Содержание
Вариатор скутера устройство, принцип работы. Что такое вариатор у скутера
Все скутера рано или поздно выходят из строя. Конечно же, можно попытаться найти информацию о неисправности в интернете, закупить оборудование и запчасти и самостоятельно провести ремонт своего транспорта. Однако, это слишком затратно как по времени, так и по финансам. Лучше всего обратиться к профессионалам, которые быстро и качественно отремонтируют Ваш скутер, в частности — его вариатор. К слову, не многие владельцы мототранспорта знают, что такое вариатор на скутер и зачем он нужен. Подробнее об этой запчасти — далее.
Что такое вариатор скутера?
Вариатор на скутере — это что-то вроде коробки передач в автомобиле. Эта деталь является важной составной частью двигателя мототранспорта, которая используется в трансмиссии. Вариатор на скутер нужен для того, чтобы установить необходимый скоростной режим во время движения мототранспорта.
Вариаторы бывают двух видов:
- передние;
- задние.
Также выделяют литые и составные вариаторы. Инженеры разработали множество типов конструкций этих деталей, однако наиболее часто в скутерах используются именно клиноременные вариаторы.
Где в скутере вариатор?
Вариатор на скутере расположен в трансмиссии между двигателем и колесами. Чтобы найти вариатор, необходимо убрать специальную защитную крышку трансмиссии. За ней расположены все составные части механизма, который обеспечивает движение мототранспорта.
Как устроен вариатор скутера?
Поскольку клиноременной вариатор — это наиболее часто используемая конструкция, которая устанавливается на скутер, устройство вариатора этого типа будет описано далее.
Вариатор для скутера устроен таким образом, чтобы обеспечивать автоматическую бесступенчатую трансмиссию. Вариатор у скутера состоит из ведущего и ведомого шкивов и клиновидного ремня. Ремень в разрезе имеет форму трапеции. Ведущий шкив представляет собой небольшую конусовидную деталь, которая имеет две половины (щеки). Одна щека неподвижная. Она прикручена к цапфе (хвостику) коленчатого вала болтом и шайбой. Вторая щека шкива опирается на специальные ролики и перемещается с помощью них по валу. Ролики, в свою очередь, упираются в неподвижную щеку ведущего шкива. Ведомый шкив имеет то же строение, что и ведущий. Однако, вместо роликов на нем установлена пружина.
Вариатор скутера, устройство которого может немного отличаться в разных моделях мототранспорта, — намного проще, чем стандартная ручная или автоматическая коробка передач. Его замена и ремонт обойдутся намного дешевле, по сравнению с классическими МКПП и АКПП. Кроме этого, водитель при управлении скутером с вариатором практически не участвует в переключении скоростей, поскольку работа вариатора зависит от количества оборотов самого двигателя.
Как работает вариатор скутера?
Чтобы понять принцип работы вариатора скутера, необходимо представить себе систему изменения передаточных отношений в обычном велосипеде: звездочки спереди и сзади, и цепь между ними. Роль звездочек в вариаторе скутера выполняют шкивы (ведущий и ведомый), а роль цепи — трапециевидный ремень. Щеки шкивов могут приближаться и отдаляться друг от друга, благодаря чему меняется положение ремня вариатора. Чем ближе щеки шкивов, тем ближе ремень к оси шкивов (внутри), чем дальше — тем ремень ближе к внешней кромке шкивов (снаружи). Если ремень находится совсем рядом с осью шкивов, радиус, по которому он перемещается, небольшой. Радиус перемещения ремня еще называют рабочим радиусом вариатора.
Вариатор на скутере, принцип работы которого достаточно прост, действует по следующему механизму: если рабочие радиусы обоих шкивов одинаковые, они вращаются с одинаковой скоростью; если же вращать шкив с большим рабочим радиусом быстрее, то шкив с меньшим рабочим радиусом также будет вращаться быстрее.
При увеличении оборотов двигателя (при увеличении скорости транспорта), ведущий шкив сжимается, а ведомый раздвигается. Это ведет к тому, что изменяется передаточное число. Стоит обратить внимание, что радиусы обоих шкивов всегда изменяются синхронно.
