Содержание

ЗАЗ-965 – скопирован или нет? — журнал За рулем

Сопоставление советских (и даже постсоветских) автомобилей с зарубежными всегда вызывало много споров. Что наши конструкторы позаимствовали у иностранцев, а что придумали сами? Тема горяча до сих пор. Наш историк Сергей Канунников решил разобраться в этом на примере Запорожца, без излишних эмоций и максимально объективно – основываясь на фактах.

Первый подопытный – ЗАЗ‑965, эпохальный для страны автомобиль. Запорожец, спроектированный в конце 1950‑х совместными усилиями НАМИ и МЗМА, стал, по сути, родоначальником нового в СССР класса микролитражек (по тогдашней терминологии). В качестве прототипов советской машины обычно поминают немецкий Volkswagen Käfer (Жук) и итальянский Fiat 600. И в целом это правильно. Но – насколько? Давайте разбираться.

ЗАЗ‑965, 1960 год. Заднемоторная компоновка. Двигатель – воздушного охлаждения, четырехцилиндровый, V‑образный. Рабочий объем 0,76 литра, мощность 23 л.

с., позднее – 0,9 литра, 27 л.с. Подвеска независимая: спереди – поперечные торсионы, сзади – пружины. Кузов несущий.

ЗАЗ‑965, 1960 год. Заднемоторная компоновка. Двигатель – воздушного охлаждения, четырехцилиндровый, V‑образный. Рабочий объем 0,76 литра, мощность 23 л.с., позднее – 0,9 литра, 27 л.с. Подвеска независимая: спереди – поперечные торсионы, сзади – пружины. Кузов несущий.

Volkswagen Käfer, 1936 год, очередной раз модернизирован в 1953‑м – далее приведены данные этой версии. Двигатель – воздушного охлаждения, оппозитный, рабочий объем 1,1 литра, мощность 30 л.с. Подвеска всех колес – независимая, торсионная. В основе Жука – корытообразный пол-платформа. У ЗАЗ‑965 конструкция совсем другая – несущий кузов с лонжеронами.

Volkswagen Käfer, 1936 год, очередной раз модернизирован в 1953‑м – далее приведены данные этой версии. Двигатель – воздушного охлаждения, оппозитный, рабочий объем 1,1 литра, мощность 30 л.с. Подвеска всех колес – независимая, торсионная. В основе Жука – корытообразный пол-платформа. У ЗАЗ‑965 конструкция совсем другая – несущий кузов с лонжеронами.

Fiat 600, 1955 год. Двигатель – рядный, четырехцилиндровый, водяного охлаждения. Рабочий объем 0,63 литра, мощность 21 л.с. Подвеска независимая: спереди – на поперечной рессоре, сзади – пружинная. Кузов несущий.

Fiat 600, 1955 год. Двигатель – рядный, четырехцилиндровый, водяного охлаждения. Рабочий объем 0,63 литра, мощность 21 л.с. Подвеска независимая: спереди – на поперечной рессоре, сзади – пружинная. Кузов несущий.

Подвеску Запорожец заимствовал у обоих зарубежных прототипов. Передняя [1] – на поперечных торсионах, как у Фольксвагена, а задняя [2] – «итальянская», пружинная, с продольными рычагами: такая схема больше подходила для относительно высоких моторов, итальянского рядного и советского V‑образного. Низкий оппозитный мотор был только у Фольксвагена.

Подвеску Запорожец заимствовал у обоих зарубежных прототипов. Передняя [1] – на поперечных торсионах, как у Фольксвагена, а задняя [2] – «итальянская», пружинная, с продольными рычагами: такая схема больше подходила для относительно высоких моторов, итальянского рядного и советского V‑образного. Низкий оппозитный мотор был только у Фольксвагена.

Двигатель Запорожца [1] – V‑образный, четырехцилиндровый, воздушного охлаждения: никакого отношения ни к итальянскому рядному жидкостному мотору, ни к немецкому оппозитному воздушнику он не имел. Но некий, пусть и немного отдаленный, аналог все-таки был – это V‑образная трехлитровая «восьмерка» чехословацкого седана Tatra 87 [2]. Создатели ЗАЗ‑965 рассказывали мне, что чешский мотор внимательно изучали в НАМИ. Но уменьшенной копией татровского наш двигатель, конечно, не был: эти моторы объемом 0,76 и 3,0 литра совсем разные и по «геометрии» – диаметру цилиндра и ходу поршня.

