Содержание
АКБ. Правила зимнего хранения и эксплуатации
08.08.2016
Зимой некоторые автомобили эксплуатируются нечасто. Нужно ли перед долгой стоянкой скидывать клеммы и отключать массу? И каковы правила хранения АКБ зимой, если машина совсем не используется?
Снимать клеммы и отключать массу необходимо. На это есть свои причины. Прежде всего, в любом случае
существует утечка в виде работы бортовых систем, например часов, питание идет и на бортовой компьютер. Все это
постепенно опустошает вашу аккумуляторную батарею. Стандартная утечка бортовой цепи автомобиля, допустимая
заводом-изготовителем по нормам, составляет 30 миллиампер (0,03 А). На первый взгляд, кажется, что это совсем
немного. Но это только так кажется. Попробуйте пересчитать, за какое время такая утечка опустошит ваш
аккумулятор. Возьмем, к примеру, стандартную батарею емкостью 55 А/ч. Это означает, что 55 ампер он, выдаст за
час. Или 5,5 ампер за 10 часов. Половину ампера он отдаст уже за сто часов. Следовательно, 50 миллиампер уйдут за
тысячу часов. Тысячу часов делим на 24 часа, получается, что полностью батарея сядет за 41 день, это если АКБ была
100% заряжена, если нет то еще быстрее. Но эксплуатация при 100% разряде совершенно недопустимо. Если аккумулятор разрядится на 25 % — это уже плохо, а если сядет на 50% — он замерзнет уже при «-27» градусах по Цельсию. Так что
за 20 дней при стандартной утечке ваш аккумулятор превратится в кусок льда при стоянке на улице зимой, а про пуск
автомобиля мы тут вообще не говорим. Чтобы избежать такого развития событий, нужно просто снять клемму. Это самый
простой способ предотвратить утечку энергии и разрядку батареи при длительном промежутке времени «не езды» на
машине. Для современных машин это, конечно, не очень хорошо. Могут сброситься настройки бортового
компьютера, заблокироваться аудиосистема, потеряться настройки электронного ключа. Но ведь такие машины и не
рассчитаны на такую редкую эксплуатацию. Впрочем, и здесь есть выход — периодически подзаряжать аккумулятор или
как компромисс хотя бы запускать иногда машину на короткий промежуток времени.
Как же правильно хранить АКБ, если машина зимой на приколе, обслуживать аккумулятор и эксплуатировать его.
1. Хранение аккумулятора
Залитые батареи рекомендуется хранить в сухом помещении с температурой не ниже −30? и не выше 0?. Батареи устанавливаются на хранение полностью заряженными. Допускается хранить батареи и при положительных температурах, однако темп саморазряда аккумуляторов при этом будет в несколько раз выше. Ежемесячно необходимо проверять плотность электролита или измерять напряжение на клеммах аккумулятора. Степень разряда аккумулятора можно проверить по таблице № 1. При снижении плотности электролита более чем на 0,03 г/см3, т.е. до уровня 1,24 г/см3 или напряжения ниже «12,45» Вольт батарею следует подзарядить.
Перед продолжительной стоянкой автомобиля необходимо отсоединить АКБ от бортовой сети, полностью ее зарядить и хранить в прохладном помещении. Моноблок во избежание саморазряда по поверхности должен быть чистым. Если батарея должна быть постоянно готова к установке на автомашину, то при снижении плотности до уровня 1,24 г/см3, батарею следует подзарядить. Если от батареи не требуется постоянной готовности, то рекомендуется ее подзаряжать при снижении плотности до уровня 1,22 г/см3.
Зимой следует иметь в виду, что электролит в сильно разряженных батареях может замерзнуть при наступлении морозов. Зависимость температуры замерзания электролита от его плотности приведена в таблице № 2.
Не допускайте снижения плотности до критической, иначе при замерзании электролита возможно необратимое повреждение моноблока и пластин аккумулятора.
Таблица № 1. Степень разряженности аккумулятора.
