На чём США будут летать без российских ракетных двигателей

Итак, судя по заявлению «Роскосмоса», Соединённые Штаты Америки остаются без двух российских ракетных двигателей, которые уже много лет обеспечивают им в том числе самые интересные и стратегически важные космические запуски, — РД-180 и РД-181.

Мы считаем, что в этой ситуации мы не можем дальше снабжать США нашими лучшими в мире ракетными двигателями, пусть они летают на чём-то ещё, на своих мётлах, эти поставки мы замораживаем, — заявил глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин.

Что запускают в США на РД-180 и РД-181

Модель двигателя РД-180. Обложка © Wikipedia

Как объясняют на экскурсиях в НПО «Энергомаш» имени академика В.П. Глушко, РД-180 — это «поделённый пополам» знаменитый РД-170, сделанный ещё в советские времена для ракеты «Энергия» (система «Энергия-Буран»). Напомним, сейчас есть его более современные версии: РД-171, РД-171М, а РД-171МВ — это тот самый «царь-двигатель».

У этих больших четырёхкамерных двигателей тяга около 800 тонн, а у двухкамерного РД-180, соответственно, примерно 420. Американцам на тот момент именно столько и было нужно. На тот момент — это на момент середины 1990-х, когда понадобился двигатель для ракет «Атлас-3» и «Атлас-5». НПО «Энергомаш» в 1996 году выиграло конкурс, и с тех пор в Штаты поставили более сотни этих двигателей, с их участием было 97 пусков, и что характерно: все до единого успешные.

В числе прочего на ракетах с РД-180 запускали зонд «Новые горизонты» (знаменитая миссия к Плутону), Lunar Reconaisance Orbiter (который сфотографировал места высадок «Аполлонов»), аппарат «Юнона» (исследование Юпитера и его спутников), OSIRIS-REx (к астероиду Бенну), Boeing Starliner (новый корабль для пилотируемых миссий). Стоит отметить, что «Атлас-5» выводит на орбиту и американские военные спутники, за что «Энергомаш» иной раз выслушивает упрёки.

А РД-181 — это однокамерный двигатель на основе РД-191 для ракет «Ангара». Его разработали в 2014–2015 годах для ракет «Антарес». На этих носителях на орбиту запускают космические грузовики Cygnus, и это очень примечательная деталь: в свете недвусмысленных заявлений «Роскосмоса» о возможном уходе России с МКС именно на эти корабли возлагаются чуть ли не последние надежды. На сегодняшний день, кроме российских кораблей «Прогресс», только Cygnus может своими двигателями корректировать орбиту станции.

Как американские ракетчики пытались обойтись без русских

Ракета United Launch Alliance Atlas V. Фото © Getty Images / Paul Hennessy / SOPA Images / LightRocket

Как рассказал Лайфу ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт, американские ракеты «Атлас» всегда запускали только при участии разработчиков РД-180, но недавно решили обойтись без российских коллег.

Существует такое понятие: авторский надзор. Это, по существу, участие представителей предприятия-разработчика во всех процессах подготовки к запуску. И американцы сказали, что могут использовать эти РД-180 без участия «Энергомаша». С моей точки зрения, это очень смелое заявление, прямо совсем смелое. Они «Атлас-5» с этими двигателями уже десятки раз запускали, и всё было хорошо, но всё это было с участием «Энергомаша», пояснил эксперт.

Он добавил, что в США были попытки не только самостоятельно запускать, но и попросту копировать российские двигатели.

В силу разных причин около десятка двигателей НК-33 от КБ Кузнецова оказались в «Южмаше» (Южный машиностроительный завод имени А.М. Макарова на Украине. — Прим. Лайфа), и американская фирма решила использовать эти двигатели без участия разработчиков. И они чуть ли не закупили партию этих двигателей и без участия разработчиков попробовали всё это дело испытать. Всё это закончилось печально. Всё это взорвалось. И когда это случилось, они пытались обратиться к КБ Кузнецова, но получили отказ. Американцы пытались воспроизвести эти двигатели при наличии полной документации, но у них ничего не получилось, — подчеркнул Натан Эйсмонт.

