Содержание
Причины выхода из строя крыльчаток импеллерных насосов.
Это статья предназначена для того, чтобы помочь понять причины выхода из строя крыльчаток импеллерных насосов.
При хранении крыльчаток следует помнить, что резина может стареть, и, для предотвращения ухудшения физических свойств импеллеров, следует их хранить в тёмном прохладном месте и не допускать воздействия ультрафиолетовых лучей (нельзя оставлять на солнце).
Ресурс рабочего колеса (импеллера) сильно снижается из-за:
— частой работы «всухую», то есть без жидкости в проточной части насоса, которая служит смазкой. Это может происходить также из-за длительного всасывания вязкой жидкости через трубопровод малого диаметра, или из-за слишком больной длины всасывающей линии.
Поэтому, при выборе насоса нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО рассчитать гидравлическое сопротивление трубопроводов на всасывании и нагнетании, и, исходя из этого, выбирать трубы (шланги) определённой длины и диаметра.
— работы насоса с избыточным давлением на выходе (например, из-за сильно зауженного трубопровода или чрезмерной вязкости жидкости),
— длительной работы на высоких температурах.
Рекомендуется работать при температурах от + 10 ° до + 50 °С, чтобы увеличить ресурс работы крыльчатки.
Проблема №1:
На крыльчатке отсутствуют куски резины, особенно по центру. Есть точечные выбоины на рёбрах крыльчатки.
Причина: кавитация, то есть пониженное давление на входе в насос, которое приводит к закипанию жидкости, а затем схлопыванию пузырьков (каверен) при увеличении давления в насосе. При этом выделяется очень большая энергия, способная вырывать куски из тела крыльчатки.
Решение проблемы: увеличить давление на всасывании.
Для этого нужно:
— уменьшить длину всасывающего трубопровода, или увеличить его диаметр,
— уменьшить глубину всасывания продукта.
Проблема №2:
Торцы лопастей твердые, с трещинами; возможно обугливание и отрыв лопастей.
Причина: длительная работа «насухую», т.е. без
жидкости в корпусе насоса.
Решение проблемы: устранить возможность работы без жидкости.
Для этого нужно:
— не работать в режиме самовсасывания более 30 секунд.
Если требуется более длительное всасывание, то перед запуском насоса нужно залить в корпус перекачиваемую жидкость для смазки импеллера. Мы рекомендуем всегда заливать небольшое количество жидкости в корпус для смазки перед началом работы.
— своевременно отключать насос, как только заканчивается продукт в выкачиваемой ёмкости. Для этого можно предусмотреть в ёмкости автоматику контроля уровня.
— на выходе насоса можно сделать вертикальный участок трубы длиной не менее 1000 мм. Это позволит продукту (если он не сильно вязкий) оставаться в напорном трубопроводе и сливаться в насос после его остановки для смазки рабочего колеса. Такая схема возможна, если насос используется для подкачки продукта в расходную ёмкость (например, дозатора) в течение рабочей смены.
Проблема №3:
Трещины посередине лопастей, оторванные лопасти посередине.
Причина:
— вышел ресурс импеллера,
— если есть складки на задней стороне лопасти – работа
с повышенным давлением на выходе,
— длительная работа при высокой температуре (выше +55°С).
Решение проблемы:
— снижение давления на выходе путем уменьшения оборотов ротора насоса,
— снижение давления на выходе с помощью установки трубы большего диаметра на выходе или уменьшения длины напорного трубопровода,
— снижение рабочей температуры.
Проблема №4:
Лопатки импеллера в изогнутом состоянии.
Причина:
— длительное хранение насоса с установленным импеллером (особенно актуально, если импеллер изготовлен из нитриловой резины (NBR).
Решение проблемы:
— вынимайте импеллер из насоса при длительном хранении.
Храните крыльчатку в темном прохладном месте.
— для работы переверните импеллер на 180 градусов.
Проблема №5:
Изношенные торцы лопастей и изношенные лопасти со стороны перекачиваемого продукта
Причина:
— работа с жидкостями с большим содержанием абразива
— избыточное давление на выходе насоса
Решение проблемы:
— снизить обороты ротора,
— заменить импеллер.
AD импеллерные насосы (с гибкой крыльчаткой)
Описание
Насосы импеллерные (с гибкой крыльчаткой) ALPHADYNAMIC серии AD — нержавеющие насосы с гибкой крыльчаткой прекрасно подходят для перекачки чувствительных и вязких жидкостей, которые могут содержать твердые взвешенные частицы.
Производительность: до 56 000 л/ч
Максимальное противодавление: до 3 бар
Темп-ра перекач. жидкости: до 90 °С
Вязкость: до 75 000 сПз
Принцип работы
Корпус насоса имеет форму окружности, за исключением участка между всасывающим и напорным патрубком, где корпус плавно уменьшается в диаметре. В корпусе на валу вращается импеллер с гибкими лопатками. Лопатки разгибаются при их удалении от точки с наименьшим диаметром окружности корпуса в области всасывающего патрубка. Объём полости, образуемой двумя соседними лопатками и корпусом насоса, увеличивается, за счет чего происходит всасывание продукта. Жидкость по окружности перемещается от входного патрубка к выходному. В области выходного патрубка вследствие уменьшения диаметра корпуса лопатки плавно сгибаются, объём полости уменьшается, за счет жидкость выталкивается в напорный патрубок.
Преимущества
реверсивность. Импеллерные насосы могут перекачивать жидкость в обоих направлениях без каких-либо ограничений, то есть являются реверсивными насосами;
лёгкость обслуживания. Для того, чтобы получить доступ к обслуживанию насоса с гибким импеллером, достаточно снять переднюю крышку. Основным изнашиваемым элементом является сам гибкий импеллер, который можно снять с насоса даже без помощи инструментов. Помимо крыльчатки, в импеллерных насосах может изнашиваться торцевое уплотнение и уплотнительное кольцо корпуса
низкая цена. Одним из основных преимуществ насосов с гибким импеллером является их низкая стоимость покупки и обслуживания. Низкая цена импеллерного насоса обусловлена простотой конструкции и малым количеством комплектующих, а также их высокой популярностью в мире и массовостью производства. Обслуживание импеллерного насоса требует минимальных затрат, т.к. стоимость запасного импеллера и уплотнения довольна низкая;
перекачивание крупных частиц. Импеллерным насосом можно перекачивать жидкости с содержанием крупных твёрдых и мягких частиц, например, йогурт с кусочками фруктов, икру, аджику. Если нужно обеспечить минимальное повреждение включений – лучше сделать выбор в пользу другого объёмного насоса с низкой скоростью вращения, например, кулачкового;
самовсасывание. Импеллерному насосу достаточно всего несколько секунд, чтобы поднять жидкость «всухую» с высоты 4 м и более. Тем не менее, мы рекомендуем немного смазать импеллер (внутренности) перед первым пуском в режиме самовсасывания. Это связано с тем, что при работе всухую импеллер достаточно быстро нагревается, т.к. его лопатки вплотную соприкасаются с корпусом насоса со всех сторон. Если по каким-то причинам всасывание не произошло в течение 20 секунд, импеллер может перегреться и начать плавиться. Несколько граммов жидкости, которую Вы собираетесь перекачивать, смогут создать на лопатках импеллера плёнку, которая снизит трение и создаст дополнительное уплотнение, что позволит создать более глубокий вакуум и втянуть продукт быстрее;
Область применения
Виноделие
вино, муст, цветоножки винограда и т. д.
Пищевая промышленность
пиво, фруктовая мякоть и соки, мед, глюкоза, сиропы, расплавленное масло, жидкий сахар, йогурт, яйца в жидком виде, рассол, томатная паста и т.д.
Химическая промышленность
клей на основе воды, глицерин, воск, эмульсии, чистящие средства, латекс, жидкости для обработки фотографий, промышленные отходы, полиэлектролиты и т.д.
Косметическая и фармацевтическая промышленность
кремы, шампуни, жидкое мыло, молочко для очищения кожи и т.д.
Исполнения
Насосы серии AD могут:
— быть снабжены механизмом ‘’by-pass’’, позволяя регулировать подачу насоса в соответствии с потребностями пользователя
— иметь двигатель DUAL (двухскоростной)
— иметь инвертер
— иметь механический ограничитель
— иметь свободный вал
— иметь механизм защиты при режиме работы на сухую
AD насосы со свободным концом вала
Необычайную универсальность насосов мы видим исходя из следующих основных характеристик:
— корпус насоса целиком изготовлен из нержавеющей стали AISI-304, что идеально подходит для данного насоса и условий его употребления для достижения цели;
— абсолютно нетоксичный синтетический каучук, из которого изготовлена крыльчатка, не вступает в реакцию с различными кислотами;
— перекачивание жидкостей, имеющих включения из крупных плотных частиц не наносит никаких повреждений рабочему колеса;
— немедленное самовсасывание до 6 метров.
