Содержание
Действие электрического тока
Наличие тока в электроцепи всегда проявляется каким-либо действием. Например, работа при конкретной нагрузке или какое-то сопутствующее явление. Следовательно, именно действие электротока говорит о его присутствии как таковом в той или иной электроцепи. То есть, если работает нагрузка, то ток имеет место быть.
Известно, что электрический ток вызывает различного рода действия. Например, к таковым относятся тепловые, химические, магнитные, механические или световые. При этом различные действия электрического тока способны проявлять себя одновременно. Более подробно о всех проявлениях мы расскажем Вам в данном материале.
Тепловое явление
Известно, что температура проводника повышается при прохождении через него тока. В качестве таких проводников выступают различные металлы или их расплавы, полуметаллы или полупроводники, а также электролиты и плазма. Например, при пропускании через проволоку из нихрома электрического тока происходит ее сильное нагревание. Данное явление используют в приборах нагрева, а именно: в электрических чайниках, кипятильниках, обогревателях и т.п. Электродуговая сварка отличается самой большой температурой, а именно нагрев электродуги может достигать до 7 000 градусов по Цельсию. При такой температуре достигается легкое расплавление металла.
Количество выделяемой теплоты напрямую зависит от того, какое напряжение было приложено к данному участку, а также от электротока и времени его прохождения по цепи.
Для расчета объемов выделяемой теплоты используется или напряжение, или сила тока. При этом необходимо знание показателя сопротивления в электроцепи, поскольку именно оно провоцирует нагрев из-за ограничения тока. Также количество тепла можно определить при помощи тока и напряжения.
Химическое явление
Химическое действие электротока заключается в электролизе ионов в электролите. Анод при электролизе присоединяет к себе анионы, катод – катионы.
Иными словами, во время электролиза на электродах источника тока происходит выделение определенных веществ.
Приведем пример: в кислотный, щелочной или же солевой раствор опускаются два электрода. После пропускается по электроцепи ток, что провоцирует создание положительного заряда на одном из электродов, на другом – отрицательного. Ионы, которые находятся в растворе, откладываются на электроде с иным зарядом.
Химическое действие электротока применяется в промышленности. Так, используя данное явление, осуществляют разложение воды на кислород и водород. Кроме того, при помощи электролиза получают металлы в их чистом виде, а также осуществляют гальваническое покрытие поверхности.
Магнитное явление
Электрический ток в проводнике любого агрегатного состояния создает магнитное поле. Иными словами, проводник при электрическом токе наделяется магнитными свойствами.
Таким образом, если к проводнику, в котором протекает электроток, приблизить магнитную стрелку компаса, то та начнет поворачиваться и займет к проводнику перпендикулярное положение. Если же на сердечник из железа намотать данный проводник и пропустить сквозь него постоянный ток, то данный сердечник примет свойства электромагнита.
Природа магнитного поля всегда заключается в наличии электрического тока. Объясним: движущиеся заряды (заряженные частицы) образуют магнитное поле. При этом токи противоположного направления отталкиваются, а одинакового направления – притягиваются. Данное взаимодействие обосновано магнитным и механическим взаимодействием магнитных полей электротоков. Выходит, что магнитное взаимодействие токов первостепенно.
Магнитное действие применяется в трансформаторах и электромагнитах.
Световое явление
Самый простой пример светового действия – лампа накаливания. В данном источнике света спираль достигает нужной температурной величины посредством проходящего сквозь нее тока до состояния белого каления. Тем самым и излучается свет. В традиционной лампочке накаливания всего лишь пять процентов всей электроэнергии расходуется на свет, остальная же львиная доля преобразуется в тепло.
Более современные аналоги, например, люминесцентные лампы наиболее эффективно преобразуют электроэнергию в свет. То есть, около двадцати процентов всей энергии лежит в основе света. Люминофор принимает УФ-излучение, идущее от разряда, что возникает в ртутных парах или в инертных газах.
Самая эффективная реализация светового действия тока происходит в светодиодных источниках света. Электрический ток, проходя через pn-переход, провоцирует рекомбинацию носителей заряда с излучением фотонов. Лучшими led излучателями света являются прямозонные полупроводники. Изменяя состав данных полупроводников, возможно создание светодиодов для различных световых волн (разной длины и диапазона). Коэффициент полезного действия светодиода достигает 50 процентов.
Механическое явление
Напомним, что вокруг проводника с электрическим током возникает магнитное поле. Все магнитные действия преобразуются в движение. Примером служат электрические двигатели, магнитные подъемные установки, реле и др.
В 1820 году Андре Мари Ампер вывел известный всем «Закон Ампера», который как раз описывает механическое действие одного электротока на другой.