Скопировали или нет?

По дизайну ЗАЗ‑965 близок к Фиату. Как, впрочем, и некоторые другие микролитражки тех лет – скажем, Mitsubishi 500. Разобранный Fiat 600 стоял в зале, где работали конструкторы-кузовщики МЗМА, – и именно итальянская конструкция послужила основой нового советского автомобиля, хотя внешне машины заметно различались.

Fiat 600, несомненно, оказал влияние не только на конструкцию кузова, но и на дизайн советской микролитражки. Видно это, в частности, по деталям интерьера – например, по комбинации приборов.

Конечно, Запорожец не получился бы конструктивно столь удачным без заимствования передовых на тот момент зарубежных технических решений, приспособленных нашими инженерами к возможностям отечественной промышленности и к специфическим условиям эксплуатации. Благодаря многим подсмотренным решениям в СССР в 1960 году и появился вполне приличный для того времени микролитражный автомобиль европейского уровня.

Речь – о конструкции. Надежность, долговечность и сборочное качество – это отдельный разговор.

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем в Дзен

ZAZ Project

ZAZ Project



























По всем

вопросам

zaz-pro@narod. ru

























О нас |

Projects |

Фото |



Видео


Архив |



Ссылки |

Гостевуха
На главную











powered by





diAMID © 2003-2008











Архив




В этом разделе

собраны различные материалы о запорожцах: книги, чертежи, схемы и фотографии.





Книги — онлайн




  • Автомобили «ЗАПОРОЖЕЦЬ» моделей ЗАЗ-968, ЗАЗ-966В, ЗАЗ-966ВБ и ЗАЗ-966ВБ2. Руководство по эксплуатации, издание четвертое, 1974.





  • Расчет, конструирование и исследование автомобиля «Запорожец», 1970.





Книги


Все книги в формате PDF




  • ЗАЗ 965 многокрасочный

    альбом — 2.71мб






  • Автомобиль «Запорожець» ЗАЗ-968А и его модификации.
    Многокрасочный альбом, 1979г.









  • ЗАЗ 965 руководство

    по эксплуатации и ремонту — 2. 19мб





  • ЗАЗ 968М многокрасочный

    альбом — 4.44мб





  • ЗАЗ 968М руководство

    по эксплуатации и ремонту — 2.38мб





  • Руководство по

    ремонту 30-сильных двигателей — 1.01мб





  • Две книги с советами

    по всем моделям ЗАЗ — 1.94мб





  • Книга Теркеля ЗАЗ 968 — 1.19мб





  • Книга самодеятельного конструктора автомобилей — 2.06мб









  • АВТОМОБИЛИ „ЗАПОРОЖЕЦЬ» МОДЕЛЕЙ ЗАЗ-968Б, ЗАЗ-968Б2, ЗАЗ-968АБ2 и ЗАЗ-968Р — 2.82мб











  • СПРАВОЧНАЯ ПО ЗАПОРОЖЦУ (968, 969А, 968М) — 1. 77мб





  • Каталог деталей инвалидного управления на автомобилях ЗАЗ-968МБ, ЗАЗ-968МД, ЗАЗ-968МР, ЗАЗ-968МГ и катлог деталей 30-сильного двигателя МеМЗ-966Г — 4.68мб









