Министерство образования Республики Башкортостан ГБПОУ Стерлитамакский политехнический колледж
Открытый урок
по дисциплине
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА
ТРЕХФАЗНЫЕ АСИНХРОННЫЕ
ДВИГАТЕЛИ
Преподаватель К.В.Ганина
2015
Цель:
Изучение знаний по теме «Электрические машины переменного тока»
Задачи:
Изучить классификацию машин переменного тока, их устройство и область применения.
Изучить методы расчета и измерения основных параметров асинхронных машин,
принцип выбора машин переменного тока.
Воспитывать чувство патриотизма как гордость за работы, созданные русскими учеными.
Воспитывать чувства сопричастности к мировой истории, науке.
Развивать потребность и способность к критическому мышлению; потребность в поиске истины, способности к решению проблем.
Тип урока:
изучение новых знаний
Метод урока:
групповой
Форма:
бригадный способ изучения материала
Межпредметные связи:
Черчение – тема: «Технические рисунки»
Математика – тема: «Умножение, деление»
Материаловедение: «Цветные металлы»
Иностранный язык: «Частица « а» - как отрицание в немецком языке »
Оборудование
Мультимедийное оборудование
Презентация
Цветные плакаты «Машины переменного тока»
Видеофильмы «Как изготавливают электродвигатели», «Автоматическая сборка двигателя».
Здоровье сберегающие технологии
ТБ при работе с напряжением 1000 В
Составление заданий в соответствии с нормативами.
Структура урока
Организационный этап (3мин)
Подготовка обучающихся к активному и осознанному усвоению нового материала (2мин)
Усвоение новых знаний (20мин)
Закрепление (10мин)
Проверка усвоения новых знаний (5мин)
Подведение итогов (3мин)
Домашнее задание (2мин)
Ход урока
Организационный этап.
Мобилизация внимания.
Мотивация изучения темы.
Постановка цели урока.
Усвоение новых знаний.
Слово учителя
Современные трехфазные асинхронные электродвигатели являются основными преобразователями электрической энергии в механическую и составляют основу электропривода большинства машин и механизмов, работающих во всех отраслях народного хозяйства.
Об их роли в электроприводе говорит хотя бы то, что из всех выпускаемых в мире двигателей 90% являются трехфазными асинхронными. Эти электрические машины потребляют до 70% всей вырабатываемой электроэнергии, на их изготовление расходуется значительное количество дефицитных материалов, обмоточной меди, изоляции, электротехнической стали и др. В затратах на обслуживание и ремонт всего установленного в стране оборудования более 5% приходится на асинхронные двигатели. Поэтому правильный выбор двигателей, их грамотная эксплуатация и высококачественный ремонт играют важнейшую роль в деле экономии электрической энергии, материальных и трудовых ресурсов.
Группа «Историков» кадр2
Основоположником трехфазной электротехники по праву считается М.О. Доливо-Добровольский – изобретатель асинхронных двигателей. Имя Михаила Осиповича Доливо-Добровольского (1862 - 1919), крупнейшего ученого-электротехника и замечательного конструктора, «великого инженера», как называли его современники, принадлежит истории техники, а вместе с тем и истории человеческой культуры. Прямые или косвенные результаты его трудов обнаруживаются в различных сферах жизни и деятельности людей. Самые важные его изобретения относятся к системам трехфазного переменного тока.
Кадр3 Ученым были решены задачи по созданию практически всех элементов и устройств, входящих в трехфазные цепи:
трехфазного синхронного электромашинного генератора (2,2 кВт 1888г.), создание которого открыло (по мнению специалистов Международной электротехнической конференции - МЭК, регулярно собирающейся для решения насущных мировых электротехнических вопросов) новый, «современный» этап развития мировой электротехники. Сегодня такие генераторы вырабатывают электроэнергию практически на всех промышленных электростанциях мира;
трехфазных повышающих и понижающих трансформаторов (1890г.), которыми оснащены все трансформаторные подстанции, работающие в системе электроснабжения всего мира;
трехфазных дальних линий электропередачи (ЛЭП) с высокими для того времени эксплуатационными характеристиками;
схем включения электрооборудования звездой или треугольником;
пусковых схем асинхронных двигателей (реостатной и автотрансформаторной) и устройств для их осуществления.
Кроме того, М. О. Доливо-Добровольский внес значительный вклад в развитие электроизмерительной техники, разработав конструкции электромагнитных амперметров и вольтметров, индукционного и ферродинамического измерительных механизмов. Все эти схемы и аппаратура до сего дня являются основой современной электроэнергетики.
кадр4 Одним из самых выдающихся изобретений М.О. Доливо-Добровольского (наряду с синхронным генератором) было создание трехфазных асинхронных двигателей, совершивших подлинную революцию в электроприводе. Датой изобретения трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором считается 8 марта 1889 г., а аналогичного двигателя с фазным ротором - 15 декабря 1890 г
3)«Техническая группа»
Кадр5 НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
Электрическая машина предназначена для преобразования механической энергии в электрическую и электрической в механическую, а также одной формы электрической энергии в другую, отличающуюся по напряжению, току или частоте. Электрические машины, предназначенные для преобразования электрической энергии в механическую, называются электрическими двигателями, а машины, в которых происходит обратное преобразование - генераторами.
Помимо деления по назначению электрические машины классифицируются по принципу действия на коллекторные и бесколлекторные, отличающиеся друг от друга принципом действия и конструкцией.
Коллекторные машины применяются главным образом для работы на постоянном токе. Лишь коллекторные машины обычно небольшой мощности выполняют универсальными, работающими на постоянном и переменном токе.
Бесколлекторные машины делятся на асинхронные и синхронные (многофазные и однофазные). Рассматриваемые трехфазные асинхронные двигатели относятся к асинхронным бесколлекторным электрическим машинам.
Широкое распространение электрических машин привело к разработке их многочисленных конструктивных форм. Поэтому приведенная классификация является приближенной.
кадр 8 КОНСТРУКЦИЯ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Основными частями любого асинхронного двигателя является неподвижная часть – статор и вращающая часть, называемая ротором.
Различают асинхронные двигатели с короткозамкнутым и фазным ротором.
