Уход Сапсанов из России: чем заменим?

Уход Сапсанов из России: чем заменим?

  • Все материалы

    Новости

    Интервью

    Комментарии

    Мнения

    Обзоры
    Исследования
    5o’clock
    Куда поехать

  • ЖД Транспорт Новости ИнтервьюКомментарииМненияОбзоры

  • АвтоНовостиИнтервьюКомментарииМненияОбзоры

  • Водный транспорт НовостиИнтервьюКомментарииМненияОбзоры

  • Логистика НовостиИнтервьюКомментарииМненияОбзоры

  • Авиация Новости Интервью КомментарииМненияОбзоры

  • Разное
    Новости
    Интервью
    Комментарии
    Мнения
    Обзоры
    Статистика

    Новости
    Интервью
    Комментарии
    Мнения
    Обзоры
    Статистика

  • Спецпроекты
  • Справочник
  1. Главная
  2. /

  3. Новости ЖД транспорта
  4. /

  5. Комментарии
  6. /

  7. Уход Сапсанов из России: чем заменим?

13. 05.2022 11:14:35

ЖД Транспорт / Комментарии

Немецкая компания Siemens, производящая поезда «Сапсан», объявила 12 мая об уходе с российского рынка. Она уже начала «процедуры по прекращению своей производственной деятельности и всей деловой активности».

Комментируя дальнейшую судьбу поездов «Сапсан» и «Ласточка», в пресс-службе ОАО «РЖД» сообщили вчера, что техническое обслуживание будет продолжено в рамках действующего российского законодательства под руководством и контролем холдинга «РЖД». Но как именно, не уточняется.

О приостановке поставок и работы над новыми бизнесами в России немецкий концерн объявил 2 марта после введения санкций в отношении РФ. Siemens заявила, что приостанавливает контракт на поставку РЖД 13 новых высокоскоростных поездов «Сапсан». Бюджет это сделки составляет более €513 млн. При этом компания пообещала продолжить «локальную деятельность по обслуживанию и ремонту в строгом соответствии с санкциями».

В марте спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что место немецкого концерна могут занять другие. В частности, на рынке обсуждалась такая альтернатива по поставкам поездов предприятием «Уральские локомотивы» (входит в группу «Синара»).

Но встал один из главных вопросов – дальнейшее техническое обслуживание и поставки комплектующих для уже находящихся в России «Сапсанов». Детально эти планы ОАО «РЖД» не озвучило. Комментируя ситуацию с приостановкой контракта, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров тогда заявил, что «Сапсаны» продолжат ходить и при возникновении каких-то нюансов РЖД будут запчасти дорабатывать, «искать варианты, как это будет работать».

Зампредседателя комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Виктор Дерябкин считает, что ОАО «РЖД» выстроит новые логистические цепочки, чтобы не потерять поставки скоростных электропоездов «Ласточка» и «Сапсан» после ухода из России немецкого концерна Siemens.

«Не могут все санкции долго действовать. На российском рынке, с такими протяженными железными дорогами, востребованность колоссальная. Я думаю, через некоторое время успокоятся и вернутся. Не вернутся – найдем решение», – заявил он.

В качестве одного из вариантов решения проблемы он назвал Новочеркасский электровозостроительный завод в Ростовской области. «Мы в свое время заграницу электровозами обеспечивали, поэтому ничего смертельного для нас нет. Заменить, конечно, можно будет эти поезда. Помедленнее, может быть, будем ездить, но ничего страшного в этом нет, будем двигаться однозначно», – высказался депутат.

Лидер общероссийского движения предпринимателей Андрей Ковалев в интервью СМИ согласился, что Siemens потеряет инвестиции с уходом из России. «Siemens уходит с технологиями, самыми современными, с компетенциями, с высокопрофессиональными сотрудниками из Германии, которые работали в России», – сказал он.

При этом некритичной ситуацию на сегодня видит эксперт транспортного развития территорий ООО «ЛабГрад» Илья Резников. «На первый взгляд все кажется драматичным. А на второй – оказывается, что у нас прикладывают все усилия для того, чтобы обойти запреты – иногда с помощью параллельного импорта, иногда через какие-то внутренние договоренности. Прекращение поставок «Сапсанов» прямо сейчас не критично», – рассуждает он.

