Двигатель ЯМЗ 650, описание и характеристики



6-цилиндровый рядный дизельный двигатель ЯМ3-650 стал российским вариантом французского двигателя от Renault Trucks. Лицензия на его серийного производство была приобретена в 2006 году. Данный силовой агрегат широко использовался на тяжёлых грузовиках и положительно зарекомендовал себя. Мотор считается отлично сбалансированным благодаря количеству цилиндров и идеально подобранному порядку их работы.

ЯМЗ 65О – это турбированный дизельный двигатель с жидкостным охлаждением, рабочим объёмом 11,1 л. и максимальной мощностью до 412 л.с. По сравнению с V-образной «восьмёркой» двигатель ЯМЗ-650 обладает более высокой (на 37,7%) литровой мощностью, бо́льшим (на 5,5%) крутящим моментом, меньшей на 280 кг массой и немного меньшим расходом топлива. Кроме того, рядная «шестёрка» с точки зрения уравновешенно­сти гораздо эффективнее. По конструкции ЯМ3 650 значительно моложе отечественных моторов.

Технические характеристики

Вид двигателядизельный
Начало выпуска2006
Мощность, кВт при Об/мин203-330 при 2000
Мощность, л. с. при Об/мин311-412 при 2000
Объем, куб.см11120
Количество цилиндров6
Количество клапанов24
Момент вращения, Нм при Об/мин1870 при 1300
Степень сжатия16.4:1
Диаметр цилиндра, мм123
Ход поршня, мм156
Форма двигателя6-цил., рядный
Вид горючегодизельное топливо
Подача горючей смесинепосредственный впрыск
Норма выхлопных газовЕвро 3
Охлаждениежидкостное охлаждение

ЯМЗ-650 представляют собой новое семейство двигателей, работающих на дизельном топливе и рассчитанные на эксплуатацию:

  • при температурах окружающего воздуха от -60°C до +50°C;
  • относительной влажности воздуха до 98% при +25°C;
  • запыленности воздуха до 0,4 г/м3;
  • в районах расположенных на высоте до 1500 м, без снижения мощностных показателей и до 4500 м над уровнем моря с преодолением перевалов до 4650 мс соответствующим снижением показателей.

Это моторы, в которых используются рядный 6-цилиндровый чугунный блок цилиндров с мокрыми чугунными гильзами и с масляными форсунками для охлаждения поршней. Внутри на 7 опорах установлен стальной коленвал с ходом поршня 156 мм, коренными шейками 108 мм и с шатунными шейками 77 мм. Шатуны – из стали, имеющие длину 300 мм; поршни – алюминиевые, диаметром по 123 мм. В единой для всех 6 цилиндров головке на каждый из них приходится по 4 клапана: 2 на впуске и 2 на выпуске. Распредвал установлен в блоке.

Крышка клапанного механизма изготовлена из усиленного стекловолокном пласт­ика. Она изолирована от двигателя резиновой прокладкой, способствующей снижению общего уровня шумности. Шестерни привода распределительного вала и вспомогательных механизмов размещены в передней части мотора. 2 полнопоточных масляных фильтра и центрифуга обеспечивают моторному маслу высокую степень очистки и оптимальный срок замены. Турбонаддув с промежуточным охлаждением обеспечивает увеличение удельной мощности и других важных показателей.

Главной особенностью двигателя является система топливоподачи Bosch Common Rail II поколения. По своему внешнему виду он напоминает обычный рядный ТНВД, но имеет общий трубопровод-накопитель и электронное управление форсунками. Топливо к форсункам подается по индивидуальным топливопроводам от накопителя. Сердцем современного дизеля является система электронного управления, которая формирует сигналы соленоида форсунок на опережение впрыска и длительности подачи. Программируемая часть системы позволяет менять настройки блока в широких пределах.

Система смазки снабжена центрифугой и двумя полнопоточными фильтрами. Такая конструкция обеспечивает надежную работу двигателя на протяжении всего эксплуатационного срока. В дизельных моторах наблюдается высокая степень угара масла, поэтому данная система является актуальной.

