Самолет Ту-154: летно-технические характеристики — РИА Новости, 10.04.2010

Среднемагистральный пассажирский самолет Ту-154 разработан в ОКБ А.Н.Туполева. Он стал первым советским самолетом, который изначально создавался с большой перспективой использования и совершенствования в соответствии с требованиями технического прогресса и авиационной безопасности.

Проектное задание ставило задачу создать самолет, равный по дальности и надежности Ил-18, скорости Ту-104 и посадочным характеристикам Ан-10. Рабочее проектирование началось в 1965 году под руководством главного конструктора С.М.Егера. Дальнейшее совершенствование велось под руководством А.А.Туполева и А.С.Шенгардта. В 1968 году изготовлено 6 прототипов (один из них, с бортовым №85005, стоит на ВДНХ). 3 октября 1968 года экипаж летчика-испытателя Ю.В.Сухова впервые поднял самолет в небо. Серийное производство Ту-154 началось в 1969 году в Куйбышеве на заводе №18. В этом же году один из прототипов демонстрировался в Ле-Бурже. Испытания самолета Ту-154 продолжались около 5 лет.

Ту-154 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом (35° по линии четверти хорд), Т-образным оперением и задним расположением двигателей. Силовая установка состоит из 3 ТРДД НК-8-2 конструкции ОКБ-276 Н.Д.Кузнецова. На модификации Ту-154 М они заменены двигателями Д-30КУ-154 конструкции ОКБ П.А.Соловьёва. Два двигателя размещены по бокам на пилонах, третий — внутри фюзеляжа с воздухозаборником в форкиле с S-образным каналом. Шасси самолёта Ту-154 трехстоечное, с носовой стойкой. Основные стойки шасси убираются в специальные гондолы на крыле. Крыло трёхлонжеронное, кессонной конструкции, снабжено предкрылками, трёхщелевыми закрылками (на Ту-154 М — двухщелевыми), интерцепторами и элеронами. Салон оборудован кондиционером, работающем от ВСУ (возможна работа на стоянке). В состав БРЭО входит метео-навигационный локатор «Гроза-154», навигационный вычислитель расстояния до маяка, доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-013.

Ту-154 относится ко второму поколению пассажирских реактивных самолетов (с целым рядом свойств третьего поколения). На нём впервые в практике отечественного гражданского самолетостроения применены необратимые бустеры, отказ от аэродинамических триммеров, мощная и развитая механизация крыла в сочетании с управляемым стабилизатором, трёхкратное резервирование всех систем, система электроснабжения переменного тока, трехосные основные тележки шасси (аналогов в мире не имеют), эргономика кабины с индивидуальным местом бортинженера и выносом рабочего места штурмана из остеклённого носа в кабину, навигационно-вычислительное устройство с индикацией места самолёта на движущейся карте. Избыточная тяговооружённость (также применённая впервые) дала высокую безопасность полёта и экономию топлива (двигатели в крейсерском полёте работают на пониженных режимах). Самолёт Ту-154 может продолжать полёт при отказе одного двигателя на любом этапе полёта без существенных ограничений (зафиксирован случай посадки с одним работающим двигателем). Ту-154 первым из гражданских получил Сертификат Госавиарегистра СССР на соответсвие нормам по пролетным шумам.

Ближайшим аналогом самолета является американский «Боинг-727» (первый полет в феврале 1963 года), но прямого копирования не было. По ряду параметров «Боинг» в 60-х годах уступал Ту-154, продолжает уступать и сейчас, после модернизации. Достаточно сказать, что удельная нагрузка на грунт у «Боинга» составляет 31-33 т, тогда как у Ту-154 — 17-19 т, а это значительно увеличивает количество аэродромов, способных принимать у себя самолёты данного типа.

Первым в Аэрофлоте новый самолёт стал осваивать Внуковский авиаотряд. В мае 1971 года началась перевозка почты из Москвы в Тбилиси, Сочи, Симферополь и Минеральные Воды. 9 февраля 1972 года состоялся первый рейс с пассажирами на борту по маршруту Внуково-Минеральные Воды (командир корабля Е.Багмут).

Начиная с 80-х годов и по настоящее время это самый массовый отечественный среднемагистральный самолет. Он летает в небе всех континентов, включая Антарктиду (рейс Москва-Мирный). В процессе производства он неоднократно модернизировался (самая крупная модернизация — Ту-154 М в 1982 году). Серийное производство продолжалось до 2005 года. Всего изготовлено 926 самолётов Ту-154 22 модификаций. Из них около 150 экспортировано в 15 стран мира: Болгарию, Венгрию, ГДР (теперь ФРГ), Иран, Китай, КНДР, Кубу, Монголию, Польшу, Румынию, Чехословакию (в настоящее время имеются и в Чехии, и в Словакии), Югославию и др.

