Что такое аэролодка? История и применение аэролодок

Аэролодки – общее название легких глиссирующих судов, оснащенных воздушным маршевым винтом. В отличие от обычных катеров с гребным приводом, которым требуется определенная глубина, аэроботы способны передвигаться по мелководью, плавням, заболоченным водоемам, горным протокам, льду, снегу, преодолевать небольшие препятствия в виде плавающих бревен, коряг, порогов, торосов. Благодаря этим качествам амфибии популярны среди рыболовов, охотников, любителей активного отдыха. Техника может использоваться для транспортировки пассажиров либо небольших грузов в труднодоступных районах, патрулирования, спасательных операций.

Оглавление

  1. История появления

  2. Узлы и агрегаты аэролодки

  3. Корпус

  4. Донная защита

  5. Силовая установка

  6. Особенности винта для аэролодки

  7. Как сделать аэролодку самому

  8. Корпус

  9. Защита дна

  10. Двигатель

  11. Винт

  12. Диаметр

  13. Форма

  14. Ширина лопастей

  15. Сечение

  16. Защита винта

  17. Преимущества СВП Славир перед обычными аэролодками

  18. Динамические характеристики

  19. Легкий старт

  20. Комфорт

Первые теоретические разработки по созданию амфибийных лодок относятся к началу XVIII века. Ими занимался шведский ученый Эммануил Сведенборг, однако довести дело до конца ему не удалось. Настоящего технического прорыва человечеству пришлось ждать почти 200 лет. Прообразом современных глиссеров можно считать аэросани, проектированием которых занимались во многих странах: Германии, Австрии, Франции и др. России, славящейся своими лютыми зимами, бескрайними просторами и весьма скудной сетью дорог, такая техника была жизненно необходима. В 1904 году инженер Сергей Неждановский представил свое изобретение: сани на полозьях с пропеллером. Его модель была несовершенной и мало подходила для практического применения, однако она дала толчок для дальнейших разработок. И уже через 3 года московский завод ДУКС стал выпускать лыжные автомобили Юрия Меллера, которые оснащались моторами мощностью 3,5 л.с. и могли развивать скорость до 16,5 км/ч. В это же время внедряется ряд инновационных решений, актуальных и в настоящее время: установка кабины, крепление двигателя к винту, устройство управления посредством изменения вектора тяги. В 1912 году Игорь Сикорский создал модель, разгонявшуюся до умопомрачительной на то время скорости: 75 км/ч.

Свою лепту в эволюцию аэросаней внесли и военные. В первую мировую войну техника использовалась для разведки, связи и эвакуации раненных солдат. После Октябрьской революции Председателем комиссии по снабжению Красной армии А.Рыковым был создан целый комитет по построению вездеходной техники, в том числе и аэросаней.

Развитие гражданских модификаций в СССР приходится на 30-е годы. В Чувашии между городами Канаш и Чебоксары была проложена почтовая линия протяженностью 85 км, преодолеть которые в зимнее время могли только аэросани. В 1932 году по инициативе общества «Автодор» был создан отдел по строительству глиссеров и аэросаней. Самая массовая модель того времени ОСГА-6 воплотила в себе все передовые разработки. Она имела обтекаемый корпус, мягкий 6-месный салон с большими окнами, защиту винта. Техника использовалась для перевозки почтовых грузов, патрулирования. Во время операции по спасению экипажа застрявшего во льдах парохода «Челюскин» аэросани курсировали между местом посадки самолета и судном, снабжая потерпевших провиантом.

История XX – это чередование мирных отрезков времени с войнами. Уже в 1939 году аэросани снова пригодились на фронте. Во время финской кампании они использовались для разведки, эвакуации, а также десантирования отрядов лыжников, ехавших за машиной прицепом. Но главные события были впереди. Напав на СССР в 1941 году, Гитлер рассчитывал на блицкриг, однако у советского руководства были иные планы. Готовясь к долгой войне, Совет труда и обороны дал указание спроектировать и начать выпуск к зиме новой модели аэросаней. Боевое крещение двухместных НКЛ-26, вооруженных пулеметом Дегтярева, состоялось в январе 1942 года. В дальнейшем техника использовалась во многих операциях ВОВ, включая Сталинградскую битву и обеспечение продуктами блокадного Ленинграда. Велись разработки и по созданию настоящего снежного танка, но машина получилась слишком тяжелой, что негативно отразилось на ее проходимости. В итоге проект закрыли.

В послевоенные годы жители СССР увидели еще одну любопытную модификацию аэросаней. По сути это был установленный на полозья и оборудованный воздушным винтом кузов автомобиля «Победа».

В 1961 году конструкторским бюро Туполева представлена амфибийная модель А-3. Именно ее можно назвать первой аэролодкой. На аппарате был установлен авиационный двигатель мощностью 260 л.с. По воде машина с футуристическим внешним видом разгонялась до 80, а по снегу – до 100 км/ч. За счет воздушных потоков, приподнимавших судно над поверхностью, А-3 могло преодолевать разные препятствия, включая невысокий кустарник.

В настоящее время аэролодки выпускаются в разных пассажирских и грузовых модификациях. Современные модели способны брать на борт до 1,5 т груза, развивать скорость до 150 км/ч и более.

