АЦ-40 (131)-137А пожарная автоцистерна общего назначения — Каталог К.В.Х.

С появлением автомобиля повышенной проходимости ЗиЛ-131 возникла возможность создания пожарного автомобиля на его базе. Во второй половине 1960-х годов ОКБ-8 в Прилуках приступило к разработке сразу трёх унифицированных между собой автомобилей: обычной автоцистерны ПМЗ-137, автоцистерны для северных районов ПМЗ-138 и аэродромного автомобиля ПМЗ-139. Для упрощения производства конструкцию было решено сделать аналогичной пожарной автоцистерне ПМЗ-63 на шасси ЗиЛ-130. От ПМЗ-63 были заимствованы двойная кабина, насос, рукавные пеналы. Кузов был доработан с учётом наличия у базового шасси двух задних мостов вместо одного.

 Опытные образцы успешно прошли испытания и были рекомендованы в производство. Освоить одновременно все три машины Прилукскому заводу «Пожмашина» оказалось не под силу. Первым в производство в 1969 году был запущен аэродромный автомобиль, так как такой техники остро не хватало для развивающейся сети аэродромов. Его разработка осуществлялась коллективом конструкторов под руководством Г.С. Бурдмана. В соответствии с новой системой обозначений автомобиль стал именоваться АА-40(131)-139. Производство автоцистерны АЦ-40(131)-137 было освоено в 1970 году, а северной автоцистерны АЦС-40(131)-42Б — в 1971 году.

 АЦ-40 (131) модель 137 — пожарная автоцистерна на шасси полноприводного грузового автомобиля ЗиЛ-131 была призвана заменить предыдущую модель пожарной машины повышенной проходимости ПМЗ-27 (ЗиЛ-157).. Предназначена для доставки к месту пожара боевого расчёта из 7 человек, пожарного оборудования, воды и пенообразователя, а также для тушения пожара водой из цистерны, открытого водоёма или водопроводной сети, воздушно-механической пеной с использованием привезённого или забираемого из постороннего резервуара пенообразователя.

 В 1968 году Прилукским заводом изготавливается опытный образец. В 1969 г. выпущена установочная партия из 10 машин. Серийный выпуск с 1970 по 1984 годы, было выпущено 9817 шт. В 1983 году выпускается опытный образец модернизированной АЦ-40(131) модель 137А, в конструкции которой постарались устранить недостатки выявленные в процессе эксплуатации АЦ-40(131)-137. С 1984 года «137А» запускается в серийное производство. Машина получила более широкую надстройку с увеличенной на 100 литров цистерной. Управление лафетным стволом стало осуществляться прямо из кабины. За время производства АЦ-40(131)-137А во внешний вид надстройки вносились различные незначительные изменения. С конца 1980-х, периодически выпускались машины без окошка в дверце насосного отсека. С 1990 года задняя стенка стала прямая, без изгиба. В этот же период, параллельно с новыми шасси ЗиЛ-131Н, начинается массовое использование шасси ЗиЛ-131, находившихся на консервации на базах длительного хранения техники МО СССР.

 В 1983 году был выпущен опытный образец АЦ-40/3(131) модель 137А-01 оснащённый комбинированным насосом ПНК-40/3 с катушкой и стволом высокого давления. В серию эта модификация не пошла.

Тактико-технические характеристики

Пожарный насос: модель — ПН-40УВ, тип — центробежный одноступенчатый

подача, л/сек — 40, напор, м — 100

частота вращения, об/мин — 2700

наибольшая геометрическая высота всасывания, м — 7

контрольная геометрическая высота всасывания, м — 3,5

Пеносмеситель: тип — водоструйный эжектор

производительность по пене при кратности 10, м³/мин — 4,7; 9,4; 14,1; 18,8; 23,5

Всасывающий аппарат: тип — газоструйный или воздушный эжектор

наибольшая геометрическая высота всасывания, м — 7

время заполнения насоса водой (при высоте всасывания 7 м, всасывающем рукаве диаметром 125 мм и длиной 8 м), сек — 55 (эжектор), 30 (вакуумный струйный насос)

Сигнал тревоги: газовая или электрическая сирена

Вместимость, л: цистерны для воды — 2400 (2500 — мод. 137А)

бака для пенообразователя — 170

Лафетный ствол: модель — ПЛС-П20

расход воды, л/сек — 19

кратность пены на выходе из ствола − 6

Распределение массы, кг: на передний мост — 2980, на заднюю тележку — 8170

 

Внедорожный армейский грузовик

 Трёхосный автомобиль «ЗиЛ-131» – основная модель грузовика высокой проходимости московского Завода имени Лихачёва в период с 1966-го по 1994 год. Это одна из самых известных и узнаваемых повсюду в мире машин советского автопрома. 

