Содержание

Как сделать вертолет из бумаги?

Небольшой игрушечный пластиковый вертолетик – одна из любимых игрушек современных детей. А знаете ли вы, что такой же летательный аппарат можно сделать своими силами из бумаги? Делается он очень просто, а времени этот процесс отнимает совсем немного. Конечно, прослужит такая «модель» недолго, но что мешает вам запастись терпением и смастерить для ребенка целую коллекцию разноцветных вертолетиков?

Как сделать бумажный вертолет своими руками?

Для изготовления такой поделки воспользуйтесь данной схемой. Как видите, делать бумажный вертолет надо в три этапа, которые можно разбить на более мелкие.

  1. Подготовьте прямоугольный лист плотной бумаги, желательно цветной. Соотношение сторон приблизительно 4 и 15 см, но вы можете сделать и более крупный вертолет из бумажного листа с теми же пропорциями.
  2. Согните предварительно вырезанную полоску пополам вдоль.
  3. Разрежьте ее вдоль средней линии сгиба примерно до середины.
  4. Затем сделайте небольшой поперечный разрез, как это показано на фото. Его длина должна быть не более трети всего расстояния.
  5. Продублируйте разрез с другой стороны и сделайте симметричные сгибы. Это будет основа, ножка вертолетика, за которую следует держать его при запуске. Верхнюю же часть разрежьте посередине, как в п.4.
  6. И, наконец, завершающим этапом является разделение лопастей будущего вертолета. Загните их в разные стороны, а ножку сложите еще раз пополам, сделав более узкой.
  7. Центральную, не прорезанную часть можно аккуратно зафиксировать капелькой клея, а нижнюю – скрепкой. Не следует заменять клеем металлическую скрепку, поскольку она нужна больше для утяжеления нашего летательного аппарата. С ней он будет держаться в воздухе более ровно, без перекосов.

Запускать вертолет нужно либо с высоты, либо подбрасывая его вверх хотя бы на 2 м. В падении он начинает вращаться и затем плавно опускается на землю. Учитывайте, что скорость вращения бумажного вертолета можно отрегулировать, и делается это путем изменения угла наклона его лопастей от условной вертикальной линии. Также это зависит и от ширины лопастей.

Как сделать вертолет из бумаги в технике оригами?

Из бумаги можно сделать и летательный аппарат другого типа, больше похожий на планер. Однако он оборудован пропеллером в верхней части, и этим напоминает вертолет.

  1. Возьмите прямоугольный лист бумаги формата А4 и загните два верхних угла к центру. Для удобства следует предварительно согнуть лист вдоль посредине. Затем нижнюю полоску отрежьте, придав листу нужную форму. Загнутые стороны согните еще раз внутрь, как показано на втором рисунке.
  2. Теперь верхний острый угол следует загнуть вниз по стрелке, а правую часть отогнуть к центру поделки.
  3. Так же поступите и с левой стороной будущего вертолетика, а когда он станет симметричным, сделайте в верхней части два сгиба, обозначенных пунктиром, и сложите крылья поделки пополам.
  4. Носик, находящийся внутри, следует отогнуть наверх, как во всем известном классическом бумажном самолете. Затем сложите вертолет и как следует разгладьте его.
  5. Возьмите длинную полоску бумаги, которую нужно было отрезать в ходе выполнения п.2. Согните ее как на картинке и переверните. У вас получатся лопасти пропеллера. На средней его части нужно проколоть дыроколом два отверстия.
  6. Отогните крылья вертолета и закрепите сверху на нём пропеллер. Готово!

Теперь вы знаете целых два способа, как делать вертолет из бумаги. А если вам покажется этого мало, дополните коллекцию другими летательными аппаратами — самолетами и ракетами. Порадуйте своего ребенка!

 


Статьи по теме:


Как сделать человека из бумаги?


Искусство оригами очень обширно и выходит далеко за пределы создания известных всем журавликов и бумажных самолетов. Опытные мастера могут создавать из бумаги буквально все – от зверей и растений до техники, еды или построек. В нашем мастер классе мы рассмотрим, как сделать человека из бумаги.

Как сделать шапку из бумаги?


Создание поделок своими руками – это всегда очень увлекательно. А если подойти к делу с фантазией – может быть еще и весьма полезно. Так, из бумаги можно сделать аксессуары к маскарадным костюмам – например, шапки или шляпы. Подробнее о том, как сделать шапку из бумаги, читайте в статье.

Как сделать жабу из бумаги?


Бумажные жабки всегда были любимой поделкой у школьников. Их популярность сравнима разве что с самолетами и хлопушками из бумаги. Если вы также хотите вспомнить школьные годы и сделать жабу из бумаги для себя или детей, вам поможет наш мастер класс.

Как сделать из бумаги арбалет?


Что только не делают из бумаги – фигурки животных, птиц и растений, украшения, одежду и даже оружие. Конечно, мальчишки больше всего любят бумажные мечи, бомбочки, гранаты и арбалеты – все, с чем можно устроить игру в войнушки. Чтобы узнать, как сделать из бумаги арбалет, читайте нашу статью.