Основные элементы конструкции аэролодки:

  • корпус;
  • донная защита;
  • силовая установка с воздушным винтом;

Корпус

Аэролодки имеют плоскодонную конструкцию без киля. Это обеспечивает скольжение по поверхности без глубокого погружения, что важно на мелководье, а также возможность передвижения по снегу и льду. Наиболее распространенными являются корпуса подковообразной формы. Нижняя часть состоит из нескольких баллонов, изготовленных из ПВХ ткани плотностью порядка 1000 г/м², либо единого надувного отсека. В качестве бортовых ограничителей также используются воздушные баллоны. Приподнятый нос лодки закрывается тентом, а на корме устанавливается транец, к которому крепится маршевой винт.

Некоторые катера имеют кабины, но большинство моделей открытые, защитой от ветра и брызг на них служит лобовое стекло и тент. Консоль с рулевым управлением размещена на палубе.

Донная защита

Броня – один из важнейших элементов аэролодки. В ее задачу входит защита корпуса от механических повреждений и обеспечение скольжения. Изготавливают броню из гибкого прочного, стойкого к истиранию и температурным нагрузкам полимера. Чаще всего из сверхмолекулярного полиэтилена марок PE 500, PE 1000. Это материал с очень низким коэффициентом трения. Из него, к примеру, делают искусственный лед для катков, покрытия для горных и беговых лыж. Еще лучшими характеристиками обладает керамопласт, но его цена значительно выше.

Защита изготавливается не из цельного листа полимера, а из отдельных полос, которые накладываются друг на друга внахлест. Такое конструктивное решение имеет несколько обоснований. Оно:

  • создает эффект чешуи, что увеличивает прочность конструкции и улучшает скольжение;
  • позволяет при сборке плавно обойти обводы корпуса;
  • дает возможность произвести частичную замену поврежденных элементов.

Защита закрывает не только дно лодки, но и баллоны, размещенные по бортам. Это важно, так как инерционные силы при торможении достаточно велики, и боковых ударов избежать не удастся.

Силовая установка

Мощность мотора определяется классом и назначением судна. В небольших рыбацких лодках она составляет 10-20 л.с., тогда как профессиональные транспортные катера оснащаются двигателями на 750 л.с. и более.

Аэролодка приводится в движение при помощи пропеллера. Для безопасности людей он монтируется в решетчатом кожухе. Маневрирование осуществляется при помощи рулей, изменяющих направление тяги.

Воздушный винт – движитель аэролодки. Его задачей является преобразование крутящего момента мотора в тягу. Принцип действия пропеллера заключается в отбрасывании лопастями воздуха, вследствие чего впереди аппарата образуется область низкого давления, а позади – высокого. Это и приводит судно в движение. Основными характеристиками винта являются:

  • диаметр;
  • количество лопастей;
  • размер, форма и сечение лопастей;
  • угол установки лопастей.

Необходимые значения рассчитываются по аэродинамическим формулам, описывающим вращательные и поступательные движения пропеллера.

Одной из основных характеристик, влияющих на КПД движителя, является шаг (геометрический ход) винта. Это теоретическое расстояние, которое он прошел бы за один оборот в твердой среде (фактическое, называемое поступью, несколько больше за счет скольжения в воздухе). Шаг винта находится в прямой зависимости от угла установки лопастей, и на практике рассматривается именно эта величина. Сложность заключается в том, что максимальное КПД достигается только при определенных значениях шага в совокупности с режимом работы мотора. Увеличение или снижение оборотов приводит к потере эффективности. Используемые в настоящее время пропеллеры подразделяются на:

  • Винты неизменяемого шага (ВНШ). Рассчитаны на одну скорость движения судна.
  • Винты фиксируемого шага (ВФШ). Предусматривают изменение положения лопасти, но не во время движения. Это позволяет выбрать режим движения перед поездкой в зависимости от условий.
  • Винты изменяемого шага (ВИШ). Изменение угла положения лопасти происходит автоматически во время движения. Это дает возможность судну двигаться на любых скоростях без потери КПД. Ряд моделей имеют опцию реверса (создания обратной тяги). Это облегчает торможение и маневрирование. Недостаток ВИШ заключается в сложности конструкции, которая содержит множество дополнительных элементов: гидравлический узел, насос, валы. В связи с этим на небольших аэролодках такие системы практически не применяются.

Производители предлагают большой ассортимент аэролодок, но их цена довольно высока. В связи с этим в последние годы появилось много мастерских и народных умельцев, изготавливающих глиссеры в кустарных условиях. Динамические характеристики самодельных судов в ряде случаев сопоставимы с заводскими образцами, а стоимость таких лодок значительно меньше.

Корпус

Основа аэроглиссера – это плоскодонная лодка. Для ее изготовления используют пиломатериалы, листовой ПНД и пр. В классическом исполнении – это конструкция из ПВХ баллонов. Самый простой вариант – приобрести готовую надувную лодку, длиной 3,2-4,0 м.

Защита дна

При движении по чистой воде дно надувной лодки не нуждается в дополнительной защите. Но если речь идет о зимней поездке по льду без нее не обойтись. Для брони используют листы высокомолекулярного полиэтилена толщиной около 3 мм. Желательно собрать чешуйчатую конструкцию из 6-7 листов, укладывая их внахлест. Крепление защиты осуществляется посредством люверс ленты.

Двигатель

Для небольших рыбацких лодок в качестве силовых агрегатов могут использоваться лодочные моторы мощностью 10-30 л.с. Двигатель монтируется на стальную раму, которая крепится к транцу. Передача вращения на винт осуществляется либо непосредственно с вала мотора, либо через ременную передачу. Второй вариант предпочтительней, т.к. предполагает расположение двигателя внизу лодки, тогда как при прямой передаче мотор устанавливается примерно на метровой высоте, что чревато заваливанием судна на высокой скорости из-за смещения центра тяжести.