Чтобы скутер работал исправно, а скорости переключались плавно, необходимо качественно настроить вариатор. Это можно провести вручную или с использованием специальных инструментов. Для того, чтобы настроить вариатор скутера, лучше всего обратиться к опытному мастеру. Он не только проведет настройку механизма передач, но и выполнит профилактический осмотр и ремонт всей трансмиссии. Правильная работа вариатора и трансмиссии не только продлит жизнь скутера, но и предотвратит возможную аварию.
устройство, принцип работы и способы повышения ресурса
Вариатор скутера представляет собой вид трансмиссии, позволяющий изменять скорость перемещения транспортного средства без переключения «передач».
Вариатор состоит из двух шкивов, каждый из которых включает пару конических дисков, расположенных на оси. Один шкив (ведущий) соединяется с двигателем, второй передает вращение колесам.
Между щеками вариатора натягивается замкнутый клиновидный ремень, который может перемещаться от внешнего диаметра шкива к внутреннему, причем такое движение осуществляется синхронно – если диски одного шкива сжимаются, то щеки второго раздвигаются.
Каждый шкив имеет один зафиксированный диск и один подвижный.
Перемещение незафиксированного диска на каждом шкиве осуществляется по разному принципу. Диски ведущего шкива раздвигаются за счет роликов, ведомого – посредством работы пружины.
Ролики вариатора
Наружная сторона подвижного диска ведущего шкива имеет дорожки, в которых установлены ролики.
Рис. 1. Ролики вариатора на дорожках
Они изменяют свое положение под действием центробежной силы, выполняя функцию груза. При увеличении центробежной силы ролики перемещаются по дорожкам на внешний диаметр диска, тем самым отодвигая его от центра оси и двигая ремень на больший радиус.
К вопросу подбора веса грузов и их замены в случае истирания необходимо подходить очень серьезно, так как от этого зависит скорость скутера.
Слишком тяжелые ролики будут выталкивать ремень на внешний радиус диска даже на небольших оборотах, а ролики маленько веса не смогут этого сделать даже на повышенных оборотах.
Вопреки распространенному мнению, вариатор является достаточно надежной трансмиссией. Однако для увеличения его ресурса и обеспечения стабильной работы необходимо соблюдать правила его обслуживания и эксплуатации.
Вариатор не предназначен для работы в экстремальных режимах с быстрой сменой скорости, ездой по бездорожью.
Наиболее распространенной причиной выхода вариатора из строя является износ его сопряженных компонентов, таких как ролики и контактирующие с осью поверхности подвижных дисков шкивов.
Высокое трение деталей в процессе работы вариаторов стимулирует истирание компонентов.
Повреждение роликов приводит к изменению их веса, круглые детали приобретают выраженные грани.
Рис. 2. Изношенные ролики вариатора
Вследствие этого скутер не может набрать максимальную скорость, так как слишком легкие ролики не способны переместиться по дорожкам на максимальное расстояние.
Износ оси и сопряженной с ним поверхности подвижного диска приводит к образованию зазора, потере плавности регулировки скорости, появлению скачкообразного движения и выходу шкива из строя.
Если замена роликов не становится серьезным финансовым вложением, то покупка или ремонт дисков оказывается дорогостоящей операцией.
Поэтому для обеспечения снижения износа контактирующих деталей все чаще применяют твердые смазки, которые не нуждаются в обновлении и защищают элементы от истирания.
Эффективным решением для повышения ресурса вариатора является использование антифрикционного твердосмазочного покрытия MODENGY 1002 на основе дисульфида молибдена.
Рис. 3. Детали вариатора с покрытием MODENGY 1002
Оно наносится на ролики, ось и контактирующую с ней поверхность диска для снижения износа и повышения плавности перемещения деталей, а также может применяться на внешней поверхности щек для обеспечения защиты от коррозии.
