«Порой они возвращаются» — Ил-96-400М (Часть 1)

Новая «Холодная война», о которой на Западе пишут Cold War 2.0 или Cold War Lite, грозит надолго осложнить отношения России c англо-саксонским миром. Введенные в 2014 году санкции, Вашингтон и Брюссель постоянно продляют, а по отдельным позициям – усиливают. В таких условиях нам следует заботиться и об укреплении обороны, и о средствах поддержания воздушного сообщения между европейской частью страны и ее восточными рубежами. Словом, нужен обновленный вариант широкофюзеляжного дальне магистрального лайнера Ил-96-400М.

Среди деятелей промышленности первым о необходимости поддержания производства заговорил Юрий Слюсарь. Салон МАКС-2015 запомнился журналистам пресс-конференцией президента ОАК, на которой, в частности, были произнесены следующие слова. Юрий Борисович сказал, что корпорация работает над тем, чтобы ВАСО продолжал выпуск Ил-96 с темпом две-три машины ежегодно на период до 2023-2025 гг.

Через пару месяцев в информационном пространстве начали говорить о новой модификации самолета — Ил-96-400М. В ноябре прошлого года Генеральный конструктор ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» Николай Дмитриевич Таликов выступал на форуме в Ульяновске. Из его уст прозвучала тема широкофюзеляжного авиалайнера, причем в несколько иной плоскости, чем ранее.

Прошел еще месяц, и соответствующая программа получила поддержку на правительственном уровне. По крайней мере, так нам сообщили в Открытом акционерном обществе «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина». С учетом последних событий, линейка развития широкофюзеляжных пассажирских лайнеров разработки ОКБ им. С.В. Ильюшина пополнилась и включает следующие основные модели: Ил-86, Ил-96-300, Ил-96М, Ил-96Т, Ил-96-400T и Ил-96-400М.

Новое — хорошо забытое старое?

Суть высказываний Таликова на ульяновском форуме сводилась к тому, что Опытно-конструкторское бюро им. С.В. Ильюшина рассматривает вопрос об участии в ранее провозглашенной программе по созданию ШФДМС. Широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет – очень важная программа отечественного авиапрома, которая определит его будущее на десятилетия вперед.

Китайские партнеры из COMAC готовы разделить с россиянами финансовые и иные затраты по некому совместному проекту. Подобное развитие событий положительно воспринимается правительственными структурами наших стран. Со ссылкой на источники в промышленности, появилась информация, что один из вариантов будущего российско-китайского самолета представляет собой прямого конкурента американскому «лайнеру мечты». А прошлым летом в прессе появился компьютерный рисунок новой машины, по внешним очертаниям повторяющей новейшие западные модели Boeing 787 и Airbus A350XWB.

 

Однако путь создания широкофюзеляжного самолета с высокими характеристиками не обязательно связан с разработкой нового планера. Airbus успешно решает подобную задачу путем глубокой модернизации A330 в модификацию с суффиксом «neo» (new engine option – вариант с новыми двигателями). А Boeing взял за основу существующую модель «трех семерок» при разработке машины следующей генерации 777Х. Среди аргументов в пользу A330neo – удачная модернизация узко фюзеляжного семейства в лице Airbus A320neo, поступившего в эксплуатацию в прошлом месяце. Успешно развивается подобный проект и у американцев, свидетельством чему стала выкатка Boeing 737MAX в конце ноября 2015 года.

Проектирование полностью нового авиалайнера и постановка его в производство сопряжены с масштабными затратами, тогда как модернизация существующего – мероприятие менее финансово емкое. Ил-96 находится в производстве, и поддержание его конкурентоспособности не требует столь крупных инвестиций. Более того: базовая модель сертифицирована в России и США, соответствует действующим международным требованиям.

Словом, выбору наиболее правильного пути материализации идеи ШФДМС должна предшествовать всесторонняя оценка: лучше пойти по пути полностью нового самолета или же провести модернизацию ранее созданного? И у первого, и у второго варианта есть свои достоинства и недостатки. Важно, чтобы окончательное решение принималось на базе аргументированной позиции авиаконструкторов, маркетологов и экономистов, с учетом политических и экономических условий, а также прогноза развития взаимоотношений с государствами-союзниками и другими геополитическими игроками.