4.Работа с опорным конспектом
кадр 9 ответы на вопросы
в опорном конспекте (прлиожение 1)
5Обьяснение преподавателя
кадр10 УСТРОЙСТВО ТРЕХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ ЗАКРЫТОГО ОБДУВАЕМОГО ИСПОЛНЕНИЯ
Статор состоит из корпуса 7 и сердечника 6 с обмоткой 8. Корпус отливают из алюминия (в двигателях малой мощности), либо из чугуна (в двигателях средней мощности). Наружная поверхность корпуса имеет ребра 13, увеличивающие поверхность охлаждения. В корпусе расположен сердечник статора, имеющий шихтованную конструкцию: отштампованные листы из тонколистовой электротехнической стали, толщиной обычно 0,5 мм, покрыты слоем изоляционного лака, собраны в пакет и скреплены специальными скобами или продольными сварными швами по наружной поверхности пакета. Такая конструкция сердечника способствует значительному снижению вихревых токов, возникающих в процессе перемагничивания сердечника вращающимся магнитным полем. В пазах сердечника расположены пазовые части обмотки статора, соединенные в определенном порядке лобовыми частями обмотки 8, находящимися за пределами сердечника по его торцевым сторонам. Основное назначение трехфазной обмотки статора - создание вращающего магнитного поля.
Внутри статора расположена вращающаяся часть двигателя – ротор, состоящий из сердечника 5 с короткозамкнутой обмоткой, вала 2.
Сердечник ротора также имеет шихтованную конст- рукцию, но листы ротора не покрыты изоляционным лаком, а имеют на своей поверхности тонкую пленку окисла, что является достаточной изоляцией для ограничения вихревых токов, тем более что токи весьма незначительны.
Короткозамкнутая обмотка ротора обычно выполняется заливкой сердечника ротора расплавленным алюминиевым сплавом. При этом одновременно со стержнями отливаются коротко замыкающие кольца и вентиляционные лопатки.
Обмотки статора и ротора в асинхронном двигателе равномерно распределены по всему периметру внутренней поверхности сердечника статора и наружной поверхности сердечника ротора и называется распределенными. Вал ротора 2 вращается в подшипниках качения 1 и 11, расположенных в подшипниковых щитах 3 и 9.
Охлаждение двигателя осуществляется обдувом наружной поверхности корпуса. Поток воздуха создается центробежным вентилятором 10, прикрытым кожухом 12. На торцевой поверхности кожуха имеются отверстия для забора воздуха. В некоторых современных конструкциях асинхронных двигателей малой мощности вентилятор и кожух делают из пластмассы. Это способствует снижению массы и стоимости двигателя, уменьшению шуста от работы вентилятора за счет снижения вибрации. Асинхронные двигатели весьма малой мощности (не более 20 - 40 Вт), работа которых не сопровождается значительным выделением теплоты, не имеют вентиляторов и выполняются естественным охлаждением. В двигателях средней мощности (10 кВт и более) применяется защитное исполнение с внутренней самовентиляцией. В подшипниковых щитах этих двигателей имеются отверстия (жалюзи), через которые посредством центробежного вентилятора воздух «прогоняется» по внутренней полости двигателя. Соприкасаясь с нагретыми частями (обмотками и сердечниками) поток воздуха обеспечивает более эффективное охлаждение. У двухполюсной машины обмотка статора состоит из трех катушек, сдвинутых на углы 120°, у четырехполюсной - из шести катушек, сдвинутых на 60°, у шестиполюсной - из девяти катушек и т.д. Обмотку в пазах статора закрепляются клиньями.
кадр11Концы обмоток фазы статора присоединены к зажимам коробки выводов 4. Если коробка выводов имеет шесть зажимов, обозначенных С1, С2 и С3 - начала обмоток фазы статора и С4, С5 и С6 - концы обмоток фазы статора, то такой двигатель можно включить в трехфазную сеть на два разных напряжения, отличающихся в раз, соединяя обмотку статора либо в звезду, либо в треугольник. Выбор схемы соединения обмотки статора зависит от линейного напряжения сети.
Для крепления двигателя используются лапы 14 с отверстиями для крепления, или фланец со стороны выступающего конца вала.
Для предохранения обслуживающего персонала от возможного поражения электрическим током двигатели снабжаются болтами заземления.
кадр13 АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ФАЗНЫМ РОТОРОМ
Анализируя недостатки асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором, следует отметить трудности регулировки скорости вращения этих двигателей и большой пусковой ток. Вот основные причины, которые привели к тому, что наряду с асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором применяются еще асинхронные двигатели с фазным ротором.
Устройство статора такого двигателя и его обмотка не отличаются от устройства статора двигателя с короткозамкнутым ротором. Различие между двумя этими двигателями заключается в устройстве ротора.
кадр14 Электродвигатель с фазным ротором имеет ротор, на котором, как и на статоре, помещены три
фазные обмотки, соединенные между собой звездой (реже треугольником). Концы фазных обмоток ротора присоединяют к трем медным кольцам, укрепленными на валу ротора и изолированным как между собой, так и от стального сердечника ротора, вследствие чего этот двигатель получил также название двигателя с контактными кольцами.
Двигатели с фазным ротором имеют пусковой реостат, соединенный с обмоткой ротора при помощи щеток наложенных на контактные кольца. При пуске двигателя вводится полное сопротивление реостата. По мере увеличения скорости вращения ротора сопротивление реостата постепенно выводится и, когда, наконец, двигатель постигнет своей нормальной скорости, сопротивление реостата полностью выводится; реостат замыкается накоротко.
кадр15 В некоторых конструкциях двигателей с фазным ротором имеется приспособление, позволяющее замыкать контактные кольца и поднимать щетки.
Основные конструктивные узлы асинхронного двигателя
с фазным ротором
Схема включения асинхронного электродвигателя с фазным ротором:
1 - обмотка статора, 2 - обмотка ротора, 3 – контактные кольца, 4 - щетки, R - резисторы
кадр16 В основу действия асинхронной машины положено использование вращающегося магнитного поля, которое индуцирует электродвижущую силу (ЭДС) в обмотке ротора. При взаимодействии тока ротора с вращающимся магнитным полем создается электромагнитный момент, приводящий ротор во вращение (в двигательном режиме) или осуществляющий его торможение (в тормозных режимах).
Обозначим через n1 частоту вращения магнитного поля статора асинхронного двигателя, а через п2 - частоту вращения ротора. Было установлено, что n2<n1.