При выборе мотора важной характеристикой является количество оборотов. Окружная скорость на оконечностях лопастей винта должна находится в пределах 200-240 м/с. При превышении верхнего значения (примерно равного 0,7 скорости звука) происходит уплотнение воздуха на кромке лопасти, что приводит к резкому снижению КПД и ухудшению динамических характеристик. Это распространенная ошибка начинающих мастеров, которые собирают аэродинамические установки без расчетов. Исправить ситуации можно при помощи понижающего редуктора.

Винт

В продаже имеется достаточно много готовых моделей винтов, в том числе и с регулируемым шагом, однако при наличии достаточных знаний о конструкции этого элемента, его можно изготовить самостоятельно. Как правило, речь идет о двухлопастных винтах, выточенных из цельного деревянного бруса либо отдельных пластин с их последующей склейкой эпоксидным клеем.

Диаметр

В принципе, чем больше диаметр винта, тем лучше его динамические характеристики. Но с точки зрения удобства езды он не должен превышать ширину лодки. Таким образом, с учетом защитной рамы оптимальный диаметр винта – на 10 см меньше габарита судна.

Форма

По форме лопасти бывают:

  • трапециевидными;
  • криволинейными, близкими к овалу;
  • саблевидными.

Криволинейная поверхность обладает лучшими аэродинамическими характеристиками. При этом саблевидная форма способствует снижению уровня шума. Однако учитывая, что рев мотора в любом случае громче винта, а выточка саблевидной формы достаточно сложна, лучше остановиться на овальном варианте с симметричным расположением кромок относительно продольной оси.

Ширина лопастей

Чем тоньше лопасти, тем лучше аэродинамические характеристики винта. В то же время ширина обеспечивает прочность. Таким образом, оптимальный размер лопасти в самом широком месте должен равняться примерно 0,1 D.

Сечение

Изменение угловых значений в сечении лопасти называется круткой винта. Общее правило гласит, что чем больше расчетная скорость судна, тем больше должна быть крутка. Соответственно на тихоходных лодках такие винты будут неэффективны. Полный расчет винта можно выполнить, воспользовавшись специальными программами. По полученным данным изготавливаются шаблоны, после чего лопасти обтачиваются.

Готовый винт нужно проверить на балансировку. Для этого его подващивают на оси в горизонтальном положении. Небольшие огрехи можно исправить шлифовкой или даже нанесением дополнительного слоя лака.

Защита винта

Винт на лодку устанавливается в защитном каркасе, закрытом с обеих сторон проволочной сеткой. Это обязательное условие безопасности. Попадание посторонних предметов (например, сорванной ветром шапки) на работающий пропеллер чревато его разломом и разлетом частей в разные стороны. Нельзя исключать и риск прямого поражения по неосторожности вращающимся винтом людей, что грозит тяжелыми увечьями.

Судостроительная компания «Амфибийная техника» выпускает амфибийные вездеходные катера на воздушной подушке под маркой «Славир». Линейка продукции включает катера пассажировместимостью от 4 до 12 человек и грузоподъемностью от 600 кг до 1,2 т. При внешнем сходстве с обычными аэролодками они имеют одно важное конструктивное отличие, а именно: воздушную подушку. Это добавляет судам на воздушной подушке «Славир» технических возможностей, а пассажирам комфорта.

Динамические характеристики

Отсутствие контакта с поверхностью исключает воздействие на днище сил трения. Диапазон использования СВП «Славир» значительно шире, чем обычных аэролодок. Они могут перемещаться не только воде, снегу и льду, но даже по песку или грунту. Смена поверхности проходит практически без потери скорости. За счет клиренса катера плавно без ударов и тряски проходят препятствия в виде волн, торосов, порогов, не подвержены эффекту дельфинирования

Легкий старт

При включении силового агрегата судно поднимается в воздух, после чего приводится в движение. Простой старт обеспечивается вне зависимости от типа поверхности и возможен даже при небольшом перегрузе катера.

Комфорт

Лишь некоторые глиссирующие аэролодки оборудуются кабинами. Это связано с точными расчетами по распределению масс на палубе. Даже незначительные отклонения от них негативно сказываются на динамических характеристиках. В большинстве случаев допускается лишь легкий тент. В отношении СВП таких ограничений нет. Ховеркрафты «Славир» полностью адаптированы для долгих поездок даже в зимнее время. Все катера имеют комфортабельные отапливаемые салоны, хорошо защищающие от ветра, брызг и шума силовой установки.

Классификация лодок. Какие они разные эти лодки

+7 (918) 9916414 +7(938)50-20-430 [email protected] alexz813

Блог

  • admin
  • Статьи

Плоскодонные лодки
Единственное, что можно сказать о плоскодонных лодках, — это то, что они очень устойчивы в безветренную погоду благодаря своему широкому днищу. Однако, что характерно – из-за плоской, широкой носовой части управление лодкой становится более сложным. Этот вид лодок обычно ограничен использованием двигателей небольшой мощности, поскольку на высокой скорости они плохо управляемы. Плоскодонные лодки идеально подходят для рыбалки на отмели от р. Дон до о-вов Камчатки, где малая осадка становится необходимостью.

