Богемская рапсодия — журнал За рулем

Познакомиться с такой «Шкодой» поближе Сергей Канунников мечтал давно. Ведь она не только интересна сама по себе, но и связана с историей «За рулем».

В Москве начала 1970-х иномарки не были экзотикой – в столице их хватало. Юные фанатики автомобилей, зная места, где они паркуются (как правило, близ посольств, торгпредств и гостиниц), ходили туда с простенькими фотоаппаратами. Но те авто принадлежали иностранцам. А вот импортные с черными номерами – в собственности «простых» советских граждан – были в диковинку. Казалось, что на машине зарубежной марки могут ездить лишь какие-то особенные и, вероятно, очень счастливые люди.

Рыжая двухдверная «Шкода» со служебными номерами серии МКЖ привлекала повышенное внимание даже столичных жителей. А уж в провинции, стоило остановиться, машину буквально облепляли. Ведь подавляющее большинство соотечественников даже посидеть в такой не мечтало. Ну разве чудо произойдет. Для сотрудников «За рулем» оно случилось в 1971-м. Целый год в редакции работала «Шкода-110R Купе» – по сути, первая иномарка в руках советских автомобильных журналистов.

Служба и дружба

Весной 1970-го СССР и ЧССР заключили договор о дружбе. В Тольятти с конвейера сошли первые «Жигули» – ВАЗ-2101. А в Млада-Болеславе начали производство нового семейства «Шкоды» серий 100 и 110.

Теперь все это выглядит немного наивно. А в 1970-е такая панель приборов казалась очень элегантной.

Гордая надпись STEREO KAZETA сообщает: купе оснащено высшим шиком – магнитолой с кассетным магнитофоном.

Рядом с ручником – рычажки управления опережением зажи- гания и воздушной заслонкой карбюратора для холодного пуска.

На обшивках дверей – логотип завода в Квасинах, где выпускали купе.

Задние форточки открываются для вентиляции.

Двери без стоек – непременная черта породистого спорткупе.

Диалог со временем

Конечно, сейчас характеристики чешского спорткупе вызывают улыбку. Мотор объемом 1,1 л с двухкамерным карбюратором «Йиков» развивал при 5250 об/мин всего-то 52 л. с. и лишь 86 Н·м при 3500 об/мин. Коробка передач четырехступенчатая, причем четвертая была почти повышающая – с передаточным отношением 0,96.

Задний диванчик не шикарный: жестковат
и маловат. Но в спортивном автомобиле он
второстепенен.

Зато машина имела полностью независимую подвеску и дисковые тормоза спереди. А уж кузов с дверями без стоек – признак породистого спорткупе – был, пожалуй самым элегантным в Восточной Европе.

Коллеги писали о машине восторженно: «Внешность «Шкоды-110R» обращает на себя внимание… Стремительный контур, очень большая площадь остекления… Круглые циферблаты стрелочных приборов и цветные контрольные лампочки, выставленные в ряд тумблеры и выключатели напоминают кабину самолета… Анатомические передние сиденья удобны, хорошо «держат» тело, плавная регулировка наклона спинок позволяет выбрать привычную, наиболее удобную посадку. Пожалуй, правда, не лишне, если бы спинки передних сидений были выше и заканчивались подголовниками». На этой машине подголовники есть, но она более поздняя – 1977 года выпуска.

На современный вкус жесткий пластик интерьера «эрки», кожзаменитель сидений и бесхитростная эргономика выглядят наивно. Но для начала 1970-х набор приборов, в числе которых тахометр, смотрелся действительно богатым.

Разгоняя автомобиль, про себя поддразниваю его, называя «гоночным «Запорожцем». Общего немало. Арка левого переднего колеса ущемляет свободу ноги, да и звук мотора доносится из-за спины. Правда, «Шкода» куда тише любого «Запорожца», при том что разгоняется заметно веселее. Снаряженная масса всего 880 кг, заявленное время разгона до 100 км/ч – 18,5 с, максималка – 145 км/ч.

Двигатель с жидкостным охлаждением развивает 52 л.с.

Зарулевцы не преминули проверить эти показатели на полигоне. Расхождения с паспортными данными оказались минимальными. Как и расход топлива: «Шкода» лопала в среднем 8,5 л/100 км.

Люфт тоненького руля, конечно, великоват по стандартам XXI века. Но стоит машина на дороге уверенно и в повороты попадать несложно – резко снижать скорость не приходится. Ну а в годы ее молодости коллеги оценили управляемость «эрки» совсем по-другому: «Рулю от упора до упора нужно всего лишь три оборота. Но к этому быстро привыкаешь и даже находишь удобной такую «близкую» связь с дорогой».

