Очистка системы вентиляции картерных газов на ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112

Добро пожаловать!
Система вентиляции картера – нужна для того, чтобы атмосферу не засорять и отработанные газы пускать на догорание повторно, данная система осуществлялась в очень многих автомобилях, начиная от ВАЗ 2101 и заканчивая такими машинами как Лада Приора, Лада Гранта и т.д., но когда двигатель изношен, данную систему убирают сами люди выводя все шланги системы вентиляции картера как правило в бутылку, либо же просто на улицу, мы это будем разбирать в этой данной статье, поэтому если Ваш автомобиль прошёл уже довольно большой пробег, то данная статья Вам будет в пользу.

Примечание!
Очистку вентиляции разбирать будем исключительно лишь на 16 клапанных движках, если у Вас 8 клапанник стоит, то переходите к статье: «Очистка вентиляции картера на ВАЗ 2114», в данной статье данный движок и описывается, для очистки вентиляции картера 16 клапанного двигателя, нужно будет запастись: Пассатижами не большими, отвёртками с различными головками и всевозможными ключами, кроме этого будет нужен герметик для крышки ГБЦ и новая прокладка!

Краткое содержание:

  • Очистка системы вентиляции картерных газов
  • Дополнительный видео-ролик

Из чего состоит система вентиляции картера?
Из шлангов, из маслоотделителя, из маслоотражателя, все эти детали можно увидеть на схеме ниже, всё это со временем загрязняется и поэтому систему вентиляции картерных газов разбирать время от времени нужно и прочищать внутри от грязи и масла её, тогда двигатель работать будет нормально и вся грязь которая находится в системе вентиляции, не будет лететь в движок на повторное догорание, у двигателей же которые прошли довольно большой пробег (200 тыс. км. и выше), данную систему попросту в бутылку выводить рекомендуем, чтобы она не душила двигатель у автомобиля и он более менее ехал, а чтобы вывести вентиляции картера в бутылку, понадобится отвёртка и подходящая (Небольшая) ёмкость, более подробно как это всё сделать, смотрите в видео-ролике который размещён в конце статье, в нём подробно всё как раз и показано.

Когда нужно очищать систему вентиляции картера?
Всё зависит от того, насколько хорошо работает двигатель, если поршневые кольца у него изношены и он в вентиляцию картера постоянно забрасывает масло, то её гораздо чаще прочищать будет нужно, в отличие от того, если двигатель будет новый или откапиталенный просто, в таких движках прочищать систему вентиляции нужно раз в 40.000 тыс. км. примерно (Прочищать её нужно перед заменой масла), можете по чаще если есть свободное время, хуже от этого не будет, а вот сильно загрязнённая вентиляция картера, будет затруднять отвод картерных газов в цилиндры, из-за чего давление газов внутри движка повыситься и газам просто не куда будет деваться кроме того, как через сальники выходить и другого рода уплотнения, в связи с чем масло начнёт течь через сальники (В основном из-за загрязнённой системы вентиляции картера, масло начинает вытекать через передний сальник коленвала).

Примечание!
Перед тем как приступить к работе, снимите корпус воздухофильтра, так как он мешать сильно будет, если Вы не умеете это делать, то ознакомьтесь со статьёй, под названием: «Замена корпуса воздушного фильтра на десятках»!

Снятие:
1) Тяжелее всего снимать крышку ГБЦ остальные же детали которые относятся к системе вентиляции (А это в основном шланги), снять проще простого, в общем начнём, сперва разъединить провода будет нужно между собой, а именно верхние разъёмы (см. фото 1) и нижние разъёмы (Указаны красной стрелкой), как только это будет сделано, снимите разъёмы, для этого сожмите пальцами две защёлки на одном разъёме и снимите его (см. фото 2) и то же самое проделайте с другим разъёмом, просто не сняв, они мешать будут, да и вообще крышку ГБЦ Вы без снятия этих разъёмов не снимите, потому что провода просто не дадут это сделать, оба разъёма сидели на кронштейнах, поэтому отверните болты их крепления и снимите оба кронштейна с крышки ГБЦ, более подробно как это сделать, смотрите на фото 3 и 4 ниже.

