Провода для аккумулятора — типы, конструкция, обзор марок для АКБ


Наибольшая нагрузка на автомобильную аккумуляторную батарею и провода, соединяющие её с бортовой сетью, приходится на момент запуска двигателя. Кратковременные пики потребляемого стартером тока могут достигать нескольких сотен ампер, в зависимости от температуры и вязкости масла в системе смазки. Жёсткие условия эксплуатации проводов для аккумулятора предъявляют к ним определённые требования, в числе которых:


  • достаточное сечение, обеспечивающее малое падение напряжения при протекании стартерного тока;

  • надёжные клеммные зажимы для присоединения проводов к АКБ с малым переходным сопротивлением;

  • гибкость, исключающую возникновение изломов провода вследствие вибрации и периодического отключения АКБ;

  • устойчивость изоляции к высокой температуре под капотом и воздействию смазочных материалов.


При замене штатных проводов АКБ, а также проводов для «прикуривания» авто возникает вопрос — использовать ли готовые провода, купленные в магазине запчастей или изготовить их самостоятельно, отдельно купив кабель, наконечники и клеммные зажимы.


Второй вариант вполне доступен автомобилистам, имеющим некоторый навык электромонтажных работ, а с учётом риска приобретения некачественных готовых изделий, он может оказаться более предпочтительным.

Типы провода для аккумулятора


Провода, предназначенные для подключения непосредственно к выводам АКБ, могут быть стационарными или переносными. Стационарные являются частью системы электрической бортовой сети автомобиля, переносные служат для «прикуривания» или подключения сторонних потребителей: компрессора, вулканизатора, переносного светильника и т.п.


Стационарные провода АКБ относятся к стандартным изделиям, предназначенным для конкретной модели автомобиля. Они делятся на три типа:


  • провода для подключения к плюсовому выводу АКБ;

  • минусовые провода или провода «массы»;

  • перемычки для соединения АКБ между собой в автомобилях с 24-х вольтовой бортовой сетью.





Особенности конструкции проводов для АКБ


Провода для аккумулятора представляют собой жгуты определённой конфигурации с напрессованными клеммами и наконечниками.


Каждый из жгутов (плюсовой и минусовый) состоит из двух проводов различного сечения. Провода, предназначенные для соединения со стартером обычно выполняются сечением не менее 16 мм2 и оборудованы медными наконечниками. Плюсовой провод, питающий остальных потребителей бортовой сети, может иметь площадь сечения 6 – 8 мм2 и подключается к блоку предохранителей. Второй провод минусовой клеммы (также 6 – 8 мм2) соединяется с кузовом автомобиля, то есть «массой».


При самостоятельном изготовлении, сечение стартерных проводов лучше увеличить до 35 мм2, а проводов «массы» и питающих блок предохранителей – до 10 мм2. Благодаря такому запасу уменьшится величина падения напряжения в проводах и облегчится запуск двигателя. При изготовлении комплекта особое внимание следует уделить монтажу клемм и наконечников. При некачественном обжатии, в местах их соединения с проводами может появиться значительное переходное сопротивление, которое вызовет локальный перегрев и оплавление изоляции. При большом сопротивлении проводов двигатель может и вовсе не завестись, так как напряжение на обмотке стартера будет слишком низким.


Для монтажа наконечника конец провода зачищают от изоляции и удаляют окисел с жилы при его наличии. Для опрессовки лучше использовать специальный пресс, но при его отсутствии можно использовать слесарные тиски. После обжатия в тисках гильзу наконечника можно накернить для улучшения контакта. Наконечники лучше взять медные лужёные, они не подвергаются окислению, как чистая медь. Гильзу наконечника плюсового провода следует защитить изоляционной трубкой, лучше термоусаживаемой. Это предотвратит от его случайного соприкосновения с корпусом автомобиля и короткого замыкания.

Провод АКБ — обзор марок


Рассмотрим наиболее распространённые марки проводов российского производства, использующиеся при монтаже автотракторной проводки.



ПВА. Данный тип провода предназначен для монтажа электрических цепей автомобильных транспортных средств. Медная токопроводящая жила высокой гибкости покрыта изоляцией из поливинилхлоридного пластиката, рассчитанной на напряжение до 48 вольт. Провод не распространяет горение при условии одиночной прокладки и устойчив к воздействию автомобильного топлива и масел.


