Автобус ЛиАЗ-677 — ретротест под «звон бутылок» — журнал За рулем

Модернизированный ЛиАЗ-677М легко отличить по квадратным поворотникам, дополнительной решетке охлаждения спереди и отсутствию форточек у части окон.

Когда из-за поворота показался знакомый силуэт, сердце застучало чаще. Подъехавший к нам ЛиАЗ‑677М (в народе — «луноход») мигом перенес меня на двадцать лет назад – и вот уже я восьмиклассник, стою с рюкзаком на Воронежской улице. В сумерках на меня неспешно плывут две круглые фары и три секции маршрутных указателей над лобовым стеклом… Складные двери распахиваются, и я ступаю в наполненный теплым желтым светом салон. Всё как тогда, в беззаботные юные годы!

Вечерний звон

Этот звон у них песней зовется? ЛиАЗ‑677М нельзя не узнать на слух – легендарный «звон бутылок» надо бы запатентовать! Поднимаюсь по ступеням, держась за рифленые поручни. И шагаю к дивану у водительской перегородки. Это самое козырное сиденье: можно и на дорогу смотреть, и на водителя. Кто в детстве не мечтал оказаться на его месте?

Сиденье достаточно комфортное, все рычажки и кнопки под рукой.

Сиденье достаточно комфортное, все рычажки и кнопки под рукой.

Приборы хорошо читаются, но погрешность велика. У топливомера она достигала 50 литров – надежнее использовать палку, опущенную в бензобак.

Приборы хорошо читаются, но погрешность велика. У топливомера она достигала 50 литров – надежнее использовать палку, опущенную в бензобак.

Селектор коробки находится под рулем. Все положения обозначены по-русски.

Селектор коробки находится под рулем. Все положения обозначены по-русски.

В свое время ЛиАЗ считался невероятно комфортабельным. Помимо мягкой пневмоподвески, сохраняющей постоянный дорожный просвет вне зависимости от загрузки, пассажирам нравился теплый даже в лютые морозы салон. Зимой 677‑е нередко уезжали в парк с заснувшими пассажирами.

Салон 677‑го даже по сегодняшним меркам весьма вместителен. Задняя площадка гигантская! Модернизированный автобус отличали вентиляционные люки в крыше.

Водителям 677‑й тоже очень нравился, ведь это первый в СССР автобус с автоматической коробкой передач. Даже на появившихся в 1970‑е годы Икарусах двухсотой серии стояла механическая, и за смену водитель дергал рычаг до двух тысяч раз. И именно трансмиссии ГМП Львов‑2 обязан этот ЛиАЗ своим фирменным бутылочным бряканьем. Заправленная коробка передач весит почти 200 кг, потому ее пристроили не сразу за двигателем (иначе передняя ось была бы перегружена), а ближе к центру автобуса. Между маховиком и коробкой появился промежуточный карданный вал. Вот все эти фланцы, шлицы, кре­стовины и породили букет звуков, ставший своеобразной визитной карточкой ЛиАЗа.

Расположенный спереди двигатель ЗИЛ‑375 можно ремонтировать не выходя из кабины. Но летом от него идет неимоверный жар.

Расположенный спереди двигатель ЗИЛ‑375 можно ремонтировать не выходя из кабины. Но летом от него идет неимоверный жар.

Все основные тумблеры расположены по центру панели. Правый и левый стеклоочистители включаются по отдельности. Сверху – указатель давления масла в автомате.

Все основные тумблеры расположены по центру панели. Правый и левый стеклоочистители включаются по отдельности. Сверху – указатель давления масла в автомате.

Такие кассовые аппараты использовали до первой половины 1980‑х годов. Позже их сменили компостеры (в первую очередь – серии КП‑74), от души дырявившие билетики.

Такие кассовые аппараты использовали до первой половины 1980‑х годов. Позже их сменили компостеры (в первую очередь – серии КП‑74), от души дырявившие билетики.

