ПДД РФ, 3. Применение специальных сигналов \ КонсультантПлюс

ПДД РФ, 3. Применение специальных сигналов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.04.2000 N 370)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Перечень государственных органов, на транспортные средства которых устанавливаются специальные сигналы, утвержден Указом Президента РФ от 19.05.2012 N 635.

3.1. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика) и 8 — 18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам при условии обеспечения безопасности движения.

Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.

Этим же правом пользуются водители транспортных средств, сопровождаемых транспортными средствами, имеющими нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, в случаях, установленных настоящим пунктом. На сопровождаемых транспортных средствах должен быть включен ближний свет фар.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

(см. текст в предыдущей редакции)

На транспортных средствах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Военной автомобильной инспекции дополнительно к проблесковому маячку синего цвета может быть включен проблесковый маячок красного цвета.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1041)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2. При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

При приближении транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).

Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.

Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).

(п. 3.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.3. Приближаясь к стоящему транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета, водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости.

3.4. Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета должен быть включен на транспортных средствах в следующих случаях:

выполнение работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств;

движение крупногабаритных транспортных средств, а также перевозка грузов повышенной опасности;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.03.2020 N 341, от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

сопровождение тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, а также транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2020 N 341)

(см. текст в предыдущей редакции)

сопровождение организованных групп велосипедистов при проведении тренировочных мероприятий на автомобильных дорогах общего пользования;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 N 64)

организованная перевозка группы детей.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 23.12.2017 N 1621)

Включенный проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности.

(п. 3.4 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 84)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.5. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств могут отступать от требований дорожных знаков (кроме знаков 2. 2, 2.4 — 2.6, 3.11 — 3.14, 3.17.2, 3.20) и дорожной разметки, а также пунктов 9.4 — 9.8 и 16.1 настоящих Правил при условии обеспечения безопасности дорожного движения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

Водители крупногабаритных транспортных средств, а также транспортных средств, осуществляющих сопровождение крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств, с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета могут отступать от требований дорожной разметки при условии обеспечения безопасности дорожного движения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2020 N 341)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 3.5 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 84)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.6. Водители транспортных средств организаций федеральной почтовой связи и транспортных средств, перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы, могут включать проблесковый маячок бело-лунного цвета и специальный звуковой сигнал только при нападениях на указанные транспортные средства. Проблесковый маячок бело-лунного цвета не дает преимущества в движении и служит для привлечения внимания сотрудников полиции и иных лиц.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 824)

(см. текст в предыдущей редакции)

ПДД РФ 2023 — 3. Применение специальных сигналов

Правила дорожного движения 2023

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.04.2000 N 370)

3.1. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика) и 8—18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам дорожного движения при условии обеспечения безопасности движения.

Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.

Этим же правом пользуются водители транспортных средств, сопровождаемых транспортными средствами, имеющими нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, в случаях, установленных настоящим пунктом. На сопровождаемых транспортных средствах должен быть включен ближний свет фар.

На транспортных средствах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации и Военной автомобильной инспекции дополнительно к проблесковому маячку синего цвета может быть включен проблесковый маячок красного цвета.

3.2. При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

При приближении транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).

Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.

Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).

3.3. Приближаясь к стоящему транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета, водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости.

3.4. Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета должен быть включен на транспортных средствах в следующих случаях:

  • выполнение работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств;
  • перевозка крупногабаритных грузов, взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности;
  • сопровождение транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы;
  • сопровождение организованных групп велосипедистов при проведении тренировочных мероприятий на автомобильных дорогах общего пользования.

 

 

Включенный проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности.

3.5. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета при выполнении работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств могут отступать от требований дорожных знаков (кроме знаков 2.2, 2.4—2.6, 3.11—3.14, 3.17.2, 3.20) и дорожной разметки, а также пунктов 9.4—9.8 и 16.1 настоящих Правил при условии обеспечения безопасности дорожного движения.

Водители транспортных средств при перевозке крупногабаритных грузов, а также при осуществлении сопровождения транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы, с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета могут отступать от требований дорожной разметки при условии обеспечения безопасности дорожного движения.