Серия насосов AD ADVANCE
Серия AD ADVANCE — это импеллерные насосы из нержавеющей стали с гибкой крыльчаткой.
Рабочее колесо, с помощью изменения объёма внутри корпуса насоса из нержавеющей стали, обеспечивает быстрое самовсасывание до 6 метров, а также непрерывную и аккуратную передачу жидкости к выпускному отверстию.
Кроме того, низкая скорость вращения делает его подходящим для перекачки жидкостей, требующих осторожного обращения и жидкостей, имеющих включения из крупных плотных частиц.
Насос вращается в обоих направлениях и позволяет перекачивать жидкости без нарушения феноменов пульсации и эмульсии.
Серия AD Advance характеризуется простым механизмом, который очень легко и быстро мыть и хранить.
Насосы серии AD Advance выпускаются в трех видах с мощностью от 70 до 900 л / мин и скоростью вращения от 190 до 1400 оборотов в минуту.
Серия насосов AD Classic
Серия AD Classic — это импеллерные насосы из нержавеющей стали с гибкой крыльчаткой.
Рабочее колесо, с помощью изменения объёма внутри корпуса насоса из нержавеющей стали, обеспечивает быстрое самовсасывание до 6 метров, а также непрерывную и аккуратную передачу жидкости к выпускному отверстию.
Кроме того, низкая скорость вращения делает его подходящим для перекачки жидкостей, требующих осторожного обращения и жидкостей, имеющих включения из крупных плотных частиц.
Насос вращается в обоих направлениях и позволяет перекачивать жидкости без нарушения феноменов пульсации и эмульсии.
Серия AD Classic характеризуется простым механизмом, который очень легко и быстро мыть и хранить
Серия AD инвертор – вариатор
Серия насосов AD инвертор- вариатор — это импеллерные насосы из нержавеющей стали с гибкой крыльчаткой.
Рабочее колесо, с помощью изменения объёма внутри корпуса насоса из нержавеющей стали, обеспечивает быстрое самовсасывание до 6 метров, а также непрерывную и аккуратную передачу жидкости к выпускному отверстию.
Кроме того, низкая скорость вращения делает его подходящим для перекачки жидкостей, требующих осторожного обращения и жидкостей, имеющих включения из крупных плотных частиц.
Насос вращается в обоих направлениях и позволяет перекачивать жидкости без нарушения феноменов пульсации и эмульсии.
Серия насосов AD инвертор — вариатор характеризуется простым механизмом, который очень легко и быстро мыть и хранить.
По требованию, насосы серии AD инвертор-вариатор могут быть оснащены:
— устройством из нержавеющей стали с выключателем и инвертором.
— механическим мотовариатором для регулирования количества оборотов.
— вентильным синхронным двигателем для точной регулировки мощности.
Насосы AD Инвертор — Вариатор могут использоваться в винодельческой промышленности (вино, муст, во время изготовления, фильтрации и розлива), в пищевой промышленности (особенно при перекачивании пищевых масел и молочной продукции), а также в химической и фармацевтической промышленности.
Отправьте запрос используя форму ниже:
Центробежные насосы — PetroWiki
Центробежные насосы — наиболее часто используемые насосы с кинетической энергией. Центробежная сила выталкивает жидкость наружу из отверстия рабочего колеса, где она попадает в корпус. Дифференциальный напор можно увеличить, вращая крыльчатку быстрее, используя крыльчатку большего размера или увеличивая количество крыльчаток. Рабочее колесо и перекачиваемая жидкость изолированы снаружи сальниковыми или механическими уплотнениями. Радиальные и упорные подшипники вала ограничивают движение вала и уменьшают трение вращения.
Содержание
- 1 Основные классификации
- 2 типа рабочего колеса
- 2.1 Открытые рабочие колеса
- 2.2 Частично открытые или полузакрытые рабочие колеса
- 2.3 Закрытые рабочие колеса
- 3 Количество рабочих колес
- 3.1 Одноступенчатые насосы
- 3.2 Многоступенчатые насосы
- 4 Осевая нагрузка рабочего колеса
- 5 Радиальная нагрузка рабочего колеса
- 6 Удельная скорость насоса
- 7 Кривые производительности насоса
- 7. 1 Характеристики кривой
- 7.2 Параметры кривой
- 7.3 Параллельное подключение насосов
- 7.4 Серийный режим
- 8 Кривые головки системы
- 9 Регулировка расхода
- 10 Клапаны обратные
- 11 Клапан рециркуляции минимального расхода
- 12 Изменение производительности
- 13 Регулятор скорости
- 14 Законы о сродстве
- 15 Заливка насоса
- 16 Рекомендации по установке
- 16.1 Фундамент
- 16.2 Конструкция трубопровода
- 16.3 Всасывающий трубопровод
- 16.4 Вход источника жидкости
- 16.5 Размер трубы и устранение воздушных карманов
- 16.6 Соображения перед коленом
- 16.7 Корзинчатые фильтры
- 16.8 Эксцентриковые переходники
- 16.9 Выпускной трубопровод
- 16.10 Обратные клапаны
- 17 Номенклатура
- 18 Каталожные номера
- 19 примечательных статей в OnePetro
- 20 Внешние ссылки
- 21 См. также
Основные классификации
Центробежные насосы разработаны с учетом:
- Количество всасываний (одиночное или двойное)
- Количество рабочих колес (одно-, двух- или многоступенчатых)
- Выход
- Рабочие колеса (тип, количество лопастей и т. д.)
Большинство рабочих колес расположены только с одной стороны и называются односторонними. В моделях с высоким расходом используются рабочие колеса, принимающие всасывание с обеих сторон, и они называются конструкциями с двойным всасыванием.
Наверх
Типы рабочих колес
Эффективность центробежного насоса определяется рабочим колесом. Лопасти предназначены для удовлетворения заданного диапазона условий потока. На рис. 1 показаны основные типы рабочих колес.
Наверх
Открытые рабочие колеса
Лопасти крепятся к центральной ступице без какой-либо формы, боковой стенки или кожуха и устанавливаются непосредственно на вал. Открытые рабочие колеса конструктивно слабы и требуют более высоких значений NPSHR. Обычно они используются в недорогих насосах малого диаметра и насосах, перекачивающих взвешенные твердые частицы. Они более чувствительны к износу, чем закрытые рабочие колеса, поэтому их эффективность быстро снижается в условиях эрозионной эксплуатации.
Наверх
Частично открытые или полузакрытые рабочие колеса
Этот тип рабочего колеса имеет заднюю стенку (кожух), которая служит для придания жесткости лопастям и повышения механической прочности. Они используются в насосах среднего диаметра и с жидкостями, содержащими небольшое количество взвешенных твердых частиц. Они обеспечивают более высокую эффективность и более низкий показатель NPSHR, чем открытые рабочие колеса. Важно, чтобы между лопастями рабочего колеса и корпусом существовал небольшой зазор или зазор. Если зазор слишком большой, произойдет проскальзывание и рециркуляция, что, в свою очередь, приведет к снижению эффективности и положительному накоплению тепла.
Наверх
Закрытые рабочие колеса
Закрытое рабочее колесо имеет заднюю и переднюю стенки для обеспечения максимальной прочности. Они используются в больших насосах с высоким КПД и низким кавитационным запасом. Они могут работать со взвешенными твердыми частицами без засорения, но будут демонстрировать высокую степень износа. Рабочее колесо закрытого типа является наиболее широко используемым типом рабочего колеса для центробежных насосов, перекачивающих прозрачные жидкости. Они основаны на компенсационных кольцах с малым зазором на рабочем колесе и на корпусе насоса. Компенсационные кольца отделяют входное давление от давления внутри насоса, уменьшают осевые нагрузки и помогают поддерживать эффективность насоса.
Наверх
Количество рабочих колес
Одноступенчатые насосы
Одноступенчатый центробежный насос, состоящий из одного рабочего колеса, наиболее широко используется в производственных операциях. Они используются в насосных службах малых и средних ТДН. TDH (общий динамический напор) является функцией максимальной скорости рабочего колеса, обычно не превышающей 700 футов/мин. Одноступенчатые насосы могут быть как одинарного, так и двойного всасывания. Одноступенчатая конструкция насоса получила широкое распространение и доказала свою высокую надежность. Однако они имеют более высокие неуравновешенные тяговые и радиальные силы при нерасчетных расходах, чем многоступенчатые конструкции, и имеют ограниченные возможности TDH.