Колпаки, внешне напоминающие литые диски, – признак самой дорогой ком- плектации.

Проверить специфическую управляемость машины с тяжелой кормой (об этом тоже писали в ЗР) я сполна сейчас не смогу. Впрочем, многое и так понятно – из опыта общения с «Запорожцами». Помню, как талантливо использовали эти особенности чешские гонщики – главные конкуренты советских на ралли 1970-х годов, в том числе на снежно-ледовых трассах «Русской зимы».

И конечно же, журналисты «Руля» не могли обойти стороной практичность: «Эта машина для двоих, хотя при необходимости (на малые расстояния) в ней можно ехать даже впятером… Рассчитанная на движение по хорошим дорогам (не забудем, мы имеем дело со спортивным купе), эта машина отличается небольшим дорожным просветом – около 170 мм». Небольшим? Да сегодня не у каждого кроссовера такой!

Запасное колесо спрятано спереди, в подполье.

Из Богемии в мир

«Шкода-110R» и у себя на родине была дефицитом. Большинство машин шло на экспорт, причем не только в соцстраны. Ведь в купе из Богемии определенно было (и есть!) что-то богемное.

Интересно, на чем ездил чехословацкий певец Карел Готт, чей альбом «Из Богемии в мир» стал очень популярным как раз одновременно со «Шкодой-110R»? Вероятно, уже на каком-то западном, более престижном автомобиле. Тем не менее у эстрадной звезды, безумно популярной не только на родине, но и в СССР, с этой «Шкодой» много общего. Иностранцы даже из социалистических государств тогда казались нам какими-то более элегантными и нарядными, веселыми и загадочными людьми, чем сограждане. И всегда немного богемными. Такой же в 1971-м стала для сотрудников «За рулем» и первая в редакции иномарка – богемская.

Машина проработала у нас c год, накрутила на колеса около 30 тысяч советских километров, участвовала вместе с отечественными легковыми автомобилями в пробеге 1972 года, посвященном 50-летию СССР, и в ралли журналистов. Расставались с ней зарулевцы с сожалением.

Мне тоже не хочется прощаться с прекрасно отреставрированным автомобилем. Я уже привык к длинному ходу педали сцепления и немного капризному синхронизатору первой передачи, приноровился к тонкому рулю и плоскому креслу. Все это – черты немного своенравного, но обаятельного характера. Такой нередко бывает у представителей богемы, а еще чаще – у представительниц. Но чего не простишь милой иностранке!

С литерой R

«Шкоду-110R» выпускали в 1970–1980 гг. Предшественницей была «Шкода-1000 МВХ», а на смену 110-й пришла модель «Гарде/Рапид». Автомобиль оснащали 4-цилиндровым 52-сильным двигателем объемом 1,1 л и четырехступенчатой коробкой передач. Изготавливали купе в филиале в Квасинах. На базе купе мелкими партиями строили специальные «шкоды-130RS» для ралли и кольцевых гонок, с моторами в 115–120 л.с. Всего изготовили 56 902 экземпляра.

Редакция благодарит Михаила Конечны за предоставленный автомобиль и компанию «Шкода» за организацию теста.

автоновости, описания и характеристики автомобилей, фото и видеообзоры

Škoda 100 и Škoda 110 — чехословацкие легковые автомобили малого класса с заднемоторной компоновкой, производившиеся в 1969-1977 гг. Преемники автомобиля Škoda 1000 MB, являясь их глубокой модернизацией. В общей сложности было произведено 1 079 708 штук автомобилей данной модели. Это была первая модель Škoda, которых было выпущено более миллиона. Объём двигателя 1.0 литр (Škoda 100) и 1.1 литр (Škoda 110). После модернизации модель была заменена в 1976 году семейством Škoda 105/120.

Производство Шкоды 100 было запланировано в крупных масштабах, для этого даже построили отдельный завод, который, как предполагалось, должен был производить почти все необходимые элементы: от двигателя до кузова. И даже несмотря на то, что на заводе произошел крупный пожар, выпуск не стали переносить, и уже в сентябре 1969 года новая модель была представлена автолюбителям. Skoda 100 являлась глубоко переработанной версией Skoda 1000. Основной силовой каркас был оставлен, однако внешний вид существенно отличался от предыдущей модели благодаря замене всех внешних панелей. Также был переработан дизайн салона. Производитель делал ставку на новую модель как на популярный семейный автомобиль, и это было правильной стратегией, т. к. за период выпуска с 1969 по 1977 гг. с конвейера сошло более миллиона автомобилей, из которых более 600 тысяч приходится на модель Шкода 100, почти по 220 тысяч — на модификации 100L и 110L, 100 тысяч — на более мощную Шкода 120S, по 40 и 57 тысяч — на модели 110LS и 110R соответственно.