3.6. Водители транспортных средств организаций федеральной почтовой связи и транспортных средств, перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы, могут включать проблесковый маячок бело-лунного цвета и специальный звуковой сигнал только при нападениях на указанные транспортные средства.

Проблесковый маячок бело-лунного цвета не дает преимущества в движении и служит для привлечения внимания сотрудников полиции и иных лиц.

Сигналы

Светофоры устанавливаются на перекрестках для контроля движения транспортных средств и пешеходов. Сигналы светофора располагаются либо вертикальными, либо горизонтальными линиями. Когда они расположены вертикально, красный цвет всегда находится сверху, а зеленый — снизу. Когда они расположены горизонтально, красный всегда слева, а зеленый справа.

Красный, желтый и зеленый светофоры и стрелки

Когда есть
ПОСТОЯННЫЙ КРАСНЫЙ СВЕТ , вы должны остановиться перед пересечением отмеченной стоп-линии или пешеходного перехода. Если вы не видите никаких линий, остановитесь перед въездом на перекресток. Прежде чем начать, дождитесь зеленого сигнала светофора.

Вы можете повернуть направо, пока горит красный свет, если только
НЕ ПОВОРАЧИВАТЬ НА КРАСНЫЙ знак на перекрестке. Сначала вы должны остановиться, проверить и уступить дорогу пешеходам и другим транспортным средствам.

Вы также можете повернуть налево после остановки на красный свет, если вы находитесь в левой полосе и поворачиваете налево с улицы с односторонним движением на другую улицу с односторонним движением, если только знак не запрещает вам поворачивать. Сначала вы должны остановиться и уступить дорогу пешеходам и другим транспортным средствам.


А
ПОСТОЯННЫЙ ЖЕЛТЫЙ СВЕТ говорит вам, что скоро появится постоянный красный свет. Если вы едете к перекрестку и загорается желтый сигнал светофора, снизьте скорость и приготовьтесь к остановке. Если вы находитесь в пределах перекрестка или не можете безопасно остановиться перед въездом на перекресток, осторожно продолжайте движение.


А
ПОСТОЯННЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ означает, что вы можете проехать перекресток, если дорога свободна. Вы также можете повернуть направо или налево, если знак не говорит вам этого не делать; однако при повороте вы должны уступить дорогу другим транспортным средствам и пешеходам в пределах перекрестка.


А
ПОСТОЯННАЯ КРАСНАЯ СТРЕЛКА означает, что вы должны остановиться и не можете поворачивать в направлении, указанном стрелкой. Прежде чем начать, дождитесь зеленой или мигающей желтой стрелки. Те же самые включения красного цвета, которые разрешены для постоянного красного сигнала, разрешены для постоянной красной стрелки.


А
НЕПРЕРЫВНАЯ ЖЕЛТАЯ СТРЕЛКА означает, что движение, разрешенное зеленой стрелкой или мигающей желтой стрелкой, подходит к концу, и сигнал вскоре станет красным. Вы должны снизить скорость и подготовиться к полной остановке перед въездом на перекресток. Если вы находитесь в пределах перекрестка или не можете безопасно остановиться перед въездом на перекресток, вы можете с осторожностью завершить поворот, начатый по предыдущей стрелке.


А
НЕПРЕРЫВНАЯ ЗЕЛЕНАЯ СТРЕЛКА означает, что вы можете поворачивать в направлении, указанном стрелкой. Когда вы поворачиваете во время фазы зеленой стрелки, ваш поворот «защищен», потому что встречный транспорт останавливается красным светом. Если зеленая стрелка превращается в зеленый сигнал светофора, вы все равно можете повернуть в этом направлении, но сначала уступите дорогу пешеходам и встречному транспорту.


Мигающие сигналы

Мигающий красный свет имеет то же значение, что и
СТОП 9Знак 0008. Вы должны полностью остановиться. Затем смотрите в обе стороны и продолжайте движение только после того, как перекресток будет свободен.


Мигающий желтый свет означает
ОСТОРОЖНО . Притормози, посмотри и продолжай осторожно.