Важный нюанс – при использовании этого и других смазочных составов необходимо изолировать внутренние поверхности дисков от попадания материала, в противном случае ремень может начать проскальзывать.
В узлах вариатора применяются и пластичные смазки, однако они требуют частого обновления, так как испаряются, вымываются и загрязняются.
Для предотвращения выхода вариатора из строя также необходимо периодически проверять состояние и положение клиновидного ремня.
Из-за постоянных перемещений он истирается, а использовать смазочные составы на нем нельзя для предотвращения проскальзывания.
Если ресурс ремня вариатора подошел к концу, то динамика разгона скутера существенно ухудшится.
Для оценки состояния ремня достаточно визуального осмотра. На нем не должно быть трещин и отслаиваний. Также по возможности рекомендуется замерить ширину изделия, она должна соответствовать значениям, указанным на самом ремне.
Рис. 4. Износ ремня вариатора
Диагностическая замена ремня до возникновения проблем с разгоном позволит исключить его разрыв в дороге и другие неприятные последствия.
Срок службы качественного ремня составляет примерно 6 тысяч километров пробега.
Ресурс вариатора скутера во многом зависит от обслуживания. Если не допускать функционирования механизма в экстремальных режимах, не забывать о смазывании подвижных деталей и следить за состоянием ремня, то транспортное средство будет надежно работать долгие годы.
Возврат к списку
Как работает вариатор вашего скутера?
Если у вас дома есть скутер, вы наверняка слышали термин «вариатор». В этой статье мы объясним, как работает вариатор скорости вашего скутера и как получить максимальную отдачу от этого компонента.
Что такое вариатор?
Вариатор скутера является одной из важнейших деталей этого типа мотоцикла, так как без механической коробки передач он отвечает за изменение передаточных чисел или передач нашего скутера.
Чтобы понять это проще, мы должны рассматривать вариатор нашего скутера как звездочки велосипеда. Если у нас будет большая передняя звезда, нам придется приложить большее усилие, но мы будем двигаться больше с меньшим ходом педали, а с маленькой мы будем двигаться с меньшим усилием, но нам придется больше крутить педали.
Вариатор нашего мотоцикла находится в самом начале трансмиссии скутера, соединенный с коленчатым валом двигателя для передачи всей вырабатываемой им мощности на колеса.
Части вариатора:
Вариатор скорости скутера состоит из разных частей, хотя в зависимости от типа вариатора, как мы объясним ниже, они могут меняться. Состав вариатора следующий:
Ползун: Это металлический цилиндр, на который опирается вариатор и который фиксирует его для правильной работы.
Шкив: Деталь, соприкасающаяся с приводным ремнем скутера.
Массы или ролики: Противовесы, отвечающие за работу и открывание вариатора. Чем легче вес, тем позднее открытие и выше ускорение. Чем тяжелее вес, тем раньше открытие и выше максимальная скорость.
Рампа или колокол: Внутренняя часть привода, по которой скользят грузы или ролики, в зависимости от типа привода.
Смазка только на некоторых моделях: Только в обычных приводах используется смазка для смазки и уменьшения трения между штифтом и приводом.
В любом типе вариатора мы обнаружим, что шкив находится в непосредственном контакте с ремнем, и он ограничен полушкивом, который направляет его.
Типы вариаторов
На рынке есть разные производители, которые производят этот тип компонентов для скутеров не только в качестве запасной части на случай поломки оригинального, но и для повышения производительности нашего мотоцикла.
Оба типа вариаторов работают благодаря центробежной силе, создаваемой коленчатым валом скутера, но мы можем выделить 2 типа вариаторов в зависимости от их внутреннего движения:
Обычный или роликовый вариатор
Наиболее широко используемый и самый один, используемый производителями серий и некоторыми производителями производительности, где пандусы, направляющие и веса роликов модифицируются для получения других функций.
В этом типе вариатора ролики перемещаются в продольном направлении (перекатываясь), чтобы открыть или закрыть вариатор и передать мощность двигателя системе привода.
Ролики перемещаются по пандусам, расположенным внутри вариатора. В зависимости от наклона или наклона пандусов характеристики и результат на нашем мотоцикле будут разными.