Схемы электрооборудования


  • ЗАЗ-965 цветная

  • ЗАЗ-965 черно-белая

  • ЗАЗ-968 черно-белая вар.1

  • ЗАЗ-968 черно-белая вар.2

  • ЗАЗ-968 цветная

  • ЗАЗ-968 цветная самодельная

  • ЗАЗ-968М черно-белая

  • ЗАЗ-968М цветная

  • ЗАЗ-968М цветная из журнала ЗР




Статьи


  • Дополнительный

    генератор на ЗАЗ

  • Дополнительное

    компрессионное кольцо

  • Дополнительный

    масляный фильтр

  • Установка маслосъемных

    колпачков

  • Увеличение степени

    сжатия

  • Замена поршневой

    ЗАЗ на ВАЗ

  • Установка

    дисковых тормозов и газовых

    амортизаторов на ЗАЗ

  • Установка

    жигулевского карбюратора

  • Места дополнительной противокоррозионной обработки кузова ЗАЗ-968

    • Технические

      характеристики автомобилей ЗАЗ



    • Неисправности и методы

      устранения



    • Слабые

      места Запорожцев



    • Устройство

      вертикального карбюратора К126Г

      Чертежи


      • Чертеж переходника

        карбюратора ЗАЗ на ВАЗ



      • Чертеж переходной

        плиты для установки на ЗАЗ двигателя ВАЗ



      • Чертеж переходной

        плиты для установки на ЗАЗ двигателя Таврии



      • Чертеж переделки

        ступиц под дисковые тормоза





      Раздел посвященный мотоколяскам СЗД завода СеАЗ


      • Мотоколяска СЗД, инструкция по эксплуатации и руководство по ремонту



      • Инструкция к отопителю СЗД



      • Схемы электрооборудования СЗД







В звязи с открытием прокта Zaporojets in Soviet Union сайт больше не поддерживается. Регистрируйтесь на zaz.su, общайтесь, задавайте вопросы.

ЗаЗ 965 4 — ЗАЗ — чертежи, размеры, фигуры автомобиля | Скачать чертежи, чертежи, блоки Autocad, 3D модели

  • ЗАЗ

  • Все картинки

Узнайте, как скачать этот материал

Телеграм-бот для поиска материалов

Покупка чертежей

Подпишитесь, чтобы получать информацию о новых материалах:

t.me/alldrawings

vk.com/alldrawings

Описание

В архиве рисунки (картинки) ) автомобиля с габаритными размерами

Состав проекта

ЗаЗ_965_4. gif

[

76 КБ

]

Аналогичные материалы

ЗАЗ 1125 Дана — ЗАЗ — чертежи, размеры, фото автомобиля

ЗАЗ 965 Запорожец — ЗАЗ — чертежи, размеры, фото автомобиля

ЗАЗ 965 — ЗАЗ — чертежи, размеры, фото автомобиля

ЗАЗ 1102 Таврия — ЗАЗ — чертежи, размеры, фото автомобиля

ЗАЗ 1103 Славута — ЗАЗ — чертежи, размеры, фото автомобиля

ЗАЗ 110550 — ЗАЗ — чертежи, размеры, фото автомобиля

ЗАЗ 966 — ЗАЗ — чертежи, размеры, фото автомобиля

ЗАЗ 968М Запорожец Лимузин — ЗАЗ — чертежи, размеры, фото автомобиля

Прочие материалы

Mercury Bobcat (1979) — Mercury — чертежи, размеры, фото автомобиля

Bedford M Van — Бедфорд — чертежи, размеры, фото автомобиля

BMW 8-Series 850i (E31) (1989) — BMW — чертежи, размеры, фото автомобиля

Pontiac Chieftain Convertible (1949) — Pontiac — чертежи, размеры, фото автомобиля

«Запорожец» ЗАЗ-965 («Запорожец» ЗАЗ-965)

«Запорожец» ЗАЗ-965 («Запорожец» ЗАЗ -965)

 

 

 Производитель ЗАЗ (Запорожский автомобильный завод)
Название модели «Запорожец» ЗАЗ-965 («Запорожец» ЗАЗ-965)
 Годы выпуска  1960 — 1969
 Корпус 2-дверное купе, 4 пассажира
Компоновка вагона 4×2 Задний двигатель, задний привод
Двигатель

МеМЗ-965, 4 цил. 0,75 л. 23 л.с.

МеМЗ-966, 4 цил. 0,89 л. 27 л.с.

 Передача 4-ступенчатая механическая
Максимальная скорость 90 км/ч
Емкость топливного бака 30 л
 Расход топлива 5,5 — 6,5 л/100 км.
Размеры 3330х1395х1450 мм.
Грузоподъемность 300 кг.
 Снаряженная масса 665 кг.

 

 

 

 

ЗАЗ 965 — городской автомобиль, выпускавшийся с 1960 по 1963 год. автомобиль, доступный для публики, частично заменивший Москвич, который скоро будет снят с производства. 401, началась в 1956 году. Вслед за растущей тенденцией к использованию городских автомобилей (тогда на них приходилось от 25% до 40% всех продаж автомобилей в Европе) министр, отвечающий за Минавтропром (автомобильное министерство СССР), Николай Строкин выбрал новый Fiat 600 в качестве модель для подражания. Однако, несмотря на внешнее сходство с «Фиатом», ЗАЗ на самом деле был совершенно другим автомобилем.