New engine option

Если говорить о новом варианте Ил-96 словами европейских коллег-авиастроителей, то к нашему случаю вполне подойдет словосочетание «new engine option». Главное, что отличает вариант «-400М» от предшествующей модификации «-300» — замена двигателей ПС-90А1 на двигатели следующего поколения ПД-14М.

Как известно, базовый ПД-14 тягой 14 тонн создается для установки на узко фюзеляжный лайнер МС-21 корпорации «Иркут». А вариант с индексом «М» разрабатывается для военно-транспортного самолета Ил-214. Он предназначен для ВВС России, а его версия Multirole Transport Aircraft (MTA) – для ВВС Индии.

Замена ПС-90А1 на ПД-14М сулит значительное уменьшение расхода топлива и затрат на техническое обслуживание силовой установки. Вкупе с другими улучшениями, это приблизит Ил-96-400М по операционной экономике к популярным западным моделям Airbus A330-300 и Boeing 777-200.

ОКБ им. С.В. Ильюшина провело сравнение Ил-96-400М, в варианте с 332 пассажирскими креслами и серийного Airbus A330. Расчеты показали что, с учетом всего комплекса планируемых улучшений, показатель ПЭР (прямые эксплуатационные расходы, на западный манер — direct operational costs, DOC) практически сравнялся. «Самолеты оказались близки по операционной экономике. А с учетом разницы цен в связи с изменением валютного курса, российская машина выходит на конкурентоспособный уровень», — утверждает Генеральный конструктор.

В более отдаленной перспективе появится двухмоторный вариант Ил-96, еще более привлекательный для авиакомпаний. Подобная перспектива с российскими двигателями может стать реальностью лет через двенадцать. Для ее практического осуществления, Объединенной Двигателестроительной Корпорации необходимо создать подходящий мотор в классе тяги 35-40 тонн. Пермское бюро «Авиадвигатель» предлагает ПД-35 – масштабную копию базового ПД-14. А конструкторское бюро им. Кузнецова работает над ПД-30, в основу которого положен улучшенный газогенератор НК-32-2 – военного мотора для стратегического бомбардировщика Ту-160.

Пермская линия

Надо отметить, что Airbus A330 и Boeing 777 представляют весьма удачные модели двухмоторных лайнеров, конкурировать с которыми четырехдвигательному самолету очень сложно. Применительно к Ил-96, ситуация осложняется еще и отсутствием готового отечественного мотора сверхбольшой размерности. А вариант использования западного двигателя сегодня не проходит по политическим, да и финансовым, соображениям. Отметим, что авиаконструкторы просматривали вариант Ил-96МД с двумя ТРДД Pratt&Whitney PW4082 или Rolls-Royce Trent 800.

Основная надежда – проекты коллектива Александра Иноземцева, которые сегодня считаются приоритетными. Ряд перспективных пермских двигателей включает ПД-14, ПД-17, ПД-23, ПД-28 и ПД-35. На вершине этой «пирамиды» — мотор с тягой 35 тонн, создание которого предполагается завершить в районе 2025-2030 годов. «Как только ПД-35 будет создан, мы поставим его на крыло Ил-96. Получится самолет, который по топливной эффективности будет конкурировать с любым иностранным», — сказал нам Николай Таликов.

 

Сегодня же выбор подходящей силовой установки ограничен ПС-90A1. На этапе испытаний на летающей лаборатории Ил-76 находится опытный ПД-14. Однако базовая модель развивает меньшую тягу и для Ил-96 не подходит. «Ильюшинцы» ждут появления модификации ПД-14М. Мотор в этом исполнении развивает большую тягу, порядка 16-17 тонн.

Замена ПС-90А1 на ПД-14/М стала актуальной темой после ноябрьской поездки Владимира Владимировича Путина в Нижний Тагил, где о ходе программы Президенту России докладывал руководитель КБ «Авиадвигатель». Из доклада и его последующего обсуждения стало ясно: ПД-14 – двигатель с большой перспективой. Вице-премьер Дмитрий Рогозин, руководители промышленности и авиапрома стали усиленно рассматривать именно его применительно к постановке на различные модели самолетов. Это способствует продвижению всей линейки, включая «годный для илов» ПД-14М. Его планируется установить на Ил-214, Ил-76 и Ил-96.

