Содержание

«Инвалидки» из Серпухова: машины, что давали бесплатно

27 Сентябрь 2019 в 14:00

Сергей Орлов

Автор: Сергей Орлов

Крохотные, стрекочущие и дымящие двухтактными движками неказистые машинки вызывали в годы, когда они жили чуть ни в каждом дворе, противоречивые чувства. Над мотоколясками насмехались, но их владельцев уважали. Ведь ездили на такой технике, как правило, пострадавшие ветераны Великой Отечественной. А вообще, «инвалидки» в чем-то сродни хрущевским пятиэтажкам. И первые были далеко не самыми совершенными, и вторые в общем-то убогими. Тем не менее, оба явления следует отнести к, пожалуй, самым гуманным по отношению к рядовым гражданам изобретениям советской власти.

Первый опыт

Вопрос о дешевом и простом транспорте для инвалидов, которых даже по официальной статистике после Второй мировой войны в СССР насчитывалось более двух миллионов, поначалу попытались решить на Киевском мотозаводе, соорудив трехколеску на основе узлов, агрегатов и даже рамы немецкого мотоцикла Wanderer — оборудование для его производства вывезли из побежденной Германии. Но коляска без крыши и дверей с мотором всего в 2,3 л.с. получилась чрезмерно примитивной.

Так выглядели первые образцы серпуховской мотоколяски.

Сохранив базовую концепцию, новую модель решили проектировать для производства на Серпуховском заводе в ста километрах от Москвы. Небольшое предприятие, которое в те годы чего только не делало (например, столовые ложки), подчинили ЦКБ мотоциклостроения, позже ставшем ВНИИ мотопрома. Трехколесную заднемоторную мотоколяску С-1Л построили на пространственной трубчатой раме, обшитой стальным листом. Дизайн, конечно, получился непритязательный, хотя занимались им серьезно – даже гипсовый макет прежде соорудили.

Трехколеска С-1Л имела мягкую крышу и одну, как у мотоцикла, фару.

Мотор рабочим объемом 120 «кубиков» развивал 4,15 л.с. Коробка передач была трехступенчатой с последовательным переключением, как у мотоцикла. Машину рассчитывали на инвалидов, потерявших ноги, потому управлялась она мотоциклетным рулем с характерными ручками газа (справа), сцепления (слева) и имела тормоза с механическим приводом от напольного рычага. С-1Л с мягкой крышей весил всего 275 кг, но едва разгонялся до 30 км/ч и с трудом преодолевал крутые подъемы. Серийное производство начали в 1952-м.

Мотоколяской С-1Л управляли с помощью мотоциклетного руля.

На базе первой мотоколяски делали и версии для людей с одной рукой. Управлялись такие машины рычагом, отдаленно напоминающим современный джойстик, который был смещен в салоне левее или правее — в зависимости от того, какой руки не было у водителя. С 1956-го на С-1Л ставили мотор объемом 0,35 л, развивающий 7,3 л.с. А еще через два года Серпуховской мотозавод (СМЗ), выпустив более 36 тысяч трехколесок, начал производство первой четырехколесной модели СМЗ-С-3А.

За полшага до настоящего автомобиля

Новая мотоколяска, разработанная совместно с НАМИ, сохранила идеологию предыдущей, но сочетала простенький открытый и без отопителя кузов со вполне передовыми инженерными решениями: реечным рулевым управлением, полностью независимыми подвесками (спереди на торсионах, сзади – пружинной). На автомобиле появились привычный круглый руль, электростартер. Правда, маломощный, поэтому владельцы чаще пользовались дублирующим мотоциклетным кик-стартером.

СМЗ-С-3А имела уже четыре колеса, нормальный руль, но по дизайну напоминала автомобили довоенной эпохи.

С 1962-го начали ставить телескопические амортизаторы, стекла в двери вместо целлулоидных боковин и восьмисильный мотор, с которым паспортная максимальная скорость составляла 60 км/ч. На базе СМЗ-С-3А делали модификацию С-3Б для водителей с одной ногой и одной рукой.

Не продавали, а выдавали

Мотоколяски в СССР нельзя было ни купить, ни продать. Инвалидам войны I и II группы государство через отделы соцобеспечения (собесы) выдавало машины бесплатно сроком на пять лет. По прошествии 2,5 лет автомобиль проходил обязательный капитальный ремонт, а еще спустя столько же времени владелец получал новый транспорт. Кроме того, власти компенсировали расходы на топливо и обслуживание. Позднее некоторым категориям инвалидов мотоколяски стали продавать примерно за 20% номинальной цены. Но такие граждане стояли за четырехколесками в очереди, поскольку даже несмотря на то, что производство в Серпухове в середине 1970-х достигало 20 тысяч единиц в год, дефицит устранить не удавалось.

27 лет в строю

В НАМИ в 1960-е разработали целый ряд более современных и симпатичных прототипов, но дальше опытных образцов дело не пошло. Тем не менее, с 1970-го в производство пустили модель СМЗ-С-3Д, которая стала небольшой, но все-таки революцией.

