Содержание

почему, что делать, если закипел в бачке, как предотвратить закипание

Содержание
  • Состав и задачи системы охлаждения
  • Симптомы закипания антифриза
  • Почему охлаждающая жидкость закипает
  • Что будет, если антифриз закипит
  • Профилактика закипания ОЖ

Оптимальный температурный режим для работы двигателя внутреннего сгорания, в том числе в тяжелых условиях эксплуатации, обеспечивается системой охлаждения. Эффективный отвод тепла от блока цилиндров и деталей поршневой группы зависит от качества и свойств антифриза, циркулирующего в контуре. По причине неисправности элементов системы, а также низкого качества присадок охлаждающая жидкость может закипеть. Последствия перегрева теплоносителя очень серьезные для мотора. Если своевременно не принять правильные меры, то двигатель потеряет мощность и выйдет из строя. Для восстановления работоспособности мотора понадобится дорогостоящий капитальный ремонт, поэтому каждый водитель должен знать, как контролировать температуру ОЖ и что делать, если закипел антифриз в автомобиле.

Состав и задачи системы охлаждения

Для отвода от двигателя излишка тепловой энергии предусмотрена система охлаждения жидкостного типа с циркулирующим теплоносителем. Качественный антифриз равномерно охлаждает силовой агрегат и выделяет тепло в атмосферу. Чтобы система охлаждения выполняла свои функции, конструктивно предусмотрены следующие комплектующие:

  • каналы в блоке цилиндров, образующие «рубашку охлаждения»;
  • насос для циркуляции ОЖ в контуре;
  • радиатор для передачи тепла от антифриза в атмосферу;
  • вентилятор для усиления потока воздуха;
  • теплообменник салонного отопителя;
  • датчик, измеряющий температуру ОЖ;
  • термостат и расширительный бачок.

Работой охлаждающего контура управляет электронный блок, получающий сигналы от датчиков и посылающий импульсы на включение вентилятора, нагревателя термостата и других дополнительных устройств. В исправном состоянии система охлаждения с циркулирующим антифризом успешно поддерживает температурный режим двигателя, а также автоматической трансмиссии (в некоторых моделях).

Кроме того, благодаря горячему теплоносителю обеспечивается нагрев воздуха в салоне автомобиля с целью поддержания комфортного микроклимата для водителя и пассажиров. Также теплоноситель может использоваться в машине для охлаждения воздушного потока, подающегося в турбину, и выхлопных газов в устройстве рециркуляции. Для силового агрегата обеспечиваются:

  • увеличенный ресурс безаварийной работы мотора;
  • экономный расход топлива;
  • производительность двигателя;
  • максимальная мощность;
  • безаварийная эксплуатация автомобиля в условиях жаркого климата.

Учитывая важность поддержания оптимальной температуры силового агрегата, автовладельцы должны знать и определять признаки, указывающие на закипание антифриза, а также негативные последствия этого явления для двигателя.

Симптомы закипания антифриза

Если водитель своевременно выявит нагрев теплоносителя до критической температуры, при которой начинается кипение, то можно избежать разрушения блока цилиндров и деформации деталей поршневой группы. С этой целью автопроизводители в технической документации рекомендуют водителю постоянно в процессе движения на автомобиле (в поездке) контролировать нагрев ОЖ в системе охлаждения. Наблюдать температуру в контуре можно с помощью контрольного прибора на панели управления. Когда стрелка или цифровой индикатор стремятся в красную зону – это первый признак перегрева системы. При закипании антифриза водитель должен немедленно остановить автомобиль и заглушить мотор, чтобы разобраться в причине возникновения неисправности. Эксплуатировать авто с кипящим теплоносителем недопустимо.