Пока не будут сертифицированы двигатели следующего поколения, продолжится использование серийных ПС-90. За четверть века их надежность выросла до приемлемого уровня. «Двигатель ПС-90 был отвратительный. Но пермские моторостроители его довели, и сегодня он показывает налет более двенадцати тысяч часов без съема», — сказал нам Генрих Васильевич Новожилов. Напомним, что под его руководством были разработаны многие самолеты КБ им. С.В. Ильюшина, включая и Ил-96.

Большие претензии к ПС-90А первых серий на Ил-96-300 высказывал Аэрофлот. На рубеже веков пермским моторостроителям, в основном, удалось добиться более-менее исправного функционирования своих изделий. В частности, это было достигнуто за счет внедрения практики «power by hour» — оплаты техобслуживания в расчете на количество часов безаварийной эксплуатации.

В новом веке претензии к пермякам в основном шли по линии моторов, установленных на Ту-204/214. Считается, что они были вызваны рядом особенностей конструкции и эксплуатации «тушек», а также временным падением качества выпускаемой продукции на заводах пермской кооперации. К настоящему времени и эти вопросы решены.

Каких-то особых проблем с ПС-90 нескольких модификаций, что сегодня находятся в эксплуатации, не наблюдается. Правительственный авиаотряд, силовые структуры и коммерческие авиакомпании эксплуатируют довольно большой – несколько десятков Ил-96, Ил-76 и Ту-204/214 — парк самолетов с двигателями ПС-90А, и не имеют к нему существенных замечаний.

Модификация ПС-90А2, созданная при финансовом и консультационном участии американских партнеров из United Technologies, а также «такой же, но полностью российский» ПС-90А3, в долгосрочных планах АК «Ил» отсутствуют. Главная причина – многообещающий проект ПД-14, и желание высокого руководства ориентироваться именно на него. В свете запланированного увеличения выпуска отечественных самолетов (прежде всего Ил-76МД-90А в Ульяновске и Ил-96 в Воронеже) представляется правильным сосредоточить усилия на наиболее технически продвинутом варианте отечественных моторов.

«Разговоры по новому самолету пошли всерьез»

Постепенно тема улучшенного Ил-96 нашла растущее понимание и поддержку со стороны руководства страны. На одном из совещаний Президент России высказался положительно, отметив, что у нас есть самолет, который в конечном итоге, сможет конкурировать с иностранными моделями. Эта тема прозвучала и в ответе Владимира Владимировича на вопрос корреспондента Накануне.RU Вероники Килиной о перспективах возрождения серийного производства пассажирского Ил-96. Напомним, что глава государства общался с представителями СМИ 17 декабря 2015 года и, в частности, сказал такие слова: «Вы знаете, что произошло важнейшее событие в двигателестроении (создание двигателя ПД-14 – прим. AEX.ru). Поблагодарю за работу, пользуясь случаем. Это дает возможность развивать наше авиастроение, в том числе и Ил-96».

На этот счет вышло распоряжение вице-президента Рогозина. На тему Ил-96 в положительном ключе высказывался и министр Мантуров. «Когда разговоры по новому самолету пошли всерьез, мы получили указание руководства. Конструкторское бюро подготовило соответствующее предложение. Мы передали наши расчеты и предложения в ОАК. Надеемся, что на уровне корпорации решение может быть принято в разумные сроки», — говорит Таликов.

Анализ ситуации, проведенный авиаконструкторами, показал следующее: продолжать линию Ил-96-300 (вариант с коротким фюзеляжем) большого смысла нет. Лучше сосредоточить усилия на варианте Ил-96-400 (с удлиненным фюзеляжем). Если темп производства повысится до восьми самолетов ежегодно, то лучше заранее запланировать и осуществить переход на ПД-14М.

