Москвич, собранный оборонщиками. Он правда был лучше? — журнал За рулем

Многие гонялись именно за ижевскими Москвичами — мол, они по качеству лучше московских. Но этот автомобиль интересен еще и тем, что он из первых партий. И отличается внешне от других Москвичей.

Тридцать лет и три завода

Кроме Москвы и Ижевска, Москвич-412 выпускали еще и в Болгарии, в городе Ловече. Там наших 408-х и 412-х Москвичей собрали больше двухсот тысяч.

У нас Москвич-412 выпускали три десятилетия. На ижевском заводе производство свернули лишь в конце ХХ века. А официально выпускать в Москве на МЗМА начали в 1967-м. Правда, товарные автомобили пошли в 1968-м. Как раз тогда московский завод в честь 50-летия комсомола переименовали в АЗЛК. И практически одновременно аналоги стали делать в Удмуртии.

Москвич от оборонки

Почему Удмуртия? Во второй половине 1960-х, когда решался вопрос о строительстве нового гигантского завода в Ставрополе-на-Волге (позднее он стал Тольятти) и покупке итальянской технологии, были в руководстве страны те, кто смотрел на эту затею скептически. В частности, Дмитрий Федорович Устинов, тогда еще не министр обороны, а секретарь ЦК КПСС, курирующий оборонную промышленность.

7 нескучных фактов про Москвич-2141

Он считал, что не стоит тратить валюту на новый легковой автомобиль, а если и наращивать производство, то Москвичей. В итоге приняли компромиссное решение (говорят, его инициировал сам генсек Брежнев) строить оба завода – большой на Волге и поменьше для производства Москвичей в Ижевске.

Там, благодаря оборонным предприятиям, были и опыт, и квалифицированные кадры. Поэтому ижевский завод курировал Устинов, предприятие никогда не подчинялось министерству автопрома, а числилось за оборонно-промышленным комплексом.

Именно поэтому в 1970-х ходили разговоры, что ижевские машины по качеству лучше московских. Думаю, это преувеличение. Ведь и комплектующие одни и те же, и технологии почти одинаковые.

В видеоролике — ижевский, ранний (1974 года) и, кстати, редкий Москвич. Большинство ижевских 412-х оснащали круглыми фарами – машин с прямоугольными было совсем немного.

Высокая мощность — зло

АЗЛК всегда шел эволюционным путем. Машины постоянно модернизировали. И когда поспевал новый кузов, на него шли опробованные на предыдущей модели узлы и агрегаты. А потом, уже на серийных автомобилях, появлялись очередные новинки.

Этот Москвич пережил страну! Тест любимой машины

Кузов у 412-го был от модели 408, появившейся в 1964 году. Правда, в 1970-м провели рестайлинг. В частности, появились большие прямоугольные фары — с ними автомобиль выглядел свежо и современно.

Но главное отличие 412-го от 408-го — новый мотор. Для СССР почти революционный! Двигатель развивал 75 л.с. при объеме 1,5 л. Даже в 1990-х такое соотношение считали нормальным.

На самом деле 412-й мотор мощнее! Ветераны АЗЛК рассказывали, что мощность двигателя не завысили, как принято нынче, а занизили. Конвейерные уфимские моторы спокойно выдавали 80 сил. Но главный конструктор АЗЛК Александр Федорович Андронов мудро записал 75 сил. Придет комиссия с проверкой и недосчитается пары сил конвейерного мотора — неприятностей не оберешься. А уж 75 мотор выдаст всегда!

Двигатель Москвич-412 отличала не только мощность, но и надежность.

Мотор не от BMW

Инженеры МЗМА внимательно изучили прекрасный баварский мотор. Хотя наш вовсе не копия мотора BMW. И геометрия (диаметр цилиндра и ход поршня), и компоновка, и камера сгорания у 412-го иные. Да и блок алюминиевый, а не чугунный. А потому и ремонтировать его проще — никаких расточек и ремонтных размеров. Капремонт поршневой сводился к замене гильз и поршней. А кольца можно было менять, даже не снимая двигатель. Достаточно демонтировать головку и вытащить гильзы.