Сзади по-прежнему располагался мотоциклетный мотор мощностью 12 л.с. (позднее – 14 л.с.), коробка передач была с последовательным переключением. Зато появился цельнометаллический кузов, причем с точки зрения дизайна начала 1970-х — вполне приличный на вид. Добавили гидравлические тормоза и даже автономную «печку» с отдельным маленьким бензобаком. Работала она, правда, скверно, поэтому многие владельцы капризный обогреватель демонтировали. Ведь тихоходная мотоколяска на маленьких колесиках все равно оставалась летним транспортом. Даже зимний пуск двигателя считался проблемой. И вообще качество изготовления «инвалидок» критиковали. Но для отдельных граждан предельно аскетичные СМЗ были единственным доступным транспортным средством, позволявшим жить более-менее полноценной жизнью.

На базе СМЗ-С-3Д в небольших количествах делали версию С-3Е для людей с одной рукой и одной ногой. Последнюю серпуховскую мотоколяску почти без изменений выпускали более четверти века — до 1997 года, когда завод полностью перешел на производство вазовской «Оки». Всего в Серпухове собрали почти 490 тысяч машинок для инвалидов.

 

Напоследок — очень красивое видео о мотоколяске СМЗ-С-3Д. Она умеет дрифтить!

Интересно, что в начале 1990-х часть СМЗ-С-3Д продавали свободно. И их покупали обычные люди! В основном, дешевые машины приобретали, чтобы доехать утром до метро или до магазина на даче. Кто бы под тарахтение слабосильного моторчика и смех окружающих знал тогда, что всего через пару десятилетий даже поздние экземпляры станут предметом интереса и коллекционирования. А уж ранние модели нынче – вообще мечта многих собирателей.

Галерея: Мотоколяски СМЗ

10 Фотографии

Советский автопром: «инвалидка»

Главная

Статьи

История

26.08.2018


Это была идея создания автомобиля для инвалидов, распространяемых всем нуждающимся через СОБЕСы.


Так как до второй мировой войны советская автопромышленность только зарождалась, а сразу после неё вождю мирового пролетариата было попросту не до неё, идея создания первого инвалидного автомобиля появилась только в 1950 году, когда Николай Юшманов (он же главный конструктор ГАЗ-12 «Зим» и ГАЗ-13 «Чайка») создал прототип первой инвалидки. Причём это была не мотоколяска, а полноценный автомобиль. Этим миниатюрным автомобилькиком стал ГАЗ-М18 (сначала в индексе машины по старой памяти оставалась буква М — от «Завод им. Молотова»).

Автомобиль был успешно подготовлен к серийному выпуску. В прямом смысле, на блюдечке с голубой каёмочкой привезли этот авто в Серпухов, где по заданию партии должен был производиться этот автомобиль, потому что на ГАЗе не хватало мощностей для производства новой модели…


Но на СеАЗе просто не справились бы — Серпуховский завод ничего сложнее мотоколясок выпускать был не в состоянии. И рабочих рук не хватало, а те что были, были, мягко говоря, не лучшего разлива, и оборудования не было. На предложения всё же перенести выпуск на ГАЗ получили жёсткий и решительный отказ «сверху». Что крайне обидно. Это было передовая инвалидка на тот момент, вообщем-то, для всего мира.


Вот так Серпуховский завод и освоил производство убогих мотоколясок, которые были гордо названы «автомобилями для инвалидов».


1) Первым в списке убожеств стала СМЗ С-1Л.


Выбранная трехколесная схема позволяла использовать предельно простое мотоциклетное рулевое управление, а заодно экономить на колёсах.

Машина получилась сравнительно лёгкой — 275 кг, что позволяло ей разгоняться до 30 км/ч. Расход «66-го» бензина составлял 4-4,5 л на 100 км. Несомненные достоинства — простота и ремонтопригодность конструкции, однако С1Л с трудом преодолевала даже не очень серьёзные подъемы, была практически непригодна для бездорожья. Но главное достижение — сам факт появления первого в стране специализированного транспортного средства для инвалидов, производившего впечатление пусть и простейшего, но автомобиля.


СМЗ-С1Л выпускалась с 1952 по 1957 год. В общей сложности за это время произвели 19 128 мотоколясок. Конечно, на фоне потребности сотен тысяч наших инвалидов в специализированном средстве передвижения такое количество выглядит ничтожным. Но в Серпухове итак работали в три смены.

Поскольку СМЗ-С1Л первое время был единственным в СССР доступным инвалидам транспортным средством, а мощностей СМЗ не хватало для производства мотоколясок в достаточном количестве, все усилия заводского ОГК были направлены лишь на улучшение уже созданной конструкции. Никакие опыты с целью получить из мотоколяски нечто иное не производились.


2) Вторым в списке унылых уродцев (и я не имею ввиду дизайн) стал СМЗ С-3А.

Выпускался с 1958 по 1970 годы, был выпущен 203 291 автомобиль. По сути, это всё та же С-1Л, только 4-колёсная с передней торсионной подвеской и с простым круглым (не концепетуальная машина) рулём.

