Широкополосный датчик кислорода (ШДК) LC-1 c аналоговым индикатором.

Так как по роду своей деятельности очень плотно занимаюсь настройкой карбюраторов, наконец-то решился к заказу очень дорогого, но необходимого прибора — широкополосного датчика кислорода (ШДК). Кому интересно — тыцяем.

Широкополосный датчик кислорода предназначен для точной настройки карбюраторов по стихиометрическому составу смеси, которая, как известно, для бензина составляет 14.7 кг воздуха к 1 кг топлива. Сий нехитрый, но, блин, недешевый прибор заменяет собой одновременно а) индикатор качества смеси ИКС (свечка такая, с окошком, через которое видно цвет пламени) и б) жопомер — самый распростаненный в кругах автолюбителей измерительный прибор.

Так необходимый мне прибор был найден на Украине лишь на одном сайте www.turbo-garage.com.ua по цене в 340 вечнозеленых американских президентов, поэтому, пораскинув мозгами, пошел на сайт производителя, где сие чудо инженерной мысли стоит $209. Так как сайт напрямую в Украину не отправляет, хоть и принимает Палку, пришлось искать посредника в США. Доставка с комиссионными обошлась в $45, что в общей сложности вышло на $86 дешевле, чем заказывать на Украине.

Через 26 дней ОНО было у меня:

Цифирью обозначено:

1. Компакт с ПО, для снятия логов.

2. Кабель для подключения к компьютеру.

3. Контроллер широкополосной лямбды.

4. Датчик Bosh.

5. Гайка для вварки в «штаны» (выхлопной коллектор).

6. Кнопка «калибровка» и светодиод индикации.

7. Аналоговый индикатор и

8. Крепления индикатора к торпеде.

Изначально разъем присутствует только на датчике лямбды, остальные провода просто висят в воздухе. Пришлось вооружиться паяльником и соединить их согласно схемы. Кроме этого, купил и припаял вилку прикуривателя, чтобы брать питание +12В непосредственно из прикуривателя.

Индикатор представляет собой АЦП, который преобразует выход контроллера лямбды от 0. 5 вольт (лямбда 0.5, соотношение воздух-топливо 7.4:1) до 5 вольт (лямбда 1.5, соотношение воздух-топливо 22.1:1). В принципе, можно использовать любой вольтметр, откалиброванный соответствующим образом.

Для подключения самого лямбда-зонда разработчики прилагают в комплекте шайбу-переходник, которая вваривается в выходной коллектор (так называемые «штаны»), а в нее уже ввинчивается сам датчик. Наши умельцы пошли дальше, и особо не мудрствуя, засовывают сам датчик в выхлопную трубу, использую отрезок обычной трубы подходящего диаметра с вваренной шайбой-переходником:

Или как вариант посложнее и попрактичней, используется так называемая трубка Вентури:

Второй вариант более практичный, так как трубка не дает попадать на датчик конденсату, который может его убить, и не засасывает «забортный» воздух снаружи. Собственно такой вариант использую и я, приобрев трубку на одном сайте по цене 300 гривен (примерно 37 долларов).

Настройка карбюратора проста — вкручиваем лямбда-зонд в трубку Вентури, вставляем трубку в выхлопную трубу и зажимаем винтом. Подаем питание на устройство. После прогрева датчика в течении 20-25 секунд можно заводить двигатель, который должен быть перед этим прогрет до рабочей температуры. Индикатор показывает истинное положение дел, то есть фактическое соотношение воздух-топливо в топливной смеси. Винтами качества и количества выставляем на карбюраторе стихиометрическое соотношение 14.7:1 и мануальные обороты. На этом настройка карбюратора на холостом ходу завершена. Дальше настройка происходит в движении, благо широкополосная лямда показывает соотношение топлива на всех оборотах работы двигателя, а трубка Вентури не дает датчику вывалиться из выхлопной трубы. На ходу настраивается переходная система и главная дозирующая система. Нужно добавить, что отстройка главной дозирующей системы на ходу дает потрясающие результаты — можно воочию наблюдать, как меняется смесь от богатой при разгоне до бедной при езде на высоких оборотах, и подобрать соответствующие жиклеры. К примеру — у меня, как и у многих «тюнингистов», длинный носик ускорительного насоса из второй камеры был загнут в первую прямо к щели дроссельной заслонки. Практика показала, что делать такое ни в коем случае нельзя — на высоких оборотах сильным разряжением начинает высасывать топливо из носика ускорительного насоса, превращая его в эконостат. Смесь была очень богатая, и при скорости 90 км/час и оборотах 2700 была 14.1:1, то есть сильно богатая. Правда, при этом на первой — второй передаче машина гребла из под-себя асфальт 🙂 Заменил носик ускорительного насоса на одинарный от Нивы, смесь стала сразу 15.6:1 и расход топлива при езде по трассе упал почти на пол-литра!

