Туго крутится руль: причины, особенности, решение

Чтобы выкрутить в какую-либо сторону руль в современном транспортном средстве, не нужно прикладывать больших усилий и тратить много времени. Относительная лёгкость вращения рулевого колеса в любую сторону обеспечивается благодаря наличию гидравлического усилителя или электроусилителя.

Подобные приспособления, включенные в конструкцию руля, позволяют крутить его одной рукой без неудобств. Такие механизмы не застрахованы от неполадок, возникающих с течением времени.

На наличие проблем может указать затруднённое вращение рулевого колеса. Существует множество причин, которые могут спровоцировать подобные неполадки. Если руль стал тяжелее крутиться, то лучше всего не игнорировать первые признаки поломки гидравлического или электрического усилителя руля. Если внимательно следить за состоянием механизма, то можно предотвратить дорогостоящий ремонт.

Допустимо ли дальнейшее использование автомобиля, если руль туго идёт

Автолюбителю необходимо помнить, что гидравлический усилитель отвечает не только за облегчение поворота рулевого колеса, но и даёт возможность эффективно определять направление езды при сильном разгоне.

Именно гидроусилитель не позволяет автомобилю съехать с покрытия, если начнёт спускать одно из колес. Ещё подобное приспособление компенсирует удары, которые возникают из-за разнообразных препятствий. Это также ощутимо упрощает руление.

Если ГУР выходит из строя, то при возникновении непредвиденных обстоятельств при движении по любому дорожному покрытию или езде в плохих погодных условиях в несколько раз возрастёт риск попадания в аварийную ситуацию. Более того, если водитель продолжит прокручивать руль через силу, то последует сильный износ рулевой системы.

При таких обстоятельствах потребуется производить недешёвый ремонт и техническое обслуживание. Лучше всего сразу обратиться в специализированный сервисный центр, когда тяжело крутится руль.

Что затрудняет поворот руля

Если туго крутится руль, то подобное явление может быть спровоцировано следующими причинами:

  1. Понижением шинного давления.
  2. Сбоем в развал-схождении.
  3. Сбоем в балансировке колёс.
  4. Неполадками в электроусилителе.
  5. Поломками в ГУР.
  6. Неприятностями с жидкостью для ГУР.
  7. Поломкой рейки руля.

Каждая причина имеет свои особенности, подробную информацию о которых могут предоставить специалисты.

Пониженное давление

Если заданное в заводских условиях давление понижается, то пятно контакта, становится больше. Из-за подобного явления может начать тяжело крутиться руль. Это связано с тем, что усилие при рулении направляется на колёса. При появлении подобного явления во время руления лучше всего сразу произвести замеры давления.

Подобную процедуру можно выполнить манометром. Если этот измерительный прибор отсутствует, то его можно приобрести на АЗС. Собрать информацию относительно рекомендуемых показателей давления можно, изучив карточки с информацией. Их можно обнаружить на крышечке бачка, дверях, иных местах. Такая информация указывается в инструкции.

Нарушение развал-схождения

Показатели развал-схождения определяют правильность угла, под которым колёса расположены относительно друг друга, дороги. Если углы устанавливаются неверно, то происходит увеличение площади контакта колёса с дорожным покрытием.

Из-за этого крутить руль становится туго, как упоминалось выше. При таких обстоятельствах ощутимо ухудшается устойчивость транспортного средства во время езды по покрытию любого типа.

Если руль начинает проворачиваться со значительными затруднениями после продолжительной езды по бездорожью, попадания в яму, удара о бордюр, быстрого проезда по лежачим полицейским, то в обязательном порядке требуется произвести проверку развал-схождения.

Сделать это можно только с помощью специализированного стенда. Для этого потребуется обратиться в автосервис. Его сотрудники смогут произвести необходимую диагностику оперативно и эффективно.

Нарушение регулировки колёс

Некоторые автолюбители сомневаются в целесообразности выполнения балансировки. Им требуется знать, что подобную процедуру надо производить в обязательном порядке, так как от её эффективности зависит равномерное распределение массы относительно центра колеса.

Если вес распределяется плохо, то это провоцирует ускоренный износ покрышек, дисков, ходовой части, входящей в состав конкретной автомобиля. Более того, появится значительная вибрация во время езды по любой дороге. Это будет очень хорошо чувствоваться в салоне.

Самым явным признаком неправильной балансировки колёс является произвольное хождение руля во время езды. При таких обстоятельствах рулевое колесо поворачивается просто, но удержать его на месте будет очень сложно. При появлении ощутимой вибрации требуется немедленно произвести балансировку. Лучше всего доверить эту работу специалистам.

Поломка электроусилителя

Если машина оборудована электроусилителем и руль начинает тяжело крутиться, то требуется произвести диагностику этого устройства. Однако необходимо понимать, что в большинстве случаев без тщательного ремонта обойтись не получится.