 

Как сделать вертолет из бумаги своими руками: технология оригами для детей 3 класса

Как правильно сделать вертолет из бумаги, ведь существует множество идей и мастер классов по изготовлению. Новичкам желательно выбирать простые схемы. Они смотрятся не хуже сложных, не занимают много времени в исполнении, подойдут для детей младшего возраста. Об игрушечном вертолете мечтает каждый мальчик, создание поделки своими руками принесет ему много радости.

  • Особенности бумажных вертолетов
  • Примеры готовых поделок из картона и бумаги
  • org/ListItem»> Где используют
  • Как сделать вертолет
  • Необходимые материалы и инструменты
  • Сборка простой объемной модели с пошаговыми фото
  • Из подручных материалов
  • Видео мастер-класс по созданию военного вертолета
  • Оригами с простой схемой
  • Аппликации для детей
  • Военный вертолет
  • org/ListItem»> Веселый вертолетик
  • Развертки для сборки реалистичных моделей вертолетов
  • АГУСТА
  • Амфибия
  • Шаблоны для вырезания
  • Примеры готовых моделей

Особенности бумажных вертолетов

Вертолеты из бумаги своими руками выполняют разными техниками.

  • Модели с максимальной точностью делают при помощи шаблонов. Вырезают все детали и склеивают между собой.
  • Простые варианты исполняют дети на уроках творчества в виде аппликаций вертолета, оригами фигур, объемных поделок.

Объемные вертолеты из картона можно прикрепить к платформе для выставки.

Примеры готовых поделок из картона и бумаги

Оригами вертолеты из бумаги часто собирают взрослые люди и делают из них коллекции. Для работы распечатывают шаблоны на цветном принтере. Аппликации из бумаги очень любят делать дети до 3 класса на уроках изобразительного искусства. Плоские модели вертолетов можно подвесить на нитку и прикрепить к люстре в детской комнате или оставить в таком виде для детских игр. Ниже представлены примеры готовых моделей.

Где используют

Бумажные вертолеты применяют на различных мероприятиях. Из часто используют:

  • на занятиях детского творчества;
  • для поздравления мальчиков на 23 февраля;
  • для украшения помещений на 9 мая;
  • для игры в домашних условиях;
  • на детских праздниках и конкурсах;
  • для коллекционирования моделей;
  • на корпоративных мероприятиях;
  • на выставках поделок в школах.

Бумажный вертолет принесет много радости ребенку, процесс изготовления очень увлекательный. Творчество помогает развивать воображение у детей и геометрическое мышление.

Как сделать вертолет

Сделать простой вертолет легко, для этого понадобится немного бумаги, ножницы, клей и фантазия. Желательно заранее подготовить рабочее место и все необходимое, чтобы не отвлекаться от работы. Создание поделки не занимает много времени, терпения хватит даже детям дошкольного возраста.

Необходимые материалы и инструменты

Для выполнения поделки понадобится подготовить предметы:

  • цветная бумага;
  • картон;
  • краски;
  • фломастеры;
  • ножницы;
  • клей;
  • белые листы;
  • шаблоны для вырезания.

Схемы для вертолетов распечатывают на цветном принтере, детали не придется разукрашивать. Это облегчает работу, однако процесс довольно кропотливый, так как детали мелкие, и их необходимо аккуратно склеить.

Для изготовления надежной плотной фигуры лучше использовать картон и плотную бумагу.

Сборка простой объемной модели с пошаговыми фото

Технология для 3 класса, которую часто используют на уроках изобразительного искусства называется «Вертолет муха из бумаги». Для работы понадобится пробка от шампанского или вина, картон, шаблон для вырезания, клей, ножницы, простой карандаш и шило. Модель можно изготавливать из бумаги и картона. Чем плотнее материал, тем дольше прослужит игрушка. На фото ниже представлена подробная схема по изготовлению вертолета.

Из подручных материалов

Для работы понадобится картонная форма от яиц, краски, картон, ножницы и канцелярский гвоздь. Изготовление поделки занимает мало времени. Пошаговая инструкция:

  1. Вырезают выпуклые емкости от формы, они послужат корпусом для поделки.
  2. Перегородки от формы вырезают, из них делают хвост вертолета.
  3. У оставшихся ячеек срезают донышко, в будущем их используют, как продолжение корпуса.
  4. Каждую ячейку окрашивают краской яркого цвета, другим цветом рисуют лобовое стекло, окна и двери.
  5. Все остальные детали окрашивают в цвет корпуса.
  6. Черным маркером рисуют контуры окон.
  7. В картонных конусах делают небольшое углубление, надавив на верхушку концом простого карандаша.
  8. Склеивают все детали в полноценную модель.
  9. Из картона вырезают длинные полоски, для каждого вертолета понадобится по две. Склеивают их между собой крест на крест.
  10. Канцелярским гвоздиком прикрепляют к верхушке игрушки.
  11. Приклеивают верхушку на ячейку.

