В настояще время истребитель FC-1/JF-17 поступает на вооружение ВВС Пакистана и обретает первоначальный оперативный потенциал. Этот боевой самолет должен заменить истребители F-7 (J-7/МиГ-21). Индийский истребитель LCA Tejas все еще находится на стадии летных испытаний и также должен прийти на замену МиГ-21. Оба самолета имеют практически одинаковые размеры и предназначены для ведения ближнего воздушного боя и оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск, также могут использоваться для поражения морских целей. При разработке этих истребителей конструкторы отказались от достижения такой характеристики МиГ-21 как сверхзвуковой перехват воздушных целей на больших высотах, отдав предпочтение наращиванию возможностей самолетов на более низких скоростях и высотах, тем самым стремясь достичь многофункциональности боевого применения. По своим характеристикам китайско-пакистанский и индийский истребители занимают промежуточное положение между американскими самолетами F-20 Tiger Shark и F-16 Fighting Falcon.
Истребитель LCA Tejas имеет бесхвостую аэродинамическую схему с тонким дельтавидным крылом большой площади, тем самым этот истребитель имеет низкую нагрузку на крыло и был предназначен для достижения больших сверхзвуковых скоростей. Но впоследствии от этого требования отказались, самолет получился несколько более тяжелым и имеет относительно слабый двигатель. Впрочем, и FC-1/JF-17 не получился легким, так как в период его разработки Китай не имел современных конструкционных материалов как титан и композиты, и в этом отношении истребитель не соответствует тому уровню, который сегодня достигнут в стране по разработке таких материалов.
Оба самолета имеют носовую часть, в которой можно разместить импульсно-доплеровскую РЛС диаметром примерно 60 см. Дальность обнаружения воздушных целей может достигать 60-100 км.
Большое значение для характеристик этих машин имеют двигатели. На раннем этапе разработки FC-1 Китай рассчитывал использовать американский двигатель F404, но эмбарго на поставки западного военного оборудования изменил эти планы. Был взят российский двигатель РД-93, который значительно уступает по своим технологиям и ресурсу американскому ТРДДФ, но обладает значительно большей тягой. Но это оказалось благом, так как FC-1/JF-17 получился более тяжелым, чем рассчитывали конструкторы. Индийский истребитель получился чуть более легче и меньше по размерам, но эти преимущества нивелируются использованием более слабого двигателя. Серийный LCA Tejas может быть оснащен американским двигателем F404-GE-400 с максимальной форсажной тягой 71 кН, в то время как РД-93 имеет тягу 81 кН. Индийский истребитель может превзойти своего конкурента, если будет оснащен такими двигателями как F414-GE-400, M88-3 или EJ-200 (тяга 98,87 и 89 кН). Но использование таких передовых двигателей породит перед индийскими конструкторами массу трудностей. Индийские инженеры пытаются разработать собственный двигатель Kaveri, но даже получив техническую помощь от России и Франции, сталкиваются с огромными проблемами.
Экспортные перспективы FC-1/JF-17 на ближайшие 10 лет могут составить 350-400 машин. Кроме того, возможно создание на его основе легкого ударного палубного самолета, подобного французскому Super Etendard, но уже на более высокой технологической базе. Истребителю LCA Tejas понадобится как минимум еще 2-3 года летных испытаний, прежде чем он пойдет в серийное производство. Экспортный потенциал этого самолета оценивается как весьма ограниченный. Чтобы достигнуть рентабельности производства, ВВС Индии должны будут закупить не менее 200 таких самолетов. Автор статьи пишет, что пока Индия испытывает трудности и теряет время, китайские истребители JF-17 и J-10 должны выйти на широкое "международное сотрудничество" и занять лидирующие позиции на мировом рынке легких истребителей.
topwar.ru
Chengdu Aerospace Corporation (CAC) приступила к испытаниям легкого истребителя FC-1/JF-17 с новым турбореактивным двигателем китайской разработки. Как сообщает «Джейнс дифенc уикли» со ссылкой на исполнительного вице-президента AVIC Ли Юхая, разработка и стендовые испытания нового китайского двигателя для JF-17 завершены и в настоящее время начались летные испытания.
Тяга нового двигателя будет несколько больше, чем у установленного на JF-17 российского РД-93 (8,7 т). Представитель AVIC также подтвердил факт разработки двухместной версии JF-17.