Комплектация
Skoda 100 Четырехдверный седан был оснащен комфортной подвеской, обеспечивавшей плавный ход; передние колеса были оборудованы дисковыми тормозами, что по тем временам являлось довольно прогрессивным решением. Багажник автомобиля объемом 240 литров располагался впереди, а вот двигатель — в задней части, что стало характерной чертой для чешских авто в течение многих последующих лет. Несмотря на то что формально Skoda 100 считалась пятиместной, габариты ее были довольно скромными — 4155×1620×1380 мм, так что на задних местах с должным комфортом могли разместиться лишь двое пассажиров. Колесная база Шкоды 100 составляла 2400 мм с дорожной колеей 1280/1250 мм. Вес автомобиля равнялся 820 кг. Комплектовалась Шкода 100 четырехцилиндровым рядным двигателем объемом 988 куб. см и мощностью 43 л. с. с крутящим моментом 74 Нм при 3000 об/мин. Топливная система оснащалась карбюратором Jikov. Работа двигателя в связке с четырехступенчатой механической трансмиссией позволяла обеспечить максимальную скорость 128 км/ч и разгон до 100 км/ч за 28,6 секунд.

Модификации
Практически в одно время с выпуском основной модели Skoda 100 завод стал производить и ее модификации, в частности, Skoda 100L, оснащенную люксовой комплектацией. Кроме того, выпускалась также Skoda 110, которая была оснащена более мощным двигателем (48 л. с.), дававшим больше динамики в управлении и позволявшим разогнаться до 100 км/ч за 21,4 секунды. Двухдверное купе 110R оснащалось двигателем мощностью 61 л. с. и производилось вплоть до 1980 года. Такая востребованность объяснялась тем, что, имея относительно низкую стоимость, купе было очень похоже на модели Porsche и до сих пор считается одной из самых красивых моделей чешской марки. Производилась также спортивная версия Skoda 120S (1971-1974), выпускавшаяся ограниченными партиями и оборудовавшаяся более мощными двигателями, что позволяло гонщикам занимать призовые места в различных автомобильных соревнованиях. Характерно, что популярность модели Skoda 100 была такова, что ее даже использовали в качестве основы для выпуска мелкосерийных моделей автомобилей. Так, например, в Бельгии выпускалось авто Skoda V.F. Buggy, в Италии — Skoda Kirby.

В культуре авто упоминается в песне Jozin z bazin, написанной Зденеком Навратилом и исполненная Иваном Младеком и его группой «Banjo Band».

Skoda 100 по праву считается одной из самых успешных моделей чешских автомобилестроителей и пользуется заслуженной популярностью у коллекционеров-автолюбителей. Довольно часто можно встретить и полностью функциональные экземпляры, до сих пор находящиеся в прекрасном рабочем состоянии.

МодельSkoda 100 (110)
Год(ы) выпуска1969—1977
Тип кузова4‑дв. седан 2‑дв. купе; компоновка заднемоторная, заднеприводная
Двигателькарбюраторный 4- цилиндровый, рядный. Skoda 100: 988 см3 | Skoda 110: 1.1 л
МощностьSkoda 100: 43 л. с. с крутящим моментом 74 Нм при 3000 об/мин | Skoda 110: 48 л.с.
Трансмиссиямеханическая, 4- ступенчатая
ТормозаДисковые
Макс. скоростьSkoda 100: 128 км/ч
Разгон до 100 км/чSkoda 100: 28,6 c | Skoda 110: 21,4 с
Дополнительная информацияпроизведено 1 079 708 шт

Если Вы заметили ошибку, неточность или хотите дополнить материал, напишите об этом в комментариях, и мы исправим статью!