Схема вариатора обычного скутера и его частей.
Вариатор поперечный
Менее известный, но более эффективный из двух, так как он упрощает работу и улучшает функции или преимущества, которые может предложить обычный.
В отличие от обычного вариатора, в поперечном вариаторе (также известном как осевая передача или осевой вариатор) не используются ролики, а имеются массы. Массы представляют собой противовесы, изготовленные из кевлара и пластика, которые выполняют ту же функцию, что и ролики.
В этом случае вместо роликов, движущихся в продольном направлении, массы перемещаются в поперечном направлении, прикладывая усилие к раструбу вариатора и заставляя его двигаться для открытия или закрытия вариатора.
Колокол в поперечном вариаторе является ключевым элементом, так как он заменяет функцию, которую выполняют аппарели. Для правильной работы вариатора необходим правильно откалиброванный колокол.
Схема поперечного вариатора скутера и его частей с
Преимущества поперечного вариатора
Установив поперечный вариатор на наш скутер, мы не только улучшим характеристики нашего мотоцикла, но и также выигрывают в удобстве и комфорте в 4-тактных двигателях. С поперечным вариатором мы компенсируем мелкие неровности 4-тактного двигателя внутреннего сгорания, потому что уменьшаем внутреннее трение внутри трансмиссионной группы.
Поперечный вариатор JCosta и его детали
Если обратить внимание на производительность, которую мы можем получить с поперечным вариатором, мы увидим, что мы будем набирать скорость как на низкой скорости, так и на высокой скорости. Это позволит нам иметь большее ускорение с закрытым вариатором и большую максимальную скорость с открытым вариатором.
Во многих случаях в результате установки поперечного вариатора также получается, что наш двигатель работает более расслабленно. Как следствие, двигатель не пострадает и сможет проехать больше км, чем со штатным вариатором.
Если вы хотите улучшить характеристики своего мотоцикла или просто провести техническое обслуживание своего скутера, посетите наш магазин и найдите свой вариатор JCosta по лучшей цене.
▷ Вариаторы для скутеров | JCosta
Дом
Магазин
Блог
О JCosta
Связаться с нами
Помощь
Войти / Войти
Вариаторы (текущие)
Сцепление
Выхлопные системы
Общественный тариф
Сортировать по
ИТ631ПРО НОВИНКА Вариатор на Suzuki Burgman 125cc НОМЕР: IT631PRO В наличии | ИТ632ПРО НОВИНКА Вариатор на Suzuki Burgman 150cc НОМЕР: IT632PRO Производство на заказ | ИТ634ПРО НОВИНКА Вариатор на Suzuki Burgman 400cc 00000003 |
ИТ636ПРО НОВИНКА Вариатор на Suzuki Burgman 200cc НОМЕР: IT636PRO Производство на заказ | ИТ637ПРО НОВИНКА Вариатор на Suzuki Burgman 400cc K7-K11 (2008-2018) НОМЕР: IT637PRO В наличии | IT6413PRO НОВИНКА Вариатор для Honda Vision 110 / LEAD 110 НОМЕР: IT6413PRO В наличии |
IT6414PRO НОВИНКА Вариатор на Honda PCX 125 eSP 2013-2020 гг. НОМЕР: IT6414PRO В наличии | ИТ64202ПРО НОВИНКА Вариатор на Honda SH 150cc 2013-2019 гг. НОМЕР: IT64202PRO В наличии | IT6422PRO НОВИНКА Вариатор J.Costa PRO для Honda PCX 150 (до 2013 г.) №: IT6422PRO Производство на заказ |
IT6424PRO НОВИНКА Вариатор на Honda PCX 150cc (2013) НОМЕР: IT6424PRO В наличии | ИТ642ПРО НОВИНКА Вариатор на Honda SH 150cc (2001-2013) НОМЕР: IT642PRO Производство на заказ | ИТ643ПРО НОВИНКА Вариатор на Honda FORZA 250 (2008-12) |