А вот вносить какие-либо серьезные изменения в проверенные временем планер и системы, Генеральным конструктором не предполагается. «Считаю, что дополнительные испытания проводить нет смысла. Мы уже подтвердили высокий ресурс конструкции – 70 тысяч часов. Максимальный взлетный вес последовательно увеличивался с 235 до 250 и, затем, 270 тонн. Повышать его и далее особо не нужно», — считает Николай Таликов.

Вопросы экономики

Объективно, вопрос о передаче новых самолетов в эксплуатацию авиакомпаниям непрост. Промышленность не скрывает, что ее продукция выходит довольно дорогой. Между тем, собственных свободных средств у авиационных предприятий немного. А кредиты дают неохотно и под большие проценты, особенно сегодня, когда российские авиакомпании работают в «опасной зоне». «Цена – высокая. А когда российский покупатель приценивается к заморской продукции и пересчитывает ценники из долларов по курсу рубля, получается еще дороже. Поэтому поддержка государства должна быть», — рассуждают в авиапроме.

Девальвация рубля в 2014-2015 годах в пересчете на твердую валюту, сказалась на уменьшении стоимости запасных частей и расходных материалов местного выпуска, а также стоимости рабочей силы. Это, конечно, положительным образом сказалось на показателях DOC самолетов семейства Ил-96, снизив их до уровня западных двухмоторных моделей. Следующим шагом к конкурентоспособности будет увеличение интервалов между формами технического обслуживания, что повлечет снижение потребного числа человеко-часов на проведение ТОиР.

По понятным причинам, коммерческие авиакомпании стараются первыми не приобретать полностью новый самолет или серьезную модификацию существующего типа. В случае Ил-96-400М им этого и не потребуется. Сначала обновленный «ил» найдет применение в силовых структурах. Для выполнения отдельных задач, им необходим большой, вместительный летательный аппарат в качестве платформы специального назначения.

На ее основе могут создаваться самолеты электронной разведки (ELINT) и радиоэлектронной борьбы (EW). Еще одним интересным применением Ил-96 может стать и вариант воздушного заправщика в качестве дополнения к Ил-78М и Ил-78М-90А. От последних «девяносто шестой» в лучшую сторону отличает дальность полета, что практически расширяет область действия стратегических бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160 на весь Земной шар.

Продолжение

Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.

Рогозин: двигатель ПД-14 решит проблему топливной неэффективности российских самолетов

10 сентября 2016, 15:06,

обновлено 10 сентября 2016, 15:41

ВОРОНЕЖ, 10 сентября. /ТАСС/. Проблему топливной неэффективности отечественных самолетов, в частности Ил-96-400, можно решить путем установки новых двигателей большой мощности на базе ПД-14. Об этом журналистам сказал вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Читайте также

Воздушный пункт управления на базе Ил-96-400 передадут Минобороны РФ в 2016 году

«У нас возникла ситуация, когда наши авиационные компании перестали эксплуатировать отечественные пассажирские самолеты из-за так называемой топливной неэффективности, — пояснил он. — По мере создания и испытания этого двигателя мы выйдем на лайнер пассажирский, который совершенно точно будет более конкурентоспособен, чем Boeing и Airbus.

Зампред правительства отметил, что в бизнесе всегда считается, сколько потрачено топлива на одного конкретного пассажира. В результате получается, что нашим пассажирам, летающим на отечественных самолетах, приходилось бы переплачивать за билет больше, чем если бы они летали на Airbus или Boeing. Рогозин пояснил, что это происходит в силу отсутствия у нас авиадвигателя большой мощности. К примеру самолет Ил-96-300 укомплектован четырьмя двигателями ПС-90А1.

«Сейчас принято президентом решение крайне важное: мы открываем на основе тех инженерно-конструкторских решений, которые заложены в двигателе ПД-14, двигатель большой тяги, — сказал вице-премьер. — Такой двигатель у нас появится. Деньги мы вкладываем из президентского резерва уже и контролируем реализацию регулярно, начиная с этого года».