Частоту вращения магнитного поля относительно ротора, т.е. разность n1 – n2 называют скольжением. Обычно скольжение выражают в долях частоты вращения поля и обозначают буквой S:
S = (n1 – n2)/n1
Скольжение зависит от нагрузки двигателя. При номинальной нагрузке его значение составляет около 0,05 у машин небольшой мощности и около 0,02 у мощных машин.
Из предыдущего равенства находим, что
n2 = (1 - S)/n1
После преобразования получаем выражение частоты вращения двигателя,удобное для дальнейших рассуждений:
,
где f – число оборотов вращающегося магнитного поля в секунду (частота тока в обмотке статора), p – число пар полюсов.
Поскольку при нормальном режиме работы двигателя скольжение невелико, частота вращения двигателя мало отличается от частоты вращения поля.
На практике скольжение выражают в процентах:
У большинства асинхронных двигателей скольжение колеблется в пределах 2-5%.
Скольжение является одной из важнейших характеристик двигателя: черезнего выражают ЭДС и ток ротора, вращающий момент, частоту вращения ротора.
При неподвижном (n2=0) роторе S=1. Таким скольжением обладает двигатель в момент пуска. Говорят, что двигатель работает в режиме короткого замыкания.
Так как скольжение зависит от момента нагрузки на валу двигателя, следовательно, и частота вращения ротора зависит от тормозного момента на валу. Номинальное значение частоты вращения ротора n2, соответствующее расчетным значениям нагрузки, частоты и напряжения сети, указывается на заводском щите асинхронного двигателя.
Асинхронные машины, как и другие электрические машины, обратимы. При 0<S1 машина работает в режиме двигателя; частота вращения ротора n2 меньше или равна частоте вращения магнитного поля статора n1 (n2 n1).
Если внешним двигателем раскрутить ротор до частоты вращения, большей синхронной частоты: n2>n1, то машина перейдет в режим работы генератора переменного тока. При этом скольжение станет отрицательным S<0, а механическая энергия приводного двигателя будет превращаться в электрическую энергию.
Асинхронные генераторы переменного тока практически не применяются.
Асинхронная машина может работать в режиме электромашинного тормоза. Для этого необходимо ее ротор вращать в направлении, противоположном направлению вращения магнитного поля статора. В этом режиме S >1.
Работа с опорным конспектом (приложение2)
кадр17 УСТРОЙСТВО ОБМОТОК СТАТОРА АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Для того чтобы получить вращающееся магнитное поле на статоре двигателя располагают трехфазную обмотку. Обмотка помещается в пазы и состоит из ряда катушек соединенных между собой. Каждая катушка сделана из одного или нескольких витков проводника, изолированных между собой и от стенок паза. Изоляция обмоток зависит от величины напряжения, температуры, на которую рассчитывается обмотка, формы и размеров паза, а также от типа обмотки. Если в пазу помещается одна катушечная сторона, то обмотка называется однослойной, если две — двухслойной. Катушка может быть сделана из нескольких секций, состоящих в свою очередь из одного или нескольких витков.
Различные виды обмотки статора асинхронных двигателей
На рисунке а) показана обмотка статора асинхронного двигателя. У этой обмотки каждая катушка состоит из двух проводников, однако при намотке большого числа витков проводники закроют статор изнутри и ротор нельзя будет поставить на место. Отгибая проводники по сторонам, получим обмотку, показанную на рисунке б). Обмотка, состоящая из трех катушек, создает магнитное поле с двумя полюсами. За один период трехфазного тока магнитное поле сделает один оборот. При частоте 50 Гц это будет соответствовать 50 об/сек, или 3000 об/мин.
На рисунках в) и г) показана обмотка, у которой каждая сторона катушки состоит из двух проводников.
Скорость вращения магнитного поля четырехполюсного статора вдвое меньше скорости вращения поля двухполюсного статора, т.е. 1500 об/мин (при 50 Гц).
Обмотка четырехполюсного статора с одним проводником на полюс и фазу показана на рисунке д), а с двумя проводниками на полюс и фазу на рисунке е).
Магнитное поле шестиполюсного статора имеет втрое меньшую скорость, чем двухполюсного, т.е. 1000 об/мин (при 50 Гц). Обмотка шестиполюсного статора с одним проводником на полюс и фазу представлена на рисунке ж).
Кадр18 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ С УЛУЧШЕННЫМИ ПУСКОВЫМИ СВОЙСТВАМИ
Для пуска в ход двигателя необходимо, чтобы развиваемый им пусковой момент превышал момент нагрузки на валу. В зависимости от мощности источников питания и условий пуска используют разные способы пуска, которые преследуют цели: уменьшение пускового тока и увеличение пускового момента.
Различают следующие способы пуска в ход асинхронных двигателей: прямое включение в цепь, пуск при пониженном напряжении, реостатный пуск, использование двигателей с улучшенными пусковыми свойствами.
Создание двигателей с улучшенными пусковыми свойствами позволило совместить достоинства асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором (высокая надежность) и фазным ротором (большой пусковой момент). Такие двигатели имеют короткозамкнутую обмотку ротора специальной конструкции. Различают двигатели с обмоткой ротора в виде двойной «беличьей клетки» (рисунок а) и с глубоким пазом (рисунок б).
а) б)
Конструкции ротора двигателей с улучшенными пусковыми свойствами
У двигателя с двойной «беличьей клеткой» на роторе закладывается две короткозамкнутые обмотки. Обмотка 1 выполняет роль пусковой, а обмотка 2 является рабочей. Для получения повышенного пускового момента пусковая обмотка должна обладать большим активным сопротивлением, чем рабочая обмотка. Поэтому обмотка 1 выполняется из материала с повышенным удельным сопротивлением (латунь), чем обмотка 2 (медь). Сечение проводником, образующих пусковую обмотку меньше, чем у рабочей обмотки. За счет этого повышается активное сопротивление пусковой обмотки.
Рабочая обмотка, расположенная глубже, охватывается большим магнитным потоком, чем пусковая. Поэтому индуктивное сопротивление рабочей обмотки значительно больше, чем пусковой. За счет этого в момент пуска в ход, когда частота тока ротора имеет наибольшее значение, ток в рабочей обмотке, как следует из закона Ома, будет небольшим и в создании пускового момента будет участвовать в основном пусковая обмотка, имеющая большое активное сопротивление. По мере разгона двигателя частота тока ротора падает, уменьшается и индуктивное сопротивление обмоток ротора, это приводит к увеличению тока в рабочей обмотке, за счет этого в создании вращающего момента будет участвовать, в основном, рабочая обмотка. Т.к. она обладает малым активным сопротивлением, естественная механическая характеристика двигателя будет жесткой.