Допустимый диапазон температуры при эксплуатации ПВА составляет от -40°С до +105°С. В ходе заводких испытаний провод выдерживает воздействие температуры +135°С в течение 96 часов.


ПГВА. Специализированный автомобильный провод. Медная многопроволочная жила имеет класс гибкости 3.


Менее устойчив к воздействию высокой температуры, допустимый диапазон которой от -50°С до +70°С. Поливинилхлоридная изоляция рассчитана на напряжение до 48 вольт.



КГ. Кабель КГ 1х35 мм2
может применяться для изготовления аккумуляторных проводов для питания стартера автомобиля. Токопроводящая медная многопроволочная жила 5-го класса гибкости.


Наружная оболочка из резины РТИШМ обеспечивает работоспособность кабеля при напряжении до 660 вольт.

Особенности подключения проводов АКБ


При самостоятельном монтаже аккумуляторных проводов нелишней будет их дополнительная защита от механических повреждений с помощью пластиковой гофрированной трубки.


Не во всех моделях автомобилей минусовый провод непосредственно соединяется со стартером. В этом случае предполагается, что ток стартера к минусовой клемме протекает по деталям корпуса машины.


При переделке проводов лучше предусмотреть прямое подключение минуса к двигателю стартера. Это обеспечит наиболее надёжный контакт, наименьшее сопротивление стартерной электрической цепи, и как следствие более лёгкий запуск автомобиля.


Нужен кабель для аккумулятора?

Отправьте заявку и мы предложим лучшую цену!



Отправить заявку

Где находится провод массы и как правильно подключить выключатель массы аккумуляторной батареи

Провод массы обязателен при подключении различных приборов к источнику энергии. Автомобильные производители в целях экономии не протягивают минусовые провода по всей машине, а используют в качестве массы кузов автомобиля, прикрепляясь к нему в подходящих местах. Металлический каркас служит минусом, что очень удобно, но при этом часто возникают проблемы из-за того, что со временем контакт ухудшается.

Где находится масса на ВАЗ

Машины отечественного производителя распространены больше всего, поэтому в первую очередь следует разобраться с расположением мест крепления массы в них. Это позволит быстро провести проверку, а также периодически осматривать соединения, чтобы подтягивать или переделывать их. Чаще всего проблемы с массой на ВАЗ возникают в следующих точках крепления:

  1. Аккумулятор. От него отходит двойной провод. Первый – большой толщины (около сантиметра), присоединяется к двигателю. Его большое сечение обусловлено высокой нагрузкой при запуске, когда вращается стартер. Тонкий проводок обеспечивает работу всего электрооборудования на машине, а в моделях с карбюратором отвечает и за двигатель.
  2. Электронная система управления двигателем (ЭСУД) заземляется от двигателя на специально приваренную шпильку, которая в различных моделях располагается по-разному. Поэтому проще всего изучить документацию, чтобы найти точку крепления на кузове. Очень часто соединение на заводе сделано недостаточно хорошо, поэтому возникают проблемы именно с этим элементом.
  3. Масса на щитке приборов может располагаться в одном или нескольких местах. В самых простых вариантах точка крепления находится на усилителе крепления рулевой колонки. Но чаще всего проводов несколько, они спрятаны за панелью и доступ к ним может быть существенно затруднен.
  4. Также есть масса и на других потребителях энергии – фарах, подсветке и т.д. Там все немного проще – после снятия обшивок можно проследить, куда уходит проводок, и найти место, где он закреплен на кузове.

У каждой модели есть свои особенности. Более того, даже одна и та же модификация может иметь отличия из-за того, что установлены разные двигатели или комплектация сильно отличается. В идеале лучше предварительно разобраться со схемой электрической проводки.