Автолюбителям хорошо известно, что поломки электрического усилителя руля заключены в сгорании предохранительных устройств или имеют отношение к обгоранию силового агрегата, возникающего в результате контакта с водой. В некоторых случаях неполадки провоцируются поломкой датчика вращения. Ещё в число причин поломок включают износ деталей, который происходит с течением времени.

В любом случае, чтобы эффективно обнаружить причину и определить методы и пути её устранения, необходимо произвести тщательную диагностику. Чтобы её сделать, требуется иметь специализированное оборудование, а также знания и опыт.

Неисправность гидроусилителя

Если в затрудненном прокручивании рулевого колеса виноват гидравлический усилитель, то поломки могут заключаться в следующем:

  1. Износе гидравлического насоса. При таких обстоятельствах руль крутится с большим трудом в результате снижения вспомогательного усилия. Это обусловлено неспособностью насоса создать требуемое давление.
  2. Завоздушивании системы. Происходит, когда воздушные массы проникают в масло. При этом ГУР начинает гудеть по время работы.
  3. Недостаточном натяге ремня насоса. Подобную неполадку можно определить по тяжёлому вращению руля на месте, сопровождаемому писком.
  4. Неполадках клапана. Возникают, если происходит заклинивание при открывании.

Ещё гидроусилитель может выйти из строя при разрушении ремня в результате износа, неизбежно происходящего с течением времени. Если этой произойдёт внезапно во время движения, то аварийная ситуация возникнет неминуемого.

Проблема с жидкостью

Неполадки в гидравлическом усилителе могут быть спровоцированы падением рабочей жидкости ниже наименьшего значения. Если в системе нет требуемого объёма жидкости, то руль станет вращаться крайне тяжело.

Сведения относительно наименьшего значения можно получить при изучении документации на ТС, осмотре крышки бачка масла или общении со специалистами в дилерских центрах. Ещё проблема может появиться, если рабочая жидкость приходит в негодность.

Неполадки в рейке

Признаки неполадок, указывающих на неполадки в рейке, отличаются в зависимости от типа усилителя, установленного на конкретном автомобиле. Если речь идёт о гидроусилителе, то на неполадки может указывать постоянное исчезновение жидкости, стук, гул при повороте руля. Если установлен электроусилитель, то может происходить закусывание рулевого колеса и стук при повороте, появляться неравномерное усилие на руле, а также произвольное вращение.

Тяжелый руль — причины, как исправить | SUPROTEC

Гидроусилитель руля (ГУР) – деталь, которая не только облегчает водителю повороты, но и значительно увеличивает контроль за направлением движения автомобиля: если спустило колесо, то машина с ГУР не съедет с дороги.

“Крутить баранку”, “Рулить”, “быть за рулём”: всем безусловно понятно, что стоит за этими словами, фразеологизмами и словосочетаниями. Руль давно стал синонимом управления и уже не только автомобилем. А если еще вспомнить крылатую фразу из фильма “Кавказская пленница”: “Будь проклят день, когда я сел за руль этого пылесоса”, то всем станет понятно, что рулевое колесо в автомобиле может и не самая главная деталь, но уж точно системообразующая. За более чем сто лет развития автопрома, руль сильно изменился. Сегодня это не просто инструмент для поворота автомобиля направо или налево, в современной машине руль — это фактически место контакта нервной системы человека и железного коня. И если вдруг руль стал тяжелее крутиться, то в этом контакте точно возникнут проблемы.

Тяжелый руль — ГУР

Так на вскидку и не вспомнить, есть ли в современном автопроме машины без гидроусилителя руля… Думается, что уже давно таких чудо-агрегатов не выпускают. Потребитель привык: руль должен крутиться легко и непринужденно, даже у ваза. Как же устроена система, которая помогает нам поворачивать баранку одним пальцем?

Гидроусилитель руля (ГУР) – деталь, которая не только облегчает водителю повороты, но и значительно увеличивает контроль за направлением движения автомобиля: если спустило колесо, то машина с ГУР не съедет с дороги. Агрегат также заметно компенсирует удары при наезде на всевозможные препятствия. И значит, когда руль стал тяжелее или более тугой, все преимущества, которые вы получили от наличия гидроусилителя фактически сошли на нет.

ГУР — эта замкнутая гидравлическая система. Агрегат состоит из насоса, бачка для жидкости, регулятора давления, золотника и силового гидроцилиндра.

Когда и почему тяжелый руль — причины

  • Вытекла жидкость из бачка;
  • Проблема с насосом;
  • Изношен или плохо натянут приводной ремень;
  • В уселитель попал воздух;
  • Проблемы в рулевой системе: редуктор или рулевая рейка вышли из строя.

Краткая инструкция к действиям

При любой, даже самой незначительной неполадки не стоит полагаться на русское “авось”. Важно помнить, неисправный автомобиль становится потенциальным убийцей. И даже один плохо закрученный болт может привести к трагедии.

Когда вы почувствовали тяжелый руль, срочно проверьте бачок с запасом гидравлической жидкости. Если она там отсутствует или её меньше, чем положено, то в любом ближайшем автомагазине или на заправочной станции покупаем жидкость и доливаем до максимума в бачок.