«ЗиЛ-131» – полноприводной грузовик переднемоторной компоновки с колёсной формулой 6х6. Изначально он создавался как машина повышенной проходимости. Для перевозки грузов и людей, а также для буксировки прицепов – как по дорогам всех видов, так и по пересечённой местности. В модельном ряде Завода имени Лихачёва «ЗиЛ-131» пришёл на замену не менее известному, и даже легендарному внедорожному автомобилю «ЗиЛ-157».

 По своим показателям проходимости «ЗиЛ-131» не уступает даже гусеничной технике. Создавался данный грузовик на платформе своего предшественника – «ЗиЛ-157», которая была значительно усовершенствована; оснащена инновационным мостом, восьмислойными шинами с особенным рисунком протектора, и межосевым дифференциалом. «ЗиЛ-131» проявил себя как чрезвычайно выносливая машина для эксплуатации в любых климатических условиях, включая Крайний Север, тропические и экваториальные широты, демонстрируя стабильную и безотказную работу при температуре воздуха от –45 до +55 °С.

Разрабатывая «ЗиЛ-131», конструкторы Завода имени Лихачёва успешно справились с задачей создания внедорожного армейского грузовика, недорогого в производстве, простого в эксплуатации и максимально унифицированного со своим «гражданским собратом». Первым в серийное производство был всё же запущен новый массовый грузовик для народного хозяйства – «ЗиЛ-130»; а через три года после этого – армейский «ЗиЛ-131». Однако уже менее чем через пять лет, с января 1971 года, он перестал быть сугубо военной машиной и начал массово производиться и как упрощённый народнохозяйственный грузовик – без узлов, свойственных армейским машинам.

 Серийный, «классический» «ЗиЛ-131» выпускался двадцать лет: с 1966-го по 1986-й год, когда был запущен в серию его модернизированный вариант – «ЗиЛ-131Н». Эта версия была оснащена усовершенствованным двигателем (улучшены показатели экономичности, расширен рабочий ресурс), более современной оптикой и тентом из новых синтетических материалов. 

 Максимальный уровень производства грузовиков 131-й серии пришелся на 80-е годы, когда выпускалось до 48 тысяч таких машин в год. А численность занятых к тому времени на ЗиЛе рабочих достигала 120-ти тысяч человек. В общей же сложности автомобилей семейства «ЗиЛ-131» Завод имени Лихачёва построил 998 429 экземпляров. Абсолютное большинство из них, разумеется – в годы СССР. А за весь период 1987 – 2006 годов оба предприятия собрали 52 349 автомобилей обновлённой модификации – «ЗиЛ-131Н».

 

Пожарная классика. Старенькие ЗиЛ-131 на службе МЧС

Основу автопарка пожарных в самом начале 1990-х годов составляли автомобили марки ЗиЛ. И только с середины 2000-х в подразделения потихоньку начинают поступать машины на базе МАЗов, которые на данный момент являются основными спасательными шасси белорусского МЧС. Тем не менее зиловские грузовики до сих пор можно встретить в фирменной ливрее спасателей. Зачастую это модернизировано-модифицированные автомобили, но встречаются и довольно аутентичные экземпляры. Давайте разберемся, какие разновидности пожарных машин можно встретить на базе 131-го семейства Завода имени Лихачева.

ЗиЛ-131 разрабатывался с 1954 года для замены 157-й модели. Предыдущая машина поставлялась с мотором мощностью 104 л. с. и имела грузоподъемность 2,5 тонны. Запас хода был равен 500 км при максимальной скорости 60 км/ч.

Главной конструктивной особенностью в сравнении с предыдущим автомобилем стала установка 150-сильного карбюраторного двигателя V-8 (такому товарищу необходимо в среднем 50 литров бензина А-76 или АИ-93 на сотню). В итоге получился полноприводный (6×6) 3,5-тонный армейский грузовик с возможностью автоматической регулировки давления воздуха в шинах (многие узлы и агрегаты унифицированы с народно-хозяйственным ЗиЛ-130). Скорость выросла до 85 км/ч, а запас хода составил 650 км. С 1966 года началось серийное производство на головном предприятии в Москве. В 1987-м организовали дополнительную сборку на Уральском автомоторном заводе (УАМЗ).

