Содержание

что это, принцип работы и неисправности клапана

Понятие сапуна в автомобиле относится к агрегатам с закрытыми картерами, в которых организована смазка жидким маслом. Например, двигатель, коробка передач, редуктор ведущих мостов. То есть полости, в которых масляный туман находится в газовой среде, состояние её требуется отслеживать, в частности, по параметру давления. В качестве регулирующего органа выступает сапун.

Содержание статьи:

  • 1 Для чего в автомобиле сапун
  • 2 Принцип работы клапана
    • 2.1 Сапун в двигателе
    • 2.2 Сапун в КПП
    • 2.3 Мостовой клапан
  • 3 Почему подтекает масло из сапуна

Для чего в автомобиле сапун

Давление в картере любого агрегата может возникать по разным причинам, и это нормальное явление в большинстве случаев. Всё дело в его допустимой величине. Превышение над нормированным порогом ведёт к неприятностям в виде осложнений с уплотнениями прокладками и сальниками. Тут надо срочно принимать меры.

Занимается всем этим сапун – клапан или калиброванный канал сообщения с атмосферой. В качестве атмосферы могут выступать и иные полости агрегатов, например, в двигателе это впускной коллектор. Такой способ сброса более экологичен, углеводороды не поступают наружу.

Наличие клапана позволяет более точно управлять величиной давления. Причём в обеих направлениях, иногда вместо напора появляется разрежение, в котором тоже нет ничего полезного.

Принцип работы клапана

Наиболее важен клапан в системе вентиляции картера двигателя, хотя в разных исполнениях он присутствует и в других агрегатах. Раньше и моторы обходились без него, трубка сапуна просто сообщалась с магистралью впуска, а то и выводилась в атмосферу.

Такие системы открытого типа обладали множеством недостатков, а с введением жёстких экологических норм стали просто неприемлемыми.

По теме: Клапан PCV или как работает вентиляция картерных газов в автомобиле

Клапан системы вентиляции картера двигателя обеспечивает выполнение нескольких требований в разных режимах работы. Управляется он при этом величиной разрежения во впускном коллекторе, которое зависит от нагрузки на двигатель.

Более совершенные системы применяют и электронное управление клапаном, используя релейный или широтно-импульсный алгоритм модуляции его открытия. Но общие принципы те же:

  • при остановленном двигателе клапан закрыт, необходимости в вентиляции нет;
  • на холостых оборотах разрежение велико, а расход картерных газов должен быть небольшим, поэтому и клапан приоткрыт незначительно;
  • чем выше нагрузка, тем больше прорыв газов через поршневые кольца, избыток нужно удалять, клапан открывается вплоть до полной производительности;
  • если в коллекторе возникает обратная вспышка топлива, клапан тут же захлопывается, чтобы не допустить пламя в картер.

Существует и прямая связь сапуна с воздуховодом, но она небольшого сечения и выведена до дроссельной заслонки, то есть разрежение там почти отсутствует.

Сапун в двигателе

Роль сапуна в двигателе важна с точки зрения компенсации прорыва газов вдоль стенок цилиндров. Там всегда существует тепловой зазор, уплотнённый кольцами. Но и они не герметичны, зазоры имеются в канавках поршня, а также в замке разрезного кольца. Часть газов обязательно прорвётся, поэтому сапун необходим.

Что происходит при его отсутствии, хорошо видно у изношенных двигателей, когда прорыв газов велик, система не справляется. Мотор начинает пропускать масло по сальникам и всем стыкам, выдавливая уплотнения.

Несознательные водители, которые не желают вовремя ремонтироваться, выводят большую ветвь вентиляции наружу без клапана, фактически открывая картер в атмосферу. От масляного запотевания это слабо помогает, зато начинается сильный выброс в окружающую среду.

Канал сапуна всегда снабжается сложным маслоотделителем, иначе расход в системе смазки станет недопустимым. Да и от горения масла в цилиндрах образуются вредные для систем двигателя отложения.

Сапун в КПП

В коробке передач ситуация проще, здесь нет напора от поршневой группы. Но температурные перепады остаются, поэтому герметизировать картер нельзя. Ставится сапун в виде простейшего клапана с подпружиненной тарелкой или шариком.

