«КАМАЗ» продолжает развивать модельный ряд газовой автотехники

КАМАЗ 14 сентября 2022 13:27


В рамках Петербургского международного газового форума-2022 генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин выступил с докладом «Развитие производства автотранспорта КАМАЗ» и рассказал о планах компании по дальнейшему развитию модельного ряда газовой автотехники.


ПМГФ-2022 собрал ведущих экспертов, чтобы выйти на новые совместные инициативы, обсудить стоящие перед отраслью задачи и определить дальнейшие пути её развития. В числе спикеров – генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, поделившийся планами по развитию производства грузовой газовой автотехники в современных условиях.


Как отметил руководитель ведущего российского машиностроительного предприятия, в настоящее время автомобильный транспорт находится на этапе глобального перехода от монополии жидкого топлива к полигамии источников энергии, поэтому «КАМАЗ» ведёт активную работу по разработке и организации производства соответствующей автотехники. Вместе с тем, по оценке Института энергетических исследований РАН, среди всех доступных альтернатив традиционному топливу в транспортном секторе Российской Федерации доминировать будет природный газ.


«Газомоторная техника подтвердила свою состоятельность и эффективность и уже является полноценной альтернативой дизельной. Более того, необходимость перехода на широкое использование газомоторного топлива в текущих сложных экономических условиях существенно возрастает, так как позволяет с минимальными затратами продолжить работу по реализации Стратегии низкоуглеродного развития, не снижать экологический класс производимых автомобилей ниже «Евро-5», в силу простоты конструкции двигателя, системы нейтрализации и доступности всех необходимых компонентов», – рассказал Сергей Когогин.


Кроме того, широкое применение газомоторного топлива даёт возможность частично компенсировать сокращение экспорта природного газа ростом внутреннего потребления. К примеру, замещение только 10% дизельных магистральных тягачей газомоторными обеспечивает годовое потребление природного газа в объеме более 3,5 млрд кубических метров.


«В ПАО «КАМАЗ» создано массовое производство широкой гаммы автомобилей и автобусов, использующих как компримированный, так и сжиженный природный газ. Объёмы производства газомоторной техники КАМАЗ демонстрируют хорошую динамику: парк автомобилей и автобусов на природном газе, изготовленных на предприятии, уже приближается к 17 тысячам», – привёл цифры руководитель «КАМАЗа».


Спикер отметил, что компания в кратчайшие сроки в основном решила проблемы, вызванные западными санкциями. Были предприняты своевременные меры по замещению импортных изделий в составе продукции аналогами российского производства. В результате обеспечено устойчивое производство серийного модельного ряда.


На этом фундаменте компания продолжила реализацию планов развития газомоторной техники, которые предусматривают завершение производства автомобилей поколения К4, модернизацию автомобилей поколения К3 с применением альтернативной компонентной базы, а также разработку и освоение автомобилей поколения К5. Учитывая высокий спрос на полноприводные газомоторные автомобили К3, предприятие в приоритетном порядке разработало модернизированные версии этих моделей с газовым двигателем КАМАЗ V8 и уже с октября начинает их производство.


«Будущее «КАМАЗа» связано с поколением автомобилей К5, которые на российском рынке уже по праву заняли место в премиум сегменте. Принимая во внимание, что использование газомоторного топлива является стратегическим приоритетом компании, разработка и освоение дизельных и газовых моделей поколения К5 ведутся одновременно», – рассказал Сергей Когогин.


В ближайших планах компании – вывести на рынок в конце 2023 года наиболее востребованные газомоторные магистральные тягачи КАМАЗ-54901 на СПГ, а также транспортные автомобили КАМАЗ-65657 и КАМАЗ-65658 на КПГ. На этих моделях применяется современная локализованная кабина и газовый двигатель КАМАЗ Р6 мощностью до 450 л.с., высокотехнологичное производство которого организовано на предприятии.


Газомоторные автомобили транспортного семейства имеют широкий диапазон применения, их модернизация также завершается, старт производства запланирован на ноябрь 2022 года. Эти автомобили имеют в составе газовый двигатель КАМАЗ V8 и локализованную коробку передач 1310 ТО.