крышка гбц

2) Теперь выпускной коллектор снимите с крышки ГБЦ, он крепится на болтах и кстати, когда Вы его снимите, замените все уплотнительные кольца, во-первых они стоят не дорого и во-вторых после замены, Вы будете 100% уверены в том, что воздух нигде пропускать коллектор не будет, так как кольца то новые будут стоять, более подробно как это сделать, Вы можете вычитать в статье под названием: «Замена ресивера на 16 клапанном автомобиле».

3) Затем приступайте к снятию шлангов, они держаться за счёт хомутов, хомуты ослабляются при помощи отвёртки или гаечных ключей если отвёрткой не удобно работать, все хомуты которые Вам нужно будет ослабить и все шланги которые Вам нужно будет снять, Вы можете увидеть на фотографиях чуть ниже:

Примечание!
Снятые шланги промойте при помощи бензина или керосина, потом их нужно просушить на солнце и если есть возможность, то ещё продуйте сжатым воздухом их (Компрессором например), перед установкой убедитесь что шланги сухие, при необходимости вытрете их на сухо при помощи тряпки и кстати, все те места куда шланги подсоединяются, тоже тряпочкой аккуратно прочистите и удалите всю грязь с них!

4) Когда всё будет закончено, снимите крышку с Головки Блока Цилиндров, она крепится на пятнадцати болтах, данные болты выкручиваются торцевым ключом или накидной головкой и воротком «на 8», потом отвёрткой крышка отделяется от ГБЦ и снимается с автомобиля, удобней всего её отделять от ГБЦ в тех местах, где специальные выступы есть для этого, один из таких выступах указан синей стрелкой.

5) После того как крышка ГБЦ у Вас будет на руках, гаечным ключом или накидным, отверните шесть болтов которые сепаратор крепят к ней (Несколько болтов указано на большом фото) и отсоедините его от крышки (см. маленькое фото).

Примечание!
Данный сепаратор является неотъемлемой частью системы вентиляции картерных газов, в нём есть такая деталь как маслоотражатель, чтобы его вытащить, сжать боковые фиксаторы будет нужно при помощи пассатижей (см. фото 1,2), на маслоотражатели будет установлено резиновое уплотнительное кольцо, его подцепив отвёрткой, тоже снять нужно (см. фото 3,4) и заменить его на новое, если такое кольцо трудной найти в автомагазинах, тогда разрешается не менять его если оно будет в нормальном состоянии, а именно: Оно не должно быть сильно обжато, резина не должна загрубеть и потерять свою эластичность, а так же на кольце не должно быть трещин и другого рода повреждений!

Установка:
Установка всех деталей производится в обратном порядке снятию, но перед установкой, всё промойте тщательно бензином или керосином, к самой крышке ГБЦ это тоже относится, на ней не должно быть грязи, а так же зачистите от старого герметика (Отвёрткой или мелкозернистой шкуркой) поверхность куда крышка ГБЦ устанавливается, после зачистки, обезжирьте её и нанесите новый герметик, так как это показано на маленьком фото ниже:

Дополнительный видео-ролик:
Интересный ролик, который немного даст Вам дополнительной информации по системе вентиляции картерных газов, расположен чуть ниже:

Картерные газы: Работа системы вентиляции, маслоуловитель и клапан PCV

Это вторая версия статьи, созданная вместе с участниками группы проекта, в ней исправлены грубые ошибки по работе вентиляции картера двигателя для вывода картерных газов. Итак система вентиляции картера необходима для уменьшения вредных веществ, выходящих из картера двигателя в воздух. В картере безусловно находятся пары бензина, воды и пары масла — все это картерные газы.