Когда давление в картере растёт и превышает порог срабатывания, клапан преодолевает сопротивление пружины, сбрасывая часть воздуха наружу. Для обеспечения экологии можно организовать отдельную полость с маслоотделением и мембранной диафрагмой. Но основное отделение масла от газа происходит в устройстве лабиринтного типа, где оно разделяется с воздухом и стекает в свою ванну.

Мостовой клапан

Клапаны в редукторах мостов работают точно так же, как и коробках. Ставятся сапуны с преднатягом пружины. Но не всегда это будет оптимальным решением. В случае внедорожника мосты могут часто попадать в воду, после чего резко охлаждаться. Поскольку клапан сапуна тут же закроется, он рассчитан только на сброс излишков, в полости возникнет разрежение.

Сальники редуктора с обратным перепадом не справятся, и через них в мост проникнет грязная вода с абразивом. Масло будет выведено из строя, а вслед за ним подшипники, валы и шестерни.

Поэтому из мостовых сапунов клапан часто удаляют, а их каналы выводят гибкими шлангами в высокие точки кузова, где снабжают фильтрами и бачками мембранного типа. Это позволяет поддерживать давление в норме, одновременно исключая попадание грязи в картеры.

Почему подтекает масло из сапуна

Масло через сапун может проходить по двум причинам. В двигателе это происходит при большом износе цилиндров, когда возможности вентиляции исчерпаны. Система просто не справляется с отделением большого количества тумана.

Вторая причина связана с неисправностями клапана. Давление растёт, начинает более интенсивно работать малая ветвь вентиляции, маслом забрасываются впускной трубопровод и дроссельный узел. Такое бывает и при исправном клапане, когда каналы забиваются отложениями.

В трансмиссии выбросы начинаются при использовании некачественного или загрязнённого масла. Сапуны не могут работать с образующейся пеной, пропуская её через себя. Одновременно потеют сальники и прокладки, агрегаты снаружи покрываются масляной плёнкой. Необходимо сменить масло, сальники и прокладки, промыть картер.

Сапун двигателя ВАЗ – что это и диагностика неисправностей

Эффективное функционирование системы вентиляции оказывает существенное влияние на КПД работы двигателя. По технологии чистка картера должна проводиться каждый раз при замене моторного масла. В противном случае существенно увеличивается риск засорения вентиляционных каналов. Сапун ВАЗ играет важную роль на мощность силового агрегата и его срок службы. 

Интересно! Порядок подключения высоковольтных проводов ВАЗ 2109

Сапун двигателя: что это такое?

Сапун карбюратора ВАЗ — специальный клапан, основная задача которого — сообщение силового агрегата с атмосферой. Данный узел обязателен практически для всех узлов техники пустотелого типа. Речь идет о блоках, внутри которых вращаются валы, шестерни и происходит нагрев масла.  

Где находится сапун двигателя?

Практика показывает, что сапун двигателя ВАЗ может находиться в разных местах. Чаще всего его расположение связано с областью клапанной крышки. Речь идет о заливной горловине. Данная информация, как правило, содержится во внутренней инструкции к описанию. Также можно почерпнуть ценные данные в тематических форумах. 

 

Устройство сапуна

Патрубок сапуна ВАЗ играет важную роль в обеспечении работы всей системы. Устройство данного узла не отличается какой-либо сложностью. Рассмотрим его строение на примере детали КПП/моста. К основным элементам относятся:

  • внешний корпус. Деталь производится из прочного металла;
  • пружина прижимного типа. Механизм отлично работает в автономном режиме;
  • прокладка резинового типа. Данный элемент влияет на герметичность и своевременность сброса давления;
  • гайка стопорного типа. Выполняет фиксирующую функцию;
  • тело. Сброс давления осуществляется через сквозное отверстие. 

Практика показывает, что без данного модуля мотора обойтись невозможно. Но стоит заметить, что сапун моста ВАЗ также выполняет важную задачу.

Интересно! Автомобиль ВАЗ 2121 (Нива): история и характеристики

Почему идет дым из сапуна?

