Содержание

Датчик температуры двигателя — где находиться и как выглядит

Современный автомобиль оснащается уже достаточным количеством электрических устройств. Каждое из них выполняет определенную функцию, что, в свою очередь, сохраняет жизнь мотору. Одним из таких элементов является датчик температуры двигателя. Это небольшое устройство позволяет водителю узнавать о температуре двигателя автомобиля и, основываясь на этих результатах, делать определенные выводы о состоянии мотора. Рассмотрим, что собой представляет этот датчик, где он находится, как его проверить и заменить.

Как работает датчик температуры

Данный датчик, по сути, является небольшим резистором, который меняет свое сопротивление в зависимости от температуры двигателя, просьба, не путать его с датчиком температуры охлаждающей жидкости, о котором мы уже также писали. На самом деле, датчик фиксирует не температуру, а разницу в температурах и, в зависимости от сопротивления (температуры) резистора, передает соответствующую информацию на приборный щит.

 

Что касается старых автомобилей, то этот датчик выполняет только контрольную функцию, то есть, передает напряжение на шкалу приборов. В новых инжекторных автомобилях, такой датчик подключается к электронному блоку управления двигателем и, помимо приема информации, он управляет включением электрического вентилятора охлаждения двигателя. При определенных значениях сопротивления (максимальной температуре срабатывания), он замыкает цепь вентилятора, и тот начинает «сбрасывать температуру».

Датчик может иметь различную конструкцию. Начиная от малого резистора, встроенного в металлический корпус с двумя выводами для подключения, заканчивая резистором, от которого выходит специальный блок управления вентилятором. Так или иначе, они все  конструктивно схожи и выполняют почти одну и ту же функцию.

Где установлен датчик

Расположение датчика температуры может заметно различаться в зависимости от марки и модели автомобиля. Если обобщать, то все датчики присоединяются к блоку цилиндров, в том месте, где находится канал прохождения охлаждающей жидкости, хотя есть двигатели, где такой датчик имеет более рациональное расположение – на термостате.

 

В автомобиле ВАЗ 2107 датчик монтируется с левой стороны двигателя в головку блока цилиндров. В карбюраторных «семерках» он имеет небольшой герметичный корпус и два контактных вывода, к которым осуществляется присоединение проводов. Провода идут на систему питания и шкалу приборов. Независимо от того, какой применяется двигатель (ВАЗ 2106 или 2103), конструкция и способ подключения выполняется абсолютно одинаковой.

В инжекторных ВАЗ 2107 такой датчик имеет другое место расположения. Из-за новой конструкции ГБЦ, его устанавливают под инжектором с правой стороны двигателя. В этом случае он выполняет сразу две функции – как контроль температуры, так и включение вентилятора, хотя последняя задача может осуществляться и посредством специального реле (зависит от типа установленного радиатора). В остальном же, это тот же самый датчик, просто на этот раз он передает свои показания уже в блок управления двигателем.

Как проверить показания

Стоит еще раз напомнить, что датчик температуры – это, своего рода, термический резистор, который изменяет свое сопротивление, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости или головки блока цилиндров. Любой терморезистор уменьшает свое сопротивление при повышении температуры двигателя. Нормы сопротивления для многих датчиков могут заметно различаться. Это связано с различием типов двигателя и систем охлаждения, поэтому такие цифры необходимо искать в справочной литературе.

Для проверки датчика используется омметр. За пример можно взять самый распространенный датчик температуры, который имеет норму 290 Ом при температуре двигателя – 75 градусов Цельсия. Для этого автомобиль разогревается до необходимой температуры, а к выводам устройства присоединяется измерительный прибор. Если показания сильно отклоняются от нормируемых значений, значит, датчик находится в неисправном состоянии. В этом случае, потребуется его замена. В работе устройства допускаются лишь незначительные погрешности 1-2 Ома.

Пожалуй, это самый распространенный метод проверки датчика температуры двигателя. Таким же образом, можно проверить новый, только что купленный датчик перед установкой на автомобиль. Можно разогреть воду до 75 градусов (контролируем термометром) и опустить туда рабочую часть устройства. После – приложить к контактам измерительные щупы. Старайтесь сделать так, чтобы вода не попадала в зону измерений, иначе результат проверки получится не корректный, а то и вовсе выведет из строя новый датчик.

Замена неисправного датчика

 

Данное устройство является не ремонтопригодным и в случае поломки, подлежит обязательной замене. Езда с неисправным датчиком может дорого обойтись для двигателя. Ведь, если не знать о температуре двигателя во время поездки, можно упустить момент, когда он внезапно перегреется и продолжить движение на аварийном режиме. Такой режим, обычно, приводит к прогоранию прокладок или даже к заклиниванию мотора.

На самом деле, замена датчика — дешевое и легкое мероприятие. Чтобы это сделать, откройте капот автомобиля и отсоедините клеммы «мама» от его контактных выводов. После этого, открутите болт слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров, радиатор трогать не обязательно. Теперь открутите датчик с помощью гаечного ключа и закрутите тем же способом новое устройство. Остается лишь присоединить провода и долить охлаждающую жидкость в радиатор. Не забудьте прикрутить на место болт.

Чтобы избавиться от воздушных пузырей в системе охлаждения, запустите двигатель и откройте крышку радиатор. Понажимайте энергично на все патрубки системы до тех пор, пока в радиаторе не перестанут появляться пузыри.

На этом, замена датчика температуры двигателя завершена. Как вы заметили, сделать это совсем не трудно.  

Датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2114, замена своими руками и признаки неисправности ДТОЖ

Содержание:

  1. Где находится датчик температуры ОЖ
  2. Поломки
  3. Проверка датчика
  4. Порядок снятия ДТОЖ

Если датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2114 перестанет работать. Что произойдет с вашим автомобилем? Правильно, двигатель попросту закипит. Перегрев мотора — это крайне нежелательная проблема, с которой, увы, сталкиваются многие автомобилисты.

