Союз-2.1а

Союз-2″ – новая ракета-носитель, которая позволит в будущем заменить ракеты-носители «Союз-У», «Союз-ФГ» и «Молния-М» одной ракетой-носителем.
Ракета-носитель «Союз-2» в сочетании с разгонным блоком «Фрегат» позволит выводить космические аппараты на всевозможные типы орбит: низкие, средние, высокоэллиптические, солнечно-синхронные, геопереходные и геостационарные.
Разработка ракеты-носителя «Союз-2» велась на базе ракеты-носителя «Союз» в два этапа (этапы 1А и 1Б).
Ракета-носитель «Союз 2» создана для обеспечения запусков космических аппаратов военного, народнохозяйственного и социального назначения. После завершения летных испытаний она должна заменить эксплуатирующиеся в настоящее время российские ракеты-носители среднего класса семейства «Союз».
Создание и летные испытания модернизированной ракеты «Союз-2» являются важным шагом на пути оптимизации отечественного парка средств выведения и обеспечения гарантированного, полностью независимого доступа в космос для решения оборонных, научных и социально-экономических задач.
Ключевые особенности нового представителя наиболее массового и надежного семейства ракет, созданных на базе Р-7, — использование исключительно отечественных комплектующих, а также возможность выведения всех существующих и планируемых полезных нагрузок среднего класса с российского космодрома Плесецк.
Головным разработчиком и изготовителем РН «Союз-2» является Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс» (г. Самара), а государственными заказчиками — Федеральное космическое агентство и Министерство обороны Российской Федерации (Космические войска). Ракета-носитель «Союз-2» разработана на базе серийной ракеты «Союз-У», успешно эксплуатируемой с 1973 года. Новый носитель с улучшенными тактико-техническими характеристиками полностью создается предприятиями, расположенными на территории России, и позволяет существенно расширить номенклатуру выводимых космических аппаратов среднего и легкого классов. «Союз-2» рассчитан как на прямое выведение, так и на использование разгонного блока «Фрегат». Энергетические возможности носителя и использование цифровой системы управления позволяют заметно увеличить массу выводимого полезного груза и габариты доставляемых на орбиту космических аппаратов.
Ракета-носитель «Союз-2» создается в два этапа. На этапе 1а на ракете устанавливаются новая цифровая система управления, обеспечивающая высокоточное выведение полезных нагрузок, двигатели с усовершенствованными форсуночными головками на первой и второй ступенях, внедряется новая система телеизмерений. На втором этапе модернизации (этап 16) на третьей ступени устанавливается новый двигатель с повышенными удельными характеристиками.
Одна из модификаций «Союза-2» будет также использоваться для запуска полезных нагрузок из Гвианского космического центра (Куру, Французская Гвиана) в рамках совместного проекта Федерального космического агентства, ФГУП «ЦСКБ-Прогресс», ФГУП «ЦЭНКИ», компаний Starsem, EADS и Arianespace.

Этап модернизации 1А:

  • на двигателях I-II ступени применяются форсуночные головки с улучшенным смесеобразованием;
  • разработана новая, единая для всех трех ступеней система управления на базе высокопроизводительной цифровой машины;
  • применяется новая цифровая радиотелеметрическая система;
  • конструкция блока III ступени максимально унифицирована как для этапа 1А, так и для этапа 1Б.

Этап модернизации 1Б:

  • дополнительно к мероприятиям этапа 1А используется новый двигатель на блоке III ступени с повышенными энергетическими характеристиками. Это позволило повысить точность выведения, устойчивость и управляемость ракеты-носителя, а также использовать сборочно-защитный блок с головным обтекателем диаметром 4,11 м и длиной 11,43 м.

«Союз-2», являясь модернизацией РН «Союз-1», имеет свой набор преимуществ и недостатков относительно других РН. 

Преимущества РН семейства Союз-2: 

  • отработанная конструкция (вместе с «Союз-У» и «Союз-ФГ» налетала на начало 2011 года почти 800 пусков), являясь при этом одной из самых низкоаварийных РН в мире;
  • низконапряженные двигатели (давление в двигателях этапа 1а не более 70 атмосфер, для 1б не более 160 атмосфер), что дает большой запас по надежности;
  • освоенное производство (отлаженный техпроцесс), что означает низкий процент брака, отработанные технологии контроля, низкую себестоимость продукции.

Недостатки РН семейства Союз-2: 

С нафтилом и первым спутником программы Сфера. Ракета Союз-2.1б с 4 спутниками вывезена на стартовый стол космодрома Восточный

2 мин

Ракета-носитель Союз-2.1б впервые стартует со всеми 3 ступенями, работающими на нафтиле, также первым из программы Сфера будет и один из выводимых ею на орбиту спутников — Скиф-Д.

Источник: Роскосмос

Москва, 19 окт — ИА Neftegaz.RU. Ракета-носитель Союз-2.1б со спутником Скиф-Д и 3 спутниками Гонец-М установлена на стартовом столе космодрома Восточный.

