Содержание
✔ Как определить мощность электродвигателя без бирки?
Ремонт техники и оборудования на электрическом приводе часто требует замены двигателя. Чтобы производительность и другие параметры производственной линии, или отдельного механизма не изменились, нужно выбирать аналогичный мотор, или, по крайней мере, с максимально приближенными характеристиками. Главные характеристики электродвигателя:
- мощность;
- номинальный ток;
- напряжение питания;
- схема подключения;
- обороты.
В большинстве случаев для того, чтобы определить параметры достаточно посмотреть на шильдик, закрепленный на корпусе двигателя. Но не всегда табличка присутствует, или читается. Многие электромоторы эксплуатируются в достаточно сложных условиях, надписи истираются, шильдик может быть деформирован, или закрашен.
Мощность и ток
Существует ряд способов, как определить рабочие характеристики электродвигателя без информации производителя. Но необходимо сразу оговориться, что некоторые параметры будут определены приблизительно. Причем, чем мощнее мотор, тем точнее будут показатели.
Мощность и частоту вращения определяют по габаритным размерам мотора. Большинство электродвигателей стандартизированы. Если замерить размеры корпуса и толщину вала, форму и размеры лап крепления, то по специальным таблицам легко найти марку двигателя, а, значит, и его характеристики. В случае отсутствия таблиц, можно сравнить возможности неизвестного мотора с образцом, параметры которого определены по шильдику. При одинаковых размерах, двигатель, у которого вал больше по диаметру, будет мощнее, а количество оборотов меньше.
Более точный способ определить мощность электродвигателя — замерить номинальный ток на обмотках при помощи токоизмерительных клещей. Для этого нужно знать величину нагрузки на валу. Обычно этот параметр находят в паспорте оборудования. При измерении необходимо обращать внимание на такой факт — сила тока должна быть одинакова на всех обмотках.
Мощность электродвигателя без бирки также можно вычислить, разделив ток на обмотках на 2 для моторов мощнее (предположительно) 1,5 кВт и на 2,2 для более мощных. Пользуясь замерами сопротивления обмоток на отключенном двигателе также несложно найти типовую мощность. Здесь тоже нужен справочник или таблица по двигателям. У моторов одинакового типа и мощности сопротивление обмоток равное (в некотором приближении).
Частота вращения
Как уже упоминалось, у тихоходных двигателей диаметр вала больше, чем у скоростных. Сравнивая результаты измерений валов двух двигателей, характеристики одного из которых известны, можно определить рабочие характеристики в довольно точном диапазоне. Но есть и более точный способ. Нужно посчитать количество пар полюсов статора и подставить в формулу N= 60F/P, где F – частота питающего тока. В классическом варианте — это 50 Гц, но при вычислении нужно уточнить этот параметр для конкретного участка цепи.
Для того чтобы узнать количество полюсов, нужно демонтировать крышку мотора. Делать это можно только при отключенном питании. Асинхронный двигатель может иметь одну, две, три и более пар полюсов. Для точного определения числа полюсов необходимо разбираться в особенностях намотки статора. Таким способом можно рассчитать количество оборотов с точностью до 10%, что вполне приемлемо для большинства промышленного оборудования.
Напряжение питания
Для определения, к какой сети подключать двигатель, необходимо вскрыть коробку борно. Если провода соединены звездой, значит мотор подключают к трехфазной сети питания, если треугольником — к 220 В через преобразователь частоты, или конденсатор, необходимые для запуска двигателя. На внутренней стороне крышки нанесено изображение схемы подключения и указано напряжение питания. Обычно надписи сохраняются при самых сложных условиях работы мотора.
Как определить мощность, частоту вращения, начало и конец обмоток двигателя без бирки. – Советы по ремонту
Что делать, если вы купили или достали каким-то образом эл. двигатель, на котором отсутствует бирка или шильдик с обозначением его мощности, частоты вращения и т.п.?
Либо на старом движке эти данные стерлись и стали нечитабельны.
При этом паспорта или какой-то другой технической документации у вас под рукой нет. Можно ли в этом случае узнать параметры двигателя самостоятельно?
Конечно же да, причем несколькими способами. Давайте рассмотрим самые популярные из них.
Первоначально для точного определения мощности потребуется выяснить синхронную частоту вращения вала, а перед этим узнать, где у нас начало каждой обмотки, а где ее конец.
Обозначение — маркировка обмоток двигателя
По ГОСТ 26772-85 обмотки трехфазных асинхронных двигателей должны маркироваться буквами:
По старому госту обозначение было несколько иным:
Еще раньше можно было встретить надписи Н1-К1 (начало-конец обмотки №1), Н2-К2, Н3-К3.
