КАК СДЕЛАТЬ — Электронное зажигание ИЖ

     Одним из вариантов тюнинга советского мотоцикла ИЖ Планета без уменьшения ресурса работы двигателя является установка электронного зажигания на смену стандартному кулачковому. Такая переделка даст массу полезных и приятных изменений в роботе двигателя вашего Ижа. Электронное зажигание дает своевременное и более мощное искрообразование от чего двигатель становится более приемистым, уменьшается уровень вибрации, снижается расход топлива. Оборудование БСЗ можно установить не снимая кулачковой системы, таким образам что при отказе электроники можно будет пере подключить один провод, и продолжать ехать на контактной системе. Кроме того двигатель на БЗС можно запустить даже с прилично подсевшим аккумулятором, и особо не напрягаясь. Такую же систнму электронного зажигания с небольшой доработкой можно установить на двухцилиндровый «ИЖ Юпитер» или на другой мотоцикл. 

 

      Для того, чтобы сделать систему электронного зажигания на мотоцикл ИЖ, нам понадобится приобрести некоторые комплектующие.  Дадее будем рассматривать на примере модели «ИЖ Планета», хотя и на «ИЖ Юпитер» такая система подойдет с небольшими отличиями:

1. Коммутатор для электронного зажигания от автомобиля ВАЗ 2108.
2. Датчик холла совместимый с коммутатором.
3. Катушка зажигания на 2 выхода. (можно оставить и родную)
4.Силиконовые волосковые бронепровода.

Механическая часть установки заключается в том, чтобы сделать крепление для датчика Холла, вырезать модулятор (металлическую пластину), и прикрутить коммутатор к бардачку изнутри.
Модулятору стоит уделить достаточно внимания, т.к. от точности и качества его изготовления будет зависеть работа двигателя. Модулятор вырезается из любого, магнитящегося метала толщиной 0.6 — 1мм (Я вырезал из корпуса компьютера). В идеале круг необходимого диаметра выточить на станке, но это можно сделать и в обычной дрели.
Сначала вырезаем что-то похожее на круг, в центре которого сверлим отверстие диаметром 7мм В отверстие вставляем болт и зажимаем гайкой. Затем с помощью дрели и болгарки получаем ровный круг. Подробнее не описываю – не трудно догадаться.
Полученный ровный круг размечаем маркером таким образом чтоб получить сектор около 120 градусов. Тут большой точности не нужно, важно лишь чтобы линии отреза сектора совпадали точно с радиусом.
Для любителей точности есть чертежи.

 

Так выглядит модулятор Электронного зажигания на мотоцикле.

Крепление датчика Холла можно сделать из крепления кулачка. Обрезается все лишнее, и на шайбах выставляется датчик на нужной высоте. Важно чтобы модулятор свободно пролетал внутри, и не задевал края датчика.

Я решил не снимать родную контактную систему, но конфликтовали модулятор и ось крепления кулачка. Пришлось подпиливать ось, и поднимать модулятор на шайбе. Толщиной шайбы выставляем положение модулятора в зазоре датчика.
Коммутатор можно установить где угодно. Многие в бардачок прячут. Мне нужно было всё пространство бардачка, и прикрепил я его к нему с наружной стороны, по соседству с блоком регулятором напряжения.

 То что на датчик попадает вода и грязь, не страшно. Рзьем почти герметичен, а провода все равно следует хорошо изолировать.

Электропроводка
Коммутатор подключается к датчику Холла и катушке соответственно схеме. Схема автомобильная, и нам из неё нужна только часть с катушкой, коммутатором и датчиком Холла. На вывод катушки зажигания приходит плюс с замка зажигания. На схеме это вывод «Б» сине-красный провод. На вывод катушки «КП» в стандартной контактной системе приходил провод с кулачка, который мы отключаем, изолируем, и оставляем рядом на случай отказа электронной системы зажигания. Датчик Холла подключается тремя проводами, и может возникнуть проблема в том, чтобы сориентироваться, куда же подключать 5 и 3 выводы коммутатора. Реальные цвета проводов на датчике не совпадают со схемой. Если их перепутать между собой, ничего не произойдет, но и искры не будет. При настройке системы, если нет искры это первая из возможных причин ее отсутствия.

Катушка зажигания остается родной в моем случае, но можно использовать газелевскую на два выхода. С такой катушкой можно вкрутить в головку планеты вторую свечу вместо декомпрессора, и за счет поджига топлива сразу в двух местах получаем более качественное сгорание топливной смеси.

Бронепровод лучше использовать силиконовый, хотя я и на обычном, медном ездил. Провод можно просто обрезать ножом у основания родного надсвечника и крепления в катушку. И вкрутить в родную люльку и катушку зажигания как обычный, медный бронепровод.
На электронке езжу уже год, никаких проблем не было, забыл что такое выставлять зажигание. Заводится с пол пинка. По расходу топлива получается чуток экономнее. мотоцикл резвый, хорошо отзывается на ручку газа. Устанавливайте и себе такую систему, и убедитесь в её преимущиствах.

Оставьте комментарий

  • Facebook
  • Обычный комментарий
Добавить комментарий

Модернизация системы зажигания для мотоцикла ИЖ Планета 5

На Планету- 5 было установлено электронное зажигание от ВАЗ 2108. Установка заняла примерно два вечера.
В двух словах:

1. Изготовление и установка уголка (рис. 1) для крепления датчика Холла (штатное контактное зажигание не трогалось!) в штатные отверстия с резьбой на площадке генератора (фото.2). Оба элемента выполнены из обычного железа толщиной 1,5 мм.