А
МИГАЮЩАЯ ЖЕЛТАЯ СТРЕЛКА означает, что вы можете с осторожностью поворачивать в направлении стрелки, однако сначала вы должны уступить дорогу встречному транспорту и пешеходам. Когда вы поворачиваете во время фазы мигания желтой стрелки, ваш ход НЕ защищен; встречный транспорт будет иметь зеленый свет.


Неработающие светофоры

К неработающему светофору следует относиться как к четырехстороннему.
СТОП знак.


Светофорные сигналы

Некоторые въезды на автомагистрали имеют светофоры в конце съезда, которые попеременно горят зеленым и красным цветом. Сигналы рампы используются для контроля потока транспорта на очень загруженных автомагистралях и обычно работают в часы пик. Вы должны дождаться зеленого сигнала, прежде чем выехать на шоссе. На однополосных съездах только один автомобиль может выезжать на шоссе каждый раз, когда загорается зеленый свет. Для многополосных въездов на каждую полосу будет установлен счетчик пандуса.
Зеленый свет не защищает ваш въезд на шоссе — вы все равно должны искать безопасную брешь в потоке транспорта, чтобы выехать на шоссе.


Сигналы управления движением по полосам

Специальные сигналы также могут быть размещены непосредственно над полосами для управления движением. Они обычно используются в пунктах взимания платы, на мостах, туннелях и на многополосных дорогах в городах, где направление движения по определенной полосе меняется, чтобы облегчить въезд или выезд из города в час пик. Следующие сигналы показывают, как следует использовать определенные полосы движения на улице или шоссе:

Постоянная направленная вниз зеленая стрелка над полосой движения означает, что вы можете использовать эту полосу.


Постоянный желтый крестик над полосой движения означает, что вы должны перестроиться в другую полосу, потому что направление движения по этой полосе вот-вот изменится на противоположное. Приготовьтесь безопасно покинуть полосу движения.


Постоянный красный крестик над полосой означает, что вам не разрешено использовать полосу движения.


Белая устойчивая стрелка одностороннего левого поворота над полосой движения означает, что вы можете повернуть налево, только если вы находитесь в этой полосе.


Белая устойчивая двусторонняя стрелка левого поворота над полосой означает, что вы можете повернуть налево только в том случае, если вы находитесь в этой полосе, но полосу делят водители, поворачивающие налево, приближающиеся с противоположного направления.


Сигналы для пешеходов

Пешеходы должны подчиняться сигналам движения и пешеходам. Сигналы пешеходов, которым вы должны подчиняться,
ПРОГУЛКА и
НЕ ХОДИТЕ огни или освещенное изображение идущего человека (имеется в виду ходить) и поднятой руки (имеется в виду не ходить). Если на перекрестке нет пешеходных сигналов, пешеходы должны подчиняться сигналам красного, желтого и зеленого сигналов светофора.

Иногда пешеходы не знают о своих обязанностях на светофорах и пешеходных сигналах. Будьте внимательны к пешеходам, которые могут не повиноваться сигналу. Всегда уступайте дорогу пешеходам.

Когда устойчивый
ПРОХОДИТЕ или идет человек, начните переход, но будьте внимательны к поворачивающим транспортным средствам, которые могут не уступить право проезда.


Когда мигает
НЕ ХОДИТЕ или мигание поднятой рукой начинается: a. Завершите переход, если вы находитесь на улице, b. Не начинайте переход, если вы не съехали с бордюра.


Когда устойчивый
НЕ ХОДИТЕ отображается сообщение или устойчиво поднятая рука, не переходите дорогу.


Слепые пешеходы

При движении рядом со слепым пешеходом, который держит белую трость или идет с собакой-поводырем, необходимо снизить скорость, всегда уступать дорогу, а затем продолжать движение с осторожностью. Будьте готовы остановить автомобиль, чтобы предотвратить травму или опасность для пешехода.


Сигналы школьной зоны

Сигналы школьной зоны — это мигающие желтые сигналы, размещенные на знаках ограничения скорости в школьной зоне. Вы должны двигаться со скоростью не более 15 миль в час, когда мигают желтые сигналы или в периоды времени, указанные на знаке. Превышение скорости в школьной зоне приведет к трем баллам в вашем водительском стаже, а также к штрафу.