Потребительские характеристики двигателя выгодно отличают его от всех серийно выпускаемых в Российской Федерации дизелей аналогичного мощностного диапазона, это:

  • компактность для его адаптации в составе широкого спектра современной техники;
  • удельные характеристики (масса, мощность) на уровне ведущих мировых образцов;
  • моторесурс — не менее 1 000 000 км пробега;
  • выполнение текущих нормативов по экологии Евро-3 и конструктивный задел для достижения Евро-4;
  • лучшая экономичность по расходу топлива и масла;
  • принципиально иная система компоновки — первый автомобильный рядный двигатель в РФ для тяжелой автотракторной и другой техники.

Двигатели ЯМЗ-650, ЯМЗ-651, ЯМЗ-652 и ЯМЗ-653 (Ярославский моторный завод)

ЯМЗ-650 Евро-3

ЯМЗ-650.10
650.1000186

Мощность, кВТ (л.с.): 303 (412)

Частота вращения, мин-1: 1900±25

Крутящий момент, Н.м (кгс.м): 1870 (191)

Применение: Грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4х2, 4х4, 6х2, 6х4, 6х6, 8х4 до 52т, автопоезда до 65т МАЗ

ЯМЗ-650-04
650.1000186-04

Мощность, кВТ (л.с.): 303 (412)

Частота вращения, мин-1: 1900±25

Крутящий момент, Н. м (кгс.м): 1870 (191)

Применение: Грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4х2, 6х4 до 31,5т, автопоезда до 64,5т Тонар

ЯМЗ-650-14
650.1000186-14

Мощность, кВТ (л.с.): 303 (412)

Частота вращения, мин-1: 1900±25

Крутящий момент, Н.м (кгс.м): 1870 (191)

Применение: Грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4х2, 6х4 до 31,5т, автопоезда до 64,5т Тонар

ЯМЗ-650-32
650.1000186-32

Мощность, кВТ (л.с.): 303 (412)

Частота вращения, мин-1: 1900±25

Крутящий момент, Н. м (кгс.м): 1870 (191)

Применение: Грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4х2, 4х4, 6х2, 6х4, 6х6, 8х4 до 52т, автопоезда до 65т МАЗ

ЯМЗ-6501-101
6501.1000016-101

Мощность, кВТ (л.с.): 303 (412)

Частота вращения, мин-1: 1900±25

Крутящий момент, Н.м (кгс.м): 1870 (191)

Применение: Грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4х2, 6х4, 8х4, 8х8,10х8, 10х10 до 41т, автопоезда до 54т Урал

ЯМЗ-6503.10
6503.1000186

Мощность, кВТ (л.с.): 210 (286)

Частота вращения, мин-1: 1500

Крутящий момент, Н. м (кгс.м):

Применение: Промышленный двигатель для дизельгенераторных установок 200 кВт

ЯМЗ-651 Евро-4

ЯМЗ-651
651.1000186

Мощность, кВТ (л.с.): 303 (412)

Частота вращения, мин-1: 1900±25

Крутящий момент, Н.м (кгс.м): 1911 (195)

Применение: Грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4х2, 4х4, 6х2, 6х4, 6х6, 8х4 до 52т, автопоезда до 65т МАЗ

ЯМЗ-651-04
651.1000186-04

Мощность, кВТ (л.с.): 303 (412)

Частота вращения, мин-1: 1900±25

Крутящий момент, Н. м (кгс.м): 1911 (195)

Применение: Грузовые автомобили 4х2, 6х4 до 31,5т, автопоезда до 64,5т Тонар

ЯМЗ-651-32
651.1000186-32

Мощность, кВТ (л.с.): 303 (412)

Частота вращения, мин-1: 1900±25

Крутящий момент, Н.м (кгс.м): 1911 (195)

Применение: Грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4х2, 4х4, 6х2, 6х4, 6х6, 8х4 до 52т, автопоезда до 65т МАЗ

ЯМЗ-6511
6511.1000186

Мощность, кВТ (л.с.): 303 (412)

Частота вращения, мин-1: 1900±25

Крутящий момент, Н. м (кгс.м): 1911 (195)

Применение: Грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4х2, 4х4, 6х2, 6х4, 6х6, 8х4 до 44т, автопоезда до 52т МАЗ

ЯМЗ-6511-03
6511.1000186-03

Мощность, кВТ (л.с.): 303 (412)