Где находится масса на других марках авто

В стране эксплуатируется огромное количество моделей машин и у каждой есть свои особенности. При этом во всех авто используются одни и те же принципы, что существенно упрощает работу по устранению неисправностей с массой на автомобиле. Разобраться конкретно в каждой марке невозможно, так как это займет сотни страниц, гораздо проще разобрать общие принципы:

  1. Необходимо учитывать место расположения аккумуляторной батареи. При стандартном расположении чаще всего провод зафиксирован на передней панели перегородки между мотором и салоном или на боковой части отсека. В некоторых машинах АКБ расположена в багажнике или под сиденьем. Следовательно, один массовый провод всегда будет присоединен рядом, а второй закреплен на моторе.
  2. Система управления двигателем и другие электронные блоки располагаются по-разному, поэтому точки крепления ищутся по факту. Нужно помнить, что электроника очень требовательна и без нормальной массы сразу проявляются сбои, которые автомобилисты зачастую не могут связать с плохим заземлением. Часто провод расположен в колодке подключения, что усложняет поиск места, где он зафиксирован на кузове.
  3. Что касается щитка приборов, в современных машинах там чаще всего несколько проводов массы. Следует внимательно изучить схему, чтобы найти все точки крепления и проверить их при возникновении сбоев в работе или других проблем с приборной панелью.
  4. Световое и другое электрическое оборудование также требует качественной массы на кузов. В современных машинах чаще всего используют блоки управления, поэтому, если минус некачественный, работа фар или фонарей может нарушаться очень сильно. Искать контакт стоит рядом с проблемным местом, чаще всего он скрыт под обшивками, что усложняет работу.

Независимо от марки и модели принцип присоединения массы всегда одинаков, можно справиться с работой и не имея опыта. Для этого не нужно сложное оборудование или специальные познания. Плохой контакт на кузове виден невооруженным глазом, а зачастую просто расслабляется гайка или болт, фиксирующие клемму.

Как улучшить надежность контакта

Чтобы обеспечить хорошее соединение проводов заземления с кузовом, необходимо время от времени проводить профилактику. Процесс достаточно прост, главной проблемой является расположение креплений – приходится снимать обшивки или даже мешающие детали, чтобы добраться до нужного места. Нередко это бывает с массой панели приборов. Рекомендуется соблюдать простую инструкцию:

  1. Заглушить машину и снять минусовую клемму с аккумулятора. Всегда делать так при работе с электрическим оборудованием.
  2. Обеспечить доступ к месту крепления. После этого внимательно осмотреть его, чтобы оценить состояние гайки или болта, а также наличие коррозии на кузове, которая может ухудшить контакт. Очень часто соединение после сборки на заводе просто закрашивается и снаружи невозможно нормально проверить его состояние. Его нужно обязательно раскрутить.
  3. Гайку и место контакта на кузове хорошо зачистить, если на поверхность есть коррозия. При сильном повреждении лучше заменить крепеж. Когда место установки массы на кузове ржавое, есть смысл поискать точку для крепления рядом.
  4. Клемму очистить от окисления: хорошо подойдет мелкая наждачная бумага. После этого обработать специальным составом для очистки контактов, обычно он продается в виде спрея. Когда его нет, можно воспользоваться WD-40 или его аналогами, главное – после нанесения дождаться полного высыхания поверхности.
  5. Если зубчатая гайка в плохом состоянии, ее следует заменить. Этот элемент подкладывают именно для улучшения контакта, выбрасывать его не стоит.
  6. Все зачищенные поверхности обработать медной смазкой или специальным средством для улучшения контакта и защиты от коррозии. После этого собрать все обратно, закрутить болт или гайку с хорошим, но не излишним усилием, чтобы не повредить резьбу.

По возможности нужно защитить место присоединения массы от влаги и других неблагоприятных воздействий. Лучше всего проверять все доступные соединения хотя бы раз в год. Достаточно просто раскрутить и проверить состояние, а при необходимости зачистить и обновить смазку, чтобы металл не ржавел.

