Содержание

«Волга КГБ»: спецавтомобили Горьковского автозавода

Среди советских автолюбителей об этом автомобиле слухов ходило немало. Называли его по-разному — «Волга КГБ» или «догонялка», но суть оставалась одна — это была специальная модель Волги с мощным двигателем V8 разработанная для нужд КГБ. Что это за автомобили, какие у них характеристики и в каком количестве их выпустили мы расскажем в этой статье.

ГАЗ-23

ГАЗ-М-20Г

Тенденция оснащать легковые автомобили для спецслужб двигателями повышенной мощности на ГАЗе зародилась еще до начала войны. Первым автомобилем, который примерил на себя импортный мотор Ford V8 стал ГАЗ-М-1. Достоверно не известно сколько таких машин было изготовлено, но с началом войны все они были разукомплектованы, а двигатели использовались в военной технике. После окончания войны почетная миссия ведомственного автомобиля перешла к ГАЗ-М-20. На базе Победы горьковские специалисты создали ГАЗ-М-20Г, оснащенный 6-цилиндровым мотором мощностью 90 л. с. от ГАЗ-12 (ЗИМ).

ГАЗ-23Б с улучшенной отделкой интерьера

В 1962 году по заказу КГБ СССР была создана специальная модель Волги «повышенной динамики» — ГАЗ-23. Автомобиль оснащался 195-сильным двигателем V8, автоматической трехступенчатой коробкой передач и главной передачей от ГАЗ-13 Чайка. Внешне автомобиль в задачи которого вменялось скрытое наблюдение или сопровождение, никак себя не выдавал и выглядел аналогично ГАЗ-21. Даже выхлопные патрубки V-образного мотора были сведены в один, как на стандартных Волгах.

Под скорлупой кузова отличий имелось гораздо больше. Специалисты серьезно усилили передние лонжероны кузова, а также установили новый увеличенный радиатор системы охлаждения. Подвески переработали — спереди внедрили усиленные пружины с прутком увеличенного диаметра, а сзади рессоры увеличенной толщины. Кроме того путем установки оригинального тормозного цилиндра и барабанов с износостойкими колодками, значительно повысили эффективность тормозной системой.

Уникальный универсал ГАЗ-22В V8 для кинофотолаборатории

В результате всех переработок по сравнению с ГАЗ-21 масса ГАЗ-23 увеличилась на 300 кг (до 1780 кг). При этом динамические данные «догонялки» серьезно возросли. Так до 100 км/ч «Волга КГБ» разгонялась всего за 16 секунд, на 18 секунд меньше чем стандартная машина и на 2 секунды меньше нежели Чайка! Максимальная скорость ГАЗ-23 составляла 170 км/ч.

Всего с 1962 по 1970 год собрали 603 экземпляра. Интересный факт — один из автомобилей имел кузов универсал и внешне соответствовал ГАЗ-22В. Кроме того под нужды собственной кинофотолаборатории в единственном экземпляре газовцы создали уникальный универсал с люком в крыше и технической «начинкой» ГАЗ-23. Создание этой машины никак не афишировалось, и по документам она проходила как ГАЗ-22В.

ГАЗ-24-24, ГАЗ-24-25, ГАЗ-24-34

ГАЗ-24-25

В след за началом массового выпуска ГАЗ-24, появилась и его супермодификация ГАЗ-24-24. Новая «Волга КГБ» получила модернизированный 8-цилиндровый мотор от Чайки объемом 5,53 л мощностью 195 л. с. В паре с ним по-прежнему работал 3-ступенчатый «автомат». Как и на предыдущей «догонялке», кузов ГАЗ-24 усилили в передней части, сообразно усовершенствовали подвески и тормоза. Кроме того серьезно перекомпоновали моторный отсек. Там разместили гидроусилитель руля, гидровакуумный усилитель тормозов, отказоустойчивый двухконтурный коммутатор системы зажигания и более мощную аккумуляторную батарею. Снаряженная масса быстроходной «двадцатьчетверки» составляла 1750 кг. Разгон 0-100 км/ч — 15 секунд, максимальная скорость 190 км/ч.