Чем американцы надеются заменить РД-180

BE-4. Фото © Wikipedia

Сначала в качестве заменителя рассматривали двигатель AR1 от Aerojet Rocketdyne. Он тоже кислородно-керосиновый, тяга около 250 тонн. В 2015 году оценивалось, что его разработка займёт от шести до восьми лет.

AR1 планировался для ракет «Атлас», но, когда пришло время решать, оказалось, что разработка в слишком сыром состоянии, поэтому американцы решили применить план Б. То есть использовать совсем другую ракету с совсем другими двигателями (тяжёлый носитель Vulcan с двигателями BE-4 от компании Blue Origin Джеффа Безоса). Принципиальное отличие BE-4 — он метановый. Тяга примерно такая же, как у AR1. Так что теперь именно двигатель Безоса заявлен как главный кандидат на замену РД-180.

Но его разработка, как назло, продлилась на целых четыре года дольше запланированного: то нужно было доработать турбонасосный агрегат, то не хватало нужных материалов, то нужных деталей. В 2022 году планировалось выпустить уже с десяток BE-4. По факту пока ещё ни одного нет в распоряжении United Launch Alliance (компании, которая отвечает за космические запуски по заказу правительства США). Впрочем, глава ULA Тори Бруно заявил, что всё-таки надеется в этом году получить BE-4 и начать запускать ракеты Vulcan. Как он пояснил изданию The Verge, у ULA ещё есть определённый запас РД-180 на переходный период.

Что касается AR1, то ими заинтересовалась компания Firefly Aerospace, и год назад, в январе 2021 года, для неё собрали первый экземпляр.

Что касается РД-181 для «Антаресов», с этим двигателем ситуация выглядит ещё более неопределённой: о возможных кандидатах на замену ему ничего не известно, а меж тем на ближайшие пару лет были намечены как минимум два запуска кораблей Cygnus. По словам Дмитрия Рогозина, в 2022–2024 годах планировалось поставить в США 12 двигателей РД-181, велись также и переговоры о поставке их усовершенствованной версии — РД-181М.

Смогут ли в США обойтись без российских ракетных двигателей?

Джефф Безос всех спасёт

Илон Маск всех спасёт

Они не смогут запускать Cygnus и не смогут корректировать орбиту МКС

Илон Маск не поможет: Почему в случае ухода России с МКС её останется только затопить

Адель Романенкова

  • Статьи
  • рд180
  • Роскосмос
  • Космонавтика
  • Наука и Технологии

Комментариев: 3

Для комментирования авторизуйтесь!

США получили ракетный двигатель на замену российского РД-180

Американские ракетчики получили замену российскому двигателю РД-180. На новом двигателе американская ракета должна полететь уже в будущем году.

Американская частная аэрокосмическая компания Blue Origin поставила космическому консорциуму United Launch Alliance (ULA) свой первый двигатель BE-4 для установки на будущую ракету Vulcan. Этот двигатель должен прийти на замену российским РД-180, которые США закупают у России более двух десятков лет.

The @blueorigin #BE4 engine for #VulcanCentaur arrived at our Decatur, AL factory. ULA’s next-gen rocket is on track for launch in 2021! #CountdowntoVulcan pic.twitter.com/sojI1ON8D2

— ULA (@ulalaunch) July 1, 2020

О поставке первого двигателя сообщили в «Твиттере» представители альянса ULA.

«Двигатель BE-4 компании Blue Origin для ракеты Vulcan Centaur прибыл на нашу фабрику в Декейтер (штат Иллинойс). Ракета нового поколения ULA должна быть запущена в 2021 году», — говорится в сообщении компании.

На первой ступени этой новой ракеты будут использоваться два двигателя BE-4. «Это первый тестовый двигатель, который будет установлен на ракету Vulcan Centaur и будет участвовать в испытаниях», — заявил Space News представитель Blue Origin. – Второй двигатель мы планируем получить в июле».