Создание такой поделки совместно с ребенком увлечет его на некоторое время. Процесс украшения и склеивания модели предоставит возможность детям использовать свою фантазию. На фото ниже представлена поэтапная схема сборки игрушки.

Видео мастер-класс по созданию военного вертолета

Военный вертолет из бумаги можно сделать при помощи шаблона. Готовят модель по любой схеме и разукрашивают в камуфляжные цвета. Такую игрушку часто дарят на 23 февраля мальчикам и даже взрослым мужчинам. Военный вертолет можно сделать любой техникой. Ниже представлено видео по изготовлению модели.

Оригами с простой схемой

Модель вертолета из бумаги можно выполнить при помощи техники оригами. Понадобится квадратный лист бумаги. Для этого обычный лист формата А4 складывают наискосок, оставшийся сверху прямоугольник обрезают. Поэтапная сборка игрушки:

  1. Дважды складывают лист наискосок и разворачивают.
  2. Боковые углы отгибают к центральной пунктирной линии, разворачивают.
  3. Переворачивают лист и то же самое делают с другими углами.
  4. Углы от квадрата снизу загибают внутрь, затем верхние отгибают внутрь внахлест.
  5. Складывают ромб пополам.
  6. Расправляют кармашки фигуры с обеих сторон.
  7. Верхний треугольник отгибают вниз.
  8. Разворачивают боковые треугольники в стороны.
  9. Поворачивают фигуру боком, выворачивают изнутри острый треугольник, расправляют край и загибают наверх.
  10. Спереди внутрь вкладывают уголки.
  11. Расправляют лопасти в стороны.

В магазинах продается специальная плотная бумага для скрапбукинга. Из нее получается надежные и плотные игрушки.

На фото ниже представлена подробная схема сборки вертолета техникой оригами.

Аппликации для детей

Аппликация в виде вертолета из цветной бумаги выполняется при помощи шаблона. Его заранее распечатывают на принтере. Затем вырезают все детали, прикладывают к цветному материалу, обводят и вырезают, затем собирают картину. Готовые аппликации можно вставить в рамку и поставить в детской комнате. Так ребенок долго сможет любоваться результатом своей работы.

Военный вертолет

Аппликация в виде военного вертолета подходит для поздравительной открытки на 9 мая и 23 февраля. Ее часто делают в школах и садах накануне праздников. Пошаговая схема:

  1. Подбирают фоновый лист голубого или белого цвета. По центру клеят основание вертолета зеленого цвета.
  2. Белые овалы и скругленный треугольник приклеивают сверху на основание вертолета в виде окон.
  3. Коричневые круги прикрепляют снизу. Поверх наклеивают белые детали.
  4. Красными звездами украшают кабину и хвост поделки.
  5. Из гофрированной бумаги вырезают вертушки для хвоста и кабины.
  6. В центре приклеивают круги другого цвета, фиксируют детали на поверхности.
  7. На фоне приклеивают белые облака.

Если сделать фоновый лист белого цвета, то облака вырезают голубыми. Для выполнения поделки в классах с детьми шаблоны готовят из картона и дают вырезать каждому по очереди. На фото ниже представлена наглядная инструкция по исполнению.

Веселый вертолетик

Аппликацию легко выполнить, так как не нужны шаблоны и схемы. Из цветной бумаги вырезают круги, треугольники, полукруги и полоски. Затем собирают картину:

  1. Из оранжевой и красной бумаги вырезают два полукруга одинакового размера, приклеивают по центру фонового листа.
  2. Справа от него приклеивают большой треугольник. Он будет хвостом.
  3. Из четырех желтых и четырех оранжевых треугольников маленького размера собирают круг на хвосте вертолета, чередуя их между собой.
  4. Снизу делают колесики из двух черных кругов и полосок красного цвета.
  5. Слева фонового листа приклеивают желтый круг, а вокруг него много желтых полосок, получается солнце.
  6. Вырезают четыре больших желтых треугольника, приклеивают их на верхушке в виде лопасти.
  7. Место стыковки краев лопасти, закрывают маленьким зеленым кружком.
  8. Фломастерами рисуют глаза, нос и рот солнышку и вертолетику. Их можно сделать из бумаги.

На фото ниже представлено фото готовой аппликации. Глядя на нее понятны все этапы выполнения картины.

Развертки для сборки реалистичных моделей вертолетов

АГУСТА
Амфибия
Шаблоны для вырезания

Шаблоны для создания вертолетов часто используют для аппликаций и настоящих моделей техники. Их распечатывают на принтере также для раскрасок. Дети младшего возраста любят разукрашивать картинки по своему желанию. На фото ниже представлены схемы для распечатки.

Вертолеты из бумаги принесут много радости детям, они могут играть с ними на улице и воображать себя летчиками. Создание поделки своими руками вместе с ребенком поможет хорошо провести время в кругу семьи и на занятиях творчеством. Многие взрослые люди коллекционируют модели вертолетов. Для изготовления вертолетов используют шаблоны, разрезают и склеивают их по линиям.