Автомобиль должен быть заведен, покрутите руль, жидкость пройдет в систему. В ситуации если туго, тяжело крутится руль, необходимы дополнительные усилия, а жидкость для ГУР в норме, то можно самостоятельно попробовать проверить клапан регулировки насоса. Он достаточно часто засоряется, а прочистить его можно в гаражных условиях, на форумах владельцы часто выкладывают подробные инструкции с фото. Проблему с наличием воздуха в системе можно решить частым поворотом до упора рулевого колеса. Выглядит это все очень просто, но не стоит забывать, что воздух как-то попал в систему, а значит надо будет найти эту лазейку. Самое простое — проверить все резиновые и соединительные шланги. Возможно именно там дефект, а значит достаточно заменить их. Ну, если это не поможет, то придется обращаться в автосервис.

Скорее всего придется прибегнуть к помощи специалиста, если руль стал тяжелее крутиться из-за изношенного или плохо натянутого ремня. И тем более из-за поломок рулевой рейки или редуктора. К большому сожалению, починка большинства поломок гидроусилителя руля обойдется в достаточно круглую сумму.

Неисправности в системе ГУР

ПРОБЛЕМАВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНАМЕТОД УСТРАНЕНИЯ
«Тяжелый руль» в обе стороныНедостаточный уровень жидкости в бачкеДолить жидкость
Попадание воздуха в системуЗаменить ремкомплект или маслопроводы
Падение давления или производительности насосаРемонт насоса
Износ ремкомплектаЗаменить ремкомплект
Износ корпуса рулевой рейкиРемонт рулевой рейки
«Тяжелый руль» в центреИзнос корпуса рабочего цилиндра рулевой рейкиРемонт рулевой рейки
«Тяжелый руль» только в одну сторонуИзнос корпуса рулевой рейкиРемонт рулевой рейки
Износ ремкомплектаЗаменить ремкомплект
«Тяжелый руль» во время быстрого вращенияПопадание воздуха в системуЗаменить ремкомплект или маслопроводы
Падение давления или производительности насосаРемонт насоса
Люфт на рулеИзношены детали ходовой частиЗаменить изношенные детали ходовой части
Износ зубьев штона рулевой рейкиРемонт рулевой рейки, замена штона
Самопроизвольный поворот рулевого колесаНеправильно подключены трубки рейкиДиагностика, правильное подключение трубок рулевой рейки
ШумПопадание воздуха в системуЗаменить ремкомплект или маслопроводы
Деформация маслопроводовЗаменить маслопровод
Падение давления или производительности насосаРемонт насоса
Падение уровня жидкости в бачкеДолить жидкость
Постоянная потеря гидравлической жидкостиИзнос ремкомплектаЗаменить ремкомплект
Разгерметизация соединений масляных магистралейЗаменить уплотнители
Руль не возвращается (плохо возвращается) в среднее положениеНеисправность ходовой частиПроизвести ремонт ходовой части
Износ корпуса рулевой рейкиРемонт рулевой рейки
Нарушена регулировка развала-схожденияПроизвести регулировку развала-схождения
Неточность в управлении (автомобиль «плавает» по дороге)Недостаточной уровень жидкости в бачкеДолить жидкость
Износ корпуса рулевой рейкиРемонт рулевой рейки
Изношены детали ходовой частиЗаменить изношенные детали ходовой части
Попадание воздуха в системуЗаменить ремкомплект или маслопроводы
Удары по рулевому колесу при вращенииНеправильно подключены трубки рулевой рейкиДиагностика, правильное подключение трубок рулевой рейки
Изношены детали ходовой частиЗаменить изношенные детали ходовой части
Вибрация рулевого колеса при движенииНарушена балансировка колесОтбалансировать колеса
Нарушена регулировка развала-схожденияПроизвести регулировку развала-схождения

Как избежать проблем с ГУР

При неисправных деталях системы никакие меры, кроме срочного ремонта, уже не помогут нам решить проблему. Однако, мы можем позаботиться о гидроусилителе своего автомобиля и значительно продлить его ресурс. Для этих целей компания “Супротек” разработала триботехнический состав “ГУР”.

Его добавляют в трансмиссионное масло, которое доставляет компоненты состава до всех деталей агрегата. Благодаря своим триботехническим свойствам добавка “ГУР” способствует созданию на поверхностях трения металлический защитный нанослой. Он частично обновляет старые детали, уменьшает зазоры, держит масло и прочищает золотник.

В итоге наблюдается восстановление давления насоса и нормализация работы всей системы ГУР.

При использовании триботехнического состава мы:

  • продлеваем жизнь гидроусилителя;
  • уменьшаем шум и вибрацию за счёт обновления насоса и очистки клапанов;
  • рулевое колесо значительно легче вращать.

Колготки Беллы | Колготки Spinning®

Bella | Спиннинг®