ПАО «НЕФАЗ», дочернее предприятие «КАМАЗа», выпускает широкий модельный ряд современных городских и пригородных автобусов большого класса на природном газе. В настоящее время также проводится работа по изменению их компонентного состава на альтернативные доступные изделия. В рамках развития модельного ряда газомоторных автобусов ведётся работа над созданием сочленённого автобуса особо большого класса КАМАЗ-6299 на КПГ. Завершение НИОКР планируется в 2023 году, а начало производства – в 2024 году.


«Газомоторное топливо – реальный инструмент решения экономических проблем и улучшения экологии в текущих условиях, – подвёл итоги генеральный директор «КАМАЗа». – Развитие модельного ряда газомоторной техники остается для компании приоритетным стратегическим направлением».


Две позиции из перечня анонсированной в докладе автотехники представлены на стенде ПАО «КАМАЗ» – это тягач КАМАЗ-54901 на СПГ и газомоторный автобус КАМАЗ-6250 (4х4) на СПГ. 

Пресс-релиз подготовлен на основании материала, предоставленного организацией. Информационное агентство AK&M не несет ответственности за содержание пресс-релиза, правовые и иные последствия его опубликования.

Как моторам дали газу


Фото: ПАО «КАМАЗ»



Расцвет газомоторной техники пришелся на 1980-е – моторам на газе находили применение и на земле, и в небе. Позже газомоторное топливо немного сдало свои позиции, но в последние годы уверенно набирает популярность. Это связано, в первую очередь, со стратегией низкоуглеродного развития, а в нынешних условиях позволяет и частично компенсировать сокращение экспорта природного газа ростом внутреннего потребления.




Например, как подсчитали в КАМАЗе, замещение только 10% дизельных магистральных тягачей газомоторными обеспечивает годовое потребление в 3,5 млрд кубических метров природного газа. Сегодня КАМАЗ массово производит автомобили и автобусы, использующие природный газ. Об истории газификации автотранспорта, а также успехах челнинского автогиганта в этой сфере – в нашем материале.


Все начиналось с голубого топлива


В истории автомобилестроения есть неочевидный факт: первым двигателем внутреннего сгорания был двигатель на газе. Еще в 1801 году француз Филипп Лебон, изобретатель «светильного» газа, применявшегося в основном для освещения улиц и зданий, предложил использовать свое изобретение в качестве топлива для двигателя внутреннего сгорания. Спустя приличное время, в 1858 году, бельгиец Жан Жозеф Этьен Ленуар создает первую рабочую модель ДВС на «светильном» газу.


Через несколько лет появляются первые пассажирские экипажи, движимые газом, начинается серийное производство моторов во Франции и Германии. Применяется газ и в авиации: в 1872 году четырехцилиндровый двигатель Ленуара устанавливается на дирижабль, причем в качестве резервуара выступала оболочка самого воздушного судна. В 1876 году немец Николаус Отто разрабатывает более производительный четырехтактный газовый двигатель, который быстро завоевывает популярность.


«Гиппомобиль» Этьена Ленуара с газовым двигателем. Фото: wikimedia.org


Но первый этап истории газового двигателя был недолгим. Его вытеснил созданный в 1880-е годы двигатель, работавший на бензине. «Добил» газовое двигателестроение мотор Рудольфа Дизеля, изобретенный в 1893 году. На пару десятков лет газ в качестве моторного топлива уходит с авансцены.


О газе вспоминают тогда, когда ощущается острая нехватка топлива из нефти – в годы Первой мировой войны. Со временем в странах Европы газомоторные автомобили набирают популярность, разрабатываются новые стальные баллоны, строятся газозаправочные станции. Лидерами здесь снова выступают Франция и Германия.


 


А у нас в машинах газ  


В 1920-е годы автомобили на газе приходят и в СССР. Здесь создаются машины, оснащенные газогенераторами, в которых газ производится непосредственно в автомобиле, а топливом служат дерево, торф, уголь. В 1935 году газогенераторные автомобили ЗИС-5 и ГАЗ-АА совершили испытательный пробег Москва – Ленинград – Москва. Впрочем, такой вид двигателей был очень громоздким и мог устанавливаться только на грузовые машины.