Автобусы из СССР – серийные и экспериментальные

Автобусу достался так называемый ураловский двигатель ЗИЛ‑375. Но даже увеличенного до семи литров объема (у базового мотора ЗИЛ‑130 он был на литр меньше) и 180 «лошадей» тяжелой машине не хватало. ЛиАЗ‑677 в часы пик увозил до полутора сотен пассажиров, а по некоторым сведениям, и до ста восьмидесяти! При такой загрузке автобуса, да еще и с автоматической коробкой, карбюраторный V‑образный мотор шокировал топливным аппетитом, за что его прозвали «слоном». В городе расход достигал фантастических 60 л/100 км. На день водителям выдавали талоны на 250–280 литров. Разумеется, они быстро нашли решение для экономии – ведь всё, что не съедал автобус, доставалось им. Помните домашний выключатель света около руля? Его врезáли в цепь «контроллер – коробка», и автомат при размыкании цепи «думал», что селектор – в «нейтрали». Так можно было катиться накатом на спусках и экономить до 10% бензина. Для водителей это было золотое время. Те, кто имел свои машины, заправляли их исключительно казенным бензином. Социализм!

Характерная черта «лунохода» – двухступенчатая автоматическая коробка передач Львов‑2.

Автобус времени

У этого красно-белого автобуса такого выключателя нет. Плюхаюсь на место водителя – удобно! Сиденье с подвеской, обзор хорош. Салон как на ладони – в зеркало виден буквально каждый закуток, и видеокамеры не нужны! А поле моторного щита – не только отличный склад личных вещей, но и классное спальное место на стоянке.

Сзади у модернизированного ЛиАЗа – прямоугольные фонари. Над дверьми исчезли окошки для надписей «Вход» и «Выход».

Автобусы нашего детства — выставка пассажирского транспорта

Всё хорошее рано или поздно заканчивается, пора выйти из автобуса прошлого на остановке настоящего. Провожая взглядом «луноход», невольно спрашиваю сам себя: почему ЛиАЗ‑677 вызывает настолько теплые чувства, как никакой другой автобус? Может, дело в добродушной внешности? Или в неповторимых звуках и запахах? Думаю, разгадка в том, что он стал родным для нескольких поколений жителей нашей страны. Мало того, ЛиАЗ‑677 продолжает нести вахту по сей день. Например, в Арзамасе исправно курсируют два десятка «шестьсот семьдесят седьмых». Купить билет в детство еще не поздно!

В Москве да и практически во всей стране 677‑й давно уступил место преемникам. Например, нынешней базовой модели – низкопольному автобусу ЛиАЗ‑5292.

Александр Виноградов, редактор «За рулем»

Александр Виноградов, редактор «За рулем»

Почти с рождения я живу через дорогу от 16-го автобусного парка столицы, потому пользовался, как правило, именно его маршрутами. Особенно часто ЛиАЗ попадался мне на 694-м, 711-м и 755-м маршрутах. А любимое место, помимо дивана у кабины водителя, – закуток около задней двери. В час пик там было очень комфортно.

Михаил Гзовский, заведующий отделом испытаний «За рулем»

Михаил Гзовский, заведующий отделом испытаний «За рулем»

В детстве всегда хотел занять лучшее место – переднее боковое. Отсюда здóрово разглядывать коробочку с мелочью на обитом дерматином кожухе мотора или, если повезет, наклейки с полуголыми девицами. Наш пригородный маршрут пролегал от съемной дачи в Жуковке до Одинцова. В одном месте рельеф сформировал такую горку, что автобус карабкался наверх еле-еле. Мой детский страх: не дай бог покатимся назад и упадем в Барвихинское озеро!.. Однажды мотор ЛиАЗа действительно захлебнулся – и авто­бус попятился. Я замер, вцепившись в бабушкину руку, и зажмурился. А когда открыл глаза, мы были уже внизу. Водитель высадил всех пассажиров и штурмом взял высоту.

