среди конструкторов находились И. И. Окунев, Н. А. Кукин, В. В. Бекман, испытатели С. И. Карзинкин и Б. В. Зефиров.
Конструкция BMW R-71 была ориентирована на массовое производство и содержала одновременно немало технических новшеств, которые на советских мотоциклах не применялись. Это дуплексная рама, ножное переключение передач, пружинная подвеска заднего колеса, телескопическая передняя вилка, карданная передача, питание каждого цилиндра от самостоятельного карбюратора.
Оппозитное расположение цилиндров в двигателе обеспечило не только его хорошую уравновешенность, но и низкий центр тяжести всего мотоцикла. У М-72 он лежал на высоте 592 мм.
Все вспомогательные узлы (прерыватель, маслонасос, генератор) на М-72 приводились шестернями, чугунные цилиндры покрыты антикоррозионным жаростойким черным лаком, шатунные подшипники коленчатого вала – роликовые, коренные – шариковые. Шатуны сидели не на общей шейке, а каждый на своей.
Поэтому левый цилиндр по ходу машины смещен вперед на 39,2 мм относительно правого. В интересах уменьшения длины картера двигателя и, следовательно, его массы (с коробкой он весил 75 кг), коленчатый вал на М-72, как и у прототипа BMW R-71, сделан двухопорным, а его средняя щека — сравнительно тонкой (18 мм). При форсировке этого двигателя, когда возрастали нагрузки на кривошипный механизм, случались поломки этой щеки, хотя она и изготовлялась из высококачественной стали (ЗОХМА или ЗОХГСА).
На мотоцикл устанавливались сумки для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемета (вертлюг). Пулемёт Дегтярёва крепился сошками к пластине вертлюга, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. Трубчатые кронштейны спереди и сзади коляски, в которые вставлялся вертлюг, позволяли вести огонь как по ходу мотоцикла, так и назад. Так же, в очень ограниченном количестве, в войска поступали модификации с установленным вместо корпуса коляски 82-миллиметровым миномётом.
Прежде чем в конце 1955 года ИМЗ перешел на усовершенствованную машину М-72М, мотоцикл понемногу модернизировался. Так, в 1949 году завод внедрил двойной воздушный фильтр — сетчатый и инерционно-масляный, более эффективный, чем прежний сетчатый. С 1950 года вместо реле-регулятора РР-1 мотоциклы стали комплектоваться новым прибором РР-31. Затем, в 1952 году, внедрили усовершенствованный генератор Г11А. Его мощность как у предшественника (Г11), так и у последующей модели (Г414) оставалась, однако, неизменной. Не менялась на протяжении всех лет выпуска М-72 и его наследников конструкция карбюратора К-37, размер шин (3,75-19) и ряд других узлов.
За всё время было выпущено более 330 000 мотоциклов M-72.
По материалам статьи «Наследники BMW R-71»
Производитель | Ирбитский мотоциклетный завод, г. Ирбит, СССР |
Годы выпуска | 1941 – 1956 |
Количество, шт | более 330000 |
Стоимость | |
Стоимость в современных ценах |
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ | |
Тип | 2-цилиндровый, оппозитный |
Объем двигателя, см3 | 746 |
Диаметр и ход поршня, мм | 78 х 78 |
Мощность | 22 л.с. при 4600 об / мин. |
Зажигание | генератор Г11 |
Карбюратор | К-37 – 2 шт. |
Аккумулятор | 3 МТ-14, 6В |
Сцепление | двухдисковое сухое |
Коробка передач | 4-х ступенчатая |
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА | |
Тип рамы | двойная трубчатая |
Передняя подвеска | пружинная телескопическая с гидравлическим амортизатором |
Задняя подвеска | свечная пружинная без амортизаторов |
Тормоза | барабанные |
Размеры колес | 3,75 х 19 |
РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | 2 380 |
Ширина, мм | 1 590 |
Высота, мм | 1 000 |
Колесная база, мм | 1 400 |
Клиренс, мм | 132 |
Высота сидения | 790 |
Масса, кг | 336 |
Емкость бензобака, л | 22 |
Максимальная скорость, км/ч | 85 |
Дальность, км | 314 |
Мотоцикл Урал М-72: технические характеристики
Главная » Отечественные мотоциклы » Мотоцикл Урал
Опубликовано: Рубрика: Мотоцикл УралАвтор: Администратор
Несмотря на относительно небольшое количество моделей, выпускавшаяся во времена СССР мототехника снискала себе добрую славу. Те, кому довелось её эксплуатировать, до сих пор с уважением вспоминают мотоциклы Восход-2, ИЖ Юпитер-5, М-72. За долгие годы эта техника обросла мифами. Один из них – Урал М-72.