ГАЗ-24-34

Существовала также экспортная модификация ГАЗ-24-25 в основном применявшееся Девятым управлением КГБ. В техническом плане она полностью соответствовала ГАЗ-24-24, но имела экранированное электрооборудование и дополнительные крепления для аппаратуры спецсвязи в багажнике. По мере начала выпуска в 1987 году ГАЗ-24-10 появилась соответствующая версия спецмашины — ГАЗ-24-34 получившая все преимущества модернизированной Волги, и двигатель оснащенный системой принудительной вентиляции картера.

По сравнению с предшественником, выпуск 8-цилиндровых ГАЗ-24 был куда обширнее — всего с 1979 по 1991 год выпустили 2131 экземпляра всех модификаций.

ГАЗ-31012 и ГАЗ-31013

ГАЗ-31013 в предсерийном варианте оформления кузова

В 1981 году параллельно с ГАЗ-24, Горьковский автозавод приступил к производству «номенклатурной» Волги ГАЗ-3102. От базовой модели она отличалась улучшенным экстерьером и интерьером. Модернизации подверглась ходовая часть, впервые в практике завода появились дисковые передние тормоза и тандемный вакуумный усилитель. Кроме того предусмотрев зоны деформации кузова и изменив расположение топливного бака, конструкторы улучшили пассивную безопасность автомобиля.

Чиновникам строгий ГАЗ-3102 очень понравился, так что появление «догонялки» на его основе было лишь делом времени. Первые 4 автомобиля под индексом ГАЗ-31012 собрали в 1985 году. По традиции от базовой машины — «Волга КГБ» отличалась усиленными кузовом, подвеской и тормозами. Донором силового агрегата послужил ГАЗ-14.

Помимо закамуфлированного под «ноль вторую» ГАЗ-31012, в 1988 году начался выпуск ГАЗ-31013. В отличие от собратьев этот автомобиль никак не скрывался и щеголял сдвоенными патрубками выхлопной системы и стандартным селектором АКПП.

Выпуск моделей 012 и 013 получился довольно ограниченным, до 1991 года собрали всего 136 автомобилей.

Волга КГБ — специальное производство

Все специализированные Волги собирались в цехе малых серий фактически вручную. Как следствие автомобили отличались повышенным качеством сборки и окраски. После распада СССР «догонялки» выпускались ограниченной серией до 1993 года, затем функцию машин спецсвязи и наружного наблюдения выполняли автомобили иностранного производства.

Секретный авто 9-го управления КГБ – Газ 31013 «Волга»

Автомобили ГАЗ «Волга» известны не только в странах СНГ, но и далеко за их пределами. Когда-то это был престижный седан, в 1990-х годах – доступный, но больше эта модель не выпускается.

Но слышали ли вы легенды про машины КГБ? Нестандартные «Волги», переоборудованные в секретных гаражах, которые без труда настигали скоростные Мерседесы и БМВ? Они действительно существовали, и самая последняя «догонялка» — это ГАЗ-31013.

Черная «Волга» КГБ – это легенда

Прежде чем начать наш рассказ, хотелось бы прояснить ситуацию на счет тонированных черных автомобилей КГБ. В СССР ходили легенды, что «Волга» такого цвета – это слежка и прослушка, лучше держаться от нее подальше.

На самом деле, все советские «догонялки» старались замаскировать под обычные «Волги», и красили их в неприметные цвета. Слухи о черных автомобилях распускались, скорее всего, специально. Никто не станет выпячивать машины КГБ намерено – это демаскирует.

Автомобиль строгий и стильный. Фото: Youtube.com

Были черные «Волги» с мощными двигателями, но это не «догонялки», нашпигованные спецоборудованием, а автомобили сопровождения кортежей. Там важна была скорость и презентабельный внешний вид.