Данный закон гласит, что параллельные проводники с электрическим током одинакового направления испытывают притяжение друг другу, а противоположного направления, наоборот, отталкивание.
Также закон ампера определяет величину силы, с которой магнитное поле воздействует на небольшой отрезок проводника с электротоком. Именно данная сила лежит в основе функционирования электрического двигателя.
Статьи по теме:
- Что такое проводник и диэлектрик?
- Электрический ток и его скорость
- Что такое электролитическое заземление?
Применение электромагнитных явлений на железной дороге
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Цели урока:
Образовательные:
- Обобщение и систематизация знаний
- Выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе
Развивающие:
- Совершенствование способностей учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, развитие коммуникативных способностей, развитие познавательного интереса
Воспитательные:
- Воспитание чувства патриотизма, уважения к профессии, любви к труду
Методическое обеспечение урока:
- Рабочие листы.
- Компьютерная презентация Power Point.
- Ролик «Первый электровоз».
- Приборы для демонстраций.
- Видеокассета с роликом «Вращение рамки с током в магнитном поле».
Время | Этап урока | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся |
2 | Организационный момент | Приветствует участников, проговаривает цели и задачи | Готовятся к уроку |
5 | Актуализация знаний | Говорит вступительное слово, представляет участников | Слушают |
20 | Основной этап | Следит за ходом конференции, обеспечивает техническую помощь | Задают вопросы, слушают, смотрят демонстрации и презентацию (Приложение 1, Приложение 2) |
10 | Закрепление | Раздает рабочие листы (Приложение 3) | Отвечают на вопросы |
3 | Подведение итогов | Благодарит всех участников | Благодарят экспертов и учителя |
Слово учителя: Одним из важнейших показателей производственных сил страны является развитие ее транспорта. В этом отношении роль железнодорожного транспорта переоценить достаточно сложно. Ежедневно с помощью железной дороги перемещаются грузы, пассажиры в различные уголки нашей страны. И эту работу невозможно осуществить без квалифицированных специалистов, которые конструируют, вводят в эксплуатацию и обслуживают железную дорогу. Сегодня эксперты у нас в гостях и готовы ответить на любые наши вопросы.
Представление экспертов.
Учитель: Итак, ваши вопросы!
Ученик 1: Какие типы локомотивов эксплуатируются сейчас на железной дороге?
Железнодорожник 1: Существует 3 основных типа: электровоз, электропоезд и тепловоз.
(слайд 1)
Ученик 1: В чем их принципиальные отличия?
Железнодорожник 1: Разница очевидна: электровозы и электропоезда приводятся в движение электродвигателем, тепловоз — ДВС (дизель). Именно эксплуатация электровозов и требует электрификации железной дороги.
Ученик 2: Хотелось бы подробнее узнать об электровозе. Какие типы электровозов существуют? В чем их отличия?
Железнодорожник 2: Есть разные типы электровозов. Например, чехословатские электровозы ЧС2Т, ЧС200, ЧС7. Электропоезда ЭР2, ЭР2Т. Электровозы ЭДМ4, ВЛ10,ВЛ15. Все они отличаются своими конструктивными особенностями, электрическим оборудованием, схемами.
(слайд 2)
Ученик 3: Вы сказали, что электровоз приводится в движение электродвигателем. Что это за устройство?
Инженер 1: Электродвигатель — это устройство, которое преобразует электрическую энергию в механическую. Предвосхищая ваш вопрос, скажу, что различают двигатели постоянного и переменного тока, синхронные и асинхронные, двигатели трехфазного тока.
(Слайды 3-4)
Ученик 3: А каким током питаются электродвигатели на электропоездах?
Железнодорожник 2: Обычно используют постоянный или однофазный переменный ток. Использование трёхфазного тока требует подвески как минимум двух контактных проводов, поэтому эта система не прижилась. При использовании постоянного тока напряжение в сети делают довольно низким, чтобы включать электродвигатели напрямую. При использовании переменного тока выбирают гораздо более высокое напряжение, поскольку на электровозе напряжение можно легко понизить с помощью трансформатора.
Система питания электровоза
ток | Параметры тока | электровозы |
переменный | 25кВ, 50 Гц | ВЛ80, ЧС4 |
10кВ | ||
15кВ,16Гц | ||
Постоянный | ЗкВ | ВЛ10,ЧС2 |
Слайд 5
Ученик 4: Не могли бы вы подробнее рассказать о принципе действия электродвигателя? На каком явлении он основан?
Слайд 6
Инженер 2: Принцип действия электродвигателя основан на вращении рамки с током в магнитном поле (демонстрация 1)
Ученик 5: А можно узнать об изобретении электродвигателя?