Наверх
Многоступенчатые насосы
Многоступенчатый центробежный насос состоит из двух или более рабочих колес. Они используются в насосных службах средних и высоких TDH. Каждая ступень представляет собой отдельный насос. Все ступени находятся в одном корпусе и установлены на одном валу. На один горизонтальный вал можно установить восемь и более ступеней. Количество ступеней, которые можно установить на вертикальный вал, не ограничено. Каждый этап увеличивает напор примерно на одинаковую величину. Многоступенчатые насосы могут быть как одинарного, так и двойного всасывания на первом рабочем колесе.
Наверх
Осевая нагрузка рабочего колеса
Крыльчатка одинарного всасывания, закрытая или полузакрытая, по своей природе подвержена постоянной осевой нагрузке. Тяга направлена в осевом направлении в сторону всасывания из-за низкого давления, существующего в ушке рабочего колеса во время работы насоса. Эта тяга обрабатывается упорным подшипником. Чем больше TDH и больше диаметр рабочего колеса, тем больше тяга. Чрезмерное усилие приводит к повреждению подшипников и уплотнений.
Тягу можно уменьшить за счет конструкции одноступенчатого рабочего колеса для двойного всасывания. В многоступенчатых насосах тягу можно уменьшить, повернув половину рабочих колес в одном направлении, а половину — в другом. Балансировочные отверстия можно использовать в одноступенчатых насосах одностороннего всасывания. Крыльчатка имеет сердечник на заднем кожухе, что позволяет жидкости под высоким давлением течь обратно к проушине крыльчатки.
Наверх
Радиальная нагрузка на крыльчатку
Когда жидкость выходит из верхней части вращающейся крыльчатки, она оказывает равную и противоположную силу на крыльчатку, вал и радиальные подшипники. В точке максимальной эффективности (BEP) сумма всех радиальных сил почти уравновешивает друг друга. При мощностях ниже или выше BEP силы не компенсируются полностью, потому что поток больше не является однородным по периферии рабочего колеса. Радиальные силы могут быть значительными. Радиальные подшипники для тяжелых условий эксплуатации могут потребоваться вместо стандартных изготовителей, если работа насоса значительно отличается от BEP.
Наверх
Удельная скорость насоса
Удельная скорость насоса — это скорость в оборотах в минуту, необходимая для создания потока 1 галлон/мин с TDH 1 фут с рабочим колесом, аналогичным рассматриваемому, но уменьшенным в размерах. Удельная скорость насоса связывает три основных компонента рабочих характеристик центробежного насоса в один термин. Он используется для сравнения двух центробежных насосов, которые геометрически подобны. Удельная скорость насоса может быть рассчитана из
…………….(1)
где
N с = удельная скорость насоса
N = частота вращения насоса
q = мощность насоса
H td ′ = TDH на ступень на BEP.
Удельная скорость насоса всегда рассчитывается в точке максимальной эффективности насоса. Число используется для характеристики производительности насоса в зависимости от его параметров потока. Обычно желательно выбирать рабочее колесо с наибольшей удельной скоростью (наименьший диаметр). Это может быть компенсировано более высокими эксплуатационными расходами, связанными с более высокими скоростями и большей подверженностью кавитационным повреждениям.
Крыльчатки с низкой удельной частотой вращения (от 500 до 4000). Рабочие колеса с радиальным потоком обычно имеют низкие удельные скорости. Радиальные рабочие колеса имеют узкий диаметр и относительно большой диаметр и рассчитаны на высокие значения TDH и низкую пропускную способность. Перекачиваемая жидкость совершает поворот на 90° от входа к выходу рабочего колеса.
Крыльчатки со средними удельными скоростями (от 4 000 до 10 000). Рабочие колеса смешанного типа обычно имеют средние удельные скорости, а их диаметр шире и меньше, чем у рабочих колес с радиальным потоком. Они демонстрируют средний TDH и средний расход. Обычно они используются в вертикальных многоступенчатых насосах и скважинных электрических погружных насосах, для которых требуется малый диаметр.
Крыльчатки с высокими скоростями вращения (от 10 000 до 16 000). Осевые рабочие колеса обычно имеют высокие удельные скорости. В этих рабочих колесах направление потока жидкости остается параллельным оси вала насоса. Осевые рабочие колеса используются для приложений с высоким расходом и низким TDH. Чаще всего они используются для орошения водой, борьбы с наводнениями, гидроаккумулирующих электростанций и в качестве судовых крыльчаток.
Наверх
Кривые производительности насоса
Когда производитель насоса разрабатывает новый насос, новый насос испытывается на работоспособность в контролируемых условиях. Результаты представлены на графике, чтобы показать скорость потока в зависимости от напора, эффективности и потребляемой мощности. Эти графики известны как кривые производительности. Ожидается, что в аналогичных условиях эксплуатации установленный насос будет демонстрировать такие же рабочие характеристики, как показано на рабочих кривых. Если этого не происходит, это означает, что что-то не так с системой и/или насосом. Сравнение фактической производительности насоса с кривыми номинальной производительности может помочь определить неисправность насоса.
Наверх
Кривая производительности
Форма и скорость рабочего колеса являются основными факторами, определяющими производительность насоса. На рис. 2 показана обобщенная кривая для центробежного насоса. Требования к напору, кавитационному насосу, КПД, лошадиным силам и мощности торможения (BHP) зависят от скорости потока. TDH максимален при нулевой производительности (запорный напор), а затем падает с увеличением расхода. Кривая мощности начинается с некоторого небольшого значения при нулевом расходе, умеренно увеличивается до максимальной точки, а затем слегка сужается. Кривая КПД насоса начинается с нуля, быстро увеличивается по мере увеличения расхода, выравнивается при BEP и затем снижается. NPSHR является конечной величиной при нулевом расходе и увеличивается пропорционально квадрату увеличения расхода.
Наверх
Параметры кривой
Лучше всего эксплуатировать насос при BEP, но обычно это невозможно. В качестве альтернативы насос должен работать только в области кривой, ближайшей к BEP, и только в умеренно наклонной части кривой напора. Работа на плоских или крутых участках кривой приводит к потере энергии и нестабильности управления потоком. Насосы, работающие на уровне BEP или близком к нему, работают более плавно и имеют больший срок службы. Каждый раз, когда фактический расход падает ниже 50 % от BEP-потока, целесообразно проконсультироваться с производителем, поскольку прогиб вала может резко увеличиться (особенно в случае одноступенчатых насосов с консольной конструкцией), что может привести к увеличению затрат на техническое обслуживание и к отказам.
Наверх
Параллельные насосы
На рис. 3 показана форма кривой TDH-производительность, когда одинаковые насосы работают параллельно и последовательно. Параллельная работа происходит, когда несколько насосов подключены к одним и тем же линиям всасывания и нагнетания. Суммарный расход представляет собой сумму потоков отдельных насосов в TDH. В большинстве случаев кривые напора параллельных насосов одинаковы или почти одинаковы. Нет необходимости в том, чтобы кривые были одинаковыми, если каждый насос, работающий параллельно, может обеспечить желаемую TDH.
Все центробежные насосы, производящие нагнетание в резервуар, находящийся на возвышении или под давлением, и все центробежные насосы, работающие параллельно, должны иметь обратные клапаны на случай остановки насоса, чтобы насос не вращался в обратном направлении. (Опасность заключается в срезании вала при попытке перезапуска.)
Размер привода следует выбирать таким образом, чтобы не возникала перегрузка ни в одной точке всей характеристики насоса. В нагнетательной линии каждого насоса должны быть предусмотрены расходомеры или расходомеры для проверки расхода. Всасывающий и нагнетательный трубопроводы должны располагаться по возможности симметрично, чтобы все насосы имели одинаковый NPSHA.
Наверх
Последовательная работа
Последовательная работа используется, когда один насос не может развить требуемую общую TDH. Он также используется, когда низкий NPSHR используется для питания более крупного насоса, для которого требуется NPSHR, который не может быть обеспечен из атмосферного резервуара или сосуда, работающего при его температуре насыщения. При последовательной работе общий напор представляет собой сумму TDH отдельных насосов при одном и том же расходе.
Наверх
Кривые напора в системе
Кривая напора в системе представляет собой графическое представление TDH, которое должен обеспечивать насос, в зависимости от расхода через систему трубопроводов. Он состоит из постоянной (статической) и возрастающей (переменной) частей. На рис. 4 показан пример типичной кривой напора системы.