Признаки отсутствия массы

При нарушенном контакте или его отсутствии могут возникать различные проблемы. Если их не устранять, это чревато выходом из строя целых электронных блоков или сильным нагревом соединений, что может привести к возгоранию. Самые распространенные признаки данной неисправности такие:

  1. Машина не заводится. При повороте ключа стартер не крутится, хотя все лампочки горят и зарядка АКБ нормальная.
  2. Мотор запускается плохо, стартер вращается с заметным усилием, как будто работает под слишком высокой нагрузкой.
  3. Электрическое оборудование то работает, то нет. Очень часто вместе с этим наблюдается выход из строя предохранителей.
  4. Увеличивается расход топлива. Автолюбители ищут проблемы в топливной системе, хотя нужно было начинать именно с минусовых проводов.
  5. Нестабильные холостые обороты и перебои в работе двигателя.
  6. Датчики работают некорректно, могут периодически не функционировать, иногда их стрелки качаются при включении поворотов.
  7. Аккумулятор заряжается не полностью.
  8. Фары светят по-разному. Одна сторона намного ярче, чем другая.
  9. При включении поворота мигают и другие элементы – стоп-сигнал, лампа заднего хода и т. д. При этом габариты чаще всего горят тускло или тоже моргают.
  10. Магнитола начинает хрипеть, когда работает громко. Если масса очень плохая, то это наблюдается и на среднем уровне звука.

Отмечаются и другие возможные проблемы, все зависит от модели машины и особенностей ее электрического оборудования. Нередко бывает так, что автомобилист проверяет одну точку заземления, а их на самом деле две или больше. Чтобы полностью исключить проблему с массой, нужно найти все элементы.

Способы устранения проблемы

Если перебои с массой возникают часто или наблюдается утечка тока при длительной стоянке, можно усовершенствовать систему, чтобы решить проблему. Справиться с работой несложно, хватит минимального набора инструментов, который должен быть у каждого автомобилиста. Порядок действий зависит от характера неисправности.

Как сделать массу лучше

Если снятие и зачистка контактов не дали эффекта, придется применить более радикальные способы ремонта. В некоторых моделях проблема с минусом на кузов является настоящей «болезнью», поэтому приходится улучшать конструкцию, чтобы устранить недоработки производителя:

  1. Замена провода. Чаще всего это касается «плетенки» от АКБ на двигатель, так как со временем она повреждается или сильно окисляется. Также может понадобиться установка жилы на кузов с большим сечением либо такой же, если она внутри повреждена и пропускает ток не так, как необходимо.
  2. Изменение места крепления на кузове. Иногда шпилька под гайку буквально выгнивает или заводская точка соединения не обеспечивает хорошего контакта. В этом случае проще всего найти другое место и закрепить клемму на нем.
  3. Добавление дополнительной массы. Еще один вариант, который улучшит систему без особых переделок. Особенно хорошо подходит для старых моделей и машин, в которых добраться до штатного крепления очень сложно.

Необходимо следить за состоянием проводов и заменять их, если есть хотя бы малейшие сомнения в надежности. Использовать лучше всего такие же элементы, как и установленные, плюс качественные крепления.

Установка выключателя массы

Выключатель позволит защитить машину от утечки тока, замыкания, а также может служить дополнительной противоугонной системой. Установить его несложно и самостоятельно, чаще всего используют один из двух вариантов:

  1. Ручной выключатель. Ставится под капотом в подходящем месте. Более удобное решение – специальный вариант, совмещенный с клеммой АКБ. Его следует располагать между АКБ и проводами на массу двигателя и кузова.
  2. Дистанционный вариант. В этом случае кнопка выключения выводится в салон, обычно ее прячут, чтобы никто посторонний не мог завести машину. Принцип тот же, но монтаж сложнее, так как нужно тянуть провода в салон.

Выключатель не подойдет машинам с сигнализацией и центральным замком, так как если нет массы, система работать не будет. Также нежелательно ставить его на модели с большим количеством электроники.

Обнаружить провода массы несложно, их следует периодически снимать и обрабатывать, чтобы обеспечить хороший контакт. При проверке лучше использовать мультиметр, так проще всего обнаружить повреждение при его наличии. Рекомендуется вовремя заменять изношенные провода, а для предотвращения утечек можно поставить кнопку выключения массы.