Базовая модель, которая не имеет индексов в названии, является военной версией с экранированным электрооборудованием, чтобы работа автомобиля не мешала выполнению задач точным военным приборам (двигатель базовой модификации так и называется — ЗиЛ-131). Если в модификации встречается буква А, то это вариант без экранирования, который считается гражданской моделью. ЗиЛ-131Н появился в 1986 году с модернизированным двигателем ЗиЛ-5081. Завод имени Лихачева завершил выпуск модели в 1994 году, а УАМЗ продолжал изготовление до 2006-го. На фоне банкротства уральское предприятие с 2004 года переименовали в ЗАО «Автомобили и моторы Урала» (АМУР), и наш 131-й получил обозначение АМУР-521320.

Знакомство стоит начать с бортовых грузовиков, которые для МЧС достаточно редки. Встретить их можно в тылу авиации МЧС и в Пинской понтонно-мостовой службе.

Один из аэродромов МЧС находится на окраине города Поставы (в недалеком прошлом это был авиационный отряд Госпогранкомитета, но в 2014 году его передали в авиацию МЧС, и вся материальная часть из пограничной стала спасательной). Местный 131-й с родословной из погранвойск является автомобилем поисково-спасательных работ (АПСР).

Пинские машины зачастую осуществляют транспортировку буксирно-моторных катеров БМК-150 Рыбинского судостроительного завода «Вымпел» (их задача — маневрирование секциями понтонного парка). Пинский центр РОСН МЧС РБ формировался на базе дорожно-комендантской бригады Министерства обороны, поэтому их техника имеет в основном военное прошлое.

С момента появления у брандмейстеров машин пожарные автоцистерны стали основным и универсальным типом техники. В советское время лидером по производству пожарных автомобилей был прилукский завод «Пожмашина» (за последние 40 лет существования СССР там собрали 90 468 экземпляров). С 1970 года предприятие наладило серийный выпуск модели АЦ-40 (131) 137, которая оснащена насосом ПН-40УВ (качает 40 литров воды в секунду). Объем цистерны — 2400 литров, пенобака — 170 литров.

137-я модель — одна из самых массовых пожарных машин. Основная модификация автомобиля, которую можно встретить в Беларуси, — это АЦ-40 (131) 137А. Версия появилась в 1983 году, от базовой отличается увеличенным до 2500 литров объемом цистерны и управляемым из кабины лафетным стволом (изначально корректировка осуществлялась вручную, на крыше кабины). Чаще всего шасси этой модификации — ЗиЛ-131Н. Кстати, по наличию и расположению повторителей указателя поворота можно определять возраст автомобиля: до 1977 года у 131-х повторителей не было вообще, между 1977 и 1983 годами повторители находились на оперении, а с 1983-го переместились на верхнюю часть крыльев.

Очень редкой является модификация АЦ-40 (131) 137А.04 от «Пожмашины» с однорядной кабиной для лесной и сельскохозяйственной местности. Объем цистерны увеличен до 3200 литров. Собирались такие автомобили уже в постсоветское время.

В 1996 году у АЦ-40 (131) 137А появился аналог, его начал выпускать ФГУП «Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования». Машина оснащена тем же насосом и имеет те же основные характеристики. Визуально отличается более острыми линиями надстройки цистерны. Точный индекс модели — АЦ-2,5-40 (131Н) 6ВР.

Торжокское предприятие ОАО «Пожтехника» в 1990-х наладило свое производство 2,5-тонных цистерн на шасси 131-го (АЦ-2,5/40 (131НА) ПМ-548). Автомобиль из Торжка можно встретить в Гродно.

Также встречались модернизации от литовской фирмы UAB «IKSADA», предположительно АЦ-40 (ЗИЛ-131) 137ИК.

С начала 2000-х у нас в стране силами различных предприятий и производственно-технических центров МЧС ведется модернизация и модификация устаревших АЦ-40 (131) 137А. И хотя такие ЗиЛы обладают стандартизированными данными, в деталях конструкции надстройки прослеживаются множественные элементы индивидуальности. Зачастую объем цистерн был увеличен до 3000 литров.

У нашего борисовского ООО «Пожснаб» тоже есть опыт работ по оборудованию машин 131-го семейства. В МЧС нам удалось встретить два варианта со схожими надстройками, но разными шасси. В первом случае проведена модернизация классических двурядных ЗиЛ-131.