Читайте также

ОПК: «самолет Судного дня» третьего поколения будет создан на базе Ил-96

Он добавил, что до появления нового двигателя ПД-14 принято решение увеличить планер самолета Ил-96-300 почти на 10 метров за счет инженерных решений. «За счет перекомпоновки пассажирских кресел это приводит к тому, что в экономическом варианте будет более 400 кресел и тогда нагрузка на одно кресло по топливу меняется, и точно мы вписываемся в жесткие требования авиакомпаний», — подчеркнул он.

По словам Дмитрия Рогозина, самолет Ил-96-400 — модернизированная версия Ил-96-300 — закроет потребности РФ до появления нового дальнемагистрального лайнера, который может быть создан совместно с китайскими партнерами на базе МС-21.  

«У нас появляется Ил-96-400, который сможет закрыть основные наши потребности как по дальнемагистральным полетам на Дальний Восток из европейской части, так и чартерные поездки в курортный сезон, куда нужны большие Airbus, — сказал он. — В этом смысл решения, на которое президент выделил большие средства».

В ходе осмотра производственных мощностей воронежского авиационного предприятия вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что считает «чудовищной ошибкой» покупку иностранных комплектующих для авиапромышленности при существующем курсе доллара. 

«Нам нельзя сохранять ситуацию, когда при изменении валютного курса мы сохраняем иностранную комплектацию в самолете. Это чудовищная глупость», — сказал вице-премьер. По его словам, российское авиапроизводство необходимо «немедленно переводить на российские комплектующие». 

Читайте ТАСС

Новости

Дзен

Ил-96

По состоянию на начало 2022 г. планировалось, что в 2024 г. начнется серийное производство модернизированных Ил-96-400 — с удлиненным фюзеляжем и обновленным БРЭО. Ил-96-400М/Т — дальнейшее развитие Ил-96М, отличающееся российскими двигателями и авионикой. Работа над этой версией началась после того, как авиакомпания «Атлант-Союз» объявила о намерении приобрести 5 грузовых самолетов. «Аэрофлот» согласился приобрести в этом году три самолета Ильюшин Ил-96-400Т после того, как компания «Атлант-Союз», предполагаемый стартовый заказчик широкофюзеляжного самолета, пересмотрела свои условия на 2006 год9.0003

Ил-96-400 — это Ил-96М, фюзеляж которого удлинён на 9 метров по сравнению с Ил-96-300. Он может перевозить 375 пассажиров в конфигурации трех классов. Версия Ил-96-400Т (производная от Ил-96Т) предназначена только для перевозки грузов (грузовой лайнер размером 3,6 X несет 2,6 м в передней части фюзеляжа). После завершения проекта вестернизации новый прототип был доработан и оснащен усовершенствованными двигателями Авиадвигателя ПС-90А1 с тягой 171 кН.

Самолет Ил-96-400 разработки Авиационного комплекса имени Ильюшина (г. Москва, Россия) и производства Воронежского авиастроительного завода (г. Воронеж, Россия). Ил-96-400 — дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет, в котором удачно сочетаются передовые достижения отечественной и зарубежной аэрокосмической техники, опыт конструкторов и производителей, высококвалифицированные специалисты. Самолет оснащен четырьмя турбовентиляторными двухвальными двигателями ПС-90А1 производства Пермского моторного завода (г. Пермь, Россия).

Самолет Ил-96-400 представляет собой модификацию хорошо зарекомендовавшего себя самолета Ил-96-300. Самолет разрабатывался с учетом потребностей авиаперевозчиков и теперь соответствует национальным и международным требованиям. Современная аэродинамика самолета Ил-96-400, малорасходные двигатели ПС-90А, впечатляющая коммерческая грузоподъемность, усовершенствованная конструкция рамы, обновленный бортовой комплекс авионики и высоконадежные функциональные бортовые системы позволяют эксплуатировать самолет с максимальная эффективность, не уступающая лучшим зарубежным аналогам.

Преимуществами самолета Ил-96-400 являются: высокие технико-экономические характеристики; наличие полной инфраструктуры в рамках обслуживания самолетов и двигателей, обученного летного и технического персонала для данного типа самолетов; конкурентоспособные цены на самолет и его двигатели по сравнению с зарубежными аналогами.