Надежды, возлагавшиеся сотнями тысяч послевоенных инвалидов на появление первой в СССР мотоколяски, вскоре сменились горьким разочарованием: трехколесная конструкция СМЗ С-1Л в силу ряда объективных причин оказалась слишком несовершенной. Инженерами Серпуховского мотоциклетного завода была проведена серьёзная «работа над ошибками», в результате которой в 1958 коду увидела свет «инвалидка» второго поколения — СМЗ С-ЗА.

Несмотря на создание в Серпухове собственного КБ еще в 1952 году, вся дальнейшая работа по созданию, модернизации и доводке мотоколясок на заводе проис ходила отныне в тесном сотружестве с Научным автомоторным институтом (НАМИ).

К 1957 году под руководством Бориса Михайловича Фиттермана (до 1956 года он разрабатывал внедорожники на ЗИСе) в НАМИ сконструировали перспективную «инвалидку» НАМИ-031. Это была машина со стеклопластиковым трёхобъемным двухместным двухдверным кузовом на раме. Однако этот вариант лишь демонстрировал, какой должна быть мотоколяска в идеале, а на практике все свелось к модернизации уже существующей конструкции. Так и появился на свет трогательный четырехколесный автомобильчик C-3A, единственным предметом гордости за который являлось неутешительное: «И всё-таки наш». При этом в нерадивости серпуховских и московских конструкторов обвинить нельзя: полёт их инженерной мысли был регламентирован скудными техническими возможностями мотоциклетного завода, расположенного на территории бывшего монастыря.


Нелишним, наверное, будет вспомнить, что в 1957 году, когда на одном «полюсе» советского автопрома разрабатывалась варианты примитивных мотоколясок, на другом осваивали представительский ЗИЛ-111…

Отметим, что «работа над ошибками» могла пойти совсем по другому пути, ведь существовал и альтернативный горьковский проект инвалидной мотоколяски. Началось все в 1955 году, когда группа ветеранов из Харькова в преддверии 10-летия Победы написала коллективное письмо в ЦК КПСС о необходимости производства полноценного автомобиля для инвалидов. Задание на разработку такой машины получил ГАЗ.

За конструирование по собственной инициативе взялся создатель ЗИМа (а позднее и «Чайки») Николай Юшманов. Поскольку он понимал, что на горьковском заводе автомобиль, получивший название ГАЗ-18, осваивать все равно не будут, то фантазию свою ничем не ограничивал. В результате опытный образец, появившийся в конце 1957 года, выглядел так: закрытый цельнометаллический двухместный двухдверный кузов, стилистически напоминавший «Победу».


С 1965 года на заводе и в НАМИ начали работу над «инвалидкой » третьего поколения СМЗ С-ЗД, которая казалась более перспективной.


С «вариациями» у СМЗ С-ЗА как-то не сложилось…


Все попытки улучшения конструкции свелось к созданию множества опытных образцов, но ни один из них до серийного производства не добрался по банальной причине: у Серпуховского мотоциклетного завода для освоения прототипов не хватало не только опыта, но и средств, оснащения, производственных мощностей.


3) Закрывает тройку лидеров из аутсейдеров советской автомобильной промышленности уродливая как внешне, так и технически, ПЕРВАЯ инвалидка НЕ кабриолет (беспонтовая инвалидка…).

Производился он аж до 1997 года! И представлял из себя модифицированный вариант С-3А с 18-сильным мотором Иж-Планета-3 и большим пространством для ног


Производство СМЗ-СЗД началось в июле 1970 года и продолжалось более четверти века. Последняя мотоколяска сошла с конвейера Серпуховского автомобильного завода (СеАЗ) осенью 1997 года: после этого предприятие полностью переключилось на сборку автомобилей «Ока». Всего было выпущено 223 051 экземпляр мотоколяски СЗД. С1971 года небольшими партиями производилась модификация СМЗ-СЗЕ, оборудованная для управления одной рукой и одной ногой. Мотоколяски с открытым верхом производства Серпуховского мотоциклетного завода (СМЗ) к середине 60-х годов устарели: на смену трехколесной «инвалидке» должен был прийти современный микроавтомобиль.


Государство разрешило не экономить на инвалидах, и конструкторы СМЗ приступили к разработке мотоколяски с закрытым кузовом. Проектирование мотоколяски третьего поколения силами Отдела главного конструктора СМЗ было начато в 1967 году и совпало по времени с реконструкцией Серпуховского мотозавода. Но реконструкция была направлена не на расширение технологических возможностей, связанных с производством микролитражек, а на освоение новых видов продукции. В 1965-м СМЗ стал выпускать узлы картофелеуборочных комбайнов, а с 1970 года в Серпухове начали производить детские велосипеды «Мотылек». 1 июля 1970 года на Серпуховском мотоциклетном заводе началось серийное производство мотоколясок третьего поколения СЗД. Конструкция, созданная «под диктовку» экономики, а не эргономики, обладала рядом недостатков. Почти 500-килограммовая мотоколяска была тяжела для своего силового агрегата.


Спустя полтора года после начала производства, с 15 ноября 1971 года, мотоколяски начали оснащать форсированной версией ижевского мотора ИЖ-ПЗ, но даже его 14 лошадиных сил не всегда хватало для потяжелевшей почти на 50 килограммов «инвалидки».