Во втором случае использовано шасси АМУР-433442. Этот автомобиль является новоуральским клоном последней модели трехосных полноприводных грузовиков ОАО «ЗиЛ» (визуально очевидно, что ЗиЛ-4334 — прямой потомок 131-го). Кроме как в МЧС больше нигде в Беларуси таких машин не найти.

Пожснабовские модели носят названия АЦ-3.0-40 (131) и АЦ-3.0-40 (433442) соответственно. Напомним, последние автомобили ЗиЛ были выпущены в 2016 году, после чего предприятия, выпускавшие одноименную марку, были уничтожены — как юридически, так и физически.

Отдельно хочется упомянуть АЦ-3,0-40 (131) образца 2013 года от ПТЦ Минского областного управления МЧС. Это не модернизированные старые пожарные машины, а цистерны на армейских шасси, снятых с консервации. Хоть и нечасто, но все же встречаются на службе пожарных аварийно-спасательных постов в глубинке.

Для подвоза средств тушения могут использоваться также машины войск химической защиты. Авторазливочная станция АРС-14 в армии применяется в основном для дегазации, дезактивации и дезинфекции местности, вооружения и военной техники. На гражданке такие автомобили зачастую используются для патрулирования лесных хозяйств и дежурств на аэродромах малой авиации. У нас чаще всего можно встретить в авиации ДОСААФ и единично в МЧС.

Следующий представитель химвойск — многоцелевая обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311М. Это агрегат предназначен для работы с агрессивными окислителями. В МЧС РБ может использоваться как по прямому назначению, так и как автомобиль воздушно-пенного тушения (АВПТ). Пена широко используется при тушении нефтепродуктов.

Самый необычный АВПТ был замечен в славном городе Орша. Это целый автопоезд. История данного аппарата достаточно загадочна. По заводской табличке машина не являлась изначально седельным тягачом, а цистерна-полуприцеп очень напоминает цементовоз ТЦ-10 от Прилукского завода строительных машин. Все это делает данный АВПТ уникальным экземпляром пожарной техники.

Перейдем к пожарным машинам специального назначения и начнем с двух представителей, которые чаще всего работают в паре.

Рукавные автомобили, основная задача которых — прокладка трубопроводов из пожарных рукавов к месту возгорания, выпускала «Пожмашина» с 1969 года. В кузове помещается около 5 км рукавов различного диаметра. Сперва дизайн был с округлыми линиями надстройки, такой своеобразный стим-панк. В конце 1970-х появились версии с угловатыми кузовами. Модель имеет обозначение АР-2 (131А) 133. В ранних модификациях еще можно встретить уточнение индекса в виде дополнительной буквы «У», что означает версию для умеренного климата.

С середины 1980-х выпускается модернизированная версия — модель 133А. Визуально она отличается наличием двух больших окон естественного освещения на скосах кабины, а конструктивно у этой версии появился механизм автоматического скручивания рукавов.

Воду под давлением в проложенные трубопроводы из рукавов обычно подает пожарно-насосная станция. Выпуск осуществлялся все тем же прилукским заводом «Пожмашина» с 1969 по 1991 год. За все время споттинга нам попадались лишь модернизированные версии ПНС-110 (131) 131А. На них стоит насос ПН-110Б с приводом на танковый двигатель 2Д12БС1 мощностью 300 л. с., через который идет подача 110 литров в секунду.

Без лестниц пожарных не бывает. Основным производителем пожарных автолестниц в советское время был Торжокский машиностроительный завод. На базе ЗиЛ-131 30-метровые автолестницы выпускались с 1970-х годов. Самая ранняя модель называлась АЛ-30 (131) Л21. Ее легко можно отличить по ярко выраженным длинным ступенькам у основания надстройки.

На смену ей в 1983 году пришла модель АЛ-30 (131) ПМ-506, у которой основание надстройки уже не имело ступеней, а представляло собой простую прямоугольную коробку. Для споттеров важно правильно определить модель. У базовой модификации ПМ-506 профили лестничных колен были с круглым сечением; у следующей модификации — ПМ-506В — профиль становится квадратного сечения, но пульт управления сохраняет рычажки; у последней модификации — ПМ-506Д — кресло оператора становится пластиковым, а пульт управления лишается рычажков, остаются только кнопочки.