Михаил Кулешов, редактор «За рулем»

Михаил Кулешов, редактор «За рулем»

Есть вещи из детства, любовь к которым бережно проносишь сквозь года. Для меня одна из таких – ­ЛиАЗ-677 желтого цвета. Он всегда был уютным и теплым, у него, в отличие от Икаруса-280, нижняя линия остекления низкая, и я видел всё, что происходит за окном. Разумеется, я хотел работать водителем автобуса – ездить по 687-му маршруту (Строгино – Щукино) и приезжать домой обедать, паркуя автобус под окнами.

Константин Якубов, фотохудожник «За рулем»

Константин Якубов, фотохудожник «За рулем»

Чаще всего я ездил на 42-м, 187-м и 260‑м маршрутах. Отлично помню кассовые аппараты: кидаешь пятак, крутишь ручку и получаешь билетик. В детстве любил стоять у водительской перегородки и наблюдать за работой водителя. Для меня всегда был загадкой размещенный у руля комнатный выключатель, которым водители работали постоянно. Теперь этот секрет для меня раскрыт.

Редакция выражает благодарность Алексею Никитину и Сергею Жлобо за предоставленный автобус.

Звук создают пустые трубы

Общество

Работник автобусного музея Денис Шаляпин рассказал iReactor о причинах возникновения характерного грохота, сравнимого с бутылочным звоном, который был визитной карточкой автобусов ЛиАЗ.

Автобус ЛиАЗ – 677 являлся одним из самых распространенных городских транспортных средств Советского Союза. Детище Ликинского завода в Московской области славилось конструктивной особенностью, которую вспоминают многие современники. Ей был жуткий звон, сравнимый со стуком бутылок.

На ЛиАЗ устанавливались двухступенчатые автоматические коробки, разработанные для ЛАЗ-695Ж. Для их установки инженеры создали дополнительный карданный вал. Из-за несовершенства конструкции на маленьких оборотах двигателя тот создавал вибрацию и резонансные колебания, превращавшиеся в характерный звук, объяснил работник Автобусного музея Денис Шаляпин на форуме Smart Transport 2021. Также Шаляпин поведал о других особенностях версии 677-М.

Машины серии ЛИАЗ 677-М выпускались в Подмосковье с 1967 до 2002 года фрагментарно. Это был первый советский автобус с гидромеханической передачей (ГМП). Для езды это удобнее, поскольку автобус имел всего две педали, но у машины были недостатки. Для водителей было шумно и жарко сидеть буквально на моторе. По поводу звука бутылок. Он появился из-за того, что методика крепления агрегатов была новой для того периода, — рассказал iReactor Шаляпин.

По словам сотрудника музея, неприятный звук слышался только при холостой работе мотора. Наладить работу карданного вала инженеры могли, но не делали этого, поскольку на скорости проблема не отражалась.

К мотору, который находится спереди, крепился карданный вал. Он шел на КПП и второй карданный вал на место от коробки к мосту. Когда заведенная машина стояла на холостом ходу, звон бутылок присутствовал. Одни специалисты уверяли, что он происходил от мотора, другие — от коробки. Все эти специалисты — это дураки. Звон появлялся, потому что при холостом ходу первый кардан вращается постоянно, и при разбалансировке вала образуется тот самый звук, — добавил Шаляпин.

Специалист рассказал, что сам звук создавали пустые трубы. Именно из них сделан карданный вал у ЛиАЗ – 677 и других автобусов такого класса.

Сам звук создают пустые трубы, из которых сделан карданный вал. Подчеркиваю, грохот пустых бутылок происходит, поскольку есть разбалансировка. При нормально сбалансированном агрегате хрустальных песнопений быть не должно. Но поскольку на скорость это не влияло, в автопарках игнорировали проблему. В результате этот звук стал визитной карточкой машины, хотя это неисправность, — заключил Шаряпин.