Эксперт поясняет, что, во-первых, в РФ сейчас нет новых линий, где они нужны. Во-вторых, Германия не единственная страна в мире, производящая скоростные поезда.

«Другое дело, что молниеносно заказать и получить составы, например, из Китая тоже невозможно. Строительство подвижного состава, как любой сложной техники, – это достаточно длинная история. Ну а пока ходят слухи, что в среде железнодорожников обсуждается вариант резервирования отдельных составов в качестве доноров запчастей для других поездов. Это довольно печальный, но проверенный метод, иногда метко называемый «техническим каннибализмом». Если почему-то невозможно приобрести запчасти, то с одного поезда начинают переставлять на другой», – комментирует И. Резников.

В определенной степени с ним солидарен и главный редактор ROLLINGSTOCK Сергей Белов, который при этом подчеркивает, что РЖД придется учитывать в планах расчета обеспечения пассажиропотока между Санкт-Петербургом и Москвой, что поступлений оставшихся по контракту машин не будет. В то же время текущая ситуация создает все предпосылки для реализации широкомасштабной программы строительства ВСМ в России по опыту Китая как сильной меры по поддержке экономики. «Крупнейший производитель поездов ВСМ, китайская CRRC, сейчас испытывает проблемы со снижением заказа на внутреннем рынке, а наличие в портфолио зарубежного контракта желаемо ими уже несколько лет. Поэтому потенциальный китайский партнер будет очень даже договороспособен в части локализации и трансфера технологий, хотя и у наших производителей достаточно компетенций для создания отечественной техники», – рассуждает он.

Согласно его предположениям, вопрос дальнейшего сервиса и обслуживания поездов в РЖД и «Синаре» прорабатывают уже с начала марта. И стоит ожидать, что персонал, занятый на сервисных мощностях, перейдет сейчас или в РЖД, или в «Синару». «Таким образом, в краткосрочной перспективе, конечно, возможны ограничения, которые негативно скажутся на ритмичности производства и обслуживания, однако российская сторона сможет их преодолеть в перспективе одного года. К тому же у РЖД большой парк электропоездов и электровозов производства «Трансмашхолдинга», которые могут стать временной заменой в случае необходимости», – говорит он.

Ранее председатель МОО «Союз пассажиров» Кирилл Янков высказывался о том, что заменить «Сапсаны» отечественными поездами возможно, но на это потребуется не менее 4–5 лет. Сервисное обслуживание «Сапсанов» теоретически можно осуществить силами отечественных предприятий, но опять-таки возникает проблема с запчастями. По его мнению, эта проблема не совсем нерешаемая, как в авиации, где серых запчастей крайне мало. Но, скорее всего, количество «Сапсанов» в эксплуатации будет сокращаться с перестановкой запчастей со старых на новые поезда.

Он также напоминает, что с 29 апреля между Москвой и Санкт-Петербургом вновь пустили «Невский экспресс», который по времени в пути несущественно уступает «Сапсану». Гипотетически можно наладить массовый выпуск вагонов «Невского экспресса», однако возникнет проблема с электровозами: локомотивы, которые могут развивать скорость 200 км/ч, либо чешского производства, либо производятся совместно с Alstom (также приостановил поставки и инвестиции в Россию).

Компания Siemens работала в России с 1852 года, обеспечила РЖД высокоскоростными поездами из семейства электропоездов Velaro, которые получили брендовое название «Сапсан». С 2009 года было поставлено 16 десятивагонных поездов серии ЭВС1 постоянного тока и ЭВС2 – двойного питания. Был подписан контракт на техническое обслуживание на 30 лет.