Самолет Ил-96-400Т представляет собой модифицированную версию хорошо зарекомендовавшего себя самолета Ил-96-300. Ил-96-400Т разработан с учетом потребностей авиаперевозчиков и соответствует национальным и международным требованиям. Ил-9Самолет 6-400Т обладает современной аэродинамикой, малорасходными двигателями ПС-90А, впечатляющей коммерческой грузоподъемностью, усовершенствованной конструкцией рамы, обновленным бортовым комплексом авионики и высоконадежными функциональными системами самолета, что позволяет эксплуатировать самолет с максимальной эффективностью. что не уступает лучшим зарубежным аналогам.

Ил-96-400Т — дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет, в котором удачно сочетаются передовые достижения отечественной и зарубежной аэрокосмической техники, опыт конструкторов и производителей, высококвалифицированные специалисты. Ил-9Самолет 6-400Т разработки Авиационного комплекса имени Ильюшина (г. Москва, Россия) и производства Воронежского авиастроительного завода (г. Воронеж, Россия). Самолет оснащен четырьмя турбовентиляторными двухвальными двигателями ПС-90А1 производства Пермского моторного завода (г. Пермь, Россия). Ил-96-400Т разработан на базе самолета Ил-96Т, сертифицированного FAA в соответствии с FAR-25.

Предусматривалось в 2001 году по спецификации Ил-96-400Т построить единственный Ил-96Т и сдать его в начале 2002 года в авиакомпанию Атлант-Союз. Этот план не был осуществлен. Столкнувшись с проблемами финансирования, проект пережил почти фатальный шок, когда Аэрофлот решил купить McDonnell Douglas MD-11 вместо ИТ-9.6-400т. В начале 2006 г. началось производство первых Ил-96-400Т, которые должны были быть поставлены в начале 2007 г. двум заказчикам запуска авиакомпании «Атлант-Союз» и AirBridge Cargo (группа компаний «Волга-Днепр»), соответственно заказал из них 2 и 10 экз. Китайская компания Silk Way Airlines также направила письмо о намерениях в отношении 10 самолетов типа Ил-96-400Т. Первые заказы на пассажирскую версию были объявлены в августе 2006 г. , когда правительство Зимбабве заявило о желании закупить пять Ил-9.6-400 для национальной компании Air Zimbabwe.

В августе 2006 года Ильюшин объявил о планах остановить производство Ил-96-300, как только будут доставлены последние заказанные аппараты, и производить только дополнительные версии Ил-96-400 и Ил-96-400Т. Ильюшин надеялся производить ежегодно десять Ил-96, и велись переговоры с Rolls-Royce об использовании двигателей Trent для увеличения шансов на экспорт. Ил-96 был утвержден в плане производства только что созданной Объединенной авиастроительной компании. Ил-96 действительно отстает от зарубежных аналогов по экономическим параметрам и расходу топлива, однако правительство намерено поддерживать его выпуск в ограниченном количестве. Причин несколько, все разные, но одинаково важные. Стратегически такая страна, как Россия, имеющая глобальные интересы, не может остаться без самолета этого типа.

Кроме того, на базе Ил-400Т возможно создание самолетов-заправщиков. Такие исследования проводились ОКБ Ильюшина.

Новый Ил-9Разрабатываемый к 2017 году вариант 6-400М Ильюшина Ил-96 предназначен для замены дальнемагистральных широкофюзеляжных пассажирских самолетов, находящихся в зарубежном лизинге, срок службы которых подходит к концу. Ожидается, что на следующей неделе ответственные министерства составят график вывода этих иностранных самолетов из состава российских авиакомпаний и замены их новыми ильюшинскими. Решение о возобновлении производства Ил-96, усовершенствованной дальнемагистральной версии советского широкофюзеляжного Ил-86, было принято в мае 2016 года. Тогда министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что Правительство выделит на программу около 50 миллиардов рублей.

Считалось, что у «Аэрофлота» на вооружении было от 8 до 10 самолетов Ил-96. Однако, по словам авиаэксперта, бывшего летного директора «Внуковских авиалиний» Юрия Сытника, все эти самолеты списаны после налета 55 тысяч часов.

