Содержание
Газовое топливо: Виды. Характеристики. Преимущество. Использование
Газовое топливо подаётся в зону горения в газообразном виде. В РФ для бытовых и промышленных тепловых установок используют два вида газового топлива:
- природный газ – неконденсированный (добывается и поставляется в газовой фазе) продукт органического происхождения, который добывается в тех же горных породах, что и нефть. В зависимости от месторождения в природном газе, кроме основного компонента – метана (СН4), присутствуют:
- некоторое количество горючих (предельных) углеводородов «метанового ряда» (Cnh3n+2)
- негорючие примеси – азот (N2) и двуокись углерода (CO2), а так же водяные пары.
Требования к качеству природного газа регламентируются ГОСТ 5542-87
Сжиженные углеводородные газы (сокр. СУГ) – конденсируемые продукты, получаемые в процессе перегонки нефти. Они транспортируются и хранятся под давлением в жидкой фазе, что позволяет резко уменьшить объём хранилища (баллона или газгольдера), т. к. 1 литр жидкого СУГ даёт порядка 250 литров газа, пригодного для использования. Поставляются в виде смеси углеводородов «метанового ряда», пропана (С3Н8) и бутана (С4Н10), – пропан-бутановых технических смесей (сокр. ПБТС). Соотношение этих основных компонентов СУГ изменяется в зависимости от температурных условий хранения/использования, т.к. бутан уже не испаряется при температурах ниже порядка 0 °С, а пропан беспрепятственно испаряется и при более низких температурах — до — 40 °С. Состав и технические характеристики СУГ, поставляемых потребителям, регламентируются ГОСТ Р 52087-2003
Состав и технические характеристики газа.
При использовании СУГ в качестве топлива для газовых плит и газовых нагревательных приборов (котлов, воздухонагреваетелей, калориферов, каминов и т. п.) следует иметь в виду следующее:
- СУГ, в отличие от природного газа, тяжелее воздуха, поэтому аппараты, работающие на сжиженном газе, можно устанавливать только выше уровня грунта. Их размещение в цокольных и подвальных этажах категорически запрещается;
- для отопительных приборов использование СУГ рекомендуется только при наличии газгольдера с комплектом регулирующей и защитной аппаратуры. Стандартный баллон сжиженного газа ёмкостью 27 литров не может обеспечить, при плюсовой наружной температуре, испарение жидкой фракции в количестве, эквивалентном (внимание!) более 10… 12 кВт тепловой мощности газового котла. В случае желания большего отбора газа из баллона неизбежно обмерзание верхней части последнего, включая запорный вентиль и баллонный газовый редуктор, т.е. очень велика вероятность потери прочности мембраны редуктора и, как следствие, повышения давления газа на отопительном аппарате до давления в баллоне, т.е. порядка 16 бар вместо стандартной величины порядка 30 мбар. Поэтому для нормальной работы бытового котла мощностью 24 кВт, при баллонном варианте газоснабжения, необходима газовая рампа — «обогреваемый» шкаф на три «больших» баллона, требующая отдельного проектирования и оснащения специальной газовой аппаратурой.
виды газового топлива, из чего состоит и чем отличаются
Последнее обновление — 11 февраля 2022 в 07:11
Основной альтернативой традиционному бензину или дизелю, является газомоторное топливо (ГМТ). Каким газом заправляют автомобили с ГБО, а также в чём отличие между ними вы узнаете из этой статьи.
Содержание
- 1 Виды газового топлива
- 1.1 Природный газ
- 1.2 Сжиженный нефтяной газ
- 1.3 Биотопливо
Условно ГМТ можно разделить по способу производства, агрегатному состоянию при использовании, хранении и транспортировке.
Расшифровка аббревиатур:
- CNG (compressed natural gas) – компримированный (сжатый) природный газ (КПГ)
- LPG (liquefied petroleum gas) – сжиженный нефтяной газ (СНГ)
Менее распространённые варианты:
- LNG (liquefied natural gas) – сжиженный природный газ (СПГ)
- CBG (compressed biogas) или LBG (liquefied biogas) – биотопливо.