Ту­154 — пассажирский самолет для авиалиний средней протяженности. Наряду с Ту­-134 вот несколько десятилетий являлся основным авиаперевозчиком России. Сотни самолетов продолжают успешно эксплуатироваться и в других странах.

Крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот» вывел из эксплуатации самолеты Ту-154М, в последний день 2009 года лайнер совершил свой заключительный рейс SU736 из Екатеринбурга в Москву, сообщила в четверг пресс-служба компании.

Почти 40 лет Ту-154 перевозил пассажиров «Аэрофлота» на внутренних и международных линиях. Самолет Ту-154 поступил в «Аэрофлот» в конце 1970 года.

На сегодняшний день выпущено более 900 Ту­-154. Наиболее успешной из массовых вариантов стала модификация Ту­154М, в которой за счет применения новых, более экономичных двигателей, а также улучшения местной аэродинамики планера и силовой установки удалось значительно поднять экономические показатели самолета.

Технические характеристики
(модификации Ту-154М):
Пассажировместимость — ­ 164 – 180
Диаметр фюзеляжа — ­ 3,8 м
Длина самолета — ­ 48 м
Размах крыла — ­ 37,5 м
Высота самолета — ­ 11,4 м
Максимальная взлетная масса — ­ 104 т
Коммерческая нагрузка — ­ 18 т
Крейсерская скорость — ­ 850 – 900 км/ч
Дальность полета — ­ 4000 км
Первый полет ТУ­154 — ­ 1968 год
Первый полет ТУ­154М — ­ 1984 год

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

В российских авиакомпаниях не осталось гражданских Ту-154

Последний использовавшийся в России для пассажирских перевозок Ту-154 выведен из эксплуатации. Свой заключительный полет он совершил из Мирного в Новосибирск. Дальнейшую судьбу машины определят позднее. Российские авиакомпании начали отказываться от Ту-154 еще в 2000-х годах по причине экономической нецелесообразности и запрета на полеты этого самолета в Европе.

Единственный из оставшихся в российской гражданской авиации самолетов Ту-154М совершил свой последний полет, сообщает РИА «Новости». Последние семь лет этот борт входил в авиапарк якутской компании «Алроса». Заключительный рейс в своей истории он совершил из Мирного в Новосибирск, доставив 140 пассажиров. Как уточнил авиаперевозчик, за последние 18 лет воздушное судно налетало почти 27,5 тыс. часов. В период службы в «Алросе» Ту-154М выполнил 737 рейсов в обе стороны, перевез более 160 тыс. пассажиров, 1224 т груза и 52 т почты. Гендиректор компании Андрей Гулов отметил, что у самолета заканчивается действие сертификата летной годности.

После вывода из эксплуатации он останется в новосибирском аэропорту Толмачево, пока в «Алросе» не примут решение о его дальнейшей судьбе.

«Ту-154, как и любой другой самолет, имеет календарный срок, сколько лет он может эксплуатироваться, а также срок по налету. У Ту-154 это 30 лет и 35 тысяч летных часов», — рассказывал «РГ» в 2016 году известный летчик-испытатель, Герой России Рубен Есаян.

Военные и ведомственные Ту-154 свою службу пока продолжат.

Перевозчики отказывались от использования Ту-154 на протяжении многих лет. Так, в 2011 году прекратили эксплуатацию своих машин «Уральские авиалинии». В официальном релизе авиакомпания подчеркнула тогда, что за годы полетов не было зафиксировано ни одного серьезного происшествия в воздухе. Причиной отказа называлась экономическая неэффективность: на рабочей высоте Ту-154Б расходует на три тонны керосина в час больше, чем европейские А320 и А321, а Ту-154М – на две тонны больше. Кроме того, нормальной эксплуатации Ту-154 российскими перевозчиками в XXI веке мешал введенный в 2002 году запрет на полеты машин в страны Евросоюза без дополнительных шумопоглощающих панелей. С 2006-го Европа и вовсе перестала принимать эти авиалайнеры, за исключением модификации Ту-154М.

close

1 июля 1976 года. Самолет Ту-154 перед отлетом Пассажирский самолет Ту-154 в полете, 1968 год 1974 год. Сборка реактивных лайнеров Ту-154 1985 год. Специалистка Куйбышевского авиационного завода ведет монтаж хвостовой части фюзеляжа и турбины двигателя самолета Ту-154 1985 год. Специалисты Куйбышевского авиационного завода монтируют электрооборудование в салоне самолета Ту-154

Полную галерею можно посмореть
в отдельном репортаже

Смотреть фото

В 2008 году от Ту-154 отказалась авиакомпания S7, в 2009-м – «Россия» и «Аэрофлот». Списанные борты разрезали на металлолом или продавали в страны третьего мира.

