Содержание

свойства, популярные продукты, порядок замены


ЛАДА Приора – один из популярных отечественных автомобилей, выпускавшихся концерном АвтоВАЗ с 2007 по 2018 гг. Всего было выпущено свыше 1 млн. машин, а в 2009 и 2012 годах модель стала самой продаваемой на российском рынке. Одним из агрегатов машины, который нуждается в периодическом обслуживании, является трансмиссия. В данной статье рассмотрим, какое масло в коробку Приора следует заливать.


Автомобили ЛАДА Приора оснащались механической и роботизированной коробкой переключения передач.


Механическая коробка под названием ВАЗ-2170 использовалась в автомобилях с 2007 по 2015 годы. После 2014 года она осталась только на 8-клапанных машинах. Трансмиссия представляла собой модернизированную версии КПП ВАЗ-2110. Это 5-ступенчатый агрегат, объединенный с главной передачей и дифференциалом.


Агрегат не отличался высокой надежностью. Здесь достаточно быстро изнашивались шестерни, подшипники и синхронизаторы, а многие сальники начинали пропускать масло при малых пробегах автомобиля. Помимо этого переключения передач в этой коробке нечеткие, рычаг КПП плохо фиксируется, привод управления трансмиссией и сцепление требуют постоянной регулировки.



Начиная с 2015 года на ЛАДА Приора с 16-клапанными моторами устанавливалась новая КПП под названием ВАЗ-2180. Она представляет собой глубоко модернизированную версию КПП ВАЗ-2112. Механизм управления нового агрегата теперь устанавливается сверху, и, поэтому не зависит от температуры масла, объем которого сократился на 1/3. Жесткие тяги переключения заменены на тросовый привод, который уменьшил шум и вибрации КПП. Новая коробка поборола практически все болезни предыдущей версии.


Из минусов можно отметить хруст при переключении передач, течи масла, не включение передач при пробеге за 50 тыс. км. Не смотря на установку тросового привода шум при работе трансмиссии и вибрации рычага все же остался.


Роботизированная КПП под названием ВАЗ-2182 АМТ также устанавливалась на Приоры с 16-клапанными агрегатами. Конструкционно это та же коробка ВАЗ-2180, где вместо тросового привода за переключение передач отвечают актуаторы немецкой фирмы ZF.


РКПП получилась спорной. С одной стороны стало проще управлять автомобилем, так как исчезла педаль сцепления, но с другой – нечеткая и нелогичная работа агрегата. Особенно это проявлялось при интенсивном движении и в пробках. Из проблем АМТ можно выделить перегрев трансмиссии, течи масла, проблемы с электрикой и вибрации селектора коробки.


По регламенту завода-изготовителя замена масла в коробке ЛАДА Приора должна осуществляться каждые 75 тыс. км пробега, либо через 5 лет эксплуатации. Но данным интервалом замены можно руководствоваться, если машина эксплуатируется без особых нагрузок по хорошим дорогам. На деле же замена масла осуществляется каждые 50-60 тыс. км пробега, а при агрессивном стиле вождения, частым передвижениям по пробкам и в других тяжелых условиях трансмиссионную жидкость следует менять каждые 35-40 тыс. км пробега.


О том, что подошло время обновления масла в коробке можно определить по следующим признакам:

  • Отложения в масле
  • Запах гари
  • Сложности при переключении передач
  • Выбивание рычага коробки при включенной передаче
  • Усиление шума при работе агрегата
  • Повышенные вибрации рычага КПП


Все это свидетельствует о том, что трансмиссионная жидкость потеряла свои свойства или она низкого качества.


Несвоевременная замена масла в коробке передач ЛАДА Приора приводит к более быстрому износу деталей трансмиссии. Масло, потерявшее свои рабочие свойства, не может обеспечить защиту КПП.


Последствия несвоевременного обслуживания коробки:

  • Ускоряется износ, и детали быстро выходят из строя, особенно подшипники
  • Металлическая пыль, возникающая из-за износа, забивает масляные магистрали, вследствие чего выдавливаются уплотнители и сальники
  • Рычаг КПП начинает вибрировать, а звук при работе трансмиссии перерастает в вой
  • Передачи не переключаются или их выбивает из установленного положения


В том случае, если шестерни и подшипники износились, то замена масла никак не повлияет на работу трансмиссии. В данном случае поврежденные элементы подлежат полной замене.