В заключении хочу добавить, что к покупке столь дорогого девайса привела производственная необходимость 🙂 Автор ни в коей мере не призывает всех автолюбителей следовать его примеру.

Спасибо за внимание 🙂

Широкополосный датчик кислорода (ШДК) LC-1 c аналоговым индикатором

Тем, кто рамках своей деятельности часто сталкивается с процедурой настройки карбюраторов, не обойтись без такого важного устройства, как широкополосный датчик кислорода (сокращенно ШДК).

Назначение этого прибора – это точная настройка карбюраторов по стихиометрическому составу смеси, которая, как мы знаем, составляет для бензина из соотношения 14.7 кг воздуха к 1 кг горючего. Это нехитрое, но довольно дорогостоящее устройство может использоваться одновременно 1) вместо индикатора качества смеси ИКС (в виде такой свечка, с окошком, через него можно увидеть, какого цвета пламя) и 2) в качестве жопомера – самого распространенного среди владельцев авто измерительного прибора.

Раньше, чтобы приобрести такой устройство по адекватной цене, приходилось заказывать в Штатах, но сегодня, благо, таким оборудованием располагает любой относительно крупный магазин, так что с приобретением широкополосного датчика кислорода проблем возникнуть не должно.

 

Итак, комплект поставки устройства располагает:

  1. Диском с софтом, чтобы снимать логи
  2. Кабелем, чтобы подключаться к ПК
  3. Контроллером широкополосной лямбды
  4. Bosh датчиком
  5. Гайкой, которая вваривается в выхлопной коллектор (другими словами, в «штаны»)
  6. Кнопкой «калибровка» со светодиодом индикации
  7. Индикатором аналоговым
  8. Креплением индикатора к торпеде

Наличие разъема предусмотрено только на датчике лямбды, а остальные провода просто болтаются в воздухе. Поэтому понадобится паяльник, чтобы можно было соединить их, как указано на схеме. Кроме этого, была куплена и припаяна вилка прикуривателя, чтобы можно было брать питание +12В прямо из прикуривателя.

Индикатор является АЦП, преобразующим выход контроллера лямбды от 0.5 вольт (лямбда 0.5, при соотношении воздуха-горючего 7.4:1) до 5 вольт (лямбда 1.5, при соотношении воздуха-горючего 22.1:1). По большому счету можно воспользоваться любым вольтметром, откалиброванным определенным образом.

Чтобы выполнить подключение самого лямбда-зонда в комплекте предусмотрена шайба-переходник, ее вваривают в выходной коллектор (также именуемый «штанами»), а в нее уже ввинчивают сам датчик. Наши же мастера пошли еще дальше, и, чтобы сильно не заморачиваться, помещают сам датчик в выхлопную трубу, задействуя отрезок обычной трубы, имеющей нужный диаметр, с вваренной шайбой-переходником:

А в более усложненном и практичном варианте используют т.н. трубку Вентури:

 

 

Такой способ характеризуется большей практичностью, потому что трубка преграждает попадание на датчик конденсата, который очень пагубно может на него повлиять, и не засасывает снаружи «забортный» воздух. Трубка такая стоит очень недорого, а вариант вполне себе хороший.

Настраивать карбюратор достаточно просто – для этого сначала вкручивается лямбда-зонд в трубку Вентури, далее необходимо вставить трубку в выхлопную трубу, после чего зажать винтом. Затем нужно подать питание на устройство. После того, как датчик будет прогрет на протяжении 20-25 секунд, заводим мотор, перед этим нужно выполнить его прогревание до рабочей температуры. По индикатору можно сделать вывод об настоящем положении дел, т.е. о фактическом соотношении воздуха-горючего в топливной смеси. С помощью винтов качества и кол-во нужно выставить на карбюраторе стихиометрическое соотношение 14.7:1, а также мануальные обороты. Этим мы завершаем процедуру настройки карбюратора на холостом ходу.

Дальнейшая настройка будет осуществляться в процессе движения авто. Благо широкополосной лямбдой показывается соотношение горючего на всех оборотах работы мотора, а благодаря трубке Вентури датчик не сможет выпасть из выхлопной трубы. Во время движения машины выполняется настройка переходной системы, а также главной дозирующей системы. Следует отметить, что вследствие отстройки главной дозирующей системы в процессе движения можно получить отличные результаты – можно своими глазами наблюдать за изменениями смеси от богатой в момент разгона до бедной во время езды на высоких оборотах, можно сделать подбор соответствующих жиклеров. Например, у автора статьи, как и у многих «тюнингистов», был загиб длинного носика ускорительного насоса из второй камеры в первую прямиком к щели дроссельной заслонки. На опыте стало понятно, что это недопустимо – на высоких оборотах сильное разряжение начинает высасывать горючее из носика ускорительного насоса и делает из него эконостат. При этом смесь была очень богатая, на скорости 90 км/час и при оборотах 2700 была 14.1:1, другими словами, сильно богатая. Стоит, конечно, отметить, что при этом машина гребла из-под себя асфальт на 1-2 скорости 🙂

После замены носика ускорительного насоса одинарным от Нивы, сразу изменилась смесь и стала 15. 6:1, а расход горючего в процессе езды по трассе снизился практически на 0,5 л!

