Содержание

Старому «Козлу» — полвека

Александр Астапов
9 ноября 2022, 12:17

Внедорожнику УАЗ-469, ныне гордо именуемому UAZ Hunter, а в народе носящему простое дружеское прозвище «Козел», стукнуло 50. Круглую дату компания «Соллерс» решила отметить выпуском специальной версии ветерана, не сильно изменившегося с 1972 года.

Читать на expert.ru

В начале славных дел

«Козел» и правда старый. Его история началась в 1956 году с подачи и на деньги военных.

Статья по теме:

Электрический УАЗ едет на экспорт

Сегодня это может показаться сказкой, но задуман он был — читаем внимательно! — плавающим, с независимой подвеской и задним расположением двигателя. Однако вскоре выяснилось, что товарищам офицерам задняя площадка нужна для ящиков со снарядами, провизией и емкостями сами понимаете с чем, а амфибийность непринципиальна. Что же до независимой подвески, то стало ясно, что она плоха в плане живучести и не обеспечивает дорожный просвет в 400 мм, как того хотели военные (потом они, впрочем, согласились на 300), а опыт американского «коллеги», фордовского М151, показал и другие ее недостатки.

Но в том, что пришла пора менять заслуженный ГАЗ-69 (уже тогда вслед за своим предшественником ГАЗ-67, прозванный «Козлом» — за манеру скакать на буераках из-за жесткой, заточенной под таскание миномета и перевозку снарядов, подвески и короткой базы), на более современный «Иван-джип», военные не сомневались. Старая машина их не устраивала ни проходимостью, ни внутренним пространством, ни мощностью и динамическими характеристиками, ни устойчивостью при движении по дорогам. А потому новый перспективный внедорожник, в котором все эти недостатки были пусть не с блеском, но устранены, военным понравился. Даже несмотря на то, что будучи на 5,5 сантиметров шире предшественника, новый «Козел» в грузовой отсек вертолета Ми-4 уже не помещался — на смену «четверке» уже шел, заканчивая испытания, Ми-8. А в него 469-й входил легко.

Соллерс

Источник: Соллерс

Все бы хорошо, но до новинки не было никакого дела ни Минавтопрому, ни даже Госплану. Прошедшая испытания и рекомендованная в декабре 1964 г. к производству машина ходила в перспективных и выставочных еще долго. Ни «вброс» заметки о новинке в британский журнал Motor, ни челобитные в ЦК, которыми конструкторы, руководство завода, военные и внешторговцы из «Автоэкспорта» пытались сдвинуть дело с мертвой точки, — ничего не помогало. Зато помогло катание генсека Брежнева, министра обороны Гречко и главы Верховного Совета Подгорного по охотничьим угодьям в Завидово. В результате денег выделили, завод реконструировали, Ульяновский моторный завод перепрофилировали со стационарных на автомобильные двигатели, а машина пошла в серию — но только 15 декабря 1972 года.

Кесарю — кесарево, слесарю — автослесарево 

Моральное устаревание для тогдашних внедорожников не было большой бедой, как и простота конструкции. Вот только качество ульяновских машин «хромало» изначально, да и о комфорте говорить не приходилось.

Военные, на которых приходилась пятая часть всего заказа, настояли на полной унификации машин для армии и «гражданки», в том числе по подвеске, позволявшей перевозку ящиков со снарядами к легкой артиллерии, буксируемой машиной. Приходилось отвоевывать даже замок зажигания — в Главном автобронетанковом управлении Минобороны требовали флажковый включатель. Согласились военные только на выпуск для народного хозяйства версии с упрощенными (без колесных редукторов) мостами и без экранированного электрооборудования.

Много лет противились главные заказчики и электронному зажиганию — по причине выхода его из строя в случае ядерного взрыва (коему, как известно, сопутствует волна электромагнитного излучения). По тем же причинам не дали Ульяновскому автозаводу денег на выпуск версии с жестким верхом — только на малосерийное, до пары десятков в год, производство для спецверсий и особо уважаемых людей — в частности, писателя Михаила Шолохова. Да что там жесткий верх — указатели поворотов и задние катафоты появились на УАЗ-469 только в 1976 году, когда СССР пришлось выполнять нормы ЕЭК ООН.