Работа прибора или контрольной лампы перегрева (в некоторых моделях) полностью зависит от исправности датчика температуры, установленного в рубашке охлаждения блока цилиндров. Если контрольный прибор на панели управления неисправен, то водитель обязан обратить внимание на следующие признаки:

  • из-под капотного пространства выходят клубы пара;
  • плавающие обороты в режиме холостого хода;
  • уменьшение мощности, увеличение времени разгона;
  • усиливающийся шум во время работы мотора на разных оборотах;
  • звонкий (металлический) гул;
  • резкая остановка двигателя;
  • состав приобрел темный цвет;
  • на электродах свечей образовался белый налет или появились трещины;
  • из-под прокладки ГБЦ просачивается антифриз.

Если закипает антифриз и мотор нагревается до критической температуры, то при разгоне автомобиля будет ухудшаться динамика по причине детонации (взрывов в цилиндрах). В расширительном бачке в охлаждающей жидкости появляются хлопья и масляные разводы из-за попадания моторного масла в контур охлаждения. Такой дефект возникает по причине прогорания прокладки ГБЦ из-за нагрева антифриза до температуры кипения. Если охлаждающая жидкость попадает в картер двигателя, то на измерительном щупе и снизу крышки горловины для заливки масла можно увидеть пену и эмульсию.

Почему охлаждающая жидкость закипает

Качественный антифриз, предназначенный для системы охлаждения автомобиля, характеризуется высокой температурой кипения, составляющей не менее 110 °С. Обладая таким свойством, ОЖ обеспечивает оптимальный температурный режим работы силового агрегата, в том числе при полной нагрузке. Повышение температуры теплоносителя до критического значения и закипание антифриза возможно по нескольким причинам.

  1. Не включается вентилятор радиатора из-за перегорания электромотора, неисправности реле или блока управления.
  2. Вышел из строя центробежный насос (чаще подшипник) и не обеспечивается перемещение ОЖ в контуре охлаждения, в том числе через радиатор.
  3. Заклинивание термостата, в результате которого охлаждающая жидкость циркулирует по рубашке охлаждения и теплообменнику отопителя салона, поэтому не может передать тепло в атмосферу.
  4. Образование точек утечки теплоносителя. Для каждой модели двигателя рассчитан определенный объем ОЖ, необходимый для эффективного отвода тепла. При уменьшении уровня в системе антифриз закипает. Падение уровня наблюдается и в результате естественного испарения ОЖ, поскольку в состав кроме спирта входит вода.
  5. Неисправный датчик (реле), отвечающий за включение электромотора вентилятора. Обычно датчик настроен на включение при температуре антифриза около 90–95° С. При достижении теплоносителем этой температуры включается вентилятор и процесс теплообмена в радиаторе проходит эффективнее.
  6. Забитые мусором и пылью соты радиатора. Воздух не может свободно проходить через ячейки, поэтому охлаждающая жидкость не в полной мере остывает при циркуляции в радиаторе. Засорение может образоваться из-за попадания пуха, листьев, насекомых и грязи.
  7. Нарушение циркуляции теплоносителя из-за воздушной пробки. Воздух попадает в систему при неправильной заливке антифриза в контур или при падении уровня ОЖ в расширительном бачке ниже отметки min.

Также кипит антифриз по причине затруднительного перемещения технической жидкости в контуре, обусловленного образованным осадком и налетом на внутренних стенках каналов рубашки охлаждения и патрубков. Такая неисправность возникает при доливании в контур теплоносителя с некачественными присадками или состава, который несовместим с ОЖ, залитой в систему.

Что будет, если антифриз закипит

Последствия для двигателя, когда охлаждающая жидкость нагрелась до температуры кипения, могут быть средней тяжести и критическими. Все зависит от своевременности действий водителя. Если водитель вовремя заметил, что стрелка индикатора на приборной панели зашла в красную зону, означающую, что антифриз закипел, сразу остановился и заглушил мотор, то возможны неисправности средней тяжести.

  • Повреждение прокладки ГБЦ.
  • Нарушение компрессии в цилиндрах из-за деформации поршневых колец.
  • Оплавление зеркала поршней.
  • Искривление головки БЦ.
  • Падение компрессии в цилиндрах.
  • Дефекты впускных и выпускных клапанов.