Содержание
- Достоверные факты
- На службе и на гражданке
- Спортивное прошлое Мотоцикла
Достоверные факты
Услышав такое название как урал м-72, человек, действительно разбирающийся в истории отечественной техники, болезненно скривиться. А всё потому, что выпускавшаяся до 1961 года модификация никогда не имела приставки Урал.
Это название появилось уже на другой модели, имевшей индекс М-62. Но поскольку она, как и её предшественница, также производилась на Ирбитском мотоциклетном заводе, многие ошибочно полагают, что Урал М-72 – это правильное название.
Это не единственное заблуждение, касающееся мотоцикла-ветерана. Чтобы разобраться со всеми, придётся копнуть историю поглубже. Давайте по порядку:
- Некоторые полагают, что конструкция советского мотоцикла полностью скопирована с легендарного BMW R75 Sahara. С этой моделью познакомились в ходе Великой Отечественной войны сначала бойцы Красной Армии, а потом уже и советские. Это не так. BMW R75 отличался от отечественного аналога во многих деталях. Тут и другая конструкция двигателя, и привод на колесо коляски, и другая размерность покрышек.
- Куда ближе так называемый Урал М-72 был к предыдущей модели баварского производителя, имевшей индекс R-71. И хотя советские конструкторы, безусловно, опирались на разработки своих коллег из Германии, тут тоже не было полной идентичности:
- Мощность в 22 л.с. немецкие специалисты получили с двигателя, имевшего рабочий объём 597 куб. см. Для получения той же мощности нашим инженерам пришлось увеличить объём двухцилиндрового оппозитного мотора до 746 куб. см. Сказывалось отсутствие технологической базы, что не позволяло производить качественную обработку и подгонку деталей.
- Привод тормозов и сцепления на немецком мотоцикле был гидравлическим. У нас гидравлику заменили тросами. Это упростило конструкцию, но пострадала точность работы механизмов.
- Возросший объём двигателя потребовал переделки карбюратора. Устанавливавшиеся на мотоцикл М-72 в количестве двух штук (по одному на каждый цилиндр) отечественные карбюраторы К-37 конструктивно схожи с немецкими Graetzin G2, но имеют иное проходное сечение жиклёров. Карбюратор на мотоцикл Урал М-62, выпускавшийся несколько позднее, тоже имеет некоторые отличия.
- Сухой вес, по сравнению с немецким прародителем, имевшим массу 187 кг, возрос до 205 кг (без коляски).
- Расход топлива увеличился с 4,7 литра на сотню, до 6 литров на 100 км (также без коляски).
Несмотря на то, что технические характеристики несколько изменились, внешне оба мотоцикла имеют несомненное сходство.
- Ещё одна причина, почему маркировка Урал М-72 неверна, вполне очевидна. Одна и та же модель, не отличающаяся даже фурнитурой эмблем, производилась несколькими предприятиями: ММЗ (Москва), «Красный Октябрь» (Ленинград), ГМЗ (Горький), КМЗ (Киев) и ИМЗ (Ирбит).
- Карданный вал, обеспечивающий надёжный привод на заднее колесо и являющийся гордостью владельцев, стало возможно использовать только благодаря тому, что мотоцикл комплектовался оппозитным двухцилиндровым четырёхтактным двигателем. Дело в том, что одно и двухцилиндровые мотоциклетные двигатели иной компоновки имеют неравномерный крутящий момент, который приходится компенсировать с помощью более эластичного привода – цепи или ремня..