Соллерс

Так и ходил «Козел» голым до конца советской власти.

Но это только в СССР. В 70-е годы итальянцы, братья Марторелли, увидели в УАЗ-469 потенциал для постройки на его основе конкурента Land Rover. Машины привозились на небольшой заводик братьев, разбирались, перекрашивались, а попутно морально устаревшие узлы заменялись новыми. Капризный 80-сильный бензиновый мотор — на дизель Peugeot, турбодизель VM или же на бензиновый, но «горячий» двухлитровый FIAT (мощностью 76, 100 или 112 сил соответственно). Спартанские сиденья на «легковые», а верх из кожзаменителя — на съемный стеклопластиковый.

Такие машины появлялись и в СССР — их привозили непростые граждане из длительных загранкомандировок, вызывая восторг мальчишек блеском «металлика», широких хромированных колес и «кенгурятников». Простые же граждане могли себе купить только списанный в колхозе или райкоме УАЗ-469Б (на продажу новых новый частным лицам существовал прямой запрет) и восстановить его запчастями, крадеными с авторемонтных заводов, складов «Райсельхозтехники» и воинских частей.

Старое против подержанного

Но выбора не было. С дорогами в России тогда было совсем плохо. На обычной машине недалеко уедешь, а «Нива» и маловата, да и непрактична. Возможности же «легкового» конвейера Ульяновского автозавода не впечатляли: в 1987 году там произвели почти предельные 53 тысячи, из которых более 10 тысяч ушло военным. «Нив», армии не поставлявшихся, было тоже выпущено негусто для страны с населением почти в четверть миллиарда — всего 69 тысяч.

Поэтому, когда в конце 80-х разрешили свободную продажу «козлов», их расхватывали и в таком виде. А заводчане, в меру своих скудных возможностей, понемногу модернизировали машину. Сначала в деталях, а с середины 90-х все основательнее.

Малолистовые рессоры сзади и пружины спереди, новые мосты, переработанный двигатель, а потом и новый мотор. И дисковые тормоза, и гидроусилитель. И, конечно же, «гражданские» сиденья, травмобезопасная рулевая колонка и ремни, без которых уже было никак — даже в ситуации всеобщего дефицита.

Откровенно сказать, и позднее поток секонд-хэнда из-за бугра не особо беспокоил ульяновцев. Подержанные «Крузаки», «Блейзеры» и «Патролы» — не говоря уже о «Рейнджах» и «Гелендах» — были и несопоставимо дороже, да и опасны: времена стояли отнюдь не вегетарианские, и такую машину могли отобрать вместе с бизнесом, а то и вместе с жизнью.

Соллерс

Источник: Соллерс

Но времена менялись. Гниющие и ломучие «нашемарки» дорожали вместе с комплектующими (российскими и все более часто используемыми импортными) и соотношение «цена-качество» постепенно складывалось не в их пользу. Тем более, что концепция «простого, как правда» вездехода неумолимо уходила в историю, уступая более дружественной к пользователю технике.

В общем, замена машине напрашивалась давно. Надо сказать, что уже в 80-е было разработано по заказу и на деньги Минобороны СССР полностью новое семейство автомобилей. Но страна с таким названием кончилась, а вместе с ней кончились и бюджеты. Успели только создать силами «Автоваза» новый кузов для старого шасси. «Гибрид» предсказуемо вышел сырым и кургузым, но впоследствии, неоднократно модернизируясь, дал жизнь относительно популярному сегодня UAZ Patriot. Впрочем, это уже другая история.