Историк 1: Принцип преобразования электрической энергии в механическую энергию электромагнитным полем был продемонстрирован британским учёным Майклом Фарадеем в 1821 и состоял из свободно висящего провода, окунающегося в пул ртути. Постоянный магнит был установлен в середине пула ртути. Когда через провод пропускался ток, провод вращался вокруг магнита, показывая, что ток вызывал циклическое магнитное поле вокруг провода. Этот двигатель часто демонстрируется в школьных классах физики, вместо токсичной ртути используют рассол. Это — самый простой вид из класса электрических двигателей. Последующим усовершенствованием является колеса Барлоу. Оно было демонстрационным устройством, непригодным в практических применениях из-за ограниченной мощности. В 1834 г. русский ученый Б.С. Якоби создал первый в мире практически пригодный электродвигатель с вращающимся якорем и опубликовал теоретическую работу «О применении электромагнетизма для приведения в движение машины». Б.С. Якоби писал, что его двигатель несложен и «дает непосредственно круговое движение, которого гораздо легче преобразовать в другие виды движения, чем возвратно-поступательное». Вращательное движение якоря в двигателе Якоби происходило вследствие попеременного притяжения и отталкивания электромагнитов. Неподвижная группа U-образных электромагнитов питалась током непосредственно от гальванической батареи, причем направление тока в этих электромагнитах оставалось неизменным. Подвижная группа электромагнитов была подключена к батарее через коммутатор, с помощью которого направление тока в каждом электромагните изменялось раз за один оборот диска. Полярность электромагнитов при этом соответственно изменялась, а каждый из подвижных электромагнитов попеременного притягивался и отталкивался соответствующим неподвижным электромагнитом: вал двигателя начинал вращаться. Мощность такого двигателя составляла всего 15 Вт. Впоследствии Якоби: довел мощность электродвигателя до 550 Вт. Этот двигатель был установлен сначала на лодке, а позже на железнодорожной платформе. 13 сентября 1838 г. лодка с 12 пассажирами поплыла по Неве против течения со скоростью около 3 км/ч. Лодка была снабжена колесами с лопастями. Колеса приводились во вращение электрическим двигателем, который получал ток от батареи из 320 гальванических элементов. Так впервые электрический двигатель появился на судне.
Слайд 7
Ученик 6. Вы сказали ,что электровозе напряжение можно легко понизить с помощью трансформатора. Что это такое, и каким образом он трансформирует энергию?
Инженер 3. Трансформатор (transformo— преобразовывать) — статическое электромагнитное устройство, имеющее две или более индуктивно связанных обмоток и предназначенное для преобразования посредством ЭМИ одной или нескольких систем переменного тока в одну или несколько других систем переменного тока 30 ноября 1876, дата получения патента Николаем Яблочковым считается датой рождения первого трансформатора (демонстрация 2). Объясните принцип его действия.
Слайд 8
Ученик 6: Явление ЭМИ было открыто в 1831 г М Фарадеем. Значение этого открытия трудно переоценить. Оно поражает своей простотой: достаточно иметь катушку и магнит — и можно получить ток! Я думаю, вы мне поможете продемонстрировать это явление. Что является обязательным условием возникновения тока? (демонстрация 3). Задачей инженеров-конструкторов было получение тока в промышленных масштабах, и они ее успешно решили.
Ученик 7: Преимущества использования электрического тока неоспоримы. Но известно, что далеко не все участки железной дороги электрифицированы. Как обстоят дела в этой области?
Историк 2: Позвольте сказать несколько слов о начале этого грандиозного процесса. Первые проекты электрификации железных дорог были разработаны в самом начале XX века выдающимся инженером, потом академиком, Генрихом Осиповичем Графтио. Он же с 1907 года начал читать курс лекций «Электрические железные дороги» студентам Петербургского электротехнического института. В 1913 году началось строительство линии, электрифицированной на постоянном токе 1200 вольт между Петербургом и Петергофом. Были сооружены две электростанции в Екатерингофе и Ораниенбауме. Однако работы были прекращены в связи с Первой Мировой войной. Началом эксплуатации электрифицированных магистральных железных дорог России считается 29 августа 1929 года, когда от перрона Ярославского вокзала по маршруту Москва – Мытищи отправился в путь первый российский электропоезд.
Развитие электрификации
год | событие |
1941-1955 | Электрификация 1865 км пути |
1956 | постановление правительства «О генеральном плане электрификации железных дорог |
1958-1965 | На электрическую тягу переведены крупнейшие направления: Москва-Иркутск (свыше 5 тыс. км), Москва-Горький-Свердловск (около 2 тыс. км) |
1965 | электрифицировано 2268 км |
1991 | Электрифицировано 50 т км |
Слайд 9
Ученик 8: Какие преимущества дает электрификация?