- Электрооборудование, установленное на мотоцикл, работало при напряжении 6 вольт.
- Наиболее существенные изменения конструкция претерпела в 1956 году. Были внесены следующие изменения:
- Передняя опора распределительного вала двигателя получила вместо втулки шариковый подшипник.
- Редуктор главной передачи новой конструкции позволил существенно повысить ресурс трансмиссии.
- Тормозные барабаны получили штампованные венцы особой формы. Это потребовалось для надёжной фиксации спиц.
- Переднее крыло подняли над колесом, закрепив на подрессоренной части передней вилки.
Это что касается чисто технической стороны вопроса. Но есть и другие моменты, на которые стоит обратить внимание.
На службе и на гражданке
До середины пятидесятых годов XX века мотоцикл М-72 был недоступен для рядового населения. Он поставлялся в воинские части и квалифицировался ГАБТУ РККА как бронетехника. На нём были предусмотрены места для установки стрелкового оружия. Видимо, советские военачальники оценили по достоинству мобильность мотострелковых соединений.
Хорошо зарекомендовал себя мотоцикл и на службе в МВД. Но когда нужды армии и милиции были удовлетворены, эта техника стала доступна и гражданскому населению. Правда, оговоримся сразу, что цена на М-72 была довольно высока.
Спортивное прошлое Мотоцикла
Мощный, надёжный, неприхотливый, мотоцикл М-72 хорошо зарекомендовал себя и в войсках, и на гражданке. Выпали на его долю и спортивные достижения. Он участвовал в различных соревнованиях, проводившихся ДОСААФ, и выпускался в нескольких спортивных модификациях:
- М-72К. Поставлявшаяся в спортивные клубы облегчённая версия. Мощность двигателя, за счёт изменения фаз газораспределения и дополнительной подгонки деталей, увеличена до 30 л. с. Мотоцикл использовали для соревнований по мотокроссу.
- М-75К. Выступал в дорожных гонках с коляской. Сильно модифицированный мотор оснащался головками блока с верхними распределительными валами и трансмиссией со сближенными ступенями передач.
- М-76. Это дальнейшее развитие модификации М-75К. Двигатель получил сухой картер и зажигание от магнето.
- М-80. Рекордный мотоцикл, на котором Евгений Грингаут, заслуженный мастер спорта СССР, в 1947 году побил всесоюзный рекорд скорости в категории для мотоциклов с ограничением по объёму двигателя до 750 куб. см. Он разогнался до 172 км/час.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
1
34 168
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Легкое противотанковое орудие М-72 (ПВО)
Легкое противотанковое оружие М-72 (Право)
ФАС |
Военные |
ДОД 101 |
Системы |
Сухопутная война ||||
Индекс |
Поиск |
Присоединяйтесь к ФАС
Легкое противотанковое оружие М-72 (Право)
До появления АТ-4 легкое противотанковое оружие М-72 (ПТО) было
Основная армейская переносная легкая противотанковая ракета, запускаемая с плеча. 66-мм пулемет M72 LAW (легкое противотанковое орудие) был разработан в 1960-е годы. Это была революционная идея: предварительно упакованная ракета, которую можно было запустить, а затем выбросить пусковую установку. Как и РПГ-7, М72 способен пробить фут брони, но его эффективная дальность составляет всего 170–220 метров. Произведенный Talley Industries в США и по лицензии в Норвегии, он не только стал стандартом НАТО, но и был скопирован и произведен в Чехословакии и России (как РПГ-18 и РПГ-26). Ранние версии часто были неточными, что исправлялось улучшенным прицелом и более мощным ракетным двигателем.LAW серии M72 представляет собой легкое автономное противотанковое оружие, состоящее из ракеты, помещенной в пусковую установку. Он переносной, может стрелять с любого плеча и выпускается как патрон. Это требует немного
от пользователя — только визуальный осмотр и некоторое обслуживание оператором. Пусковая установка, состоящая из двух труб, одна
внутри другого служит водонепроницаемым упаковочным контейнером для ракеты и содержит ударно-спусковой механизм, который
активирует ракету.
