Содержание

Действительные циклы двигателей


Строительные машины и оборудование, справочник

Действительные циклы двигателей

Действительные циклы, происходящие в цилиндрах двигателей, значительно отличаются от рассмотренных теоретических. В реальном двигателе теплота не подводится извне мгновенно, а получается в результате сгорания топлива в цилиндре. При этом возникают дополнительные потери, не рассматривавшиеся выше. В действительном цикле состав и количество газа в течение цикла не остаются неизменными, так как рабочая смесь топлива и воздуха превращается в смесь отработавших газов. По окончании цикла отработавший газ не возвращается в первоначальное состояние, а принудительно удаляется из цилиндра. На его место поступает свежий заряд. На преодоление сопротивления потоков свежего заряда и отработавших газов затрачивается часть полезной работы. И наконец, в реальном двигателе стенки цилиндров теплопроводны, и в течение цикла некоторая часть теплоты отводится в окружающую среду.

Рис. 1. Теоретические циклы двигателей внутреннего сгорания

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Дополнительные материалы по теме:

Рис. 2. Индикаторные диаграммы действительных циклов двигателей внутреннего сгорания

Таким образом, в действительном цикле происходят процессы, вызывающие дополнительные по сравнению с теоретическим циклом потери теплоты. Следовательно, КПД действительного цикла ниже КПД теоретического. Очевидно, более совершенным будет такой действительный цикл, в котором указанные выше потери теплоты будут наименьшими.

Данные, характеризующие протекание отдельных процессов, их совокупность и совершенство действительного цикла двигателя, получают, как правило, экспериментально путем снятия индикаторной диаграммы, т. е. записи изменения давления в цилиндре в функции объема (в координатах р—У). В современных автотракторных двигателях индикаторную диаграмму снимают либо с помощью малоинерционных регистрирующих приборов (шлейфных или катодных осциллографов), либо с помощью пневмоэлектрических индикаторов давления. На рис. 10 показаны индикаторные диаграммы четырехтактных двигателей и двухтактного дизеля, причем в увеличенном масштабе (в нижней части рисунка) изображены диа-граммы процессов впуска и выпуска.

В четырехтактном карбюраторном двигателе процесс впуска горючей смеси начинается в точке, соответствующей началу открытия впускного клапана, и заканчивается в точке 2, когда впускной клапан полностью закрылся. Начало впуска происходит до подхода поршня к в.м.т., а окончание — после прохождения н.м.т., т. е. общая продолжительность впуска больше 180° угла поворота коленчатого вала и характеризуется линией 1—5—а—2. Среднее давление смеси в цилиндре в период впуска ниже атмосферного ро, следовательно, заполнение цилиндра свежим зарядом происходит под действием перепада давлений.

Далее происходит процесс сжатия. При этом поступившая в цилиндр горючая смесь перемешивается с остатками отработавших газов, образуя однородную рабочую смесь. Сжатие рабочей смеси (линия 2—3) сопровождается плавным повышением ее температуры и давления. В конце процесса сжатия, когда поршень подходит к в.м.т., между электродами свечи зажигания происходит электрический разряд, в результате которого возникает небольшой очаг раскаленного газа, являющийся основой для прогревания окружающих его слоев рабочей смеси. Последовательное прогревание этих слоев до температуры воспламенения смеси (линия 3—с) происходит с одновременным увеличением давления в цилиндре. Воспламенение и горение рабочей смеси сопровождается резким нарастанием давления и температуры. Горение смеси продолжается и во время процесса расширения (линия z—4) и заканчивается при достижении пламенем наиболее удаленных зон камеры сгорания. При расширении тепловая энергия превращается в механическую. Удаление из цилиндра отработавших газов начинается в точке 4, соответствующей началу открытия выпускного клапана. При этом поршень движется еще к н.м.т., и газы выходят в атмосферу под действием избыточного давления в цилиндре. К приходу поршня в н.м.т. давление в цилиндре падает и при дальнейшем движении поршня к в. м.т. газы выталкиваются через выпускной клапан при незначительном избыточном давлении, что требует затрат энергии на процесс выпуска. Выпуск отработавших газов (линия 4—1—5) заканчивается в момент закрытия выпускного клапана.

В четырехтактном дизеле процесс впуска воздуха в Цилиндр (линия 1—5—а—2) происходит аналогично рассмотренному выше впуску горючей смеси в карбюраторном двигателе. После закрытия впускного клапана (точка 2) происходит сжатие заряда, состоящего из смеси атмосферного воздуха с остаточными газами, сопровождающееся повышением давления и температуры. при приближении поршня к в.м.т. в камеру сгорания впрыскивается топливо. В период 3—с происходит процесс перемешивания топлива со сжатым воздухом, предшествующий воспламенению топлива (период задержки воспламенения). После того как в отдельных зонах с наиболее благоприятными условиями происходит воспламенение рабочей смеси, переходящее в интенсивное горение, давление и температура в цилиндре резко возрастают, а затем в течение некоторого промежутка времени остаются почти неизменными. Процесс расширения совершается на участке z—4, во время которого тепловая энергия, выделившаяся при сгорании топлива, превращается в механическую. С открытием выпускного клапана начинается выпуск отработавших газов (линия 4—1—5), который происходит также, как и в карбюраторном двигателе.