Инженер 3: Перевод на электрическую тягу железнодорожных линий позволил увеличить весовые нормы поездов, участковые скорости, среднесуточные пробеги локомотивов. Повысилась устойчивость работы, особенно в районах с суровыми климатическими условиями. К числу важным преимуществ электротяги является экологический фактор. Внедрение на сети железных дорог электрической тяги способствовало ускорению перевозочного процесса, качественно изменило эксплуатационную работу железных дорог.
Учитель: Поблагодарим наших гостей за исчерпывающие ответы. В качестве отработки полученной информации вам предлагается выполнить небольшую работу. Ответе, пожалуйста, на следующие вопросы.
- Какие типы локомотивов эксплуатируются на железной дороге?
- В чем состоит преимущество применения электротяги?
- Какое физическое явление лежит в основе работы электродвигателя и трансформатора?
- Дайте определение электродвигателя.
- Дайте определение трансформатора.
- Какой преимущественно ток используется для питания электродвигателей железной дороги?
- Назовите фамилию ученого, создавшего первый универсальный двигатель
- Назовите фамилию ученого, создавшего первый трансформатор.
Слайд 10
Учитель: Спасибо за ответы. А теперь посмотрим на предмет нашей беседы. Демонстрация ролика.
Учитель: Благодарю всех за внимание!
Различия между электродвигателями и генераторами
Электричество, когда-то являвшееся экспериментальной новинкой, теперь совершенно неотъемлемая часть современной жизни. Электричество обеспечивает освещение, климат-контроль, развлечения и многое другое. Чтобы обеспечить электроэнергию, энергия преобразуется из других форм в электричество, приводя в действие системы и устройства, которые люди склонны воспринимать как должное.
Преобразование энергии из одной формы в другую является ключом к пониманию различий между электродвигателями и генераторами. Электродвигатель преобразует электричество в механическую энергию, обеспечивая источник энергии для машин. Генератор делает обратное, преобразуя механическую энергию в электричество.
Несмотря на это существенное различие в функциях, электродвигатели и электрические генераторы тесно связаны лежащими в их основе механизмами и фундаментальной структурой. Оба основаны на важном законе физики: законе электромагнитной индукции Фарадея.
Закон электромагнитной индукции Фарадея: электричество и магнетизм
Сегодня хорошо известно, что электричество и магнетизм являются двумя проявлениями одной фундаментальной силы, называемой электромагнетизмом. Центральное место во вселенной, какой мы ее знаем, считается, что электромагнитная сила существовала в ее нынешней форме где-то между 10 12 и 10 6 секунд после Большого Взрыва.
В 1831 году физик Майкл Фарадей открыл электромагнитную индукцию, выявив тесную связь между наблюдаемыми явлениями магнетизма и электричества. Интересно, что в 1832 году ее независимо обнаружил другой исследователь, Джозеф Генри. Фарадей был первым, кто опубликовал свои открытия, и по сей день ему приписывают это открытие. Позже Джеймс Клерк Максвелл открыл способ математически сформулировать открытия Фарадея, что привело к разработке уравнения Максвелла-Фарадея.
Закон индукции Фарадея — это закон физики, разработанный для точного предсказания и измерения того, как магнитное поле будет взаимодействовать с электрической цепью, создавая электродвижущую силу (ЭДС). ЭМП преобразуют другие формы энергии, такие как механическая энергия, в электрическую энергию. Именно этот закон физики позволяет нам создавать как электрические двигатели, так и электрические генераторы. Хотя эти два типа механизмов выполняют противоположные функции, они оба основаны на одних и тех же основных законах физики.
Электрические генераторы: Преобразование механической энергии в электрическую
Согласно закону индукции Фарадея, всякий раз, когда происходит изменение магнитного поля в проводнике, таком как проволочная катушка, электроны вынуждены двигаться перпендикулярно этому магнитному полю. Это создает электродвижущую силу, которая создает поток электронов в одном направлении. Это явление можно использовать для производства электроэнергии в электрогенераторе.
Чтобы создать этот магнитный поток, магниты и проводник перемещаются друг относительно друга. Провода наматываются в тугие катушки, увеличивая количество проводов и результирующую электродвижущую силу. Непрерывное вращение катушки или магнита при сохранении другого на месте дает постоянное изменение потока. Вращающийся компонент называется «ротором», а неподвижный компонент называется «статором».