- Внешняя трубка. Узел корпуса спускового крючка (который содержит узел спускового крючка) находится на верхней поверхности
наружная трубка. Так же как и рукоятка взвода спускового крючка, узлы мушки и целика, а также задняя крышка гранатомета.- Внутренняя трубка. Внутренняя труба выдвигается наружу к задней части, направляемая узлом канала, который движется в
установочный паз в корпусе спускового крючка внешней трубы. В канале также находится стержень ударника.
в сборе, который включает в себя стопорный рычаг в сборе. Узел стопорного рычага перемещается под узел спускового крючка в
наружную трубку, фиксируя внутреннюю трубку в выдвинутом положении и взводя оружие. Все это должно произойти до
из оружия можно стрелять.- Ракета. Ракета представляет собой неподвижный боеприпас ударного действия с оперением. Он крепится воспламенителем к внутренней части
пусковой установки. Ракета состоит из 66-мм кумулятивной боевой части, взрывателя точечного инициирования и базового взрывателя.
ракетный двигатель. К задней части ракетного двигателя прикреплены шесть подпружиненных стабилизаторов. Эти плавники сложены вперед
вдоль двигателя, когда ракета находится в пусковой установке. При воспламенении топливо в ракетном двигателе сгорает
полностью, производя газы около 1400F (760C). Давление газа толкает ракету к цели и покидает ее.
в задней части пусковой установки в качестве ответного удара.LAW серии M72 выпускается в виде патронов. Он содержит нерегулируемый метательный заряд и ракету.
Каждый LAW серии M72 имеет встроенную фугасную противотанковую (кумулятивную) боевую часть. Боевая часть находится в головной части ракеты (или
тело) раздел. Взрыватель и ускоритель находятся в закрытом отсеке ракеты. Топливо, его воспламенитель и оперение в сборе
в двигателе ракеты. Инертных версий нет. Приложение B содержит информацию о соответствующих
стрелковые тренажеры и боеприпасы. Хотя LAW серии M72 в основном используется как противотанковое оружие,
используется с ограниченным успехом против второстепенных целей, таких как огневые точки, доты, здания или легкие транспортные средства.2-2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Следующие данные относятся к LAW M72A2 и M72A3:
a. Пусковая установка.
— Длина (удлиненная) …….. Менее 1 метра (34,67 дюйма)
— Длина (закрытая) …….. 0,67 метра (24,8 дюйма)
— Вес (комплект M72A2) .. 2,3 кг (5,1 фунта)
— Вес (комплект M72A3) .. 2,5 кг (5,5 фунта)
— Стрелковый механизм ……… Ударный
— Мушка . …………. Прицельная марка градуирована с шагом 25 метров
— Целик….. Прицел автоматически настраивается на изменение температуры
b. Ракета.
— Калибр ……………… 66 мм
— Длина ………………………….. 50,8 см (20 дюймов)
-Вес…………………………….. 1,8 кг (2,2 фунта)
— Начальная скорость пули……….. 144,8 м/с (475 кадров/с)
-Минимальная дальность (боевая)…. 10 метров (33 фута)
-Минимальная дальность боевого применения. …..10 метров (33 фута)
-Максимальная дальность… 1000 метров (3300 футов)
Максимальная эффективная дальность
-Стационарная цель …….200 метров (660 футов)
-Движущаяся Мишень……….. 165 метров (541 фут)
(За пределами этих диапазонов менее пятидесяти процентов
вероятность попадания в цель.)