Элемент определения температуры охлаждающей жидкости

Водитель имеет возможность самостоятельно следить за вероятностью перегрева, используя указатель температуры охлаждающей жидкости. Именно он показывает, греется ли двигатель ВАЗ 2114 или нет.

При этом данный датчик неразрывно связан с другим устройством — ДТОЖ (датчик температуры охлаждающей жидкости). Его надежность оставляет желать лучшего.

Где находится датчик температуры ОЖ

Система охлаждения на автомобилях бывает трех типов:

  • Смешанная;
  • Воздушная;
  • Жидкая.

В случае с ВАЗ 2114 мы имеем дело с системой охлаждения последнего типа, которая работает на жидком тосоле или антифризе.

Сама система включает в себя следующие компоненты:

  • Вентилятор радиатора;
  • Радиатор отопления;
  • Радиатор охлаждения;
  • Рубашка системы охлаждения;
  • Насос;
  • Расширительный бак;
  • Патрубки соединения;
  • Датчик температуры охлаждающей жидкости.

Не ищите ДТОЖ на радиаторе, хотя именно там он располагается на остальных моделях ВАЗ. Тогда где находится датчик температуры двигателя на ВАЗ 2114? На блоке мотора.

Поломки

К самым популярным и распространенным поломкам ДТОЖ относят:

  • Отсутствие контакта с датчиком;
  • Разрыв контакта, исчезает изоляция;
  • Устройство перестает работать;
  • Вентилятор не включается, когда требуется.

Также важно изучить признаки неисправности. К ним относят:

  • Двигатель не успевает еще прогреться, а вентилятор уже включается в работу;
  • Двигатель прогрелся, но все равно не работает должным образом;
  • Существенно повысился уровень расхода топлива.

Одна из распространенных ошибок новичков заключается в том, что они часто путают ДТОЖ с датчиком указателя температуры жидкости охлаждения.

Проверка датчика

Ваш двигатель на ВАЗ 2114 перегревается, либо проявляются другие признаки поломки ДТОЖ. Это говорит о том, что сначала следует проверить данный элемент.

Есть два метода проверки, с каждым из которых мы вас познакомим.

Первый метод

Снятие

  1. Заведите автомобиль, посмотрите на приборную панель. Стрелка указателя на максимуме, но двигатель все равно холодный. Отсоедините контакты от измерителя. Если после этого стрелка упала максимально вниз, это говорит о необходимости замены датчика температуры охлаждающей жидкости у ВАЗ 2114.
  2. Если стрелка осталась вверху, на максимальном показателе, присмотритесь к контактам ДТОЖ. Часто они просто замыкают на массе автомобиля.
  3. Двигатель может греться нормально, равномерно, но при этом стрелка указателя прыгает в разные стороны. Вероятнее всего, вышли из строя предохранители.
  4. Если предохранители исправны, замкните контакт на массу. Если стрелка сразу прыгнула вверх, тогда датчик температуры вышел из строя.

Метод второй

  1. Возьмите мультимер, включите его в режиме омметра.
  2. Вооружитесь термометром с насечками более 100 градусов по Цельсию.
  3. Приготовьте термостойкую тару, которая не деформируется из-за горячей охлаждающей жидкости.
  4. Подключите щупы прибора к выводу датчика и корпусу.
  5. Подсоединив ДТОЖ, поместите его в емкость с ОЖ и начинайте нагревать.
  6. Следите за показателями омметра и термометра одновременно.

В таблице указаны показания, которые соответствуют рабочему, исправному датчику. Таким методом можно проверять состояние нового датчика перед установкой на место старого.

Температура, ССопротивление, Ом
301350-1880
50585-820
70280-390
90155-196
11087-109

Порядок снятия ДТОЖ

Следует отметить, что рабочая температура 8 клапанного двигателя ВАЗ 2114 составляет 80-90 градусов по Цельсию. Но это оптимальные показатели, которые могут изменяться в зависимости от разных факторов. Если же двигатель перегревается или слишком быстро греется на ВАЗ 2114, этого оставлять без внимания нельзя.

Выкручивание

Вы прекрасно понимаете, что охлаждающая жидкость так называется не спроста. А если закипает тосол в расширительном бачке ВАЗ 2114, это можно считать нормальным явлением? Вовсе нет. Не редко проблема заключается именно в неисправном ДТОЖ.

Чтобы его заменить, нужно выполнить несколько последовательных действий.

  1. Слить охлаждающую жидкость. Для этого:
    1. Подождите, пока двигатель остынет, если вы только что заехали в гараж;
    2. Вооружитесь накидными ключами на 17, 13 и 8;
    3. Возьмите тару, в которую будет сливаться охлаждающая жидкость;
    4. Демонтируйте защиту двигателя, отсоедините крепежи радиатора;
    5. Включите печку в максимальный режим и откройте кран отопителя вместе с крышкой расширительного бака;
    6. Под радиатор установите емкость и очень аккуратно начинайте откручивать пробку для слива. Большое давление выбрасывает тосол из расширительного бачка ВАЗ 2114, потому действовать нужно медленно;
    7. В течение 10 минут жидкость будет постепенно стекать;
    8. В это время подойдите к двигателю, поставьте такую же емкость под него и открутите пробку с блока цилиндров, которая располагается непосредственно под модулем зажигания;
    9. Вам предстоит подождать еще около 10 минут, пока жидкость выльется.
  2. Теперь снимает старый датчик температуры охлаждающей жидкости:
    1. Отыщите его на своем автомобиле;
    2. Посмотрите на корпус, обратите внимание на маркировку, имеющуюся с одной из сторон шестигранника. Запомните положение, чтобы при обратной сборке все сделать аналогично;
    3. Измеритель демонтируется при помощи ключа на 21;
    4. Монтируется новый измеритель.
  3. Устанавливаем новый прибор. Для этого:
    1. Приобретаем новый датчик ТОЖ;
    2. Все тем же ключом на 21 монтируем его на место старого;
    3. Принимаем во внимание запомненную ранее маркировку и устанавливаем новый датчик в аналогичном положении;
    4. Наносим немного термогерметика на резьбу, что позволит обеспечить высококачественное соединение;
    5. В систему отопления и блок цилиндров вновь заливается жидкость охлаждения. Только используйте уже новую, даже если старая в нормально состоянии. Посмотрите на датчик уровня охлаждающей жидкости на ВАЗ 2114, чтобы убедиться в наполненности емкости.