По словам представителя Автобусного музея, при движении автобуса люфты убираются сами по себе, и неисправность не слышна. По этой причине люди и обращали внимание на грохот только во время остановок.

Стоит обратить внимание, что водителям рекомендовалось поддерживать обороты холостого хода не ниже 500 оборотов в минуту, но многие шоферы пренебрегали этим советом ради экономии топлива. В итоге из-за повышенных нагрузок опорные подшипники быстро изнашивались, а грохот бутылок лишь усиливался.

Подписаться

Памятник любимому автобусу России ЛиАЗ-677

В субботу, 29 августа 2015 г., в подмосковном городе Ликино-Дулево, в 98 км к северо-востоку от Москвы, состоялось открытие нового памятника. Это модель желтого автобуса в натуральную величину, поднятая на бетонную платформу. Автобус ЛиАЗ-677, а памятник установлен в сквере у Центра развития детей и юношества «Спутник». На основании мемориальная доска с надписью «Ветеран Дорожного движения».

ЛиАЗ-677 был самым известным автобусом бывшего Советского Союза. Он курсировал по всем городским дорогам Союза более 30 лет и завоевал поклонников по всей стране. Автобус был изготовлен Ликинским автобусным заводом, или сокращенно ЛиАЗом — автобусным предприятием, базирующимся в городе Ликино-Дулево, где находится памятник.

Где еще, как не в Советской России, вы увидите автобус на постаменте? Фото

Ликинский автобусный завод не всегда был автобусным заводом. Свою жизнь он начал несколько иначе — как деревообрабатывающий завод ЛОЗОД в 1937 году. Завод производил прессованные изделия из дерева, а также древесно-стружечные плиты. В 1944 году фабрика решила, что с нее достаточно столярных работ, и начала работать с металлом, ведь металл тверже и блестит больше, чем дерево. Завод был переименован в ЛиМЗ (Ликинский машиностроительный завод), чтобы отразить изменения, и начал производить небольшую технику, такую ​​​​как электропилы, переносные генераторы и оборудование для уборки урожая. Прошло пятнадцать лет, и ЛиМЗ решил, что пришло время для очередной модернизации. Так в 19В 59 году он оставил свой жалкий металлургический завод и начал сборку пассажирских автобусов для ЗиЛа, крупного российского производителя автомобилей и тяжелой техники. Они также изменили свое название, на этот раз назвав себя ЛиАЗ.

Но ЛиАЗ не удовлетворился. Вскоре он задумался: « вместо того, чтобы делать автобусы для ЗиЛа, почему бы не сделать свои собственные? ». В 1962 году был готов первый прототип ЛиАЗ-677. В следующем году опытный образец был продемонстрирован Государственной комиссии по автоматизации и механизации СССР, которая дала автобусу положительную оценку. Воодушевленный, ЛиАЗ выпустил еще один прототип и провел испытания нескольких автобусов в районе Сочи.

Автобус наконец вышел на дороги в 1967 году. За следующие 29 лет ЛиАЗ выпустил 194 183 автобуса, что сделало его одним из самых успешных продуктов советского автомобилестроения. Он стал символом своего времени и самым привычным зрелищем на дорогах России. ЛиАЗ-677 курсировал по всем крупным городам Советского Союза и до недавнего времени был самым распространенным городским пассажирским автобусом.

Историческая фотография Якутска, столицы Республики Саха, Россия, на которой видно несколько автобусов ЛиАЗ-677 на дороге. Около 1977. Фото

Несмотря на повсеместное распространение и популярность, ЛиАЗ-677 не был ни комфортабельным автобусом, ни экономичным. Его двигатель имел огромный бензиновый аппетит, потребляя 35 литров бензина на сотню километров. Из-за конструктивного недостатка системы отопления салона салон автобуса наполнялся дымом. Водители жаловались на шум на водительском сиденье, а в летние месяцы двигатель сильно нагревался. Трансмиссия также издавала характерно громкий шум, похожий на «звук пустых бутылок». Но он имел большую вместимость 110 пассажиров, что было полезно в часы пик. Один из пользователей Reddit описывает свои впечатления от путешествия на ЛиАЗ-677 как втискивание себя «вместе с сотней других несчастных в этот переполненный гроб».