В начале мореходной истории движение лодки обеспечивалось силой ветра или ручными веслами. Первые конструкторы лодок обнаружили, что лодка идет быстрее и легче управляется, если носовая часть заострена. Вскоре также было выявлено, что высокие мачты лучше уравновешиваются, если опущен центр тяжести, и удерживают лодку вертикально даже в плохую погоду.

Лодки с корпусом водоизмещающего типа и с корпусом глиссирующего типа
Раньше такие лодки конструировались с корпусом «водоизмещающего типа».
Это означало, что корпус будет проталкиваться или крейсировать по воде. Подходящий двигатель для лодки с корпусом водоизмещающего типа – это крыльчатый пропеллер с малым шаговым отношением, который работает от забортного привода или транцевого мотора. С введением механической энергии появились лодки с корпусом глиссирующего типа, в которых лодка частично поднималась над поверхностью воды для скольжения по ней.
Сейчас трудно сказать, какие отличия между этими двумя видами, но небольшая разница существует. Пропеллеры на лодках с корпусом глиссирующего типа обычно полностью не погружены, поскольку необходимо обеспечивать удерживающую способность, а также большее шаговое отношение и откидку лопасти по причине более высоких предельных скоростей.

Лодки с закругленными днищевыми обводами и с V-образным днищем
Лодка с закругленными днищевыми обводами в основном имеет корпус водоизмещающего типа и обычно используется как прогулочная или вспомогательная лодка, или лодка, перевозимая на крыше автомобиля. Лодки данного типа намного маневреннее на низких скоростях, чем плоскодонные.
Лодка с V-образным днищем – это лодка, вероятно, с самой распространенной конструкцией корпуса.
Большая часть производителей лодок на сегодняшний день используют модификации именно этого типа. Данная конструкция обеспечивает хороший ход лодки в штормовую погоду, поскольку остроконечные установочные клинья носовой части способствуют лучшему движению, а V-образное днище смягчает перемещение лодки вверх-вниз. Угол V-образной конструкции называется углом «килеватости».
V-образная конструкция идет от носа к килю лодки, и обычно полностью переходит в плоскую и исчезает у транца. В некоторых V-образных лодках днище полностью плоское и называется «подушкой». Эта подушка обеспечивает большую глиссирующую поверхность и немного уменьшает мягкость в ходе, но увеличивает предельную скорость.

Лодки с тримаранным дном и с туннельным винтом
В водах Краснодарского края плавает огромное количество лодок, которые являются явной модификацией
V-образной лодки и называются тримаранами и «кафедрал»-лодками. Лодка с тримаранным дном – это традиционная V-образная лодка с дополнительными внешними обводами. Эта конструкция более устойчивая на плаву, чем с V-образным дном, но при порывистом ветре ее ход более затруднен, так как увеличена площадь поверхности в носовой части.
Лодки с туннельным винтом были сконструированы для улавливания воздушных потоков под днищем, чтобы уменьшить сопротивление трения.
Данная конструкция отличается от катамаранного днища, поскольку внутренние кромки внешних обводов имеют заостренные углы, что улучшает ход лодки на очень высоких скоростях. Большая часть гоночных катеров имеет конструкцию лодок с туннельным винтом, и иногда называются «гидропланами».

Понтонные лодки
Самыми популярными лодками в Краснодарском крае являются понтонные лодки. Понтонная или палубная лодка,
о чем свидетельствует название, – это плоская лодка с приподнятой палубой, опирающаяся на две наружные бочки (понтоны) которые обычно изготавливаются из алюминия. Этот тип лодок обладает множеством свойств, характерным другим видам лодок. Лодки такого типа при прогулке по воде не поднимают брызг, поскольку палуба поднята над поплавками. Они устойчивы и, если транец прикреплен с внутренней стороны палубы, то такой лодкой легко маневрировать подвесным мотором.

Человек, который ищет лодку для использования везде и всюду, сможет использовать любой вид лодок в разных водных условиях. Но даже на самых широких рынках, конструкция лодки – это дело постоянного исследования и разработки. В специфических рыночных нишах, таких как ниша лыжного оборудования, а теперь и быстро растущие рынки водного спорта и вейкбординга соревнование в лучшей конструкции лодок очень жесткое. Прежде чем приступить к выбору новой лодки поразмыслите, в каких водах вы будете плавать. Затем примите во внимание, сколько человек будут пользоваться лодкой, и определитесь, как будет использоваться лодка. Лодки выпускают в широкой цветовой палитре и компоновке кокпита, с которой вам придется смириться, но все остальные атрибуты вы можете подобрать. Однако, единственное, что должно быть вверху списка при покупке лодки, — это тип дна лодки, который вам более приемлем.

Детали гребного винта лодки

Все, что вы хотели знать о гребном винте своей лодки.

Узнайте все, что вам нужно знать о лопастях, которые приводят вашу лодку в движение.
Лодочный журнал

Ваш гребной винт влияет на все характеристики вашей лодки: ускорение, управляемость, плавность хода, повороты, топливную экономичность и максимальную скорость. Хитрость заключается в том, чтобы найти правильную опору для вашей лодки и правильную опору для того, как вы используете свою лодку.

Было бы легко, если бы реквизит был простым, но гребные винты лодок — это наука и инженерия, племенные знания, чувства, искусство и, да, немного магии. Подобно океану, объект широк и глубок, и те, кто пытается ориентироваться в нем, часто обнаруживают, что это усилие чревато трудностями. Таким образом, многим яхтсменам трудно закрепить знания о гребных винтах.