Чтобы конструкция конца 1980-х действительно конкурировала с современными зарубежными разработками, почти все подлежит модернизации или замене, включая части фюзеляжа. Поскольку Ил-96 фактически становится принципиально новым самолетом, все, что останется от первоначального проекта, — это концептуальный проект. Основная проблема оригинального Ил-96, как и многие другие отечественные гражданские пассажирские самолеты, отличался большим расходом топлива. Если сопоставимые Boeing или Airbus сжигают в среднем около 17,5 граммов топлива на пассажиро-километр, то их российские аналоги потребляют значительно больше, от 21-28 граммов.

Российские авиадвигатели новейшего поколения отличаются пониженным расходом топлива, а другие, с расходом топлива всего 15,5 граммов топлива на пассажиро-километр, находятся в стадии разработки. Летом 2016 года во время посещения Воронежского авиазавода вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что российские инженеры эффективно решили вопрос расхода топлива с ТРДД нового поколения ПД-14. ПД-14 и его модификации уже нашли спрос в отечественной гражданской авиации и могут устанавливаться на Ил-9.6-300, Туполев-214 и МС-21 в вариантах 200, 300 и 400. Рогозин подчеркнул, что новый двигатель поможет обеспечить конкурентоспособность российских пассажирских лайнеров с Boeing и Airbus, снизив не только затраты на топливо, но и расходы на техническое обслуживание.

Воздушные командные пункты, также называемые самолетами «судного дня», планируется перенести с Ил-80 на Ил-96-400М. Об этом сообщил ТАСС 14 октября 2020 года источник в авиастроительной отрасли. «Планируется заменить его на Ил-9Самолет 6-400М. Это значительно увеличит время боевого дежурства воздушного командного пункта в воздухе и увеличит зону действия системы управления войсками», — сказал он.

Воздушные командные пункты называли в США «самолётами судного дня»: их предполагалось задействовать в случае ядерной войны в случае уничтожения наземных сооружений управления. Наиболее известными моделями таких специализированных самолетов являются американский Е-4В на базе Боинга 747 и российский Ил-80, разработанный на базе пассажирского Ил-86. По данным из открытых источников, всего на вооружение российской армии было принято четыре Ил-80.

Исполнительный директор ПАО «Воронежская акционерная авиастроительная компания» Сергей Исаенко в интервью агентству деловой информации Abireg.ru рассказал о планах и перспективах ВАСО 27 марта 2018. «Мы понимаем, что двигатель ПС-90А1 недостаточно эффективен , но при этом отвечает требованиям мировых стандартов по шуму и выбросам…. В то же время переход на два двигателя — это перспектива ближайшего будущего, о которой мы думаем уже сегодня.Конечно, хотелось бы двухмоторную версию с двигателем российского производства, типа ПД-35.Ил-96-400М — конкурентоспособная машина, рынок для которой обязательно найдется. Одна из приоритетных задач нашего подразделения — предложить этот самолет на рынок и заняться его продвижением и продажами.»

Что касается ремоторизированного Ил-96, то в июле 2021 года тогдашний вице-премьер Юрий Борисов заявил, что в планы Объединенной авиастроительной корпорации входит ремоторизация и полная оцифровка машины. Позднее, в сентябре, он подтвердил намерение перепроектировать самолет под два двигателя большой тяги, но для этого, по его словам, необходима готовность ПД-35, а также масштабная модернизация и разработка композитного крыла. .

Воронежское акционерное авиастроительное предприятие (ПАО «ВАСО») — единственное предприятие в России, способное строить широкофюзеляжные дальнемагистральные авиалайнеры Ил-96. В планах Объединенной авиастроительной корпорации ремоторизация и полная оцифровка лайнера. Об этом рассказал вице-премьер Юрий Борисов по итогам состоявшегося на предприятии совещания по поводу передачи очередного самолета Ил-96-300 из цеха окончательной сборки на летно-испытательную станцию. Судьба этого самолета будет еще очень долгой. ОАК планирует ремоторизировать этот самолет, оцифровать его, и я думаю, что он еще долго будет бороздить воздушные просторы нашей Родины, — сказал Юрий Борисов, выступая перед коллективом ВАСО.