Такие моторы легко ходили тысяч по сто с гаком. И масло от замены до замены не приходилось доливать.

Кастрюля течет

Машина для директоров и колхозников — история уникального Москвича‑411

Ленинградский карбюратор К-126Н был далек от совершенства. Многие его меняли на карбюратор ДААЗ (как на Жигулях). И отзывчивость на нажатие педали газа, и зимний пуск становились заметно лучше.

Еще один конструктивный просчет — в Москвиче низко стоит прерыватель (на жаргоне — трамблер). А трамблер часто заливало водой, если смело форсировать глубокие лужи.

К мощному 412-му двигателю полагался гидровакуумный усилитель тормозов, которого не было на 408-м Москвиче. Усилитель — лицензионный, фирмы Girling. Но из-за низкого качества отечественных уплотнений был ненадежен. И если жидкость из бачка ушла, а течи снаружи не видно — значит, она в усилителе. Или, как говорили ремонтники, в «кастрюле».

Не скучно, но холодно

У этого Москвича приличный по меркам начала 1970-х салон. Правда, новинки вроде мягкой обивки панели приборов, появились на ижевских машинах позже. И комбинация приборов с вытянутым спидометром на ИЖах оставалась до конца производства — на московские машины давно ставили с круглыми циферблатами.

Характерный «вытянутый» спидометр на ижевских Москвичах ставили до конца производства.

Зато на ИЖи монтировали приемники «Урал», которые были гораздо лучше, чем в Москвичах производства АЗЛК. Приемник — съемный и с отдельной антенной. Его можно использовать от батарейки и вне автомобиля.

На ижевские автомобили монтировали очень продвинутый по тем временам съемный приемник «Урал».

А печка — беда Москвича. Чего только умельцы не выдумывали! И меняли местами впускной и выпускной шланги, и самодельные дроссели в шланг вставляли. Помогало, но не особо. Ездить зимой без верхней одежды в Москвиче никому в голову не приходило.

Бензобак с блокировкой

Машины нашего детства – ретротест Москвича-2140

Наружного замка багажника у Москвича-412 нет. Традиционно, еще с 402-го Москвича, крышку на седанах МЗМА открывали из салона рычажком, от которого идет трос. Удобная схема. Но зимой из-за влаги поржавевший трос в оболочке еще и замерзал. Потянешь посильнее — отрывается от места крепления.

И вот ситуация: бензоколонка с пистолетом рядом, а бак открыть нельзя, поскольку он прикрыт лючком, фиксирующимся крышкой багажника. Лючок удавалось осторожно отогнуть, выбрав люфт крышки багажника и хоть немного приподняв ее. Проще, конечно, один раз снять и как следует смазать трос.

Запаска лежит справа в багажнике – неудобно, но девать ее некуда. Бензобак — под полом. А нишу, куда бы колесо вставало вертикально, хоть и планировали, но так и не сделали.

Запасное колесо в багажнике, поскольку часть пола багажника – бензобак.

Коробка недостатков

Как советские автомобили переделывали за рубежом: в вольном переводе

Кроме того, коробка часто ломалась. Особенно при неаккуратном резком переключении.

Въезд в Великобританию закрыт

В первую очередь с тормозами и связана бурная, но короткая история экспорта Москвича-412 в Великобритании. После успеха в ралли Лондон—Мехико, в начале 1970-х, там продавали до трех с половиной тысяч Москвичей в год, то для страны с автомобильным изобилием совсем неплохо.

Но именно тормоза называли самым слабым местом резвой машины. Журналисты оценивали динамику советского автомобиля на пять, а тормоза… на единицу. Всего за несколько лет продажи Москвичей в Британии упали в десять раз, а потом и вовсе сошли на нет.

Дедушкин автомобиль

Москвич нашего детства: 2141 — приговорен с рождения

Позднее Москвич-412 все же обрел дисковые механизмы спереди и более надежный вакуумный усилитель. Но это было уже в начале 1980-х. В те годы к 412-му относились уже по-другому. Эволюция обернулась стагнацией, а преклонный возраст модели стал ассоциироваться с возрастом покупателей. Эдакий стариковский дачный автомобиль. Впрочем, сейчас это определение звучит совсем не обидно.