Частота вращения, мин-1: 1900±25

Крутящий момент, Н.м (кгс.м): 1911 (195)

Применение: Грузовые автомобили 4х2, 4х4, 6х2, 6х4, 6х6, 8х4, 8х8 до 44т, автопоезда до 52т КрАЗ

ЯМЗ-6511-23
6511.1000186-23

Мощность, кВТ (л.с.): 303 (412)

Частота вращения, мин-1: 1900±25

Крутящий момент, Н. м (кгс.м): 1911 (195)

Применение: Грузовые автомобили 4х2, 4х4, 6х2, 6х4, 6х6, 8х4, 8х8 до 44т, автопоезда до 52т КрАЗ

ЯМЗ-652 Правила 96-02

ЯМЗ-652
652.1000186

Мощность, кВТ (л.с.): 303 (412)

Частота вращения, мин-1: 1900±25

Крутящий момент, Н.м (кгс.м): 1911 (195)

Применение: Грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4х2, 4х4, 6х2, 6х4, 6х6, 8х4 до 52т, автопоезда до 65т МАЗ

ЯМЗ-652-01
652.1000186-01

Мощность, кВТ (л.с.): 303 (412)

Частота вращения, мин-1: 1900±25

Крутящий момент, Н. м (кгс.м): 1911 (195)

Применение: Грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4х2, 6х4, 6х6, 8х4, 8х8, 10х8, 10х10 до 41т, автопоезда до 87т Урал

ЯМЗ-652-301

Мощность, кВТ (л.с.): 303 (412)

Частота вращения, мин-1: 1900±25

Крутящий момент, Н.м (кгс.м): 1911 (195)

Применение: Грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4х2, 6х4, 6х6, 8х4, 8х8, 10х8, 10х10 до 41т, автопоезда до 87т Урал

ЯМЗ-6521-23
6521.1000186-23

Мощность, кВТ (л.с.): 266 (362)

Частота вращения, мин-1: 1900±25

Крутящий момент, Н. м (кгс.м): 1670 (170)

Применение: Грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4х2, 4х4, 6х2, 6х4, 6х6, 8х4 до 52 т, автопоезда до 65т КрАЗ

ЯМЗ-653 Евро-5

ЯМЗ-653
653.1000186

Мощность, кВТ (л.с.): 310 (422)

Частота вращения, мин-1: 1900±25

Крутящий момент, Н.м (кгс.м): 2000 (203,8)

Применение: Грузовые автомобили, шасси, самосвалы, тягачи 4х2, 4х4, 6х2, 6х4, 6х6, 8х4 до 52т, автопоезда до 65т МАЗ

ЯМЗ-6531
6531.1000186

Мощность, кВТ (л.с.): 270 (367)

Частота вращения, мин-1: 1900±25

Крутящий момент, Н. м (кгс.м): 1800 (183,4)

Применение: Грузовые автомобили, шасси, самосвалы, тягачи 4х2, 4х4, 6х2, 6х4, 6х6, 8х4 до 44т, автопоезда до 52т МАЗ

Двигатели ЯМЗ-650 — это новое для Ярославского моторного завода семейство дизелей. Отличительной особенностью является рядная L-образная шестицилиндровая компоновка силового агрегата. В семейство также вошли двигатели серий ЯМЗ-651, ЯМЗ-652 и ЯМЗ-653. Двигатель ЯМЗ-650.10 — это турбированный дизель, с жидкостным охлаждением и охладителем наддувочного воздуха типа «воздух-воздух» (устанавливается непосредственно на шасси изделия). Моторы могут комплектоваться коробками передач и сцеплениями различных производителей, в том числе: ZF, ZF Sachs, Valeo.

Конструктивно данное семейство создано на основе французских двигателей Renault dCi 11. Приобретенная у фирмы «Renault Trucks» лицензия позволила сначала доработать прототип до показателей Евро-3, а впоследствии и до стандарта Евро-4. Улучшения удалось достичь прежде всего, за счет внедрения системы топливоподачи второго поколения CRS 2, фирмы «R. Bosch».

Вместе с новым дизелем, Ярославский моторный завод получил прогрессивные европейские технологии сборки.