Вопрос о том, какое масло заливать в коробку ЛАДА Приора породил немало споров. Попробуем разобраться в данном вопросе.


С завода в качестве трансмиссионной жидкости заливалось минеральное масло ЛУКОЙЛ ТМ-4-12. Его можно было использовать только во время обкатки нового автомобиля. Поэтому, по рекомендациям АвтоВАЗа, его через некоторое время нужно было менять на более свежую жидкость с определенными эксплуатационными свойствами.


Производитель указывает, что новое масло должно быть синтетическим или полусинтетическим, и соответствовать классу вязкости SAE 75W-90. Это всесезонная жидкость, которая работает при температурах окружающей среды от -40 °C до +35 °C. Подойдут также масла 75W-80 и 80W-85. Жидкости 80W-90 можно использовать в регионах, где зимой температура не опускается ниже -10…-12 °C.


Помимо вязкости масло должно соответствовать классу API GL-4. Сюда входят трансмиссионные жидкости, которые предназначены для работы в средненагруженных передачах: гипоидных, конических и спирально-конических, работающих при температурах масла до +150 °C и контактном давлении до 3000 МПа.


Рассмотрим, какие масла наиболее популярны в КПП ЛАДА Приора.


Это полусинтетическая трансмиссионная жидкость, применяемая в МКПП, дифференциалах и раздаточных коробках легковых и грузовых автомобилей. Она изготавливается и высокоочищенного базового минерального масла, синтетических компонентов и многофункционального пакета присадок.


Масло обладает высокими антикоррозионными, противопенными, противоизносными и вязкостно-температурными свойствами. Оно надежно защищает элементы трансмиссии при высоких нагрузках, обеспечивает плавную работу КПП при отрицательных температурах и обладает высокой окислительной и термической стабильностью.


Полусинтетическое трансмиссионное масло API GL-4 для механических коробок переключения передач легковых и небольших грузовых автомобилей. Используется в автомобилях концерна VAG в качестве жидкости для первой заливки.


Масло не разрушает синхронизаторы, обеспечивает плавную работу КПП, защищает элементы трансмиссии от ударных нагрузок, коррозии и износа. Оно обладает увеличенным сроком службы и улучшает работу коробки переключения передач.


Синтетическое многоцелевое трансмиссионное масло для редукторов и МКПП. Подходит для использования в синхронизированных механических коробках легковых и грузовых автомобилей, а также конечных передачах и дифференциалах грузовых автомобилей и строительной техники.


Жидкость обладает отличной текучестью при низких температурах, эффективно защищает от износа при высоких нагрузках. Она обладает увеличенным сроком службы, совместима с обычными минеральными маслами и уплотнительными материалами.


Синтетическое трансмиссионное масло для МКПП и ведущих мостов. Совместимо с синхронизированными коробками. В автомобилях Hyuindai и Kia используется в качестве жидкости для первой заливки. Относится к классу материалов GL-4/5. Соответствует требованиям масел 75W-85 GL-4.


Жидкость обеспечивает надежное смазывание всех элементов трансмиссии при высоких скоростях и тяжелых нагрузках, чистоту КПП и мостов, увеличивает межсервисный интервал замены, снижает износ, защищает от коррозии и обладает отличными термоокислительными характеристиками.


Синтетическое трансмиссионное масло для механических коробок и ведущих мостов. Оно совместимо с синхронизаторами, устойчиво к старению. Благодаря специальному пакету присадок жидкость надежно защищает элементы трансмиссии.


Масло препятствует образованию износа, коррозии, отлично работает при высоких нагрузках и сохраняет свои характеристики при высоких температурах. Может использоваться в КПП, где требуются масла GL-4 и механических коробках, которые совмещены с гипоидной передачей.


Как и на других отечественных автомобилях, замена трансмиссионного масла не составляет большого труда. Объем масла в коробке передач ЛАДА Приора составляет 3-3,3 литра. Для проведения работ понадобится накидной ключ на 17, свежая жидкость, емкости для отработки, чистая ветошь и приспособление для залива (воронка или шприц с трубкой).