Природный газ
Природным газом принято считать метан. Добывается он из недр земли через подземные или подводные (морские) скважины. В первоначальном варианте топливо содержит 75-98% метана (Ch5), а также множество различных примесей:
- механические (грунт)
- водяной пар
- этан C2H6
- пропан C3H8
- бутан C4h20
- азот N2
- этан C2H6
- пентан C5h22 и другие (зависит от места рождения).
После добычи, сырье подвергается очистке от загрязнений, воды (осушка). Затем методом сепарации происходит отделение сероводорода и других компонентов.
Так как метан не имеет запаха, почувствовать его утечку не возможно. Для безопасности в газ добавляют специальную жидкость одорант (этантиол, этилмеркаптан C2H5SH) из расчета 16 грамм на 1000 м3.
Чистый метан по магистралям, с помощью компрессорных станций создающих давление в трубе, направляется к автомобильным газонаполнительным компрессорным станциям. На АГНКС голубое топливо компримируют (сжимают) до давления 200-220 атм. Таким образом, получается готовый к использованию CNG газ для автотранспорта (характеристики и требования к КПГ регулируются ГОСТом 27577-2000).
Существует ещё один более выгодный метод транспортировки метана. Очищенный природный газ пропускают через систему эжекторов, где при расширении его температура поэтапно понижается до температуры кипения -163°C, после чего метан переходит в сжиженное состояние. Основным преимуществом такого способа является уменьшение объёма газа в 600 раз.
Перевозку и хранение жидкого топлива осуществляют в специальных криогенных ёмкостях, которые, по сути, являются термосами. Цистерна объёмом 25 кубометров вмещает 10 тонн СПГ/LNG.
Затем у сжиженного природного газа может быть два пути:
- обратный перевод в газообразное состояние при помощи испарителей
- использование СПГ как топливо
Последний пункт является очень перспективным для автомобильного транспорта преимущественно коммерческого направления, из-за скопления в жидком метане огромного количества тепловой энергии при относительно низком давлении в криоёмкости (от 5-16 атм.).
Основные преимущества сжатого метана, как и СПГ – это их экономические и экологические показатели. К тому же природный газ легче воздуха, в этом смысле он менее опасен при утечке чем, например пропан. Однако газы метана являются токсичными (4 класс опасности).
Главным фактором медленного распространения CNG, является отсутствие достаточного количества автозаправочных станций. В настоящее время на территории России насчитывается, порядка 330 АГНКС не считая передвижных заправщиков (ПАГЗ), которые в основном применяются для нужд предприятий.
Техника и инфраструктура под LNG только начинают появляться, поэтому более широкое применение на авто пока имеет КПГ.
Заправка криобака магистрального тягача на СПГ
Сжиженный нефтяной газ
Ввиду доступности и пониженных требований к конструкции баллонов, ещё большее распространение в качестве газомоторного топлива получил состав пропана (C3H8) с бутаном (C4h20).
Пропан-бутановую смесь выделяют из добытого газоконденсата, а также при извлечении и глубокой переработке нефти. При нефтеперегонке образуется так называемый попутный нефтяной газ (ПНГ), из него отделяют сжиженный углеводородный. Затем происходит разделение СУГ на составляющие компоненты, один из которых — это сжиженный нефтяной газ. Для разных сфер применения СНГ бывает:
- СПБА — смесь пропана-бутана автомобильная
- ПА — пропан автомобильный
- ПТ – пропан технический
- ПБТ – пропан-бутан технический.
Пропан тяжелее воздуха, поэтому при утечке может скапливаться в нишах и закрытых помещениях (смотровая яма, гараж). Взрывоопасность паров ПБ в воздухе 2,3-9,5 % при нормальном давлении и температуре 20°C, метана 5-15%. СНГ малотоксичен.