Краткая история спецавтомобилей КГБ

Историю скоростных авто отечественного производства для КГБ следует начинать с 1956 года. Тогда появилась первая «Победа» с нестандартным двигателем, получившая заводской индекс М-20Г или М-26. Этот автомобиль получил мотор V6 от представительского советского седана ЗиМ.

Следующий этап – появление первой «Волги» ГАЗ-21 и спецавтомобиля на ее базе под индексом ГАЗ-23. Это мощная «догонялка» – с мотором V8 от «Чайки» и автоматической коробкой передач от этого же двигателя. Была попытка совместить мотор с обычной МКПП, но он разбивал коробку. Двигатель развивал фантастическую для тех времен мощность – 195 л. с.

ГАЗ-23 в идеальном состоянии. Фото: Youtube.com

На базе ГАЗ-24 тоже выпускались «догонялки». Все они получили те же моторы от «Чайки» на 195 л. с. Двигатели модернизировались, но мощность оставалась на том же уровне.

«Догонялки» на базе ГАЗ-24 имели индекс 24-24. Более новые версии на базе ГАЗ-24-10 назывались 24-34.

ГАЗ-31013 собственной персоной

ГАЗ-3102 стал знаковым в истории Горьковского автомобильного завода. Он выпускался с 1981 по 2008 годы и считался лучшей «Волгой». Это элитный седан для высоких военных чинов и партийных деятелей.

Естественно, на шасси этой «Волги» решили разработать «догонялку», ставшую последним серийным автомобилем, созданным специально для КГБ. Кстати, на базе ГАЗ-3102 делали еще два спецавтомобиля для нужд МВД и ГАИ, но один из них так и остался опытным, а второй выпустили мелкой серией. Про эти машины будет упомянуто ближе к концу статьи.

Последняя горьковская «догонялка» получила индекс ГАЗ-31013. Автомобиль, как и его предшественники, разрабатывался под грифом «совершенно секретно». Поэтому достоверную информацию о нем узнали только ближе к середине 1990-х годов.

Автомобиль мог догнать почти любую иномарку. Фото: Youtube.com

Выпускали ГАЗ-31013 в секретном режимном цеху Горьковского автомобильного завода. Все рабочие давали подписку о неразглашении государственной тайны. Модель делалась на шасси ГАЗ-3102, подвеску и кузов усиливали, мотор устанавливали все тот же 505 от «Чайки».

Многие утверждают, что при создании «догонялки» брали за основу Мерседес W123. На самом деле, ничего общего с моделью от немецкого производителя у ГАЗ-31013 нет. Есть вероятность, что при разработке базовой 3102 дизайн Мерседес W123 послужил некой отправной точкой. Но это слухи, которые никогда не подтверждались документами Горьковского автомобильного завода.

Двигатель не имеет ничего общего с мерседесовским. Это модель ЗМЗ-505.10 с мощностью 195-220 л. с. в зависимости от года выпуска.
Внешне отличить ГАЗ-31013 от простой «Волги» было довольно сложно, но эти автомобили маскировались по-разному. Стандартная «догонялка» отличалась наличием двух выхлопных труб, более низким дорожным просветом, антеннами спецсвязи.

Посадка связана с использованием тяжелого двигателя V8 спереди. Сзади его уравновешивали чугунной плитой в багажнике. Делалось это не только для сохранения развесовки, но и для того, чтобы автомобиль поменьше пробуксовывал, трогаясь с места.

Мощный V8 без проблем поместился под капотом. Фото: Youtube.com

Но некоторые «догонялки», предназначенные для слежки за важными объектами, маскировали очень тщательно.

Особенности:

  • ? Подвеску усиливали ровно настолько, чтобы сохранить стандартный дорожный просвет базовой ГАЗ-3102
  • ? Автоматическую коробку передач маскировали под рычаг механики
  • ? Сделали фальшпедаль сцепления
  • ? Два выхлопные тракта были соединены под днищем в один

Сборка ГАЗ-31013 осуществлялась вручную. Кузов лудили, чтобы он не ржавел, проклеивали толстой шумоизоляцией, красили автомобили так, как «Чайку» — несколько слоев эмали и лака.