Действительный цикл двухтактного двигателя происходит за один оборот коленчатого вала. На рис. 2, в показана индикаторная диаграмма цикла двухтактного дизеля с щелевой продувкой. Процессы сжатия, сгорания и расширения в двухтактных двигателях принципиально не отличаются от аналогичных процессов в четырехтактных. Процессы же впуска и выпуска происходят за более короткий промежуток времени, чем в четырехтактных при движении поршня вблизи н.м.т. В конце процесса расширения (точка 1) поршень открывает впускные окна, и отработавшие газы выходят в атмосферу под действием избыточного давления в цилиндре. При этом давление в цилиндре резко снижается и в точке становится ниже давления рк, создаваемого продувочным насосом (компрессором). В этот момент поршень, перемещаясь к н.м.т., открывает продувочные окна, через которые начнет поступать воздух, вытесняющий из цилиндра отработавшие газы через выпускные окна. Происходит одновременная очистка и наполнение цилиндра (линия 4—а). При обратном движении к в.м.т поршень вначале перекрывает продувочные окна, прекращая доступ воздуха в цилиндр из продувочного насоса (компрессора). В момент полного закрытия продувочных окон давление в цилиндре превышает атмосферное р0 на величину, зависящую от давления, создаваемого насосом рк. Выход воздуха из цилиндра прекратится в точке, когда поршень перекроет выпускное окно, и с этого момента начинается процесс сжатия, протекающий так же, как и в четырехтактном дизеле.

Рекламные предложения:



Читать далее: Тепловые процессы, происходящие в двигателях

Категория: —
Автомобили и трактора

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Принцип работы и рабочие циклы двигателя автомобиля (ДВС)

На автомобилях устанавливают двигатели внутреннего сгорания (ДВС), у которых топливо сгорает внутри цилиндра. В основу положено свойство газов расширяться при нагревании. Рассмотрим принцип работы двигателя (схематично) и его рабочие циклы. Что такое цикл Отто — Аткинса и Миллера.

Что такое

Рабочим циклом двигателя называется периодически повторяющийся ряд последовательных процессов, протекающих в каждом цилиндре двигателя и обусловливающих превращение тепловой энергии в механическую работу. Если рабочий цикл совершается за два хода поршня, т.е. за один оборот коленчатого вала, то такой двигатель называется двухтактным.

Автомобильные двигатели работают, как правило, по четырехтактному циклу Отто, который совершается за два оборота коленчатого вала или четыре хода поршня и состоит из тактов впуска, сжатия, расширения (рабочего хода) и выпуска.

Крайние положения поршня, при которых он наиболее удален от оси коленчатого вала или приближен к ней, называются верхней и нижней «мертвыми» точками (ВМТ и НМТ).

Принцип работы ДВС — схематично

1.

Впуск

По мере того, как коленчатый вал двигателя делает первый полуоборот, поршень перемещается от ВМТ к НМТ, впускной клапан открыт, выпускной клапан закрыт. В цилиндре создается разряжение, вследствие чего свежий заряд горючей смеси, состоящий из паров бензина и воздуха, засасывается через впускной газопровод в цилиндр и, смешиваясь с остаточными отработавшими газами, образует рабочую смесь.

2. Сжатие

После заполнения цилиндра горючей смесью при дальнейшем вращении коленчатого вала (второй полуоборот) поршень перемещается от НМТ к ВМТ при закрытых клапанах. По мере уменьшения объема температура и давление рабочей смеси повышаются.

3. Расширение или рабочий ход

В конце такта сжатия рабочая смесь воспламеняется от электрической искры и быстро сгорает, вследствие чего температура и давление образующихся газов резко возрастает, поршень при этом перемещается от ВМТ к НМТ. В процессе такта расширения шарнирно связанный с поршнем шатун совершает сложное движение и через кривошип приводит во вращение коленчатый вал.

При расширении газы совершают полезную работу, поэтому ход поршня при третьем полуобороте коленчатого вала называют рабочим ходом. В конце рабочего хода поршня, при нахождении его около НМТ открывается выпускной клапан, давление в цилиндре снижается до 0.3 — 0.75 МПа, а температура до 950 — 1200°С.