LPG топливо имеет температуру кипения -43 градуса по Цельсию, при её превышении и атмосферном давлении горючее переходит в парообразное состояние. Избыточное давление паров составляет 16 атм (при температуре 45°C). В сжиженном состоянии объём СПБ уменьшается до 250-300 раз, концентрируя большое количество энергии.
Согласно ГОСТу 52087-2003 ПА должен содержать 85% пропана (±10%), СПБА 50% (±10%). Топливо, как и метан, подвергается одоризации (за исключением правил указанных ГОСТом).
Применение технического пропана и смеси ПТ, допустимо в качестве моторного топлива автомобиля, во всех климатических зонах с температурой окружающей среды до -20°C.
Октановое число пропана 105, у метана 110. По сравнению с бензином после сгорания СНГ и КПГ топлива, вредные выбросы снижаются до 10 раз.
Биотопливо
Биогаз — по сути тот же метан, полученный из растительного, животного сырья, а также различных органических отходов. CBG/LBG обладает схожими характеристиками.
Основное преимущество биометана заключается в том, что его производство никак не связано с добычей природных ископаемых. Генерируют его искусственным путём в специальных реакторах. Процесс происходит за счёт естественной жизнедеятельности бактерий . После очистки газа от сероводорода получается топливо с содержанием метана до 98%.
Применение биогаза как ГМТ актуально для сельскохозяйственных предприятий и перерабатывающих отходы организаций.
Типы бензина для автомобилей: премиум или обычный
Если вы похожи на многих водителей, вы покупаете обычный неэтилированный бензин и не задумываетесь о различных типах бензина.
Для тех, кому интересно, какой бензин лучше купить, премиум или обычный, в этом кратком руководстве объясняются различные типы бензина для автомобилей и что вам следует знать.
Из чего состоит бензин?
По данным Управления энергетической информации, «бензин — это топливо, изготовленное из сырой нефти и других нефтяных жидкостей. Бензин в основном используется в качестве моторного топлива в транспортных средствах. Нефтеперерабатывающие заводы и заводы по смешиванию производят автомобильный бензин для продажи на АЗС».
Бензин, к которому вы привыкли, на самом деле представляет собой недоработанный бензин в сочетании с дополнительными жидкостями, такими как этанол. Именно эти различные смеси определяют различные типы газа, которые обычно указываются по сортам на заправочной станции.
Различные типы газа по сортам, объяснение
На большинстве заправочных станций в США есть три различных типа газа, обычно различающихся по октановому числу:
- Обычный бензин (обычно с октановым числом 87) — один из самых распространенных видов топлива. Многие производители автомобилей рекомендуют обычный бензин, и многие водители предпочитают именно его. Обычный газ является экономичным вариантом газа и входит в стандартную комплектацию многих автомобилей.
- Газ среднего качества (обычно от 88 до 90) — это специальный газ. Некоторые автомобили предназначены для работы на бензине с более высоким октановым числом. Например, для некоторых внедорожников (внедорожников) требуется бензин среднего качества. Более высокий уровень октанового числа может быть полезен для производительности.
- Газ премиум-класса (часто от 91 до 94) часто является продаваемым бензином с самым высоким октановым числом. Автомобиль редко нуждается в бензине премиум-класса, но для некоторых автомобилей, предназначенных для высокой производительности, может потребоваться более высокое октановое число.
Вы также можете увидеть различные сорта бензина, называемые неэтилированным, супер- или супер-премиум.
Использование подходящего топлива для вашего автомобиля может повысить его производительность и эффективность. Если вашему автомобилю не требуется более высокое октановое число, нет необходимости использовать более дорогой тип бензина. Это может даже потенциально повредить ваш автомобиль, если вы заправитесь неправильным типом газа.
Отличие бензина премиум-класса от обычного бензина
При рассмотрении различных типов бензина важно помнить, что уровень октанового числа измеряет степень сжатия бензина.
Основное различие между бензином премиум-класса и обычным бензином заключается в октановом числе. Это влияет на производительность двигателя и компрессию.