Автомобиль, переоборудованный под использование природного газа. Париж, 1945 год. Фото: wikimedia.org


Следующий подъем интереса к газовой теме случился в годы Великой Отечественной войны, когда все нефтепродукты уходили на нужды фронта. В 1946 году состоялся масштабный автопробег газомоторной техники по маршруту Берлин – Киев – Москва в составе 18 автомобилей, из которых, правда, отечественных было всего пять: уже знакомые нам грузовики ЗИС-5 и ГАЗ-АА, работавшие на разных видах газа.


Во время энергетического кризиса 1970-х годов газомоторное оборудование переживает очередной взлет. Согласно аналитике, к 1980 году в мире с помощью природного газа передвигалось уже около 400 тыс. автомобилей. В 1981 году в Советском Союзе принимается госпрограмма по развитию газобаллонного транспорта, начинается его серийное производство на заводах ЗИЛ, ГАЗ и КАМАЗ.

 


Экологично и экономично


Современный этап эволюции газомоторного автотранспорта связан с тенденцией снижения вредного воздействия на окружающую среду и с экономией ресурсов. Как бы ни очищались бензин и дизельное топливо в процессе применения, все равно при использовании газа, особенно природного, вредный выхлоп получается значительно меньше.


Два основных газа, которые применяются в газомоторной технике, − это пропан-бутан и метан. Первый – продукт нефтепереработки, а значит, при всех плюсах относительно бензина, все же не самый экологичный вариант. А вот природный газ метан практически не создает вредных выбросов. Россия обладает крупнейшими запасами природного газа в мире, его цена сравнительно низка, поэтому метан считается наиболее перспективным видом топлива в стране. Кроме того, ресурс заводского двигателя на газе в 1,3-1,5 раза выше, чем у его бензинового собрата.


Фото: ПАО «КАМАЗ»


Пропан-бутан хранится в жидком виде под давлением 16 атм, а метан – в газообразном виде под высоким давлением – до 200 атм. Соответственно, для машин на метане нужны более прочные и тяжелые баллоны. До недавнего времени позволить себе такие баллоны могли только водители грузовиков и автобусов, но сегодня выпускаются более компактные емкости для метана, которые можно установить на легковые модели и даже мотоциклы. Кроме того, существуют двухтопливные автомобили − бензиново-газовые и газодизельные, которые могут использовать как газ, так и бензин или дизель.

 


КАМАЗ: грузовой транспорт на метане


Согласно аналитике, сегодня в России газ в качестве топлива используют около 250 тыс. автомобилей, и эта цифра будет только расти. Правительство способствует переводу транспорта с бензина на природный метан, субсидируя примерно половину общей стоимости работ по смене топливной схемы. Это касается и легковых, и грузовых автомобилей. 


Газовая тема для КАМАЗа – крупнейшего производителя грузовой техники в стране – не нова. Серийный выпуск газодизельных машин, работавших на смеси жидкого топлива и газа, начался здесь в 1986 году. Газобаллонным оборудованием оснащались модели КАМАЗ-53208, КАМАЗ-53218, КАМАЗ-54118 и КАМАЗ-55118. В 1992 году на заводе открылся новый корпус газодизельных машин, рассчитанный на выпуск 25 тыс. единиц в год.


Новый виток истории газовых «КАМАЗов» начался уже в 2000-е годы. В 2015 году запускается новый корпус газовых автомобилей. На газ переходят не только челнинские тягачи и самосвалы, но и автобусы, и спортивные машины КАМАЗа. Заключаются крупные соглашения с «Газпромом», другими компаниями и регионами на поставку газомоторной техники.