Постоянная часть представляет собой разницу статических напоров между всасыванием и нагнетанием при нулевом расходе и равна
…………….(2)
Переменная часть представляет собой напор, необходимый для преодоления трения в результате потока. Он изменяется пропорционально квадрату потока и равен
…………….(3)
где
p f1 = падение давления из-за трения во всасывающем трубопроводе
p f2 = падение давления из-за трения в нагнетательном трубопроводе
P c = потери в выпускном клапане управления потоком.
Наверх
Регулирование расхода
Для системы необычно требуется работа с одним фиксированным расходом. Насос будет подавать только такую производительность, которая соответствует пересечению кривых производительности TDH и напора системы. Для изменения емкости необходимо изменить форму одной или обеих кривых. Форму кривой напор-производительность можно изменить, изменив скорость насоса или диаметр рабочего колеса. Форма кривой напора системы может быть изменена с помощью дроссельного клапана обратного давления (см. Клапаны обратного давления на этой странице).
Последствия работы со значительно сниженной мощностью могут привести к:
- Эксплуатация на уровне намного ниже BEP
- Более высокое потребление энергии на единицу мощности
- Высокие нагрузки на подшипники
- Повышение температуры
- Внутренняя циркуляция
Эти результаты могут быть сведены к минимуму за счет использования привода с регулируемой скоростью или за счет использования нескольких параллельных насосов для полной производительности и последовательного отключения отдельных агрегатов по мере необходимости.
Более высокие нагрузки на подшипники будут иметь место для любого потока, отклоняющегося от BEP, особенно для одноступенчатых насосов одностороннего всасывания. Этого можно предвидеть, указав определенные типы подшипников для тяжелых условий эксплуатации и длительного срока службы. Если температура перекачиваемой жидкости повышается, а расход через насос уменьшается, можно использовать рециркуляцию с минимальным расходом (см. Клапан рециркуляции с минимальным расходом на этой странице). Производитель обычно указывает минимальную непрерывную требуемую скорость потока для любого насоса. Работа между BEP и минимальным требуемым расходом обычно позволяет избежать всех обсуждаемых проблем.
Наверх
Обратные клапаны
Разница между TDH, развиваемым насосом, и напором, требуемым кривой напора системы, представляет собой потери энергии. Поскольку большинство центробежных насосов приводятся в действие электродвигателями с постоянной скоростью вращения, дросселирование является единственным практическим методом регулирования производительности. Клапан обратного давления создает переменную величину потерь на кривой напора системы. Закрытие клапана увеличивает потери управления и приводит к более крутому наклону кривой напора системы, чтобы пересечь кривую производительности TDH при желаемой производительности. Открытие клапана уменьшает потери управления и приводит к тому, что кривая напора системы наклоняется вниз и пересекает кривую производительности TDH при более высокой производительности. При полностью открытом клапане производительность определяется только пересечением двух кривых.
Наверх
Рециркуляционный клапан минимального расхода
Рециркуляционный клапан предотвращает накопление чрезмерного количества тепла внутри корпуса. Рециркуляционный клапан минимального расхода должен быть установлен, если система трубопроводов насоса содержит обратный клапан, который может закрыться и привести к меньшему минимальному непрерывному расходу, при котором насос может безопасно работать. Рециркуляционный клапан часто используется в установках, в которых трубопровод насоса содержит автоматический отключающий нагнетательный клапан, который может выйти из строя в закрытом положении, или нагнетательный запорный клапан, который может быть случайно закрыт. Клапан рециркуляции должен располагаться перед первым запорным клапаном или регулирующим клапаном после насоса. На небольших насосах на рециркуляции обычно устанавливается дроссель, который непрерывно рециркулирует фиксированный поток жидкости обратно на всасывание. Регулирующий клапан стоит дороже, но он будет модулировать рециркуляцию, чтобы обеспечить только минимальный поток и, таким образом, привести к меньшим потерям энергии.
Наверх
Изменение производительности
Максимальный напор, который может развивать центробежный насос, определяется частотой вращения, диаметром рабочего колеса и количеством ступеней. Таким образом, чтобы изменить напор насоса, необходимо изменить один или несколько из этих факторов. Скорость можно изменить с помощью различных шестерен, ремней или шкивов или путем установки привода с регулируемой скоростью. Диаметр рабочего колеса может быть изменен для больших постоянных изменений. Количество крыльчаток можно изменить, заменив существующие крыльчатки проставками или фиктивными крыльчатками.
Наверх
Регулятор скорости
Большинство центробежных насосов с электроприводом работают на постоянной скорости. Управление двигателем постоянного тока или переменного тока с переменной частотой может поддерживать почти одинаковую эффективность насоса в более широком диапазоне скоростей. Управление с переменной скоростью позволяет устранить необходимость дросселирования противодавления для регулировки напора системы.
На рис. 5 показано соотношение напор-производительность-кривая насоса с постоянной и переменной скоростью. Насос работает на 100 % своей производительности, TDH представлен точкой 1 на графике. Если становится желательным уменьшить производительность до 80% от номинальной производительности, работа насоса с постоянной скоростью переместится в точку 3. Для точки 3 требуется 110% напора и 92% забойного давления, необходимого в точке 1, и, таким образом, потребуется дополнительное противодавление, чтобы заставить кривую системы пересечь кривую насоса в этой точке.
Привод с переменной скоростью может, по сути, найти кривую производительности TDH, которая пересекает кривую системы в точке 2. Для точки 2 требуется только 70 % напора и 73 % мощности, необходимой в точке 1. Таким образом, при производительности 80 % насос с постоянной скоростью будет работать в точке 3, а насос с переменной скоростью — в точке 2. Потенциальная экономия энергии представлена разницей между 92 и 73% лошадиных сил, или 19%.
Наверх
Законы подобия
Законы подобия используются для прогнозирования влияния изменений скорости или диаметра рабочего колеса на производительность центробежного насоса. Законы основаны на размерном анализе вращающихся машин, который показывает, что для динамически подобных условий некоторые безразмерные параметры остаются постоянными. Эти соотношения распространяются на все типы центробежных и осевых машин.
По изменению скорости насоса можно определить следующие изменения производительности насоса:
. ……………(4)
…………….(5)
…………….(6)
где
N 1 = старая скорость
N 2 = новая скорость.
При изменении диаметра могут определяться следующие изменения производительности:
…………….(7)
…………….(8)
…………….(9)
где
D 1 = старый диаметр
D 2 = новый диаметр.
При изменении как диаметра, так и скорости можно определить следующие изменения производительности насоса:
…………….(10)
…………….(11)
…………….(12)
Прогнозы изменения скорости достаточно точны во всем диапазоне изменения скорости. Однако прогнозы изменения диаметра, как правило, точны при изменении диаметра всего на ± 10 %, поскольку изменение диаметра также меняет отношение рабочего колеса к корпусу насоса. Таким образом, при увеличении диаметра или скорости на 10 % расход увеличится на 10 %, TDH — на 21 %, а BHP — на 33 %.
Во всех предыдущих расчетах эффективность считается постоянной. На рис. 6 показан графический пример снижения рабочих параметров из-за редукторов скорости.
Наверх
Заливка насоса
Большинство центробежных насосов имеют затопленный всасывающий патрубок. Источник находится выше всасывания насоса, а атмосферного давления достаточно для постоянного поддержания жидкости на входе насоса. Иногда насос должен получать всасывание из источника, расположенного ниже осевой линии насоса. Само по себе атмосферное давление не всегда будет поддерживать затопление всасывания. Обычные центробежные насосы не являются самовсасывающими. Таким образом, они не способны отводить пар из корпуса, чтобы жидкость из всасывающей линии могла заменить пар. Самовсасывающие насосы сконструированы таким образом, что в корпусе насоса всегда остается достаточный объем жидкости для повторной заливки, даже если жидкость стекает обратно к источнику.
Наверх
Рекомендации по установке
Центробежный насос представляет собой часть точного механизма, который не должен подвергаться внешним нагрузкам, кроме тех, на которые он рассчитан. Он должен быть установлен в предусмотренном положении, тщательно выровнен и свободен от сил и моментов трубопровода.
Наверх
Фундаменты
Как правило, конструкция фундамента не имеет решающего значения. Вибрация в центробежном насосе минимальна, если не используется привод от двигателя. Как правило, фундамент должен выдерживать вес, в три раза превышающий вес насоса, привода и узла салазок. Производитель является лучшим источником для определения необходимого размера фундамента.
