МТ8 — двигатель мотоцикла Днепр

 

— Цельнокованный или литой коненчатый вал
— Разъемные нижние головки шатунов
— Очистка масла в центрифуге
— Смазка под давлением

1 — штанги;
2 — коромысло;
3 — клапан;
4 — поршень;
5 — маслоприемник:
6 — клапан редукционный;
7 — опорный подшипник коленчатого вала;
8 — шестерня привода масляного насоса;
9 — центрифуга;
10 — шестерни распределительного вала;
11 — шестерня привода генератора.

 

В лексиконе мотолюбителей появилось слово «Днепр». Так назван новый дорожный мотоцикл с коляской, созданный на Киевском мотоциклетном заводе. В соответствии с принятой методикой киевляне разделили процесс освоения машины на два этапа. Первый — это конструирование, испытание, доводка и промышленное производство двигателя — более мощного и более экономичного. Он устанавливается на экипажную часть ныне выпускаемой модели. Второй — разработка усовершенствованной экипажной части, на которую монтируется уже освоенный, но более форсированный двигатель

Сейчас завершен первый этап — на экипажную часть мотоцикла К-750 М установлен новый двигатель, получивший обозначение МТ8. О нем и пойдет речь.

Уже по внешнему виду двигатель «Днепра» выгодно отличается от предшественника— двигателя мотоцикла К-750М—современными очертаниями, отсутствием выступающих частей, законченностью форм. Главное же — он превосходит старый двигатель по основным параметрам. При меньшем объеме цилиндров (650 см3) и степени сжатия 7 мощность двигателя «Днепра» достигает 32—34 л. с. (вместо 26 л. с. при степени сжатия 6 двигателя К-750).

Установка двигателя МТ8 повысила максимальную скорость мотоцикла с коляской с 90 до 100—105 км/час. Контрольный же расход топлива при этом не только не возрос, но даже снизился с 6 до 5,7—5,8 литра на 100 километров пути. Топливо осталось прежним — бензин А-72 или А-76.

Наряду с улучшением технической характеристики значительно увеличена надежность и долговечность двигателя. В первую очередь это относится к кривошипно-шатунному механизму — слабому месту предшественника МТ8, составной коленчатый вал которого с впрессованными шейками и роликовыми подшипниками нижних головок шатунов требовал ремонта в среднем через 15 тысяч километров.

В двигателе МТ8 коленчатый вал несоставной (цельнокованный или литой) из высокопрочного чугуна. Нижние разъемные головки шатунов вращаются на подшипниках скольжения (вкладышах), заимствованных у двигателя «Москвича-408». Замена вкладышей сравнительно проста, она необходима в среднем после 50 тысяч километров пробега. Подшипники скольжения очень требовательны к чистоте масла, поэтому оно проходит очистку в центрифуге, установленной на передней цапфе коленчатого вала. Напомним: в двигателе К-750М шатунные подшипники коленчатого вала смазываются подачей истекающей от насоса струи. У МТ8 масло к этим узлам подается под более высоким давлением (2—4 атм.) с предварительной очисткой в центрифуге. Это значительно уменьшает износ трущихся поверхностей и увеличивает срок службы деталей. Уже при нажиме на пусковую педаль благодаря мощному насосу масло поступает к точкам смазки, облегчая пуск двигателя. Оригинальный редукционный клапан перепускает масло, не давая ему смешиваться с не очищенным центрифугой.

Новый износостойкий сапун сократил количество масла, выбрасываемого в атмосферу, а изменение маслосбрасывающих колец уменьшило потери его в самом двигателе. В результате общий расход сократился с 0,25 л до 0,10—0,13 л. на 100 км.

Головки и цилиндры крепятся к картеру сквозными шпильками (вместо фланцевого соединения у К-750М). Это облегчает разборку и сборку.

Коробка передач сохранилась от прежней модели, но для увеличения надежности и долговечности механизм ножного переключения сделан закрытым.

Источник питания потребителей тока — хорошо зарекомендовавший себя 65-й ваттный генератор Г414 в улучшенном исполнении. Новые фонари стоп-сигнала и заднего освещения обеспечивают безопасность езды в ночное время.

Установочная партия новых машин уже поступила к потребителям. В нынешнем году начнется плановый выпуск мотоциклов К-650 «Днепр».