Перед заменой масла нужно прогреть трансмиссию путем небольшой поездки на расстояние 5-10 километров, а после загнать автомобиль на яму, подъемник или эстакаду.


Далее нужно снять брызговик двигателя. Для этого, в зависимости от крепления, используется отвертка или гаечный ключ. Под днищем автомобиля нужно найти сливную пробку на картере КПП и снять ее при помощи ключа на 17, а также вынуть щуп коробки, чтобы снизить давление в системе.


Не забудьте подставить емкость под отработанное масло. Соблюдайте осторожность, так как масло сначала пойдет тонкой струей, а после полного снятия пробки оно будет выливаться под большим напором. Используйте также перчатки, чтобы защитить кожные покровы рук.


Пока масло вытекает нужно визуально оценить состояние сливной пробки и при необходимости ее почистить. Помимо этого нужно проверить состояние уплотнителя. Если он сильно изношен, то лучше его заменить.


Когда сольется старое мало, следует оценить его состояние. Важно обращать внимание на наличие металлической стружки и прочих примесей. Если в жидкости есть отложения, то коробку следует промыть. Делается это при закрытой заливной пробке при помощи специального средства. Его понадобится около 1,3 литра.


В картер КПП заливается очиститель, затем вывешивается передняя часть автомобиля. Запускаем двигатель, включаем 1 передачу и нажимаем на газ в течение нескольких минут. За это время промывочное масло сделает свою работу и его можно удалить из системы тем же способом, как и трансмиссионное. Если оно по-прежнему грязное, процедуру следует повторить.


Заливка свежей жидкости осуществляется через контрольное отверстие. Для этого понадобится воронка или шприц с трубкой, один конец которой вставляется в горловину. Заливать масло следует до тех пор, пока его отметка не окажется на отметке «MAX». Затем возвращаем щуп на место и собираем ранее снятые компоненты в обратной последовательности.


Делает контрольную поездку и еще раз проверяем уровень масла. При необходимости жидкость нужно долить. Если оказалось, что масла больше, чем нужно, не пугайтесь. В случае с МКПП ЛАДА Приора небольшой избыток не навредит коробке.

Какое масло лучше заливать в коробку (КПП) Лады Приоры

Выбор и замена масла в КПП автомобиля Lada Priora – одна из самых важных и простых процедур, не отнимающих много времени. От правильно подобранного масла зависит долговечность внутренних компонентов коробки передач, а также ее способность прослужить владельцу на протяжении всей эксплуатации авто. К тому же, наилучшее масло обеспечит четкое переключение передач, а также более тихую работу коробки. В этой статье уделим внимание основным параметрам, на которые следует обращать внимание при выборе трансмиссионной смазки.

Заводское масло

Компания АвтоВАЗ на заводе заливает в КПП Lada Priora масло Лукойл с параметрами ТМ-4 и ТМ-5. Это масло одобрено производителем, и имеет специальный сертификат качества. Как вариант, в качестве альтернативы может использоваться масло Лукойл ТМ 4-12 с параметрами 80W-85 или 75W-90.

Список рекомендованных масел для Lada Priora

  1. Лукойл ТМ-4. Класс вязкости по SAE – 75-80, 75W-85, 75W-90, 80W-85, 80W-90; Группа по API – GL4
  2. Новойл Транс КП. SAE – 80W-85; API – GL-4
  3. Роснефть Кинетик. SAE – 80-85; API – GL-4
  4. ТНК Транс КП. SAE – 80W-85; API – GL-4
  5. Транс КП Супер – 75W-90; API – GL-4
  6. Транс КП-2 – 80W-85; API – GL-4
  7. Shell Transaxle Oil – 75W-90; API – GL-4/5

Класс вязкости и температурные режимы для Lada Priora:

  • 75W-80 (от –(минус) 40 до +35 градусов)
  • 75W-85 (-40 до +35 градусов)
  • 75W-90 (-40 до +45 градусов)
  • 80W-85 (-26 +35 градусов)
  • 80W-90 (-26 +45 градусов)
  • 85W-90 (-12 +40)

Рекомендации АвтоВАЗа

Производитель рекомендует использовать оригинальное масло без присадок, которые способны улучшить, и в то же время – навредить эффективности работы коробки передач. Современное высокоэффективное моторное масло – вот что нужно для Lada Priora. Дело в том, что если после залива масла с присадками возникнут какие-то необратимые дефекты, на этот случай компания АвтоВАЗ не несет за собой никаких гарантийных обязательств. Таким образом, владельцу придется оплачивать ремонт за свой счет, что вполне справедливо и закономерно.