Наверх
Конструкция трубопровода
Неправильная конструкция трубопровода и неправильная установка являются частой причиной низкой производительности или отказа центробежного насоса. Некачественный трубопровод может привести к:
- Кавитация
- Сбой производительности
- Отказ крыльчатки
- Отказы подшипников и механических уплотнений
- Оболочки с трещинами
- Утечки
- Разливы
- Пожары
Наверх
Всасывающий трубопровод
Всасывающий трубопровод важнее нагнетательного.
Наверх
Впускное отверстие источника жидкости
Когда источник жидкости находится над насосом (статический напор), резервуар источника должен иметь водослив для минимизации турбулентности, прерыватель вихрей для устранения вихреобразования и уноса пара, а также размер патрубка, ограничивающий скорость на выходе до 7 футов/сек или, что предпочтительнее, меньше. Когда источник жидкости находится ниже насоса (статический подъем), отстойник, бассейн или приямок должны быть спроектированы так, чтобы обеспечить равномерное распределение скорости на подходе или вокруг всасывающего патрубка, и должны быть достаточно погружены во избежание образования вихрей.
Наверх
Размер трубы и устранение воздушных карманов
Трубопровод должен быть как минимум на один номинальный размер больше, чем всасывающий фланец насоса. Скорости должны быть менее 2-3 фут/с, а потеря напора в результате трения должна быть менее 1 фута на 100 футов эквивалентной длины трубопровода. Всасывающие линии должны быть короткими и свободными от ненужных поворотов. Для затопленных всасывающих патрубков трубопровод должен иметь непрерывный уклон вниз к всасывающему патрубку насоса, чтобы любые паровые карманы могли мигрировать обратно в сосуд-источник. Для статических подъемников трубопровод должен иметь непрерывный уклон вверх без воздушных карманов (установите задвижки в горизонтальном положении). Там, где невозможно избежать образования воздушных карманов, рекомендуется использовать автоматические выпускные клапаны.
Наверх
Колено вверх по потоку
При изменении ориентации вверх по потоку следует использовать только колена большого радиуса. Они не должны подсоединяться непосредственно к всасывающему фланцу насоса, а между всасывающим фланцем и коленом и между последующими коленами должно быть не менее двух-пяти диаметров прямой трубы. Это уменьшает завихрения и турбулентность до того, как жидкость достигнет насоса. В противном случае может произойти отделение передних кромок с последующей шумной работой и кавитационным повреждением.
Наверх
Корзинчатые фильтры
Условия могут потребовать установки постоянных фильтров во всасывающем трубопроводе. Если постоянные фильтры не требуются, следует установить временные фильтры конического типа, по крайней мере, для начальных пусков. Корзинчатые фильтры должны иметь фильтры с площадью проходного сечения не менее 150 %.
Наверх
Эксцентриковые переходники
Переходники необходимы при переходе от одного размера трубы к другому и при переходе от размера всасывающей трубы к фланцу насоса. Уменьшение в насосе должно быть ограничено одним изменением номинального размера (например, с 8 до 6 дюймов). Если требуется два или более уменьшения номинального размера трубы, лучше всего размещать любые оставшиеся изменения на расстоянии нескольких диаметров трубы от входа насоса. По возможности следует использовать эксцентриковые переходники, которые следует устанавливать плоской стороной вверх. Концентрические переходники не следует использовать для горизонтальных всасывающих линий, поскольку они могут задерживать пары, которые могут попасть в насос и вызвать кавитацию или паровую пробку. Концентрические переходники могут использоваться для вертикальных всасывающих линий и горизонтальных линий с затопленным всасыванием.
Наверх
Нагнетательный трубопровод
Байпас минимального расхода. Байпас минимального расхода (или «рециркуляция») защищает насос от повышения температуры при низкой скорости откачки. Они должны быть рассчитаны на минимальную пропускную способность насоса при минимальном давлении нагнетания с линейным ограничителем для регулировки расхода. Небольшие насосы обычно управляются дроссельной или дроссельной трубкой. Для больших насосов, в которых непрерывный байпас потреблял бы чрезмерную мощность, используется регулирующий клапан, приводимый в действие (открывающийся) при низком расходе.
Наверх
Обратные клапаны
Обратные клапаны необходимы для минимизации обратного потока, который может повредить насос. При выборе следует учитывать эффект гидравлического удара. Гидравлический удар — это кратковременное изменение статического давления в трубопроводе в результате резкого изменения потока. Элементы, которые могут вызвать внезапное изменение потока, включают запуск или остановку насоса или открытие или закрытие обратного клапана.
Медленно закрывающиеся обратные клапаны допустимы в системах с одним насосом и длинными трубами. Быстрозакрывающиеся обратные клапаны необходимы при параллельной работе нескольких насосов и при высоком напоре. Как правило, подъемные («поворотные») обратные клапаны работают медленно, если только они не подпружинены. Обратные клапаны с наклонным диском быстро закрываются, но они дороже и имеют более высокий перепад давления, чем поворотные обратные клапаны. Когда требуются быстродействующие обратные клапаны, вопросы перепада давления должны быть второстепенными.
Наверх
Номенклатура
Н с | = | удельная скорость насоса |
Н | = | скорость вращения насоса |
к | = | производительность насоса |
Н тд | = | ТДХ за этап на БЭП |
р ф1 | = | Падение давления в результате трения во всасывающем трубопроводе |
р ф2 | = | Падение давления в результате трения в нагнетательном трубопроводе |
П с | = | потери в выпускном клапане управления потоком |
Н 1 | = | старая скорость |
Н 2 | = | новая скорость |
Д 1 | = | старый диаметр |
Д 2 | = | новый диаметр |
Наверх
Ссылки
Используйте этот раздел для цитирования элементов, на которые есть ссылки в тексте, чтобы показать ваши источники. [Источники должны быть доступны читателю, т. е. не являются внутренним документом компании.]
Наверх
Заслуживающие внимания статьи в OnePetro
Используйте этот раздел, чтобы перечислить статьи в OnePetro, которые обязательно должен прочитать читатель, желающий узнать больше
Наверх
Внешние ссылки
Используйте этот раздел для размещения ссылок на соответствующие материалы на веб-сайтах, отличных от PetroWiki и OnePetro.
Наверх
См. также
PEH:Насосы
Насосы
Насосы прямого вытеснения
Приводы насосов
Насосы с малыми сдвиговыми усилиями
Наверх
Центробежные насосы — PetroWiki
Центробежные насосы — наиболее часто используемые насосы с кинетической энергией. Центробежная сила выталкивает жидкость наружу из отверстия рабочего колеса, где она попадает в корпус. Дифференциальный напор можно увеличить, вращая крыльчатку быстрее, используя крыльчатку большего размера или увеличивая количество крыльчаток. Рабочее колесо и перекачиваемая жидкость изолированы снаружи сальниковыми или механическими уплотнениями. Радиальные и упорные подшипники вала ограничивают движение вала и уменьшают трение вращения.
Содержание
- 1 Основные классификации
- 2 типа рабочего колеса
- 2.1 Открытые рабочие колеса
- 2.2 Частично открытые или полузакрытые рабочие колеса
- 2.3 Закрытые рабочие колеса
- 3 Количество рабочих колес
- 3.1 Одноступенчатые насосы
- 3.2 Многоступенчатые насосы
- 4 Осевая нагрузка рабочего колеса
- 5 Радиальная нагрузка рабочего колеса
- 6 Удельная скорость насоса
- 7 Кривые производительности насоса
- 7.1 Характеристики кривой
- 7.2 Параметры кривой
- 7.3 Параллельное подключение насосов
- 7.4 Серийный режим
- 8 Кривые головки системы
- 9 Регулировка расхода
- 10 Клапаны обратные
- 11 Клапан рециркуляции минимального расхода
- 12 Изменение производительности
- 13 Регулятор скорости
- 14 Законы о сродстве
- 15 Заливка насоса
- 16 Рекомендации по установке
- 16. 1 Фундамент
- 16.2 Конструкция трубопровода
- 16.3 Всасывающий трубопровод
- 16.4 Вход источника жидкости
- 16.5 Размер трубы и устранение воздушных карманов
- 16.6 Соображения перед коленом
- 16.7 Корзинчатые фильтры
- 16.8 Эксцентриковые переходники
- 16.9 Выпускной трубопровод
- 16.10 Обратные клапаны
- 17 Номенклатура
- 18 Каталожные номера
- 19 примечательных статей в OnePetro
- 20 Внешние ссылки
- 21 См. также
Основные классификации
Центробежные насосы разработаны с учетом:
- Количество всасываний (одиночное или двойное)
- Количество рабочих колес (одно-, двух- или многоступенчатых)
- Выход
- Рабочие колеса (тип, количество лопастей и т. д.)