Если после проведенных манипуляций ДТОЖ все равно не работает, обратите внимание на несколько моментов:

  1. Вы могли плохо закрутить новый датчик на его посадочное место;
  2. Не исключено, что вы забыли про заливку охлаждающей жидкости;
  3. В системе образовалась утечка жидкости охлаждения, генератор забрызгался ею;
  4. Новый датчик мог оказаться бракованным. На этот случай рекомендуется всегда оставлять чек от покупки до тех пор, пока вы не убедитесь, что датчик работает нормально. Увы, на месте это проверить невозможно.

Увы, замена датчика своими руками не всегда дает тот результат, на который вы рассчитывали. Потому автомобиль может продолжать капризничать. Все, что вы могли сделать, уже сделали, потому рекомендуем обратиться в хороший автосервис, где проведут диагностику и сумеют определить, что же случилось с вашей машиной на самом деле.

Не все вопросы можно решить самому, каким бы опытным автомехаником вы ни были. Иногда приходится обращаться на СТО. Но и здесь вы должны быть уверены, что специалисты грамотные, оборудование у них исправное, опыта достаточно, дабы качественно решить сложившуюся у вас и вашего автомобиля проблему. Обзаведитесь хорошими знакомыми на автосервисах. Даже если вы посещать их будете раз в год.

 Загрузка …


коды ошибок OBD-II VAZ (LADA)

09

0009

9009

. 2

ВАЗ (LADA) 900

999

99

99

99

99

99

99

Автомобильный бренд Код ошибки датчик массового расхода воздуха
ВАЗ (LADA) 116 Неправильный сигнал датчика температуры охлаждающей жидкости
ВАЗ (LADA) 119 Низкий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости
VAZ (LADA) 118 Высокий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости
VAZ (LADA) 122 Низкий уровень сигнала датчика позиции бабочки клапана
66666666666. Vaz (LADA) 130 Неправильный сигнал кислорода 1
VAZ (LADA) 131 Низкий сигнал кислородного датчика 1
Vaz (LADA) 132
(LADA) 132
Высокий уровень сигнала датчика коленчатого вала 1
VAZ (LADA) 133 Медленный ответ датчика кислорода 1
VAZ (LADA) 134 Отсутствие Sensor Sensor Sensor 1 1346.

VAZ (LADA) 135 ОТДЕЛОВАНИЕ ОКРЕДИРОВАНИЯ ОКРЕДИРОВАНИЯ ОКРЕДИВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ 1
VAZ (LADA) 136 Короткий до земли.

137 Низкий сигнал кислорода датчика 2
VAZ (LADA) 138 Высокий уровень сигнала кислорода датчика 2
Vaz (LADA) 140999
VAZ (LADA) 141 Oxygen Sensor Heater Malfunction 2
VAZ (LADA) 171 Too lean mixture
VAZ (LADA) 172 Слишком богатая смеси
VAZ (LADA) 201 Открыть цепь управления инжектором 1
VAZ (LADA) 203 CONTRUCT

204 Открыть цепь управления инжектором 4
VAZ (LADA) 230 Схема реле эстафеты топливного насоса
VAZ (LADA) 261 Корочный коров 1
VAZ (LADA) 262 КОРОТНЫЙ СКРЕЗЫ В + 12 В цепочки инжектора 1
VAZ (LADA) 264 Короткий замыкание по весу цепочки 2.
VAZ (LADA) 265 Короткий замыкание на + 12 В цепочки инжектора 2
VAZ (LADA) 266 ЗДОРОВКИ ДРУГА ) 267 Короткий замыкание по весу цепи инжектора 3
VAZ (LADA) 270 Короткий замыкание по весу цепи с инжектором 4
VAZ (LADA)666 40009
(LADA)6 271 Короткий замыкание на + 12 В цепочки инжектора 4
VAZ (LADA) 302 Misfire зажигания в цилиндре 2
VAZ (LADA) 304 MISFIR 4
VAZ (LADA) 325 Open circuit of the knock sensor
VAZ (LADA) 327 Low signal of the knock sensor
VAZ (LADA) 328 Высокий сигнал датчика удара
VAZ (LADA) 335 Неправильный сигнал датчика положения коленчатого вала
VAZ (LADA) 337 Положение опола0009
VAZ (LADA) 338 Crankshaft position sensor, open circuit
VAZ (LADA) 340 Phase sensor error
VAZ (LADA) 342 Low signal уровень датчика фаз
ВАЗ (LADA) 343 Высокий уровень сигнала датчика фаз
ВАЗ (LADA) 422 Низкая эффективность нейтрализатора0009
VAZ (LADA) 443 Компания Canister Cure Lawfunction
VAZ (LADA) 444 КОРОТКОЕ ОБЛАСТИ ИЛИ ПОЛУЧЕНИЕ ADSORBER CURGE
9

9 VAZ (LAD9

9

9

9

9

69

9

69

9

669

6

6

6

6

6

6

6

6

6

VAZE). 445 Замыкание на массу клапана продувки адсорбера
ВАЗ (LADA) 480 Вентилятор охлаждения 1 Неисправность цепи
ВАЗ (LADA)

09

Охлаждающий вентилятор 2 Неисправность цепи
VAZ (LADA) 500 Сигнал датчика неверного скорости
VAZ (LADA) 501.

503 Прерывание сигнала датчика скорости
ВАЗ (LADA) 505 Ошибка регулятора холостого хода
Низкая скорость холостого хода
VAZ (LADA) 507 Высокая скорость холостого хода
VAZ (LADA) 560 VAZ).