  • Собираясь в дорогу, проверьте, все ли вещи поместятся в багажнике и салоне автомобиля. Если есть сомнения, приезжайте к нам за автобоксом: актуальный и широкий ассортимент, скидки при покупке, монтаж и доставка. Нет места для хранения? Возьмите автобокс в прокат!
  • При необходимости защитить радиатор автомобиля от попадания камней и прочих неприятностей всегда можно изготовить защитную сетку своими руками или установить модельную защиту радиатора.
  • «За рулем» теперь можно читать в Яндекс.Дзен.

Жить с «Каблуком» конечно можно…

С. Ионес

На протяжении многих лет ИЖ-2715 оставался единственным в СССР серийным пикапом на базе легкового автомобиля. С различными модернизациями его выпускали с 1972 по 2001 гг. И сегодня он присутствует только на вторичном рынке. Теперь сегмент новых автомобилей занимают более современные и вместительные машины того же класса: ИЖ-2717, несколько моделей ВИС. Тем не менее, подержанные ИЖ-2715 достаточно распространены, они привлекают к себе внимание низкой ценой. И для обслуживания рынка или выездной торговли «каблук» намного удобнее сопоставимой по цене «копейки».

Машина, созданная на базе легкового ижевского «Москвича», по основным узлам унифицирована с ним и с его близкими родственниками, выпускавшимися на АЗЛК. Разумеется, у него, как и у каждого автомобиля, есть свои специфические особенности. Мы попробуем коротко рассказать о том, с чем вероятнее всего столкнется человек, решивший поработать на ИЖ-2715.

Его кабина представляет собой часть салона «Москвича»-412, и она уже, чем у ВИС-2345. Но посмотрим внимательнее. У «Москвича» в силу особенностей компоновки моторный щит сильнее, чем у «Жигулей», смещен вперед относительно сиденья водителя. Поэтому места для ног высокого человека в «каблуке» заметно больше. По той же причине «баранка» в нем наклонена сильнее. Вследствие чего некоторые водители считают, что у «Москвича» вообще и у «каблука», в частности, эргономика лучше, чем у «Жигулей». А вот на ИЖ-2717 и «Москвиче»-2335, и рабочее место водителя, и кабина в целом шире и явно комфортабельнее, чем у старого «каблука».

А этот «каблучок» ещё поживет и побегает

На ИЖ-2715 устанавливались три разных рулевых колеса. Первое, самое массовое – очень старое, от «Москвича»-408 с кольцевой кнопкой сигнала. Его большой размер несколько облегчает руление, но тонкий и скользкий обод сегодня устраивает не всех. Поэтому такую «баранку» нередко заменяли рулем от «Москвича»-2140, который полностью взаимозаменяем с «родным». Основная версия «сорокового» руля имеет полумягкий обод, хотя встречаются «баранки», у которых он деревянно-жесткий. Третью модель руля устанавливали на последние партии ИЖ-2715. Это «баранка» от ВАЗ-2108, которой в то время комплектовали машины ИЖ-2126.

Водитель, не ездивший ни на чем, кроме отечественных малолитражек, легко адаптируется к компактному пикапу, только надо привыкнуть сдавать задним ходом и перестраиваться направо «по зеркалам». Машина обладает важным для развозного автомобиля преимуществом перед современными аналогами: лучшей маневренностью. Ей способствуют и более короткая база, и больший угол поворота управляемых колес. «Каблук» менее устойчив в повороте, чем легковые «Москвичи», потому что у него выше центр тяжести.