Большинство рабочих колес расположены только с одной стороны и называются односторонними. В моделях с высоким расходом используются рабочие колеса, принимающие всасывание с обеих сторон, и они называются конструкциями с двойным всасыванием.
Наверх
Типы рабочих колес
Эффективность центробежного насоса определяется рабочим колесом. Лопасти предназначены для удовлетворения заданного диапазона условий потока. На рис. 1 показаны основные типы рабочих колес.
Наверх
Открытые рабочие колеса
Лопасти крепятся к центральной ступице без какой-либо формы, боковой стенки или кожуха и устанавливаются непосредственно на вал. Открытые рабочие колеса конструктивно слабы и требуют более высоких значений NPSHR. Обычно они используются в недорогих насосах малого диаметра и насосах, перекачивающих взвешенные твердые частицы. Они более чувствительны к износу, чем закрытые рабочие колеса, поэтому их эффективность быстро снижается в условиях эрозионной эксплуатации.
Наверх
Частично открытые или полузакрытые рабочие колеса
Этот тип рабочего колеса имеет заднюю стенку (кожух), которая служит для придания жесткости лопастям и повышения механической прочности. Они используются в насосах среднего диаметра и с жидкостями, содержащими небольшое количество взвешенных твердых частиц. Они обеспечивают более высокую эффективность и более низкий показатель NPSHR, чем открытые рабочие колеса. Важно, чтобы между лопастями рабочего колеса и корпусом существовал небольшой зазор или зазор. Если зазор слишком большой, произойдет проскальзывание и рециркуляция, что, в свою очередь, приведет к снижению эффективности и положительному накоплению тепла.
Наверх
Закрытые рабочие колеса
Закрытое рабочее колесо имеет заднюю и переднюю стенки для обеспечения максимальной прочности. Они используются в больших насосах с высоким КПД и низким кавитационным запасом. Они могут работать со взвешенными твердыми частицами без засорения, но будут демонстрировать высокую степень износа. Рабочее колесо закрытого типа является наиболее широко используемым типом рабочего колеса для центробежных насосов, перекачивающих прозрачные жидкости. Они основаны на компенсационных кольцах с малым зазором на рабочем колесе и на корпусе насоса. Компенсационные кольца отделяют входное давление от давления внутри насоса, уменьшают осевые нагрузки и помогают поддерживать эффективность насоса.
Наверх
Количество рабочих колес
Одноступенчатые насосы
Одноступенчатый центробежный насос, состоящий из одного рабочего колеса, наиболее широко используется в производственных операциях. Они используются в насосных службах малых и средних ТДН. TDH (общий динамический напор) является функцией максимальной скорости рабочего колеса, обычно не превышающей 700 футов/мин. Одноступенчатые насосы могут быть как одинарного, так и двойного всасывания. Одноступенчатая конструкция насоса получила широкое распространение и доказала свою высокую надежность. Однако они имеют более высокие неуравновешенные тяговые и радиальные силы при нерасчетных расходах, чем многоступенчатые конструкции, и имеют ограниченные возможности TDH.
Наверх
Многоступенчатые насосы
Многоступенчатый центробежный насос состоит из двух или более рабочих колес. Они используются в насосных службах средних и высоких TDH. Каждая ступень представляет собой отдельный насос. Все ступени находятся в одном корпусе и установлены на одном валу. На один горизонтальный вал можно установить восемь и более ступеней. Количество ступеней, которые можно установить на вертикальный вал, не ограничено. Каждый этап увеличивает напор примерно на одинаковую величину. Многоступенчатые насосы могут быть как одинарного, так и двойного всасывания на первом рабочем колесе.
Наверх
Осевая нагрузка рабочего колеса
Крыльчатка одинарного всасывания, закрытая или полузакрытая, по своей природе подвержена постоянной осевой нагрузке. Тяга направлена в осевом направлении в сторону всасывания из-за низкого давления, существующего в ушке рабочего колеса во время работы насоса. Эта тяга обрабатывается упорным подшипником. Чем больше TDH и больше диаметр рабочего колеса, тем больше тяга. Чрезмерное усилие приводит к повреждению подшипников и уплотнений.
Тягу можно уменьшить за счет конструкции одноступенчатого рабочего колеса для двойного всасывания. В многоступенчатых насосах тягу можно уменьшить, повернув половину рабочих колес в одном направлении, а половину — в другом. Балансировочные отверстия можно использовать в одноступенчатых насосах одностороннего всасывания. Крыльчатка имеет сердечник на заднем кожухе, что позволяет жидкости под высоким давлением течь обратно к проушине крыльчатки.
Наверх
Радиальная нагрузка на крыльчатку
Когда жидкость выходит из верхней части вращающейся крыльчатки, она оказывает равную и противоположную силу на крыльчатку, вал и радиальные подшипники. В точке максимальной эффективности (BEP) сумма всех радиальных сил почти уравновешивает друг друга. При мощностях ниже или выше BEP силы не компенсируются полностью, потому что поток больше не является однородным по периферии рабочего колеса. Радиальные силы могут быть значительными. Радиальные подшипники для тяжелых условий эксплуатации могут потребоваться вместо стандартных изготовителей, если работа насоса значительно отличается от BEP.
Наверх
Удельная скорость насоса
Удельная скорость насоса — это скорость в оборотах в минуту, необходимая для создания потока 1 галлон/мин с TDH 1 фут с рабочим колесом, аналогичным рассматриваемому, но уменьшенным в размерах. Удельная скорость насоса связывает три основных компонента рабочих характеристик центробежного насоса в один термин. Он используется для сравнения двух центробежных насосов, которые геометрически подобны. Удельная скорость насоса может быть рассчитана из
…………….(1)
где
N с = удельная скорость насоса
N = частота вращения насоса
q = мощность насоса
H td ′ = TDH на ступень на BEP.
Удельная скорость насоса всегда рассчитывается в точке максимальной эффективности насоса. Число используется для характеристики производительности насоса в зависимости от его параметров потока. Обычно желательно выбирать рабочее колесо с наибольшей удельной скоростью (наименьший диаметр). Это может быть компенсировано более высокими эксплуатационными расходами, связанными с более высокими скоростями и большей подверженностью кавитационным повреждениям.
Крыльчатки с низкой удельной частотой вращения (от 500 до 4000). Рабочие колеса с радиальным потоком обычно имеют низкие удельные скорости. Радиальные рабочие колеса имеют узкий диаметр и относительно большой диаметр и рассчитаны на высокие значения TDH и низкую пропускную способность. Перекачиваемая жидкость совершает поворот на 90° от входа к выходу рабочего колеса.
Крыльчатки со средними удельными скоростями (от 4 000 до 10 000). Рабочие колеса смешанного типа обычно имеют средние удельные скорости, а их диаметр шире и меньше, чем у рабочих колес с радиальным потоком. Они демонстрируют средний TDH и средний расход. Обычно они используются в вертикальных многоступенчатых насосах и скважинных электрических погружных насосах, для которых требуется малый диаметр.
Крыльчатки с высокими скоростями вращения (от 10 000 до 16 000). Осевые рабочие колеса обычно имеют высокие удельные скорости. В этих рабочих колесах направление потока жидкости остается параллельным оси вала насоса. Осевые рабочие колеса используются для приложений с высоким расходом и низким TDH. Чаще всего они используются для орошения водой, борьбы с наводнениями, гидроаккумулирующих электростанций и в качестве судовых крыльчаток.
Наверх
Кривые производительности насоса
Когда производитель насоса разрабатывает новый насос, новый насос испытывается на работоспособность в контролируемых условиях. Результаты представлены на графике, чтобы показать скорость потока в зависимости от напора, эффективности и потребляемой мощности. Эти графики известны как кривые производительности. Ожидается, что в аналогичных условиях эксплуатации установленный насос будет демонстрировать такие же рабочие характеристики, как показано на рабочих кривых. Если этого не происходит, это означает, что что-то не так с системой и/или насосом. Сравнение фактической производительности насоса с кривыми номинальной производительности может помочь определить неисправность насоса.
Наверх
Кривая производительности
Форма и скорость рабочего колеса являются основными факторами, определяющими производительность насоса. На рис. 2 показана обобщенная кривая для центробежного насоса. Требования к напору, кавитационному насосу, КПД, лошадиным силам и мощности торможения (BHP) зависят от скорости потока. TDH максимален при нулевой производительности (запорный напор), а затем падает с увеличением расхода. Кривая мощности начинается с некоторого небольшого значения при нулевом расходе, умеренно увеличивается до максимальной точки, а затем слегка сужается. Кривая КПД насоса начинается с нуля, быстро увеличивается по мере увеличения расхода, выравнивается при BEP и затем снижается. NPSHR является конечной величиной при нулевом расходе и увеличивается пропорционально квадрату увеличения расхода.