Сколько заливать масла в коробку Приоры

Коробка передач автомобиля ВАЗ-2170 (Lada Priora) потребляет от 3,2 до 3,5 литра масла. Чтобы коробка работала более тихо и без вибраций, рекомендуется заливать 4 литра.

Периодичность замены

Трансмиссионное масло обычно рассчитано на весь срок службы. В крайнем случае, масло необходимо заменить при достижении 75 тысяч км.

Советы по выбору качественного масла

На рынке существует много подделок, которые следует обходить вниманием. Лучше приобрести более проверенный и известный продукт, например Лукойл или Мобил1. Такая продукция есть в фирменных магазинах, а также дилерских центрах. Если есть возможность, нужное масло можно заказать в интернете не сайте компании-изготовителя.

Видео

Lada Priora. Замена масла в коробке передач.

Смотрите это видео на YouTube

Lada Priora замена масла в коробке спустя 100 000 км пробега!!!

Смотрите это видео на YouTube

Подборка масел со скидками на март 2023

5W-30

  • Синтетическое моторное масло Татнефть LUXE 5W30, 4 л 1661 ₽ Хорошее бюджетное масло
    (API SN; ILSAC GF-5)
  • Синтетическое моторное масло ZIC X7 5W-30, 4 л 2166 ₽ (API SP; ILSAC GF-6)
  • Синтетическое масло SHELL Helix Ultra ECT C3 5W-30, 4 л 3800 ₽ (API: SN, ACEA: С3)
  • Синтетическое масло LIQUI MOLY Special Tec AA 5W-30, 4 л 3507 ₽ Honda, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Daihatsu, Hyundai, Kia, Isuzu, Suzuki, Toyota, Subaru, Ford, Chrysler, GM

5W-40

  • Полусинтетическое моторное масло SHELL Helix HX7 5W-40, 4 л 2 203 ₽ Хит продаж
    (API CF, SN; ACEA A3/В4, А3/В3)
  • Синтетическое масло VALVOLINE MaxLife Synthetic 5W-40, 4 л 2925 ₽ (API CF, SN; ACEA A3/В4, А3/В3)
  • HC-синтетическое масло ROWE Hightec Synt RSi SAE 5W-40, 4 л 3200 ₽ (API SN; ACEA A3/В4)
  • Синтетическое моторное масло IDEMITSU 5W-40 SN/CF, 4 л 2884 ₽ Подходит для японских авто и не только
  • HC-синтетическое масло LIQUI MOLY Molygen New Generation 5W-40, 4 л 4194 ₽ Технологичное масло с допусками от BMW и Porsche

10W-40

  • Полусинтетическое моторное масло Газпромнефть Standard 10W-40, 4 л 921 ₽ Доступное надежное масло
    API CC, SF
  • Полусинтетическое моторное масло ЛУКОЙЛ Супер SG/CD 10W-40, 4 л 939 ₽ API CD, SG
  • Полусинтетическое моторное масло SHELL Helix HX7 10W-40, 4 л 2089 ₽ Хит продаж (API CF, SN; ACEA A3/В4, А3/В3)
  • HC-синтетическое моторное масло LIQUI MOLY Super Leichtlauf 10W-40, 5 л 3651 ₽ Масло с допусками от VW и Renault (API CF, SN; ACEA A3/В4)