562 Низкое напряжение в бортовой сети
VAZ (LADA) 563 Высокое напряжение на бортовой сети
(LADA) 601 ROM.0005

VAZ (LADA) 603 Ошибка внешней оперативной памяти
VAZ (LADA) 604 Ошибка внутренней оперативной памяти
VAZ (LADA) 616 Звездный RELAY CURCH.
VAZ (LADA) 617 Короткий замыкание схемы стартового реле до + 12 В
VAZ (LADA) 650.0006 VAZ (LADA) 1102 Low resistance of the oxygen sensor heater
VAZ (LADA) 1115 Defective oxygen sensor heating circuit
VAZ (LADA) 1123 Rich mixture на IDLE
VAZ (LADA) 1124 Плохая смесь по адресу IDLE
VAZ (LADA) 1127 Rich Mix в частичной нагрузке
Vaz (Lada)

.0009

1128 Lean Mixture в частичной нагрузке
VAZ (LADA) 1135 Цепь нагревателя датчика кислорода 1 Open, короткая замыкания
VAZ (LADA) 9000. Режим низкой нагрузки
VAZ (LADA) 1137 Lean Mixture в режиме низкой нагрузки
VAZ (LADA) 1140 Измеренная нагрузка отличается от расчета
. 0005

VAZ (LADA) 1171 Low CO level potentiometer
VAZ (LADA) 1172 High CO level potentiometer
VAZ (LADA) 1386 Knock channel test error
ВАЗ (LADA) 1410 Цепь управления клапаном продувки адсорбера: короткое замыкание на +12В0009
VAZ (LADA) 1426 Схема управления клапаном для чистки клапана Adsorber Open
VAZ (LADA) 1500 Открытый цепь контроля топливного насоса
VAZ (LADA) VAZ (LADA) VAZ (LADA) VAZ (LADA) VAZ (LADA) VAZ (LADA) VAZ (LADA) (LADA)

1501 Замыкание на массу цепи управления реле топливного насоса
ВАЗ (LADA) 1502 Замыкание на +12В цепи управления реле топливного насоса
VAZ (LADA) 1509 Перегрузка цепи управления регулятором холостого хода
VAZ (LADA) 1513. 1514 Схема регулятора на холостом ходу короткая до + 12 В, Открыть
VAZ (LADA) 1541 Схема управления ретрансляцией топливного насоса Open
(LADA) 1570 Invalid APS signal
VAZ (LADA) 1600 No connection with APS
VAZ (LADA) 1602 Loss of voltage of the on-board network to the ECU
VAZ (LADA) 1603 EOPROM ERROUS
VAZ (LADA) 1606 Грубая дорожная датчик неверный сигнал
VAZ (LADA) 1612 ECU RESET RESET RESET RESET ERROR ECU RESET RESET RESET ERREST (LADA) 1612.0009
VAZ (LADA) 1616 Rough road sensor low signal
VAZ (LADA) 1617 Rough road sensor high signal
VAZ (LADA) 1620 EPROM error
VAZ (LADA) 1621 Error RAM
VAZ (LADA) 1640 EEPROM Test Error
VAZ (LADA) 0103 Высокий уровень сигнала датчика массового воздушного потока
VAZ (LADA) 0112 Датчик температуры воздуха с низким содержанием впускного воздуха
VAZ (LADA) 0113 Датчик датчика воздуха Высокий датчик воздуха
9. ВАЗ (LADA) 0115 Некорректный сигнал датчика температуры охлаждающей жидкости
ВАЗ (LADA) 0123 Высокий уровень сигнала датчика положения дроссельной заслонки
VAZ (LADA) 0202 Open injector control circuit 2
VAZ (LADA) 263 Malfunction of the injector driver 1
VAZ (LADA) 0268 Замыкание на +12В цепи форсунки 3
ВАЗ (LADA) 269 Неисправность драйвера форсунки 3
Неисправность драйвера форсунки 06 4 07
VAZ (LADA) 0300 Многие пропуски
VAZ (LADA) 0301 Missition в Cylinder 1
Vaz (LADA). 3
ВАЗ (LADA) 0336 Ошибка сигнала датчика положения коленчатого вала
ВАЗ (LADA) 0441 9 Неправильный расход воздуха через клапан

09

VAZ (LADA) 0607 Неисправность канала детонации
VAZ (LADA) 0615 Открытая реле. подогреватель датчика кислорода 1 после катализатора
ВАЗ (LADA) 1622 Ошибка EPROM
ВАЗ (LADA) 16899 90 коды ошибок неверные0009

Замена Дет. Как проверить указатель температуры охлаждающей жидкости на работоспособность?

Самое главное, что нужно знать о датчике температуры Ваз 2110, это то, что он не одинок. ВАЗ 2110 имеет два датчика температуры:
— Датчик температуры указателя охлаждающей жидкости. Этот датчик предназначен для отображения информации о температуре двигателя на панели приборов. Больше ни на что не влияет, никуда не заводится — влияет только на указатель температуры на панели.
 — Датчик температуры охлаждающей жидкости подключен к ЭБУ. Этот датчик кардинально влияет на работу двигателя автомобиля.
 Именно по нему управляющая программа знает температуру двигателя и устанавливает продолжительность впрыска в форсунки. Именно по этому датчику, опять же, ЭБУ включает систему охлаждения двигателя ВАЗ 2110. Поэтому при большом расходе топлива, закипевшем двигателе, неработающем вентиляторе следует проверять именно этот датчик.

Датчик температуры — термосопротивление, то есть сопротивление, изменяющееся в зависимости от температуры двигателя. Датчик установлен на выходе из ГБЦ рядом с термостатом. Он закручен внутрь трубы и его чувствительная часть напрямую взаимодействует с теплоносителем. Датчик, размещенный на форсунке, имеет два контакта, а индикатор температуры – только один.