Автор: Наталья Гусаченко

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

санкции 22,
Сапсан,
Сименс

Авиация

Беспилотники налетали на цифровую платформу

Логистика

Эксперт: в России делят контейнеры по сортам

Авто

Операторы притормаживают переход автоперевозчиков в цифру

ЖД Транспорт

Вагонопотоки требуют грамотного регулирования

ЖД Транспорт

Три станции у моря требуют развития

Авто

Депутат ГД: автоперевозчикам выгодно нарушать закон

ЖД Транспорт

РЖД переводят на ИТ-технологии международный грузооборот, но от человеческого фактора отказаться не могут

ЖД Транспорт

Контейнеры пока не отделят от полувагонов

Логистика

Контейнерам прочат восстановление

Авто

Автоперевозчики ищут общий знаменатель, который выведет из серой зоны

Новости

  • 12/05 18:00
    Обзор событий недели
  • 12/05 17:42
    Ленобласть может остаться без маглева
  • 12/05 17:21
    Предприятие Роскосмоса поставит в Санкт-Петербург 14 трамвайных вагонов
  • 12/05 17:06
    Найдены отечественные решения для безопасного мореплавания
  • 12/05 17:00
    Любишь кататься в метро Петербурга, люби и пешие прогулки
  • 12/05 16:54
    Тестовое движение по железнодорожной ветке открыли в промпарке Ворсино под Калугой
  • 12/05 16:40
    РСТ наращивает парк крытых вагонов
  • 12/05 16:09
    Сразу два погранперехода через границу с Эстонией перестанут пропускать автомобили
  • 12/05 15:51
    Ласточка проехала в тестовом режиме из Сочи в Гагру
  • 12/05 15:26
    Если тариф на перевозку груза диктует грузовладелец, то автоперевозчик – проигрывает
  • 12/05 15:10
    Вызовы и возможности даунстрима на Конгрессе по нефтепереработке и нефтехимии: Синтезис 2023
  • 12/05 14:36
    Авиакомпания Nordwind открывает два новых маршрута в Иран
  • 12/05 13:34
    Пассажиропоток авиакомпании Аэрофлот за апрель 2023 года увеличился на 98,2%, до 1,7 млн
  • 12/05 13:08
    В Пензе может появиться новый аэровокзал
  • 12/05 12:17
    Конец Зеленой карты: сколько теперь стоит страховка для поездки в Европу и как ее оформить?
  • 12/05 12:05
    С 15 мая автомобильный пункт пропуска Забайкальск перейдет на круглосуточный режим работы
  • 12/05 11:37
    Стратегию развития беспилотной авиации в РФ утвердят до 1 июня
  • 12/05 10:55
    На морскую грузовую линию Калининград – порт Бронка поставили шестое судно
  • 12/05 10:02
    Выполнение прямых рейсов из РФ в Малайзию, ЮАР и Эфиопию пока не планируется
  • 12/05 09:20
    В Комсомольске-на-Амуре стартовала речная навигация
  • 12/05 09:03
    Изменения биржевых цен значительно не повлияют на цены на бензин в рознице
  • 11/05 18:00
    Грузия сможет принимать рейсы не подпавших под санкции ЕС авиакомпаний РФ
  • 11/05 17:15
    Рынок потерял интерес к перевозке скоропорта в универсальных крытых вагонах
  • 11/05 16:48
    Поезд Ласточка начнет курсировать из Нижнего Новгорода в Иваново с 1 июня
  • 11/05 16:10
    Объем плановых видов ремонта вагонов за 4 месяца сократился почти на 15%

Спецпроекты

  • Нефтяной разворот

    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности — в нашем специальном проекте по ссылке.

  • Итоги X Конкурса студенческих работ на тематику журнала

    На портале РЖД-Партнер.ру опубликованы работы победителей X Конкурса студенческих работ на тематику журнала. Напомним, что соревнование молодых специалистов состоялось в прошлом году, и его итоги по традиции были оглашены в Москве на пленарной сессии XX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство». Материалы доступны по ссылке.

  • Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов

    За последние годы российский рынок вагоноремонта существенно изменился, став преимущественно частным бизнесом. Каковы были основные события в этой сфере в текущем году, что будет с производством и локализацией кассетных подшипников и ждать ли роста выпуска парка инновационных вагонов, а также как цифровые технологии могут помочь участникам рынка бороться с контрафактом и сэкономить время, обсуждали на деловом семинаре «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», организованном журналом «РЖД-Партнер». По итогам мероприятия подготовлен специальный проект, с которым вы можете ознакомиться по ссылке.