Хорошо незабытое новое

Соллерс

Источник: Соллерс

«Козел» тем временем тихо доживал свое, переименовавшись в UAZ Hunter, но почти не меняясь. В 2001 году продали 31 тысячу, два года спустя 28, в 2009-м — девять тысяч. А потом автомобиль и вовсе стал малосерийным: с 2017 по 2021 год продажи упали с 1884 до 540 штук. Для сравнения: даже мотоциклов «Урал» (когда-то «народной» и в девять раз более дешевой, а ныне экзотической и более дорогой альтернативы «Козлу») выпускается вчетверо больше. Но оснастка давно и многократно себя окупила, комплектующие унифицированы с другими моделями завода, сборочная линия все равно недогружена. Так что почему бы недельку в год не прогнать старичка через конвейер?

И прекращать выпуск ветерана в Ульяновске передумали. А заодно вспомнили о круглой дате — и решили воспользоваться поводом и поддержать интерес к марке проверенным ульяновцами способом — выпуском очередной ограниченной спецсерии.

Новая старая машина так и называется — «УАЗ-469 Юбилейная серия». Названия Hunter ульяновцы старательно избегают, и неспроста: машина, как это модно сейчас говорить, импортозамещенная. Без АБС, с мотором Евро-0 — конечно, российским, ЗМЗ-409. Мосты тоже иной, относительно свежей конструкции, типа «Спайсер», но теперь уже без опционной блокировки Eaton. А коробка передач китайская, BAIC. Штатный верх металлический, но в комплект входит брезентовый, который можно поставить самостоятельно — скажем, на лето или для пущего стиля. Еще одно решение из прошлого — откидной задний борт вместо «калитки»: и длинномер можно перевезти, и закуску разложить.

Также в списке оснащения «юбиляра» металлические бамперы, защита картера, «кенгурятник», боковые подножки, шноркель, электролебедка и шины BFGoodrich АТ размерности 235/85R16. А чтобы «Козлу» не ободрать бока ветками да шампурами, его покрыли «матом по-черному» в прямом смысле, то есть — керамическим покрытием «Раптор» угольного цвета с матовым эффектом. В том же колере и салон: и потолок, и сиденья, обитые кожзамом с двойной красной прострочкой. В том числе — два дополнительных сиденья в багажнике, как на старых 469-х.

Соллерс

На юбилейность машины и редкость исполнения будут намекать красные шильдики на бортах и корме с порядковым номером экземпляра. Всего выпустят 50 «УАЗ-469 Юбилейной серии» по цене 1,65 млн. за штуку (на 250 тыс. дороже базового Hunter).

Заметим, что в дилерские центры машины не поступят. Желающим предлагается купить машину непосредственно на заводе, а в качестве бонуса получить бесплатную экскурсию по производству, которому еще год назад отмеряли последние месяцы. Но за это время сменились и хозяева «Соллерса» (от Вадима Швецова акции перешли к топ-менеджменту компании, имя же настоящего бенефициара неизвестно), и, видимо, планы на этот безнадежно — или нет? — устаревший 80-летний завод и его немногим менее пожилые машины. Среди которых «Козел», кстати, далеко не самый старый: «Буханка» (в девичестве УАЗ-450, а ныне УАЗ-СГР, «Старый грузовой ряд») стоит на конвейере с 1958 года. Но о 65-летнем боевом пути «Буханки», прозванной так за форму, а также за удобство в ней, как выражаются в народе, «бухать», мы поговорим через год.

Сколько стоит хороший УАЗ 469 или УАЗ 452?

Уаз Цены варьируются в широких пределах, от менее 1000 евро до более 20 000 евро.

Давайте посмотрим поближе и посмотрим, что мы можем купить и по каким ценам.

Во-первых, надо признать, что рынок УАЗ 469 или УАЗ 452 странный. Шансы купить полностью оригинальный экземпляр невелики… На это есть несколько причин.

Большинство автомобилей УАЗ 469 и 452 в Польше и остальной части Варшавского договора были куплены либо их армиями, либо другими военными службами. Эти автомобили были модифицированы на заводе в соответствии с требованиями закупщика. И они сильно различались — от простых транспортных средств до специализированных версий, таких как командирские машины, машины РХБ-разведки — каждая из них имела различное специальное оборудование, аксессуары и внешний вид.