Исходя из теории о том, что маленькие кусочки легче проглотить, мы собираемся увеличить масштаб и сосредоточиться в первую очередь на меньшем кусочке пропеллерного пирога. Присоединяйтесь к нам, пока мы определяем и объясняем части гребного винта. Это должно стать отличным освежителем для старых солей, в то время как другие послужат основой для интеллектуального разговора с дилерами лодок, продавцами реквизита и другими любителями лодочного спорта.

Реклама

Ступица
Что это такое: Это центральная круглая часть, иногда называемая стволом или выступом гребного винта. Назначение: Это точка крепления лезвий и некоторых опор; ступица также включает в себя центральную ступицу, которая обычно имеет шлицы для сопряжения винта с гребным валом. На многих гребных винтах выхлоп двигателя выходит прямо через ступицу.
Лодочный журнал

Внешняя ступица
Что это такое: У гребных винтов со сквозной ступицей внешняя поверхность ступицы находится в прямом контакте с водой. Что он делает: Внешняя ступица образует точку крепления корней лопастей и вместе с внутренней ступицей создает туннели, которые являются выхлопными каналами. Иногда у него также есть выпускные отверстия. Кольцо диффузора
Что это такое: Это расширяющийся обод на заднем конце втулки гребного винта со сквозной ступицей и выхлопом. Что он делает: Расширяющийся выступ — также известное как кольцо диффузора — предотвращает попадание выхлопных газов обратно в лопасти и уменьшает тягу. Это достигается за счет создания разницы давлений.
Лодочный журнал

Ключ
Что это? Назначение: Шпонка передает вращательные усилия карданного вала на гребной винт; можно сказать, что винт не может свободно вращаться с помощью ключа. Шпоночный паз
Что это такое: Это выточенный паз или канавка во втулке гребного винта. Что он делает: Шпоночный паз позволяет винту и валу соединяться друг с другом; соответствующие выточенные пазы на каждом заполнены «ключом», прямоугольным куском металла.
Лодочный журнал

Внутренняя ступица
Что это такое: Многие гребные винты имеют жертвенный композитный центр между ступицей и шлицами. Что он делает: Если гребной винт ударится о твердый предмет, внутренняя ступица сломается или «закрутится», защищая трансмиссию. Когда это происходит, говорят, что человек «закрутил ступицу». Ребро
Что это такое: На гребных винтах со сквозной ступицей ребра представляют собой соединения между внутренней и внешней ступицей. Что он делает: Ребра создают выпускные каналы в выхлопной опоре со сквозной втулкой. Ребра обычно либо параллельны гребному валу («прямые»), либо параллельны лопастям  («спиральные»).
Лодочный журнал

Лопасти
Передняя кромка
Что это такое: Это передняя часть лопасти, примыкающая к передней части втулки. Что он делает: Передняя кромка гребного винта продвигается к потоку воды, позволяя гребному винту входить и доставлять воду через поверхность лопасти. Задняя кромка
Что это такое: Это задняя кромка лопасти, примыкающая к задней части втулки. Что он делает: Задняя кромка лопасти гребного винта отступает от потока воды. Он должен позволять воде чисто «выходить» с поверхности лезвия для максимальной эффективности. Наконечник лопасти
Что это такое: Наконечник — это часть лопасти, наиболее удаленная от втулки гребного винта. Что он делает: Кончик лопасти проходит наибольшее расстояние за один оборот и, следовательно, выполняет большую часть работы, выполняемой лопастью по движению лодки. Корень лезвия
Что это такое: Точка, в которой лезвие прикрепляется к ступице, называется корнем лезвия. Что он делает: Корень описывает окружность наименьшего диаметра, таким образом преодолевая кратчайшее расстояние за один оборот. Это точка, в которой измеряется «номинальный» шаг лопасти винта. Лицо лезвия
Что это такое: Лицевая сторона — это сторона лезвия, обращенная назад, также известная как сторона давления. Что он делает: Напорная поверхность — это часть лопасти, толкающая воду, когда лодка движется вперед. Задняя часть лезвия
Что это такое: Сторона лезвия, обращенная вперед, известная как сторона отрицательного давления или всасывания, является обратной стороной лезвия. Что он делает: Задняя часть лопасти — это первая часть гребного винта, которая встречает воду при вращении и обычно имеет форму фольги в поперечном сечении для создания разницы давлений.
Лодочный журнал

Почему три?
Пропеллер с одной лопастью был бы наиболее эффективным, даже несмотря на то, что он передает меньшую тягу, поскольку создавал бы наименьшее сопротивление — если бы можно было допустить вибрацию. По мере добавления лопастей эффективность снижается, но снижается и уровень вибрации. Большинство гребных винтов изготавливаются с тремя лопастями в качестве компромисса между вибрацией, удобным размером, эффективностью и стоимостью.
Лодочный журнал

Диаметр
Диаметр — это расстояние по окружности, охватываемой кончиками лопастей. Как правило, чем больше диаметр, тем больший контроль над управлением лодкой (особенно в бурной воде) обеспечивает гребной винт и тем большую мощность он может поглощать от двигателя и передавать воде. Однако диаметр будет ограничен размером корпуса редуктора двигателя, соображениями тяги и апертурными зазорами, а увеличенный диаметр также увеличивает сопротивление, одновременно увеличивая тягу. В результате во многих случаях вместо винтов большего диаметра, работающих на более низких оборотах, используются винты меньшего размера, работающие на более высоких оборотах.
Лодочный журнал