П. МУХИН,
г. Киев,
главный конструктор мотоциклетного завода

 

Характеристика двигателя Днепр МТ8
Тип — четырехтактный, оппозитный, верхнеклаланный с воздушным охлаждением
Число цилиндров — 2
Рабочий объем, см3 — 649
Диаметр цилиндра, мм —78
Ход поршня, мм — 68
Степень сжатия — 7
Мощность л. с., при об/мин —32—34/5200—5300
Максимальный крутящий момент, кгм — 4,9—5,1
Контрольный расход топлива, л/100 км — 5,7—5,8.
Вес двигателя с коробкой передач, кг — 67.

 

1968N05P16-17

Ресурс двигателей у советских мотоциклов | Все про авто и не только.

Мотоциклы популярны не только у нас в стране, но и во множество других странах. Появились они в нашей стране из-за рубежа, еще после Великой Отечественной Войны. Потом мотоциклетное производство активно начало развиваться. К 70-80 годам на территории страны было уже несколько заводов, где было налажено производство двухколесного транспорта. Мото парк был приличный, но самыми востребованными мотоциклами считались с коляской. Так как в свое время такой мотоцикл заменял машину. Потом уже спустя время мотоциклы стали уходить на второй план. Для граждан стал приоритетнее автомобиль. Одно время спрос на мотоциклы очень сильно упал, люди стали приобретать автомобиль.

Сейчас вновь, с каждым годом мотоциклы становятся все популярнее. На них ездят не только молодежь, но и люди в возрасте. А все, потому что на двух колесном транспорте гораздо удобнее передвигаться в городе, проблем с парковочным местом практически никогда нет. А также мотоцикл экономичнее по сравнению с автомобилем. Многие мотолюбители интересуются, какой же ресурс двигателей был у советских мотоциклов. Самыми популярными и востребованными во времена Советского Союза были мотоциклы «Днепр», «Урал», «Минск», «ИЖ» и «Восход».

Киевский мотоциклетный завод выпускал восемь моделей мотоциклов «Днепр». Все модели советского мотоцикла были оснащены силовым агрегатом объемом 650-750 см3. Мотор был четырехтактный двухцилиндровый и работал на бензине. На 100 км расходовал примерно 9 литров. Мощность силового агрегата так же зависела от модели и была от 26 до 36 лошадиных сил. До капитального ремонта двигатель проходил не менее 25 тысяч км. У мотора «Днепра» были недостатки. Отмечалось плохое зажигание, которое сказывалась на двигателе негативно. Ирбитский мотоциклетный завод мотоциклов «Урал» выпускал шесть моделей. Этот мотоцикл оснащался практически таким же двигателем, что и «Днепр». Такой же четырехтактный и двухцилиндровый. Правда расход топлива у «Урала» был немного меньше, примерно 8 литров на 100 км пути. Объем мотора у всех моделей был одинаковый и составлял 650 см3. А вот мощность была разная 26-36 лошадиных сил. Так же, как и у мотоцикла, произведенного Киевским мотоциклетным заводом. Но ресурс двигателя у «Урала» был гораздо меньше и составлял 20-25 тысяч км. А все дело в головках цилиндра и карбюраторе, который «выплёвывал» некоторую часть топлив при поступлении.

Сказать, что двигатель «Днепра» лучше «Урала» все равно нельзя. Так как у обоих мотоциклов двигатели имеют свои достоинства и недостатки. Хотя оба мотора похожи друг на друга. Что касается мотоциклов «Минск», «ИЖ» и «Восход», то они между собой отличали надежностью мотора и качеством сборки. Минский мотозавод производить мотоциклы начал еще с середины 50-х годов, но самый пик производства пал на начало 70-х годов. Двухколесный транспорт оснащался одноцилиндровым мотором объемом 123 см3. Ресурс такого двигателя не превышал 20-24 тысяч км. Ижевский же завод выпускал две очень популярные модели мотоцикла — это «Юпитер» и «Планета». Последняя модель была выпущено в 2008-м году, поэтому до нашего времени дожили многие мотоциклы. Ну и по качеству сборки и надежности силового агрегата они были лучше «Днепра», «Урала» и мотоциклов Минского мотозавода. Их ресурс составлял 35-36 тысяч км.