Источники и ресурсы
- М72-СЕРИЯ ЗАКОН, ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ФУНКЦИИ ГЛАВА 3 — FM 23-25 ЛЕГКОЕ ПРОТИВОБРОНЕТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ
ФАС |
Военные |
ДОД 101 |
Системы |
Сухопутная война ||||
Индекс |
Поиск |
Присоединяйтесь к ФАС
http://www.fas.org/man/dod-101/sys/land/m72.htm
Поддерживается Робертом Шерманом
Первоначально создано Джоном Пайком
Обновлено Суббота, 12 сентября, 1998 6:35:55
Talley Defense Systems M72 LAW (легкое противотанковое оружие; Истоки M72 LAW коренятся в требовании Как только разработка началась, работа пошла быстро, с В закрытом положении M72 LAW можно узнать по В открытом состоянии M72 LAW примерно на 30% длиннее, а внутренняя трубка Для стрельбы из M72 LAW оператор должен вытащить взвод. Мушка и целик на M72 LAW откидные. Для запуска 66-мм ракеты используется двухступенчатая двигательная установка. Из оружия можно стрелять из положения стоя, с колена или лежа. Зона обратного взрыва M72 LAW представляет собой конус под углом 30 градусов. Большинство вариантов M72 LAW имеют кумулятивную боевую часть, К сожалению, ранняя служба M72 LAW была безрадостной. Безусловно, самым ярким примером многих проблем LAW было После Ланг Вей армия провела испытательные стрельбы из партии В конструкцию M72 LAW был внесен ряд серьезных изменений. Доверие к серии M72 LAWS значительно упало Тем не менее, семейство M72 LAW продолжает свое производство и производство. Известные операторы M72 LAW включают Австралию, M72 LAW все еще находится в производстве и производится в Варианты М72: M72A1: улучшенный ракетный двигатель. M72A2: улучшенный ракетный двигатель. Непонятно как это M72A3: M72A1 или M72A2 с улучшенными функциями безопасности. M72A4: имеет улучшенную сборку пусковой установки и более высокую скорость. M72A5: По сути, M72A3 с улучшенной пусковой установкой. M72A6: вооружен боеголовкой HEDP для использования против M72A7: модифицированный M72A6 для использования ВМС США. M72E8 : M72A7 с возможностью ведения огня из корпуса (FFE), M72E9: версия M72A5, разработанная NAMMO Raufoss, с M72E10: По сути, это M72E8 с осколочно-фугасной боеголовкой. M72AS: учебный РПГ с 21-мм боеприпасом и инертным M190 : перезаряжаемое учебное оружие, запускающее 35-мм M73. Пикет: увеличенная версия M72 LAWS с 82-мм ракетой, HAR-66: турецкое гибридное оружие с ракетой M72A2 и HAR-66 AP «Оса»: пусковая установка HAR-66 и ракета с XM191: Зажигательное ракетное оружие с ракетой на базе используемой M202 FLASH: эволюция РПГ-18 «Муха»: РПГ-22 «Нетто»: М80 «Золя»: Сопутствующее оружие Панцерфауст: ЗАКОН 80: РПГ-76 Комар: Минимен: Армбруст : одноразовое противотанковое оружие немецкого производства. Армбруст
|
M72 ЗАКОН | Weaponsystems.net
Обзор
M72 LAW
Американский солдат с LAW на огневой позиции. Обратите внимание, что трубка выдвинута, а прицелы подняты.
Источник: Министерство обороны США —
© Общественное достояние
Происхождение
США
Тип
Ракетная установка (одноразовая)
Введен в эксплуатацию
1963
Статус
В эксплуатации
Разработка
С 1959 по 1961 год
Разработчик
США
—
Norris Thermadore
Производство
1963 – настоящее время
Производитель
США
—
Талли
Норвегия
—
НАММО Рауфосс
Турция
—
МКЕК
Стоимость единицы
135$ за М72А1 в 1978 г.
$2.250 за M72A7 2005 г.
2000 долларов за M72A7 в 2010 г.
Произведено
Более 7 миллионов
Обозначения
ЗАКОН | Легкое противотанковое оружие
Ракета 66 мм HEAT L1A1 (служба Великобритании)
LASM / Легкий противоконструкционный боеприпас (M72A9на службе в Великобритании)
66 KES 75 (Финляндия, M72A2)
66 KES 88 (Финляндия, M72A5)
66 KES 12 (Финляндия, M72 EC)
6,6 см PAR 67 (австрийская служба)
HAR-66 / Hafif Antitank Roketi 66mm (Турция)
Lança Granadas Foguete 66 мм M/978 (португальская служба)
Описание
Введение
M72 LAW — это одноразовая ракетная установка начала холодной войны американского производства. LAW расшифровывается как «Легкое противотанковое оружие». LAW — одноразовое противотанковое оружие, разработанное в начале 1960-х годов для армии США. Несмотря на то, что он намного меньше и во много раз легче, он более эффективен, чем M20 Super Bazooka.