Сигналы железнодорожных переездов

Знак «Железнодорожный переезд» предупреждает водителей о приближении к железнодорожному переезду. Подходить к железнодорожным переездам следует всегда с осторожностью. Вы всегда должны смотреть в обе стороны и прислушиваться к приближающимся поездам или сигналам, прежде чем двигаться по железнодорожным путям.

Вы обязаны останавливаться на всех железнодорожных переездах, когда есть сигнал приближающегося поезда. Эти сигналы включают в себя мигающие красные огни, опущенные шлагбаумы, сигнализацию флагмана или предупреждающий звуковой сигнал поезда. Не двигайтесь вперед, не пытайтесь объехать какие-либо ворота и не игнорируйте сигнал приближающегося поезда. Если на железнодорожном переезде нет сигналов, вам следует снизить скорость и подготовиться к остановке, если вы увидите или услышите приближающийся поезд.

Действовать с осторожностью только после того, как все сигналы будут включены, и только тогда, когда есть доказательства того, что поезда не приближаются к переезду.

Вы должны остановиться, если поезд приближается и подал звуковой сигнал, или если он хорошо виден и находится в опасной близости от переезда.

Не останавливайте автомобиль на железнодорожных путях, даже если вам кажется, что приближается поезд. Если движение затруднено из-за светофора, знака «стоп» или по любой другой причине, убедитесь, что вы остановили свой автомобиль в месте, где он будет полностью свободен от каких-либо железнодорожных путей.

См.
Глава 3 для получения дополнительной информации о том, как безопасно пересечь пересечение шоссе и железной дороги.

Чтение неформального языка дорожных сигналов.

На днях по дороге в торговый центр произошел забавный случай. Съезжая по двухполосному проселочному шоссе, приближающийся водитель мигнул мне фарами. Моим первым ощущением было то, что у меня включен дальний свет, но день был солнечный. Через несколько секунд до меня дошло, что вспышка освещения была предупреждением: сразу за приближающимся поворотом на травянистой обочине сидел местный солдат.

Случилось так, что я более или менее дошел до предела, так что это было спорным вопросом. Но опыт остался со мной, когда мили тянулись. Во-первых, я не мог вспомнить, когда в последний раз видел такое предупреждение, которое я считал очередной жертвой эпохи Интернета, отданной таким вещам, как Trapster.

Во-вторых, мне было любопытно, зачем кому-то беспокоиться: нужно время и усилия, чтобы предупредить незнакомцев о скоростной ловушке — и все ради того, чтобы помочь тому, кого ты больше не увидишь и кто не может вернуть услугу. Это интересный вопрос для биологов-эволюционистов; возможно, это форма того, что Эрнест Фер и его коллеги назвали «сильной реципрокностью» (PDF) — одна из тех любопытных «форм человеческого поведения, включающих взаимодействие между не связанными между собой людьми, которые нельзя объяснить с точки зрения личного интереса». Это имеет смысл, когда жертва времени и усилий каждого человека идет на общее (и, следовательно, его собственное) благо. Но как быть, когда помогающее поведение приводит к потенциальному ущербу для группового фитнеса — из-за увеличения количества водителей, превышающих скорость, на местных дорогах? (Также интересно узнать о тех людях, которые пишут в Твиттере адреса контрольно-пропускных пунктов в нетрезвом виде.)

Что меня действительно заинтриговало в этом эпизоде, так это существование этого неформального языка дорожных сигналов — либо творческих адаптаций простых коммуникативных инструментов, доступных в автомобиле (фары, сигналы поворота/тормоза, гудок), либо, часто, некоторых жест самого водителя (взмах, «пальчик» и т.п.). Как эти вещи возникают, как они передаются и как их понимают?