Автоматизированная сборочная линия Comau разместилась на производственной площадке ЯМЗ в городе-спутнике Ярославля — Тутаеве. При сборке двигателя первоначально использовались оригинальные запчасти Renault, в настоящее время происходит постепенная локализация производства компонентов на предприятиях в России.

Модификации ЯМЗ-650 исполнены аналогично базовой модели, отличаются лишь регулировками топливной аппаратуры (за счет корректировки параметров настройки электронного блока управления). В настоящее время собираются двигатели ЯМЗ-650.10, ЯМЗ-6501.10 и ЯМЗ-6502.10, предназначенные для установки на тягачи, самосвалы, грузовые автомобили и автопоезда, а так же ЯМЗ-6503.10 для дизельных электростанций. В ближайшем будущем дизели пройдут адаптацию для работы в составе сельскохозяйственной, тяжелой тракторной и специализированной техники.

Силовые агрегаты ЯМЗ-650, ЯМЗ-651, ЯМЗ-652 и ЯМЗ-653 отличает не только современный европейский дизайн, но и высокие эксплуатационные показатели, а также ресурс в 1000000 км.

Устройство семейства ЯМЗ-650 и серий ЯМЗ-651, ЯМЗ-652 и ЯМЗ-653

Двигатель ЯМЗ-650 имеет шесть цилиндров, расположенных рядно-вертикально, с рабочим объемом камеры сгорания 1853 см³ каждый. Принцип работы четырехтактный, характерный для двигателей Отто, порядок работы цилиндров 1-5-3-6-2-4, впрыск непосредственный, степень сжатия 16,4.

Блок цилиндров отлит из серого чугуна, внизу прикрепляется дополнительный элемент жесткости. Цилиндры расположены в один ряд, на него приходится одна общая головка блока цилиндров (ГБЦ). Цилиндро-поршневая группа (ЦПГ) с составным поршнем из легированной стали и юбкой из алюминиевого
сплава, которые соединяются поршневым пальцем, а так же чугунной гильзой так называемого «мокрого типа». ЦПГ крепится к шатуну двухтаврового сечения, отлитому из стали со специальной бронзовой вставкой, при помощи пальца «плавающего типа» с двумя стопорными кольцами. Другая разъемная сторона шатуна крепится с помощью двух болтовых соединений на шатунную шейку коленвала через вкладыши (бронзовые подшипники скольжения). Коленчатый вал изготовлен методом ковки с шейками, укрепленными методом азотации, имеет семь опорных точек и противовесы. Распредвал имеет шестеренчатый привод. Картер маховика отлит отдельно от блока. Маховик стальной с отдельным зубчатым венцом (используется для стартерного пуска двигателя). Двигатели ЯМЗ-650, ЯМЗ-651, ЯМЗ-652 и ЯМЗ-653 имеет водяную систему охлаждения и масляную систему смазки смешанного типа (под давлением и методом разбрызгивания), водяные и масляный радиатор установлены отдельно от двигателя.

Подробно с техническими характеристиками и сферой применения двигателей ЯМЗ-650 ознакомьтесь на странице нужной модели.

Купить двигатель ЯМЗ-650, ЯМЗ-651, ЯМЗ-652 и ЯМЗ-653

Купить новый двигатель серий ЯМЗ-650, ЯМЗ-651, ЯМЗ-652 и ЯМЗ-653 по конкурентной цене, Вы можете направив заявку на нашу почту.

Технические характеристики двигателя ЯМЗ-650, характеристики, масло, производительность

6-цилиндровый рядный дизельный двигатель ЯМ3-650 стал российской версией французского двигателя от Renault Trucks. Лицензия на его серийный выпуск была приобретена в 2006 году. Этот силовой агрегат получил широкое распространение на большегрузных автомобилях и положительно зарекомендовал себя. Мотор считается идеально сбалансированным благодаря количеству цилиндров и идеально подобранному порядку их работы.

ЯМЗ-65О — дизель жидкостного охлаждения с турбонаддувом рабочим объемом 11,1 л и максимальной мощностью до 412 л.с. По сравнению с V-образной «восьмеркой» двигатель ЯМЗ-650 имеет большую (на 37,7%) литровую мощность, больший (на 5,5%) крутящий момент, меньшую массу на 280 кг и несколько меньший расход топлива. Кроме того, рядная шестерка намного эффективнее с точки зрения баланса. По конструкции ЯМ3-650 намного моложе отечественных моторов.