По крайней мере, эти учреждения содержали свои УАЗы 469 и 452 в достаточно первозданном состоянии. Хотя часто они использовали то, что было на складе, для ремонта поврежденных деталей или кузовных панелей. Так что нет ничего необычного в том, чтобы увидеть УАЗ 469 1976 года с капотом, представленным в 1985 году, и боковыми окнами 1987 года. Не большая проблема, но если вы хотите владеть УАЗом, все детали кузова которого соответствуют году выпуска, это может означать для вас довольно много работы.

Частники совсем другой контингент,

Поскольку автомобили УАЗ назывались «гнётса, неламиотса» (дословно «гнуться, но не ломаться») и более новые модели, такие как УАЗ «Хантер», до сих пор выпускаются, особенно в 90-х и начале 2000-х, никто не считал их классикой. Так что их явно чинили молотком, двумя гаечными ключами, куском проволоки и струной пресс-подборщика соломы.

Их использовали и злоупотребляли в течение многих лет, выполняя убийственную работу в сельском и лесном хозяйстве. Странные переделки двигателя, в том числе битый 19В этих машинах можно найти двигатели Мерседес 70-х годов или даже моторы от тракторов (sic!). Угадайте, насколько они хороши для обычного использования в наши дни. 😉 Мы подробно рассмотрели эту тему в нашем предыдущем посте в блоге, который вы можете найти [здесь].

С другой стороны, частные владельцы часто восстанавливали и модифицировали свои автомобили для улучшения внедорожных характеристик. В конце концов, капризные двигатели и неудобные в использовании коробки передач — худшие черты УАЗ 469 или УАЗ 452. Обычно они оснащены более мощными двигателями, полностью синхронизированной трансмиссией и более прочными мостами. Все это означает, что УАЗ на ходу можно найти и за €750, и за €20 000.

Так какая из этих цен оптимальна и сколько на самом деле стоит хороший УАЗ 469 или УАЗ 452?

УАЗ до 1500 евро.

Прервать! Прервать! Прервать! Убейте эту идею, пока она не отложила яйца! Любой автомобиль УАЗ в этом ценовом диапазоне, скорее всего, будет ржавым ведром, полным механической небрежности и странных преобразований. УАЗ 469 или 452 в этом ценовом диапазоне может иметь смысл только в одном случае. Если вы можете найти его на месте и хотите использовать его как игрушку, которая будет списана, когда она сломается слишком много раз, то это может быть автомобилем для вас. Такая игрушка за 500 евро, которая может доставить массу удовольствия, может иметь смысл, особенно потому, что вы, вероятно, сможете вернуть большую часть этих денег на свалке. Все, что дороже, — пустая трата времени и денег.

Нет другого случая, когда такая покупка была бы разумной. Спасение такой машины потребует слишком много времени и усилий. Но будьте осторожны! Вы можете ожидать ржавые рамы с дырками в них, поэтому развлекаться в одной из этих машин может быть очень опасно.

Очень плохо модифицированный УАЗ, который можно было купить в Польше примерно за 1300 евро.

УАЗ 452 или 469 От 1501 до 2500 евро – не для слабонервных!

У тебя либо нет страха, либо слишком много времени. Полная реставрация УАЗ 469или УАЗ 452 может занять более 1000 часов работы. На самом деле это означает, что вам понадобится год или два, чтобы завершить процесс. Вы можете либо вложить в него много денег, либо заменить наличные собственным временем. Год-два работы и у вас в гараже будет полноценный УАЗ.

Конечно, это при условии, что у вас есть большая, полностью оборудованная мастерская и вы обладаете обширными знаниями в области резки, сварки и ремонта кузова. Помимо многих механических проблем, ржавчина будет вашим самым большим врагом. Местная пескоструйная установка и несколько друзей с хорошими навыками механики также пригодятся. Много решимости тоже поможет, так как сомнения будут роиться в вас не раз.

PS. Как твои навыки в электрике? Потому что потребуется и совершенно новая электропроводка.

УАЗ 469 или 452 стоимостью от €2501 до €3500

Как сказал товарищ Дятлов, не великий, не ужасный.