Карбюратор — Lambda Motorcycles Postie Parts

Описание названия связано с продуктом в магазине – нажмите, чтобы посмотреть

Деталь № ОПИСАНИЕ В 1 16010-943-305 НАБОР ПРОКЛАДОК х 1 2 16012-459-912 НАБОР ИГЛ JET х 1 3 16013-883-005 AA AH НАБОР ПОПЛАВКОВ х 1 4 16014-KW7-901 НАБОР ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ х 1 5 16015-126-852 КОМПЛЕКТ КАМЕР, ПОПЛАВКОВЫЙ х 1 6 16016-GB5-681 НАБОР ВИНТОВ х 1 7 16022-459-920 КОМПЛЕКТ КЛАПАНОВ, ДРОССЕЛЬНАЯ х 1 8 16028-GC8-004 НАБОР ВИНТОВ B х 1 9 16040-GB0-911 НАБОР ПРОКЛАДОК B х 1 10 16041-GB1-910 НАБОР ГАЙОК КВАДРАТНЫЙ х 1 11 16100-459-921 КАРБЮРАТОР В СБОРЕ. (ПБ10Х Б) х 1 12 16118-ГБ4-003 КОЛПАЧОК, УПЛОТНЕНИЕ КАБЕЛЯ х 1 13 16148-141-881 ПЫЛЬ ДЛЯ ДРОССЕЛЯ КРЫШКИ х 1 14 16155-883-005 КОМПЛЕКТ КЛАПАНА, ПОПЛАВКОВЫЙ х 1 15 16165-459-701 ДЕРЖАТЕЛЬ, ИГОЛЬЧАТЫЙ СТРУЙНОЙ х 1 16 16175-GB0-911 ЧАШКА, ТОПЛИВНЫЙ ФИЛЬТР х 1 17 16176-GB0-911 ЧАШКА ФИЛЬТРА х 118 16199-428-771 ТРУБКА ПЕРЕПОЛНИТЕЛЬНАЯ х 1 19 16199-КГ4-405 ТРУБКА х 1 20 16951-459-920 КОМПЛЕКТ ТЕЛА, ТОПЛИВНЫЙ КРАН х 1 21 93500-03012-0H ПОДДОН С ВИНТАМИ 3X12 x2 22 93892-04014-08 ВИНТ-ШАЙБА, 4X14 x2 23 94111-03000 ШАЙБА ПРУЖИННАЯ, 3 ММ x2 24 95002-02650 ЗАЖИМ B65 ТРУБКА x2 25 99101-КРЛ-0720 СТРУЙНАЯ ГЛАВНАЯ 72 х 1 26 99103-459-0380 МЕДЛЕННАЯ СТРУЯ 38 х 1

ПОЛНЫЙ КАРБИ: https://ct110-postie. com/shop/categories/carbie-ct110/

КОМПЛЕКТ ИГЛ КАРБИ: https://ct110-postie.com/shop/categories/carbie-kit-ct110 /

 

Нравится:

Нравится Загрузка…

Основы работы двигателя — топливно-воздушная смесь

Поиск по ключевым словам

Основы соотношения воздух/топливо, стехиометрия и лямбда

Двигателю нужны воздух, топливо и искра для создания мощности. Чтобы оптимизировать работу вашего двигателя, вам нужна правильная смесь воздуха и топлива.

Соотношение воздух/топливо (AFR)

AFR означает соотношение воздух/топливо. Топливо не сгорает само по себе. Его нужно смешать с воздухом. AFR говорит вам, сколько частей воздуха смешано с каждой частью топлива. Например, AFR 14,7:1 (или просто 14,7) означает, что смесь состоит из 14,7 частей воздуха на одну часть топлива.

Стехиометрическое соотношение (стехиометрическое)

При идеальном AFR смесь полностью сгорает при сгорании. Это известно как стехиометрическое соотношение или просто «стехиометрическое».

Различные виды топлива содержат разное количество энергии. Их стоимость также будет отличаться:

Тип топлива Стоич
Бензин

14,7

Е85 9,8
Метанол 6,4

Лямбда (λ)

Другой способ взглянуть на топливно-воздушную смесь — значение лямбда. Он представлен греческим символом «λ». Лямбда равна AFR, деленной на стех.

При измерении воздушно-топливной смеси с использованием лямбда стоич всегда будет равен единице (1) для любого топлива.

Бедная или богатая смесь

Когда топливовоздушная смесь содержит слишком много топлива, она становится богатой . Когда топлива не хватает, он обедняется .

  • AFR выше стеич.