Электрические генераторы делятся на две большие категории: «динамо-машины», которые генерируют постоянный ток, и «альтернаторы», которые генерируют переменный ток.
Динамо-машина была первой формой электрического генератора, которая использовалась в промышленности. Во время промышленной революции его изобрели независимо друг от друга несколько человек. Электрическая динамо-машина использует вращающиеся катушки проволоки и магнитные поля для преобразования механической энергии в постоянный ток (DC). Исторически динамо-машины использовались для выработки электроэнергии, часто используя пар в качестве источника для выработки необходимой механической энергии.
Сегодня электрическая динамо-машина практически не используется, за исключением нескольких приложений с низким энергопотреблением. Генераторы гораздо более распространены для производства электроэнергии. Этот тип генератора преобразует механическую энергию в переменный ток. Вращающийся магнит служит ротором, вращаясь внутри набора проводящих катушек на железном сердечнике, который служит статором. Когда магнитное поле вращается, оно генерирует переменное напряжение в статоре. Магнитное поле может создаваться либо постоянными магнитами, либо электромагнитом с катушкой возбуждения.
Автомобильный генератор переменного тока, а также центральные электростанции, обеспечивающие электричеством сеть, являются электрическими генераторами.
Электродвигатели: от электрической энергии к механической энергии
Электродвигатель действует противоположно электрическому генератору. Вместо того, чтобы превращать механическую энергию в электричество, электродвигатель берет электричество и преобразует его в механическую энергию. Электродвигатели можно найти в самых разных областях применения, от промышленного производственного оборудования до бытовых приборов. Ротор вращает вал для создания механической энергии. Статор состоит из обмоток катушки или постоянных магнитов с сердечником из тонких листов, уложенных друг на друга. Известные как ламинирование, эти слои создают меньшие потери энергии, чем твердая сердцевина. Между ротором и статором имеется небольшой воздушный зазор, который способствует увеличению тока намагничивания.
Хотя электродвигатели могут быть пьезоэлектрическими, электростатическими или магнитными, в подавляющем большинстве современных двигателей используются магниты. Некоторые предназначены для работы от постоянного тока, в то время как другие используют переменный ток. Вы можете найти электродвигатели всех размеров для впечатляюще широкого спектра применений. От крошечных двигателей в часах с батарейным питанием до массивных электродвигателей, приводящих в действие промышленное производственное оборудование, эта надежная, но элегантная технология занимает центральное место в современной жизни, какой мы ее знаем.
Как закон Фарадея изменил мир электродинамики
Хотя электрические двигатели и электрические генераторы выполняют противоположные функции, они оба основаны на одном и том же основном физическом принципе: законе индукции Фарадея. В начале 19 века вклад Майкла Фарадея в изучение электричества и магнетизма не имел себе равных. Несмотря на небольшое формальное образование и несмотря на то, что эмпирическое изучение физических явлений было относительно новой областью знаний, Фарадей, без сомнения, является одним из самых влиятельных ученых за всю историю человечества.
Грандиозное открытие Фарадея, заключающееся в том, что магнитные поля взаимодействуют с электрическими токами, создавая электродвижущую силу, открыло дверь современной электрической технологии. Закон индукции Фарадея лежит в основе трансформаторов, электродвигателей, электрических генераторов, катушек индуктивности и соленоидов. Без этих знаний было бы невозможно разработать надежное оборудование, которое вырабатывает электроэнергию для сети или электродвигатели для питания другого оборудования. На самом деле электродинамика, разработанная Фарадеем, а затем и Максвеллом, также стала главным катализатором специальной теории относительности Альберта Эйнштейна.
Электрические двигатели и электрические генераторы сильно отличаются друг от друга по своим функциям. Однако с точки зрения физики они иллюстрируют две стороны одной медали. Оба основаны на одних и тех же основных физических принципах, и понимание этих принципов сыграло важную роль в развитии даже самых распространенных современных технологий.
Дэвид Мэнни — администратор по маркетингу в L&S Electric. Первоначально эта статья появилась в новом блоге L&S Electric Watts. L&S Electric является контент-партнером CFE Media.
Исходный контент можно найти на сайте www.lselectric.com.
Есть ли у вас опыт и знания по темам, упомянутым в этом содержании? Вам следует подумать о том, чтобы внести свой вклад в нашу редакционную команду CFE Media и получить признание, которого вы и ваша компания заслуживаете. Нажмите здесь, чтобы начать этот процесс.
Статья о гальванике+электричество из The Free Dictionary
Гальваника+электричество | Статья о гальванике+электричестве от The Free Dictionary
Гальваника+электричество | Статья о гальванике+электричестве The Free Dictionary
Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.