НАШИ МЕРОПРИЯТИЯ >>

КАЛЕНДАРЬ ОТРАСЛИ

Выставка
Конгресс
Конференция
Круглый стол
Премия
Саммит
Семинар
Форум
Дискуссионный клуб

Чтобы обеспечить лучшие Ваши возможности просмотра на веб-сайте rzd-partner.ru, мы используем файлы-куки (англ. cookies). Своё согласие на них Вы подтвердите оставаясь на веб-сайте для дальнейшего просмотра или нажимая «Я согласен».

Я согласен

В этом разделе разрешена авториразация не более, чем с 2-х разных устройств.

«Название «Сапсан» придумал я»: последнее интервью Владимира Якунина в РЖД

Глава монополии – о детских увлечениях, первой поездке на поезде и железной дороге будущего

Forbes публикует интервью, которое президент ОАО «Российские железные дороги» дал репортерам детского журнала «GEOлёнок»

В высотку из стекла и бетона недалеко от Комсомольской площади пришли школьники Ангелина Базер и Максим Рубин. Совсем рядом три вокзала, в панорамное окно видны бесконечные рельсы и ряды составов. Лучшее место, чтобы поговорить про железные дороги.

Максим: Владимир Иванович, как вы оказались на железной дороге?

– Честно говоря, не думал, что стану железнодорожником. Учился в Ленинградском механическом институте на инженера по производству и обслуживанию баллистических ракет. Позже работал в Санкт-Петербурге на строительстве большого порта. А к порту всегда подходит железная дорога. Потом был заместителем министра транспорта России: отвечал за то, чтобы грузы, которые перевозят на кораблях, автомобилях, поездах и самолетах, легко перемещались из одного пункта в другой. То есть за взаимодействие всех видов транспорта. В результате, когда в правительстве думали о реформе Министерства путей сообщения, мне предложили взяться за развитие железнодорожной отрасли. И вот уже 12 лет я занимаюсь железными дорогами.

Ангелина: Какой у вас был любимый предмет в школе?

– Наверное, физика и литература. И труд. Мне очень нравилось, когда из куска дерева или металла получалась какая-то полезная вещь. Но больше всего я любил читать. У меня из-за книг даже были проблемы с родителями. Они считали, что их сын должен быть физически развитым. Папа с мамой меня буквально оттаскивали от книг, чтобы отправить, например, на каток. Хотя я был довольно спортивным парнем: разряды по лыжам, плаванию, борьбе.

Максим: Владимир Иванович, вы помните свою самую первую поездку на поезде?

– Самую первую – нет, но одна мне точно запомнилась. Я часто с родителями ездил на поездах. В 1950–1960‑х годах папа – он был военным летчиком – служил в эстонском Пярну. И мы обычно до Таллина добирались по узкоколейке. А когда переезжали в Санкт-Петербург, я впервые попал в вагон, который назывался спальный. До сих пор помню купе с двумя мягкими диванами, и поезд ехал так быстро, что я не мог оторваться от окна.

Еще я очень хорошо помню, как мне папа привез немецкую игрушечную железную дорогу. Намучился я с ней: там нужно было очень точно соединять мелкие детали и шпалы – иначе поезда не ехали. Но все равно очень ее любил.

Максим: Какая железнодорожная профессия самая сложная?

– Все. Почти все профессии на железной дороге связаны с обеспечением безопасности людей и грузов, и каждая сложнее, чем те, что мы видим в обычной жизни. А если бы вы спросили, какая самая любимая, я бы точно так же ответил. Все и каждая – по-своему. Каждому человеку должно нравиться то, что он делает.

Ангелина: Самый длинный маршрут поезда в мире – это Москва – Владивосток. Вы когда-нибудь по нему ездили?