Шаг
Шаг лучше всего описывается как расстояние, которое пропеллер прошел бы за один оборот, если бы он двигался через твердое тело, например, винт в дереве. Теоретически гребной винт с шагом 21 дюйм продвинется вперед (унося с собой лодку) за один оборот на 21 дюйм, хотя реальное расстояние несколько меньше. Важно отметить, что шаг — это не угол наклона лопасти, и на самом деле большинство лопастей винта имеют переменный угол, чтобы угол оставался постоянным. Это связано с тем, что корень охватывает меньший круг, чем кончики, и поэтому кончики имеют меньший угол, чем корни, что приводит к характерному повороту лопастей большинства гребных винтов. В общем, больший шаг означает более высокую скорость, но более низкие обороты; меньший шаг означает снижение скорости лодки при увеличении оборотов двигателя. Это ключ к сочетанию большинства винтов с большинством комбинаций лодок и двигателей.
Лодочный журнал

Передний угол
Передний угол — это угол, под которым лопасти воздушного винта установлены относительно ступицы. Говорят, что лопасти, которые радикально отклоняются назад от ступицы, имеют «высокий передний угол». Говорят, что лезвия, установленные перпендикулярно ступице, практически не имеют наклона. Более высокие передние углы улучшают способность гребного винта работать в условиях всплытия (например, на спортивных и гоночных лодках). При всплытии грабли с более высокими лопастями могут лучше удерживать воду, поскольку она выбрасывается в воздух под действием центробежной силы, и создают большую тягу, чем аналогичные, но более низкие грабли. На более легких и быстрых лодках с более высоким двигателем или высотой транца более высокий рейк часто увеличивает производительность, удерживая нос лодки выше, что приводит к более высокой скорости лодки из-за меньшего сопротивления корпуса.
Лодочный журнал

Чашка
Когда задняя кромка лопасти и/или часть острия сформирована или отлита с загнутой кромкой (от лодки), говорят, что она имеет чашу. Чашка позволяет гребному винту лучше удерживать воду и обычно добавляет шаг от полдюйма (12,7 мм) до 1 дюйма (25,4 мм). Первоначально каппинг был сделан, чтобы получить те же преимущества, что и только что описанные для прогрессивного шага и изогнутого или более высокого переднего угла. Тем не менее, чашеобразные преимущества настолько желательны, что почти все современные, рекреационные, высокопроизводительные или гоночные пропеллеры имеют чашеобразные формы. Чашка обычно снижает скорость двигателя на полном газу примерно на 150–300 об / мин ниже, чем у винта того же шага без чашки. Мастерская по ремонту гребных винтов может увеличивать или уменьшать прижимную планку для изменения оборотов двигателя в соответствии с конкретными эксплуатационными требованиями для большинства гребных винтов. Кубок также позволяет кормовому приводу и подвесным винтам работать на более высоких монтажных высотах и ​​уровнях дифферента, потому что, по сути, он обеспечивает большее сцепление с водой. Вентиляция также уменьшена чашкой. Чаша обычно не имеет большого значения для гребных винтов, используемых в тяжелых или рабочих условиях, когда гребной винт остается полностью погруженным.
Лодочный журнал

Это противовентиляционная пластина
Вентиляция происходит, когда воздух с поверхности воды или выхлопные газы всасываются в лопасти гребного винта; винт завышает обороты, теряя большую часть своей тяги. Для предотвращения этого на подвесных и кормовых двигателях установлены антивентиляционные пластины (с внутренними двигателями эту функцию выполняет днище лодки). При более низком давлении вода кипит при более низкой температуре. Кавитация возникает, когда вода закипает при более низком давлении на задней части лопасти, создавая пузырьки, которые могут взорваться и фактически повредить винт, когда они достигают высокого давления на поверхности лопасти.
Лодочный журнал

Существуют разные конфигурации гребного винта для различных судов. Хотя существует слишком много вариантов и приложений, чтобы перечислить их все в этой статье, вот много популярных типов.

Понтонные катера и рабочие катера: Многие понтоны и рабочие катера имеют тихоходный полуводоизмещающий корпус. Гребные винты для этих лодок имеют малый шаг, большой диаметр и малый передний угол. Чашка также очень минимальна, так как эти винты обычно работают в полностью погруженном положении, и для быстрого движения этих больших лодок требуется большой крутящий момент при низких оборотах двигателя. Если у вас нет высокопроизводительного высокоскоростного понтона, вам подойдет стандартная алюминиевая опора с плоскими лопастями, предназначенная для понтонных применений.
Сайпресс-Кей

Малолитражки: Здесь много вариаций. Однако, как правило, большинство малолитражных винтов имеют круглые лопасти, с некоторой чашеобразной формой и положительным передним углом лопасти. Алюминий подойдет, если вам не нужны дополнительные мили в час. Следует отметить, что алюминиевые гребные винты не вызывают такой сильной коррозии и эрозии, как гребные винты из нержавеющей стали или латуни, когда лодка постоянно находится в доке. Это потому, что разнородные металлы плохо переносят погружение в воду. Химическая реакция называется электролизом, и она очень вредна для подвесных и кормовых двигателей.
Лоу