Дизайн
LAW — одноразовая ракетная установка. Он состоит из алюминиевой пусковой трубы внутри пластиковой трубы, на которой установлены прицел и органы управления. Перед выстрелом внутренняя труба убирается, образуя более длинную пусковую трубу. Установлен откидной прицел, который также помогает в оценке дальности. Спусковой крючок расположен в середине убранной пусковой установки, прямо перед целиком.
Огневая мощь
Оригинальный LAW имел максимальную эффективную дальность около 170 метров и мог пробить около 300 мм мягкой стали. Улучшенная модель имеет эффективную дальность стрельбы около 220 метров и способна пробивать 355-мм RHA. На основе усовершенствованной модели были разработаны различные версии, которые лучше подходят для ведения боевых действий в городских условиях, но имеют боеголовки с площадным эффектом вместо кумулятивных боеголовок.
Пользователи
Основным пользователем LAW были военные США. LAW использовался американскими войсками во время войны во Вьетнаме и во всех последующих конфликтах. LAW широко экспортировался и во время холодной войны использовался большинством стран НАТО. С 19В 80-х годах продажи LAW снизились, поскольку потребовалось новое противотанковое оружие из-за ограниченной эффективности LAW против современных танков. LAW используется и сегодня из-за его ограниченного размера, веса и увеличенного разнообразия боеголовок.
Варианты
Первое поколение (M72 — M72A3)
Первая версия LAW получила обозначение M72, за ней вскоре последовал M72A1 с улучшенным ракетным двигателем.
Наиболее распространенными версиями ракет LAW первого поколения являются M72A2 и M72A3. M72A2 оснащен еще более усовершенствованным ракетным двигателем, который также повышает характеристики боеголовки. M72A3 — это M72A2 с дополнительными функциями безопасности.
Второе поколение (от M72A4 до M72A7)
M72A4 был первым LAW, в котором использовалась улучшенная пусковая установка. Новая пусковая установка работает так же, но длиннее и позволяет использовать более длинные ракеты. В свою очередь, более длинные ракеты позволяют использовать больше топлива и обеспечивают высокую скорость и увеличенную дальность полета. Помимо увеличенной дальности, M72A4 также имеет улучшенную боеголовку проникающего действия.
M72A5 использует новую пусковую установку, но использует более дешевую боеголовку, которая использовалась в более старых M72A3.
M72A6 имеет боеголовку с уменьшенной бронепробиваемостью и улучшенным фугасным эффектом. M72A7 похож на M72A6, который используется армией США, но находится на вооружении ВМС США.
Боеприпасы против конструкций (от M72A9 до M72A10)
M72A9 был представлен в 2006 году и является последней моделью в линейке LAW. На вооружении США он известен как Anti-Structure Munition (ASM), а на вооружении Великобритании — как Light Anti-Structures Missile (LASM). M72A9 имеет фугасную боеголовку массой 1 кг.
M72A10 оснащен такой же боеголовкой, как и M72A9, но также может стрелять из ограниченного пространства и менее слышен при запуске. M72A10 упоминается как снаряд ASM FFE, где FFE означает «огонь из корпуса».
Подробнее
Факты
М72
М72А2
М72А3
М72А4
М72А5
М72А6
М72А9
General
Origin
United States
Type
Rocket launcher
Lifespan
Disposable launcher
Dimensions
Weight
2.3 kg
Tube length
881 mm extended
630 мм в убранном состоянии
Боевая часть
Диаметр
66 мм
Тип боевой части
Single HEAT
Penetration
Over 200 mm RHA
Velocity
About 150 m/s
Range
200 m
Accessories
Sights
Mechanical
Related articles
AT4
На американской службе M72 LAW был заменен в противотанковой роли шведским AT4.