Разработка Ту-154 начались в 1963 году. Реализацию проекта взяли на себя специалисты КБ Туполева. Новый самолет предназначался для замены в гражданской авиации СССР уже успевших состариться и технически, и морально Ту-104, Ил-18 и Ан-10. Планировалось использовать максимальное число инноваций и при этом не уступать по параметрам создававшемуся в США самолету того же класса Boeing 727.

Опытный образец впервые поднялся в воздух 4 октября 1968 года, а его эксплуатация началась в 1972-м.

Салон был оборудован удобными креслами с откидывающимися спинками, на внешней стороне которых хранился съемный полированный столик. Его можно было достать из кармана и установить на подлокотниках. Кроме того, каждый пассажир Ту-154 имел над своим местом индивидуальную вентиляцию, лампочку для личного пользования и кнопку вызова бортпроводника.

Ту-154 выгодно отличался от всех своих предшественников не только повышенным комфортом, но и техническими характеристиками: он имел дальность полета 2650 км со скоростью 950 км/ч. Пассажирский салон был рассчитан на 180 человек, а максимальная коммерческая загрузка в варианте транспортного самолета составляла 20 т. В период серийного производства с 1970 по 1998 год было построено около 1 тыс. машин Ту-154 различных модификаций. Он стал самым массовым советским реактивным пассажирским самолетом.

«Ту-154 был изящной машиной. Его предшественник Ту-104 – он же из бомбардировщика переделан. Тяжелый в пилотировании был, как утюг. Крен дашь на нем на посадке и сразу обратно отрабатываешь, потому что он по инерции еще в ту сторону идет. А тут оборудование более современное, АБСУ (автопилот) хорошая, система захода на посадку новая, метеоминимум лучше. Топлива хоть залейся. На Ту-104 до Москвы в обрез хватало. А тут дальность больше – мы стали уверенней в полетах. И пассажиров 150 человек вместо 100», – вспоминал пилот первого класса, бывший командир Ту-154 Виталий Клоков.

Значительная часть фюзеляжа имела цилиндрическую форму с почти круглым сечением.

Его герметичная область была разделена плоскостью пола на верхнюю и нижнюю части. В верхней размещались пассажирские салоны, кабина экипажа, рассчитанная на четырех членов, а также санитарно-бытовые помещения. Нижнюю часть занимали в основном багажные отделения.

«Большинство из нас в свое время пришло на Ту-154 после хорошего лайнера Ил-18, отличавшегося изумительной прочностью шасси, простотой управления и тем, что он прощал довольно грубые ошибки на посадке. Как тогда говаривали летчики: «Ильюшин сделал машину «на дурака», а Туполев — на острие прогресса», — отмечал пилот гражданской авиации, писатель Василий Ершов. — Пока осваивался новый самолет, слабые летчики отсеялись: кого сняли и перевели во вторые пилоты, кого «ушли» на пенсию, кто сам ушел на другой тип, полегче. И постепенно на Ту-154 остался профессиональный контингент, умеющий работать над собой и тонко чувствующий технику».

За годы эксплуатации Ту-154 зафиксированы более 50 инцидентов. Однако из всех случаев на территории нашей страны лишь ЧП 1986 года в Красноярске, когда двигатель самолета загорелся через 20 секунд после взлета из-за разрушения лопаток среднего двигателя, произошло из-за производственного дефекта. Тем не менее, Ту-154 ассоциируется с рядом резонансных трагедий. Так, авиакатастрофа в Алма-Ате 8 июля 1980 года (163 погибших) является крупнейшей на территории Казахстана, а крушение Ту-154 под Учкудуком 10 июля 1985-го (200 жертв) – в истории СССР. В 1993 году принадлежавший компании Iran Air борт столкнулся с истребителем в небе Ирана, а в 1994-м крупная катастрофа произошла в Китае (160). 1995 год ознаменовался сразу двумя трагедиями с Ту-154 в России: 29 августа – на архипелаге Шпицберген, 7 декабря – недалеко от Хабаровска.