Оборудованию «догонялок» могли позавидовать даже владельцы иномарок:

  • ? Гидроусилитель руля
  • ? Электростекла
  • ? Кондиционеры

И это не считая специального оборудования на борту!

Чтобы управлять таким мощным автомобилем со специфической развесовкой, да еще на высоких скоростях, нужны особые навыки. Сотрудники спецслужб проходили курсы «экстремального вождения», как это называется сейчас.

Конец эпохи «догонялок» и последней модели серии – ГАЗ-31013, печален. Сначала автомобили перестали выпускать. Отслужив свой срок, они списывались и продавались желающим. Вот только не в виде «догонялок», а наскоро переоборудованные в обычные «Волги».

Серийный ГАЗ-3102, на базе которого делали ГАЗ-31013. Фото: Youtube.com

Снимали не только спецоборудование, даже двигатели и КПП менялись на стандартные. Дескать, автомобиль секретный, нельзя его «в народ»! Точно сказать, когда были списаны последние ГАЗ-31013 в утиль невозможно, скорее всего, произошло это в самом начале 2000-х.

Неизвестные догонялки для ГАИ и МВД

Кроме последней «догонялки», на шасси ГАЗ-3102 еще в 1980-х годах хотели создать автомобиль попроще для подразделений ГАИ. Чтобы максимально удешевить производство, решено было устанавливать на стандартную «Волгу» двигатель и механическую коробку от ГАЗ-53. Это V8 с рабочим объемом 4,25 литра.

Специально для установки на новую машину, получившую заводской индекс ГАЗ-31011, мотор от «Газона» форсировали до 160 л. с.
Но модель так и не пошла в серию – руководство завода посчитало, что переделка вручную автомобилей не окупит себя.

Еще одна версия на шасси ГАЗ-3102 – это роторно-поршневой ГАЗ-31028, созданный в сотрудничестве с АвтоВАЗом. Автомобиль получил самый мощный двигатель ВАЗ серии – 413 модификацию на 140 л. с.

Сколько именно было выпущено роторных «догонялок», доподлинно неизвестно, скорее всего, это одна опытная партия. В дальнейшем сочли, что делать такие автомобили нерентабельно, но ГАИ получали роторно-поршневые ВАЗ разных моделей.

При разработке ГАЗ-31028 была попытка подружить родную КПП с РПД. Сделать это не удалось из-за особенностей мотора, который раскручивался до слишком высоких оборотов. Пришлось дорабатывать жигулевскую КПП к «Волге».

Похоже на то, что это оригинальная версия ГАЗ-31013. Фото: Youtube.com

Сейчас найти ГАЗ-31013 в заводском исполнении невозможно. Редкие автомобили, которые существуют – это самоделки, выполненные близко к оригиналу.

1996 ГАЗ 3102 ВОЛГА II 2.4 MT (105 Hp) характеристики, технические данные, расход топлива, габариты, фотогалерея 0

Седан Мощность 105 л.с. Объем двигателя 2400 см3 или 2,4 л или 146,4 куб. дюймов Цвет серый

9 0013

Коробка передач Ручная Тип топлива Бензин Ведущее колесо Передняя или задняя Пробег 43074 Мили Вин XTh410200T0****80 Цена (устарела) ) $880

Часто задаваемые вопросы

Какой тип кузова, 1996 ГАЗ 3102 ВОЛГА II? Седан, 5 мест, 4 двери
Насколько быстр автомобиль, 1996 ГАЗ 3102 ВОЛГА 2. 4 МТ? 150 км/ч, 0-100 км/ч: 16 сек
Какая мощность, ГАЗ 3102 ВОЛГА II 1996 Седан 2,4 МТ (105 лс)? 105 л.с.
Какой объем двигателя, 1996 ГАЗ 3102 ВОЛГА Седан 2,4 МТ (105 лс)? 2,4 л или 2445 см3
Сколько передач, Тип коробки передач, 1996 ГАЗ 3102 ВОЛГА II? 4-ступенчатая механическая
Что такое трансмиссия, 1996 ГАЗ 3102 ВОЛГА 2,4 МТ? Задний
Какой длины этот автомобиль, ГАЗ 3102 ВОЛГА II 1996 Седан 2,4 МТ (105 л.с.)? 4960 мм
Какой ширины автомобиль, 1996 ГАЗ 3102 ВОЛГА Седан 2,4 МТ (105 л.с.)? 1820 мм