На некоторых движках для облегчения распознавания концов обмоток их выводят из разных отверстий на одну или другую сторону. Как например на фото снизу.
Но не всегда можно доверять таким выводам. Поэтому проверить все вручную никогда не помешает.
Если никаких обозначений и букв на барно нет, и вы не знаете, где у вас начало, а где конец обмотки, читайте инструкцию под спойлером.
2 метода определения начала и конца обмоток двигателя:
В помощники берете мультиметр и устанавливаете его в режим замера сопротивления.
Одним щупом дотрагиваетесь до любого из шести выводов, а другим поочередно прикасаетесь к остальным пяти проводам, тем самым, ища соответствующую пару.
При ее нахождении на табло мультиметра должна высветиться цифра, показывающее некое сопротивление в Омах.
В остальных случаях с другими проводами сопротивление будет равняться бесконечности (обрыв).
Отмечаете данную обмотку бирками и переходите к оставшимся проводам. Таким нехитрым способом буквально за одну минуту можно «вызвонить» концы всех обмоток.
Однако это еще не все. Главная проблема заключается в том, что вы пока не знаете, какой из двух выводов является началом обмотки, а какой ее концом.
Для того, чтобы это выяснить, соединяете между собой по два вывода от разных обмоток. То есть, условное начало V1 первой обмотки, соединяем с условным концом второй обмотки — U2.
При этом у вас пока нет точной информации начало это или конец. Вы их сами так промаркировали для себя, чтобы сделать последующие замеры.
На другие концы этих двух обмоток (U1 и V2) подаете переменное напряжение 220В или меньше. Зависит это от того, на какое напряжение рассчитан ваш движок.
Смысл всего этого действия – замерить какое напряжение появится на концах третьей обмотки W1-W2. Это так называемый метод трансформации.
Если между W1-W2 будет какое-то значение (10-15В или больше), значит первые две обмотки у вас включены согласовано, то есть правильно. Все подписанные концы V1-V2, U1-U2 вы угадали верно.
Бирки на них менять не нужно.
Если же напряжение между W1-W2 будет очень маленьким или его вообще не будет, то получается, что первые две обмотки вы включили по встречной схеме (неправильно). Бирки на одной из обмоток придется поменять местами.
Разобравшись с двумя фазами переходим к третьей. Здесь процедура та же самая. Соединяете между собой условные начало и конец W1 и U2, а на U1 и W2 подаете 220V.
Замеры делаете между выводами V1 и V2. Если угадали, то двигатель может даже запуститься на двух фазах, ну или по крайней мере между V1 и V2 будет несколько вольт.
Если нет, то просто поменяйте местами бирки W1 и W2.
Второй метод определения начала и конца обмоток еще более простой.
Сперва находите три разные обмотки, как было указано выше. Соединяете их последовательно (условный конец первой с началом второй U2-V1, а конец второй с началом третье V2-W1).
На два оставшихся вывода U1-W2 подаете напряжение 220В. После этого поочередно подносите лампочку к концам каждой из обмоток (U1-U2, V1-V2, W1-W2).
Если она горит везде с одинаковой яркостью, то вы угадали со всеми выводами.
Если яркость будет отличаться, это говорит о том, что данная обмотка перевернута по отношению к двум другим.
На ней бирки нужно поменять местами. Вообще-то по ТБ с лампочкой в качестве контрольки уже давно запрещено работать, поэтому вместо нее лучше используйте мультиметр с функцией замера напряжения.
Как узнать частоту вращения вала двигателя
Для определения частоты по первому способу вам потребуется обычный китайский стрелочный мультиметр (аналоговый, не электронный!).
Определять частоту нужно при положении переключателя мультиметра в режиме измерения тока (100мА). Далее подключаете измерительные щупы в соответствующие разъемы:
- один в COM (общий)
- другой в V, Ом, мА (замер напряжения, сопротивления, тока)
Вскрываете распредкоробку БРНО (блок расключения начала обмоток движка).
Обязательно отключаете питание и проверяете на клеммах отсутствие напряжения!
После этого одним щупом дотрагиваетесь до начала обмотки (любой), а другим до провода, являющегося концом этой же обмотки. Чтобы ничего не перепутать ориентируйтесь по обозначениям на бирках.
Вручную медленно проворачиваете вал на один оборот. В этот момент стрелка на мультиметре начнет отклоняться от своего нулевого значения.
Причем несколько раз. Вам нужно посчитать количество таких отклонений. Что это в итоге дает?