Мотоциклы «Восход» были одни из самых массовых. Но несмотря на это качество сборки, узлов и агрегатов было среднее. Двигатель был одноцилиндровый и мог пройти до капитального ремонта 20-25 тысяч км. Но не стоит забывать, что главную роль в ресурсе агрегата является правильное и своевременное обслуживание. Были даже случаи, что при должном уходе силовой агрегат мотоциклов «Восход» проходил 30 и даже 40 тысяч км. Чем лучше следить за мотоциклом, тем дольше он прослужит без неожиданных и серьезных поломок. Конечно же сейчас двигатели современных мотоциклов гораздо надёжнее, да и качество их сборке лучше. Да и вообще сравнивать мотоциклы времен Советского Союза и сейчас нет смысла. Если раньше за техникой ухаживали, берегли, то сейчас уровень жизни вырос и у людей стали уже совсем другие потребности. Хоть автомобили, хоть мотоциклы больше года, двух, трех, ну максимум пяти лет не эксплуатируют. Хочется уже чего-то другого. Но несмотря на все это некоторые марки мотоциклов еще можно встретить в личном пользовании. Чаще всего их можно увидеть в сельской местности. Удивительно, но многие модели советских мотоциклов еще можно приобрести на вторичном рынке. За них просят не такие уж и большие. Если хорошо поискать, то можно найти мотоцикл с двигателем еще в очень хорошем состоянии. Так что многие советские мотоциклы смогли все-таки дожить до наших дней. А точный ресурс двигателя сказать не так-то просто, потому что он зависит от многих факторов.

Поделиться в социальных сетях

Вам может понравиться

Днепр МТ11 — Технические характеристики

—ЛЕВАЯ ЧАСТЬ>

—ЛЕВАЯ ЧАСТЬ КОНЕЦ>
—ПРАВАЯ ЧАСТЬ>

  • Технические характеристики
  • Днепр МТ11
Индикатор Значение Блок
Общий
Общая длина с коляской 2500 мм
Общая высота с коляской 1100 мм
Габаритная ширина с коляской 1700 мм
Максимальная база (расстояние между осями передних и задних колес) 1530 мм
Максимальная колея (расстояние между колесами одной оси) 1200 мм
Минимальный дорожный просвет 125 мм
Максимальная нагрузка (с водителем и двумя пассажирами) 260 кг
Максимальная скорость 100 км/ч
Максимальный расход топлива на 100 км пути 7,5 л
Максимальный расход масла на 100 км пути 0,15 л
Максимальный тормозной путь при скорости движения 80 км/ч 49,2 м
Макс. сухая масса 325 кг
Двигатель
Тип двигателя четырехтактный, карбюраторный, верхнеклапанный, двухцилиндровый
Объем цилиндра 649 см 3
Степень сжатия 7,00
Номинальный диаметр цилиндра 78 мм
Номинальный ход поршня 68 мм
Максимальная мощность 23,5 (32) кВт (л.с.)
Скорость вращения коленчатого вала при максимальной мощности 5200 об/мин
Максимальный крутящий момент 47 (4,8) Н·м (кгс·м)
Карбюратор типа К63Т
Топливо Бензин автомобильный А-76 или А-72
Воздухоочиститель бумажный фильтрующий элемент
Охлаждение воздух
Трансмиссия
Муфта сухая, двухдисковая
Коробка передач четырехступенчатая коробка передач с задней передачей
Переключение передач педаль ножная для включения четырех передач переднего хода, ручная — для включения передачи заднего хода
Передаточные числа в коробке передач:

шестерня I 3,6
Шестерня II 2,28
Шестерня III 1,70
Шестерня IV 1,30
передача заднего хода 3,67
Передаточное отношение главного привода 4,62
Ходовая часть
Рама трубчатый, сварной
Подвеска заднего колеса подвеска на поперечных рычагах от пружинно-гидравлических амортизаторов двухстороннего действия со ступенчатой ​​регулировкой нагрузки
Передняя вилка телескопическая с пружинно-гидравлическими амортизаторами двойного действия
Колесо взаимозаменяемые, легкосъемные, с литыми корпусами и регулируемыми коническими роликоподшипниками
Тормоз Барабанный тормоз , тормоз переднего колеса — двухкулачковый, тормоз заднего колеса и коляски — однокулачковый.
Шины 3,75–19 дюйм
Коляска одноместный пассажирский кузов на резиновых рессорах, подвеска на поперечных рычагах с пружинно-гидравлическими амортизаторами двойного действия   
Рама коляски трубчатый, сварной
Седло одно длинное седло или два седла
Электрооборудование
Аккумуляторная батарея 6MTC9
Генератор переменного тока 12 В, 150 Вт Г424
Регулятор генератора 33. 3702
Система зажигания зажигание от батареи, 12 В, с автоматическим регулированием угла опережения зажигания
Катушка зажигания Б204
Выключатель ПМ302А
Свеча зажигания А14В
Звуковой сигнал С205Б
Фара ФГ137-Б
Заправочные емкости
Топливный бак 19 л
Картер двигателя 2,20 л
Корпус редуктора 1,50 л
Корпус главного привода 0,10 л
Передняя вилка 0,130 л
Амортизатор подвески 0,105 л
Основные данные настройки и проверки
Угол зажигания перед верхней мертвой точкой поршней 32°–36°
Зазор между коромыслом и клапаном на холодном двигателе (при 15–20°C) 0,07 мм
Зазор точки разрыва 0,4–0,6 мм
Зазор свечи зажигания 0,50–0,65 мм
Зазор между разрядником и выводом катушки зажигания 9 мм
Свободный ход переднего рычага педали переключения передач 10–15 мм
Свободный ход педали тормоза заднего колеса 45 мм
Давление воздуха в шинах колес:

передняя часть и коляска 0,15–0,16 (1,5–1,6) МПа (кгс/см 2 )  
сзади 0,25–0,26 (2,5–2,6) МПа (кгс/см 2 )  
Схождение задних колес и коляски 6–10 мм
Угол развала коляски 1°–2°

—ПРАВАЯ ЧАСТЬ КОНЕЦ>

Краткая история мотоцикла с коляской Днепр МТ-11

0003

Производство МТ-11 началось в 1985 году, как универсальной гражданской машины. Максимальная скорость составляла около 105 километров в час или чуть более 65 миль в час. Сначала двигатель выдавал заявленные 32 лошадиные силы, хотя в ходе пробега МТ-11 он немного увеличился. Коробка передач имела четыре скорости и задний ход. Позже появился МТ-16, который взял основную идею МТ-11, но сделал его 2WD (чего не было у МТ-11).

МТ-11, конечно же, является одним из многих потомков коляски М72 бывшей советской эпохи, которая была создана на основе BMW R71 для гражданского рынка. Для тех, кто не знаком, 750-кубовый двигатель R71 с боковым расположением клапанов изначально предназначался для замены R12, который в то время интенсивно использовался немецкими вооруженными силами. У R12 была дешевая рама из прессованной стали, которая не совсем подходила для нагрузок коляски. Между тем, в R71 использовалась новая блестящая трубчатая стальная рама, которая намного лучше работала с коляской.

Тем не менее, R71 оказался довольно непопулярным и был быстро снят с производства в 1941 году, всего после трех лет производства. Точные сведения о том, как его конструкции попали в руки советских инженеров того времени, к сожалению, утеряны во время Второй мировой войны.

Однако широко распространено мнение, что подписание в 1939 году пакта Молотова-Риббентропа между Германией и Советским Союзом предоставило Советскому Союзу лицензионные права на R71. Война способствовала развитию как ИМЗ, так и КМЗ — эти аббревиатуры являются сокращением от Ирбитский мотоциклетный завод и Киевский мотоциклетный завод, или «Ирбитский мотоциклетный завод» и «Киевский мотоциклетный завод» соответственно; ИМЗ был переименован в Урал, а КМЗ также был переименован в Днепр). До Второй мировой войны мотоциклы производились в Москве, но перенос заводов в Ирбит и Киев казался более разумной стратегией в военное время.

В какой-то момент истории IMZ компания, кажется, заявила, что дизайн был украден и/или переработан из R71. Теперь это, очевидно, делает удобную пропаганду, если вы хотите сказать, что украли разработки врага, чтобы использовать их против них. Кому не будет интересна эта история, просто как средство построения повествования?

Однако, как мы все знаем, реальная жизнь зачастую не так проста. Несмотря на то, что нет официальных документов, на которые можно было бы указать в отношении лицензионных соглашений, кажется важным, что, хотя BMW и предъявляла иски о нарушении прав на дизайн против других компаний до войны, она не делала этого против Советов. Этот ключевой момент, наряду с другими подробными сведениями, является частью убедительного и тщательно проработанного аргумента инженера П. Дж. Балларда о том, почему M72 почти наверняка производился по лицензии BMW (не волнуйтесь, мы дадим ссылку на него в наших источниках). ).

[ Endnote : Чтобы связать все это аккуратным бантиком, украинский производитель электрических велосипедов Delfast, о котором мы упоминали при обсуждении использования МТ-11 во время российско-украинской войны 2022 года, теперь владеет IP Днепр в 2022 году. Фактически, производитель электронных велосипедов недавно возродил имя «Днепр» в мировом рекорде по пробегу электрического мотоцикла во время пандемии.