Обычная проверка датчика температуры ВАЗ 2110 сводится к измерению его сопротивления при разных температурах. Датчик имеет два контакта — сопротивление между ними и нужно мерить мультиметром.
  Проверка датчика температуры ВАЗ 2110:
  1) На холодном двигателе снять разъем с датчика, проверить, не окислился ли он. Затем мультиметром измерьте сопротивление. Оденьте разъем на место.
  2) Запустите двигатель и прогрейте его. Если датчик температуры работает правильно от своего датчика температуры, то он покажет нам правильную температуру.
3) Глушим двигатель, снова снимаем разъем и меряем сопротивление датчика температуры. Оно должно быть меньше, чем было на холодном двигателе.
На холодном двигателе при температуре около 0 градусов сопротивление датчика должно быть около 10 кОм. При температуре 90 градусов сопротивление датчика составит 240 Ом.
  4) Когда сопротивление датчика температуры меньше 240 Ом, компьютер должен запустить вентилятор системы охлаждения. Чтобы это проверить, нужно взять резистор номиналом 100 Ом и замкнуть им контакты разъема датчика температуры. В момент, когда контактное сопротивление разъема замкнется, вентилятор начнет вращаться и выключится при открытии.
  5) Если сопротивление датчика не изменилось в зависимости от температуры двигателя, то датчик неисправен, его необходимо заменить.
  6) Если вентилятор охлаждения не включается даже на горячем автомобиле и замыкая контакты разъема датчика с сопротивлением 100 Ом вентилятор также не запускается, то нужно проверить предохранитель, реле вентилятора на блоке слева от пассажирского сиденья под бардачком. Где установлен компьютер.
  7) Кому интересно может слить антифриз, открутить датчик и принести домой. Там опускаем в кипяток и меряем сопротивление — должно быть 100-200 Ом. Хотя то же самое можно сделать и на машине.
Датчик указателя температуры Охлаждающая жидкость не сильно портит жизнь, но все же должна быть в исправном состоянии. Проверка аналогична описанной выше методике — измерение сопротивления при разных температурах охлаждающей жидкости Ваз 2110.

Замена датчика температуры ВАЗ 2110:
1) Заменить датчик температуры на холодном двигателе. Открутите пробку расширительного бачка и слейте антифриз до уровня датчика температуры.
2) Откручиваем датчик ключом на 19. На его место вкручиваем исправный датчик.
3) Залейте антифриз до прежнего уровня, наденьте разъем на датчик, закройте пробку расширительного бачка.
  4) Запустите двигатель и проверьте, не протекает ли антифриз через датчик температуры.
На что обратить внимание:
Не путайте между собой датчики температуры ВАЗ 2110. Датчик, который накручен на ЭБУ — устанавливается сверху, на выпуске. Датчик указателя температуры нижний, вкручен в блок двигателя возле ГБЦ.
 Для можно использовать резисторы разных номиналов. Замкнув его на контакты датчика стрелка на панели должна показывать другую температуру. 10 кОм — 0 градусов, 240 Ом — 90 градусов, 100 Ом — 130 градусов.

Двигатель современного автомобиля работает по командам одного электронного блока управления. Этот командный центр регулирует отдельные параметры на основе информации от различных датчиков. Одним из таких элементов, напрямую влияющих на работу двигателя, является датчик указателя температуры охлаждающей жидкости. Он улавливает и передает признаки перегрева, чтобы ЭБУ корректировал работу двигателя.

Что такое датчик температуры охлаждающей жидкости

Элемент выполнен в виде единого блока с корпусом на резьбе, который вкручивается в двигатель (иногда в термостат или радиатор) и непосредственно контактирует с охлаждающей жидкостью двигателя. В процессе работы двигатель нагревается, а антифриз, соответственно, его охлаждает. Циркулируя по специальным каналам внутри блока цилиндров, жидкость нагревается, при этом отдавая это тепло в радиатор. Датчик регистрирует количество нагрева теплоносителя. Эта информация поступает в компьютер как непрямой нагрев двигателя. Информация о том, какая температура используется для корректировки программы управления двигателем. Следует понимать, что этот датчик измеряет не температуру металла двигателя напрямую (она гораздо выше), а степень нагрева протекающей через него жидкости.

Принцип работы системы обратной связи

Система управления двигателем представляет собой гибкую самообучающуюся программу, динамически формирующую параметры работы ДВС, т.е. на основе показаний датчиков в режиме реального времени. Применительно к двигателю система делает выводы о том, нагрелся ли агрегат или, наоборот, его температура еще недостаточна для использования режима максимальной мощности.

Что работает датчик?

  • Температура охлаждающей жидкости является одним из факторов, влияющих на корректировку двигателя. За счет сигналов этого элемента изменяются следующие показатели:
  • Обогащение топливной смеси. Если датчик сигнализирует о низкой температуре охлаждающей жидкости, программа пересчитывает количество топлива для форсунок в сторону увеличения. Холодный двигатель работает стабильнее на повышенных оборотах холостого хода.
  • Опережение зажигания. ЭБУ рассчитывает угол опережения исходя из текущей нагрузки и степени прогрева мотора. На холодном двигателе CPP будет меньше. Неправильная работа датчика также повлияет на этот параметр. Это, в свою очередь, приведет к нестабильной работе двигателя на всех режимах, к снижению мощности и увеличению расхода топлива.
  • Работа электровентилятора охлаждения. Высокие температуры жидкости (антифриза) дают команду на включение вентилятора, обдувающего радиатор. Если показания неверны, элемент не будет работать правильно. При перегреве вентилятор может не включиться, так как по данным датчика нагрев низкий. А это чревато серьезными последствиями вплоть до деформации ГБЦ.

Где находится деталь

Узнать, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости, довольно просто.

Элемент устанавливается в двух местах — на блоке двигателя или на корпусе термостата. В обоих случаях предоставляется достаточно достоверная информация о нагреве двигателя. Например, датчик температуры охлаждающей жидкости «Рено Логан» или «Рено Сандеро» расположен возле первого цилиндра в торце блока цилиндров. Этот элемент дублируется. Он подает сигнал для индикатора на панели приборов и для системы ЭБУ. Если это датчик температуры охлаждающей жидкости Opel, то в этих автомобилях элемент установлен в бачке основного радиатора.