Карбюратор ДААЗ – большое достоинство

Из-за сравнительно короткой базы ИЖ-2715 проигрывает современным отечественным пикапам и по вместимости, и по грузоподъемности. Размеры его грузового отсека заметно меньше, чем у ИЖ-2717, ВИС-2345 и «Москвича»-2335.
При паспортной грузоподъемности в 450 кг физически старый «каблук» способен перевезти тонну груза. Но для постоянной работы с такой нагрузкой его несущий кузов слабоват. У ВИСа есть рама, у ИЖ-2717 – оригинальный и довольно основательный силовой набор под платформой. В активе ИЖ-2715 только обычное днище легкового кузова с длинными, идущими от подмоторной рамы до кронштейнов рессор лонжеронами. Если эту машину перегружать ежедневно, довольно скоро дадут о себе знать усталостные разрушения. Об этом стоит вспомнить при покупке подержанного «каблука» и внимательно осмотреть машину не только сверху, но и снизу.

Кроме того, прежний владелец мог сэкономить на антикоррозионной обработке кузова. На машинах старше 5 лет это обстоятельство становится очевидным, а на более старых автомобилях – вопиющим. При осмотре можно обнаружить гнилые пороги, дырки на днище, проржавевшие задние крылья, двери и верх грузового отсека. Правда, довольно часто встречаются и кузова в хорошем состоянии.

Вариант кабины с «баранкой» от «Москвича»-2140

Некоторые владельцы «каблуков» полагают, что не стоит дополнительно вкладывать деньги в недорогой грузовой автомобиль, лишь бы он быстрее окупил себя, а там – хоть трава не расти. Хороший хозяин поступает иначе. Приобретя «каблук» с крепким кузовом, он сделает антикоррозионную обработку. Кто знает, не станет ли эта машина единственным источником дохода гораздо дольше, чем думается?

Прежде всего, нужно обработать днище и пороги, колесные арки, полости крыльев. Затем промазать защитным составом внутреннюю сторону металлического верха, задних крыльев, усилители и кромки створок торцевой двери. Окупится машина чуть позже, зато при продаже стоить будет заметно дороже.

Двигатель УЗАМ вполне может прослужить и 150, и 200 тыс. км без капитального ремонта. На нем реже, чем у моторов ВАЗ требуется регулировка клапанов, зато для замены распредвала нужно снимать головку. Хуже всего то, что от частого перегрева может деформироваться алюминиевый блок. С 1994 г. вместо традиционного 1,5-литрового двигателя машины комплектовали его вариантом с увеличенным до 1,6 л рабочим объемом.

Надо заметить, что даже «убитый» мотор для «каблука» все же не трагедия. Любые запчасти к уфимским двигателям есть в продаже. Переборку упрощают сменные гильзы цилиндров. Благодаря им при «живом» блоке даже самый старый и изношенный мотор можно превратить в новый. При этом многие владельцы увеличивают рабочий объем до 1,7 или 1,8 л, и даже доводят до двух – это практически не дороже, чем оставить стандартный объем. Особо привлекательным кажется 1,8-литровый вариант, работающий на бензине АИ-80.

Этот фургон пока ещё жив

В процессе подобных реконструкций не стоит забывать, что коробка передач «Москвич»-412, в отличие от коробок ИЖ-2126 и «Москвич»-2141, не рассчитана на большие нагрузки. Кроме того, 1,8- и 2-литровый моторы работают в более напряженном тепловом режиме. Для водителя, которого рабочий объем 1,5–1,6 л не устраивает, оптимальным вариантом, пожалуй, стоит признать 1,7-литровый.

Легковые «Москвич»-2140 и ИЖ-412 с 80-х годов оснащали достаточно надежными карбюраторами ДААЗ серии «Озон», аналогичными «жигулевским». Когда они исправны и отрегулированы, особых проблем с пуском зимой не возникает. На ранних ИЖ-2715 можно встретить карбюраторы К-126, на более поздних выпусках ставили модификацию «волговского» К-151. Первый из них гарантирует проблемы с зимним пуском, а второй, как показывает опыт эксплуатации «Волг» и «Газелей», довольно капризен. Но если владельцу нижегородского автомобиля приходится как-то налаживать «родной» карбюратор, то хозяин «каблука» может просто поставить ДААЗ-2140 или даже «Солекс». Впрочем, именно они чаще всего и стоят на подержанных машинах.