Кто станет производить двигатель для новой американской ракеты, стало известно два года назад. 27 сентября 2018 года United Launch Alliance объявил о том, что для новой ракеты семейства Vulcan выбран двигатель BE-4, разрабатываемый компанией Blue Origin американского миллиардера Джефа Безоса, который в 2018 году был признан богатейшим человеком планеты.

«Сегодня великий день для Blue Origin. Мы очень горды тем, что ULA выбрал BE-4 в качестве двигателя, который будет поднимать первую ступень ракеты Vulcan, — заявил тогда гендиректор компании Blue Origin Боб Смит. — ULA является главным провайдером пусковых услуг для задач национальной безопасности, и мы рады стать частью их команды и этой миссии».

«Кажется это подготовка ко встрече Рогозина с главой NASA Брайденстайном», — сказал тогда «Газете. Ru» Виталий Егоров, популяризатор космонавтики, напомнив,что перед грядущей встречей Рогозин начал говорить о возможности выхода из совместного проекта лунной станции.

Долгое время конкурентом BE-4 рассматривался двигатель AR1 компании Aerojet Rocketdyne, однако по ряду причин ставку сделали именно на BE-4. Компания Blue Origin ведет разработку ВЕ-4 начиная с 2011 года, ULA оказывал разработке финансовую поддержку.

Одной из главных особенностей ВЕ-4 является используемое топливо. В отличие от традиционной пары кислород-водород или кислород-керосин ВЕ-4 работает на кислороде и метане. Кроме того, он имеет лишь один турбонасосный агрегат, а не два, как у большинства двигателей.

Первые огневые испытания компания провела в 2017 году, после чего постепенно ускоряла испытания.

Запуск первой ракеты Vulcan в 2021 году жизненно необходим консорциуму, который намерен побороться за один из двух контрактов с военными этим летом за право запуска в космос десятков спутников в интересах национальной безопасности в период 2022-27 годы.

Как заявляли в компании в феврале этого года, все детали будущей ракеты, кроме двигателя находятся в производстве. Глава компании Тони Бруно заявил тогда, что BE-4 является сложной и мощной машиной, способной «поднять круизный лайнер».

Вопрос о выборе нового мощного двигателя для будущей американской ракеты – не столько технический, сколько политический. Это связано с тем, что с конца 1990-х годов основная американская ракета Atlas летает на российских двигателях РД-180, производимых НПО «Энергомаш» в Химках. Вопрос с их поставками стал острой темой на фоне обострения отношений между странами весной 2014 года, после присоединения Крыма.

«Мы не сможем продолжать поставлять двигатели РД-180, если они будут использоваться США не в гражданских целях, а также не сможем продолжать регламентные работы по обслуживанию уже поставленных двигателей на территории США», — заявил вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин в середине мая 2014 года.

Впрочем, слова Рогозина тогда остались лишь угрозой – в сентябре того же года при помощи российского двигателя США вывели на орбиту секретный спутник CLIO, заказанный одной из спецслужб. Однако его высказывания вызвали за океаном полемику о необходимости снижения зависимости от России в этой чувствительной сфере.

Главным противником закупок у России ракетных двигателей был американский сентор Джон Маккейн. И ответ на угрозы российского политика был дан. Осенью 2014 года корпорации United Launch Alliance и Blue Origin заявили, что намерены создать жидкостный двигатель BE-4, пара которых могла бы заменить один РД-180.

Двигатель РД-180 за четверть века доказал свою безаварийность и позволил Роскосмосу заработать на его поставках в США. В декабре 2018 года глава компании SpaceX Илон Маск назвал двигатель РД-180 производства российского НПО «Энергомаш» великолепным с точки зрения конструкции.«Стыдно, что Lockheed Martin и Boeing приходится использовать российский двигатель на Atlas, но его конструкция великолепна», — написал Маск в твитере.

В феврале 2020 года аналитики конгресса США заявили, что Вашингтону еще как минимум десять лет не удастся заменить российский РД-180. При этом они считают, что показатели результативности и надежности, которых удалось достичь с помощью РД-180, получится воспроизвести намного позднее 2030 года.