Bass, Flats, Offshore и Performance Boats: Как правило, здесь нормой являются специализированные винты из нержавеющей стали с высоким наклоном и высоким шагом. Выхлопные винты со сквозной ступицей в этих приложениях обычно используют выпускные отверстия для выхлопа, чтобы обеспечить более быстрое глиссирование. Лезвия тоньше и обычно хорошо отполированы. Эти пропеллеры перемещаются по поверхности для снижения сопротивления, поэтому для улучшения укуса обычно используются тяжелые чаши на задних кромках и кончиках лопастей. Большие диаметры обычно используются для улучшения контроля над бурной водой и управляемости.
Лодки рейнджеров

Лыжные лодки: Больше лезвий с плоскими краями без чашевидной формы типичны для турнирных лыжных лодок и вейкбордов. Эти пропеллеры спроектированы так, чтобы обеспечивать быстрое и мощное ускорение, а также превосходные характеристики управляемости и отслеживания, при этом мало заботясь о максимальной скорости или управляемости на бурной воде. Типичными являются латунь/бронза и нержавеющая сталь.
Билл Достер

9 Различные типы гребных винтов для лодок

Национальная ассоциация производителей морских судов обнаружила, что около 100 миллионов человек ежегодно катаются на лодках. Это означает, что по всему миру на воде находятся миллионы лодок. В результате гребные винты произвели большой фурор в этой отрасли, а типы гребных винтов постоянно расширяются по мере совершенствования технологии лодок.

Если вы заинтересованы в покупке новых гребных винтов для лодок, продолжайте читать, чтобы узнать больше о различных типах!

Типы гребных винтов для лодок

Существует несколько типов гребных винтов для лодок с различными классификациями. К ним относятся:

Типы формы лопастей

Пропеллеры часто кажутся разными из-за типов формы лопастей, но существуют только три формы, в том числе:

1. Кливер

Задняя кромка лезвия скалывателя срезана по прямой линии . Поперечное сечение этой формы лезвия напоминает клин, поэтому передняя кромка острая и тонкая, а задняя кромка является самой толстой точкой компонента. Этот стиль лучше всего использовать на приподнятых двигателях, которые позволяют лопастям гребного винта врезаться в поверхность воды.

2. Обычный

Обычная форма клады — это то, что вы найдете на большинстве гребных винтов. Лезвия имеют закругленный контур с небольшим перекосом и могут иметь различную форму в зависимости от применения. Эта форма пропеллера была спроектирована так, чтобы полностью погружаться в воду.

3. Weedless

Weedless винты имеют закругленные лопасти с большим перекосом, поэтому передняя кромка смещена назад под большим углом. Пропеллеры без сорняков будут выглядеть запутанными в клубке водорослей, которые представляют собой торпеду корпуса ведущей шестерни и края стойки. Вращающиеся лопасти образуют плотный пончик из водорослей, который оборачивается вокруг переднего края внешней втулки.

Этот тип конструкции легко сбрасывает воду при обратном вращении гребного винта. Важно отметить, что большие комки сорняков могут помешать достаточной тяге.

Количество лопастей

В рамках классификации числа лопастей существует четыре типа гребных винтов: трех-, четырех-, пяти- и шестилопастные гребные винты. Наиболее распространены четырех- и пятилопастные гребные винты, поскольку они представляют собой баланс прочности и эффективности из-за количества лопастей.

4. Трехлопастной винт

Винт с тремя лопастями является наименее дорогим из четырех вариантов из-за наличия только трех лопастей. Большинство из них изготовлены из алюминиевого сплава, чтобы обеспечить прочность и долговечность при небольшом весе. Также ускорение лучшее из всех четырех вариантов, а вот управляемость на малых скоростях оставляет желать лучшего.

Если вы хотите установить новые гребные винты на скоростную лодку, трехлопастная конструкция — отличный вариант, поскольку она обеспечивает высокую скорость.

5. Четырехлопастной винт

Хотя стоимость выше, чем у варианта с тремя лопастями, винт с четырьмя лопастями обеспечивает повышенную прочность и долговечность, поскольку они изготовлены из сплава нержавеющей стали. На более низких скоростях четырехлопастные винты превосходны и обеспечивают фантастическую производительность.

Другие преимущества включают потрясающую мощность держателя в бурном море и лучшую экономию топлива среди четырех типов гребных винтов.

6. Винт с пятью лопастями

Винт с пятью лопастями является самым дорогим в этой группе, но также обеспечивает наименьшую вибрацию во время работы. Он также имеет высокую удерживающую способность во время турбулентных поездок и является чрезвычайно прочной конструкцией.

7. Винт с шестью лопастями

Наименее распространенным типом является винт с шестью лопастями, который имеет непомерно высокую стоимость. Однако при такой высокой стоимости минимальная вибрация во время использования, отличная удерживающая способность в каменистой воде и уменьшение поля давления, которое формируется над гребным винтом, что приводит к более плавному ходу.

Шаг лопасти

Шаг лопасти — это смещение, совершаемое винтом при каждом обороте на 360 градусов. Эта классификация гребных винтов включает следующие варианты:

8. Фиксированный шаг

Как следует из названия, лопасти винта фиксированного шага постоянно соединены. Это означает, что положение шага и лопасти всегда фиксированы и никогда не могут быть отрегулированы во время работы. Этот тип пропеллера обычно изготавливается из медного сплава, чтобы обеспечить долговечность и долговечность при бесчисленном использовании.