СССР впадал в летаргию застоя.


Не избежал стагнации и Серпуховский мотозавод. СМЗ «наращивал темпы производства», «увеличивал объемы», «выполнял и перевыполнял план». Завод исправно выпускал мотоколяски в небывалом для себя количестве 10-12 тысяч в год, а в 1976-1977 годах производство достигало 22 тысяч в год. Но по сравнению с бурным периодом конца 50-х начала 60-х, когда ежегодно «придумывалось» по нескольку перспективных моделей мотоколясок, «техническое творчество» на СМЗ остановилось. Все, что создавалось Отделом главного конструктора в этот период, по всей видимости, шло «в стол». И причиной тому была не инертность заводских инженеров, а политика министерства. Лишь в 1979 году чиновники дали добро на создание нового легкового автомобиля особого малого класса. Серпуховский мотозавод вступил в десятилетнюю эру «вымучивания» автопромом «Оки».


Во времена СССР узлы и агрегаты мотоколяски в силу доступности, дешевизны и надежности широко использовались для «гаражного» изготовления микроавтомобилей, трициклов, мотоблоков, мини-тракторов, вездеходов на пневматиках и прочей техники.


Кстати, почему так мало этих колясок сохранилось? Потому что инвалидам они выдавались на пять лет. После двух с половиной лет эксплуатации их бесплатно ремонтировали, а ещё через 2.5 года — выдавали новые (в обязательном порядке), а старые утилизировали. Поэтому найти в любом состоянии С-1Л — большая удача!


Источник

Поделиться

Возврат к списку

Руководство для понимания автомобилей и транспортных средств для инвалидов

Вождение с ограниченными возможностями не должно быть рутиной, потому что есть несколько модификаций, которые вы можете внести в свой автомобиль.

Независимо от того, хотите ли вы добавить доступное оборудование к своему автомобилю, которым вы уже владеете, или специально исследуете автомобили, которые легко оснащены всем необходимым, вождение с ограниченными возможностями более достижимо, чем вы думаете.

Ниже мы подробно рассмотрим информацию об автомобилях для инвалидов, о том, как получить необходимые модификации, и о других планах перед вождением, которые вам необходимо знать.

Получить представление о вождении с ограниченными возможностями

Имейте в виду, что существуют законы и требования, касающиеся вождения с ограниченными возможностями.

Понимание соответствия требованиям ADA для парковок – это одно, но вам также необходимо понимать все тонкости вождения с ограниченными возможностями.

Вот что вам нужно для начала.

1. Запишитесь в автошколу и узнайте, какие модификации автомобиля необходимы для вашей инвалидности

Если вы водитель с ограниченными возможностями, вам нужно в первую очередь убедиться, что вы знаете, с какими аспектами вашей инвалидности вам потребуется помощь, чтобы сесть за руль.

Вы узнаете об этом, когда будете записываться в ближайшую автошколу. Прежде чем вы сможете получить официальные права в любом штате, вам нужно будет сдать как письменный экзамен, так и отработать количество часов вождения, чтобы пройти полный тест.

Прежде чем ваш Департамент транспортных средств (DMV) разрешит вам сесть за руль автомобиля для сдачи экзамена, вам необходимо обеспечить автомобиль, оборудованный для удовлетворения потребностей вашей инвалидности, то есть автомобиль с пандусом и пониженным пол, если вы едете или регулярно пользуетесь инвалидной коляской или транспортным средством, имеющим другие приспособления, такие как ручное управление.

Для достижения наилучших результатов запланируйте встречу, чтобы выбрать идеальное время, и убедитесь, что в вашем местном отделении DMV есть автомобиль, который вы можете использовать.

2. Получите уроки вождения для инвалидов, чтобы привыкнуть к оборудованию. Если вы находитесь в городской среде, в вашем районе будут автошколы, которые позволят вам привыкнуть к вождению с этими модификациями.

После того, как вы узнаете точные характеристики и модификации автомобиля, на котором будете водить машину, несколько практических занятий помогут вам сдать экзамен. Часто требуется провести некоторое время с автомобилем, прежде чем вы сможете пройти тест.

3. Сдать экзамен

Чтобы получить права, вам необходимо показать, что вы можете управлять модифицированным транспортным средством. После того, как вы сдадите экзамен, вы сможете сдать его с честью.

Убедитесь, что вы хорошо выспались перед экзаменом по вождению, и просмотрите контрольный список всех пунктов, которые инструктор запомнит.

Модифицируйте свой автомобиль или купите автомобиль для инвалидов, который вам нужен

Теперь, когда вы ознакомились с предварительными условиями для получения водительских прав для инвалидов, пришло время оценить ваш текущий автомобиль и ваши потребности.

Следующий шаг к обретению свободы вождения – начать изучать модификации вождения автомобиля. Должны ли вы адаптировать свой текущий автомобиль или купить новый или подержанный переделанный автомобиль?

Вот несколько моментов информации, которые вы должны иметь в виду, принимая это решение:

1. Убедитесь, что транспортное средство соответствует всем требованиям, если вы собираетесь его модифицировать

Не каждое транспортное средство можно превратить в доступное транспортное средство.