Помимо этой существенной разницы, конечно, есть и разница в цене.
Обычный неэтилированный бензин, как правило, является самым дешевым газом для покупки, поскольку он наиболее распространен.
Газ премиум-класса обычно является самым дорогим газом. Некоторые производители автомобилей класса люкс и производители спортивных автомобилей или иномарок рекомендуют бензин премиум-класса с более высоким октановым числом для достижения максимальной эффективности двигателя.
Дважды проверьте, требует ли производитель вашего автомобиля бензин премиум-класса или рекомендует его. В руководстве по эксплуатации вашего автомобиля будет указано, какой бензин вы должны использовать, чтобы получить ожидаемую производительность автомобиля.
Стоит ли покупать газ среднего качества?
Немногие производители автомобилей предлагают бензин среднего класса. В нем немного больше присадок, чем в обычном газе, но в целом результаты не будут заметно лучше.
Если вашему автомобилю не требуется бензин среднего класса, вы потратите дополнительные деньги, не добившись существенного улучшения.
Какой бензин мне нужен для моего автомобиля?
Что касается типов бензина для автомобилей, в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля будет указан рекомендуемый бензин для вашего автомобиля.
Не тратьте деньги и не используйте больше бензина премиум-класса, потому что это не обязательно позволит вашему автомобилю работать быстрее или увеличить расход топлива, если ему нужен только обычный бензин.
Могу ли я использовать дизель для своей машины?
Дизельное топливо имеет гораздо более низкое октановое число от 25 до 30. Если производитель вашего автомобиля не рекомендует дизельное топливо, вам не следует заправлять им свой автомобиль, даже если оно стоит меньше, чем обычный бензин.
Дизель может повредить двигатель вашего автомобиля из-за более низкой степени сжатия и октанового числа. Вы не хотите застрять на дорогостоящем и ненужном ремонте автомобиля.
Важен ли тип используемого вами газа для здоровья вашего автомобиля?
Вы хотите, чтобы ваша машина была в хорошем состоянии, поэтому вы можете подумать, что лучше потратиться на более высокое октановое число. Не совсем так.
Если в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля указан бензин премиум-класса или среднего класса, но вместо этого вы заправляете обычным бензином, более низкое октановое число может снизить мощность двигателя, повредить здоровью автомобиля и снизить расход топлива.
Напротив, заправка вашего автомобиля бензином премиум-класса, когда руководство по эксплуатации вашего автомобиля требует обычного бензина, может не повредить ваш двигатель, но, вероятно, не принесет многого, кроме дополнительных затрат.
Как регулярное техническое обслуживание автомобиля поддерживает его здоровье?
Регулярное техническое обслуживание, такое как замена масла, использование соответствующих шин и осведомленность о любых проблемах, могут помочь сохранить ваш автомобиль в хорошем состоянии. Простой способ сохранить автомобиль в отличной форме дольше — меньше ездить.
Водители с небольшим пробегом меньше изнашивают свои машины. Вождение менее часто означает, что вам также придется реже обслуживать свой автомобиль.
Переход на автострахование с оплатой за вождение может быть хорошей идеей, если вы мало ездите. Страховые полисы Metromile с оплатой за милю ориентированы на километры, которые вы проезжаете, поэтому люди, которые не часто заправляются, могут также платить меньше за страхование автомобиля.
В приведенной ниже таблице показаны средние годовые сбережения по страхованию автомобилей, которыми пользуются новые клиенты Metromile:
*Средние годовые сбережения по страхованию автомобилей новых клиентов, опрошенных, которые экономили с помощью Metromile в 2018 году.
Если есть возможность, общественный транспорт также может помочь вам сэкономить деньги на заправке.
Суть
Есть много видов газа. Если вы хотите сэкономить деньги на бензине и сохранить свой автомобиль здоровым, придерживайтесь того, что предлагает производитель вашего автомобиля. Это сэкономит вам деньги и нервы.