Напряжение на клеммах, (В) | 12,66 | 12,45 | 12,24 | 12,06 | 11,80 и ниже |
Плотность электролита, г/см3 | 1,27 | 1,23 | 1,20 | 1,17 | 1,12 и ниже |
Степень заряда, % | 100 | 75 | 50 | 25 | 0 |
t замерзания электролита ? | -64 | -42 | -27 | -15 | -10 до 0 |
Таблица № 2. Температура замерзания электролита в зависимости от его плотности.
Плотность Эл-та | 1,0 | 1,05 | 1,10 | 1,15 | 1,20 | 1,25 | 1,27 | 1,30 | 1,35 |
t замерзания, ? | 0 | −3,.3 | −7,7 | −15 | −27 | −52 | −64 | −70 | −49 |
2. Контроль состояния батареи
Рекомендуется один раз в месяц проверять уровень электролита и при необходимости доливать только дистиллированную воду до нормального уровня. Пластины, не покрытые электролитом, высыхают и осыпаются, что приводит к преждевременному выходу АКБ из строя.
Запрещается доливать электролит или кислоту в АКБ.
Это можно делать только в том случае, если точно известно, что понижение уровня электролита произошло за счет его выплескивания.
Не используйте воду сомнительного происхождения.
Контролируйте степень заряженности аккумулятора по плотности электролита или по напряжению на клеммах ненагруженной батареи. Степень разряда батареи можно определить из Таблицы № 1, или посчитать по формуле:
Uнрц = 6*(0,84+Р), где
Uнрц (НРЦ) — напряжение разомкнутой цепи;
Р — Плотность электролита.
Следовательно, плотность можно посчитать соответственно по формуле: Р = Uнрц/ 6 — 0,84
100% заряженная батарея, т.е. с плотностью электролита 1,27 г/см3 будет иметь:
НРЦ = 6*(0,84+1,27) = 12,66 Вольта;
Р = 12,66 / 6 — 0,84 = 1,27 г/см3
Зная напряжение на клеммах аккумулятора, можно всегда посчитать плотность электролита в нем.
Категорически запрещается эксплуатировать батареи с уровнем заряда ниже 75% зимой и 50% летом.
Хранение и эксплуатация АКБ в разряженном состоянии приводит к необратимым процессам, при которых восстановление АКБ не возможно.
Низкая плотность электролита в АКБ говорит о её разряженности и для повышения плотности электролита необходимо заряжать АКБ, а не повышать её доливкой кислоты или электролита.
Просто долив кислоты или электролита, приведёт к изменению кислотного баланса и как следствие после полного заряда к превышению допустимого уровня плотности электролита. Превышение плотности электролита выше допустимой нормы приводит к разрушению пластин внутри АКБ.
3. Заряд аккумулятора
Заряд АКБ производится током равным 10% от её ёмкости (например при ёмкости 55 А/Ч ток зарядки не должен превышать 5,5 А). Нарушение данного требования приводит к разрушению пластин из-за перегрузок.
Старайтесь заряжать батарею малыми токами, при этом увеличивается степень и глубина заряда.
Окончанием процесса заряда аккумуляторов следует считать:
- равномерное кипение электролита во всех банках;
- равномерный нагрев корпуса батареи;
- напряжение на клеммах аккумулятора достигло значения 16,4 вольта;
- плотность электролита прекратила подниматься в батарее (если плотность растет, то это означает, что не все элементы еще прореагировали и батарея заряжается).
4. Контроль электрооборудования автомобиля
Необходимо качественно и регулярно проверять и обслуживать электрооборудование автомобиля. Отклонение параметров электрооборудования (генератора, стартера, различных реле) от установленных величин приводит к снижению надежности и к сокращению срока службы АКБ.
Нормы на параметры электрооборудования:
Пределы рабочего напряжения бортовой сети автомобиля не должны выходить за пределы 13,8-14,5 V, при различных режимах работы автомобиля.
Отклонение величины зарядного напряжения за пределы нормы на 0,3 — 0,5 V приводит к сокращению срока службы батареи в несколько раз.
Токи утечки не должны превышать 30 мА/ч (0,03 Ампера). Повышенный ток утечки уменьшает срок службы АКБ ввиду ускоренности циклов заряда-разряда батареи, и увеличивает вероятность глубокого разряда батареи.