Пакистанские источники на салоне в Ле-Бурже подтвердили, что JF-17 выполнил полет с новым китайским двигателем, запись которого может быть обнародована в ближайшее время. Есть предположение, что это двигатель WS-17.
Один из китайских двигателей, который длительное время прочили для оснащения FC-1/JF-17, носил обозначение WS-13. Он был разработан при содействии ОАО «Климов» на базе РД-33. Летные испытания, по имеющимся данным, состоялись в 2010 году. Ранее сообщалось о наличии технических проблем при создании WS-13. Тот факт, что китайские представители более охотно рассказывают о новом двигателе, позволяет предположить, что его разработка продвигается более успешно.
На авиасалоне в Чжухае в 2008 году представители Китайского научно-исследовательского института газотурбинных двигателей (Chengdu Gas Turbine Research Institute) сообщили, что разрабатывается турбовентиляторный двигатель тягой 9,5 т (тогда же была продемонстрирована его модель). Пока не ясно, идет ли речь именно об этой силовой установке.
Пакистанские представители на салоне в Ле-Бурже, подтвердившие сообщения о проведении летных испытаний нового двигателя китайского производства, в то же время отметили, что вполне удовлетворены имеющимся РД-93. В 2010 году Россия обязалась обеспечить потенциальную потребность Пакистана в двигателях РД-93 (до 500 ед.) для поддержки программы JF-17. Это количество покрывает потребность ВВС Пакистана в 275 JF-17 плюс продажи на экспорт.
Как сообщал ЦАМТО, представитель Пакистана недавно подтвердил сообщения о заключении в 2015 году первого экспортного контракта на поставку JF-17. Разработчики отказываются назвать заказчика и количество законтрактованных самолетов. Известно только, что JF-17 будут поставлены государству из азиатского региона (возможно, это Мьянма). Поставки начнутся в 2017 году.
В настоящее время 11 стран рассматривают возможность покупки JF-17, который рекламируется китайской Авиационной экспортно-импортной корпорацией (CATIC) и ВВС Пакистана. Среди последних потенциальных покупателей названа Аргентина.
На салоне в Ле-Бурже JF-17 был показан с двумя новыми вариантами вооружения, включая ракету C-705KD, являющуюся версией ракеты C-705 с инфракрасной /телевизионной ГСН с дальностью стрельбы 140-170 км (JF-17 может нести до четырех C-705KD). Вторым новым боеприпасом является разработанная CASIC (China Aerospace Science and Industry Corporation) противорадиолокационная ракета CM-102 с дальностью стрельбы до 100 км.
На текущий момент на вооружение ВВС Пакистана приняты 54 самолета JF-17. Первые 50 были поставлены в версии Блок.1 и в настоящее время проходят модернизацию к версии Блок.2, отличающейся улучшенным БРЭО и программным обеспечением, а также топливозаправочной штангой. Следующие 46 самолетов будут поставлены в конфигурации Блок.2. Третья партия из 50 самолетов, как предполагается, будет произведена в версии Блок.3. Они должны быть поставлены к концу 2018 года.
На текущий момент разработка тактико-технических требований к модификации JF-17 Блок.3 все еще продолжается. Предполагается, что он будет значительно отличаться от первых двух версий. В частности, самолет будет оснащен новой РЛС с активной или пассивной фазированной решеткой с электронным сканированием (возможно NRIST AESA, разработанной для истребителя J-10B), нашлемной системой целеуказания, инфракрасной системой поиска и сопровождения цели IRST, контейнерными системами для применения высокоточного оружия.
Несмотря на то, что на доработку китайского двигателя может потребовать несколько лет, оснащение им JF-17 станет ключевым событием в рамках программы разработки самолета. Собственный двигатель увеличивает возможности по продаже JF-17, в т.ч. для ВВС НОАК. Многие заказчики предпочитают иметь дело с одним поставщиком и положительно восприняли бы принятие JF-17 на вооружение НОАК с точки зрения перспектив материального обеспечения закупаемой техники.
Материалы по теме:Истребитель JF-17 / FС-1 и его вооружение (фоторепортаж из КНР)
i-korotchenko.livejournal.com
© ЦАМТО, Компания Chengdu Aerospace Corporation – CAC приступила к испытаниям легкого истребителя FC-1/JF-17 с новым турбореактивным двигателем китайской разработки.
Об этом в ходе авиасалона в Ле-Бурже заявил представитель китайской корпорации AVIC (Aviation Industries Corporation of China).