Автомобиль УАЗ в этом ценовом диапазоне не будет отличным, но и не будет ужасным. Также понадобится наличие большого гаража и в меру оборудованной мастерской.

В этом ценовом диапазоне вы должны ожидать, что ваш УАЗ будет иметь здоровую раму, довольно много мелких механических проблем и некоторую ржавчину здесь и там. Вам придется бороться с этим, прежде чем он превратится в гораздо большую проблему, требующую времени и денег.

Как насчет УАЗ 452 или УАЗ 469 стоимостью от €3501 до €5000?

Достойный. Если бы было одно слово, которым можно было бы описать УАЗ в этом ценовом диапазоне, это было бы прилично. Не больше, не меньше. Также это, пожалуй, самый дешевый УАЗ, который можно поставить на лужайке перед домом и самому содержать в тонусе.

Это не будет машина, которая завоюет вам награды на выставках военной техники, и не будет достаточно надежной, чтобы передвигаться с полным комфортом. Но когда вы узнаете все его причуды и капризы, то, потратив некоторое время и усилия, сможете сами привести его в очень хороший вид. Любить мастерить будет очень кстати, ведь у каждого УАЗа есть свои проблемы, с которыми вам придется разобраться. Кривая обучения в этом случае должна быть намного менее крутой, чем с любым из ранее описанных автомобилей.

В нижней части этого ценового диапазона начинают появляться бывшие военные автомобили УАЗ. У них обычно довольно большой пробег, отсутствуют боковые задние сиденья или даже задняя скамья, у них старый и часто порванный холст, и, как правило, они нуждаются в большой доработке. Кроме того, они обычно находятся в плохой визуальной форме. Помятый от солдатских задниц капот, кое-где вмятины и ржавчина — это не машины, на которых можно спокойно ездить с первого дня, а достойная база под реставрацию.

Бывший военный УАЗ 469B в версии разведки NBC. Этот автомобиль только что из армии, и его нужно будет полностью обслужить перед доставкой клиенту. В этом ценовом диапазоне также начинают появляться

автомобилей УАЗ Хантер 2000-х годов. Они редки и зачастую имеют пробег более 100 000 километров, что для УАЗика много, но найти их можно. Лично мы предпочитаем им малолитражные олдскульные экс-армейские УАЗ 469, потому что они гораздо больше напоминают внедорожник, чем легендарный предок.

За такие деньги можно найти и приличный УАЗ 452 по прозвищу «Буханка» (из-за сходства с буханкой хлеба). Встречаются намного реже, чем УАЗ 469 и поэтому дороже. К сожалению, более дешевые экземпляры обычно очень ржавые и нуждаются в срочном и полном восстановлении кузова. Свяжитесь с нами здесь , если вы заинтересованы в покупке одного из них.

А как насчет УАЗ 469 и УАЗ 452 по цене от 5001 до 6500 евро?

Теперь поговорим! Это первый ценовой диапазон, в котором вы можете ожидать, что ваш УАЗ будет полностью обслуженным, красивым, без ржавчины автомобилем, на котором вы сможете ездить ежедневно. Ваши ожидания и требования могут начать расти, в зависимости от того, на какую часть этой шкалы вы смотрите.

  • Очень мало ржавеет? Определенно!
  • Утечек масла нет? Да!
  • Полностью отрегулированный, плавно работающий двигатель? Конечно!
  • Новый, лучше, чем оригинальный тканевый холст? Да!
  • Более мощный и надежный дизельный или бензиновый двигатель? Возможный.
  • Дисковые тормоза? Если вы хотите.
  • Усилитель руля? Почему бы и нет?
  • Подогрев сидений? Если вам нравится

УАЗ со всеми этими модификациями сразу найти, скорее всего, не удастся. Но вы можете быть очень разборчивы и ожидать очень качественного автомобиля.

Это тоже ценовой уровень, в котором мы обычно предлагаем своим клиентам автомобили УАЗ 469 или УАЗ 452. Это позволяет нам тщательно подготовить автомобили к безаварийной эксплуатации их новыми владельцами. Полная проверка и сервисное обслуживание занимает не менее нескольких десятков часов работы.