Клапанная крышка выдаёт сравнительную молодость мотора

Диафрагменное сцепление «Москвича»-412 отличается достаточно надежной корзиной, способной служить даже в условиях городских пробок. Но, скорее всего, на грузовой машине чаще, чем на легковой, придется менять ведомый диск. И если уж дело дошло до этой операции, то заодно лучше заменить графитовый выжимной подшипник подшипником качения – он прослужит дольше, а разница в цене на фоне необходимости лишний раз снимать коробку передач выглядит смехотворной.

Коробка передач издавна считалась слабым местом «Москвича». В самом деле: она проектировалась для 45-сильного мотора «Москвича»-407 и досталась по наследству машинам со значительно более мощным уфимским двигателем, в том числе и ИЖ-2715. У аккуратного водителя даже она может служить не одну сотню тысяч километров. Но, приобретая подержанный грузовичок, которым возможно управлял неизвестно кто, рассчитывать на это не стоит.

Правда, меняется коробка на «каблуке» сравнительно легко. Разумеется, при условии, что имеется гараж с осмотровой канавой, эстакадой или подъемником. Сама коробка не велика по размерам и весу, а ее снятие и установку упрощает то, что в отличие от «Жигулей» картер сцепления, в народе именуемый «колоколом», остается на своем месте.
Текущее обслуживание коробки сводится к двум основным операциям. Во-первых, поскольку подтекание масла неустранимо, его приходится регулярно доливать. На старых «Москвичах» от «402» до раннего «2140» это было легкой операцией. Снял с центрального туннеля коврик, вынул отверткой резиновую заглушку – под рукой окажутся контрольный щуп и заливная пробка. Масло доливают в коробку прямо из салона.

Фургон нуждается в ремонте

С 1981 г. на все московские и ижевские «Москвичи» поставили коробку без контрольного щупа и с заливной пробкой на боковой крышке. С тех пор доливать масло приходится снизу специальным шприцем, который, правда, в наши дни легко найти в продаже. Показатель нормального уровня – это когда масло начнет вытекать из заливного отверстия, нередко прямо на голову незадачливого механика. Проверять, сколько осталось, очень неудобно: либо берем шприц и заливаем, пока не потечет, либо подставляем посуду, отворачиваем сливную пробку и смотрим, сколько вытечет. А потом заливаем по новой. Некоторые владельцы «Москвичей» собирают себе коробку с картером старого образца, рассчитанным на щуп, и вырезают лючок на туннеле кузова.

Вторая операция – регулировка тяг механизма переключения передач. Все они находятся снаружи, и для правильной регулировки нужно просто внимательно прочесть и выполнить соответствующий раздел инструкции по эксплуатации автомобиля. Обычно регулировки нарушаются из-за износа пластиковых сухарей и резиновых втулок – все эти детали продаются в виде дешевого и занимающего минимум места ремонтного комплекта.

Карданная передача старого «Москвича» обладает важным преимуществом перед ИЖ-2717 и автомобилями ВАЗ/ВИС: в ней нет промежуточной опоры (соответственно и подвесного подшипника), а также резиновой муфты. Ну а чего нет, то и не ломается. И благодаря отсутствию муфты «Москвич» прощает небрежному водителю грубое пользование педалью сцепления. Редуктор заднего моста у одних машин становится источником головной боли, но у других служит долго и без особых проблем.

Даже специалисты, работавшие на АЗЛК и «Ижмаше», признают, что стояночный тормоз заднеприводного «Москвича» не работоспособен. «Поймать» правильную регулировку, чтобы он «держал», можно только на короткое время для прохождения техосмотра. После нескольких затяжек привод «ручника» снова ослабеет, поэтому лучше оставить отрегулированный ручной тормоз «для ГАИ» и парковать машину с включенной передачей.

Нет смысла ездить на устаревшей диагональной резине М-100, которой «каблуки» комплектовали на заводе. В наше время легко подобрать себе современную радиальную резину, зимой зимнюю, при необходимости – шипованную. Правда, нужно обратить внимание на индекс нагрузочной способности. В частности, сегодня для этого автомобиля шинники предлагают резину с индексом 84 (грузоподъемность 500 кг), и уж во всяком случае, нежелательно иметь его меньше 80 (450 кг). Несмотря на паспортный размер «165», на диски «Москвича» прекрасно встают шины шириной 175 и даже 185 мм.