Скопление картерных газов ухудшает свойства и состав моторного масла, разрушает металлические части двигателя, в Honda Civic при сбоях в системе или же агрессивной эксплуатации двигателя, количество паров возрастает и двигателя покрывается нагаром изнутри. Очевидным фактом сбоя ялвяется понижение мощности, увеличение расхода топлива. Визуально это видно как нагар на дроссельной заслонке, нагар на впускном коллекторе. Нагар в любом его проявлении является негативном факторе влияющем на характеристики двигателя. Уменьшается диаметр дроссельной заслонки, это значит меньше воздуха будет поступать во впускной коллектор. Нагар на впускном коллекторе уменьшит его объем а значит и отдачу. Закупорка каналов соотвественно введет к неправильном составу смеси и воздушному голоданию.

Нагар на дроссельной заслонке, впускном коллекторе, и даже на кольцах форсунок

Схемы работы системы вентиляции картера

Система вентиляции картера Honda Civic, практически ни чем не отличается от большинства легковых автомобилей с ДВС. В качестве источника потока воздуха используется впускной тракт. Свежий поток воздуха попадает в ГБЦ, далее в двигатель, поток проходит до низа двигателя в картер, и выводит с собой через камеру сапуна отработанные газы на вторичную переработку во впускной коллектор. Такая система нужна для переработки материала, негативно влияющего на экологию.

Именно поэтому эта система закольцована в двигателе а не выходит после камеры сапуна наружу. Как вы понимаете данная система кроме контура вентиляции и впускного тракта имеет еще два компонента, камера сапуна выполняющего функцию приемника тяжелый частиц и клапан PCV (Positive Crankcase Ventilation) — клапан принудительной вентиляции картера. PCV необходим для направления движения потока. Немного иллюстраций для понимания терминов.

Типовая схема вентиляции картерных газов на горизонтальном впускном коллекторе D16Z6Типовая схема вентиляции картерных газов на вертикальном впускном коллекторе D14A4Камера сапуна сзади двигателя около масляного фильтра

Проблема нагара в системе

Откуда идет нагар? Допустим двигатель новый, и функцию примитивного фильтра выполняет камера сапуна. В котором масло оседает, а газы уходят ка полагается через клапан PCV во впуск снова в двигатель. Все идеально, тяжелые части масла отделяются, а насыщенный бензином поток идет на переработку. Но это в идеальном случае. Во первых со временем камера сапуна загрязняется просто до жутчайшего состояния, вентиляция ухудшается. Так как идеального ничего не бывает, то картерные газы все равно несут в себе масло, даже после сапуна. И клапан PCV начинает загрязняться, и в итоге он забивается маслом, грязью, и тд. В итоге циркуляция газов нарушается, в зависимости от того в каком положение клапан “заклинило” будут те или иные последствия.

  • PCV всегда открыт, дополнительный подсос воздуха мимо дроссельной заслонки через ГБЦ — более бедная смесь, в следствие чего добавление компьютером больше топлива, повышенный расход, не устойчивая работа Холостого Хода
  • PCV всегда закрыт, газы копятся в двигателе, повышение давление в картере, может повысится риск “выдавливания” сальников коленвала от давления масла. Картерные газы выходят через ГБЦ обратно во впускной тракт, нагар оседает на дроссельной заслонке, впускном коллекторе, и форсунках, в конечном счете доходит и до поршней.

Расположение PCV клапана рециркуляции в двигателе HondaРежимы работы двигателя и клапана PCV

Решение проблемы нагара

Решение простое, необходимо чистить клапан PCV и камеру сапуна. Но это подходит для городского движения. Если вы постоянно давите педаль акселератора, то тут неизбежно все равно будет загрязнение впускного коллектора. Решение пришло из автоспорта, где главное это производительность, в мотоциклах маслоуловитель устанавливался чаще чем в автомобилях. Уловитель масла, маслоуловитель, маслопомойка, маслоотделитель, Oil Catch Can\Tank это различные названия одного и того же изделия, способного отделить масло из картерных газов. В идеале их нужно две штуки, один на впуск, другой около PCV.

Сливаемое масло из маслоуловителя, все это могло бы стать нагаром в двигателеСхемотичное устройство простого маслоуловителя

Устройство маслоуловителя и принцип работы

Банка-ёмкость с двумя штуцерами и фильтр отбора для масла внутри банки, все это в любой цветовой гамме. Это примитивное описание устройства, которое стоит по 40-300 долларов. Кроме стоимости прежде всего нужно описать принцип работы. Устанавливается в разрезе шланга от ГБЦ к впускному тракту.