Если вы мало ездите и редко бываете на заправочных станциях, вы можете получить бесплатный расчет от Metromile и попробовать автострахование с оплатой за милю (вам нужно будет сохранить текущий полис, чтобы оставаться в страховке) с бесплатную пробную версию Ride Along™, прежде чем переключиться.
Мелани Локерт — писатель-фрилансер, ведущая подкаста шоу «Психическое здоровье и богатство» и автор книги «Дорогой долг». Она мама двух джазовых котов, Майлза и Телониуса, боксера-любителя, любителя музыки, и ей нужен кофе, чтобы функционировать.
5 видов бензина и их отличия
Перейти к основному содержанию
Скрыть
Показать
В Орегоне получить газ так же просто, как подъехать к заправке и сказать обслуживающему персоналу, какой газ вам нужен. Но правильно ли вы выбираете бензин для своего Шевроле? В Capitol Chevrolet мы хотим, чтобы у вас была самая лучшая информация, чтобы вы знали, как ухаживать за своим автомобилем, грузовиком или внедорожником Chevy. Имея это в виду, мы написали эту страницу, наполненную вопросами и ответами о различных видах топлива.
5. Что такое бензин высшего уровня?
Возможно, вы слышали, что бензин высшего уровня лучше для вашего двигателя, и, возможно, задавались вопросом, так ли это на самом деле. Краткий ответ: да.
Теперь более длинный ответ. Чистый бензин по сути такой же; однако разные компании добавляют в свой газ разные моющие присадки, чтобы предотвратить накопление углерода и снижение производительности. Многие компании добавляют только те моющие средства, которые требуются по закону. Но компании, которые продают газ Top Tier, идут на шаг впереди. Они добавляют еще больше моющих средств и присадок, чтобы поддерживать чистоту двигателя и высокий расход топлива.
4. Нужен ли моему автомобилю премиальный бензин?
Вы, наверное, заметили, что на большинстве заправок продается обычный, средний и премиальный бензин. Обычно это будет помечено 87, 89 и 92 или 93 соответственно. Эти цифры относятся к октановому числу, и вам не следует использовать более низкое октановое число, чем рекомендуется в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля. Но есть ли преимущество в том, чтобы подняться выше и выбрать газ премиум-класса?
Как правило, нет. Использование премиального топлива в большинстве легковых автомобилей ничего не дает, разве что быстрее опустошает ваш банковский счет. Однако, если вы едете на мощном Chevy, ознакомьтесь с руководством. Топливо премиум-класса может быть рекомендовано или необходимо, что означает, что лучше всего использовать его.
3. Что такое E85/Flex Fuel?
На большинстве заправок бензин, который вы получаете, не является чистым бензином и моющими средствами: там также часто присутствует до 10% этанола. Этанол — это биотопливо, которое производится из кукурузы или сахарного тростника, и он может помочь сделать ваш Chevy более экологичным.
E85, или Flex Fuel, представляет собой газ, состоящий из 85% этанола и 15% бензина (плюс моющие средства). Хотя это отличный выбор для автомобилей с гибким топливом, таких как большинство сегодняшней линейки Chevy, он рекомендуется только для этих автомобилей. Хотя вы не можете навредить обычному двигателю, добавив E85, двигатель может плохо реагировать и может работать плохо, пока вы не заполните его газом с более низким содержанием этанола.
2. Что такое газ E15?
Бензин E15 доступен на некоторых заправках. Как вы могли догадаться, это газ, который содержит 15% этанола и 85% бензина — по сути, противоположность Е85. Если вы водите более новую машину, обычно можно использовать E15. Однако, если вы не уверены, у помпы могут быть рекомендации.
1. Что такое дизельное топливо
В отличие от других, которые мы обсуждали, дизельное топливо — это совершенно другой вид топлива — оно вообще не содержит бензина и предназначено исключительно для дизельных двигателей. В дизельных двигателях для сжигания топлива используется сжатие, а не искра, как в бензиновых двигателях.