Как проверить заземляющий провод в автомобиле

{% if result.isEmpty and result.term %}

{% if translation.search.not_found %}{{translation.search.not_found}}{% else %}К сожалению, ничего не найдено для{% endif %}  { {результат.термин | побег}}

{% endif%}

{% если ложь и результат.загрузка %}

{% еще %}

{% if result.suggestions или result.collections или result.pages %}

{% если результат.предложения %}

{{keywords_suggestions_title | побег}}

    {% для предложения в result.suggestions %}

  • {{suggestion.keyword | escape}}{{suggestion.count}}
  • {% конец для%}

{% конец%}
{% if result. collections %}

{{translation.search.collections | по умолчанию: «Коллекции»}}

    {% для коллекции в result.collections %}

  • {{коллекция.название | побег}}
  • {% конец для%}

{% endif%}

{% endif%}

{% if result.products %}

{{products_suggestions_title}}

{% if result.term и result.isEmpty == false %}
{% if translation.search.view_all_products %}{{translation.search.view_all_products}}{% else %}Просмотреть все продукты{% endif %}
{% endif%}

{% if product_list_layout == ‘карусель’ %}

{% для продукта в result.products %}

{% если product. image %}
{% еще %}
{% endif %}

{{product.title | escape}}

{{product.first_available_variant.sku}}

{{ product.price | деньги}}

{% конец для%}

{% еще %}

{% для продукта в result.products %}

{% если product.image %}
{% еще %}
{% endif %}

{{product.title | escape}}

{{product.first_available_variant.sku}}

{{ product.price | деньги}}

{% конец для%}

{% endif%}

{% endif%}

{% endif%}

{% if translation. search.not_found %}{{translation.search.not_found }}{% else %}К сожалению, ничего не найдено для{% endif %}  {{result.term | escape}}

Оставаться на земле. Важность заземляющих проводов

Если заглянуть внутрь моторного отсека автомобиля, то легко заметить красный положительный кабель, соединяющий аккумулятор с электрической системой. Тем не менее, легко не заметить черный отрицательный кабель, тянущийся в сторону. Это важный заземляющий провод, но не единственный; многие компоненты вашего автомобиля имеют собственные заземляющие провода намного меньшего размера. Если какой-либо из них поврежден, в результате возникнут трудноустранимые электрические гремлины, которые испортят вам день.

Провода заземления работают тихо в фоновом режиме и не являются частью общего графика обслуживания. По этим причинам вы можете даже не подозревать об обрыве заземляющего провода, пока не проверите или не замените большую часть электрической системы вашего автомобиля.

Что такое заземляющий провод?

Электрическая система автомобиля работает на постоянном токе (DC). Это означает, что электричество проходит по полной цепи, начиная с положительной клеммы батареи и заканчивая отрицательной клеммой. Достаточно просто, не так ли? Однако конструкторы автомобилей использовали хитрость, чтобы вдвое сократить количество необходимой проводки: они использовали стальной корпус автомобиля для проведения электричества.

Поскольку автомобили изолированы от земли своими резиновыми шинами, вся машина действует как замкнутая цепь. После того, как ток уходит из аккумулятора туда, где необходимо электричество, он возвращается к аккумулятору через шасси самого автомобиля. Да, вся ваша машина — это горячая цепь. И да, это абсолютно безопасно.

Провода заземления необходимы для того, чтобы убедиться, что каждый компонент вашего автомобиля, получающий положительный ток, подключен к шасси и может замыкать цепь. Это особенно важно для двигателя, которому для запуска и работы требуется электричество, но который обычно подвешивается к шасси на резиновых опорах двигателя. Почти каждая электрическая часть вашего автомобиля имеет какой-либо провод заземления. Если вы когда-нибудь будете устанавливать электронные аксессуары в транспортное средство, вам нужно будет не только подключить их к плюсовому проводу от аккумулятора; вам также нужно будет заземлить их на шасси.

Поскольку провода заземления должны работать с очень разными уровнями электричества, в зависимости от системы, к которой они подключены, они могут иметь несколько различных форм. Самый важный провод заземления — это, конечно же, толстый кабель, соединяющий отрицательную клемму аккумулятора с шасси. Это легко найти для любого механика, работающего своими руками, и всегда полезно периодически проверять, что оба конца имеют плотные и чистые соединения. Заземляющий провод двигателя является вторым по важности. Обычно он представляет собой толстый кабель (например, минусовое соединение аккумулятора) или плоскую медную оплетку и обычно располагается в нижней части двигателя.