ŠKODA 110 R (1970–1980): элегантное купе и основа многих спортивных успехов

3. 8. 2020

› 50 лет назад ŠKODA 110 R дебютировал как спортивное купе с задним расположением двигателя, стремительным дизайном и динамичным управлением
› ŠKODA 110 R послужила основой для создания захватывающих гоночных и раллийных автомобилей, таких как ŠKODA 180 RS, 200 RS и ŠKODA 130 RS, в частности
› Между 1970 и 1980 г., с конвейера завода в Квасинах

Млада-Болеслав, 3 августа 2020 г., сошло в общей сложности 57 085 купе. Помимо 125-летия со дня основания компании, ŠKODA AUTO в этом году модель: купе 110 R исполняется 50 лет, а спортивная двухдверная модель является одним из самых знаковых автомобилей чешского автопроизводителя. В задней части самонесущего кузова был установлен 1,1-литровый четырехцилиндровый двигатель, легкий блок двигателя и картер которого были изготовлены с использованием современного процесса литья под давлением алюминия. Благодаря сдвоенным карбюраторам легкий и маневренный автомобиль развивал скорость до 145 км/ч. Таким образом, ŠKODA 110 R стала идеальной основой для использования в автоспорте. Именно здесь 130 RS проявил себя: «Порше Востока» на протяжении многих лет приводил в восторг зрителей на европейских раллийных и кольцевых трассах.

Спортивные автомобили являются неотъемлемой частью модельного ряда ŠKODA уже более 110 лет. Эту традицию продолжила модель ŠKODA 110 R, разработка которой началась в 1966 году. Технической основой элегантного купе послужил седан с колесной формулой 100/110, но его кузов существенно отличался более наклонным ветровым стеклом, безрамными окнами двух широкие двери и, прежде всего, его стильная задняя часть. Автомобиль, построенный на Квасинском заводе, дебютировал 5 сентября 19 г.70 на выставке машиностроения в Брно. В октябре того же года 110 R привлек значительное внимание на крупных автосалонах в Париже, Лондоне и Турине. Хотя базовый 110 R стоил 78 000 чехословацких крон, что в то время равнялось примерно 40-месячной заработной плате, спрос намного превышал предложение. Экспортные рынки ŠKODA в то время были приоритетными, и поэтому в 1973 году, например, 93% всех 110 выпущенных купе R-type были экспортированы.

Компактные размеры маневренного спортивного автомобиля также получили высокую оценку: 
имел длину 4155 миллиметров, ширину 1620 миллиметров и высоту 1340 миллиметров. В задней части самонесущего кузова находился ультрасовременный на тот момент четырехцилиндровый двигатель: блок цилиндров объемом 1107 куб. , как и колокол механической четырехступенчатой ​​коробки передач. Оснащенный двойным карбюратором и отдельным масляным радиатором, двигатель развивал мощность 52 л.с. (38 кВт). ŠKODA 110 R с радиальными шинами 165 SR 14 развивала максимальную скорость 145 км/ч. Применялась мощная двухконтурная тормозная система, в которой полагались тормозные диски британской компании Dunlop на передней оси и барабанные тормоза на задней оси. Распределение веса очень легкой двухдверной модели, весившей 880 килограммов, очень положительно сказалось на ходовых качествах. Поскольку до 57 % массы приходится на ведущие задние колеса при полной загрузке, 110 R набрал очки за отличное сцепление даже на заснеженных склонах.

Спортивные визуальные акценты в интерьере подчеркивают динамичный характер автомобиля. На приборной панели с отделкой под дерево было пять круглых приборов. В красную зону тахометра водитель входил только при 5750 оборотах, а спидометр поднимался до 180 км/ч. Были также дисплеи для давления моторного масла, температуры охлаждающей жидкости и указателя уровня топлива. Стандартное оснащение включало спортивный руль с двумя металлическими спицами, который для снижения веса имел динамические отверстия, и передние сиденья анатомической формы. Их можно было сложить вперед, чтобы облегчить доступ к двум задним сиденьям. За спинками задних сидений находилась большая кладовая с багажным отделением под передним капотом.

В течение десятилетнего периода производства ŠKODA постоянно обновляла 110 R. Вскоре четыре фары и спойлер отличали переднюю часть, передние сиденья были оснащены подголовниками, а колеса имели меньший 13-дюймовый диаметр, что отражал моду того времени. К 30 декабря 1980 года с завода в Квасинах сошло 57 085 единиц купе. Сегодня автомобили являются востребованными коллекционными предметами и продаются соответственно. Модель 110 R пришла на смену ŠKODA GARDE в 1919 году.81, за которым в 1984 году последовал RAPID, который выпускался до 1990 года.

ŠKODA 110 R также послужила основой для ряда успешных гоночных автомобилей из Млада-Болеслава. К ним относятся модели ŠKODA180 RS и 200 RS с двигателями OHC с верхним расположением клапанов, а также ŠKODA 130 RS, один из самых успешных гоночных автомобилей конца 1970-х и начала 1980-х годов. Например, в классе до 1300 куб.77 Ралли Монте-Карло.