Повышенное напряжение генератора приводит к осыпанию активной намазки пластин в батареях, что приводит к уменьшению емкости батареи и способствует замыканию пластин за счет осыпавшейся активной массы с положительных пластин.
Эксплуатация разряженной батареи приводит к осыпанию активной массы с отрицательных пластин. Признаком осыпания пластин является потемнение цвета электролита во всех банках (коричневый цвет — осыпание положительных пластин, серый цвет — осыпание отрицательных пластин).
Так же пониженное напряжение генератора (особенно зимой) не позволяет зарядить полноценно батарею, и происходит ее эксплуатация в полуразряженном состоянии. Это может привести к необратимой сульфатации пластин, что чревато уменьшением, как емкости батареи, так и величины стартового тока аккумулятора.
У недозаряженного аккумулятора плотность электролита понижена, что может привести к его замерзанию при сильных морозах и стоянке машины на улице (смотри таблицу № 2).
5. Эксплуатация аккумулятора
Пуск стартера производите короткими включениями, но не более чем на 10 сек. Перерыв между включениями летом не менее 15 сек., зимой не менее 1 мин. Избегайте включать стартер более 3-х раз подряд. Езда при помощи стартера не допускается.
Категорически запрещается «прикуривать» аккумулятор от нестандартных пускозарядных устройств во избежание взрыва моноблока, деформации пластин и внутренних тоководов, что приводит к осыпанию активной массы пластин и разрыву межэлектродных соединений.
При низких температурах происходит замедление всех химических процессов внутри АКБ, батарея переходит в «спящий режим» (электрические параметры АКБ при t ниже «-30» градусов по Цельсию понижаются в 2 раза.) Поэтому перед пуском двигателя на некоторое время необходимо включить электрические потребители (фары, габариты) для возобновления электрохимических процессов и только после этого делать попытки старта.
Для уменьшения рисков плохих пусков при эксплуатации автомобиля в зимнее время рекомендуется подбирать АКБ по ёмкости и стартовым характеристикам в соответствии с конкретной климатической зоной.
Чего категорически нельзя делать с аккумулятором летом, чтобы он не «умер» зимой — Лайфхак
- Лайфхак
- Эксплуатация
Фото из открытых источников
Многие автомобилисты сталкиваются зимой с проблемами, связанными с аккумулятором. Стоит только столбику термометра опуститься ниже −20, как АКБ разряжается, и привести ее в чувство удается не всегда. Однако мало кто знает, что к подобным проблемам приводят ошибки эксплуатации в летний сезон. Портал «АвтоВзгляд» подскажет, чего не следует делать с батареей в жару.
Ефим Розкин
Современные автомобили — весьма энергозатратны. Обилие систем, различных помощников, всевозможных электроприводов дают серьезную нагрузку на аккумулятор. И если в системе питания есть какая-то неисправность, или водитель неправильно эксплуатирует и обслуживает батарею своего автомобиля, то она довольно скоро прекратит подавать признаки жизни. И случится это в самый не подходящий момент. Причем лето для автомобильных аккумуляторов — испытание куда жестче морозной зимы. И неправильная эксплуатации АКБ в жару может стать серьезным фундаментом для дальнейших проблем, и преждевременного выхода из строя.
Летом, особенно в сильную жару, под капотом автомобиля температура может превышать показатели столбика термометра в два с лишним раза. И это большое испытание для многих систем, в частности, для аккумуляторной батареи. Все дело в том, что при зное химические реакции внутри АКБ протекают быстрее, что ведет к ее более быстрой разрядке. Ко всему прочему, вода в электролите начинает испаряться, и ее уровень падает. А это, в свою очередь, вызывает необратимые процессы сульфатации электродов и пластин батареи, что сокращает их электропроводимость. Из-за этого ресурс АКБ незаметно для автомобилиста сокращается. Причем простой долив электролита не всегда помогает (аккумуляторы бывают и не обслуживаемые). Но что нужно делать, дабы не загубить аккумуляторную батарею раньше времени?