Как сообщает «Джейнс дифенз уикли» со ссылкой на исполнительного вице-президента AVIC Ли Юхая, разработка и стендовые испытания нового китайского двигателя для J-17 завершены и в настоящее время начались летные испытания.
Тяга нового двигателя будет несколько больше, чем у установленного на JF-17 российского РД-93 (8,7 т). Представитель AVIC также подтвердил факт разработки двухместной версии JF-17.
Пакистанские источники на салоне в Ле-Бурже подтвердили, что JF-17 выполнил полет с новым китайским двигателем, запись которого может быть обнародована в ближайшее время. Есть предположение, что это двигатель WS-17.
Один из китайских двигателей, который длительное время прочили для оснащения FC-1/JF-17, носил обозначение WS-13. Он был разработан при содействии ОАО «Климов» на базе РД-33. Летные испытания, по имеющимся данным, состоялись в 2010 году. Ранее сообщалось о наличии технических проблем при создании WS-13.
Тот факт, что китайские представители более охотно рассказывают о новом двигателе, позволяет предположить, что его разработка продвигается более успешно.
На авиасалоне в Чжухае в 2008 году представители Китайского научно-исследовательского института газотурбинных двигателей (Chengdu Gas Turbine Research Institute) сообщили, что разрабатывается турбовентиляторный двигатель тягой 9,5 т (тогда же была продемонстрирована его модель). Пока не ясно, идет ли речь именно об этой силовой установке.
Пакистанские представители на салоне в Ле-Бурже, подтвердившие сообщения о проведении летных испытаний нового двигателя китайского производства, в то же время отметили, что вполне удовлетворены имеющимся РД-93. В 2010 году Россия обязалась обеспечить потенциальную потребность Пакистана в двигателях РД-93 (до 500 ед.) для поддержки программы JF-17. Это количество покрывает потребность ВВС Пакистана в 275 JF-17 плюс продажи на экспорт.
Как сообщал ЦАМТО, представитель Пакистана недавно подтвердил сообщения о заключении в 2015 году первого экспортного контракта на поставку JF-17. Разработчики отказываются назвать заказчика и количество законтрактованных самолетов. Известно только, что JF-17 будут поставлены государству из азиатского региона (возможно, это Мьянма). Поставки самолетов начнутся в 2017 году.
В настоящее время 11 стран рассматривают возможность покупки JF-17, который рекламируется китайской Авиационной экспортно-импортной корпорацией (CATIC) и ВВС Пакистана. Среди последних потенциальных покупателей названа Аргентина.
На салоне в Ле-Бурже JF-17 демонстрируется с двумя новыми вариантами вооружения, включая ракету C-705KD, являющуюся версией ракеты C-705 с инфракрасной /телевизионной ГСН с дальностью стрельбы 140-170 км (JF-17 может нести до четырех C-705KD). Вторым новым боеприпасом является разработанная CASIC (China Aerospace Science and Industry Corporation) противорадиолокационная ракета CM-102 с дальностью стрельбы до 100 км.
На текущий момент на вооружение ВВС Пакистана приняты 54 самолета JF-17. Первые 50 были поставлены в версии Блок.1 и в настоящее время проходят модернизацию к версии Блок.2, отличающейся улучшенным БРЭО и программным обеспечением, а также топливозаправочной штангой. Следующие 46 самолетов будут поставлены в конфигурации Блок.2. Третья партия из 50 самолетов, как предполагается, будет произведена в версии Блок.3. Они должны быть поставлены к концу 2018 года.
На текущий момент разработка тактико-технических требований к модификации JF-17 Блок.3 все еще продолжается. Предполагается, что он будет значительно отличаться от первых двух версий. В частности, самолет будет оснащен новой РЛС с активной или пассивной фазированной решеткой с электронным сканированием (возможно NRIST AESA, разработанной для истребителя J-10B), нашлемной системой целеуказания, инфракрасной системой поиска и сопровождения цели IRST, контейнерными системами для применения высокоточного оружия.
Несмотря на то, что на доработку китайского двигателя может потребовать несколько лет, оснащение им JF-17 станет ключевым событием в рамках программы разработки самолета. Собственный двигатель увеличивает возможности по продаже JF-17, в т.ч. для ВВС НОАК. Многие заказчики предпочитают иметь дело с одним поставщиком и положительно восприняли бы принятие JF-17 на вооружение НОАК с точки зрения перспектив материального обеспечения закупаемой техники.
factmil.com