На V-образных ДВС таких датчиков два. Поставьте по одному на каждый ряд цилиндров. Иногда второй аналогичный датчик используется для включения электровентилятора радиатора. Он выполняет одну функцию – регулирует момент включения вентилятора.

Разновидности

Датчик температуры охлаждающей жидкости представляет собой термистор. Он меняет свое сопротивление в зависимости от нагрева жидкости, с которой контактирует. В нем используются материалы, которые уменьшают свое сопротивление при повышении температуры.

В других устройствах используются элементы, основанные на других принципах, но в автомобильных двигателях такие термисторы самые простые и надежные. Цена варьируется в зависимости от марки автомобиля. В среднем это 400-500 рублей.

Диагностика здоровья

Иногда бывает так, что элемент чтения начинает явно завышать или занижать. Прежде чем проверять датчик температуры охлаждающей жидкости, следует убедиться, что именно он виноват в проблемах.

Для этого необходимо последовательно устранить все остальные причины. Прежде всего, это проблемы с проводкой. Также многие проблемы с прогревом двигателя вызваны работой термостата и появлением воздушных пробок в СОД. Следует иметь в виду, что указатели на стрелке или указателе служат не только для ориентирования водителя в ситуации; для ЭБУ показания часто снимаются непосредственно с измерительного прибора.

Способы проверки здоровья

Итак, как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости? Так как это терморезистор, то диагностируется он омметром (мультиметром в режиме омметра). Для каждого конкретного датчика (или типа) существует

Подключив к нему мультиметр, определите сопротивление при 20 градусах, а затем опустите элемент в стакан с кипяченой водой. Сопротивление следует сильно уменьшить, согласно таблице, в которой указаны допуски значений. Если они выходят наружу, датчик необходимо заменить. Также деталь стоит проверить на короткое замыкание. При наличии деталь явно непригодна для работы.

Замена элемента своими руками

Датчик температуры охлаждающей жидкости меняется легко. Хотя его расположение на каждом двигателе разное, общий принцип одинаков.

Замену элемента своими руками лучше всего производить на холодном двигателе. Отсоединив колодку с проводами, ключом откручиваем датчик. Новый элемент нужно держать наготове, чтобы не пропустить много антифриза из отверстия.

Следует отметить, что на резьбовой части установлено металлическое или латунное уплотнительное кольцо, которое также подлежит замене. Он поставляется с датчиком. После снятия старого датчика на его место вкручивается новый, с предварительно надетым кольцом и смазанной герметиком резьбовой частью. Именно поэтому мотор во время работы должен быть холодным. Нагретый антифриз горит сильнее, чем кипящая вода. После этого можно поставить блок на место и долить пропущенный антифриз.

Итого

Как видите, датчик указателя температуры охлаждающей жидкости — простой, но очень важный компонент системы управления. От этого зависит плавная и надежная работа двигателя.


26. Микро FAQ по системе охлаждения 2. Датчик ОЖ и датчик приборки. С картинками!

В прошлой теме не хватило места для фото. Решил сделать Микро FAQ в дополнение к «Мини FAQ по системе охлаждения. С картинками!».

В этой теме рассмотрим датчик, который задействован в системе охлаждения.

ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ — DUT

Датчик температуры в СУД используется для определения температурного состояния двигателя. По его сигналу ЭБУ при запуске выставляет необходимое количество ступеней РХХ, регулирует подачу топлива. Внутри датчика находится терморезистор с «отрицательным температурным коэффициентом» — при нагреве его сопротивление уменьшается. Нагрев теплоносителя вызывает низкое сопротивление (70 Ом + 2% при 130°С), а низкая температура дает высокое сопротивление (100700 Ом ± 2% при -40°С). Контроллер подает на датчик температуры охлаждающей жидкости напряжение 5 В через резистор с постоянным сопротивлением внутри контроллера. Контроллер рассчитывает температуру охлаждающей жидкости по падению напряжения на датчике с переменным сопротивлением. Падение напряжения большое на холодном двигателе, и малое — на прогретом. Соответственно на холодном двигателе напряжение на датчике выше, а на горячем ниже.

«Пусковой режим двигателя. При включении зажигания ЭБУ включает реле электробензонасоса, которое создает давление в магистрали подачи топлива в топливную рампу.
ЭБУ проверяет сигнал от охлаждающей жидкости датчик температуры
и определяет количество топлива и воздуха, необходимых для запуска.
Когда коленчатый вал двигателя начинает проворачиваться. ЭБУ формирует фазированный импульс включения форсунки, длительность которого зависит от сигналов датчика температуры охлаждающей жидкости
. На холодном двигателе длительность импульса больше (для увеличения количества подаваемого топлива), а на прогретом меньше.

Звонил по номеру 23.3828

Характеристика датчика
При повышении температуры сопротивление датчика уменьшается, см. таблицу:
Температура (°C) Сопротивление датчика (Ом) 60 667
50 973
45 1188
40 1459
35 1802
30 2238
25 2796
20 3520
15 4450
10 5670
5 7280
0 9420
-4 12300
-10 16180
-15 21450
-20 28680
-30 52700
-40 100700

Installed

Датчик температуры охлаждающей жидкости (на фото 2) устанавливается между головкой блока и термостатом. Датчик температуры охлаждающей жидкости имеет два контакта (в отличие от одноконтактного датчика температуры для панели приборов, который стоит рядом, не перепутайте).

Температура охлаждающей жидкости влияет практически на все характеристики управления двигателем. Для нормальной работы двигателя при различных температурах значение температуры двигателя учитывается при расчете угла опережения зажигания, а значит неисправность датчика влияет на работу системы.
Датчик практически не ломается, но иногда врет. Довольно часто перетираются провода у основания разъема. Основными неисправностями являются нарушение электрического контакта внутри датчика и нарушение изоляции.