Аналогичная картина наблюдается у двигателя с глубоким пазом (рисунок б). Глубокий стержень 1 можно представить в виде нескольких проводников, расположенных по высоте паза. За счет высокой частоты тока в обмотке ротора в момент пуска в ход происходит «вытеснение тока к поверхности проводника». За счет этого в создании пускового момента участвует только верхний слой проводников обмотки ротора. Сечение верхнего слоя значительно меньше сечения всего проводника. Поэтому при пуске в ход обмотка ротора обладает повышенным активным сопротивлением, двигатель развивает повышенный пусковой момент. По мере разгона двигателя плотность тока по сечению проводников обмотки ротора выравнивается, сопротивление обмотки ротора снижается.
В целом эти двигатели имеют жесткие механические характеристики, повышенный пусковой момент и меньшую кратность пускового тока, чем двигатели с короткозамкнутым ротором обычной конструкции.
кадр19 СВОЙСТВА АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И ОБЛАСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
Преимущества асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором:
приблизительно постоянная скорость при разных нагрузках;
возможность кратковременных механических перегрузок;
простота конструкции;
простота пуска и возможность его автоматизации;
более высокий cos φ и КПД, чем у двигателей с фазным ротором.
Их недостатки:
затруднения в регулировании числа оборотов;
большой пусковой ток;
низкий cos φ при недозагрузках;
чувствительность к колебаниям напряжения.
Практически асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором применяются во всех тех случаях, когда не требуется регулирования скорости вращения двигателя и когда мощности двигателей невелики.
Кадр20 Преимущества асинхронных электродвигателей с фазным ротором:
большой начальный вращательный момент;
возможность кратковременных механических перегрузок;
приблизительно постоянная скорость при различных нагрузках;
меньший пусковой ток по сравнению с короткозамкнутым ротором;
возможность применения автоматических пусковых приспособлений.
Недостатки этих двигателей:
чувствительность к колебаниям напряжения;
меньшие cos φ и КПД, чем у двигателей с короткозамкнутым ротором;
большие габариты.
Практически асинхронные электродвигатели с фазным ротором применяются во всех тех случаях, когда требуется уменьшить пусковой ток и повысить пусковой момент, а также когда требуется регулирование скорости в небольших пределах и когда мощности двигателей велики.
Перегрузочная способность электродвигателей характеризуется отношением максимального момента двигателя Мтах к его номинальному моменту Мн. В зависимости от величины мощности и назначения двигателя отношение Мmax/Мн колеблется примерно в пределах 1-3.
Кадр21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За прошедшие годы трехфазные асинхронные двигатели нашли очень широкое применение в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства. Их используют в электроприводе металлорежущих станков, подъёмно-транспортных машин, транспортёров, насосов, вентиляторов, в бытовых и медицинских приборах.
Широкое применение асинхронных двигателей объясняется простотой их конструкции, надежностью в работе, хорошими эксплуатационными свойствами, невысокой стоимостью и простотой в обслуживании.
Закрепление по тестам (приложение 3)
Проверка усвоения новых знаний
Подведение итогов
Домашнее задание
Выучить опорный конспект
Прочитать стр 241-249 учебника.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
Данилов И.А., Иванов П.М. Общая электротехника с основами электроники: Учеб. пособие для студ. неэлектротехн. спец. средних спец. учеб. заведений. – 6-е изд. – М.: Высшая школа, 2005. - 752 с.
Мальц Э. Л., Мустафаев Ю. Н. Электротехника и электрические машины: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Издательство: "КОРОНА-Век", 2009. - 303 с.
Электротехника и электроника: Учебное пособие для вузов/под ред. В.В. Кононенко. – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 784 с.
http://electricalschool.info/motor.html - Все про асинхронные двигатели
http://electrono.ru/elektricheskie-mashiny-peremennogo-toka - Электрические машины переменного тока
http://model.susu.ru/electro/0080.htm - Электротехника. Асинхронные машины
http://electrolibrary.info/ - Асинхронные двигатели – выбор и применение
http://www.ets.ifmo.ru/tolmachev/et2/lec3/text.htm - Трёхфазные асинхронные двигатели
http://www.feklistovstudio.narod.ru/1principdas.html - Асинхронные двигатели
http://www.anchorstarasow.ru/sinch.html - Асинхронные двигатели
http://www.eti.su/articles/elektroprivod/elektroprivod_36.html - Асинхронные двигатели
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Опорный конспект
1.Основоположником трехфазной электротехники по праву считается изобретатель асинхронных двигателей
_________________________________________________________
2. . Само слово “асинхронный” означает________________________
При этом имеется ввиду, что у асинхронных двигателей частота вращения магнитного поля ________________________________________________
3. Электрические машины, предназначенные для преобразования электрической энергии в механическую, называются ________________
4. Генераторами называют машины_______________________________
_______________________________________________________________
5. Классификация электрических машин
6.Основными частями любого асинхронного двигателя является неподвижная часть ___________ и ____________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
7. Расставьте нумерацию деталям
кожух лапы
корпус
подшипники качения вал ротора
корпус обмотки
центробежным вентилятором ребра
подшипниковые щиты зажимы коробки выводов
сердечник
8.Обозначим через n1 частоту _______________________________________ асинхронного двигателя, а через п2 - частоту__________________________
9. Скольжением называют_________________________________________
10. Скольжение обозначают буквой ________________________________
и определяют по формуле_______________________________________
11. При номинальной нагрузке его значение__________ у машин небольшой мощности и _________________ у мощных машин.
12. Говорят, что двигатель работает __________________________- при неподвижном (n2=0) роторе и S=1
13. Частота вращения двигателя определяется по формуле
,
где f –
p –
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Тесты по теме трехфазные асинхронные машины.
Разработал конструкции трехфазных асинхронных двигателей
а) Ампер б) Царев
в) Доливо-Добровольский г) Фарадей
Были решены задачи по созданию элементов и устройств, входящих
а) в трехфазные цепи б) в двухфазные
в) однофазные г) в нулевую фазу
Электрические машины, предназначенные для преобразования электрической энергии в механическую, называются электрическими
а) генераторами б) двигателями
в) трансформатором г) инвертором
Электрические машины, предназначенные для преобразования механической энергии в электрическую, называются электрическими
а) генераторами б) двигателями
в) трансформатором г) инвертором
Коллекторные машины применяются главным образом для работы
а) нулевом токе б) смешанном токе
в) переменном токе г) постоянном токе.