Как Škoda 110R превратился в «Порше Востока»…

Изображения: Автомобиль и классика

Чехословакия всегда занимала особое место в эпоху советского господства в Восточной Европе. Правда, не совсем независимости Югославии, но всегда культивировала некую открытость и яростное стремление к свободе, в том числе и в типах машин, которые они производили.

Целеустремленный, но почти безликий, поскольку спереди не было решетки радиатора

Несмотря на провал Пражской весны 19-го68, в этой стране сохранялась некоторая антиконформистская тенденция, которая, видимо, раздражала власть имущих в СССР. В автомобильном мире Tatra продолжала предлагать очень характерные лимузины, которые были более привлекательными, чем ЗИЛы их владельцев, в то время как в Škoda им удалось разработать свой собственный модельный ряд автомобилей, не нуждаясь в помощи Fiat, в отличие от Lada и его Жигулей.

Дифференциация с седаном заключалась в задних трех четвертях.

Чтобы еще больше досадить колыбели коммунизма, Škoda придумала еще более декадентский автомобиль — 110 R Coupe, автомобиль, призванный соблазнять бегущих собак капитализма в Запад: автомобиль, который можно было экспортировать и омологировать для участия в автоспорте.

Купе 110R в стиле фастбэк было красивым автомобилем

Даже если в ретроспективе кто-то смеется над автомобилями из-за железного занавеса, нельзя игнорировать новаторство чехословацких автомобилей 1970-х годов. Tatra 613, разработанный Vignale, был довольно элегантным и современным, сохраняя при этом свою архитектуру «все сзади». Среди инженеров Škoda в Млада-Болеславе они тоже предпочли сохранить классическую архитектуру с задним расположением двигателя.

Именно в боковом профиле мы видим линию крыши купе в стиле фастбэк

Когда в 1969 году был запущен новый седан Škoda 100/110, он не был архаичным. Это правда, что некоторые из европейских производителей перешли на передний привод, но некоторые все еще верны концепции заднего двигателя, в том числе такие, как Volkswagen. Škoda продавала в Западной Европе, и у нее была определенная репутация. Не надо забывать, что до войны Чехословакия была крупным промышленным центром с очень хорошей репутацией, и фирма «Шкода» (хоть и национализированная) была наследницей этого наследия.

Функциональная приборная панель с полным набором приборов и удобными ковшеобразными сиденьями

Для развития автопрома СССР прибегнул к помощи Запада, и вот так Fiat предложил Fiat 124 и тольяттинский завод под ключ для развития АвтоВАЗа (Lada на экспортных рынках). Находясь в Млада-Болеславе, Škoda предпочла пойти по собственному пути и разработать самые привлекательные автомобили. Так появилось 110 R Coupe.

Многочисленные победы Porsche в гонках и ралли с моделью 911, а также успех крошечных Alpine A110 на чемпионате мира по ралли, придали достаточно убедительности заднему расположению двигателя, и именно на этом образе Škoda сыграла с 110 R Coupe, получив прозвище «Porsche of the the World». Восток’.

Пространство для ног кажется немного тесным

Это сравнение несколько преувеличено, если мы рассмотрим автомобиль более внимательно: купе 110 R не только полностью соответствовало внешнему виду 911, но и его четырехцилиндровый 1107-кубовый двигатель мощностью 62 л. с. к буйной плоской шестерке Порше. Впрочем, это не имело большого значения, так как цена маленького чеха составляла лишь часть стоимости Порше. Доверие пришло, когда Škoda разработала горячую раллийную версию автомобиля, в частности 130 RS и еще более редкие 180 RS и 200 RS.

Полностью 1107-кубовый, развивающий скромные 62 л. Великобритания) разыграли карту «Спорт», даже если разгон от 0 до 100 км/ч занимал неторопливые 18,5 секунды, в то время как V-max едва достигал 145 км/ч. Но привлекательные цены помогли делу, и к 1980 году, когда производство было прекращено, Škoda смогла продать 56 902 автомобиля.

Типичные легкосплавные колпаки от 1970-е годы

Сегодня Škoda 110 R Coupe является осознанным коллекционным автомобилем, так как немногие выживают. Таким образом, когда британская компания Car & Classic выставила на аукцион один (автомобиль, который вы видите на этом сайте), это было достаточной причиной для этой статьи. По-видимому, один из пяти существующих в Великобритании, этот автомобиль имеет пробег всего 66 500 миль на часах.