Вспышка фар для ловушки скорости, как и большинство неофициальных сигналов, имеет довольно неясное происхождение. Один источник предполагает, что этот жест получил широкое распространение только с появлением в конце 19-го века управления фарами на рулевой колонке.60-х годов, что упростило «прошивку», чем старый напольный переключатель. Другая идея заключается в том, что мигание фар (а также некоторые другие сигналы) привносят люди, например дальнобойщики, для которых дорога — это место работы, и поэтому они рождаются как своего рода рабочий жаргон. Возьмем, к примеру, рассказ водителя автобуса Greyhound в New York Times в 1975 году: «Путешествуя на запад, солнце было на уровне лобового стекла, но Ал заметил сигнал радара от приближающегося грузовика. Этот участок магистрали был известен ловушками скорости. «Вы уловили это?» Я не уловил. «Чтобы подать сигнал радару, сначала помигайте фарами, а затем сделайте круговое движение рукой». Таким образом, неофициальные дорожные сигналы рассматриваются как своего рода секретный код, как знаки банды или масонские символы рук, которые понимают только определенные группы. (Параноидальным выводом из этого могут быть слухи об «инициативном убийстве банды», появившиеся несколько лет назад, когда автомобилистов предупреждали, что мигание фарами в сторону другой машины приведет к убийству.)

Как и в любом общении, контекст имеет ключевое значение. Простая вспышка фары — это запугивающий жест для едущего сзади Ferrari на итальянской автостраде , нежное напоминание (или строгий упрек, если повторяется неоднократно) на сельской дороге о том, что приближающийся водитель не приглушил фары, или тихая альтернатива. к звуковому сигналу заглохшего водителя, когда загорается зеленый свет, не говоря уже о ряде других заявленных применений, включая сигнализацию водителю грузовика о том, что он очистил чью-то машину и может безопасно слиться. Во всех этих случаях значение сигнала как бы вырастает, неуклюже и органично, из потребности передать вещи среди сложных взаимодействий движения, для которых у нас нет «официальных» сигналов: тот момент, например, когда вы пытаясь сказать другому водителю, что можно повернуть перед вами.

До появления электрических сигналов сигналы руками были неотъемлемой частью официальной практики вождения — например, вытянутая и согнутая вниз рука означала, что водитель снижает скорость. Этот язык давно забыт большинством водителей, но множество неофициальных сигналов все еще процветает — самый заметный, «палец», не нуждается в объяснении. Как и его противоположность, волна «спасибо». (Есть региональные варианты последнего: на узких улицах Сиэтла, где один человек тянет в сторону, чтобы пропустить другого, взмах считается правильным ответом; на Гавайях они дают «шака».) Но все же есть другие ситуации, для которых люди так и не определились с подходящим сигналом. Как сказать, что ему жаль? Корреспондент британской газеты предположил, что палец, приставленный к голове, как пистолет — Меня надо расстрелять за такую ​​эпическую оплошность! — , но, как метко заметил один респондент из колонки писем (назвавший себя председателем «Вежливого общества»), проблема с этим «состоит в том, что это может быть неправильно истолковано как означающее «вы должны быть расстреляны».

Стоит отметить еще один класс жестов, который я назову близостью к транспортному средству ; а именно, люди, управляющие одним и тем же транспортным средством, обмениваются волнами. Один из наиболее часто цитируемых примеров этого касается водителей джипов, и, согласно одной из версий, это произошло из-за того, что солдаты махали рукой другим проезжающим автомобилям. Или, возможно, это потому, что водители джипов чаще открывали окна и опускали верх. Но волна вряд ли ограничивается людьми на джипах: о ней говорят водители Corvettes, Saab, Volkswagen GTI, Subaru, Harley-Davidson и других.

Кажется, здесь работают две вещи. Во-первых, это общее человеческое предубеждение в пользу самоподобия. Исследования показали этот эффект множеством способов; люди с большей вероятностью будут тянуться к тем, чьи фамилии начинаются с общей буквы (например, люди с буквой «Б» дали больше денег Бушу в 2000 году, люди с буквой «Г» дали больше Гору) и с большей вероятностью будут благосклонно относиться к тем, кто разделяет их день рождения. Похоже, это верно и на дороге: исследования показали, например, что водители реже сигналят автомобилям, статус которых воспринимается как их собственный.

Одно дело не сигналить, а истинное знакомство с транспортным средством , вероятно, требует второго условия: два водителя помахают друг другу, только если их общий автомобиль чрезвычайно редок или имеет ярко выраженную отличительную черту или индивидуальность. (Вспомните твидовый, импортный кэб ранних Saab или грубую, свободолюбивую привлекательность Jeep).