РД-180 был создан в середине 1990-х годов на основе двигателя РД-170. В 1996 году право на использование двигателя приобрела компания General Dynamics, один из крупнейших мировых производителей военной и аэрокосмической техники. Впервые он был использован 24 мая 2000 года в первой ступени американской ракеты-носителя Atlas IIA-R — модификации ракеты Atlas IIA. В дальнейшем ракета была переименована в Atlas III. После первого запуска была проведена дополнительная работа по сертификации двигателя с целью его использования на универсальном ракетном модуле основной ступени ракеты Atlas-V.

Зачем Америке ракетные двигатели отечественного производства

|

Решение России отказаться от своих двигателей — это только часть проблемы, но есть решения, которые нужно принять

3 марта Дмитрий Рогозин, генеральный директор космической организации, известной как Роскосмос, объявил, что Россия больше не будет поставлять ракетные двигатели в Америку и не будет обслуживать 24 из 98 двигателей, которые не использовались. Это, конечно же, ответ на американскую поддержку Украины против нападения России. Довольно цитируемое предположение Рогозина заключалось в том, что американцы могут попасть в космос «на метлах», что попало в заголовки большинства крупных СМИ.

Многих людей, не связанных с аэрокосмической промышленностью, удивляет тот факт, что США десятилетиями закупали в России ракетные двигатели РД-180 и другие силовые установки, внося в свою казну миллиарды долларов. Причина еще более удивительна: американские инженеры не смогли сделать ничего лучше.

Это не из-за отсутствия попыток. В 2015 году покойный сенатор Джон Маккейн представил закон, ограничивающий использование двигателей российского производства для военных и разведывательных миссий США. Маккейн заявил на своем веб-сайте в то время: «Этот закон жизненно важен для обеспечения того, чтобы Соединенные Штаты не зависели от режима Владимира Путина в плане гарантированного доступа в космос».

Это было семь лет назад, и хотя РД-180 был разработан в 1970-х годах, эти двигатели все еще более надежны и производительны, чем все, что мы производим для тяжелых ракет-носителей до сих пор.

В дополнение к тому, что Россия приостановила свои двигатели, украинские инженеры и производственные предприятия, которые обеспечивают значительную часть двигателей в мире, теперь вышли из строя из-за войны.

И дело не только в космическом запуске. США также на несколько лет отстают от России и Китая в области гиперзвуковых технологий, что побудило министра обороны Остина всего несколько недель назад созвать встречу с крупными оборонными подрядчиками или «праймами» для решения этой проблемы, как я писал об этом в RealClear Defense.

Заманчиво поразмышлять над вопросом: как могла самая богатая и самая передовая страна мира не создать альтернативу технологиям, разработанным в хрущевскую эпоху, оставшись без достаточного доступа в космос и без критически важных гиперзвуковых возможностей?

Вопрос, на который стоит ответить, но сегодня я сосредоточен не на прошлом, а на том, что мы будем делать дальше.

К счастью, в США появилось новое поколение частных космических компаний, которые усердно работают над созданием более быстрых, лучших и менее дорогих способов добраться до космоса и развивать гиперзвуковые технологии. Короче говоря, мы в деле.

«Новые космические» компании уже произвели революцию в ранее застойной индустрии коммерческих запусков, предложив решения для запуска, которые готовы отправиться в космос сейчас, а не через годы или десятилетия. Праймы играют важную роль, но их размер и существующие требования создают проблемы бюрократии и медлительности любой крупной организации. Ключ в том, чтобы соединить энергию, инновации и гибкость «нового пространства» с промышленными возможностями простых людей.

Моя компания, Большая Медведица, начала производство нашего собственного двигателя внутреннего сгорания, богатого кислородом, для малых и средних ракет-носителей. Двигатель Hadley подходит как для космических запусков, так и для гиперзвуковых приложений.

Более того, мы все готовы сотрудничать с высшими силами обороны, чтобы не только освободить нашу страну от зависимости от двигателей иностранного производства, но и восстановить наше мировое лидерство в области космических технологий в целом. Возможно, освещение в средствах массовой информации и вызывающая отвращение метла создадут достаточную осведомленность общественности и давление, чтобы вызвать изменение в подходе Америки. Лучше поздно, чем никогда.