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

Москвич

Москвич

Московит (слюда белая)


Нахождение

Московит широко распространен и распространен в широком
разнообразие магматических и метаморфических пород и, в гораздо меньшей степени,
степени, в некоторых незрелых осадочных породах. Москвич — это
обычная белая слюда. Отличие от других белых слюд
и хрупкие слюды в шлифе могут быть затруднены или невозможны.
Так, многие петрологи используют обобщённое словосочетание «белая слюда».
при описании того, что они видят в шлифе, вместо того, чтобы пытаться
чтобы получить более конкретную информацию. Мелкозернистая разновидность мусковита, часто
происходящий как продукт изменения, называется серицитом.

Состав

Химия москвича несколько изменчива
но в целом близко к KAl 2 AlSi 3 O 10 (OH) 2 .

Идентификация

В общем ключи к опознанию москвича
его низкий рельеф, бесцветность,
габитус и спайность слюды, а во-вторых
заказать интерференционные цвета.

Важные объекты

· Цвет
— обычно бесцветный, реже бледно-зеленый и слегка плеохроичный.
· Привычка
и спайность — часто появляется
в виде выступов или длинных тонких хлопьев, которые можно согнуть. Это может показать
одно отличное декольте, в зависимости
по ориентации зерна. Гексагональные таблитчатые кристаллы встречаются редко.
· Рельеф
от низкого до умеренного; часто выглядит как белый прозрачный минерал
с небольшим количеством функций (PP).
· Помехи второго порядка
цвета
(до красного второго порядка), часто с птичьим глазом
или галечное вымирание
или волнистая интерференция
цвета, особенно если смотреть вниз на плоскую сторону чешуек.
· Угол погасания равен 0
на несколько градусов от расщепления.
·Двухосный (-), = 35-50 или
.

Подобные минералы

· Биотит,
кроме наиболее магнезиального флогопита гораздо сильнее
цветной. У флогопита 2V меньше, чем у мусковита.
·Тальк
очень похож, но имеет меньший размер .
·Очень светлый хлорит
похож, но имеет более низкое двулучепреломление
и часто аномальные помехи
цвета.
· Парагонит и маргарит часто
нельзя отличить от мусковита в шлифе. Оба,
однако встречаются гораздо реже, чем мусковит.
·Пирофиллит очень похож
но имеет более высокий 2V .


Московит в мусковите-биотите-кианите
Сланец

Виды выше показывают в основном московит (очистить
в ПП) и биотит (коричневый в ПП). Несколько
мелкие зерна кианита (горельеф,
в центре и внизу слева на фото) также присутствуют. Долго
чешуйчатая форма типична для слюды, как и пятнистое угасание
и интерференционные цвета (вид XP).

Показанная порода представляет собой слюдяной сланец из Манхэттена,
Нью-Йорк. Поле зрения 2 мм.


  Москвич в слюде-кианите
Сланец

На изображении выше из полипропилена виден прозрачный мусковит,
светло-коричневый биотит и несколько зерен
прозрачный, горельеф, кианит
рядом с верхним центром. Хотя характерная для слюд шелушащаяся привычка,
видно здесь, он не так ярко выражен, как в предыдущем
фото потому что этот вид смотрит вниз на плоскую поверхность москвича
чешуйки, а не по краям чешуек.

Показанная порода представляет собой слюдяной сланец из Манхэттена,
Нью-Йорк. Поле зрения 2 мм.


Московит в биотитовом граните

Вид сверху показывает большой москвич
зерна, около 1,5 мм в самом длинном измерении. Также присутствуют четкие
(полипропиленовый свет), низкое двойное лучепреломление
(XP светлый) плагиоклаз (вверху слева),
микроклин (внизу справа) и кварц,
и несколько темных чешуек биотита.
кварц, плагиоклаз,
и микроклин лучше всего различаются
в представлении XP из-за дублирования в
полевые шпаты. Обратите внимание на переменную
интерференционные цвета мусковита из-за разной толщины
зерна, что приводит к различной степени замедления.