На входной штуцер подается картерные газы со смесью паров масла, далее попав в банку этот поток газов попадает в хитрую структуру препятствия. В одном случае это просто металлическая стенка, по типу как сделаны зажигалки для сигарет. Это самый плохой способ, хотя и работающий.

Второй случай это фильтр поролон, сетка, или же металлическая губка. Это хороший способ для фильтрации, масло будет оседать на проволоке стекать вниз. Использовав поролон, но будет проблема прохода самих газов во впускной коллектор. Чистка такого маслоуловителя тоже будет проблематична.

Самая нормальная система маслоуловителя, спиральная с металлическим фильтром. Поток ударяется в стенку, газы быстро находят выход во впускной коллектор, а тяжелые масляные капли стекают вниз и остаются внутри, во закрытой части маслоуловителя. Остается только слить накопившейся масло во время, есть варианты когда масло обратно попадает в двигатель, тем самым масло из двигателя не уходит почти совсем.

Шланг вентиляции картерных газов для установки маслоуловителя

Топливный фильтр как дешевая замена

Как полумера, топливный фильтр (например ВАЗ), может быть использован. Небольшая стоимость в 1-2 доллара и доступность. Но, такие фильтра рассчитаны на бензин а не на тяжелые масла. Фильтр засорится очень быстро. Итог — закупоривание канала, вентиляции картерных газов, и их циркуляция и накопление внутри двигателя во всех его частях. Особенно это заметно при низких температурах. Далее падение мощности, с очень большим шансом не стабильной работы двигателя, на пример двигатель начинает троить.

Топливный фильтр, как полумера к решению проблемы масла во впускном коллекторе.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 16

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Картер, под давлением – Damond Motorsports

Добро пожаловать в ваш исчерпывающий путеводитель по PCV, любезно предоставленный командой Damond Motorsports.

Прежде чем мы перейдем к различным конфигурациям маслоуловителей, лучше объяснить, зачем вам нужна система принудительной вентиляции картера (PCV), как она работает и какую роль она играет в вашем автомобиле.

Если вы не знакомы с тем, как работает четырехтактный двигатель, посмотрите здесь. В зависимости от конкретного двигателя давление внутри камеры сгорания во время сжатия и рабочего хода может составлять тысячи фунтов на квадратный дюйм. Хотя поршневые кольца относительно хорошо герметизируют это давление в камере сгорания, некоторые газы сгорания проходят через кольца в картер. Этот процесс и газы называются прорывом картерных газов.

На вашем автомобиле установлена ​​система PCV, позволяющая картерным газам выходить из картера. Работа двигателя, выбросы и надежность зависят от того, как работает ваша система PCV. Неправильный выпуск картерных газов может привести к низкой эффективности, неустойчивому поведению и даже к механическим проблемам, таким как выдувание маслоизмерительного щупа или заднего главного уплотнения.

Так как же работает система PCV? Штатная система PCV забирает прорывные газы из процесса сгорания, фильтрует их и рециркулирует обратно во впускной тракт. Это происходит во всех режимах работы двигателя: на холостом ходу, в крейсерском режиме, с большой нагрузкой, наддувом, торможением двигателем и т. д. Все компоненты системы PCV должны работать как единое целое, чтобы обеспечить плавную рециркуляцию картерных газов.

К основным компонентам PCV относятся:

— Маслоотделитель или два: Средство отделения масла от воздуха. Многие двигатели Mazda и Ford оснащены двумя; маслоотделитель на блоке цилиндров, который заменяет наша пластина ПВХ, и клапанная крышка.

-Клапан PCV: Средство управления потоком воздуха из картера.

— Отверстие впускного коллектора: средство для создания вакуума.

— Отверстие впускного тракта, предварительное турбонаддув: средство создания вакуума при наддуве.