Неисправность сапуна, как правило, связана с плохой пропускаемостью газов. Существует ряд причин, почему из сапуна идет дым. К основным из них относятся:

  • износ колец маслосъемных;
  • прогорание выпускных клапанов;
  • стирание сальника вала;
  • грязное масло в системе или его перелив;
  • попадание тосола, антифриза в смазку ДВС.

Не менее распространена проблема использования контрафактного масла. Такой расходный материал часто приводит к забиванию клапана сапуна ВАЗ.  

Ремонт и обслуживание сапуна

Со временем шланг сапуна ВАЗ может расслоиться и треснуть. Если речь о самом изделии, его лучше всего заменить на новое. Купить его можно без проблем в любом автомагазине. Сервис заключается в своевременной чистке. Снаружи детали грязь убирается ветошью или скребком.

Чистка внутри выполняется шомполом в виде проволоки. В некоторых случаях плоскость аккуратно прожигается. Данный метод отлично подходит для чистки маслоуловительной сетки. 

Двигатель гонит масло через сапун: решение проблемы

Сапун карбюратора ВАЗ в процессе эксплуатации выходит из строя. При своевременном обнаружении и ремонте устройства можно снизить стоимость ремонта силового агрегата. Проблему лучше всего устранить на раннем этапе.

Внимательно проверяйте клапан сапуна ВАЗ на предмет целостности и работоспособности.

Решение проблемы заключается в замене масла на ДВС и непосредственно специального клапана.

Немаловажное значение имеет проверка компрессии в цилиндрах. В некоторых случаях помогает генеральная чистка клапана. 

Интересно! Вскрытие авто и изготовление ключей от специалистов

СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ КАРТЕРА

Сапун ВАЗ купить можно без проблем в любом автомагазине.  Проблема будет намного серьезней, если из строя выйдет целая система вентиляции картера. Ее основное предназначение заключается в  формировании топливно-воздушной смеси. Таким образом, обеспечивается стабильная работа силового агрегата. 

Функциональная система имеет сложную конструкцию. Схема приведена ниже.  

ВАЗ 8 клапанов сапун имеет стандартную форму. Принцип работы вентиляционной системы заключается в возникновении разрежения в области коллектора.

Принцип функционирования системы заключается в организации принудительного потока воздушной массы. Данный эффект достигается за счет разряжения в области впускного коллектора. Реакция возникает на фоне открытия клапана PCV. В результате картеры попадают во впуск. Далее происходит объединение смеси непосредственно с чистым воздухом. Процесс происходит в цилиндрах ДВС. 

ПРИЗНАКИ ПРОТЕКАНИЯ МАСЛА ЧЕРЕЗ САПУН

Дым из сапуна ВАЗ может образовываться по ряду причин. В любом случае потребуется срочный ремонт устройства. Главный симптом забитого устройства – замасливание внешней поверхности блока цилиндров. Не менее распространен признак критического износа функциональных деталей. Речь идет о группе клапанов и цилиндров. 

ПРИЧИНЫ ВЫБРАСЫВАНИЯ МАСЛА ЧЕРЕЗ САПУН

Сапун ВАЗ кидает масло по ряду причин. В первую очередь это касается сильного износа поршневой группы колец. Также может быть поломан сам клапан. В некоторых случаях наблюдается засорение стока маслоотражателя. В процессе эксплуатации наблюдается снижение пропускной способности фильтра воздушного типа. 

Интересно! Регулировка холостого хода на автомобиле ВАЗ

ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ПРИЧИНЫ ГОНА МАСЛА

Крышка сапуна ВАЗ может быть деформирована в процессе эксплуатации. В таком случае ее лучше заменить на новую. Диагностика функционального устройства должна проводиться в специализированном сервисе. Квалифицированные специалисты точно определят причину поломки и быстро устранят ее. Все работы выполняются на современном оборудовании. 

ОСМОТР И ЧИСТКА СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ

Чистка сапуна ВАЗ выполняется строго по утвержденной технологии. Так, после ослабления хомутов отсоединяется воздушный патрубок. Далее прокручивается гайка крепления крышки. Вся внутренняя полость подлежит тщательному протиранию тряпкой. Она заранее пропитывается керосином. 

 

  • Автор: avtor