Тем не менее ЛиАЗ-677 стал советской иконой. Сегодня ряд памятников, посвященных ЛиАЗ-677, можно найти в нескольких городах бывшего СССР. На всех этих памятниках изображен автобус — настоящий экземпляр или копия — на постаменте.

Завод больше не выпускает ЛиАЗ-677. Производство остановлено в 1996 году. Сейчас ЛиАЗ 5256, выпуск которого начался в 1986 году, является самой распространенной моделью маршрутного автобуса в России.

Автобус ЛиАЗ-667 на фото 1981 года на московской дороге. Фото кредит

Новый памятник ЛиАЗ-667 в Ликино-Дулево Фото

Новый памятник ЛиАЗ-667 в Ликино-Дулево Фото

Памятник ЛиАЗ-667 в город Ростовской области Гуково . Фото

Памятник ЛиАЗ-667 в Тольятти (Самарская область). Фото

Памятник ЛиАЗ-667 в Светлогорске (Гомель, Беларусь). Фото

Памятник ЛиАЗ-667 в Волочке Вишнем (Тверская область) Фото

Памятник ЛиАЗ-667 в Самаре. Фото предоставлено

Салон автобуса ЛиАЗ-667, вид назад. Фото предоставлено

Салон автобуса ЛиАЗ-667, вид вперед. Фото предоставлено

Сиденье водителя, руль и приборная панель ЛиАЗ-667. Фото предоставлено

Модель ЛиАЗ-667. Фото

Источники: Русская Википедия / Английская Википедия / TR.ru

«#Busing» ЛиАЗ 677 (ТВ Серия 2019)

#Busing

S1.E2

Все выпускиВсе

  • Эпизод вышел 25 апр 2019
  • 47м

РЕЙТИНГ IMDb

9,5/10

27

ВАША ОЦЕНКА

Документальный фильм

ЛиАЗ-677. Уже более 30 лет он составляет основу автобусного парка почти всех городов СССР. На тернистый путь к конвейеру, на истинный источник звука «бутылок»… Читать всеЛиАЗ-677. Уже более 30 лет он составляет основу автобусного парка практически во всех городах СССР. О тернистом пути к конвейеру, об истинном источнике звука «бутылки», о предшественниках и модификациях, а главное, мы дадим вам возможн… Читать всеЛиАЗ-677.Более 30 лет ,была основой автобусного парка практически во всех городах СССР.На тернистом пути к конвейеру,на истинном источнике звука «бутылки»,на предшественниках и модификациях,а самое главное-мы даст вам возможность прокатиться с нами по заснеженному Арзамасу на маршруте ЛиАЗ-677.

  • Режиссер
    • Сергей Степанов
  • Сценаристы
    • Фёдор Черноусов
    • Сергей Степанов
  • Звезды 90 092
  • Федор Черноусов
  • Сергей Степанов
  • Посмотреть производство, кассу и информацию о компании
  • Фото

    Верхний состав

    Фёдор Черноусов

    • Самостоятельный

    Сергей Степанов

    • Самостоятельный
    • Режиссер
      • Сергей Степанов
    • Сценаристы
      • Федор Черноусов
      • Сергей Степанов
    • Все актеры и съемочная группа
    • Производство, кассовые сборы и многое другое на IMDbPro

    Сюжетная линия

    Отзывы пользователей

    Быть первым оставил отзыв

    Самые популярные

    Войдите, чтобы оценить и просмотреть список для персональных рекомендаций

    Войдите в систему

    Подробности

    • Дата выпуска
      • 25 апреля 2019 г.