Еще из Большой Медведицы

| Двигатели

Обзор испытаний двигателя за первый квартал 2023 г.

Подробнее

| Новости компании 5 Подробнее

| Аэрокосмическая промышленность

Национальная безопасность США зависит от защиты инновационного капитала и доверия к опыту тех, кто его финансирует

Подробнее

Почему США используют российские ракеты для запуска своих спутников?

Шестнадцать лет назад, в разгар послехолодной войны, американские оборонные подрядчики начали использовать дешевый и эффективный российский двигатель для запуска американских военных ракет в космос.

Теперь, когда авторитарный режим Владимира Путина противостоит американским интересам в Сирии, Крыму и по всему миру, использование российских технологий для запуска секретных спутников-шпионов и других важных полезных нагрузок все чаще рассматривается как угроза безопасности и геополитическая ответственность. Однако представители министерства обороны говорят, что готовой замены нет.

Сенатор Джон Маккейн, R-Ariz.Jacquelyn Martin / AP файл

Тем не менее, некоторые законодатели пытаются заставить Пентагон прекратить полагаться на российские ракетные двигатели, и они пытаются принять положение, чтобы сделать это в обороне законопроект о расходах обсуждается на этой неделе в зале Сената. Другие законодатели категорически против этих усилий.

С обеих сторон есть аргументы по существу. Но, как и многое из того, что происходит в Конгрессе в эти дни, то, что разворачивается, представляет собой местническую драку, в которой законодатели, связанные с компаниями, использующими российские двигатели, противостоят законодателям, связанным с компанией, которая выиграла бы от их запрета. Все это происходит на фоне сбора средств, политических пожертвований и лоббирования.

Сенатор Джон Маккейн выступает за прекращение использования российских ракетных двигателей, утверждая, что, покупая их, США приносят пользу Путину и его союзникам.

«Покупка этих двигателей приносит финансовую выгоду сообщникам Владимира Путина, в том числе лицам, находящимся под санкциями США, и субсидирует российскую военно-промышленную базу», — заявил в среду республиканец из Аризоны в зале заседаний Сената. «Это неприемлемо в то время, когда Россия продолжает оккупировать Крым, дестабилизировать Украину, угрожать нашим союзникам по НАТО, нарушать 1987 Договора о ракетах средней и меньшей дальности и бомбить умеренных повстанцев в Сирии».

Маккейн давно высказался против российских эксцессов. Его предвыборная кампания также получила взносы в размере 10 000 долларов от комитета политических действий SpaceX, ракетной компании, основанной миллиардером Илоном Маском, согласно OpenSecrets.com, который собирает данные о федеральных выборах.

SpaceX также указана в качестве донора на неуказанную сумму менее 24 999 долларов Институту Маккейна, фонду, названному в честь сенатора Университета штата Аризона.

SpaceX пытается выйти на рынок военных запусков, выиграв свой первый военный контракт в апреле. PAC SpaceX также выделил 2500 долларов представителю палаты представителей Кевину Маккарти из Калифорнии, главному спонсору запрета в Палате представителей, который объявил себя другом и сторонником живущего в Калифорнии Маска.

SpaceX выиграет от запрета на российские двигатели, поскольку они используются ее главным конкурентом United Launch Alliance, совместным предприятием оборонных подрядчиков Boeing и Lockheed Martin.

Помощник Маккарти, отказавшийся от цитирования, сказал, что район Маккарти имеет значительное коммерческое космическое присутствие и что Маккарти считает, что продолжающаяся зависимость от российских ракет угрожает интересам национальной безопасности США.

Пресс-секретарь Маккейна Рэйчел Дин отказалась говорить о пожертвованиях, но сказала: «Министр обороны и директор национальной разведки подтвердили, что Соединенные Штаты могут удовлетворить свои потребности в гарантированном доступе к космосу без использования российских ракетных двигателей».

Когда дело доходит до лоббирования и политических пожертвований, компании, использующие российские двигатели РД-180, Boeing и Lockheed, не имеют себе равных в Вашингтоне. И они также высказались по этому вопросу.