Сегодня для КАМАЗа газомоторная техника уже стала привычным серийным продуктом. Предприятие производит модельный ряд, практически полностью эквивалентный дизельному, серийно выпускается газовый 12-литровый двигатель, готовится к выпуску рядный 13-литровый двигатель нового поколения Р6 мощностью 450 л. с. Парк автомобилей и автобусов на природном газе, изготовленных на КАМАЗе, превысил 17 тысяч.


В ближайших планах компании – вывести на рынок в конце 2023 года наиболее востребованные газомоторные магистральные тягачи КАМАЗ-54901 и транспортные автомобили КАМАЗ-65657 и КАМАЗ-65658. Разработка и освоение дизельных и газовых моделей новейшего поколения К5 (тягачи премиум-сегмента) ведется одновременно. Дочернее предприятие НЕФАЗ выпускает несколько моделей газовых автобусов, в 2024 году планируется начать производство сочлененного автобуса особо большого класса на газе.


За прошедшие годы газомоторная программа КАМАЗа подтвердила свою состоятельность. По словам директора по газомоторной технике КАМАЗа Евгения Пронина, помимо решения задач по улучшению экологии и снижению транспортных затрат, использование газового топлива на транспорте позволяет обеспечить существенный рост внутреннего потребления природного газа.

10 самых мощных пикапов с газовым двигателем | DualLiner Truck Bed Liner

Когда речь идет о мощности, управляемости и ускорении, газовые двигатели имеют преимущество. За более чем 20 лет газовые двигатели добились невероятных успехов, которые сделали их еще мощнее. Чтобы продемонстрировать их сильные стороны, мы составили список из десяти самых мощных пикапов с 2000 года. Все эти модели Titan оснащены двигателями V8 объемом 5,6 л, что делает их молниеносно быстрыми и достаточно мощными, чтобы противостоять своим конкурентам. Двигатель Titan 2021 V8 способен развивать мощность 400 лошадиных сил.

9.) Toyota Tundra 2019

Toyota Tundra всегда была известна как надежный и мощный грузовик. 2019 год известен как выдающийся год даже среди уже звездной репутации грузовика, получившего высшую оценку надежности от Consumer Reports. В этом году представлены два великолепных варианта 8-цилиндровых двигателей, которые хорошо известны своим ускорением даже при буксировке. 5,7-литровый V8 выдает 381 лошадиную силу и 401 фунт-фут крутящего момента.

8.) 2020 Додж Рам 1500

Как и Tacoma, Dodge Ram 2020 года получил высокие оценки надежности и хорошие характеристики производительности. Вариант двигателя V6 обладает большими возможностями, а V8 может еще больше улучшить эту звездную производительность. Двигатель HEMI® V8 объемом 5,7 л является самым мощным. Он может генерировать 395 лошадиных сил и 410 фунт-фут крутящего момента.

  • Прокладки Ram Bed

7.) Chevrolet Silverado 1500 Z71 2018

Этот мощный пикап оснащался как стандартным двигателем V6, так и двигателем V8 объемом 6,2 л. Вариант V8 был массовым, и он позволяет Silverado 1500 2018 года генерировать 420 лошадиных сил.

  • Покрывала Silverado

6.) GMC Sierra 1500 2021 года

Если вам нужна еще большая мощность и производительность, то GMC Sierra 1500 2021 года предоставит вам это. Этот мощный пикап по характеристикам сравним с последними моделями Chevrolet Silverado. Благодаря 6,2-литровому двигателю V8 эта Sierra 1500 может развивать мощность 420 лошадиных сил и крутящий момент 460 фунт-футов.

  • Постельное белье GMC Sierra

5.) Ford F-150 Raptor 2021

Как следует из названия Raptor, этот F-150 вдохновлен самолетами. Благодаря мощному 3,5-литровому двигателю V6 с двойным турбонаддувом этот F-150 может генерировать 450 лошадиных сил. Это отличное начало, но более поздние модели Raptor способны на еще большую производительность.

  • Покрывала Ford

4.) 2020 Hennessy Chevrolet Silverado Goliath

Goliath назван в честь своего размера и силы, а также его производительности. Создав Goliath, Hennessey Performance Engineering взяла и без того мощный грузовик и продвинула его еще дальше.