Одним из слабых мест Ту-154 называли баки с жидкостью гидросистемы, не защищенные огнеупорной перегородкой.

Самый известный инцидент с пассажирским Ту-154, продемонстрировавший надежность самолета, произошел 7 сентября 2010 года в Ижме (Коми), когда у летевшего в Москву авиалайнера отказало электроснабжение и навигация. Прорвав облачность, пилоты высмотрели полузаброшенную взлетную полосу затерянного в тайге аэропорта, которую много лет приводил в порядок единственный оставшийся работник Сергей Сотников.

На эту полосу длиной 1 300 м и совершили посадку пилоты Евгений Новоселов и Андрей Ламанов. Самолет выкатился за торец на 160 метров, но никто из пассажиров не пострадал.

Сколько стоит 154 фунта (gbp) в долларах США?

Конвертировать британские фунты стерлингов в доллары США

Конвертируйте британские фунты стерлингов (gbp) в доллары США (USD) по текущему обменному курсу.
Пожалуйста, введите сумму, которую вы хотите конвертировать.


JPY Японская иенаEUR ЕвроGBP Британский фунт стерлинговAUD Австралийский долларCAD Канадский долларCHF Швейцарский франкNZD Новозеландский долларHKD Гонконгский долларSGD Сингапурский долларCNY Китайский юаньTHB Тайский батKRW Южнокорейский вонRUB Российский рубльTWD Новый тайваньский долларBTC БиткойнAED Дирхам ОАЭAFN Афганский афганиALL Албанский лекAMD Армянский драмANG Нидерландский антильский гу старыйAOA Ангольская кванзаARS Аргентинское песоAWG Арубанский флоринAZN Азербайджанский манатBAM Конвертируемая марка Боснии и ГерцеговиныBBD Барбадосский долларBDT Бангладешская такаBGN Болгарский левBHD Бахрейнский динарBIF Бурундийский франкBMD Бермудский долларBND Брунейский долларBOB Боливийский боливианоBRL Бразильский реалBSD Багамский долларBTN Бутанский нгултрумBWP Ботсванская пулаBYN Белорусский рубль BYR Белорусский рубльBZD Белизский долларCDF Конголезский франкCLP Чилийский песоCOP Колумбийский песоCRC Costa Риканский колонCUC Кубинское конвертируемое песоCUP Кубинское песоCVE Эскудо Кабо-ВердеCZK Чешская кронаDJF Джибутийский франкDKK Датская кронаDOP Доминиканское песоDZD Алжирский динарEGP Египетский фунтERN Эритрейский накфаETB Эфиопский бырFJD Доллар ФиджиFKP Фунт Фолклендских острововGEL Грузинский лариGGP Гернси фунтGHS G ханайский седиGIP Гибралтарский фунтGMD Гамбийский даласиGNF Гвинейский франкGTQ Гватемальский кетсальGYD Гайанский долларHNL Гондурасская лемпираHRK Хорватская кунаHTG Гаитянский гурдHUF Венгерский форинтIDR Индонезийская рупияILS Новый израильский шекельIMP Фунт острова МэнINR Индийская рупияIQD Иракский динарIRR Иранский риалISK Исландская кронаJEP Джерси-фунтJMD Ямайский долларJOD Иорданский динарKES Кенийский шиллингKGS Киргизский сомKHR Камбоджийский риельKMF Коморский франкKPW Северокорейская вонаKWD Кува iti DinarKYD Доллар Каймановых острововKZT Казахстанский тенгеLAK Лаосский кипLBP Ливанский фунтLKR Sri Ланкийская рупияLRD Либерийский долларLSL Лесотский лотиLTL Литовский литLVL Латвийский латLYD Ливийский динарMAD Марокканский дирхамMDL Молдавский лейMGA Малагасийский ариариMKD Македонский денарMMK Бирманский кьятMNT Монгольский тугрикMOP Маканская патакаMRO Мавританская угияMUR Маврикийская рупияMVR Мальдивская руфияMWK Малавийский K wachaMXN Мексиканское песоMYR Малайзийский ринггитMZN Мозамбикский метикалNAD Доллар НамибииNGN Нигерийская найраNIO Никарагуанская КордоваNOK Норвежская кронаNPR Непальская рупияOMR Оманский риалPAB Панамский бальбоаPEN Перуанский новый сольPGK Папуа-Новой Гвинеи КинаPHP Филиппинское песоPKR Пакистанская рупияPLN Польские злотыеPYG Парагвайский гуараниQAR Катарский риалRON Румынский лейRSD Сербский динарRWF Руандийский франкSAR Саудовский риалSBD Доллар Соломоновых острововSCR Сейшельская рупияSDG Суданский фунтSEK Шведская кронаSHP Фунт Святой ЕленыSLL Сьерра-Леоне-ЛеонеSOS Сомалийский шиллингSRD Суринамский долларSTD Сан-Томе и Príncipe DobraSVC Сальвадорский колонSYP Сирийский фунтSZL Свазилендский лилангениTJS Таджикский сомониTMT Туркменский манатTND Тунисский динарTOP Тонганская паангаTRY Турецкая лираTTD Доллар Тринидада и ТобагоTZS Танзанийский шиллингUAH Украинская гривнаUGX Угандийский шиллингUYU Уругвайское песоUZS Узбекистан СомВЭФ Венесуэла n Bolívar FuerteVND Вьетнамский донгVUV Вануату ВатуWST Самоанский талаXAF Франк КФА BEACXCD Восточно-карибский долларXOF Франк КФА BCEAOXPF Франк CFPYER Йеменский риалZAR Южноафриканский рандZMW Замбийская квачаZWL Зимбабвийский доллар