Моторные масла другой вязкости

  • 0W-16 Синтетическое моторное масло LIQUI MOLY Special Tec AA 0W-16, 4 л 4 541 ₽
    Стандарт API: SN, SP
    Рекомендуется для автомобилей Honda, Suzuki, Toyota, Lexus и гибридных двигателей
  • 0W-20 Синтетическое моторное масло ZIC Zero 0W-20, 4 л 2 990 ₽ (API: SN, SP; ILSAC: GF-5, GF-6A)
  • 0W-30 Синтетическое моторное масло ZIC Zero 0W-30, 4 л 3 191 ₽ (API: SN, ACEA: С3)
  • 0W-30 Синтетическое моторное масло VALVOLINE SynPower FE 0W-30, 4 л 3 620 ₽ (API: SP, ACEA: А5/В5, А7/В7)
  • 5W-20 Синтетическое моторное масло TCL Zero Line 5W-20 SN/GF-5, 4 л 3 373 ₽ (API: SN, ILSAC: GF-5)
  • 5W-20 Синтетическое моторное масло Petro-Canada Supreme Synthetic 5W-20, 4 л 4 777 ₽ (API: SP, SP-RC; ILSAC: GF-6)
  • 5W-50 Синтетическое моторное масло Polymerium XPRO1 5W-50 A3/B4, 4 л 2738 ₽ (API SN; ACEA A3/В4, А3/В3)
  • 5W-50 Синтетическое моторное масло Aimol Sportline 5W-50, 4 л 4700 ₽ (API CF, SM; ACEA A3/В4)

Масло в АКПП

  • Масло трансмиссионное ZIC ATF III, 4 л 2 074 ₽
  • Масло трансмиссионное IDEMITSU ATF, 4 л 3 650 ₽ Hyundai, Toyota, Mazda, Honda, Nissan, Mitsubishi, Isuzu, Subaru
  • Масло трансмиссионное LIQUI MOLY Top Tec ATF 1200, 5 л 6 768 ₽ Hyundai, Toyota, Mazda, Honda, Nissan, Mitsubishi, Land Rover, VW

Масло в МКПП

  • Минеральное. Масло трансмиссионное Газпромнефть GL-4, 80W-90, 4 л 1 318 ₽
    Вязкость по SAE 80W-90
    Стандарт API GL-4
  • Полусинтетика. Масло трансмиссионное Mannol FWD Getriebeoel 75W-85 4 л 1 852 ₽ Вязкость по SAE 75W-85 Стандарт API GL-4
  • Синтетика. Масло трансмиссионное ZIC GFT 75W90, 4 л 2 690 ₽ Вязкость по SAE 75W-90 Стандарт API GL-4/5

Масло в Вариатор

  • Масло трансмиссионное ЛУКОЙЛ CVTF, 4 л 3 429 ₽
    Допуски: Chrysler, Dodge, HONDA, Mitsubishi, Nissan, Suzuki, Toyota
  • Масло трансмиссионное IDEMITSU CVTF, 4 л 4 240 ₽ Допуски: Honda, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Subaru, Toyota Масло трансмиссионное SHELL Spirax S5 CVT X, 4 л 7 244 ₽ Допуски: VW/AUDI; Nissan; Toyota; Honda; Subaru; Mitsubishi; Jeep; Suzuki

Масло для редукторов

Масло трансмиссионное OILRIGHT ТАД-17 (ТМ-5-18), 80W-90, 3 л 535 р. Для старого ВАЗа, трактора, мотоблока


Трансмиссионное масло

Как дольше сохранить свежесть оливкового масла на вашей кухне

Дома на кухне я делаю то, о чем, как я много раз слышал, вы не должны делать: я держу бутылку оливкового масла рядом с плитой. Это масло для приготовления пищи на каждый день (мне нравится оливковое масло первого отжима California Olive Ranch Everyday Extra Virgin), и мне проще, если оно всегда под рукой. Но мне нравится делать все правильно, и я начал беспокоиться, что, возможно, мне нужно пересмотреть свою систему. Я много думал о том, как сохранить оливковое масло свежим. Поэтому я позвонил Майе Хиршбейн, олеологу из Калифорнийского оливкового ранчо, чтобы узнать, в какие неприятности я действительно попал, и получить последнее слово от эксперта о том, как хранить оливковое масло и как сохранить оливковое масло свежим — для как можно дольше.