Примеры готовых моделей

Создание вертолета своими руками: пошаговое руководство по созданию забавной летающей игрушки Мы здесь, в Teaching Expertise, знаем, насколько важна игра с воображением для малышей; это пробуждает их творческий потенциал, улучшает их навыки решения проблем и развлекает их часами! А что может быть лучше, чем мастерить игрушки из повседневных материалов? Вот почему мы здесь, чтобы помочь вам создать простую игрушку-вертолет. Итак, без лишних слов, давайте запустим этот захватывающий проект и приготовимся к полету!

Необходимые материалы

Прежде чем мы начнем, давайте соберем наши припасы. Не волнуйтесь, у вас, вероятно, большинство из них валяются дома. Вот что вам понадобится:

  • Рулон туалетной бумаги или небольшая картонная трубка
  • Краски или маркеры для декорирования
  • Палочка от эскимо или картон для несущего винта
  • Меньшая палочка или картон для рулевого винта
  • Ершики или соломинки для посадочных салазок
  • Прозрачный пластиковый стаканчик или прозрачный материал для кокпита
  • Дополнительно: маленькая игрушечная фигурка пилота. Не стесняйтесь добавлять любые дополнительные материалы для дополнительных украшений и улучшений.

Узнать больше: Носки в розовую полоску

Пошаговые инструкции

A. Корпус вертолета:

  1. Чтобы сформировать корпус вертолета, возьмите рулон туалетной бумаги или небольшую картонную трубку.
  2. Пришло время проявить творческий подход! Используйте краски или фломастеры, чтобы разукрасить тело так, как вам хочется. Добавляйте яркие цвета и интересные узоры или даже рисуйте на окнах и дверях. Дайте волю своему воображению!

B. Роторы:

  1. Возьмите палочку от эскимо или картон и сделайте главный ротор. Вы можете раскрасить его, добавить наклейки или нарисовать на нем узоры, чтобы он выглядел особенно круто.
  2. Прикрепите несущий винт к верхней части корпуса вертолета. Убедитесь, что он надежен и может свободно вращаться.
  3. Теперь займемся рулевым винтом. Используйте меньшую палочку или кусок картона и украсьте его в соответствии с основным ротором.
  4. Прикрепите хвостовой винт к хвостовой части вертолета. Это поможет стабилизировать полет и добавить реалистичности.

C. Посадочные полозья:

  1. Возьмите ершики для труб или соломинки и сформируйте из них полозья. Вы можете скручивать и сгибать их, чтобы создать идеальное шасси для вашего вертолета.
  2. Прикрепите полозья к нижней части корпуса вертолета с помощью клея или скотча. Убедитесь, что они закреплены и могут выдержать вес вертолета.

D. Кабина:

  1. Теперь пришло время создать кабину, используя прозрачный пластиковый стаканчик или любой другой прозрачный материал, который у вас есть. Украсьте его наклейками, нарисуйте элементы управления или циферблаты и сделайте его похожим на настоящую кабину вертолета.
  2. Используя клей или ленту, чтобы закрепить его на месте, прикрепите кабину к корпусу рядом с передним концом.
  3. Чтобы добавить веселья, добавьте в кабину маленькую игрушечную фигурку пилота. Теперь ваш вертолет готов к приключениям!

E. Дополнительные украшения и детали:

Если вы хотите добавить дополнительные штрихи к вашему вертолету, используйте наклейки, маркеры или краски, чтобы добавить окна, двери или любые другие детали, которые вы хотите. Проявите творческий подход и сделайте его уникальным!

Узнайте больше: Носки в розовую полоску

Идеи для игр и расширения

Теперь, когда ваш вертолет готов, пора дать волю своему воображению! Включите вертолет в творческие сценарии игры и создайте дополнительные транспортные средства или объекты, чтобы завершить игровой набор. Используйте вертолет в качестве реквизита в рассказывании историй или ролевых играх.

Вопросы безопасности

Как и в любом ремесленном проекте, важна безопасность. Вот некоторые соображения, которые следует иметь в виду:

A. Наблюдение за детьми в процессе рукоделия

Всегда полезно присматривать за детьми, пока они работают над каким-либо рукоделием. Предложите руководство, помогите с любой резкой или склейкой и убедитесь, что они используют материалы безопасно.

B. Использование материалов и инструментов, соответствующих возрасту:

Убедитесь, что материалы и инструменты, используемые в поделке, соответствуют возрасту ваших детей. Избегайте острых предметов или мелких деталей, которые могут стать потенциальной опасностью удушья.

C. Надлежащее крепление всех частей во избежание опасности удушья:

Дважды проверьте надежность крепления всех частей вертолета. Обрежьте лишние материалы или ленту, чтобы избежать каких-либо незакрепленных частей, которые могут представлять опасность удушья.