Датчик температуры охлаждающей жидкости, или, в сокращении, ДТТ, представляет собой устройство, определяющее температуру антифриза в системе охлаждения и дающее сигнал на ее снижение посредством работы вентилятора.

Его работоспособность является важным аспектом нормального функционирования системы охлаждения и всего силового агрегата в целом, а потому в данном материале мы поговорим о том, какие признаки неисправности ГЛС помогают своевременно выявить проблемы в его работе и эффективно устранить их.

CUT — что это в машине?

Датчик температуры охлаждающей жидкости в автомобиле представляет собой компактный прибор, расположенный в корпусе радиатора или, чаще, во внешней части корпуса силового агрегата – так называемой «рубашке» системы охлаждения.

Назначение

Датчик предназначен для определения температуры охлаждающей жидкости, которая отображается на информационном индикаторе, расположенном в приборной панели автомобилей.

Также функцией датчика является активация включения вентилятора охлаждения, который снижает температуру антифриза, если она превышает критические значения (более 80 градусов Цельсия). Это делается для того, чтобы избежать закипания антифриза и, как следствие, перегрева мотора.

Видео — нюансы связанные с датчиками температуры охлаждающей жидкости на Фольксваген Пассат Б3:

Такое назначение датчика было характерно для карбюраторных двигателей. Сегодня с развитием инжекторных систем впрыска на ГТО возлагается значительно большее количество функций. К ним относятся:

  • увеличение оборотов двигателя на этапе прогрева для оптимизации выхода двигателя на рабочий режим;
  • открытие или закрытие клапана рециркуляции отработавших газов;
  • установка угла опережения зажигания и др.

Принцип работы

Работа ВТО осуществляется на основе физических свойств материала датчика изменять собственное электрическое сопротивление в зависимости от степени нагрева.

Фактически он состоит из двух электропроводящих контактов и конусообразного рабочего элемента из чувствительного материала. Изменение степени электропроводности фиксируется и, таким образом, датчик «выдает» информацию о температуре и достижении ее критических значений.

На современных автомобилях за считывание такой информации «отвечает» электронный блок управления ЭБУ, который дает команды управления системой зажигания, а также анализирует работоспособность самого датчика.

Виды

Условно можно выделить два типа КТО: механические и цифровые. В чем их сходство и различие?

Механический

Механический ДТЖ представляет собой простой узел, где передача информации об изменении сопротивления материала осуществляется, так сказать, в «аналоговом» виде — посредством электрического сигнала. Такой датчик напрямую связан с указателем температуры охлаждающей жидкости, который представляет собой, по сути, простой омметр со шкалой, отградуированной в градусах Цельсия.

К узлу подключено реле, которое замыкается при достижении критической температуры и запускает вентилятор охлаждения. Такие датчики встречаются на автомобилях с карбюраторными двигателями, в том числе и на всех отечественных Жигулях.

Цифровой

Цифровой DTD по конструкции не сильно отличается от механического, но сигнал передается по шине напрямую на цифровой блок управления ЭБУ.

Встроенный процессор выполняет первичный анализ информации, вывод данных о температуре на приборную панель, а также подачу команд системе зажигания. В этом случае вентилятор также включается по команде от ЭБУ.

Что влияет на

Основная задача датчика температуры охлаждающей жидкости — включить вентилятор охлаждения. В результате в случае неисправности вентилятор не срабатывает, а это может привести к перегреву мотора или, как минимум, к закипанию антифриза в системе.

Видео — как проверить СТО мультиметром:

Кроме того, на инжекторных двигателях неисправность СТО приводит к тому, что ЭБУ выставляет неверный угол опережения зажигания, и двигатель начинает работать в неблагоприятных условиях.

Совокупность этих факторов говорит о том, что своевременное определение поломки датчика и его замена является ключевым элементом, позволяющим избежать ряда проблем, а иногда и дорогостоящего ремонта двигателя автомобиля.

Основные причины и признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости

Как правило, ввиду простоты конструкции выход из строя самого датчика охлаждающей жидкости встречается относительно редко. Тем не менее, «причин» того, что он начал давать сбои, очень много, и к ним можно отнести следующие причины:

1. Антифриз низкого качества

В случае неправильного использования поверхность датчика нередко корродирует или покрывается кристаллическим осадком. В связи с этим изменяется температурное воздействие на датчик и, как следствие, его показания изменяются, как правило, в сторону понижения температуры. Это приводит к несвоевременному включению вентилятора охлаждения, а также изменению режима работы силового агрегата.

2. Плохое качество самого датчика

К сожалению, на рынке большое количество контрафактных запчастей, а СТО от неизвестного производителя не всегда соответствует заводским параметрам. Также датчик может иметь незначительные повреждения, которые в процессе эксплуатации могут способствовать его выходу из строя.

3. Утечка антифриза через резьбовое соединение датчика

И, как следствие, изменение его работоспособности. Это явление возникает при нарушении целостности резьбы в тех случаях, когда датчик был установлен с чрезмерным усилием на затах или имеется износ прокладки вкладыша.

4. Поломка электрооборудования

Этот фактор является основной причиной выхода из строя датчика и может быть вызван целым рядом причин — от резкого скачка напряжения в бортовой сети автомобиля до обычной коррозии контактов. На самом деле проверку контактов на наличие окисления нужно проводить всегда при снятии или установке КСТ.

5. Неисправность термостата .

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости

При подозрении на неисправность ОСАГО необходимо, в первую очередь, установить, поврежден ли сам датчик или его причина вызвана сбоями в системе электрооборудования автомобиля машина.

Для этого выкрутите датчик и продиагностируйте его. Это можно сделать с помощью обычного бытового мультиметра.

Как проверить КТО мультиметром

Для измерения сопротивления КНТ при разных температурах на мультиметре следует включить режим омметра с соответствующим пределом измерения.

Значение сопротивления должно находиться в определенном диапазоне при определенных температурах.

Для каждой модели силового агрегата и марки авто сопротивление датчика при разной температуре жидкости имеет свои значения (!) и с ними следует заранее ознакомиться в мануале!