Ильюшин не исключает перепроектирования лайнера под два двигателя ПД-35 и работает над тем, чтобы быть готовым к появлению этой силовой установки. Об этом в интервью ТАСС 30 июля 2021 года рассказал первый заместитель генерального директора ОАК, управляющий директор ПАО «Ил» Сергей Ярково. По его словам, разработан и проходит испытания новый модернизированный цифровой пилотажно-навигационный комплекс, отвечающий всем стандартам ICAO по навигационным и другим параметрам, что позволит эксплуатировать самолет без ограничений в любом регионе земного шара.

«При этом мы используем все наработки при создании Ил-96-400М — это версия с удлиненным более чем на 9 м фюзеляжем для гражданской авиации. Что касается перспектив, структурных изменений на рынке ,появление нового двигателя с повышенной тягой может стать стимулом для дальнейшего развития платформы.Поэтому не исключаем возможности создания двухдвигательного варианта самолета.Ждем результатов работы наших коллег от ОДК», — сказал Сергей Ярковой. Он добавил, что КБ делает все, чтобы быть готовым к этому моменту. Мы продолжим наблюдать, обсуждать и принимать решения», — сказал он.

Сергей Ярковой пояснил, что Ильюшин не исключает более широкого использования современных материалов в конструкции Ил-96 и создании для него композитного крыла. «Платформа Ил-96 очень надежна, хорошо отработана и в то же время находится в постоянном развитии», — заключил он.

НОВОСТИ ПИСЬМО

Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org

Введите свой адрес электронной почты

Ил-96 получит новый двигатель

Россия собирается обновить свой широкофюзеляжный Ил-96 с помощью программы, которая предусматривает замену двигателя на этот редкий квадроцикл. До сих пор на этом типе использовались двигатели серии Авиадвигатель ПС-90 или Pratt & Whitney PW2000. Однако в дальнейшем финансирование было выделено на схему модернизации, в рамках которой Ил-96 будет оснащен турбовентиляторными двигателями ПД-35 Авиадвигателя.

Что такое Ильюшин Ил-96?

Начнем с краткого определения характера Ил-96 как коммерческого самолета. Этот четырехмоторный широкофюзеляжный самолет впервые поднялся в воздух в сентябре 1988 года и чуть более четырех лет спустя поступил на вооружение российского авиаперевозчика «Аэрофлот». Он является преемником другого квадроцикла Ильюшина, а именно семейства Ил-86, которое было продано более 100 единиц в период с 1976 по 1991 год. всего 30 самолетов. Тем не менее, он остается в производстве по прошествии более 30 лет, и в настоящее время разрабатывается новая версия. Известен как Ил-96-400M, это будет предлагать большую вместимость, чем существующие варианты, хотя Ильюшин еще не нашел покупателей.

Этот тип редко встречается в коммерческих кругах, а Cubana является последним пассажирским оператором этого забытого квадроцикла. Однако он также играет ключевую роль в правительстве и является ответом России на Air Force One. Вскоре он будет обновлен программой реинжиниринга.

Cubana — последняя авиакомпания, эксплуатирующая II-96 в коммерческих целях. Фото: Getty Images

Будьте в курсе:  Подпишитесь на наши ежедневные и еженедельные дайджесты авиационных новостей.

Новые двигатели

Поскольку Россия также участвовала в производстве нового широкофюзеляжного самолета, а именно CRAIC CR929, считалось, что для Ил-96 это конец. Однако семейство квадроциклов получило новую жизнь. Как сообщает AINonline, российское правительство подтвердило, что обновит квадроцикл, запустив для него программу ремоторизации.

На самолете будут установлены новые ТРДД ПД-35. Эта конструкция является будущей производной от двигателя ПД-14 российского производителя двигателей (используется на Иркуте МС-21). Это представляет собой часть стремления страны активизировать более отечественную авиационную промышленность. Российский политик Юрий Борисов заявил журналистам на этой неделе, что:

» Что нам нужно, так это усовершенствовать некоторые отечественные конструкции самолетов, сделать их конкурентоспособными и запустить их в производство, чтобы заменить импортную продукцию, которая в настоящее время доминирует на [российских] внутренних авиамаршрутах «.