Узнать больше: В игровой комнате

Заключение

Поздравляем с созданием собственного вертолета своими руками! Изготовление игрушек из повседневных материалов пробуждает воображение и творчество и дает чувство выполненного долга. Мы надеемся, что это пошаговое руководство вдохновило вас и ваших малышей на увлекательное путешествие по рукоделию. Мы будем рады увидеть ваши вертолетные творения и узнать о вашем опыте, поэтому, пожалуйста, поделитесь ими с нами. Счастливого полета!

Категория: Идеи для занятий

Самодельные вертолеты | Журнал Air & Space

Белл построил Scorpion Too и Executive с прицепом.
Джо Локстеркамп

Когда кто-то шлепает сто тысяч за транспортное средство — сигаретную лодку, скажем, или спортивную машину, — обычно происходит какая-то торжественная передача: сердечное рукопожатие вместе с ключами, затем капитанская кепка или бутылка вина.

Нет, если транспортное средство представляет собой сборный вертолет. В марте 2009 г., будущий вертолет Рода Хармса прибыл в восьми ящиках, сложенных возле его дома в стиле ранчо недалеко от Пекина, штат Иллинойс. Служба доставки оставила их на ближайшем открытом пространстве: на дороге. «Не у дороги, в дороге», — говорит Хармс. Он позвонил другу, чтобы помочь вытащить их из пробки. Доставка, всего через восемь дней после того, как заказ был размещен в RotorWay International в Аризоне, застала Хармса с незавершенным ангаром.

Четыре месяца спустя он закончил ангар, большую часть каркаса и кабины самолета. Светлый, просторный, оборудованный рабочими столами, электроинструментами и бетонным полом, ангар Хармса находится рядом с его домом: его жена подписала проект при условии, что он не будет строить его в нерабочее время в своей автомастерской — у нее было женское чутье, что она может не видеть его месяцами по воскресеньям.

В одном большом ящике хранятся десятки комковатых картонных листов, завернутых в термоусадочную пленку. Именно так RotorWay упаковывает мелкие детали, такие как стопорные кольца, штифты, гайки и болты, которые при массовой отправке в полиэтиленовых пакетах могут попасть не в те отверстия. Каждая деталь имеет уникальный номер, соответствующий шагу в ноутбуках и DVD-дисках RotorWay.

Впервые привлекшие к себе внимание в дерзкой, оптимистичной рекламе в журналах 1950-х годов («Легко!» «Весело!» «Каждый, кто умеет ездить на велосипеде, может летать на этом!»), первые жизнеспособные домашние вертолеты были созданы Буфордом Дж. Шраммом и Робертом Эвертсом, которые разработали Scorpion (первое название Javelin) и начали продавать его в 1919 году.67 для любителей, которые хотели летать на винтокрыле для отдыха, но не хотели идти по пути автожира с Bensen, Barnett и другими брендами или не могли позволить себе модель заводского изготовления. Двухместный Scorpion и более поздние комплекты Helicom были сложными даже для технически одаренных, но в 1975 году они стоили менее 7000 долларов, что в четверть цены двухместного Hughes 300. Хотя эта ниша начального уровня пострадала, когда в 1979 году дебютировал серийный вертолет Robinson R22 стоимостью 40 000 долларов, индустрия самодельного строительства по-прежнему продает сотни комплектов в год для постройки в рамках любительской экспериментальной категории Федерального авиационного управления.

По словам Гомера Белла, который сам научился летать на двухместном RotorWay Scorpion Too на первой волне энтузиазма по созданию комплектов вертолетов, а сейчас работает консультантом среди производителей вертолетов для дома, «не существует единого типа клиентов. Они повсюду — врачи, фермеры, а не только люди, у которых недостаточно денег, чтобы купить производственную машину». Сообщество комплектных вертолетов намного меньше, чем сборщиков комплектов с неподвижным крылом, но навыки пересекаются: нет ничего необычного в том, чтобы найти строителей вертолетов, чьи конюшни содержат Van’s RV-10 или другой самодельный самолет.

Когда все проверки завершены и формы заполнены, клиент обнаруживает, что он или она является производителем нового самолета, а также его механиком, несмотря на отсутствие лицензии на планер и силовую установку. В этом есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, продавцы таких наборов могут быть гибкими и адаптивными, что помогает поддерживать низкие производственные затраты. Они могут выбрать любой двигатель, который им нравится, или оставить выбор покупателю, который мог бы использовать роторный двигатель от Mazda RX-7, если бы он мог адаптировать силовую передачу. Поскольку FAA не сертифицирует модели вертолетов в разобранном виде как годные к полетам, оно не высказывает мнения по таким вопросам. С другой стороны, в случае аварии законной мишенью заказчика номер один является он сам, как производитель и главный механик.