Дело в том, что количество отклонений на один оборот вала соответствует количеству полюсов и напрямую связано с синхронной частотой вращения двигателя (1500 об/мин, 3000 об/мин и т.д.)
Вот таблица такой зависимости:
Помимо такого простейшего есть и более технологичный способ определения частоты вращения вала.
Определение числа оборотов двигателя по диктофону на смартфоне
Для этого вам понадобится современный смартфон с установленной на нем программой диктофона.
При этом запись должна сохраняться и отображаться в графическом виде. Такое к примеру умеет делать прога TapeMachine.
Если у вас подобной нет, придется записать файл в формате mp3, после чего открыть его на компьютере в аудиоредакторе. Дабы ничего не скачивать, воспользуйтесь популярными онлайн сервисами.
Кладете смартфон рядом с двигателем и запускаете движок на холостом ходу. После чего к валу, где должна стоять шпонка, прикладываете жало отвертки.
Диктофон в этот момент должен фиксировать и записывать исходящие звуки ударов отвертки о ребра прорези под шпонку. Если у вас на валу установлен ролик, то можно на конец вала накрутить медную проволоку, а вместо отвертки взять кусок плотного картона (наждачку).
Удары в этом случае будут передаваться от проволоки к картонке. Поработав секунд десять, двигатель можно выключать.
После чего приступаете к анализу графической записи. Тонкая полоса — это звук работы вала.
Большие пики – моменты ударов отвертки. Выберите из всей записи наиболее удачный отрезок и посчитайте количество пиков в 1-ой секунде.
Допустим, их получилось 25шт. В минуту это дает 25*60=1500 оборотов.
Это и есть ваша синхронная частота вращения вала.
Определение мощности по габаритам
Итак, частоту вращения мы узнали, переходим к самой мощности. Для этого вам нужно измерить габаритные размеры движка.
Что сюда входит?
- диаметр вала
- длина вылета вала
- его высота над лапами (высота оси вращения)
- расстояние между лапами (длина, ширина)
Если у вас движок фланцевый, в этом случае необходимо сделать:
- замер диаметра фланца
- а также диаметр самих отверстий на фланце
Для более точных замеров используйте штангенциркуль, а не линейку. Получив и записав результаты, переходим к заводским табличным данным. Вот эти параметры:
Таблица 1 – Определение мощности по валу двигателя
Таблица 2 – Определение мощности по расстоянию между лапами
Таблица 3 – Определение мощности по диаметру фланца
Сравнив полученные цифры с табличными данными, вы без какого-либо подключения к эл.сети узнаете мощность вашего движка.
Определение мощности по току
Если у вас “в поле” нет под рукой вышеуказанных таблиц, зато имеются токоизмерительные клещи, рассчитать мощность электродвигателя можно по результатам замеров при его работе под напряжением.
Для этого отключаете рубильник питания агрегата и вскрываете брно. Провода в нем уложены как правило очень плотно, чтобы подлезть к ним клещами, придется их временно распрямить и развести между собой.
С самих клемм ничего откидывать не нужно. После этого включаете эл.двигатель под напряжение и даете ему несколько минут поработать под нагрузкой (не на холостом ходу!)
Токоизмерительными клещами обхватываете одну из фаз и записываете данные замера.
Помимо тока нужно знать еще и фактическое напряжение. Измерение делаете между фаз приходящего кабеля питания.
Далее, чтобы вычислить мощность, воспользуйтесь известной формулой:
Подставив в нее данные (U в киловольтах!, а ток в амперах) вы узнаете полную мощность движка в кВа. При этом следует учесть, что мощность эл.двигателя не зависит от схемы соединения обмоток статора, будь то треугольник или звезда.
Просто вы получите другие данные по току и напряжению, значение же самой мощности останется прежним.
Дабы узнать мощность электродвигателя в кВт, т.е. на валу, достаточно умножить полученное значение на cosϕ (коэфф. мощности=0,75-0,85) и на КПД (0,75-0,95).
Если у вас нет точных данных этих величин (что чаще всего и наблюдается), подставьте усредненные параметры:
Полученный результат округляете до целого и узнаете искомую мощность.
Метки: асинхронный двигатель, как определить частоту вращения вала, определение мощности двигателя
Как определить мощность двигателя без паспортной таблички?