Рис. 1

2. Установка модулятора (пластины) на вал. Процедура простая: включил передачу, застопорил колесо и открутил болт на торце вала. Положил шайбу, гравер и всё в обратном порядке.






Фото. 2

3. Установка бобины под бак (фото. 3). Места маловато, но установить можно. Пришлось вырезать муфту крепления.






Фото. 3

4. Крепление коммутатора (фото. 4). Долго вертел, крутил, место нашлось только возле сигнала, под баком.



Фото. 4

5. Прокладка проводов (фото. 5). Ничего сложного, кроме протягивания кембрика с проводами от датчика Холла под крышкой сцепления.



Фото. 5

6. Соединение всех элементов согласно схеме (рис. 6).



Рис. 6

Подготовка перед пуском.

Установить угол опережения зажигания 3,5 мм до ВМТ. Стоит учесть, что датчик выдаёт
импульс по выходу модулятора из зазора. Произвести пуск двигателя. Если всё прошло
успешно, то можно спокойно ездить, имея в качестве резерва контактную систему зажигания.
У меня всё прошло без проблем. Пуск оказался лёгким и никаких проблем не было. На
прогретом двигателе держались стабильные обороты, двигатель отлично слушался рукоятки
акселератора.



Формирователь УОЗ



Прошу успокоиться скептиков, ФУОЗ работает и по все видимости будет пущен в производство. Вариант изготовления будет один для 1 и 2-х цилиндровых двигателей.
Добавлена новая возможность — индивидуальной настройки под конкретный двигатель.
Т.е. характеристика будет задаваться самим водителем, прямо на ходу. Причем установленная характеристика будет запомнена и использоваться в будущем.
Алгоритм прост:

1) произвести пуск двигателя;

2) дать выйти на рабочую температуру;

3) начать движение;

4) зафиксировав рукоятку газа в определенном положении, произвести регулировку УОЗ потенциометром ФУОЗ;

5) нажать кнопку «запомнить»

6) повторить п.4. для других оборотов.

Т.к. таких шаблонов м.б. много, то для нагруженного мотоцикла можно будет построить другую характеристику и переключиться на неё ч/з пункт меню.
Возможно переключение м/у шаблонами при достижении указанной температуры, что тоже будет очень полезным.
Таким образом, у вас получиться почти идеальная характеристика для вашего двигателя.


ФУОЗ — это устройство для формирования требуемого угла опережения зажигания мотоцикла
(и не только мотоцикла) с расширенными сервисными функциями.
Устройство имеет поверхностный монтаж и умещаться под ЖКИ (PC1601LRS-FNH-B/PC1601F D).
ФУОЗ подключается вразрыв датчика Холла (управляющего выхода ДХ) и 6 кон. коммутатора.
График УОЗ изображен на рис. 8.
График взят с аналогичного устройства, которое выполнено на
микроконтроллере ATMEL и 100% работающее на ИЖ Юпитер 5.
По желанию устанавливают характеристику под конкретный двигатель самостоятельно, согласно алгоритму выше.
Выбор характеристики индицируется на ЖКИ. Идеальный вариант, это
конечно, датчик детонации+датчик положения дросельной заслонки+датчик
расхода воздуха+датчик температуры+форсунка 🙂 + …
Но я стремлюсь к конструкции доступной для повторения человеком,
возможно далёким от микроэлектроники, по этому тут будет только ручной октанкорректор,
датчик температуры, автоматическое формирование УОЗ + сервисные программные функции.

Устройство можно выполнить без ЖКИ, для упрощения. При этом теряется
наглядность работы устройства, сложнее корректировать некоторые параметры.








Фото. 7



Рис. 8

Первоначальный УОЗ устанавливается порядка 30 градусов (7 мм до ВМТ). ФУОЗ обеспечивает
выработку нужной задержки с высокой точностью. На минимальных оборотах
задержка импульса будет максимальной (УОЗ равен 0 градусов), а на
высоких наоборот (УОЗ стремится к 30 градусам).


Схема ФУОЗ для варианта c ЖКИ изображена на рис. 9. ФУОЗ выполнен на PIC —
контролере MicroChip PIC16F873, работающий на частоте 4 МГц.
Схема проста и пояснений не требует, детали поверхностного монтажа
(кроме ЖКИ).




Рис. 9

Вот рисунки (тестовой!) двухсторонней печатной платы для поверхностного монтажа размером 84×57мм.













Рис. 10-15

Все это умещается в приборной панели моего мотоцикла.







  1. Номиналы элементов
  2. Прошивка Версия 1.00 (Демо, работает!)
  3. Прошивка Версия 1.01 (с ЖКИ, улучшен алгоритм работы устройства)
  4. Полный архив по разработке ФУОЗ (программа С++, прошивка HEX, новая плата в PCAD2002)

ЖКИ ФУОЗ отображает температуру двигателя, обороты, УОЗ,
напряжение бортовой сети, выбранную характеристику и т.д. Пункты меню:


  1. Основной пункт меню отображает: обороты двигателя, УОЗ, напряжение бортовой сети
  2. Температура, угол коррекции октан-корректора
  3. Многоискровой режим (Варианты: Вкл/Откл). Если «Вкл», то при оборотах меньше 400 даёт три искры
  4. Индикация вревышения температуры (Варианты: Откл/100/120/140/160)
  5. Индикация вревышения оборотов (Варианты: Откл/4000/5000/6000)
  6. Подстветка (Варианты: Вкл/Откл)
  7. Режим УОЗ (Варианты: Шаблон #1/Шаблон #2/Шаблон #3)
  8. Переключение между шаблонами при привышении установленной температуры

На момент прочтения статьи в данном макете, возможно, произошли изменения.