Система PCV использует клапан PCV для обеспечения правильной работы системы в различных условиях. Работа этого клапана заключается в том, чтобы строго управлять потоком воздуха через картер при любых условиях вакуума и предотвращать попадание в картер обратного потока воздуха или наддува. При различных приращениях вакуума на впуске клапан PCV настраивается таким образом, чтобы пропускать только тот объем потока, который необходим для надлежащего удаления картерных газов.

Вот рисунок, показывающий некоторые общие операции клапана PCV.

  

Сначала при высоком вакууме, например, на холостом ходу или при торможении двигателем, плунжер внутри клапана полностью открывается из-за высокого вакуума во впускном коллекторе. Это ограничивает количество воздуха, поступающего из картера в коллектор, так как в этих условиях прорыв газов довольно низок. Если разрежение достаточно высокое, а прорыв газов достаточно низкий, свежий воздух из впускного тракта может попасть в клапанную крышку и картер.

Далее мы видим крейсерское состояние. При движении со средней нагрузкой в ​​коллекторе не так много вакуума, но прорыв газов более заметен. Поршень внутри клапана открывается в среднее положение. Среднее положение этого клапана обеспечивает большую площадь проходного сечения, чем полностью открытое положение. Это позволяет дополнительным картерным газам выходить в коллектор, несмотря на то, что для их вытягивания требуется более низкий вакуум.

И, наконец, мы видим отсутствие вакуума, впускной обратный огонь или наддув, когда клапан закрывается, чтобы предотвратить попадание дополнительного давления в картер. При закрытом клапане PCV крышка клапана во впускном тракте является основным средством отвода картерных газов в условиях наддува. Под наддувом может произойти наибольшее количество прорывов газов, поэтому его необходимо эффективно откачивать из картера, чтобы избежать избыточного давления в картере. Впуск помогает отводить картерные газы, создавая небольшой вакуум в картере. Поскольку клапан PCV закрыт на другом конце системы, источник свежего воздуха отсутствует. Как правило, этого достаточно для надлежащего вакуумирования картера картера.

К настоящему моменту вы, надеюсь, понимаете важность системы PCV и того, как ее части работают вместе, чтобы держать давление в картере под контролем во всех условиях, для которых разработан OEM. Однако эта система не идеальна.

Наиболее распространенная проблема с системой PCV заключается в том, что картерные газы, выходящие из картера двигателя и попадающие во впускную систему двигателя, увлекают за собой масло. Это масло может покрывать воздухозаборники, промежуточные охладители и даже клапаны масляными отложениями. Среди прочего, это может привести к потере эффективности, мощности или даже надежности. Решением этой проблемы является добавление фильтра или средства для дальнейшего отделения уносимого масла в картерных газах. Здесь в игру вступает маслоуловитель, так как OCC является средством фильтрации.

Еще одной проблемой является повышенное давление в картере из-за модификаций и тюнинга двигателя. Тюнингованные автомобили, работающие с более высокими уровнями наддува, чем стандартные, увидят увеличение давления в цилиндрах и из-за этого больше прорывов газов. Это приводит к более высокому давлению в картере, и этот дополнительный поток может быть больше, чем может уменьшить OEM-система PCV. Если вы когда-нибудь видели, как выскочил щуп и разбрызгал моторное масло по всему моторному отсеку, то это потому, что избыточное давление в картере не было сброшено достаточно быстро. Избыточное давление в картере также может отрицательно сказаться на производительности и эффективности двигателя. При более низком давлении в картере вы предотвращаете проталкивание масла через кольца в камеру сгорания. Это обеспечивает более чистое и эффективное сжигание воздуха и топлива.

В отличие от давления в картере, вам также не нужен избыточный вакуум в картере, так как избыточный вакуум в картере может нанести вред вашему двигателю. Этот вакуум может отводить масло от важных компонентов, таких как маслосъемные кольца, поршневые пальцы и даже смазочные поверхности распределительных валов. Вместо того, чтобы выдувать уплотнения избыточным давлением, избыточный вакуум может тянуть такие уплотнения, как задний коренной сальник и передний сальник коленчатого вала, вызывая утечки. Вот почему включение клапана PCV выгодно для контроля величины вакуумного потока на картере.