Маккейн получил временный запрет в 2014 году, после вторжения России в Крым. Но в законопроекте о расходах ранее в этом году Конгресс отменил эту временную меру.

Два сенатора возглавили борьбу за отмену запрета и выступили против усилий Маккейна по прекращению зависимости от российского двигателя: Ричард Шелби, республиканец от Алабамы, и Ричард Дурбин, демократ от Иллинойса.

Штаб-квартира Boeing находится в Чикаго, а United Launch Alliance собирает свои ракеты на заводе в Декейтере, штат Алабама.

Восстановленная первая ступень ракеты SpaceX Falcon 9 транспортируется в ангар SpaceX на стартовой площадке 39A в Космическом центре Кеннеди на мысе Канаверал, Флорида, 14 мая. с одной компанией, пожертвовавшей 136 400 долларов с 2011 по 2016 год в свои различные фонды, согласно OpenSecrets, которым управляет беспартийный Центр отзывчивой политики, хорошая правительственная группа.

Руководители Boeing также пожертвовали 58 500 долларов в фонд кампании и лидерства Дурбина с 2011 по 2016 год, что в совокупности сделало их одним из его главных корпоративных спонсоров.

Когда Дурбин в последний раз выдвигался на переизбрание в 2014 году, руководство Lockheed вложило 29 600 долларов, что сделало его главным получателем их денег в Сенате, согласно OpenSecrets.

(Маккейн, председатель Комитета по вооруженным силам, также получил 10 000 долларов от Boeing и 10 000 долларов от Lockheed.)

Эти подсчеты не учитывают вклад легионов лоббистов, нанятых этими компаниями по контракту. Они также не считают деньги, которые компании тратят на убеждение.

В прошлом году компания Lockheed потратила 13,8 миллиона долларов на лоббирование в Конгрессе, сообщает OpenSecrets. Boeing потратил 21,9 миллиона долларов. United Launch Alliance потратил еще 1,4 миллиона долларов.

SpaceX сообщила, что потратила почти 1,8 миллиона долларов на лоббирование Конгресса.

Илон Маск, генеральный директор и технический директор SpaceXJae C. Hong / AP file

Пресс-секретарь Shelby Тори Матус заявила, что подход сенатора к этому вопросу «полностью основан на его заинтересованности в защите национальной безопасности. Каждый высокопоставленный чиновник, служащий в настоящее время в ВВС, Пентагоне и разведывательном сообществе, разделяет мнение сенатора о том, что запрет на использование РД-180 до того, как у нас появится надежная отечественная альтернатива, поставит под угрозу гарантированный доступ в космос и посадит налогоплательщиков на крючок на миллиарды долларов. ».

Представитель Дурбина Бен Мартер заявил, что сенатор не поддерживает United Launch Alliance компаний Boeing и Lockheed.

В марте 2014 года Дурбин провел слушание по поводу конкуренции в космической программе, которая была сочтена вредной для ULA, сказал Мартер, «потому что он был обеспокоен ростом стоимости космических запусков в рамках ULA, и потому что он хотел ввести конкуренцию в система… Не то, что сделал бы кто-то, преследующий только узкие интересы.

Он добавил: «То, что предлагает сенатор Маккейн, подорвет способность Америки запускать спутники национальной безопасности, которые напрямую поддерживают наши войска, несущие опасность».

Представители Lockheed, ULA и SpaceX отказались от комментариев. Представитель Boeing сказал: «Мы помогаем различным законодателям, которые заинтересованы в поддержке приоритетов национальной безопасности США. Руководство ВВС и Министерства обороны засвидетельствовало, что для перехода к отечественной альтернативе необходимо еще 18 РД-180. По словам заместителя министра обороны Роберта Уорка, потеря доступа к РД-180 приведет к значительному «воздействию на расходы и срыву графика запусков»9.0005

По существу нет простых ответов.

Если поставки российских двигателей будут прекращены, это замедлит запуски спутников, будет стоить серьезных денег и поставит под угрозу национальную безопасность США, заявил недавно Конгрессу генерал ВВС Уильям Шелтон, возглавляющий Космическое командование.