– По всему маршруту – нет. Моя работа не позволяет проводить много времени в дороге. Частично ездил, и даже с детьми и внуками удалось проехать часть маршрута.

Ангелина: «Сапсан», «Стриж» – кто придумывает названия для фирменных поездов?

– Название «Сапсан» придумал я. Совершенно случайно. Вы, наверное, знаете, что сапсан – это самая быстрая птица в мире. Может летать со скоростью до 300 кило­метров в час. И наш «Сапсан» ездит со скоростью 250 кило­метров в час. А вообще сегодня поезда получают имена по опросам пассажиров – например «Стриж», который с июня курсирует между Москвой и Нижним Новгородом.

Ангелина: Как вы думаете, какой будет железная дорога через 20 лет?

– Думаю, что поезда будут использовать магнитную подвеску, или, как ее еще называют, магнитную левитацию. Такие составы будут защищены от аварий – возможно, будут нестись по специальным трубам, чтобы уменьшить сопротивление воздуха. Обычный поезд будет развивать скорость выше 600 километров в час. Так что можно будет быстро доехать от Москвы до Токио или до Аляски. А пока что 576 километров в час – это рекорд скорости электропоезда с двумя вагонами. (Скорость взлетающего самолета около 250 километров в час. – Прим. ред.)

Ангелина и Максим: Большое спасибо за интервью.

История сапсана

В середине 1900-х пестицид ДДТ оказывал разрушительное воздействие на многие виды птиц и других диких животных по всей Северной Америке. Не стал исключением и сапсан. К 1960-м годам сапсаны исчезли с востока Соединенных Штатов и значительной части западных штатов из-за воздействия этого пестицида. Доктор Том Кейд основал Фонд сапсанов для спасения этого вида. Благодаря нашей работе, а также работе многих других организаций и отдельных лиц, «Сапсан» ошеломительно восстановился.

Сегодня это восстановление остается одним из самых успешных усилий по сохранению в истории.

 

Джим Шейн

Внесен в Список исчезающих видов

На первой конференции сапсанов в 1965 году биологи пришли к выводу, что сапсан находится в серьезном упадке во всем мире. Обеспокоенные энтузиасты соколиной охоты считали, что разведение соколов в неволе будет способом сохранить вид, если дикие птицы вымрут. После второй встречи в Корнельском университете в 1969, правительствам США, Канады и Мексики было предложено защитить оставшиеся популяции сапсанов. Министерство внутренних дел США внесло сокола в список исчезающих видов в 1970 году. Сокол оставался в списке исчезающих видов, когда в 1973 году Конгресс принял Закон об исчезающих видах.

ДДТ в окружающей среде

В середине 1900-х годов ДДТ распыляли на сельскохозяйственных полях, болотах и ​​других ландшафтах в качестве средства борьбы с нашествием насекомых. Когда маленькие птицы ели насекомых, зараженных этим пестицидом, часть этого химического вещества оставалась в их телах. Чем больше зараженных насекомых они съели, тем сильнее заразились они сами. Когда сапсаны, в свою очередь, поедали этих мелких птиц, ДДТ накапливался и в организме соколов, но с еще большей скоростью. Это повлияло на способность самок соколов откладывать здоровые яйца. Их яйцам не хватало кальция, а это означало, что они были с тонкой скорлупой и слабыми. Население было в беде. Соколы исчезли из восточной половины Соединенных Штатов и быстро сокращались на западе. В 1972, Агентство по охране окружающей среды США запретило использование ДДТ, что сделало возможным восстановление вида.

 

Стивен Дж. Красеманн

Начинаются восстановительные работы

Профессор орнитологии Том Кейд основал Фонд сапсанов в Корнельском университете в 1970 году, чтобы спасти соколов от вымирания. На протяжении многих лет организация была пионером во многих методах успешного разведения птиц в неволе и выпуска их в дикую природу. Фонд «Сапсан» вырастил и выпустил более 4000 соколов из 1974 по 1997 . В 1985 году Фонд сапсанов провел международную конференцию, посвященную 20-летию первой конференции сапсанов, чтобы отпраздновать выживание и растущее восстановление популяции соколов и оценить ее глобальное положение.