16 лучших дозаторов оливкового масла сохраняют масло свежим (и хорошо выглядят) вы получаете домой, что действительно имеет значение, когда речь идет о сохранении его вкуса и качества. Вот что она предлагает:

1. Используйте эту бутылку в течение месяца

Свет, воздух и тепло способствуют разложению оливкового масла, отмечает она, особенно кислород. В тот момент, когда вы открываете бутылку оливкового масла (точно так же, как и бутылку вина), ее начинает наполнять кислород, и начинается процесс деградации. Вот почему Хиршбейн предлагает использовать бутылку оливкового масла в течение месяца или двух после ее открытия. Однако то, как быстро масло прогоркает, зависит от многих факторов, в том числе от того, где и как вы его храните, а также от температуры на вашей кухне. (Чтобы отслеживать качество масла с течением времени, Хиршбейн предлагает нюхать оливковое масло сразу после открытия и перед каждым последующим использованием — точно так же, как если бы вы нюхали открытую бутылку с молоком перед тем, как использовать ее, чтобы убедиться, что оно все еще свежее. поймите, когда ваше оливковое масло прогоркло, когда вы заметите, что оно «начинает пахнуть карандашом или лейкопластырем»).0005

Хиршбейн заверила меня, что если вы быстро расходуете оливковое масло на кухне, хранить его рядом с плитой — не самое худшее, что вы можете сделать. керамический горшочек с носиком. (Подробнее об этом ниже.) Но она хранит свое специальное оливковое масло первого холодного отжима, которое использует для приготовления блюд, в темном шкафу подальше от плиты.

2. Храните оливковое масло в правильных емкостях

Хиршбейн использует керамический сосуд (который я, конечно же, заказал для себя). Керамический горшок особенно хорош для хранения оливкового масла, потому что он не только блокирует свет и воздух, но и толстые керамические стенки также помогают блокировать тепло. Однако, если вы собираетесь использовать графин, вам придется тщательно мыть его, прежде чем наполнять его каждый раз. В противном случае вы будете смешивать старое масло со свежим, что, конечно же, повлияет на вкус масла.

Мне очень нравится, когда бутылка с оливковым маслом имеет носик для разлива — с ним намного легче наливать масло в сковороду, — но я боялась, что из него может попасть слишком много воздуха. К счастью, Хиршбейн говорит, что количество воздуха, через маленькое отверстие носика не хуже, чем количество воздуха, которое попадает каждый раз, когда вы открываете бутылку с оливковым маслом. Вы можете получить один из носиков с крышкой сверху для еще большей защиты от воздуха, хотя те, у которых есть маленький металлический клапан сверху, не очень герметичны. Чтобы узнать больше о наших любимых судках с оливковым маслом, читайте здесь.

Emile Henry Cruet

48 долларов США в Emile Henry

3. Если вам необходимо покупать оптом, выберите пакет Bag-in-Box

Оливковое масло первого холодного отжима может быть дорогим, и его покупка может быть заманчивой. это в самом большом контейнере, чтобы сэкономить деньги. Но чем больше контейнер, тем больше времени масло будет подвергаться воздействию кислорода, тепла и света, прежде чем вы все это закончите. Вот почему, если вы хотите купить оливковое масло оптом, Хиршбейн предлагает купить контейнер bag-in-box, который помогает устранить воздействие кислорода.

Вы, наверное, видели такую ​​упаковку для вина в коробках, но для оливкового масла она относительно новая. Однако следите за ним — некоторые магазины продают его, и вы также можете заказать его онлайн. Если вы храните этот пакет в прохладном темном месте и переливаете масло в керамический сосуд (который вы тщательно очистили перед повторным наполнением), вы будете следовать всем передовым методам хранения оливкового масла. . (Просто убедитесь, что вы знаете, что вы действительно собираетесь пройти через весь этот пакет в течение пары месяцев, прежде чем делать инвестиции.)

Оливковое масло экстра вирджин Corto из Калифорнии, (3-литровый свежий запечатанный пакет в коробке)

Покупать оливковое масло оптом экономически выгодно, но это также означает, что ваше масло рискует прогоркнуть. Покупка такого оливкового масла в пакете-в-коробке сохранит его свежесть дольше, поскольку оно предотвращает воздействие света и воздуха.

75 долларов на Amazon

12: Изготовление мыла — омыление (эксперимент)

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    95547
    • Колледж Санта-Моники
    • Колледж Санта-Моники

    Цели

    Целью этой лаборатории является производство щелочного мыла посредством реакции омыления.