6. У асинхронного двигателя неподвижная часть называется
а) ротором б) статором
в) коленвалом г) решеткой
7. У асинхронного двигателя вращающая часть называется
а) ротором б) статором
в) коленвалом г) решеткой
8. В двигателях какой мощности применяется защитное исполнение с внутренней самовентиляцией ?
а) 20 Вт б) 40 Вт
в) 60 Вт г) 10 кВт
9.У двухполюсной машины обмотка статора состоит из трех катушек, сдвинутых на углы
а) 600
б) 800
в) 1200
г) 2400
10. У четырехполюсной машины обмотка статора состоит из шести катушек, сдвинутых на углы
а) 600
б) 800
в) 1200
г) 2400
11. Для предохранения обслуживающего персонала от возможного поражения электрическим током двигатели снабжаются болтами
а) зануления
б) заземления.
в) в звезду
г) в треугольник.
12. Скольжением называют величину вращения магнитного поля относительно ротора
а) скорость б) длину
в) период г) частоту
13. Скольжение определяют по формуле
а) S = (n1 – n2) + n1
б) S = (n1 – n2) - n1
в) S = (n1 – n2) / n1
г) S = (n1 – n2) n1
14. Перегрузочная способность электродвигателей колеблется примерно в пределах
а)1-3 б) 3-5
в) 5-7 г) 7-9
infourok.ru
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина»
Машиностроительный колледж
Методическая разработка открытого урока по дисциплине
Электротехника и электроника
Тема: Аппаратура управления. Аппаратура защиты
Специальность: 14.02.01 (140709.51) «Атомные электрические станции и установки»
Разработал: Шапорева И.В., преподаватель
Иваново 2015 г.
ПЛАН УРОКА
По дисциплине «Электротехника и электроника»
Курс 2 группа 23 АС
Тема урока: «Аппаратура управления. Аппаратура защиты.»
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Образовательные:
обеспечить усвоение студентами определений и понятий аппаратуры управления и аппаратуры защиты;
сформировать у студентов навыки разбора схем релейно-контакторного управления.
Развивающие:
развивать умения определить и актуализировать полученные знания;
развивать умение работать самостоятельно;
развивать логическое мышление.
Воспитательные:
постоянно поддерживать интерес к предмету;
развивать творческую и познавательную деятельность студентов.
Ход урока:
Организационный момент.
Подготовка к изучению нового материала.
Структурная схема электропривода;
Подразделения электроприводов;
Режимы работы электропривода.
Тестовый опрос по теме: «Основные понятия об электроприводе».
Объяснение нового материала.
Указать необходимость осуществления управления электроприводом;
Перечислить аппаратуру ручного управления электроприводом;
Перечислить аппаратуру защиты электропривода;
Дать определения аппаратуры релейно-контакторного управления электроприводом.
Закрепление нового материала.
Просмотр наглядных пособий аппаратуры управления и защиты;
Разбор схем релейно-контакторного управления трехфазным асинхронным двигателем;
Просмотр на лабораторном стенде применения аппаратуры управления для осуществления пуска, останова, реверсирования трехфазного асинхронного двигателя.
Задание на дом.
Изучение опорного конспекта;
Оформление лабораторной работы №10 «Схемы релейно-контакторного управления трехфазным асинхронным двигателем».
Технологическая карта открытого урока
п/пСодержание урока
Время
Деятельность
Преподавателя
Студентов
1
Организационный момент
5
Проверка явки и готовности студентов к уроку
Доклад старосты группы
2
Актуализация опорных знаний:
15
Преподаватель дает тестовые задания и проверяет ответы
Студенты отвечают письменно на поставленные вопросы
3
Мотивация и целеполагание
5
Ставит проблему перед студентами, готовит к необходимости изучения аппаратуры управления и защиты
4
Изучение нового материала:
Аппаратура управления
Аппаратура защиты
20
Объясняет новый материал. Организует дискуссию со студентами по вопросам.
Конспектируют основные моменты. Анализируют информацию.
5
Закрепление изученного материала.
30
Показывает наглядные пособия. Разбирает со студентами схемы релейно-контакторного управления. Показывает практическое применение аппаратуры управления и защиты на лабораторном стенде.
infourok.ru
Асинхронные электрические двигатели бывают двух видов – с фазным ротором или с короткозамкнутым ротором.
Основными элементами, обеспечивающими работу асинхронного электродвигателя, являются статор и ротор. Ротором называется подвижный элемент асинхронного двигателя, выполненный в форме цилиндра.
Принцип действия асинхронных двигателей основан на двух явлениях: образовании рабочего вращающегося магнитного поля токами в обмотке статора и воздействии этого поля на токи, индуцированные в короткозамкнутых витках ротора.
Фазный ротор отличает от короткозамкнутого присутствие в его конструкции специальной обмотки с выводом на контактные кольца. Он обладает отличными регулировочными свойствами, а также обеспечивает облегченную и более мощную процедуру пуска. Такой механизм способствует образованию большого начального вращающегося момента. Рассматриваемая в работе разновидность асинхронного электродвигателя может использоваться в ответственных конструкциях благодаря своей повышенной надежности – она способна переносить кратковременные перегрузки и имеет постоянную скорость при изменениях интенсивности нагрузки. Двигатель с фазным ротором характеризуется меньшим пусковым током и может использоваться с автоматическими системами запуска.
В настоящее время, на долю асинхронных двигателей, в том числе и трехфазные асинхронные двигатели с фазным ротором, приходится не менее 80% всех электродвигателей, выпускаемых промышленностью.
Широкое распространение трехфазных асинхронных двигателей объясняется простотой их конструкции, надежностью в работе, хорошими эксплуатационными свойствами, невысокой стоимостью и простотой в обслуживании.
Асинхронный двигатель с фазным ротором применяют для привода таких машин и механизмов, которые пускаются в ход под нагрузкой. В подобных приводах двигатель должен развивать при пуске максимальный момент, что достигается с помощью пускового реостата (более подробно устройство асинхронного двигателя с фазным ротором рассмотрено в пункте 1.2).