Сколько стоит 154 фунта золота?

Тройские фунты долларов США Стоимость
154,00 3 663 124 долл. США
154,01 3 663 362 долл. США
154,02 3 663 600 долл. США
154,03 3 663 838 долл. США
154,04 $3 664 076
154.05 3 664 313 долл. США
154,06 3 664 551 долл. США
154,07 3 664 789 долл. США
154,08 3 665 027 долл. США
154,09 3 665 265 долл. США
154,10 3 665 503 долл. США
154,11 3 665 741 долл. США
154,12 3 665 978 долл. США
154,13 $3 666 216
154,14 3 666 454 долл. США
154,15 3 666 692 долл. США
154,16 3 666 930 долл. США
154,17 3 667 168 долл. США
154,18 3 667 406 долл. США
154,19 3 667 644 долл. США
154,20 3 667 881 долл. США
154,21 3 668 119 долл. США
154,22 3 668 357 долл. США
154,23 3 668 595 долл. США
154,24 3 668 833 долл. США
Тройские фунты долларов США Стоимость
154,25 3 669 071 долл. США
154,26 3 669 309 долл. США
154,27 3 669 546 долл. США
154,28 3669 долларов США,784
154,29 3 670 022 долл. США
154,30 3 670 260 долл. США
154,31 3 670 498 долл. США
154,32 3 670 736 долл. США
154,33 3 670 974 долл. США
154,34 3 671 211 долл. США
154,35 3 671 449 долл. США
154,36 3 671 687 долл. США
154,37 3 671 925 долл. США
154,38 3 672 163 долл. США
154,39 3 672 401 долл. США
154,40 3 672 639 долл. США
154,41 3 672 877 долл. США
154,42 3 673 114 долл. США
154,43 3 673 352 долл. США
154,44 3 673 590 долл. США
154,45 $3 673 828
154,46 3 674 066 долл. США
154,47 3 674 304 долл. США
154,48 3 674 542 долл. США
154,49 $3 674 779
Тройские фунты долларов США Стоимость
154,50 3 675 017 долл. США
154,51 3 675 255 долл. США
154,52 3 675 493 долл. США
154,53 3 675 731 долл. США
154,54 3 675 969 долл. США
154,55 3 676 207 долл. США
154,56 3 676 445 долл. США
154,57 3 676 682 долл. США
154,58 3 676 920 долл. США
154,59 3 677 158 долл. США
154,60 $3 677 396
154,61 3 677 634 долл. США
154,62 3 677 872 долл. США
154,63 3 678 110 долл. США
154,64 3 678 347 долл. США
154,65 3 678 585 долл. США
154,66 3 678 823 долл. США
154,67 3 679 061 долл. США
154,68 3 679 299 долл. США
154,69 3 679 537 долл. США
154,70 3 679 775 долл. США
154,71 3 680 013 долл. США
154,72 3 680 250 долл. США
154,73 3 680 488 долл. США
154,74 $3 680 726
Тройские фунты долларов США Стоимость
154,75 3 680 964 $
154,76 3 681 202 долл. США
154,77 3 681 440 долл. США
154,78 3 681 678 долл.