Первый опытный образец Москвич-444 разработан МЗМА в октябре 1957 года; в нем использовалось одно и то же стекло для переднего и заднего окон. Его дорожный просвет на колесах диаметром 13 дюймов (330 мм) составлял 200 мм (7,9 дюйма). Прототип сначала был оснащен плоским двухцилиндровым двигателем МД-65, предоставленным Ирбитским мотоциклетным заводом, который был «совершенно неподходящим»: он производил всего 17,5 л.с. (13,0 кВт; 17,7 л.с.) и проехал всего 30 000 км (19 000 миль). между капитальными ремонтами. В результате были начаты поиски другого двигателя, а успех оппозитного VW Type 1 привел к тому, что предпочтение было отдано двигателю с воздушным охлаждением, который НАМИ (Национальный автомобильный институт) имел на чертежной доске. Минавтропром, однако, предпочел 23-сильный (17 кВт; 23 л.с.) задний двигатель V4 объемом 746 куб.67. В результате он имел нехарактерные для автомобильных двигателей характеристики, в том числе блок цилиндров из магниевого сплава. (Этот двигатель, МеМЗ 965, будет производиться Мелитопольским моторным заводом, МеМЗ.) У него был недостаток, заключающийся в необходимости переделки задней части автомобиля, а также в новой задней подвеске. Влияние конструкторов ЛуАЗа привело к внедрению независимой подвески всех четырех колес. Его передние двери открываются наподобие дверей самоубийц, отчасти для того, чтобы сделать его более доступным для инвалидов.

Одно из основных отличий заключалось в том, что двигатель, который имел компоновку V4 вместо рядного четырехцилиндрового двигателя Fiat, имел воздушное охлаждение. Запорожец также отличался большими колесами и передней подвеской на торсионах. В 1958 году правительство заказало выпуск автомобиля на реформированном заводе ЗАЗ под его окончательным обозначением ЗАЗ-965.[5] Все дальнейшее производство автомобиля велось там.

Новый автомобиль допущен к производству на заводе МеМЗ 28 19 ноября58, [8] изменив название на ЗАЗ (Запорожский автомобилестроительный завод), чтобы отразить новый профиль. Запорожский завод пополнился Мелитопольским дизель-строительным заводом им. Микояна, входившим в состав комбината «Союзддизель».

Первый автомобиль, получивший название ЗАЗ-965 Запорожец, был сдан 12 июня 1959 года, утвержден 25 июля 1960 года и запущен в производство 25 октября. Запорожец стоил 1800 рублей. Также существовал автомобильный фургон для советской почты, 9-й.65S, с правым рулем и глухими окнами.

Модель 965A была усовершенствованием модели 965 и производилась с ноября 1962 года по май 1969 года. Всего было выпущено 322 106 единиц модели 965. Он был оснащен двигателем V4 MeMZ 965 с верхним расположением клапанов объемом 887 куб. См (54,1 куб. Дюйма) с воздушным охлаждением, частично алюминиевой конструкции, мощностью 27 л.с. (20 кВт). С ноября 1966 года некоторые автомобили оснащались чуть более мощным двигателем МеМЗ-965А мощностью 30 л.с. (22 кВт). Скромная мощность двигателя модели 965 породила городскую шутку о том, что он использовался в качестве стартера в советских танках.

Поскольку предполагалось, что советские водители будут выполнять большую часть обслуживания самостоятельно, а автомастерских в любом случае не хватало, расположение двигателя V4 под углом 90° оказалось более практичным, особенно в суровых зимних условиях. Более высокий центр тяжести двигателя также обеспечивал превосходное сцепление с дорогой на крутых склонах, хотя это преимущество, которое было сохранено и в более поздних моделях, было достигнуто за счет печально известной устойчивости автомобиля на поворотах.

У 965А были и версии для инвалидов (ЗАЗ-965Б, АВ, АР), а также более роскошный экспортный вариант ЗАЗ-965АЭ «Ялта».

Несмотря на невысокую престижность этих автомобилей, они показали непревзойденную доступность и популярность в советской среде, став «автомобилем для пенсионеров и интеллигенции». Это были самые дешевые автомобили советского производства. Довольно большое их количество было выпущено в вариантах для инвалидов, с измененным рулевым управлением.