Заводской двигатель этого пикапа — 6,2-литровый V8, который дополнительно усилен системой нагнетателя объемом 2,9 л. Дальнейшие усовершенствования, такие как высокопроизводительное промежуточное охлаждение двигателя и системы впуска воздуха, увеличили мощность «Голиафа» до 700 лошадиных сил. Этот Silverado стоит с лучшими из лучших.

  • Покрывала Silverado

3.) 2023 Ram 1500 TRX

Мощности этого пикапа не придраться – модель 2023 года способна развивать до 702 лошадиных сил. Однако эта сила требует тонны энергии, которая имеет свою цену. TRX также имеет более низкую экономию топлива по сравнению с другими пикапами. Но когда дело доходит до производительности, Ram 1500 TRX 2023 года практически непобедим.

  • Прокладки Ram Bed

2.) 2023 Ford F-150 Raptor R

Ford F-150 Raptor также обладает впечатляющими возможностями. Эти грузовики обычно имеют мощность от 450 до 700 лошадиных сил. F-150 Raptor R выделяется тем, что его 5,2-литровый двигатель V8 с наддувом может генерировать до 700 лошадиных сил и 640 фунт-фут крутящего момента.

  • Покрывала Ford

1.) Shelby Ford F-150 Super Snake 2020 года

Изображение предоставлено компанией Bring a Trailer 9, авторские права0003

К этому F-150 прикреплено культовое имя Shelby, но это не просто однофамилец. Как и культовый Shelby Mustang, этот F-150 обладает впечатляющими характеристиками. Двигатель Super Snake V8 обеспечивает водителям поистине невероятные, непревзойденные 770 лошадиных сил.

  • Покрывала Ford

Если у вас есть мощный грузовик, вам нужен прочный чехол для кузова. DualLiner защищает кузов вашего грузовика от вмятин, вмятин и царапин, а также удерживает груз на месте благодаря противоскользящему коврику. Проверьте это здесь.

Футеровка кузова DualLiner

Как работают грузовики класса 8, работающие на сжатом природном газе?

Большегрузные автомобили, работающие на компримированном природном газе (СПГ), работают так же, как бензиновые автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Многие большегрузные автомобили, работающие на природном газе, используют системы природного газа с искровым зажиганием, но в некоторых системах используется компрессионный впрыск, аналогичный дизельному. В системе с искровым зажиганием двигатель работает так же, как бензиновый двигатель. Природный газ хранится в нескольких топливных баках или баллонах, как правило, за кабиной автомобиля. Топливная система CNG передает газ под высоким давлением из топливного бака по топливопроводам, где регулятор давления снижает давление до уровня, совместимого с системой впрыска топлива двигателя. Наконец, топливо вводится во впускной коллектор или камеру сгорания, где оно смешивается с воздухом, а затем сжимается и воспламеняется свечой зажигания. Узнайте больше о транспортных средствах, работающих на природном газе.

Изображение в высоком разрешении

Аккумулятор: Аккумулятор обеспечивает электроэнергией запуск двигателя и электронику/аксессуары автомобиля.

Электронный блок управления (ECM): ECM управляет топливной смесью, опережением зажигания и системой выбросов; следит за работой автомобиля; защищает двигатель от небрежного обращения; и обнаруживает и устраняет проблемы.

Выхлопная система: Выхлопная система направляет выхлопные газы двигателя через выхлопную трубу. Трехкомпонентный каталитический нейтрализатор предназначен для снижения выбросов выхлопных газов в выхлопной системе.

Топливозаправочная горловина: Форсунка от топливораздаточной колонки присоединяется к приемнику на автомобиле для заполнения бака.

Топливный фильтр: Этот фильтр задерживает загрязняющие вещества и другие побочные продукты, предотвращая их засорение важных компонентов топливной системы, таких как топливные форсунки.

Система впрыска топлива: Эта система подает топливо в камеры сгорания двигателя для воспламенения.

Топливопровод: Металлическая трубка или гибкий шланг (или их комбинация) подает топливо из бака в систему впрыска топлива двигателя.