Слово «комплект» может вызвать в воображении детские воспоминания о сборке модели Revell из картонной коробки, сборке каждого ротора с лопастями и тюбиком клея. Но когда дело доходит до полноразмерных вертолетов, «строить» — более подходящий глагол, чем «собирать». Хотя некоторые детали необходимо вырезать, обрезать или просверлить, никаких магических навыков не требуется. Это помогает начать с хорошо оборудованной мастерской, методического стиля и знакомства с двигателями. Некоторые компании, такие как компания-производитель Hummingbird Vertical Aviation Technologies, позволяют клиентам добавлять доллары, чтобы перейти на «комплект для быстрой сборки», который сокращает время мастерской. Но скорость не главное. Подумайте о больших часах: компания RotorWay хочет, чтобы ее клиенты использовали микрометр и прокладки толщиной с бумагу, чтобы привести ступицу и прикрепленные к ней лопасти ротора (которые растягиваются на 25 футов от кончика до кончика) с точностью до 0,001 дюйма от идеального центра.

«Некоторым следует строить только тачки, — говорит Эл Бехунчик, дилер RotorWay в Альберте, Канада. «Их отношение таково: «Ну, мне он кажется достаточно хорошим!»» Бехунчик потратил 27 000 часов на сборку и пилотирование четырех самолетов в своем «сарае для вертолетов», придумывая улучшения для завода. Дотошный в своей работе, у него мягкие манеры мистера Роджерса, владеющего гаечным ключом, но его тон меняется при обсуждении проблем, которых, по его мнению, легко избежать. Бехунчик говорит, что видит две личности, которые склонны попадать в неприятности: «Одна из них — человек без механических способностей. Другой — тот, кто просто хочет, чтобы это было сделано».

В то время как такой опытный человек, как Бехунчик, планирует потратить 350 часов, чтобы довести новый A600 Talon из ящика до полета, новичок, скорее всего, потратит в два раза больше или даже больше. Я слышал рассказы о людях, которым не хватило десяти лет мастерства. (В рекламе пресловутого одноместного комплекта Mini-500 от Revolution Helicopters утверждалось, что владельцы могут построить его за 40–60 часов, но после серии получивших широкую огласку аварий со смертельным исходом, жестких посадок и обид в 1999 году Revolution закрылась.)

На рынке Северной Америки доминируют пять компаний. Три комплекта производятся в Соединенных Штатах: RotorWay продает Talon; Eagle R&D, вертолет; и Vertical Aviation Technologies, Hummingbird, а в Канаде есть два бренда: Safari и Mosquito. (Б. Дж. Шрамм основал RotorWay в 1961 и Eagle R&D в 1998 году; он погиб в 2004 году в результате крушения вертолета, но его вторую компанию возглавляет жена.) Комплекты с двигателями продаются по цене от 28 000 долларов за одноместный Mosquito начального уровня до 200 000 долларов за четырехместный Hummingbird, комплектную версию Sikorsky S-52. RotorWay доминирует в этой области, поставив свой первый комплектный вертолет Scorpion в 1967 году.

ГОМЕР БЕЛЛ — ГОСПИТОБНЫЙ фермер, выращивающий соевые бобы, который подрабатывает выездным специалистом по устранению неполадок для владельцев комплектных вертолетов; они знают его по имени, а не по фамилии. Поскольку у Белла нет лицензии на планер и силовую установку, его официальная роль скорее наставника, чем механика.

Белл провел два с половиной года на своем двухместном RotorWay Scorpion Too, пилотируя его на выставке в Ошкоше в 1975 году. Би Джей Шрамм оценил Scorpion достаточно низко, чтобы привлечь таких новичков, как Белл: 6900 долларов за полный комплект, включая подвесной мотор Evinrude. Но покупатели Scorpion открыли коробки и обнаружили сырье, ожидающее разрезания, сгибания и соединения в фюзеляж в соответствии с чертежами. Потенциальные пилоты осаждали фирму Шрамма RotorWay за помощью.

«Он круглосуточно принимал звонки от клиентов», — вспоминает Белл, который работал техником в National Cash Register, когда Шрамм пригласил его стать дилером и зарабатывать комиссионные. «Довольно скоро я стал проводить по три-четыре часа в день за телефоном до вечера, а также работал в третью смену», — говорит Белл. «Я сказал Би-Джею: «Я трачу на это слишком много времени. Выпустите меня из этой дилерской сделки».

Решение: Bell будет продолжать предлагать помощь и комфорт сборщикам комплектов, но брать за это плату. В 1984 году он начал приглашать друзей-вертолетчиков к себе домой в Уэйнсвилле, штат Огайо. Через три года июльская «встреча вертолетов» переросла район, и Белл купил ферму площадью 200 акров, где он живет сегодня, выращивая кукурузу и сою и каждую осень откладывая вертолеты для сбора урожая.