Гребные винты с фиксированным шагом так же прочны и надежны, как и вся система, и не используют механическое соединение или гидравлику для работы. Затраты на установку, эксплуатацию и производство значительно ниже, чем у винта с регулируемым шагом. Однако маневренность меньше, чем у винта регулируемого шага, поскольку лопасти зафиксированы.

9. Винт с регулируемым шагом

Винт с регулируемым шагом позволяет владельцу регулировать шаг, просто вращая лопасть вокруг вертикальной оси с помощью гидравлических и механических компонентов.

Результатом является постоянная нагрузка без необходимости в реверсивном механизме, поскольку шаг изменяется в соответствии с текущими рабочими условиями. Это улучшает маневренность и общую эффективность двигателя, тем самым улучшая расход топлива.

Недостатком установки гребного винта с регулируемым шагом является увеличение загрязнения масла, поскольку гидравлическое масло может вытекать при регулировании шага. Кроме того, система чрезвычайно сложна и, следовательно, является дорогостоящей с точки зрения эксплуатации и установки. Поэтому, если возникает механическая проблема, это может быть невероятно дорогостоящим решением.

Связанный: Части лодки (Иллюстрированная схема строения лодки)

Часто задаваемые вопросы

Как работает гребной винт лодки?

Поскольку лодки водоизмещаемы в воде, устанавливается гребной винт для движения корабля вперед или назад, в зависимости от шага или поворота блока.

Двигатель соединен с гребным винтом через узел вала, который разделен на три компонента: упорный, промежуточный и хвостовой валы. Упорный вал является основным компонентом, выходящим из двигателя и получающим вращательное движение от коленчатого вала.

Промежуточный вал соединяет упорный и хвостовой валы. Последний сегмент представляет собой хвостовой вал, который соединяется с гребными винтами с одной стороны, и редуктор, который соединяется с промежуточным валом, с другой.

При вращении двигателя лопасти, имеющие форму определенного шага и форму спирали, преобразуют мощность вращения в тягу в одном направлении. Лопасти гребного винта создают давление между передней и задней поверхностями, тем самым ускоряя воду назад, а лодку, как реактивную силу, вперед.

Чтобы лодка двигалась задним ходом, гребные винты должны вращаться против часовой стрелки, что меняет направление тяги и толкает воду вперед.

Какие материалы для гребных винтов наиболее распространены?

Выбор материала гребного винта зависит от опыта плавания на лодке. Например, для лодок, предназначенных для быстрого движения, потребуется легкий материал, такой как алюминий, для обеспечения производительности. Алюминиевые гребные винты также в основном используются на небольших или средних лодках, потому что они экономичны, легко ремонтируются и легки.

Другим популярным материалом является бронза, поскольку она является защитным барьером от коррозии. В основном вы найдете бронзовые пропеллеры на бортовых двигателях, потому что они устойчивы к усталости и изгибам.

Нержавеющая сталь — еще один популярный вариант, поскольку она может выдерживать суровые условия и высокие скорости. Этот тип материала гребного винта лучше всего подходит для тяжелых лодок из-за его высокой прочности. Металлические сплавы также становятся все более популярными, поскольку они представляют собой сочетание лучших качеств нескольких металлов.

Например, Нибрал — популярный сплав, состоящий из бронзы, алюминия и никеля. Эта комбинация долговечна, прочна и устойчива к коррозии, поэтому в основном используется в больших досках с кормовыми приводами или стационарными двигателями.

Что я должен искать в пропеллере?

Тип гребного винта во многом зависит от того, какой тип гребного винта вы хотите получить от катания на лодке. Это связано с тем, что некоторые гребные винты для лодок были разработаны для высокой скорости в открытой воде, а другие были разработаны для тяжелых лодок, движущихся по бурным водам. Другие пропеллеры были созданы для буксировки вейкбордистов, клубней или водных лыжников.

Определение желаемого опыта катания на лодке значительно улучшит весь процесс выбора и должно быть первым соображением в вашем списке. В дополнение к конкретному типу материала, указанному выше, количество лопастей является ключевым фактором при покупке нового гребного винта. Количество приобретаемых вами лопастей будет иметь большое влияние на плавность хода и эффективность всей вашей лодки.

Кроме того, примите во внимание размер лодки, которая у вас есть в настоящее время, и тогда вы сможете определить оптимальное количество лопастей. Еще одним важным аспектом покупки гребного винта являются необходимые размеры. Диаметр и шаг гребного винта являются двумя наиболее важными размерами. Меньший шаг соответствует более высокой скорости и ускорению.

Диаметром считается расстояние от одного конца лезвия до другого. Пропеллер большего диаметра создает большую мощность, а меньший диаметр создает большую скорость.

Каковы основные компоненты гребного винта?

Стандартный гребной винт состоит из 13 деталей. Кончик лопасти — это конец гребного винта, передняя кромка — это лопасть, ближайшая к лодке, а задняя кромка — это лопасть, наиболее удаленная от лодки. Небольшая кромка на задней кромке лопасти называется чашкой и позволяет гребному винту немного лучше удерживать воду во время тяги.

Поверхность лопасти — это часть лопасти, обращенная от лодки, которая создает положительное давление. Задняя часть лезвия — это противоположная сторона лезвия, которая создает отрицательное давление или всасывание.

Корень лопасти — это часть, которая крепится к внутренней ступице, которая является передним концом всей ступицы. Этот компонент изготовлен из металла и передает тягу на гребной вал и, в конечном итоге, на всю лодку.