Если из-за кипения антифриза двигатель перегрелся и самопроизвольно остановился (заклинил), то для восстановления работоспособности потребуются капитальный ремонт или полная замена силового агрегата, если ремонт экономически нецелесообразен по причине дороговизны. Последствия для мотора в результате критического перегрева:

  • прогорание поршней;
  • оплавление и разрыв компрессионных колец;
  • попадание расплавленных сплавов на стенки цилиндров;
  • расплавление вкладышей коленчатого вала;
  • появление трещин в блоке цилиндров;
  • заклинивание коленвала;
  • повреждение поршнями стенок блока цилиндров.

Определив причину, почему кипит антифриз в бачке, можно устранить неисправность и предотвратить капитальный ремонт двигателя.

Профилактика закипания ОЖ

Чтобы предотвратить закипание антифриза и перегрев силового агрегата, водителю рекомендуется выполнять несложные правила.

  1. Во время движения на автомобиле постоянно контролировать температуру охлаждающей жидкости по индикатору на приборной панели.
  2. Перед каждой дальней поездкой и регулярно при езде в городе проверять уровень ОЖ в расширительном бачке.
  3. Обращать внимание на наличие следов охлаждающей жидкости под автомобилем после стоянки.
  4. При появлении первого признака кипения теплоносителя заглушить мотор и не заводить до выяснения причины перегрева.

Также, чтобы не допустить закипания антифриза, нужно заливать в систему только сертифицированный теплоноситель с качественными присадками, рекомендуемый производителем. Мы предлагаем широкий ассортимент высококачественной охлаждающей жидкости Sintec разного типа для бензиновых и дизельных моторов всех автомобилей. Разобравшись, почему кипит антифриз, и устранив причину неисправности, можно выбрать для заливки в машину ОЖ, соответствующую требованиям производителей и характеризующуюся высокой температурой кипения.

Почему антифриз бурлит в расширительном бачке?

  • Полезная информация

  • Антифриз кипит в расширительном бачке

Антифриз имеет более высокую температуру кипения, чем обычная вода. При использовании антифриза температура кипения колеблется от 107 до 124 °С. Причиной такого разброса температур является разный состав, на которую влияет качество охлаждающих жидкостей. Особо некачественный антифриз закипают уже при 86°С.

Даже термостойкий антифриз по тем или иным причинам закипает.


Неисправность вентилятора охлаждения радиатора


Вентилятор охлаждения просто перестает включаться. Это может произойти из-за выхода из строя электропроводки, двигателя вентилятора или датчика температуры.


Недостаточный уровень антифриза в расширительном бачке


Если нагрев в системе увеличивается, антифриз перегревается и закипает.

В этом случае антифриз давно не менялся и потерял свойства своих присадок, либо нет рекомендуемого уровня в расширительном бачке.

Если уровень антифриза продолжает падать, значит нарушена герметичность расширительного бачка или системы охлаждения.


Воздушная пробка в системе охлаждения


Образование воздушной пробки в системе охлаждения наблюдается после замены антифриза или при наличии подсоса воздуха через всевозможные негерметичные соединения. Попадание воздуха в негерметичные трубки и шланги нарушает нормальную циркуляцию, что приводит к локальному перегреву.

Неисправность насоса охлаждающей жидкости (помпы)


Помпа охлаждающей жидкости может выйти из строя. Обнаружить поломку на ходу удается не всегда. Иногда лопасти помпы, перекачивающие жидкость, просто разрушаются, что приводит к остановке циркуляции антифриза в системе.

Забитый радиатор охлаждения

По разным причинам радиатор может не обеспечивать достаточного охлаждения и предохранять мотор от перегрева, особенно в жару в пробке.
Что касается засорения трубок радиатора, то в этом случае снижается их теплопроводность. В результате снижается охлаждающая способность радиатора. Причина – скопление отложений в трубках (часто после использования некачественного антифриза).
Часто в радиаторе образуется накипь, в результате ухудшается циркуляция антифриза и она закипает. Загрязненный радиатор необходимо немедленно промыть.

Совет: Используйте только качественный антифриз с допусками для вашего автомобиля и тщательно следите за исправностью системы охлаждения.