На самом деле, вам нужно провести предварительное исследование, чтобы убедиться, что ваш автомобиль можно адаптировать.

Некоторые из основных вещей, которые вы должны иметь в виду, включают в себя наличие в вашем автомобиле автоматической коробки передач, сидений с электроприводом и рулевого управления с усилителем. Старые автомобили также не принимаются производителями для переоборудования. Когда это возможно, используйте более новый автомобиль, чтобы вы знали, что сможете проехать много миль от модификаций.

2. Понимание того, какие модификации необходимы

В транспортное средство вносятся значительные модификации для обеспечения доступности, чтобы сделать его полностью оборудованным преобразованием для людей с ограниченными возможностями. Тем не менее, есть несколько небольших и экономичных модификаций, которые вы можете попробовать в первую очередь.

Некоторые из основных модификаций, на которых вам следует сосредоточиться, включают удлинение и регулировку ремней безопасности, подъем и опускание колеса, добавление ручного управления для вождения, которое позволяет вам легко получить доступ к передачам, колесу и тормозам, подъемники для переноса сидений, которые помогают садиться в автомобиль и выходить из него, а кнопочные системы зажигания удобны для рук и пальцев.

Если эти системы помогают, но не полностью удовлетворяют ваши потребности, вам может понадобиться полностью переоборудованный автомобиль, например фургон с боковым или задним входом, доступный для инвалидных колясок.

Подумайте, какие именно модификации полезны в зависимости от вашей инвалидности, и выясните, что лучше для вас.

3. Изучите законы о вождении для инвалидов

Всегда будьте в курсе законов, когда речь идет о модификации вашего автомобиля или покупке модифицированного автомобиля.

Департамент транспортных средств вашего штата (DMV), Закон об американцах-инвалидах (ADA), Национальная администрация безопасности дорожного движения (NHTSA) и другие организации предъявляют свои требования к вождению инвалидов.

Возможно, вы даже сможете воспользоваться некоторыми льготами или налоговыми скидками , которые помогут вам купить новый автомобиль или модифицировать существующий, чтобы вы могли отправиться в путь. Убедитесь, что вы постоянно соблюдаете правила дорожного движения и следите за тем, чтобы обо всех ваших модификациях и механизмах заботились.

Если вы занимаетесь модификацией существующего автомобиля, будьте внимательны при выборе компании для установки модификаций. В идеале вы хотите выбрать кого-то, у кого есть предыдущий опыт в этих модификациях, чтобы вы знали, что они будут сделаны правильно.

Узнайте, как приобрести автомобили для инвалидов 

Современные технологии позволяют вам пользоваться преимуществами вождения независимо от того, какая у вас инвалидность. Следуя приведенным выше рекомендациям, вы сможете путешествовать с комфортом и стилем.

Мы будем рады помочь вам с любой модификацией вашего автомобиля. Нажмите здесь, чтобы узнать больше о нашем процессе обмена.

Ознакомьтесь с нашими руководствами по эксплуатации и информацией, а также позвоните нам по телефону 1(888)365-9.417.

Адаптированные транспортные средства | НАБДД

Изучите возможности экономии и лицензионные требования

Благодаря такому широкому спектру решений для адаптивного оборудования сопутствующие расходы на модификацию автомобиля могут сильно различаться в зависимости от индивидуальных потребностей. Некоторое адаптивное оборудование, такое как специальная подушка спинки сиденья, может обеспечить лучший обзор дороги всего за 50 долларов. Более сложное оборудование, такое как ручное управление, можно приобрести менее чем за 1000 долларов. Однако новый автомобиль, модифицированный адаптивным оборудованием, будет стоить от 20 000 до 80 000 долларов.

Вне зависимости от того, модернизируете ли вы автомобиль, которым владеете, или покупаете новый автомобиль с адаптивным оборудованием, сначала стоит подготовиться. Консультируясь со специалистом по реабилитации водителей перед покупкой, вы можете узнать, какое адаптивное оборудование вам нужно сейчас или может понадобиться в будущем, не платить за оборудование, которое вам не нужно, а также узнать о возможностях государственной и частной финансовой помощи.

Существуют программы, которые могут помочь оплатить часть или всю стоимость модификации автомобиля. Для получения информации обратитесь в Департамент профессиональной реабилитации вашего штата или в другое агентство, предоставляющее профессиональные услуги, и, при необходимости, в Департамент по делам ветеранов США. Номера телефонов этих государственных и федеральных агентств можно найти в Интернете или в местной телефонной книге.