Трехфазные асинхронные электродвигатели широко используются в устройствах автоматики и телемеханики, бытовых и медицинских приборах, устройствах звукозаписи и т.п.
Благодаря особенностям своей конструкции электродвигатель с фазным ротором является оптимальной машиной энергообеспечения для подъемных устройств – лифтов, кранов, эскалаторов и т.д.
При строительстве и оборудовании таких ответственных конструкций, как скважинные насосы выбирают именно асинхронный двигатель с фазным ротором. Специалисты рекомендуют отдавать предпочтение фазным роторам при оборудовании двигателей конвейеров, подъемников, крановых конструкций, различных промышленных мельниц (угольных, цементных и т.д.), вентиляционных систем, а также технических средств, рассчитанным на длительное время непрерывной работы.
Как уже было сказано ранее, основными частями любого асинхронного двигателя является неподвижная часть – статор и вращающая часть, называемая ротором.
infourok.ru
Статор асинхронного двигателя с фазным ротором (см. рис. 1) состоит из шихтованного магнитопровода, запрессованного в литую станину. На внутренней поверхности магнитопровода имеются пазы для укладки проводников обмотки. Эти проводники являются сторонами многовитковых мягких катушек, образующих три фазы обмотки статора. Геометрические оси катушек сдвинуты в пространстве друг относительно друга на 120 градусов.
Рисунок 1 – Асинхронный двигатель с фазным ротором фирмы Siemens
Фазы обмотки можно соединить по схеме ''звезда'' или "треугольник" в зависимости от напряжения сети. Например, если в паспорте двигателя указаны напряжения 220/380 В, то при напряжении сети 380 В фазы соединяют "звездой". Если же напряжение сети 220 В, то обмотки соединяют в "треугольник". В обоих случаях фазное напряжение двигателя равно 220 В.
Ротор асинхронного двигателя с фазным ротором представляет собой цилиндр, набранный из штампованных листов электротехнической стали и насаженный на вал. На роторе укладывается трехфазная обмотка с геометрическими осями фазных катушек (1), сдвинутыми в пространстве друг относительно друга на 120 градусов (см. рис. 2).
Рисунок 1 – Устройство асинхронного двигателя с фазным ротором
Фазы обмотки соединяются звездой, и концы их присоединяются к трем контактным кольцам (3), насаженным на вал (2) и электрически изолированным как от вала, так и друг от друга. С помощью щеток (4), находящихся в скользящем контакте с кольцами (3), имеется возможность включать в цепи фазных обмоток регулировочные реостаты (5).
Асинхронный двигатель с фазным ротором имеет лучшие пусковые и регулировочные свойства, однако ему присущи большие масса, размеры и стоимость, чем асинхронному двигателю с короткозамкнутым ротором.
Принцип работы асинхронной машины основан на использовании вращающегося магнитного поля. При подключении к сети трехфазной обмотки статора создается вращающееся магнитное поле, угловая скорость которого определяется частотой сети f и числом пар полюсов обмотки p:
.
Пересекая проводники обмотки статора и ротора, это поле индуктирует в обмотках ЭДС (согласно закону электромагнитной индукции). При замкнутой обмотке ротора ее ЭДС наводит в цепи ротора ток. В результате взаимодействия тока с результирующим магнитным полем создается электромагнитный момент. Если этот момент превышает момент сопротивления на валу двигателя, вал начинает вращаться и приводить в движение рабочий механизм. Обычно угловая скорость ротора ω2 не равна угловой скорости магнитного поля ω1, называемой синхронной. Отсюда и название двигателя асинхронный, т. е. несинхронный.
Работа асинхронной машины характеризуется скольжением s, которое представляет собой относительную разность угловых скоростей поля ω1 и ротора ω2:
.
Значение и знак скольжения, зависящие от угловой скорости ротора относительно магнитного поля, определяют режим работы асинхронной машины. Так, в режиме идеального холостого хода ротор и магнитное поле вращаются с одинаковой частотой в одном направлении, скольжение s=0, ротор неподвижен относительно вращающегося магнитного пол, ЭДС в его обмотке не индуктируется, ток ротора и электромагнитный момент машины равны нулю. При пуске ротор в первый момент времени неподвижен: ω2=0, s=1. В общем случае скольжение в двигательном режиме изменяется от s=1 при пуске до s=0 в режиме идеального холостого хода.
infourok.ru
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КЛИНЦОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
План урока учебной практики
По профессии: 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)».
На тему:
Эксплуатация асинхронных двигателей и способы их защиты.
Подготовил:
Преподаватель спец.дисциплин
ГБОУ СПО «КТТ»
Фрейдлин Яков Хацкелевич
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УПР ГБОУ СПО «КТТ»
_________________В.М. Степаненко
«______»___________________2014 г.
ПЛАН
занятия междисциплинарного курса 01-02 ПМ.01 Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций
Профессия: 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)».
Тема программы: Организация работ по сборке электрооборудования промышленных организаций.
Тема занятия: Эксплуатация асинхронных двигателей и способы их защиты.
Цель занятия:
Образовательная: Изучить со студентами принцип работы асинхронного электродвигателя и способы их защиты, научить выполнять защиту электродвигателя, выявлять и устранять неисправности.
Развивающая: Формирования навыков работы студентов по подключению защиты асинхронного электродвигателя.
Воспитательная: Воспитание у учащихся внимательности, трудовой дисциплины.
Материально-техническое оснащение урока:
1. Персональный компьютер с периферийными устройствами.
2. Мультимедийный проектор.
3. Асинхронный электродвигатель.
4. Магнитные пускатели №1, №2. 5. Кнопки «Пуск»1,2. 6. Кнопка «Стоп».
7. Контактные колодки.
9. Электромонтажный инструмент с изолированными ручками.
10. Указатель напряжения.
11. Монтажный провод.
Ход урока
I. Организационная часть урока – 5 минут.
Доклад дежурного о наличии учащихся в группе и отметка в журнале.
Внешний вид и готовность учащихся к уроку.
II. Вводный инструктаж – 40 минут.
Сообщение темы, целей, порядка проведения уроков.
Устный опрос учащихся по следующим вопросам:
- Опрос по карточкам – заданиям.
- Принцип работы асинхронного электродвигателя.
- Устройство и назначение асинхронного электродвигателя.
- Схема подключения асинхронного электродвигателя.