Фото из открытых источников
Прежде всего, стоит выбирать аккумуляторы известных фирм. Да, вы немного переплачиваете за бренд. Но нужно помнить, что, как и везде, в сегменте есть свои передовики. И именно они двигают индустрию вперед, разрабатывая и внедряя новейшие технологии в свою продукцию, например, такие как: низкий саморазряд, повышенная емкость и увеличенный ток холодного пуска двигателя.
Проверка напряжения, уровня заряда и пусковой мощности АКБ должны входить в перечень обязательных периодических работ. Рабочее напряжение варьируется от 13,8 до 14,5 В. А полностью заряженный и исправный аккумулятор без нагрузки должен выдавать 12,6—12,7 В.
Как рассказали порталу «АвтоВзгляд» специалисты Bosch, визуальный осмотр батареи рекомендуется проводить не реже двух раз в год. Микротрещины, повреждения корпуса — не допустимы, и ведут к утечке электролита. Также необходимо следить за чистотой батареи и надежностью ее крепления в аккумуляторном отсеке. Если на клеммах образовались окислы, то их нужно почистить. Разболтавшееся крепление — подтянуть.
Фото из открытых источников
Перед тем, как оставить автомобиль на стоянке, следует убедиться в том, что его световые приборы и салонное освещение выключено. В противном случае батарея может полностью разрядиться. А этого необходимо избегать. Если автомобиль долго простоял на парковке, то АКБ лучше снять и зарядить. При этом необходимо провести все контрольные замеры на предмет здоровья батареи. Перед запуском двигателя необходимо отключить радио, обогревы, климатическую установку и фары. Это существенно снизит нагрузку на накопитель.
Если автомобиль используется редко или расстояния поездок небольшие, то раз в месяц его аккумулятор рекомендуется подзаряжать. На маленьких пробегах батарея не успевает заряжаться от генератора автомобиля. А вот при большом пробеге будет лучше не перезаряжать батарею. Впрочем, исправная работа таких систем автомобиля, как радио, навигация, климат-контроль и светотехника — не дадут этого сделать.
Здоровье аккумуляторной батареи так же важно для автомобиля, как и здоровье других систем. Если хотите сэкономить, то лучше потратится на хороший дорогой аккумулятор, следить за ним и обслуживать. Тогда и менять его придется раз в 5—7 лет. В противном случае, есть риск нарваться на некачественную продукцию. А если добавить к этому жары, холода и неправильную эксплуатацию, то за новым аккумулятором придется ходить едва ли не каждые пару лет.
- Автомобили
- Тест-драйв
Почему опасно ездить с открытым верхом
25867
- Автомобили
- Тест-драйв
Почему опасно ездить с открытым верхом
25867
Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:
- Telegram
- Яндекс.Дзен
ремонт, запчасти, комплектующие, аксессуары, лайфхак
Как жаркая погода влияет на автомобильный аккумулятор
Consumer Reports ежегодно тестирует в своей лаборатории в общей сложности 150 аккумуляторов (включая пять экземпляров каждой оцениваемой модели), тысячи раз заряжая и разряжая их, чтобы выяснить, как долго они прослужат. Если вы живете в жарком регионе или испытываете особые опасения по поводу летней производительности, обратите особое внимание на показатель времени автономной работы в наших рейтингах.
Срок службы батареи измеряется путем многократной разрядки и перезарядки при температуре испытания выше 167° F в течение 15 недель или до тех пор, пока производительность не упадет до неприемлемого уровня. Это имитирует летние температуры, с которыми батарея может столкнуться в моторном отсеке. (Узнайте больше о том, как мы тестируем автомобильные аккумуляторы.)
Автомобильные аккумуляторы бывают разных размеров. Среди тех, которые мы протестировали, есть значительные различия в том, какой из них является лучшим по производительности из года в год и от размера к размеру. Это делает невозможным дать простые рекомендации по брендам или моделям. Это также означает, что вы не должны предполагать, что покупка той же модели батареи, которую вы заменяете, даст вам те же результаты.
Существует одна четкая тенденция: многие из самых дорогих аккумуляторов на основе абсорбированного стекломата (AGM), известных своим длительным сроком службы и способностью выдерживать глубокие разряды — когда аккумулятор значительно разряжен до 10,5 В или ниже, например, когда свет оставляют включенным на ночь.