Внутри горящего помещения одной из стратегических проблем для пожарного считается отсутствие свежего воздуха и возможность отравиться продуктами горения. Эти вопросы в МЧС решают машины обеспечения военных ракетных комплексов — кислородные заправщики 9Г22 и 9Г22М. В армии они использовались для обеспечения ЗРК «Круг». У модели 9Г22 более винтажная надстройка.

УКС-400В-131 — это не управление капитального строительства, а многоцелевая компрессорная станция с двигателем ЯМЗ-236М, наполняющая баллоны сжатым воздухом под давлением 450 атмосфер.

Если через реку необходимо возвести временный мост, то в понтонно-мостовой службе есть электрифицированный комплект мостостроительных средств (КМС-Э). Основу его составляет сваебойно-обстроечный паром, который транспортируется в виде отдельных секций. Различают секции сваебойные (с копер-стойками для дизель-молотов) и обстроечные (без коперов). Все компоненты парома перевозят три специальных транспортера на 131-х.

Для помощи своей автотехнике, у которой произошли неполадки, в МЧС имеется собственная техническая служба. Специализированный пожарный автомобиль АТ-3 (131) Т2 образца 1971 года от фирмы «Пожтехника» способен, кроме выполнения роли технички, разбирать завалы (машина оснащена трехтонным краном) и заниматься дымоудалением.

Еще один представитель техпомощи — это стандартизированные армейские ремонтно-слесарные мастерские в автотракторной комплектации (МРС-АТ-М1). Весь инвентарь размещен в КУНГе (кузов универсальный нулевого габарита) модели КМ131. Также КУНГи можно встретить в автоводолазной и продовольственной службах.

Таким образом, на шасси ЗиЛ-131 размещался почти весь спектр пожарных машин. Без них невозможно представить пожарных СССР. Потихоньку все выжившие автомобили Завода имени Лихачева становятся раритетными, а фотоматериал начинает набирать историческую и коллекционную ценность.


Выбор покупателей

Санки Nika Тимка 6 универсал (зеленый лак)

2 отзыва

санки, материал: сталь

Купить

Тюбинг Тяни-Толкай Monster 83 см

1 отзыв

тюбинг (ватрушка), 83×83 см, материал: ПВХ, до 50 кг

Купить

Санки-коляска Nika Ника детям 7-5 (в стиле лего)

1 отзыв

санки-коляска, 105×45 см, материал: сталь, возраст: 1–4 лет

Купить

Снегокат Nika Тимка спорт 2 (F1/желтый)

1 отзыв

снегокат, 110×49 см, материал: сталь, до 100 кг, возраст: 4–7 лет

Ледянка Полесье Ледянка №2 (красный)

ледянка, 51×33 см, материал: пластик

Купить

Еще больше санок в Каталоге

Читайте также:

  • АД, АВ, АГ, АКП. .. Изучаем значение «тайных» шифров на пожарной спецтехнике МЧС
  • АКС, АРЗ, АМС, АХРР и другие. Продолжаем изучать значение «тайных» шифров на спасательной спецтехнике МЧС
  • ПТС, КМС, ПМП, БМК… Изучаем значение буквенных шифров на инженерной спецтехнике МЧС

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. [email protected]

Зил 131 Ал-30 Пожарная машина 1988

Предыдущий

Следующий


Цветовая палитра


Лестница пожарная АЛ-30(131) ПМ-506Д на шасси автомобиля ЗИЛ-131 относится к специальным пожарным автомобилям и предназначена для:
доставка к месту спасения, противопожарная работа боевого расчета, необходимого пожарно-технического вооружения и снаряжения.

Основные элементы подготовлены к сглаживанию TurboSmooth (2 Итерация). Элементы кузова, оборудования, колес, салона проработаны условно.

КАТЕГОРИЯ:
Транспорт, Грузовики

РАЗМЕР ФАЙЛА: 176,02 МБ

ПЛАТФОРМЫ:

  • 3ds Max + VRay (.max)
  • Форматы экспорта OBJ/FBX

ВЕРСИЯ 3DS MAX: 2018

КОЛИЧЕСТВО ПОЛИГОНОВ: 350 732

ТЕГИ:
ЗИЛ
пожарник
бак
грузовик
официальный
груз
газ
краз
Урал
колеса
внедорожник
лестница
поднимать

Пожарная машина Зил 131 Ас-40 1970

Предыдущий

Следующий


Цветовая палитра


Понравился Андрей Ту

АЦ-40 (131) модель 137 — пожарная автоцистерна на шасси полноприводного грузовика ЗИЛ-131.