ГАЗ 3102 ВОЛГА II 2.4 МТ (105 лс) 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2 000, 2001, 2002, 2003 Технические характеристики

15 0

9 0013

900 09 Внешняя высота, мм

Общие информация

Год начала производства 1992
Год окончания производства 2003
Тип привода Задний 9 0012
Тип рамы Седан
Тип трансмиссии 4-ступенчатая механическая
Клиренс, мм 156
Страна производитель СССР
Двери 4

Характеристики двигателя, трансмиссии и рулевого управления

Характеристики двигателя
Название двигателя ЗМЗ-402. 10
Топливо Бензин
Тип двигателя Рядный, 4-цилиндровый
Максимальная мощность, л.с. 105
Максимальная мощность, об/мин 4500
Максимальная мощность, л.с. (кВт)/об/мин 105 (77) / 4500
Максимальный крутящий момент, Н* м 185
Максимальный крутящий момент, об/мин 2500
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) / об/мин 185 (19) / 2500
Клапанов на цилиндр 2
Степень сжатия 8.2
Диаметр отверстия, мм 92
Ход, мм 92
90 212 Рулевое управление
Усилитель рулевого управления нет

Размеры

Размеры рамы
Наружная длина, мм 4960
Наружная ширина, мм 1820
1476
Размеры салона
Вместимость 5
Ряды сидений 2
Размеры шасси
Колесная база, мм 2800
Расстояние между колесами спереди 1510
Расстояние между колесами сзади 1423
Масса и допустимая нагрузка
Масса, кг 1450
Максимальная вместимость 400
Объемы

9001 0

Емкость топливного бака, л 70

Характеристики подвески

Характеристики подвески
Передняя подвеска Независимая на двойных поперечных рычагах
Задняя подвеска Зависимая, рессорная
Шины
Колеса 195/65 R15
Тормоза 9021 3
Передний тормоз Вентилируемые диски
Задний тормоз Барабанные тормоза

ГАЗ 31013 в журнале «За рулем»

БЕЗ ЛЮБВИ И ПРИВИЛЕГИЙ. ГАЗ-31013-Последний из горьковских «охотников»

«ГАЗ-31013» позднего выпуска был отреставрирован в киевской мастерской «Автоклассика» и отправился в Балтийский музей истории КГБ.

«ГАЗ-31013», как и «3102», окрашивался в основном в черно-белый цвет. В палитре «3102» также были распространены бежевый и светло-серый. Такая полицейская ливрея была достаточно редкой для обеих моделей.

Едва воплотившись в серийное производство, «ГАЗ-24», с трудом и потерями пробившийся на конвейер, авторы его облика — художники Лений Циколенко и Николай Киреев задумались о модернизации некоторых характеристик. из машины. Больше всего «Волгу» хотели наградить интересной оптикой — не обычной круглой, а широкой прямоугольной. Они начали свою работу в 1968 с выпуском опытно-промышленных партий «двадцать четырех» художники разработали обновленный вид передней части автомобиля, с кардинально измененной фальшрадиаторной решеткой и оптикой, работа над модернизированной «Волгой» велась одновременно с новая «Чайка» ГАЗ-14.

Самое дорогое в производстве кузова — крышу и стойки, а также основу силовой конструкции пришлось оставить прежней для «3101», без малейших изменений. Меняли только насадки. Фары пришлось брать уже имевшиеся в советском ассортименте — того же производства ДРГ, которые устанавливались на обновленный «Москвич» в 1969 агрегатов АЗЛК. По линии стрелы молдинг выполнен из полированной нержавеющей стали с черной резиновой вставкой, колесные арки украшены молдингами. Кроме того, автомобиль получил совершенно новый интерьер – и он был, без преувеличения, поистине роскошен даже по западным меркам.