Наверх
Параметры кривой
Лучше всего эксплуатировать насос при BEP, но обычно это невозможно. В качестве альтернативы насос должен работать только в области кривой, ближайшей к BEP, и только в умеренно наклонной части кривой напора. Работа на плоских или крутых участках кривой приводит к потере энергии и нестабильности управления потоком. Насосы, работающие на уровне BEP или близком к нему, работают более плавно и имеют больший срок службы. Каждый раз, когда фактический расход падает ниже 50 % от BEP-потока, целесообразно проконсультироваться с производителем, поскольку прогиб вала может резко увеличиться (особенно в случае одноступенчатых насосов с консольной конструкцией), что может привести к увеличению затрат на техническое обслуживание и к отказам.
Наверх
Параллельные насосы
На рис. 3 показана форма кривой TDH-производительность, когда одинаковые насосы работают параллельно и последовательно. Параллельная работа происходит, когда несколько насосов подключены к одним и тем же линиям всасывания и нагнетания. Суммарный расход представляет собой сумму потоков отдельных насосов в TDH. В большинстве случаев кривые напора параллельных насосов одинаковы или почти одинаковы. Нет необходимости в том, чтобы кривые были одинаковыми, если каждый насос, работающий параллельно, может обеспечить желаемую TDH.
Все центробежные насосы, производящие нагнетание в резервуар, находящийся на возвышении или под давлением, и все центробежные насосы, работающие параллельно, должны иметь обратные клапаны на случай остановки насоса, чтобы насос не вращался в обратном направлении. (Опасность заключается в срезании вала при попытке перезапуска.)
Размер привода следует выбирать таким образом, чтобы не возникала перегрузка ни в одной точке всей характеристики насоса. В нагнетательной линии каждого насоса должны быть предусмотрены расходомеры или расходомеры для проверки расхода. Всасывающий и нагнетательный трубопроводы должны располагаться по возможности симметрично, чтобы все насосы имели одинаковый NPSHA.
Наверх
Последовательная работа
Последовательная работа используется, когда один насос не может развить требуемую общую TDH. Он также используется, когда низкий NPSHR используется для питания более крупного насоса, для которого требуется NPSHR, который не может быть обеспечен из атмосферного резервуара или сосуда, работающего при его температуре насыщения. При последовательной работе общий напор представляет собой сумму TDH отдельных насосов при одном и том же расходе.
Наверх
Кривые напора в системе
Кривая напора в системе представляет собой графическое представление TDH, которое должен обеспечивать насос, в зависимости от расхода через систему трубопроводов. Он состоит из постоянной (статической) и возрастающей (переменной) частей. На рис. 4 показан пример типичной кривой напора системы.
Постоянная часть представляет собой разницу статических напоров между всасыванием и нагнетанием при нулевом расходе и равна
…………….(2)
Переменная часть представляет собой напор, необходимый для преодоления трения в результате потока. Он изменяется пропорционально квадрату потока и равен
…………….(3)
где
p f1 = падение давления из-за трения во всасывающем трубопроводе
p f2 = падение давления из-за трения в нагнетательном трубопроводе
P c = потери в выпускном клапане управления потоком.
Наверх
Регулирование расхода
Для системы необычно требуется работа с одним фиксированным расходом. Насос будет подавать только такую производительность, которая соответствует пересечению кривых производительности TDH и напора системы. Для изменения емкости необходимо изменить форму одной или обеих кривых. Форму кривой напор-производительность можно изменить, изменив скорость насоса или диаметр рабочего колеса. Форма кривой напора системы может быть изменена с помощью дроссельного клапана обратного давления (см. Клапаны обратного давления на этой странице).
Последствия работы со значительно сниженной мощностью могут привести к:
- Эксплуатация на уровне намного ниже BEP
- Более высокое потребление энергии на единицу мощности
- Высокие нагрузки на подшипники
- Повышение температуры
- Внутренняя циркуляция
Эти результаты могут быть сведены к минимуму за счет использования привода с регулируемой скоростью или за счет использования нескольких параллельных насосов для полной производительности и последовательного отключения отдельных агрегатов по мере необходимости.
Более высокие нагрузки на подшипники будут иметь место для любого потока, отклоняющегося от BEP, особенно для одноступенчатых насосов одностороннего всасывания. Этого можно предвидеть, указав определенные типы подшипников для тяжелых условий эксплуатации и длительного срока службы. Если температура перекачиваемой жидкости повышается, а расход через насос уменьшается, можно использовать рециркуляцию с минимальным расходом (см. Клапан рециркуляции с минимальным расходом на этой странице). Производитель обычно указывает минимальную непрерывную требуемую скорость потока для любого насоса. Работа между BEP и минимальным требуемым расходом обычно позволяет избежать всех обсуждаемых проблем.
Наверх
Обратные клапаны
Разница между TDH, развиваемым насосом, и напором, требуемым кривой напора системы, представляет собой потери энергии. Поскольку большинство центробежных насосов приводятся в действие электродвигателями с постоянной скоростью вращения, дросселирование является единственным практическим методом регулирования производительности. Клапан обратного давления создает переменную величину потерь на кривой напора системы. Закрытие клапана увеличивает потери управления и приводит к более крутому наклону кривой напора системы, чтобы пересечь кривую производительности TDH при желаемой производительности. Открытие клапана уменьшает потери управления и приводит к тому, что кривая напора системы наклоняется вниз и пересекает кривую производительности TDH при более высокой производительности. При полностью открытом клапане производительность определяется только пересечением двух кривых.
Наверх
Рециркуляционный клапан минимального расхода
Рециркуляционный клапан предотвращает накопление чрезмерного количества тепла внутри корпуса. Рециркуляционный клапан минимального расхода должен быть установлен, если система трубопроводов насоса содержит обратный клапан, который может закрыться и привести к меньшему минимальному непрерывному расходу, при котором насос может безопасно работать. Рециркуляционный клапан часто используется в установках, в которых трубопровод насоса содержит автоматический отключающий нагнетательный клапан, который может выйти из строя в закрытом положении, или нагнетательный запорный клапан, который может быть случайно закрыт. Клапан рециркуляции должен располагаться перед первым запорным клапаном или регулирующим клапаном после насоса. На небольших насосах на рециркуляции обычно устанавливается дроссель, который непрерывно рециркулирует фиксированный поток жидкости обратно на всасывание. Регулирующий клапан стоит дороже, но он будет модулировать рециркуляцию, чтобы обеспечить только минимальный поток и, таким образом, привести к меньшим потерям энергии.
Наверх
Изменение производительности
Максимальный напор, который может развивать центробежный насос, определяется частотой вращения, диаметром рабочего колеса и количеством ступеней. Таким образом, чтобы изменить напор насоса, необходимо изменить один или несколько из этих факторов. Скорость можно изменить с помощью различных шестерен, ремней или шкивов или путем установки привода с регулируемой скоростью. Диаметр рабочего колеса может быть изменен для больших постоянных изменений. Количество крыльчаток можно изменить, заменив существующие крыльчатки проставками или фиктивными крыльчатками.
Наверх
Регулятор скорости
Большинство центробежных насосов с электроприводом работают на постоянной скорости. Управление двигателем постоянного тока или переменного тока с переменной частотой может поддерживать почти одинаковую эффективность насоса в более широком диапазоне скоростей. Управление с переменной скоростью позволяет устранить необходимость дросселирования противодавления для регулировки напора системы.
На рис. 5 показано соотношение напор-производительность-кривая насоса с постоянной и переменной скоростью. Насос работает на 100 % своей производительности, TDH представлен точкой 1 на графике. Если становится желательным уменьшить производительность до 80% от номинальной производительности, работа насоса с постоянной скоростью переместится в точку 3. Для точки 3 требуется 110% напора и 92% забойного давления, необходимого в точке 1, и, таким образом, потребуется дополнительное противодавление, чтобы заставить кривую системы пересечь кривую насоса в этой точке.
Привод с переменной скоростью может, по сути, найти кривую производительности TDH, которая пересекает кривую системы в точке 2. Для точки 2 требуется только 70 % напора и 73 % мощности, необходимой в точке 1. Таким образом, при производительности 80 % насос с постоянной скоростью будет работать в точке 3, а насос с переменной скоростью — в точке 2. Потенциальная экономия энергии представлена разницей между 92 и 73% лошадиных сил, или 19%.