Также имейте в виду следующее:

  • Некоторые некоммерческие организации, защищающие интересы людей с ограниченными возможностями, предлагают программы, которые могут помочь в оплате адаптивных устройств. Как правило, эти группы и программы представляют местные ресурсы. Чтобы узнать о доступных программах в вашем регионе, обратитесь в государственное учреждение штата, которое занимается услугами для людей с ограниченными возможностями.
  • Автострахование может полностью или частично покрыть стоимость адаптивного оборудования, если оно вам необходимо в результате дорожно-транспортного происшествия.
  • Компенсация работникам обычно покрывает стоимость адаптивного оборудования, если потребность в таком оборудовании возникла в результате производственной травмы.
  • Большинство крупных производителей автомобилей предлагают скидки на адаптивное оборудование, обычно до 1000 долларов США, при условии, что вы покупаете автомобиль младше одного года. Ваш местный автомобильный дилер может предоставить информацию об этих программах и помочь вам в процессе подачи заявки. Контактная информация производителей автомобилей, предлагающих скидки на адаптивное оборудование, указана на странице 18 брошюры в разделе Ресурсы.
  • Члены Национальной ассоциации дилеров мобильного оборудования (NMEDA)

  • также знакомы со скидками производителей транспортных средств, могут помочь вам подать заявку на эти скидки и дать рекомендации перед покупкой о типе транспортного средства, которое будет соответствовать вашим потребностям в адаптивном оборудовании.
  • В некоторых штатах налог с продаж адаптивных устройств не взимается, если у вас есть рецепт врача на их использование.
  • Стоимость адаптивного оборудования может не облагаться налогом. Чтобы узнать больше, обратитесь к квалифицированному налоговому консультанту.

Лицензионные требования

Во всех штатах требуется действительное удостоверение учащегося или водительское удостоверение для получения оценки вождения на дороге. Вам не может быть отказано в возможности подать заявление на получение разрешения или лицензии из-за возраста или инвалидности. Однако водительские права с ограничениями могут быть выданы исходя из вашей потребности в адаптивном оборудовании.

Специалисты по реабилитации водителей проводят всестороннюю оценку, чтобы определить адаптивное оборудование, наиболее подходящее для ваших потребностей и состояния здоровья. В рамках этого процесса специалист по реабилитации примет во внимание ваши будущие потребности в оборудовании в зависимости от вашего состояния здоровья и повторяющегося стресса, который адаптивное вспомогательное средство может оказать на определенную группу мышц. Кроме того, вы можете ожидать, что полная оценка будет включать проверку зрения, а также:

  • Мышечная сила, гибкость и диапазон движений;
  • Время координации и реакции;
  • Способность рассуждать и принимать решения; и
  • Возможность вождения с адаптивным оборудованием.

После завершения оценки вы должны получить отчет, содержащий конкретные рекомендации по требованиям или ограничениям вождения. Вам также должен быть предоставлен полный список любых рекомендуемых требований к транспортному средству или модификаций. В рекомендациях должно быть предложено пройти обучение на дороге, чтобы отработать навыки безопасной эксплуатации оборудования и научиться безопасному вождению.

Поиск квалифицированного специалиста по реабилитации водителей

Обратитесь в реабилитационный центр в вашем районе, чтобы найти квалифицированного специалиста по реабилитации водителей, который проведет вашу оценку. Реабилитационные центры для каждого штата указаны на веб-сайтах Ассоциации специалистов по реабилитации водителей (ADED) и Американской ассоциации трудотерапии, Inc. (AOTA). Эти ассоциации ведут списки квалифицированных специалистов по реабилитации водителей в Соединенных Штатах и ​​​​Канаде.

Оплата оценки

  • Агентства по профессиональной реабилитации и агентства по компенсации работникам могут помочь в оплате оценки водителя.
  • Ваша медицинская страховая компания может частично или полностью оплатить обследование. Узнайте в своей страховой компании, нужен ли вам рецепт врача или другая документация для получения таких пособий.
  • Если вы пожилой гражданин, спросите, предлагает ли ваш специалист по реабилитации водителей скидку для пожилых людей.

Определение лучшего времени для получения оценки вождения

Проконсультируйтесь с врачом, чтобы убедиться, что вы физически и психологически готовы к вождению. Слишком ранняя оценка после травмы, инсульта или другой травмы может ввести в заблуждение, поскольку может показать необходимость в адаптивном оборудовании, которое вам не понадобится в будущем. Вы хотите работать в лучшем виде, когда у вас есть оценка водителя. Для оценки вам нужно будет взять любое оборудование, которое вы обычно используете, например, ходунки или шейный бандаж. Если вы пользуетесь инвалидной коляской и планируете модифицировать инвалидную коляску или приобрести новую, обязательно сообщите об этом своему специалисту по реабилитации водителей до осмотра.

Оценка пассажиров с ограниченными возможностями

Специалисты по реабилитации водителей также могут дать консультацию по вопросам совместимости и безопасности перевозки пассажиров с особыми потребностями. Они определяют тип необходимого сиденья и возможность человека входить и выходить из автомобиля. Они дают советы по покупке модифицированных транспортных средств и рекомендуют соответствующие подъемники для инвалидных колясок или другое оборудование, которое будет работать в вашем автомобиле.

Если у вас есть ребенок, которому требуется специальный тип автокресла, специалисты по оценке должны убедиться, что автокресло подходит вашему ребенку. Они также позаботятся о том, чтобы вы могли правильно установить сиденье в своем автомобиле. Американская академия педиатрии (AAP) или ваш педиатр могут предоставить информацию о безопасной перевозке детей с особыми потребностями. Вы также можете посетить веб-сайт AAP (aap.org), чтобы получить доступ к информации об автокреслах для детей с особыми потребностями.