 Насколько смогли, приспособили, модернизировали, подстроили под неуклюжие требования заядлых технологов и в 1981 году, несмотря на препятствия, выпустили «новую» машину. Естественно, к следующему съезду партии.

 Конечно, Леонид Ильич Брежнев получил одну из первых «Волг», она стала для него предпоследней подаренной машиной (последней был Rolls-Royce от Ясира Арафата). Брежневский «ГАЗ-3102» имел роскошные хромированные колпаки с имитацией спиц и был окрашен в необычный цвет — глубокий темно-синий металлик с интересными переливами. Краска была специально заказана в Финляндии!

По сути, эта «Волга» была обязана заменить на конвейере давно устаревшую 24-ю модель. Однако наверху почему-то возмутились – не должно быть такой роскошной массовой машины! Хотя, в принципе, что в ней было такого роскошного, кроме чуть более помпезного вида? До самой 90s, ГАЗ-3102 оставался исключительно чиновничьей привилегией – в свободную продажу он не поступал. Формально «двадцать четвёрка» была модернизирована по испорченному имиджу «тридцать первой», в результате чего на свет появилась неказистая и некачественная «24-10″…

Наследие «Чайки»

В 1982 году на выставках демонстрировались «тридцать первые» автомобили с V8 под капотом. Интересно, что получили индексы с одним, а не с двумя, то есть еще по намеченной линии в начале 70-х. Было три модели, все с гидромеханическими коробками передач, но отличающиеся двигателями. Линейка 31011 началась с «ЗМЗ-53» — рядового «охотника» для нужд КГБ на местах.

Следующий этап 31012 с двигателем «ГАЗ-13». Первую «Чайку» планировалось выпускать одновременно с новой «ГАЗ-14» — всяким глубокопожилым чиновникам, особенно генералам и ретроградам из Политбюро, она очень нравилась своим напыщенным стремительным видом. Однако смерть Машерова выявила существенные недостатки безопасности этой модели, и с ней решили распрощаться. Но двигатели для «ГАЗ-13» выпускались впрок с хорошим запасом, поэтому немалое их количество оставалось на заводе даже в начале 80-х годов. Не теряйте добро!

Семейство увенчала топ-модель «ГАЗ-31013». Он был максимально унифицирован с новой «Чайкой» ГАЗ-14 — тот же двигатель, схожие элементы интерьера — передние сиденья и детали заднего сиденья, материалы обивки, а также климатическая система.

Салон ранней, еще советской «тридцать первой» был великолепен! Качественный мягкий пластик, удобные сиденья, отличная обивка салона. Это уже потом, когда все удешевили и ухудшили…

Замена в команде.

ГАЗ-31013 пошел в более-менее массовое производство сразу после снятия с производства «Чайки».

«Тринадцатый» в основном успешно заменил «Чайку», по комфорту для человека на заднем сиденье и динамическим характеристикам он не сильно отставал, при этом был гораздо менее пафосным внешне (что потом стало большое значение). В заводской линейке «ГАЗ-31013» продержался до 1991 года, пока двигателей для его производства хватало.

Всего было собрано 68 таких автомобилей, 5 из которых были распределены по государственным гаражам Киева — четыре черных и один белый.

Вообще «ГАЗ-31013» на службе КГБ было очень мало, все-таки машина слишком роскошная и хорошо оснащенная для большинства ведомственных задач.

Традиционный камуфляж «погонщиков» — два выпускных коллектора были сведены к одной выхлопной трубе, как на обычном 3102.

Педали на последнем «погонщике» больше не маскировались под обычные, хотя селектор автомата внешне не отличается от рычага МКПП.

В комитете работали в основном 31011 и 31012. Машин в полицейской оранжевой ливрее тоже было немного:

Машина сопровождения была оборудована спецсигналами и громкоговорителем Tesla чешского производства.