 

Джим Шейн

Победа!

Благодаря разведению и выпуску в неволе сапсаны были восстановлены в своем историческом ареале на всей территории Соединенных Штатов. В 1999 году сапсан был исключен из Списка исчезающих видов США на международном празднике во Всемирном центре хищных птиц. Сегодня это восстановление остается одним из самых успешных усилий по сохранению в истории.

Соколы-сапсаны и наша история

Ранее в этом году Природный центр Schlitz Audubon приветствовал пополнение в нашей программе по хищникам: Отиса, сапсана. Вылупившись в дикой природе в 2013 году, Отис прибыл в Raptor Education Group, Inc (REGI) в Антиго, штат Висконсин, в подростковом возрасте с тяжелой травмой левого крыла. Реабилитаторы дикой природы в REGI считают, что он столкнулся с телефонным проводом в полете, что привело к серьезным повреждениям.

Отис перенес операцию по восстановлению своих травм, но крыло не зажило должным образом само по себе, из-за чего он навсегда потерял способность к сильному полету. Отиса считали, что его нельзя выпускать в дикую природу, и он оставался в REGI в качестве образовательной птицы до начала 2020 года. В прошлом году он переехал в Центр дикой природы в нужде в Окономовоке, штат Висконсин, чтобы продолжить свою работу в качестве посла в области образования. Благодаря тесному сотрудничеству между программой Schlitz Audubon Raptor Program и Центром дикой природы в нужде было принято решение передать Отиса нам, и мы благодарны за прекрасную возможность привлечь его в нашу программу.

Характеристики сапсана

Сапсан — один из крупнейших видов соколов, обитающих в Соединенных Штатах, его средний вес составляет 2 1/2 фунта, а размах крыльев — 3 1/2 фута. У взрослых особей темная, сине-серая голова и перья с более светлой полосатой грудью. Их сланцево-серые крылья и хвост созданы для аэродинамики, они длинные, жесткие и остроконечные. Эти птицы являются свирепыми воздушными хищниками и наиболее известны своей невероятной скоростью, заявляя, что максимальная скорость погружения составляет 240 миль в час. Будучи охотником в полете, сапсаны предпочитают садиться и гнездиться на высоких сооружениях, таких как скалы, обрывы и небоскребы, где они могут осматривать горизонт в поисках добычи. Большую часть их рациона составляют мелкие и средние птицы, такие как утки, голуби и скворцы.

Природоохранный статус сапсанов

Соколы-сапсаны занесены в список исчезающих видов в штате Висконсин с 1975 года. Их вид находился под угрозой исчезновения в течение многих лет из-за отравления пестицидом под названием ДДТ, из-за которого их яичная скорлупа ослабла и лопнула. . С тех пор использование ДДТ было запрещено в Соединенных Штатах, и их популяция медленно увеличивалась за последние несколько десятилетий благодаря комплексному внедрению гнездовых ящиков по всему штату. Такие компании, как We Energies, поддерживали популяции сапсанов, строя гнезда на своих электростанциях, которые благодаря своей высокой конструкции служат идеальным местом для гнездования. We Energies начали свою программу помощи Peregrines в начале 19 века.90-х годов, и сегодня их гнездовья в Висконсине произвели 388 таких птиц.

Соколы-сапсаны в Центре

В поддержку нашей миссии наша программа Raptor направлена ​​на то, чтобы с помощью птиц, находящихся под нашей опекой, предоставить всем значимый опыт и осведомленность об окружающей среде. Наши послы сапсана служат сильным символом сохранения сапсана в нашем штате, привлекая внимание к экологическим угрозам для этого исчезающего вида.

Наша программа получила первые федеральные разрешения на образование в 1983, что позволяет нам заботиться об этих великолепных птицах и делиться их историями. Мы приветствовали нашего первого сапсана, Клиффа, в 1999 году и с тех пор имели честь рассказывать об этом виде. Четыре удивительных сапсана были частью программы Raptor на протяжении многих лет, и наш новый посол Отис продолжит нашу миссию.