Технические характеристики

Тип двигателя дизель
Годы выпуска 2006
Выходная мощность, кВт при об/мин 203-330 в 2000
Выходная мощность, л. с. при об/мин 311-412 в 2000 году
Рабочий объем, см3 11120
Количество цилиндров 6
Клапаны 24
Крутящий момент, Нм/об/мин 1870 в 13:00
Степень сжатия 16,4:1
Диаметр цилиндра, мм 123
Ход поршня, мм 156
Конфигурация 6-цилиндровый рядный
Тип топлива дизель
Топливная система прямой впрыск
Евро стандарты Евро 3
Охлаждение жидкость

ЯМЗ-650 представляют новое семейство дизельных двигателей, предназначенных для эксплуатации:

  • при температуре окружающего воздуха от -60°С до +50°С;
  • относительная влажность до 98% при +25°С;
  • запыленность до 0,4 г/м3;
  • в районах, расположенных на высоте до 1500 м, без снижения силовых показателей и до 4500 м над уровнем моря с преодолением перевалов до 4650 мс с соответствующим снижением показателей.

Это двигатели, в которых используется рядный 6-цилиндровый чугунный блок цилиндров с мокрыми чугунными гильзами и масляными форсунками для охлаждения поршней. Внутри на 7 опорах установлен стальной коленчатый вал с ходом поршня 156 мм, коренными шейками 108 мм и с шейками кривошипа 77 мм. Шатуны – стальные, длиной 300 мм; поршни – алюминиевые, диаметром 123 мм. В единой головке на все 6 цилиндров каждый из них имеет по 4 клапана: 2 на впуске и 2 на выпуске. Распределительный вал установлен в блоке.

Крышка клапана изготовлена ​​из пластика, армированного стекловолокном. Он изолирован от двигателя резиновой прокладкой, что помогает снизить общий уровень шума. Распределительный вал и вспомогательные шестерни расположены в передней части двигателя. 2 полнопоточных масляных фильтра и центрифуга обеспечивают моторному маслу высокую степень чистоты и оптимальный период замены. Турбокомпрессор с промежуточным охлаждением обеспечивает повышенную удельную мощность и другие важные показатели.

Главной особенностью двигателя является система подачи топлива Bosch Common Rail второго поколения. По внешнему виду он напоминает обычный рядный ТНВД, но имеет общий накопительный трубопровод и электронное управление форсунками. Топливо подается к форсункам по отдельным топливным магистралям от аккумулятора. Сердцем современного дизельного двигателя является электронная система управления, которая генерирует сигналы от соленоида форсунки для опережения впрыска и времени подачи. Программируемая часть системы позволяет изменять настройки агрегата в широких пределах.

Система смазки оснащена центрифугой и двумя полнопоточными фильтрами. Такая конструкция обеспечивает надежную работу двигателя на протяжении всего срока службы. В дизелях наблюдается высокая степень угара масла, поэтому данная система актуальна.

Потребительские характеристики двигателя выгодно отличают его от всех дизельных двигателей аналогичного диапазона мощностей, выпускаемых серийно в РФ, это:

  • компактность для адаптации его в составе широкого спектра современной техники;
  • удельные характеристики

  • (масса, мощность) на уровне ведущих мировых образцов;
  • моторесурс

  • – не менее 1 000 000 км пробега;
  • соответствие действующим экологическим нормам Евро-3 и конструктивный задел для достижения Евро-4;
  • лучшая экономия топлива и масла;
  • принципиально иной системы компоновки – первый в РФ автомобильный рядный двигатель для тяжелой автомобильной и другой техники.

Технические характеристики

, масло моторное, расход топлива

Мощные, надежные двигатели ЯМЗ соответствуют высокому уровню и мировым тенденциям двигателестроения. На сегодняшний день существует 12 семейств двигателей ЯМЗ и более 250 модификаций. Дизельные двигатели ЯМЗ – выносливые, неприхотливые, простые в обслуживании силовые агрегаты, отлично приспособленные для работы в условиях низких температур.