Несмотря на то, что вы несете ответственность за покупку или аренду автомобиля, ваш дилер оборудования для передвижения и специалист по реабилитации водителей имеют право гарантировать, что выбранный вами автомобиль может быть модифицирован в соответствии с вашими потребностями в адаптивном оборудовании. Потратьте время, чтобы проконсультироваться с этими профессионалами, прежде чем принять решение о покупке. Чтобы найти квалифицированного дилера в вашем регионе, обратитесь в Национальную ассоциацию дилеров мобильного оборудования (NMEDA). Чтобы найти квалифицированного специалиста по реабилитации водителей, обратитесь в Ассоциацию специалистов по реабилитации водителей (ADED). Следующие вопросы могут помочь в выборе автомобиля. Они также могут помочь определить, можете ли вы модифицировать уже имеющееся у вас транспортное средство:

  • Есть ли у транспортного средства грузоподъемность (в фунтах) для размещения необходимого вам оборудования?
  • Будет ли достаточно места и вместимости для размещения вашей семьи или других пассажиров после модификации автомобиля?
  • Достаточно ли места для парковки дома и на работе для автомобиля и для погрузки/разгрузки инвалидной коляски?
  • Есть ли достаточно места для парковки, если вы используете ходунки?
  • Какие дополнительные опции необходимы для безопасной эксплуатации автомобиля?

Если третья сторона оплачивает транспортное средство, адаптивные устройства или стоимость модификации, узнайте, существуют ли какие-либо ограничения или ограничения в отношении того, что покрывается. Всегда получайте письменное заявление о том, что финансирующее агентство будет платить до совершения покупки. После того, как вы выберете и купите автомобиль, имейте в виду, что вам также нужно будет приобрести страховку для покрытия вашего автомобиля на время его модификации, даже если в этот период он не будет использоваться на дорогах.

Стандартные функции, которые следует искать в новом легковом автомобиле

Перед покупкой нового автомобиля всегда сначала садитесь в него, чтобы убедиться, что вам удобно.

Убедитесь, что вы можете легко входить и выходить из автомобиля. Если есть возможность, съездите на тест-драйв. Насколько хорошо машина подходит вашему телу? Во избежание травм, связанных с подушкой безопасности, расстояние между грудиной и рулевым колесом, на котором находится боковая подушка безопасности водителя, должно составлять 10 дюймов. В то же время вам нужно будет иметь возможность легко добраться до педалей, сохраняя при этом удобную линию обзора над отрегулированным рулевым колесом. Кроме того, убедитесь, что автомобиль обеспечивает хороший обзор во всех направлениях — спереди, сзади и по бокам. Ваш дилер может продемонстрировать использование адаптивных функций, таких как регулируемые ножные педали и сиденья водителя, которые могут помочь обеспечить хорошую посадку человека в автомобиле. Убедитесь, что модель, которую вы планируете приобрести, имеет хорошие результаты краш-тестов и устойчива к опрокидыванию. Посетите наш раздел «Рейтинги» или позвоните на горячую линию безопасности транспортных средств NHTSA по телефону 888-327-4236, чтобы получить результаты государственных краш-тестов и рейтинги опрокидывания для конкретных марок и моделей.

При выборе автомобиля ищите и спрашивайте о доступных функциях, предназначенных для повышения комфорта и безопасности водителей с ограниченными возможностями. Некоторые из этих особенностей:

  • Высокие или очень широкие двери;
  • Регулируемые ножные педали;
  • Большие межкомнатные дверные ручки;
  • Увеличенные ручки с хорошо видимыми метками;
  • Опорные ручки для облегчения входа и выхода;
  • Большой или регулируемый размер печати для приборов приборной панели;
  • Регуляторы сиденья, которые могут перемещать сиденье во всех направлениях — в частности, поднимая его так, чтобы линия обзора водителя находилась на 3 дюйма выше отрегулированного рулевого колеса; и
  • Зажигание на приборной панели, а не на рулевой колонке.

Выберите квалифицированного дилера для модернизации вашего автомобиля

Изменение уровня пола фургона даже на полдюйма может повлиять на способность водителя использовать оборудование или на беспрепятственный обзор дороги. Поэтому важно, чтобы вы нашли время, чтобы найти квалифицированного дилера для модификации вашего автомобиля. Ваш специалист по реабилитации водителей может предоставить направления в зависимости от того, где вы живете, а также от модификации вашего автомобиля и потребностей в адаптивном оборудовании.

Примечание. Некоторые агентства штата указывают дилера, к которому вы должны обратиться, если хотите получить возмещение. Например, в некоторых штатах требуется, чтобы дилеры, участвующие в торгах на получение штатом рабочих мест в сфере профессиональной реабилитации, были участниками Программы обеспечения качества Национального дилера мобильного оборудования (NMEDA).

Чтобы найти квалифицированных дилеров мобильного оборудования, начните с запросов по телефону, чтобы узнать о полномочиях, опыте и рекомендациях. Задавайте вопросы о том, как они работают. Работают ли они с квалифицированными специалистами по реабилитации водителей? Будут ли они смотреть на ваш автомобиль, прежде чем купить его? Требуют ли они рецепт от врача или специалиста по оценке водителей? Сколько времени пройдет, прежде чем они смогут начать работу с вашим автомобилем?