«Если вы живете в районе с экстремальными температурами и ищете необслуживаемую батарею, подумайте о приобретении AGM», — говорит Галеотафиоре из CR. «Хотя батареи AGM также могут подвергаться воздействию высоких температур, в наших тестах они, как правило, работают лучше, чем другие герметичные батареи».
H e добавляет: «Мы убедились, что большинство аккумуляторов AGM преуспевают в наших испытаниях на срок службы, ориентированных на тепло, на основе 15 недель непрерывных испытаний при температуре более 160 градусов».
Но даже аккумуляторы AGM сталкиваются с проблемами. «Аккумуляторы AGM будут хорошо работать в жару, но срок службы будет ограничен из-за … высоких температур», — говорит Джефф Бэррон, руководитель исследовательской лаборатории Interstate Batteries.
Бэррон объяснил, что в то время как некоторые традиционные батареи, известные как «затопленные», могут пополняться водой (дистиллированной водой) для продления срока их службы, батареи AGM являются герметичными.
Помимо плановых осмотров, Barron советует владельцам автомобилей держать свои аккумуляторы полностью заряженными и не оставлять автомобиль на стоянке без использования в течение длительного периода времени. Особенно это касается АГС. Если вам необходимо хранить автомобиль в течение нескольких недель или дольше, тендер на аккумуляторную батарею может помочь гарантировать, что аккумулятор будет готов к запуску транспортного средства, когда это необходимо. Убедитесь, что тендер подходит для аккумулятора вашего автомобиля.
Некоторые залитые аккумуляторы предлагаются в версиях для севера и юга, каждая из которых предназначена для конкретных условий различных климатических условий. Аккумуляторы North уделяют особое внимание току холодного пуска (показатель того, насколько хорошо аккумулятор запускает двигатель в экстремально холодную погоду), тогда как аккумуляторы South имеют более высокое соотношение электролита и свинца, что повышает долговечность в жару.
В большинстве магазинов есть батареи, подходящие для региона, в котором они расположены. Обычная батарея, без региональной направленности в ее конструкции, может хорошо служить в умеренной зоне между крайностями, например, в штатах Средней Атлантики.
В некоторых случаях владельцы могут заменить батарею AGM на залитую, чтобы увеличить срок службы в жарком климате, говорит Бэррон, но лучше сначала проконсультироваться с механиком. Многие автомобили теперь поставляются с AGM для поддержки растущего набора электрических компонентов, а система зарядки может быть настроена специально для нужд зарядки AGM.
Автомобили и их аккумуляторы становятся все более мощными и совершенными. Это может усложнить когда-то простую задачу замены батареи.
Бэррон отмечает, что для некоторых последних моделей Audi, BMW, Ford, Mercedes-Benz и других требуется, чтобы аккумулятор был зарегистрирован в автомобиле, чтобы оптимизировать зарядку и использование. Обычно для этого требуется сканирующий инструмент механика, устройство профессионального уровня, которое взаимодействует с компьютерной системой автомобиля. Даже старые автомобили могут потребовать определенного уровня перепрограммирования механиком при замене батареи, чтобы все системы могли работать. В конечном счете, это означает, что многие мастера могут обнаружить, что им нужна помощь профессионала.
«Чтобы обеспечить наилучшую долгосрочную работу при замене батареи, проверьте рейтинги CR, сверьтесь с руководством пользователя и проконсультируйтесь с техническим специалистом», — говорит Галеотафиоре.
Техническое обслуживание автомобильного аккумулятора в любое время года и при любой погоде
Срок службы автомобильного аккумулятора зависит от многих факторов, в том числе от частоты эксплуатации автомобиля, экстремальных температур, а также возраста и качества аккумулятора. В то время как большинство батарей могут работать от трех до пяти лет, на юго-западе можно ожидать, что они будут в нижней части спектра.
Обслуживание автомобильного аккумулятора — это лишь один из многих способов предотвратить преждевременный износ аккумулятора. Выполнение технического обслуживания аккумуляторной батареи перед двумя сезонами, когда наблюдаются самые экстремальные температуры, — лучший способ продлить срок службы аккумуляторной батареи вашего автомобиля.