Теги блога
- 110–220 В,
50Гц 60Гц,
Источник питания переменного тока постоянного тока,
приводы переменного тока,
Источник питания переменного тока,
Основы,
Кабель,
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ,
преобразователь частоты,
Генератор,
Заземление,
гармоники,
Как,
Индукционный двигатель,
инверторы,
Блок управления двигателем,
Реле,
От одной фазы к трем фазам,
Мягкий старт,
Трансформер,
Поиск неисправностей,
UPS,
Приводы с регулируемой скоростью,
ЧРП,
Вики,
Категории
Преобразователи частоты
Преобразователи частоты
Силовые инверторы
Преобразователи напряжения
Устройства плавного пуска
Рекомендовать
- Дом
- Блог
- Как определить мощность двигателя без паспортной таблички?
Четверг, 23 апреля 2015 г.
Если нет заводской таблички, то нельзя узнать и номинальное напряжение. В этом случае вам, возможно, придется угадать прибл. В зависимости от размера двигателя выберите соответствующий автотрансформатор, а затем запустите его без нагрузки, медленно увеличивая напряжение, пока оно не достигнет устойчивого состояния. Однако я все еще не уверен, что это даст вам правильное номинальное напряжение. Существуют стандартные номиналы трехфазного напряжения 380 В, 415 В и 440 В. Я не знаю, возможно ли различие между ними, потому что разница очень мала.
Вы будете эксплуатировать двигатель с автотрансформатором на холостом ходу, повышая напряжение шаг за шагом и на каждом шаге записывая скорость двигателя до тех пор, пока скорость не зафиксируется в этот момент, это будет ваше номинальное напряжение.
Для тока двигателя вы будете эксплуатировать двигатель при его номинальном напряжении, которое мы получаем выше, затем постепенно нагружать двигатель и записывать ток двигателя, и будьте осторожны, чтобы ток нагрузки двигателя был пропорционален нагрузке, пока момент не увеличится немного выше, поэтому будьте осторожны при номинальном токе двигателя.
Метки:
Как
,
Часто задаваемые вопросы
,
Индукционный двигатель
Советы по определению номинального напряжения асинхронного двигателя без данных на паспортной табличке
Сначала измерьте двигатель и сравните измерения с таблицами стандартных размеров NEMA и/или IEC, чтобы определить, является ли он стандартным двигателем NEMA или IEC. Определите стандартные значения напряжения, частоты, скорости и мощности, которые могут применяться к двигателю такого размера.
Осмотрите провода или клеммы двигателя. Определите, позволяет ли количество проводов или клемм подключить двигатель более чем к одному напряжению. Найдите стандартные схемы подключения и подключите двигатель на максимально возможное напряжение.
Для такого рода проектов вам потребуется регулируемый трансформатор достаточной мощности, чтобы обеспечивать половину вероятного номинального тока. Вал двигателя не должен быть соединен с какой-либо нагрузкой. Подключите двигатель при самой низкой настройке напряжения трансформатора. Запишите напряжение, ток и скорость двигателя. Нанесите напряжение и силу тока на график. Продолжайте увеличивать напряжение и отображать ток, пока не заметите, что ток увеличивается быстрее, чем увеличивается напряжение. В этот момент приложенное напряжение, вероятно, на 20 или 30 процентов выше номинального напряжения. Выберите стандартное напряжение IEC или NEMA, которое находится в соответствующей области кривой.
Если вы используете 50 Гц для двигателя NEMA или 60 Гц для двигателя IEC, скорректируйте оценку, используя номинальное напряжение 50 Гц = 5/6 X номинальное напряжение 60 Гц.
Добавлена ссылка на PDF-файл выше.
Что можно попробовать после предварительного определения номинального напряжения:
Если вы можете провести испытание динамометром, вы можете построить график зависимости напряжения от силы тока для крутящего момента нагрузки, который тщательно поддерживается постоянным. Приложенная нагрузка должна быть хорошей оценкой номинального крутящего момента при полной нагрузке. Минимальный ток должен возникать при напряжении, близком к номинальному. Ссылка
Добавлен материал для работы с индукционным генератором:
Я нашел ссылку, которая показывает взаимосвязь между напряжением и нагрузкой при различных номиналах конденсаторов.
Аль-Саффар, Массачусетс; Юи-Чеол Нхо; Липо, Т.А., «Управляемый шунтирующий конденсаторный асинхронный генератор с самовозбуждением», на конференции по промышленным приложениям, 1998 г. Тридцать третье ежегодное собрание IAS. IEEE 1998 г., том 2, №, стр. 1486-1490, том 2, 12-15 октября 1998 г.
Как оценить номинальный крутящий момент
Сначала я бы измерил диаметр вала двигателя. Сравните диаметр с опубликованными данными для аналогичных двигателей. Это должно обеспечить диапазон вероятных значений номинального крутящего момента.
Запустите динамометрический тест, чтобы получить данные для построения кривой зависимости крутящего момента от скорости.