Показанная скала представляет собой гранит из близ Барре,
Вермонт. Поле зрения около 2 мм.


Москвич в граните

Вид сверху показывает крупные зерна мусковита.
окружен в основном кварцем. Москвич
здесь показаны типичные интерференционные цвета,
но большое потухшее зерно (черное в XP) справа внизу
тоже москвич. Обратите внимание, как выглядят чешуйки мусковита.
немного погнутый, а также кстати кварц
кажется, вторгся вдоль расколов.

Показанная скала представляет собой гранит из близ Конкорда,
Нью-Гемпшир. Поле зрения около 2 мм.

 

Москвич | Общие минералы

Общие минералы

Свойства москвича

Химический состав KAl3Si3O10(OH,F)2 Алюмосиликат калия гидроксид фторид
Цвет Обычно бесцветный, белый или серебристый, иногда желтый или коричневый.
Декольте Идеальная одиночная спайность для производства тонких листов или хлопьев.
Твердость от 2 до 2,5 (очень мягкая)
Удельный вес 2,8-3 (ощущается немного светлее, чем ожидалось для такого размера образца)
Блеск Стекловидные (стекловидные) до перламутровых, кристаллы от прозрачных до полупрозрачных и обычно встречаются в виде тонких чешуек или более толстых «книг» толщиной в несколько чешуек.
Полоса Белый

Обычно путают с…

Знаете ли вы…

До того, как люди научились делать стекло из кварца, лучшие оконные стекла изготавливались из больших листов мусковита. Хотя эти оконные стекла не были идеально прозрачными, они намного превосходили открытые отверстия или оконные покрытия, сделанные из ткани и мочевых пузырей животных. Обычный породообразующий минерал, встречающийся в кислых магматических породах, пегматитах и ​​метаморфических породах, мусковит является самым светлым членом группы минералов слюды. Слюды представляют собой группу пластинчатых силикатных минералов, отличающихся идеальной одиночной спайностью. Это расщепление позволяет легко расщеплять минералы слюды на тонкие параллельные пластины. В Индии и Восточной Европе мусковит можно найти в виде кристаллов, достаточно крупных, чтобы их можно было разделить на листы, которые можно использовать в качестве оконных стекол. В то время как наше современное общество больше не использует московитовые окна, этот минерал широко используется в электротехнической и строительной отраслях и даже придает блеск многим косметическим средствам.

Описание и отличительные характеристики

Мусковит, который часто называют «белой слюдой», является самым светлым минералом слюды. Слюды характеризуются кристаллической структурой, состоящей из листов алюмосиликата, слабо связанных между собой слоями положительных ионов (обычно калия, но иногда и натрия). Поскольку химические связи между листами намного слабее, чем внутри листов, минералы слюды можно легко разделить на очень тонкие и гибкие кусочки. Этот единственный совершенный раскол позволяет отличить группу слюды от других минералов и настолько очаровывает студентов, что образцы слюды часто приходится постоянно заменять, поскольку старые образцы превращаются в груду тонких чешуек. В пределах группы слюды отдельные члены могут быть идентифицированы по их цвету. Мусковит настолько светлый, что свет легко проходит сквозь его тонкие прозрачные до полупрозрачных листы.

На нашей Земле: геологическое значение мусковита

Широко распространенный породообразующий минерал, мусковит является важным компонентом большинства гранитов, гранитных пегматитов и многих гидротермальных месторождений. Он не встречается в других магматических породах, но очень часто встречается в метаморфических филлитах и ​​сланцах, где он в значительной степени отвечает за блестящий блеск этих пород. Он также встречается в метаморфических гнейсах, где он вносит свой вклад в светлые полосы породы. Поскольку мусковит химически относительно стабилен, мусковит в гранитных магматических породах может пережить выветривание породы и превратиться в мелкие осадочные зерна. Несмотря на свой хрупкий вид, эти маленькие кусочки мусковита могут выжить и стать важным компонентом некоторых песчаников, алевролитов и сланцев.