Компоненты меньшего размера обычно имеют тонкий изолированный провод заземления, соединенный с небольшим болтом или винтом в корпусе, а несколько проводов заземления часто крепятся к одной точке заземления. Они часто спрятаны за элементами отделки или панелями салона, что затрудняет их поиск, если вы не знаете, где искать. Наконец, некоторые части жгута проводов будут включать провода заземления. Например, в большинстве наружных осветительных приборов используется один многожильный разъем, включающий положительный и отрицательный выводы. Когда это возможно, лучший способ найти заземляющие провода — найти полную электрическую схему вашего автомобиля.

Отказ заземления

Отказ заземления может проявляться по-разному, в зависимости от характера отказа и его места. Если отрицательный кабель аккумулятора не подключен должным образом, то весь ваш автомобиль, вероятно, будет испытывать случайные проблемы с электричеством. Отказ заземляющего провода двигателя может вызвать механические проблемы, начиная от двигателя, который не вращается, и заканчивая неправильным переключением передач. Проблемы с второстепенными проводами заземления обычно не столь катастрофичны, но любая электрическая система, зависящая от этого заземления, перестанет работать должным образом.

Провода заземления и устранение неполадок с электрооборудованием

Когда вы начинаете испытывать проблемы с электрооборудованием автомобиля, естественное желание начать поиск и устранение неисправностей или замену системы, которая не работает должным образом. В конце концов, если что-то не работает, значит, в этом и есть проблема, верно? Тем не менее, всегда полезно сначала убедиться, что система правильно заземлена и действительно получает правильный ток. Хорошей новостью является то, что проверка заземления — это простая и понятная процедура, для которой не требуется ничего, кроме обычного мультиметра.

В конечном счете, заземление — это не что иное, как непрерывное соединение с отрицательной клеммой аккумулятора. Чтобы проверить, заземлено ли что-либо, сначала настройте мультиметр на проверку сопротивления (Ом). Отсоедините отрицательную клемму аккумулятора, чтобы разорвать цепь, а затем подключите один провод мультиметра к отсоединенному отрицательному кабелю аккумулятора. Здесь вы хотите, чтобы цепь заземления заканчивалась. Подключите другой провод к земле неисправной системы. Если заземление работает правильно, ваш мультиметр не должен регистрировать почти никакого сопротивления.

Если вы обнаружите сопротивление, пора найти место разрыва в земле. Проследите цепь заземления, проверяя шаг за шагом, пока вы спускаетесь по цепи к отрицательному кабелю аккумулятора. Когда сопротивление исчезнет, ​​вы преодолели обрыв и знаете, с чего начать поиск ослабленных соединений или изношенных кабелей. Когда вы проверяете соединения, не забудьте пошевелить провода, чтобы убедиться, что они не скрывают периодический сбой. Автомобили имеют сильную вибрацию при движении, а несовершенное соединение может не проявляться на стоянке.

В некоторых случаях мультиметр может оказаться не лучшим способом диагностики периодически возникающих проблем с заземлением. Если проблема проявляется только во время движения автомобиля, все же есть безопасный способ определить, что это действительно проблема с заземлением: просто возьмите набор соединительных кабелей и используйте их для создания вторичного заземления. Прикрепите один конец кабеля к неисправному компоненту, а другой — к надежной точке заземления на корпусе. Обязательно используйте мультиметр, чтобы убедиться, что вы установили надежное заземление и что кабелю ничего не угрожает.

Тогда катайся. Если проблема с электричеством исчезнет, ​​вы убедились, что виновата земля, и можете продолжить устранение проблемы.

Устранение проблемы с заземлением

Обнаружение и изоляция отказов заземления может вызвать затруднения, но как только вы обнаружите проблему, ее обычно легко устранить. В большинстве случаев проблема будет вызвана ничем иным, как ослабленным болтом или коррозией провода, что делает ремонт простым делом. Если проблема связана с системой послепродажного обслуживания, которая была либо плохо установлена, либо перегружает существующий заземляющий провод, вам, возможно, придется установить заземляющий провод большего размера или найти более надежную точку заземления. Тем не менее, это несложный ремонт, и он должен быть легким для любого механика, работающего своими руками, с основными инструментами и базовым пониманием электричества.