Также убедитесь, что дилер, которого вы выбрали для модификации вашего автомобиля, зарегистрирован в Национальной администрации безопасности дорожного движения (NHTSA). Чтобы адаптировать автомобиль к вашим потребностям, зарегистрированным дилерам оборудования разрешается модифицировать существующее оборудование для обеспечения безопасности, установленное федеральным законодательством. Кроме того, зарегистрированные дилеры мобильного оборудования должны предоставить вам письменное заявление о выполненной работе, а также перечислить любые Федеральные стандарты безопасности транспортных средств, затронутые их модификацией, на этикетке рядом с этикеткой производителя оригинального оборудования или сертификацией модификатора. этикетка. Эти этикетки часто находятся внутри двери водителя. Выполните поиск в нашей базе данных, чтобы узнать, зарегистрирован ли дилер мобильного оборудования в NHTSA в качестве модификатора транспортного средства.

Ниже перечислены вопросы, которые необходимо учитывать при оценке квалификации дилера мобильного оборудования:

  • Зарегистрирован ли дилер в NHTSA?
  • Является ли дилер членом NMEDA и участником программы обеспечения качества этой организации?
  • Какой вид обучения прошел персонал?
  • Какой тип гарантии предоставляется на работу?
  • Предоставляет ли дилер текущее обслуживание и техническое обслуживание?
  • Имеются ли запасные части на складе и легко ли они доступны?

Если вы удовлетворены полученными ответами, проверьте ссылки; затем договоритесь о посещении объекта дилера. Как только вы освоитесь с квалификацией дилера, вы захотите задать более конкретные вопросы, например:

  • Сколько будет стоить модификация?
  • Принимаются ли сторонние платежи?
  • Сколько времени займет модификация автомобиля?
  • Можно ли в будущем перенести оборудование на новую машину?
  • Нужно ли модифицировать существующие функции безопасности для установки адаптивного оборудования?

Пока ваш автомобиль модифицируется, вам, скорее всего, потребуется доступ для примерки. Это предотвращает дополнительное время ожидания для настройки после полной установки оборудования. Без надлежащей фурнитуры у вас могут возникнуть проблемы с безопасной эксплуатацией автомобиля, и вам придется вернуться для регулировки.

Пройдите обучение по использованию нового адаптивного оборудования

Как начинающие, так и опытные водители нуждаются в обучении безопасному использованию недавно установленного адаптивного оборудования. Ваш установщик оборудования и специалист по реабилитации водителей должны предоставить информацию о новых устройствах и инструктаж по бездорожью.

Но литературы и инструкций по бездорожью недостаточно, чтобы подготовить вас к безопасному вождению с новым адаптивным оборудованием. Это оборудование может быть очень сложным. Поэтому крайне важно пройти обучение в дороге и попрактиковаться у специалиста по реабилитации водителей, который обладает передовым опытом и знаниями в области адаптивных технологий. Если ваш специалист по реабилитации водителей не предлагает такое обучение, попросите его или ее направление или обратитесь в местный отдел водительских удостоверений.

Государственные отделы профессиональной реабилитации и компенсации работникам будут оплачивать обучение и подготовку водителей при определенных обстоятельствах. Как минимум, их сотрудники могут помочь вам найти квалифицированного специалиста по реабилитации водителей для проведения обучения.

Наконец, не забудьте заручиться помощью члена семьи или друга, чтобы отвезти вас на все тренировки. (Важно, чтобы кто-то еще мог управлять вашим автомобилем в случае чрезвычайной ситуации.)

Обеспечение безопасной эксплуатации и соблюдение гарантийных обязательств

Регулярное техническое обслуживание важно для обеспечения безопасности и надежности вашего автомобиля и специально установленных адаптивных функций. Это также может быть обязательным для соблюдения условий вашей гарантии. В некоторых гарантиях указывается период времени, в течение которого адаптивное оборудование должно быть проверено. Эти графики проверки оборудования могут отличаться от графиков для вашего автомобиля. Убедитесь, что вы или ваш модификатор предоставили все гарантийные талоны на все оборудование. Это не только обеспечит покрытие, но и позволит производителям связаться с вами в случае отзыва.

Контрольный список безопасности автомобиля

Гарантия на автомобиль и руководство по эксплуатации описывают регулярное техническое обслуживание автомобиля. Имейте в виду, что ваше адаптивное оборудование может нуждаться в особом внимании или более частых проверках, чем только ваш автомобиль. Тем не менее, следующий контрольный список представляет собой базовое техническое обслуживание, применимое ко всем автомобилям:

  • Проверяйте давление в шинах не реже одного раза в месяц и всегда перед длительной поездкой.
  • Замените масло в соответствии с рекомендациями вашего руководства по эксплуатации, используя рекомендованный сорт.
  • При замене масла проверяйте все жидкости, включая жидкость гидроусилителя руля, тормозную жидкость и охлаждающую жидкость двигателя.