Наверх
Законы подобия
Законы подобия используются для прогнозирования влияния изменений скорости или диаметра рабочего колеса на производительность центробежного насоса. Законы основаны на размерном анализе вращающихся машин, который показывает, что для динамически подобных условий некоторые безразмерные параметры остаются постоянными. Эти соотношения распространяются на все типы центробежных и осевых машин.
По изменению скорости насоса можно определить следующие изменения производительности насоса:
. ……………(4)
…………….(5)
…………….(6)
где
N 1 = старая скорость
N 2 = новая скорость.
При изменении диаметра могут определяться следующие изменения производительности:
…………….(7)
…………….(8)
…………….(9)
где
D 1 = старый диаметр
D 2 = новый диаметр.
При изменении как диаметра, так и скорости можно определить следующие изменения производительности насоса:
…………….(10)
…………….(11)
…………….(12)
Прогнозы изменения скорости достаточно точны во всем диапазоне изменения скорости. Однако прогнозы изменения диаметра, как правило, точны при изменении диаметра всего на ± 10 %, поскольку изменение диаметра также меняет отношение рабочего колеса к корпусу насоса. Таким образом, при увеличении диаметра или скорости на 10 % расход увеличится на 10 %, TDH — на 21 %, а BHP — на 33 %.
Во всех предыдущих расчетах эффективность считается постоянной. На рис. 6 показан графический пример снижения рабочих параметров из-за редукторов скорости.
Наверх
Заливка насоса
Большинство центробежных насосов имеют затопленный всасывающий патрубок. Источник находится выше всасывания насоса, а атмосферного давления достаточно для постоянного поддержания жидкости на входе насоса. Иногда насос должен получать всасывание из источника, расположенного ниже осевой линии насоса. Само по себе атмосферное давление не всегда будет поддерживать затопление всасывания. Обычные центробежные насосы не являются самовсасывающими. Таким образом, они не способны отводить пар из корпуса, чтобы жидкость из всасывающей линии могла заменить пар. Самовсасывающие насосы сконструированы таким образом, что в корпусе насоса всегда остается достаточный объем жидкости для повторной заливки, даже если жидкость стекает обратно к источнику.
Наверх
Рекомендации по установке
Центробежный насос представляет собой часть точного механизма, который не должен подвергаться внешним нагрузкам, кроме тех, на которые он рассчитан. Он должен быть установлен в предусмотренном положении, тщательно выровнен и свободен от сил и моментов трубопровода.
Наверх
Фундаменты
Как правило, конструкция фундамента не имеет решающего значения. Вибрация в центробежном насосе минимальна, если не используется привод от двигателя. Как правило, фундамент должен выдерживать вес, в три раза превышающий вес насоса, привода и узла салазок. Производитель является лучшим источником для определения необходимого размера фундамента.
Наверх
Конструкция трубопровода
Неправильная конструкция трубопровода и неправильная установка являются частой причиной низкой производительности или отказа центробежного насоса. Некачественный трубопровод может привести к:
- Кавитация
- Сбой производительности
- Отказ крыльчатки
- Отказы подшипников и механических уплотнений
- Оболочки с трещинами
- Утечки
- Разливы
- Пожары
Наверх
Всасывающий трубопровод
Всасывающий трубопровод важнее нагнетательного.
Наверх
Впускное отверстие источника жидкости
Когда источник жидкости находится над насосом (статический напор), резервуар источника должен иметь водослив для минимизации турбулентности, прерыватель вихрей для устранения вихреобразования и уноса пара, а также размер патрубка, ограничивающий скорость на выходе до 7 футов/сек или, что предпочтительнее, меньше. Когда источник жидкости находится ниже насоса (статический подъем), отстойник, бассейн или приямок должны быть спроектированы так, чтобы обеспечить равномерное распределение скорости на подходе или вокруг всасывающего патрубка, и должны быть достаточно погружены во избежание образования вихрей.
Наверх
Размер трубы и устранение воздушных карманов
Трубопровод должен быть как минимум на один номинальный размер больше, чем всасывающий фланец насоса. Скорости должны быть менее 2-3 фут/с, а потеря напора в результате трения должна быть менее 1 фута на 100 футов эквивалентной длины трубопровода. Всасывающие линии должны быть короткими и свободными от ненужных поворотов. Для затопленных всасывающих патрубков трубопровод должен иметь непрерывный уклон вниз к всасывающему патрубку насоса, чтобы любые паровые карманы могли мигрировать обратно в сосуд-источник. Для статических подъемников трубопровод должен иметь непрерывный уклон вверх без воздушных карманов (установите задвижки в горизонтальном положении). Там, где невозможно избежать образования воздушных карманов, рекомендуется использовать автоматические выпускные клапаны.
Наверх
Колено вверх по потоку
При изменении ориентации вверх по потоку следует использовать только колена большого радиуса. Они не должны подсоединяться непосредственно к всасывающему фланцу насоса, а между всасывающим фланцем и коленом и между последующими коленами должно быть не менее двух-пяти диаметров прямой трубы. Это уменьшает завихрения и турбулентность до того, как жидкость достигнет насоса. В противном случае может произойти отделение передних кромок с последующей шумной работой и кавитационным повреждением.
Наверх
Корзинчатые фильтры
Условия могут потребовать установки постоянных фильтров во всасывающем трубопроводе. Если постоянные фильтры не требуются, следует установить временные фильтры конического типа, по крайней мере, для начальных пусков. Корзинчатые фильтры должны иметь фильтры с площадью проходного сечения не менее 150 %.
Наверх
Эксцентриковые переходники
Переходники необходимы при переходе от одного размера трубы к другому и при переходе от размера всасывающей трубы к фланцу насоса. Уменьшение в насосе должно быть ограничено одним изменением номинального размера (например, с 8 до 6 дюймов). Если требуется два или более уменьшения номинального размера трубы, лучше всего размещать любые оставшиеся изменения на расстоянии нескольких диаметров трубы от входа насоса. По возможности следует использовать эксцентриковые переходники, которые следует устанавливать плоской стороной вверх. Концентрические переходники не следует использовать для горизонтальных всасывающих линий, поскольку они могут задерживать пары, которые могут попасть в насос и вызвать кавитацию или паровую пробку. Концентрические переходники могут использоваться для вертикальных всасывающих линий и горизонтальных линий с затопленным всасыванием.
Наверх
Нагнетательный трубопровод
Байпас минимального расхода. Байпас минимального расхода (или «рециркуляция») защищает насос от повышения температуры при низкой скорости откачки. Они должны быть рассчитаны на минимальную пропускную способность насоса при минимальном давлении нагнетания с линейным ограничителем для регулировки расхода. Небольшие насосы обычно управляются дроссельной или дроссельной трубкой. Для больших насосов, в которых непрерывный байпас потреблял бы чрезмерную мощность, используется регулирующий клапан, приводимый в действие (открывающийся) при низком расходе.
Наверх
Обратные клапаны
Обратные клапаны необходимы для минимизации обратного потока, который может повредить насос. При выборе следует учитывать эффект гидравлического удара. Гидравлический удар — это кратковременное изменение статического давления в трубопроводе в результате резкого изменения потока. Элементы, которые могут вызвать внезапное изменение потока, включают запуск или остановку насоса или открытие или закрытие обратного клапана.
Медленно закрывающиеся обратные клапаны допустимы в системах с одним насосом и длинными трубами. Быстрозакрывающиеся обратные клапаны необходимы при параллельной работе нескольких насосов и при высоком напоре. Как правило, подъемные («поворотные») обратные клапаны работают медленно, если только они не подпружинены. Обратные клапаны с наклонным диском быстро закрываются, но они дороже и имеют более высокий перепад давления, чем поворотные обратные клапаны. Когда требуются быстродействующие обратные клапаны, вопросы перепада давления должны быть второстепенными.
Наверх
Номенклатура
Н с | = | удельная скорость насоса |
Н | = | скорость вращения насоса |
к | = | производительность насоса |
Н тд | = | ТДХ за этап на БЭП |
р ф1 | = | Падение давления в результате трения во всасывающем трубопроводе |
р ф2 | = | Падение давления в результате трения в нагнетательном трубопроводе |
П с | = | потери в выпускном клапане управления потоком |
Н 1 | = | старая скорость |
Н 2 | = | новая скорость |
Д 1 | = | старый диаметр |
Д 2 | = | новый диаметр |
Наверх
Ссылки
Используйте этот раздел для цитирования элементов, на которые есть ссылки в тексте, чтобы показать ваши источники.