Двигатель ЯМЗ-236 — первый из V-образных силовых агрегатов ЯМЗ, до него Ярославский моторный завод выпускал только рядные двигатели: 4-цилиндровый ЯАЗ-204 и 6-цилиндровый ЯАЗ-206. Поскольку компоновка нового двигателя оказалась более удачной, производство рядных моделей старой модели было прекращено в восьмидесятых годах прошлого века. Все остальные V-образные дизеля ЯМЗ, это лишь развитие конструкторских наработок, заложенных в конструкцию двигателя ЯМЗ-236. Читать далее Двигатель ЯМЗ-236

Двигатель ЯМЗ-238 заслужил репутацию очень надежного и неприхотливого в эксплуатации, благодаря чему запущенный в серию в начале 60-х двигатель продолжает выпускаться на мощностях Ярославского моторного завода и по сей день. Читать далее Двигатель ЯМЗ-238

Двигатели ЯМЗ-850 производства Ярославского моторного завода являются одними из самых мощных в линейке тяжелых дизелей ЯМЗ. Моторы этого семейства относятся к турбированным моделям и соответствуют двум экологическим нормам Евро-0 и Евро-1. Эти силовые агрегаты предназначены для тракторов и стационарных силовых агрегатов. Читать далее Двигатель ЯМЗ-850

Двигатель ЯМЗ-651 — 6-цилиндровый 4-тактный дизель с рядным расположением цилиндров, системой жидкостного охлаждения, турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике «воздух-воздух», установленный на автомобиле (без система EGR). Читать далее Двигатель ЯМЗ-651

Двигатель ЯМЗ-240 — 12-цилиндровая дизельная силовая установка производства Ярославского моторного завода. Технические характеристики двигателей серии ЯМЗ-240 разные, двигатели этого семейства делятся на атмосферные – мощностью 300-360 л.с., и турбированные – мощностью 420-500 л.с., но все имеют экологические показатели Евро-0. . Основным преимуществом серии ЯМЗ 240 являются высокие мощностные характеристики, позволяющие устанавливать эти агрегаты на мощные многотоннажные автомобили, тягачи и дизель-поезда. Читать далее Двигатель ЯМЗ-240

6-цилиндровый рядный дизельный двигатель ЯМ3-650 стал российской версией французского двигателя от Renault Trucks. Лицензия на его серийный выпуск была приобретена в 2006 году. Этот силовой агрегат получил широкое распространение на большегрузных автомобилях и положительно зарекомендовал себя. Мотор считается идеально сбалансированным благодаря количеству цилиндров и идеально подобранному порядку их работы. Читать далее Двигатель ЯМЗ-650

Дизельный двигатель ЯМЗ-7511, предназначенный для эксплуатации на крупногабаритных грузовых автомобилях, отличается современным оборудованием, передовыми технологиями производства и сборки. Жидкостно-масляный теплообменник, которым оснащен двигатель, позволяет осуществлять его быстрое охлаждение. Возможна работа как с редукторами отечественного производства, так и с редукторами ведущих зарубежных производителей. Читать далее Двигатель ЯМЗ-7511

Серия двигателей ЯМ3-7601 является результатом дальнейшей модернизации классических 6-цилиндровых V-образных дизелей Ярославского моторного завода. По сути, двигатель ЯМ3-7601 — это форсированный двигатель ЯМ3-2З6БЕ2, с увеличенной до 300 л.с. власть. Читать далее Двигатель ЯМЗ-7601

Двигатель ЯМЗ-534 — новое семейство Г-образных 4-цилиндровых дизелей производства Ярославского моторного завода. Серия ЯМЗ-534 разрабатывалась с нуля. Этот двигатель относится к средним рядным дизелям и используется в качестве силовой установки для грузовых автомобилей, самосвалов, шасси, тракторов с колесной формулой 4х2, 4х4, 6х2, 6х4 и полной массой до 12т, а также автопоезда до 21т. Читать далее Двигатель ЯМЗ-534

Двигатель ЯМЗ-7Э846 — дизельный, турбированный, V-образный, 8-цилиндровый четырехтактный двигатель для спортивных грузовиков, выпускаемый Ярославским моторным заводом с 1994 года. В 2014 году снят с производства на Ярославском моторном заводе.