Мы всегда начинаем с очистки топливных баков и замены всех жидкостей и фильтров. Затем запускаем двигатель, чтобы посмотреть, как он работает. Если все в порядке, мы запускаем тест-драйвы, чтобы увидеть, что еще не так, и устраняем проблемы, либо заменяя детали, либо перестраивая системы целиком, либо настраивая их в соответствии с заводскими допусками.

Благодаря всей проделанной работе мы можем быть уверены, что автомобили, которые мы доставляем нашим клиентам, безотказны и будут исправно служить им долгие годы. Если вы хотите узнать больше о том, что мы делаем и как мы это делаем, вы можете прочитать наш блог на эту тему здесь.

Автомобили УАЗ стоимостью от €6501 до €8000

Здесь мы вступаем на территорию либо полностью восстановленных, либо очень сильно модифицированных автомобилей. Вы можете быть очень разборчивы в том, что вы хотите от своего автомобиля и выбрать из лучших доступных автомобилей, или заказать восстановление одного из них в соответствии с вашими требованиями.

Не каждый УАЗ в таком ценовом диапазоне будет вести себя и выглядеть как новый, но вы определенно можете рассчитывать на долгие годы безаварийной службы своего автомобиля. Все, о чем вам нужно заботиться, — это регулярное техническое обслуживание, как и с любым другим автомобилем на рынке.

Автомобили УАЗ стоимостью от €8001

Небо — это предел! С таким бюджетом вы можете либо полностью настроить свой автомобиль

Вы хотите зверя для бездорожья с современным двигателем, тормозами, более сильными портальными мостами, лебедкой? Автомобиль, качество сборки которого будет намного выше заводского? Вы можете начать думать об этом за такие деньги.

Или полностью перестроенный УАЗ 469Б, разобранный до последнего болта и гайки, доработанный именно так, как вы хотели, и собранный из самых лучших деталей, чтобы долгие годы быть вашей гордостью? Это тоже возможно. Следует ожидать высочайшего внимания к деталям и техническим нюансам.

Для получения более подробной информации, пожалуйста, заполните нашу контактную форму здесь: [нажмите].

УАЗ «Хантер» или даже УАЗ «Патриот», которому несколько лет. Если вы хотите что-то более современное, то это те деньги, к которым нужно готовиться. В качестве альтернативы, если у вас есть от €18 000 до €25 000, вы можете купить себе новенький УАЗ прямо с завода.

Подведение итогов

Надеемся, что эта подробная разбивка ответила на Ваш вопрос, сколько стоит хороший УАЗ 469 или УАЗ 452. Мы сделали все возможное, используя наш более чем 10-летний опыт работы в этом бизнесе, чтобы прояснить эту тему. Как видите, купить УАЗ можно практически за любые деньги, и если знать, каковы ваши навыки, ожидания и бюджет, вы можете найти его для себя. Если у вас есть какие-либо вопросы, не стесняйтесь обращаться к нам по электронной почте, WhatsApp или в наших социальных сетях. Пожалуйста, поделитесь этим постом с друзьями, если он покажется вам информативным.

Для нас будет честью помочь Вам приобрести надежный, красивый УАЗ, которым Вы могли бы гордиться долгие годы. У нас есть несколько из них на складе, о которых мы расскажем в ближайшие недели, и у нас есть знания и опыт в доставке этих автомобилей за границу.

В ближайшие дни мы также опубликуем более подробную информацию о наших процедурах тестирования и обслуживания, когда мы подготавливаем автомобиль для клиента за границей. Эти знания универсальны, и вы сможете использовать их на своем транспортном средстве (автомобилях), если у вас есть необходимые навыки и оборудование.

Вскоре мы также напишем о подробностях импорта 30-летнего бывшего армейского УАЗа в США и Великобританию, поэтому, если вам интересны эти темы, ставьте лайки и подписывайтесь на наши профили в Facebook, Instagram или Twitter.