    Мыловарение оставалось неизменным на протяжении веков. Древнеримская традиция призывала к смешиванию дождевой воды, поташа и животного сала (вытопленной формы говяжьего или бараньего жира). Изготовление мыла было долгим и трудным процессом. Во-первых, жир нужно было вытопить (растопить и профильтровать). Затем добавляли раствор калия. Поскольку вода и масло не смешиваются, эту смесь нужно было постоянно перемешивать и нагревать в достаточной степени, чтобы жир оставался расплавленным. Постепенно между жиром и гидроксидом происходила химическая реакция, называемая омылением, в результате которой образовывалось жидкое мыло. Когда жир и вода больше не разделялись, смеси давали остыть. В этот момент добавляли соль, такую ​​как хлорид натрия, чтобы отделить мыло от избытка воды. Мыло поднялось наверх, его сняли и поместили в деревянные формы для застывания. Его выдерживали много месяцев, чтобы дать возможность реакции завершиться.

    Все мыло производится из жиров и масел, смешанных со щелочными (основными) растворами. Существует множество видов жиров и масел, как животных, так и растительных. Жиры обычно твердые при комнатной температуре, но многие масла жидкие при комнатной температуре. Жидкие растительные масла получают из кукурузы, арахиса, оливок, соевых бобов и многих других растений. Для изготовления мыла можно использовать все виды жиров и масел — от свиного сала до масел экзотических тропических растений.


    Рисунок \(\PageIndex{1}\): Реакции омыления: жир + щелочь → мыло + глицерин

    Процедура

    Безопасность

    Будьте осторожны при дозировании 9 М NaOH. Если химическое вещество попало на кожу, немедленно смойте водой в течение как минимум пятнадцати минут и сообщите об этом своему инструктору.

    Требуемые средства индивидуальной защиты (СИЗ): защитные очки, лабораторный халат, закрытая обувь

    Материалы и оборудование

    Материалы: теплое оливковое масло (предварительно нагретое инструктором), 9 М раствор гидроксида натрия, пищевой краситель, различные ароматизаторы, стеариновая кислота. кислота

    Оборудование: высокий химический стакан на 250 мл, ПЛАСТИКОВАЯ палочка для перемешивания, стеклянные пипетки и груши для пипеток

    1. У вашего инструктора есть стакан с оливковым маслом, подогретым до 35°C, на переднем столе. Налейте 10 мл теплого масла в высокий химический стакан на 250 мл.
    2. Прежде чем начать реакцию, выберите аромат. Вы можете выбрать один из следующих: праздничные конфеты, островной кокос, юзу, энергия, лаванда, белый чай и имбирь, свежескошенная трава, плюмерия, сирень, овсянка с молоком и медом, сандал, расслабляющий, кедр, корица, амирис, ваниль.
    3. Добавьте 1–2 капли желаемого аромата с помощью пипетки, расположенной на передней скамье; не смешивайте ароматы.
    4. Добавьте в химический стакан 3 мл 9 М раствора гидроксида натрия. Это примерно два полных шприца-капельницы.
    5. Используйте пластиковую палочку для перемешивания. необходимо помешивать 20-45 минут; вы можете по очереди работать со своим партнером по лаборатории. Смесь постепенно станет более гладкой и непрозрачной; он должен загустеть до консистенции пудинга.
    6. После одобрения инструктором добавьте 2-3 капли желаемого пищевого красителя. Помешивать.
    7. Добавьте немного (приблизительно 1/8 чайной ложки) стеариновой кислоты. Это послужит отвердителем для жидкого мыла. Помешивать.
    8. Вылить в выбранную форму. Этикетка с вашими именами и номером лабораторной секции.
    9. После заливки в форму процесс продолжится сам по себе. Мыло снова нагреется и превратится в жидкость, затем медленно остынет, затвердеет и высохнет. Таким образом, мыло должно оставаться в покое не менее 12 часов. Готовое мыло вы заберете в лаборатории на следующей неделе.

    Отчет

    Экспериментальные наблюдения

    Вы можете проводить наблюдения после того, как мыло высохнет; он будет возвращен в лабораторной секции или лекции.

    1. Пахнет мылом, которым вы пользовались?
    2. Мойте руки с мылом.