В первые годы облет Белла был скорее объездом, когда он принимал неуправляемые вертолеты, прибывавшие на трейлерах. У некоторых из тех, которые выглядели готовыми к работе, были владельцы, которые не хотели совершать первый полет без осмотра винта от носа до хвоста Беллом и другими ветеранами. «Тогда это было больше похоже на семинар, — говорит Белл. «Они приносили свои машины, и мы их критиковали. Мы помогали в некоторых вещах, например, в сборке лезвий». Поскольку у сегодняшних сборщиков комплектов есть гораздо больше помощи — онлайн-форумы, фабричные проверки, платная помощь сборщикам, запасные части, DVD-диски, детали в термоусадочной упаковке — и многие компоненты, такие как лопасти несущего винта, продаются уже изготовленными, нуждаясь только в навесном оборудовании. «Каждый вечер ребята из Helicycle заходят на свой сайт в Yahoo, — говорит Джон Мерфи, владелец одноместного вертолета Eagle R&D Helicycle. «Через несколько минут после того, как у кого-то возникла проблема, она появляется на сайте пилотов». Затем пользователи отвечают решением или начинают обсуждение исправления. «Так что это дает вам теплое пушистое чувство».

Завершение полета на вертолете одновременно завершает испытание и начинает другое. Предположим, что новый двухместный автомобиль идеально оснащен и сбалансирован. Предположим также, что под рукой находится сертифицированный летный инструктор. Тем не менее, первые дни практики, вероятно, будут разочаровывающими и даже пугающими, потому что требуется время, чтобы развить рефлексы и навыки многозадачности, уникальные для пилотирования вертолета. Как только салазки оторвутся от земли, пилоты должны без промедления вносить постоянные небольшие коррективы в органы управления. Ранние винтокрылые машины, построенные в виде комплекта, имели такой высокий уровень аварийности, что инспектор FAA 19 июля70 Статья Popular Science назвала их «самым опасным типом экспериментальных самолетов, используемых сегодня» и предупредила, что 95 процентов аварий происходят на малых скоростях у земли. Это было отрезвляющее изменение тона по сравнению с предыдущими журнальными статьями. Одной из причин беспокойства новичков является явление, называемое динамическим опрокидыванием. Если вертолет поворачивается вокруг шасси во время взлета или одно шасси непреднамеренно касается земли при боковом скольжении, тяга несущего винта перевернет машину на бок, что потребует тысячи долларов на ремонт.

Основные марки комплектных вертолетов используют компоновку классического прототипа Игоря Сикорского VS-300 1941 года, в котором один несущий винт для подъемной силы сочетался с небольшим вертикально установленным винтом на хвостовой балке для компенсации крутящего момента несущего винта. Органы управления полетом на собранных в комплекте вертолетах имитируют органы управления их серийных аналогов. Две ножные педали «противокрутящие» регулируют шаг хвостового винта и направляют нос влево или вправо; общий рычаг соединяется с несущим винтом и толкает машину вверх или вниз; а джойстик на уровне колена, называемый циклическим, регулирует несущий винт, чтобы наклонить вертолет, чтобы он улетел в нужном направлении.

Орв Нейсингх — независимый эксперт из Миссури, который обучал пилотов вертолетов RotorWay в течение 10 лет, а теперь имеет лицензию на планер и силовую установку, что позволяет ему подписывать ремонтные работы во время его выездов на места. Это возводит его в элитный корпус консультантов. Из-за соображений ответственности, небольшого размера рынка комплектных вертолетов и склонности строителей к самостоятельному ремонту количество лицензированных механиков, которые имеют дело с комплектными вертолетами, остается низким. Служба Нейсинга сопровождается мудрым скептицизмом. Прежде чем запланировать работу, при которой он будет летать на чужом комплектном вертолете для обучения или испытаний, он требует, чтобы новый клиент заполнил длинный и отрезвляющий контрольный список.

Клиенты RotorWay также могут отправиться прямо на завод. RotorWay управляет своей летной школой в Stellar Airpark в Чандлере, штат Аризона, в три набора или этапа занятий. Каждый этап занимает до недели. Фаза 1 предназначена в основном для практики парения, которая чередуется со школой по документации, обслуживанию и такелажу. По словам Робина Уактлера, директора летной школы, лучшее время для подготовки к этапу 1 — ближе к концу строительства, но до завершения несущего винта.

Приближаясь к концу сборки, владельцы Helicycle должны провести неделю с представителем Eagle R&D, таким как Дуг Швохерт из Берлингтона, штат Висконсин. Вызов Швохерта на дом осуществляется за дополнительную плату, но не является обязательным, так как он приносит важную пару подшипников несущего винта, которые можно приобрести только на заводе. (После того, как Б. Дж. Шрамм ликвидировал свой интерес к RotorWay и основал Eagle R&D, именно Швохерт убедил его в том, что турбина вместо поршневого двигателя должна быть стандартной силовой установкой вертолета.) Швохерт осматривает каждую деталь перед тем, как отключить турбину, после чего следует ряд регулировок перед началом испытательных полетов.