- Техника безопасности при подключении асинхронного электродвигателя
Индивидуальная работа по карточкам-заданиям: 3 человека.
Объяснение нового материала с практическим показом.
Объяснение проводится с практическим показом и записями основных моментов.
- Аппаратура управления асинхронным электродвигателем.
- Назначение и устройство УЗО
- По инструкционным картам выполнить подключение УЗО к асинхронному электродвигателю по схеме.
- Показ и объяснение трудовых приёмов и действий перед учебной группой по сборке схемы.
- Проверка работоспособности собранной схемы
- Требование техники безопасности при сборке схемы.
Закрепление нового материала путем опроса.
Опрос проводится индивидуально.
- Перечислить элементы схемы;
- Объяснить принцип работы схемы;
- Техника безопасности при сборке и проверке схемы.
Задание на урок:
Изучить инструкционную карту.
- Перечертить в тетрадь электрическую схему в соответствие с требованиями ГОСТа.
- Организовать рабочее место.
- Собрать схему подключения УЗО к АД.
- Соблюдать правила техники безопасности.
- Составить отчёт о проделанной работе.
III. Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование -
210 минут.
Проследить за организованным началом работы. Указать особенности организации рабочего места, подготовки и последовательности выполнения задания. Постоянно делать обходы рабочих мест учащихся с целью оказания им практической помощи при сборке схемы. Во время обхода рабочих мест следить за правильным выполнением трудовых приемов и операций, умением студентов пользоваться инструментов, за соблюдением правил техники безопасности, за порядком на рабочих местах, контролировать соблюдение технологического процесса, рационального использования рабочего времени, добиваться высокой производительности труда. Обратить внимание на работу слабых, оказать им практическую помощь при выполнении задания. Развивать у них способность организовывать и планировать работу, вырабатывать усидчивость, ответственность и веру в свои силы. При обнаружении часто встречающихся ошибок проводить дополнительный групповой инструктаж по устранению затруднений в работе, характерный для большинства студентов. Проводить индивидуальную работу с сильными, инициативными студентами, вводить типичные ошибки по сборке схемы, способствовать развитию у них творческого мышления. Во время практической работы развивать способность анализировать свой труд. Находить ошибки, их причины и способы устранения. Побуждать студентов к самоконтролю, не давать им готовых указаний как исправлять ошибку, добиваться, чтобы они сами поняли, осознали ее, нашли способ устранения. Когда схема будет собрана, студент визуально проверяет правильность сборки схемы и предъявляет ее преподавателю. Принять и оценить работы студентов, после проверки схемы разобрать.
IV. Заключительный инструктаж – 15 минут.
- Уборка рабочих мест.
- Анализ урока (общий результат работы группы, разбор типичных ошибок, состояние трудовой дисциплины на уроке, соблюдение т/б, отмечаю студентов наиболее успешно справившихся с заданием).
- Выставляю индивидуальные оценки студентам и анализирую их.
- Задание на дом: М.М. Кацман "Электрические машины", Москва ИЦ "Академия" 2010г., страница 144-160.
Преподаватель спец. дисциплин Фрейдлин Яков Хацкелевич
infourok.ru
План урока №
Дата Группа:
Предмет: Теоретические основы электротехники.
Тема урока: Преобразование механической энергии в электрическую и электрической энергии в механическую
Цели урока:
1. Обучающая: дать понятие о преобразование механической энергии в электрическую и электрической энергии в механическую
2. Развивающая: развивать умением пользоваться знаниями в различных ситуациях, технического мышление и самостоятельного формирование выводов..
3. Воспитательная: воспитывать добросовестное отношение к учебе, познавательную потребность и интерес к предмету.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный
Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска,
Межпредметные связи: физика
Ход урока.
1 Организационный момент:
Приветствие обучающихся
Проверка посещаемости и учебных принадлежностей к уроку
Сообщение темы и цели урока
2. Актуализация знаний.
3 Объяснения новой темы:
Электрические машины разделяют по назначению на два основных вида: электрические генераторы и электрические двигатели. Генераторы предназначены для выработки электрической энергии, а электродвигатели — для приведения в движение колесных пар локомотивов, вращения валов вентиляторов, компрессоров и т. п.
В электрических машинах происходит процесс преобразования энергии. Генераторы преобразуют механическую энергию в электрическую. Это означает, что для работы генератора надо вращать его вал каким-либо двигателем. На тепловозе, например, генератор приводят во вращение дизелем, на тепловой электростанции — паровой турбиной, на гидроэлектростанции — водяной турбиной.
Электрические двигатели, наоборот, преобразуют электрическую энергию в механическую. Поэтому для работы двигателя его надо соединить проводами с источником электрической энергии, или, как говорят, включить в электрическую сеть.
Принцип действия любой электрической машины основан на использовании явлений электромагнитной индукции и возникновения электромагнитных сил при взаимодействии проводников с током и магнитного поля. Эти явления имеют место при работе как генератора, так и электродвигателя. Поэтому часто говорят о генераторном и двигательном режимах работы электрических машин.
Во вращающихся электрических машинах в процессе преобразования энергии участвуют две основные части: якорь и индуктор со своими обмотками, которые перемещаются относительно друг друга. Индуктор создает в машине магнитное поле. В обмотке якоря индуцируется э. д. с. и возникает электрический ток. При взаимодействии тока в обмотке якоря с магнитным полем создаются электромагнитные силы, посредством которых реализуется процесс преобразования энергии в машине.
Принцип действия электрического генератора.
Простейшим электрическим генератором является виток, вращающийся в магнитном поле (рис. 1, а). В этом генераторе виток 1 представляет собой обмотку якоря. Индуктором служат постоянные магниты 2, между которыми вращается якорь 3.
Рис. 1. Принципиальные схемы простейших генератора (а) и электродвигателя (б)
При вращении витка с некоторой частотой вращения n его стороны (проводники) пересекают магнитные силовые линии потока Ф и в каждом проводнике индуцируется э. д. с. е. При принятом на рис. 1, а направлении вращения якоря э. д. с. в проводнике, расположенном под южным полюсом, согласно правилу правой руки направлена от нас, а э. д. с. в проводнике, расположенном под северным полюсом, — к нам.
Если подключить к обмотке якоря приемник электрической энергии 4, то по замкнутой цепи пойдет электрический ток I. В проводниках обмотки якоря ток I будет направлен так же, как и э. д. с. е.