Для проверки датчика снимите датчик и погрузите его в нагретую до определенной температуры воду, подключив мультиметр к выходным клеммам СТО. Если сопротивление датчика не соответствует значениям, указанным для двигателя вашего автомобиля, его следует заменить.

Видео — как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости мультиметром и электрочайником:

Кроме того, замер можно производить прямо на автомобиле по мере прогрева двигателя на холостых оборотах.

Если датчик исправен, следует искать причины поломки в электрике или термостате. В случае неисправности ОСАГО его следует заменить.

Замена

Процедура замены ДТОЖ предельно проста и заключается в откручивании старого датчика и установке нового с последующим подключением к нему клемм управления.

Однако есть нюансы. В частности, замену имеет смысл совмещать с заменой охлаждающей жидкости в двигателе автомобиля. При этом посадочное гнездо для датчика хорошо обрабатывается графитной смазкой, которая защитит резьбу, обеспечит легкое откручивание и создаст дополнительный слой герметизации.

Видео — замена датчика температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2115:

Также при замене датчика необходимо обработать подходящие к нему электрические контакты мелкой наждачной бумагой. Если КТО исправен, и вы его менять не планируете — есть смысл для профилактики его почистить, в том числе зашкурить его контакты для улучшения проводимости.

Заключение

Как видите, проверка и замена СТО — процедура достаточно простая. Он не требует специальных навыков и знаний, а также специального оборудования (за исключением упомянутого выше мультиметра).

Жидкое стекло поможет защитить автомобиль от грязи

3 в 1: Видеорегистратор + GPS-информер + радар-детектор

Как защитить себя от слепящего солнца и фар за рулем?

Контроль температуры охлаждающей жидкости очень важен для поддержания автомобиля в рабочем состоянии. Неправильные показания приборов могут сбить водителя с толку, из-за чего он может случайно перегреться или, наоборот, недостаточно прогреть двигатель, что также может привести к массе проблем и очень дорогому ремонту.

Бывают случаи, когда из-под капота уже начинает идти пар, а указатель температуры все еще находится в синей зоне, что говорит о том, что двигатель не прогрет!

Работа двигателя при отрицательных температурах тоже не пойдет ему на пользу. Поэтому многие автолюбители задаются вопросом: как проверить указатель температуры охлаждающей жидкости, а также что делать в случае неисправности? В этой статье мы поставим точку в этом вопросе.

Неисправен указатель или все-таки датчик температуры?

В этом вопросе есть один маленький, но очень коварный нюанс. Дело в том, что из строя может выйти как сама стрелка, так и датчик температуры. В первом случае водитель получает лишь неточные показания приборов, что в большинстве случаев при исправном состоянии автомобиля и отсутствии в нем неисправностей не приводит к серьезным последствиям, однако является достаточно неприятной поломкой.

Однако, если он сломается, последствия могут быть намного хуже. А все дело в том, что современные автомобили «напичканы» электроникой, которая призвана защищать автомобиль от возможных повреждений. Работа всей этой электроники основана на датчиках, и именно полученные от них данные являются основой для формирования сигналов к механизмам управления, корректирующим работу узлов автомобиля.

Если бортовой компьютер получает от них неверные данные, то в результате неправильно регулирует работу узлов автомобиля, что может привести к крайне неприятным последствиям. Поэтому, если у вас возникли проблемы с температурными показателями двигателя, то в первую очередь нужно определиться, дело в указателе температуры или дело в датчике?

Проверка указателя температуры охлаждающей жидкости

Итак, как проверить указатель температуры охлаждающей жидкости? Для начала выключите двигатель и подождите, пока он остынет. Отсоедините разъем, к которому подключен датчик температуры охлаждающей жидкости, и подключите его к резистору сопротивлением 100 Ом.

Далее нужно включить зажигание. Правильно работающая стрелка покажет температуру 90 градусов. Если прибор показывает неверную температуру или вообще нет индикации, то проблема кроется в проводке или самом указателе.

Скорее всего, где-то произошло замыкание или обрыв в электросети автомобиля, из-за чего при исправной работе датчик температуры на приборной панели показывает неверные данные.

class=»eliadunit»>

Проверить изоляцию проводов, идущих от датчика к приборной панели и бортовому компьютеру, поврежденные провода заменить или на худой конец восстановить. Если вся проводка исправна, но датчик температуры работает некорректно, то именно в ней следует заменить индикатор.

Полезное видео, проверка указателя температуры двигателя, обязательно посмотрите:

Как определить неисправность СТО?

Если указатель работает правильно и проводка цела, включить датчик обратно в цепь, запустить двигатель и прогреть его в штатном режиме. Если при этом показания на стрелке не соответствуют нормальным значениям или стрелка даже не двигается с места, то проблема именно в датчике. В этом случае его нужно просто заменить.

Говоря о признаках неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости можно узнать перейдя по этой ссылке, также читая этот материал, вы более подробно узнаете о его методах проверки на работоспособность, а также о его роли в работе двигатель машины.

Еще один способ проверить датчик температуры

Есть еще один способ проверить датчик, ваши действия должны быть следующими. Для начала нужно отключить минусовую клемму с аккумулятора автомобиля, слить антифриз с двигателя, чтобы жидкость не вылилась после снятия датчика.

Далее нужно снять датчик с двигателя и проверить его омметром. Один контакт должен быть присоединен к контакту датчика. Второй вывод устройства необходимо замкнуть на корпус ОСАГО. Показания омметра при нормальной температуре должны быть около 700-800 Ом.

Попробуйте проверить датчик в других условиях, например, погрузив его в горячую (около 70-80 градусов) воду: в этом случае сопротивление будет меньше. Также стоит проверить его в холодной воде, где естественно возрастет сопротивление. Если показания омметра при заданных температурах отличаются от нормальных значений, либо при нагреве и охлаждении датчика не наблюдается уменьшения или увеличения сопротивления, то проблема в нем – его следует заменить.