Отремонтированная газовая турбина Solar T62, которая когда-то использовалась в генераторах, является стандартным двигателем, что составляет четверть от стоимости комплекта в 39 800 долларов. Его силовая часть вращается со скоростью 62 000 об/мин, более 1000 раз в секунду. Коробки передач снижают это значение в 20 раз для хвостового винта и еще больше для несущего винта. Хотя Solar рассчитан на 160 лошадиных сил на валу, Eagle сократил расход топлива, удерживая его на уровне 90 л.с. на валу для увеличения срока службы.

СРАЗУ ПОСЛЕ ОБЕДА в школьном ангаре RotorWay, и разговор идет о смазке: красная разновидность, в большом блестящем шприце для смазки, и куда его направить. RotorWay 162F Executive (замененный A600 Talon в 2007 году) имеет точки смазки под несущим винтом и вокруг приводов хвостового винта. Как объясняет Роберт Престон, заводской пилот-инструктор компании, владельцы будут использовать ружье каждые 25 часов штатной эксплуатации, а также проверять воздушный и топливный фильтры, менять масло и подтягивать цепной привод и три резиновых ремня, приводящих в движение хвостовой винт.

Объясняя, как затягивать болты, Престон советует ученику Дону Пулу: «Помните, что это алюминиевый блок, и каждый раз выигрывает сталь, поэтому не применяйте к болтам больший крутящий момент, чем необходимо — сила обезьяны недопустима!» Выделив время на летную подготовку, Престон проводит неделю, изучая длинный список специальных приемов RotorWay.

Пул — опытный пилот корпоративного реактивного самолета (и лицензированный механик планеров и силовых установок), который, кажется, доволен тем, что выделяет время и деньги на изучение хобби — до определенного момента: он хочет заслужить одобрение на этой неделе, а не возвращаться позже, чтобы закончить Фазу 1. Престон предупреждает его, что большинству студентов нужно вернуться еще на неделю обучения, прежде чем переходить к Фазам 2 и 3. В целом, новичку в вертолетостроении может потребоваться четыре поездки в Чандлер, но в конце концов он или она получит лицензию на винтокрылую машину с золотыми краями.

Терпение и хорошее мастерство — это ключ к успеху, — говорит Эл Бехунчик. «Вертолет — замечательная машина, но если он неправильно построен, он может и убьет вас. Нет оправдания тому, кто строит дрянную машину, потому что учебники и видео показывают, как именно это сделать».

Что люди делают со своими вертолетами после завершения, кроме посещения полетов? Поскольку это экспериментальное судно, коммерческое использование запрещено. Род Хармс планирует использовать свой Talon для двухчасовых поездок в Чикаго, упаковывая багаж в грузовой отсек, который помещается под кабиной. Джо Гетц использует свой вертолет в качестве добровольца в небе для департамента шерифа в округе Марикопа, штат Аризона; ему нравится чувство миссии и тот факт, что при исполнении служебных обязанностей он может приземляться в местах, недоступных для вертолетов, например, на пандусах парковки в центре города. Норм Сент-Питер и его жена используют свой оборудованный поплавком Hummingbird, чтобы лететь из Флориды в северный штат Мэн, где они ловят рыбу в отдаленных озерах.

Переписываясь с Доном Пулом в конце его недели в RotorWay, я узнаю, что он превзошел шансы и завоевал его постоянное одобрение. Это открывает путь к тренировкам дома, за которыми следует дополнительная работа у Чендлера, чтобы закончить свой рейтинг. Затем он планирует погрузить свой Executive на трейлер и отвезти его на запад за фургоном. Там, где кончается тротуар и начинается пустыня, он заберется и направится к холмам.

Джеймс Р. Чайлз — автор книги The God Machine: From Boomerangs to Black Hawks, The Story of the Helicopter (Бантам Делл, 2007 г.).

Белл построил Scorpion Too и Executive с прицепом.
Джо Локстеркамп

Шрамм (ныне покойный) добился своего первого успеха в 1967 году со Scorpion.
НАСМ SI-1B32357-A

Орв Нейзинг (в кресле пилота) и Эндрю Берр из компании Vertical Performance Systems создали новый двигатель для экспериментальных вертолетов и легких спортивных самолетов. Сначала они протестировали его на сильно модифицированном RotorWay Executive по имени Франкенштейн.
Предоставлено Орвом Нейсингхом

Хэп Миллер (в оранжевой рубашке) и помощники переустанавливают лопасти и плавники на вертолете Миллера, который он прицепил к прилету Белла из Калифорнии.
Джо Локстеркамп

Helicycle позаимствовал чехол RotorWay, чтобы помочь ему пережить ночь.
Джо Локстеркамп

В 1950-х годов и позже Игорь Бенсен (за штурвалом) предлагал различные комплекты гироскопов. Он подарил свой B-8M Смитсоновскому институту в 1969 году.
НАСМ СИ-74-2693

Три маленьких вертолета, все в ряд. «Мы только что прилетели в гастроном с отличными бутербродами, — говорит фотограф Джо Локстеркамп.
Джо Локстеркамп

Представлен в 1991, Hummingbird компании Vertical Aviation Technologies имеет планер, заимствованный у Sikorsky S-52.