Мусковит в магматических породах обычно ассоциирует с кварцем, калиевыми полевыми шпатами, биотитом и амфиболовыми минералами. В пегматитах к этому списку можно добавить берилл и турмалин. В метаморфических породах мусковит обычно встречается с другими членами группы слюды, такими как биотит и хлорит. Присутствуя в мелкозернистых осадочных породах, мусковит тесно перемешан с другими слюдяными и глинистыми минералами, и часто невозможно идентифицировать мусковит как отдельный минерал. В результате мусковит в осадочных средах обычно является лишь частью недифференцированного «глинистого» компонента.

В нашем обществе: экономическое значение москвича

Название москвича произошло от «Московия», древнего русского названия Московской губернии, где минерал встречается в больших листах, которые использовались и известны как «московское стекло». На протяжении веков в Восточной Европе и Индии большие тонкие прозрачные листы мусковита, взятые из грубых пегматитовых жил, использовались для окон в домах и церквях, пока их не заменили более новыми методами производства стекла. Однако, поскольку мусковит обладает такой высокой теплостойкостью, его продолжали использовать для окон духовок и топочных дверей «из стекла» до самого недавнего времени, когда новые синтетические материалы, наконец, привели к его замене.

Идеальная декольте мусковита, гибкий характер и отличные изоляционные свойства как против тепла, так и против электричества делают его незаменимым ресурсом для многих отраслей промышленности. В прошлом листы мусковита особенно использовались в качестве изоляционного материала в радиолампах. В настоящее время они по-прежнему широко используются в электрических конденсаторах и нагревательных элементах.

Однако, как и большинство слюд, большая часть мусковита измельчается для использования в качестве наполнителя, кровельного материала, смазки или материала для обсыпки, чтобы резиновые и асфальтовые изделия не слипались друг с другом во время транспортировки и хранения. Молотая слюда также попадает в краску, обои и некоторые необычные потребительские товары. Хлопья мусковита используются для создания блеска искусственного снега для рождественских украшений и блеска многих косметических продуктов, таких как лак для ногтей, блестки, глянцевая помада и мерцающие тени для век.

Мусковит на Верхнем Среднем Западе

В центральной и северной Миннесоте и Висконсине мусковит довольно распространен как важный компонент гранита и метаморфической породы этих штатов. Однако месторождений мусковита музейного качества или промышленных месторождений в регионе нет.

Галерея Москвич

Обычно путают с…

Его идеальная одиночная спайность и легкое разделение на тонкие гибкие пластины обычно отличают мусковит от других минералов, за исключением других слюд. Мусковит обычно можно отличить от последнего по его более светлому цвету и очень прозрачной природе.

Биотит:

Биотит — еще один распространенный минерал слюды с единственной идеальной спайностью, подобной спайности мусковита. Оба они часто встречаются вместе в магматических и метаморфических породах, но их можно отличить по цвету. Мусковит имеет цвет от очень светлого до бесцветного, тогда как биотит намного темнее (обычно от коричневого до черного).

Хлорит:

Хлорит — еще один минерал слюды, который можно спутать с мусковитом, но обычно хлорит имеет характерный зеленый цвет. Он также расщепляется на неэластичные чешуйки, а не на тонкие гибкие листы мусковита.

Флогопит:

Наиболее близким к мусковиту по форме, габитусу и цвету минералом слюды является флогопит. Мусковит обычно светлее, чем флогопит, который имеет цвет от светло-коричневого до золотисто-коричневого и не такой прозрачный, как мусковит. Эти два также отличаются в своих ассоциациях. Флогопит обычно образуется в метаморфизованных доломитах или доломитовых породах, хотя он может встречаться в основных магматических или метаморфизованных основных магматических породах, таких как серпентин. Напротив, мусковит обычно встречается в гранитах и ​​гранитных пегматитах или в обломочных и метаморфизованных обломочных осадочных породах. Чтобы точно определить, является ли образец светло-коричневой слюды мусковитом или флогопитом, могут потребоваться химические тесты.