Об этом 19 октября 2022 г. сообщил Роскосмос в своем Telegram-канале.

Ракета-носитель Союз-2.1б со спутниками была транспортирована на стартовый комплекс площадки 1С космодрома Восточный.

19 октября 2022 г. после установки ракеты в вертикальное положение специалисты Роскосмоса приступили к ее подготовке к пуску.

Запуск 4 космических аппаратов ракетой-носителем Союз-2.1б с разгонным блоком Фрегат планируется 22 октября 2022 г. в 22:57 мск.

Предстоящий пуск станет первым сразу с нескольких точек зрения.

Новое и высокоэкологичное ракетное топливо — нафтил


Пуск ракеты-носителя семейства Союз-2 22 октября 2022 г. станет первым стартом на полностью новом и высокоэкологичном горючем — нафтиле.
Поставщиком нафтила для Роскосмоса с 2018 г. является Роснефть, топливо выпускается на Ангарской нефтехимической компании, это единственный производитель нафтила в мире.

Ранее нафтилом заправляли только 3ю ступень ракеты-носителя Союз-2.1б и 2ю ступень Союза-2.1в.

Последний Союз-2 с Восточного с 1й и 2й ступенями, заправленными керосином, стартовал год назад — в октябре 2021 г.

Нафтил — нетоксичное углеводородное топливо, относится к малоопасным веществам: 4 класс опасности по 4-балльной шкале.

Его преимущества — уменьшение вредных выбросов и заметное увеличение выводимой на орбиту полезной нагрузки.

Одной из основных причин перехода с керосина (Т-1) на нафтил (РГ-1) стало истощение Анастасиевско-Троицкого месторождения в Краснодарском крае, из нефти которого производился керосин для маршевых двигателей ракет Союз-2.

Работы по переходу на новое топливо стартовали на Восточном летом 2020 г., а в декабре 2021 г. завершилась проверка систем заправки нафтилом всех 3 ступеней ракеты.

Проект Сфера


Также предстоящий запуск примечателен тем, что на орбиту предстоит вывести первый аппарат федерального проекта Сфера — Скиф-Д.

Демонстрационный спутник Скиф-Д предназначен для отработки новых технических решений высокоскоростного доступа в Интернет и защиты орбитально-частотного ресурса.

Сфера представляет собой проект российской глобальной многофункциональной инфокоммуникационной спутниковой системы (ГМИСС), которая будет включать спутники связи, навигации и дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ).

В орбитальную группировку Сфера войдут:

  • 5 спутниковых группировок связи:
    • Экспресс-РВ (на высокоэллиптической орбите),
    • Экспресс и Ямал (действующие геостационарные группировки, развиваемые ФГУП Космическая связь и Газпром космические системы, соответственно),
    • Скиф (спутники широкополосного доступа в Интернет на средних круговых орбитах),
    • Марафон (спутники передачи данных M2M/IoT на низких околоземных орбитах),

  • 5 спутниковых группировок ДЗЗ на на низких околоземных орбитах:
    • Беркут-Х (спутники радиолокационной съемки),
    • Беркут-О (спутники обзорной съемки поверхности),
    • Беркут-ВД (спутники высокодетальной съемки поверхности),
    • Беркут-С (спутники обзорной съемки поверхности среднего разрешения),
    • Смотр — первый спутник серии Смотр В предназначен:
      • для высокодетальной съемки,
      • обнаружения парниковых газов, в т. ч. утечек метана,
      • строится в интересах Газпрома.


Низкоорбитальные космические аппараты Гонец-М предназначены для передачи данных и предоставления услуг подвижной спутниковой связи мобильным и стационарным абонентам в любой точке Земли.

С 2005 г. на орбиту были выведены 22 спутника Гонец-М.

    #роскосмос
    #союз-2.1б
    #скиф
    #гонец
    #восточный
    #нафтил
    #сфера
    #запуск

    Ракета «Союз-1» (Союз-2-1в)





    Союз-2-1в (ранее Союз-1)
    Ракета-носитель

    Происхождение концепции «Союз-1»

    В течение первого десятилетия 21 века ЦСКБ «Прогресс» в Самаре, разработчик ракет серии «Союз», продолжал работу по модернизации этого легендарного семейства ракет-носителей. Примерно в 2007 году, следуя своей стратегии скромных улучшений при ограниченных средствах, ЦСКБ «Прогресс» предложил еще один промежуточный шаг на пути интеграции двигателей НК-33, унаследованных от ракеты Н1, в семейство «Союз». Первоначально проект получил название «Союз-1».

     

    Разработка ракеты «Союз-1»

    По состоянию на середину 2008 года ЦСКБ готовился к защите эскизного проекта корабля в сентябре 2008 года. Прорыв в финансировании разработки «Союз-1» произошел после успешного демонстрационного запуска двигателя НК-33 2 июня 2008 года. Выступая на расширенном заседании руководства предприятия 16 ноября 2012 г., начальник ЦСКБ «Прогресс» Александр Кирилин сообщил, что первый пуск корабля «Союз-2-1в» намечен на апрель 2013 г.