Лето
Летняя жара душит не только вас, но и аккумулятор вашего автомобиля. Большинство проблем с автомобильным аккумулятором возникают в жаркую погоду. Тепло — злейший враг батареи, из-за которого она разряжается с невероятной скоростью. Более высокие температуры усиливают коррозию внутри элементов, что сокращает срок службы батареи. Частое воздействие высоких внутренних температур необратимо повреждает клетки и препятствует их перезарядке.
Чтобы избежать проблем с автомобильным аккумулятором в жаркую погоду, выполните следующие действия:
- Проверьте заряд аккумулятора.
- При низком заряде проверьте электролит и при необходимости добавьте дистиллированную воду.
- Удалите всю коррозию с поверхности аккумулятора и разъемов.
- По возможности паркуйтесь в тени.
Осень
Осень приносит более прохладные, более терпимые температуры, которые предпочитают батареи. Тем не менее, есть дни и ночи, которые могут быть немного непредсказуемыми, принося более низкие или более высокие температуры. Это идеальное время для подготовки и защиты аккумулятора вашего автомобиля от суровых зимних условий, которые могут ожидаться в ближайшие несколько месяцев. Знаете ли вы, как уберечь аккумулятор от разрядки в холодную погоду? Заменив текущую батарею.
Ищите лучший автомобильный аккумулятор для холодного времени года для вашего автомобиля в вашем регионе страны. Автомобильные аккумуляторы оцениваются по току при холодном пуске, который указывает, насколько хорошо аккумулятор может выдерживать низкие температуры без падения напряжения до определенного значения. Более высокие рейтинги означают, что батарея будет более приспособлена к работе в экстремальных условиях.
Поддерживайте аккумулятор осенью, выполняя следующие действия:
- Проверьте заряд аккумулятора.
- Замените аккумулятор, если заряд низкий.
- Удалите коррозию, которая могла образоваться за лето на аккумуляторе и всех соединениях.
Зима
Если ваша батарея была разряжена летом, к наступлению зимы ваша батарея будет с трудом поддерживать заряд. Низкие температуры плохо сказываются на аккумуляторах. На самом деле, в холодную погоду умирает больше автомобильных аккумуляторов, чем в другое время года или при другой температуре.
При отрицательных температурах аккумулятор может потерять до 60% заряда .
Кроме того, зимой вашему автомобилю требуется больше мощности для запуска и поддержания тепла в салоне. Если этого недостаточно, подумайте о других паразитных потребностях электрической системы, таких как зарядка смартфонов, радиоприемников, подогрев сидений и других электронных устройств, которые требуют большего потребления энергии от аккумулятора. Ваша батарея определенно испытает серьезную борьбу из-за такого большого спроса.
Вот как защитить аккумулятор от холода:
- Проверьте заряд аккумулятора.
- Убедитесь, что все соединения аккумулятора затянуты и надежно закреплены.
- Купите и держите поблизости зарядное устройство, чтобы аккумулятор всегда был заряжен.
- Если температура ниже точки замерзания, подумайте о приобретении обогревателя или одеяла для аккумулятора, чтобы аккумулятор оставался теплым.
- Храните соединительные кабели в багажнике или другом месте для хранения «на всякий случай».
Весна
Как и осень, весна может быть такой же непредсказуемой, но в целом довольно мягкой. Это хорошее время, чтобы подготовить аккумулятор к экстремальной жаре, которую принесет лето. Подумайте о том, чтобы изучить и купить лучший автомобильный аккумулятор для жаркой погоды до наступления лета. Аккумуляторы, изготовленные для более теплого климата, имеют более высокое соотношение электролита и свинца, что позволяет выдерживать более высокие температуры.
Поддерживайте аккумулятор весной, выполняя следующие действия:
- Проведите тестирование аккумулятора для проверки заряда
- Замените аккумулятор с низким или почти низким зарядом
Обеспечьте бесперебойную работу вашего автомобиля круглый год
Регулярное техническое обслуживание является ключом к обеспечению оптимальной работы вашего автомобиля. Экстремальные погодные условия могут негативно повлиять на ваш автомобиль, в том числе на аккумуляторную батарею.