Выясним, почему для вращения якоря в магнитном поле приходится затрачивать механическую энергию, получаемую от дизеля или турбины (первичного двигателя). При прохождении тока i по расположенным в магнитном поле проводникам на каждый проводник действует электромагнитная сила F.
При указанном на рис. 1, а направлении тока согласно правилу левой руки на проводник, расположенный под южным полюсом, будет действовать сила F, направленная влево, а на проводник, расположенный под северным полюсом, — сила F, направленная вправо. Указанные силы создают совместно электромагнитный момент М, направленный по часовой стрелке.
Из рассмотрения рис. 1, а видно, что электромагнитный момент М, возникающий при отдаче генератором электрической энергии, направлен в сторону, противоположную вращению проводников, поэтому он является тормозным моментом, стремящимся замедлить вращение якоря генератора.
Из рассмотренных выше условий работы электрического генератора следует, что характерным для него является:
1. совпадение по направлению тока i и э. д. с. в проводниках обмотки якоря. Это указывает на то, что машина отдает электрическую энергию;
2. возникновение электромагнитного тормозного момента М, направленного против вращения якоря. Из этого вытекает необходимость получения машиной извне механической энергии.
Принцип действия электрического двигателя.
Принципиально электродвигатель выполнен так же, как генератор. Простейший электродвигатель представляет собой виток 1 (рис. 1,б), расположенный на якоре 3, который вращается в магнитном поле полюсов 2. Проводники витка образуют обмотку якоря.
Если подключить виток к источнику электрической энергии, например к электрической сети 6, то по каждому его проводнику начнет проходить электрический ток I. Этот ток, взаимодействуя с магнитным полем полюсов, создает электромагнитные силы F.
При указанном на рис. 1, б направлении тока на проводник, расположенный под южным полюсом, будет действовать сила F, направленная вправо, а на проводник, лежащий под северным полюсом,— сила F, направленная влево. В результате совместного действия этих сил создается электромагнитный вращающий момент М, направленный против часовой стрелки, приводящий якорь с проводником во вращение с некоторой частотой n. Если соединить вал якоря с каким-либо механизмом или устройством 7 (колесной парой тепловоза или электровоза, станком и пр.), то электродвигатель будет приводить это устройство во вращение, т. е. отдавать ему механическую энергию. При этом внешний момент Мвн, создаваемый этим устройством, будет направлен против электромагнитного момента М.
Выясним, почему при вращении якоря электродвигателя, работающего под нагрузкой, расходуется электрическая энергия. Как было установлено, при вращении проводников якоря в магнитном поле в каждом проводнике индуцируется э. д. с, направление которой определяется но правилу правой руки. Следовательно, при указанном на рис. 1, б направлении вращение э. д. с. е, индуцированная в проводнике, расположенном под южным полюсом, будет направлена от нас, а э. д. с. е, индуцированная в проводнике, расположенном под северным полюсом, будет направлена к нам. Из рис. 1, б видно, что э. д. с. е, индуцированные в каждом проводнике, направлены против тока i, т. е. они препятствуют его прохождению по проводникам.
Из рассмотренных выше условий работы электрического двигателя следует, что характерным для него является:
1. совпадение по направлению электромагнитного момента М и частоты вращения n. Это характеризует отдачу машиной механической энергии;
2. возникновение в проводниках обмотки якоря э. д. с., направленной против тока i и внешнего напряжения U. Из этого вытекает необходимость получения машиной извне электрической энергии.
4 Закрепление:
5 Подведение итогов урока, комментарий выставление оценок
6 Домашнее задание:
Евдокимов Ф.Е. Теоретические основы электротехники; стр. 198-200
Преподаватель:
infourok.ru
План урока теоретического обучения
Дата проведения уроков: 02.11.2016 г.№ урока 34
Профессия, код, наименование:
08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
Дисциплина:
Электротехника и электроника
Тема урока:
Устройство и принцип действия трехфазного асинхронного двигателя.
Тип (вид) урока:
Урок усвоения новых знаний (урок-беседа).
Цель урока:
Образовательная – Усвоение новых знаний в области электротехники, формирование понятий об устройстве и работе трехфазного асинхронного двигателя.
Развивающая – Развитие мышления, внимания, умения анализировать и сравнивать разные режимы работы асинхронного электродвигателя.
Воспитательная – Формирование умения организовывать собственную деятельность, работать в команде.
Методы обучения: словесно-наглядный.
Междисциплинарные и внутрипредметные связи: физика.
Средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, доска, учебник.
По итогам обучения студент должен:
Иметь представление: об устройстве и принципе работы трехфазного асинхронного двигателя.
Знать: виды соединений обмоток трехфазного асинхронного двигателя.
Уметь: отличать основные составляющие трехфазного асинхронного двигателя.
Ход урока
ОК 2ОК 5-7
Формирование нового понятия (способа действия)
Объясняет новый материал, обращая внимание студентов на слайды на экране проектора
Воспринимают новую информацию, конспектируют, задают уточняющие вопросы преподавателю
ПК, мультимедиапроектор (слайды), доска, учебник
ОК 2
ОК 5-7
ПК 1.1 – 3.5
Физкультминутка
Показывает упражнения для разминки
Повторяют движения преподавателя
ОК 6
Применение изученного материала на практике
Задает практическое задание студентам: начертить схему соединения обмоток статора «звездой»
Выполняют практическое задание (чертят схему)
ПК, мультимедиапроектор (слайды)
ОК 2
ОК 5-7
ПК 1.1 – 3.5
Обобщение и систематизация материала закрепление опорных знаний)
Выдает письменное задание (контрольные вопросы), отвечает на вопросы студентов
Отвечают письменно на контрольные вопросы, задают вопросы преподавателю
Опорный конспект
ОК 2
ОК 5 -7
ПК 1.1 – 3.5
Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания
Сообщает и поясняет домашнее задание:
-опишите сферы применения трехфазного асинхронного двигателя
Записывают домашнее задание, задают вопросы касательно его выполнения
ОК 4
ОК 6
Рефлексия
Узнает мнение студентов о проведенном уроке, спрашивает, где студентам может пригодится знания об трехфазном асинхронном двигателе в их профессии
Отвечают на вопросы преподавателя: я понял, что знания об трехфазном асинхронном двигателе могут мне пригодится…
ОК 2
Самоанализ:
Преподаватель: Д. А. Могильная
infourok.ru