    Союз-2-1в совершил свой первый полет

    Ракета «Союз-2-1в» успешно стартовала 28 декабря 2013 года, стартовав с площадки 4 Зоны 43 космодрома Плесецк в 16:30 по московскому времени (7:30 по восточному поясному времени). На корабле находился экспериментальный вариант спутника «Аист» и пара радиолокационных калибровочных сфер СКРЛ-756, которые высвобождались из специального адаптера, установленного на разгонном блоке «Волга» после выхода его на околополярную орбиту.

    Разгонный блок «Волга»

    В рамках разработки проекта «Союз-1» ЦСКБ также предложил разгонный блок «Волга», обозначенный в официальной документации как « блок вывода » (выводная ступень). Являясь второй ступенью корабля «Союз-1», «Волга» должна была доставить полезный груз массой до 1400 кг на конечную орбиту высотой до 1500 километров за время полета продолжительностью не более суток.

     

    Двигатель НК-33

    Легендарный ракетный двигатель НК-33 изначально был разработан для доставки советских космонавтов на Луну на борту гигантской ракеты Н1. После того, как в 1974 году злополучная лунная экспедиция была прервана, десятки уже изготовленных НК-33 оказались на хранении. На протяжении десятилетий разработчики двигателей искали новую работу для мощной силовой установки. Наконец, в конце первого десятилетия 21 века у НК-33 появился реальный шанс подняться в воздух, на этот раз на американских и российских ракетах.

    Двигатель РД-193

    Поскольку «Союз-1» будет использовать ограниченный запас старых двигателей НК-33, ведущее предприятие ракетного движения России — НПО Энергомаш — предложило свой двигатель РД-193 в качестве возможной замены НК-33, если все обещают возобновить производство. НК-33 эпохи Лунной гонки не материализуются. Эту роль для РД-193 представители НПО Энергомаш называли еще в 2012 году.

    Двигатель РД-0110Р

    В марте 2010 года Роскосмос сообщил, что двигатель РД-0110Р (14Д24) разработки конструкторского бюро КБХА в Воронеже будет управлять ракетой «Союз-1» (Союз-2-1в) на первом этапе полета. Четыре камеры двигателя РД-0110 имеют возможность вращения каждая в одной плоскости, обеспечивая трехосную стабилизацию. Через систему теплообменника двигатель также предназначен для нагрева гелия, используемого для наддува топливных баков ракеты.

    Стартовые столы для корабля «Союз-2-1в»

    Ракета «Союз-1» стартует с действующего стартового комплекса в Плесецке. Кроме того, осенью 2011 года ЦСКБ «Прогресс» объявило, что рассматривает возможность пуска ракеты «Союз-1» (тогда переименованной в «Союз-2-1в») с действующего стартового комплекса на Байконуре и еще не построенного стартового стола на будущий космодром Восточный. К июню 2013 года было принято решение переоборудовать Площадку 16 в Плесецке для обработки и запуска также корабля «Союз-2-1в».

    Страница не найдена | Национальный музей авиации и космонавтики

    Пожертвовать сейчас

    Один музей, две локации

    Посетите нас в Вашингтоне, округ Колумбия, и Шантильи, штат Вирджиния, чтобы исследовать сотни самых значительных объектов в мире в истории авиации и космоса. Для посещения музея в округе Колумбия требуются бесплатные временные входные билеты.
    Посещать

    Национальный музей авиации и космонавтики в Вашингтоне
    Центр Удвар-Хази в Вирджинии
    Запланируйте экскурсию
    Запланируйте групповое посещение

    В музее и онлайн

    Откройте для себя наши выставки и участвуйте в программах лично или виртуально.
    Как дела

    События
    Выставки
    IMAX

    Погрузитесь глубоко в воздух и космос

    Просмотрите наши коллекции, истории, исследования и контент по запросу.
    Исследовать

    Истории
    Темы
    Коллекции
    По требованию
    Для исследователей

    Для учителей и родителей

    Подарите своим ученикам Музей авиации и космонавтики, где бы вы ни находились.
    Учиться

    Программы
    Образовательные ресурсы
    Запланируйте экскурсию
    Профессиональное развитие воспитателя
    Образовательная ежемесячная тема

    Будь искрой

    Ваша поддержка поможет финансировать выставки, образовательные программы и усилия по сохранению.
    Давать

    Становиться участником
    Стена чести
    Способы дать
    Провести мероприятие

  • О
  • отдел новостей
  • Поддерживать
  • Втягиваться
  • Контакт
  • Провести мероприятие
  • Будьте в курсе последних историй и событий с нашей рассылкой

    Национальный музей авиации и космонавтики

  • 6-я улица и проспект Независимости SW

  • Вашингтон, округ Колумбия 20560

  • 202-633-2214

  • 10:00 — 17:30

  • Требуются бесплатные временные пропуска
  • Центр Стивена Ф.