4. Выпуск

При четвертом полуобороте коленчатого вала поршень перемещается от НМТ к ВМТ. При этом выпускной клапан открыт, и продукты сгорания выталкиваются из цилиндра в атмосферу через выпускной газопровод.

Рабочий цикл четырехтактного дизеля

В отличие от бензинового двигателя, при такте «впуск» в цилиндры дизеля поступает чистый воздух. Во время такта «сжатие» воздух нагревается до 600°С. В конце этого такта в цилиндр впрыскивается определенная порция топлива, которое самовоспламеняется.

Впуск

При движении поршня от ВМТ к НМТ вследствие образующегося разряжения из воздушного фильтра в цилиндр через открытый впускной клапан поступает атмосферный воздух. Давление воздуха в цилиндре составляет 0.08 — 0.095 МПа, а температура 40 — 60°С.

Сжатие

Поршень движется от НМТ к ВМТ; впускной и выпускной клапаны закрыты, вследствие этого перемещающийся вверх поршень сжимает поступивший воздух. Для воспламенения топлива необходимо, чтобы температура сжатого воздуха была выше температуры самовоспламенения топлива. При ходе поршня к ВМТ цилиндр через форсунку впрыскивается дизельное топливо, подаваемое топливным насосом.

Расширение или рабочий ход

Впрыснутое в конце такта сжатия топливо, перемешиваясь с нагретым воздухом, воспламеняется, и начинается процесс сгорания, характеризующийся быстрым повышением температуры и давления. При этом максимальное давление газов достигает 6 — 9 МПа, а температура 1800 — 2000°С. Под действием давления газов поршень перемещается от ВМТ в НМТ — происходит рабочий ход. Около НМТ давление снижается до 0.3 — 0.5 МПа, а температура до 700 — 900°С.

Выпуск

Поршень перемещается от НМТ в ВМТ и через открытый выпускной клапан отработавшие газы выталкиваются из цилиндра. Давление газов снижается до 0.11 — 0.12 МПа, а температура до 500-700°С. После окончания такта выпуска при дальнейшем вращении коленчатого вала рабочий цикл повторяется в той же последовательности.

Цикл Отто — Аткинса и Миллера

В основе многих современных двигателей лежит цикл Отто, который придумал немецкий конструктор Николаус Отто и запатентовавший четырехтактный двигатель в 1876 году. Его формула известна всем учащимся автошкол и студентам и звучит так: «впуск — сжатие — рабочий ход — выпуск». Хотя КПД его мотора не высокий, но именно данный цикл лежит в основе всех моторов.

Позже Джеймс Аткинсон усовершенствовал цикл Отто в 1882 году создав термодинамический цикл. А американец Ральф Миллер в 1947 году довёл до ума теоретические наработки Аткинсона, внедрив изменение фаз газораспределения. Например, по циклу Миллера работает двигатель TSI на автомобиле VW Golf 8 — впускной клапан закрывается раньше окончания такта впуска. Это позволяет снизить фактическую степень сжатия смеси относительно геометрической, благодаря чему удаётся эффективнее использовать энергию расширяющихся в цилиндре газов. Т.е. теряется максимальная мощность, но улучшается экономичность.

На многих машинах есть двигатели, использующие два или все три цикла в разных режимах работы.

Принцип работы многоцилиндровых двигателей

На автомобилях устанавливают многоцилиндровые двигатели. Чтобы многоцилиндровый двигатель работал равномерно, такты расширения должны следовать через равные углы поворота коленчатого вала (т. е. через равные промежутки времени).

  • Как устроен двигатель внутреннего сгорания

Последовательность чередования одноименных тактов в цилиндрах называют порядком работы двигателя. Порядок работы большинства четырехцилиндровых двигателей 1-3-4-2 или 1-2-4-3. Значит после рабочего хода в первом цилиндре следующий происходит в третьем, затем в четвертом и, наконец, во втором цилиндре. Определенная последовательность соблюдается и в других многоцилиндровых двигателях.

Диаграмма работы двигателя по схеме 1-2-4-3

Многоцилиндровые двигатели бывают рядными и V-образными. В рядных двигателях цилиндры расположены вертикально, а в V-образных — под углом. Последние характеризуются меньшей габаритной длиной по сравнению с первыми. Современные восьмицилиндровые двигатели выполняют двухрядными с V-образным расположением цилиндров.

Двигатель внутреннего сгорания — Энергетическое образование

Энергетическое образование

Меню навигации

ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

ИНДЕКС

Поиск

Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) являются наиболее распространенной формой тепловых двигателей, поскольку они используются в транспортных средствах, лодках, кораблях, самолетах и ​​поездах. Они названы так потому, что топливо воспламеняется, чтобы совершать работу внутри двигателя. [1] Та же топливно-воздушная смесь затем выбрасывается в виде выхлопных газов. Это можно сделать с помощью поршня (так называемый поршневой двигатель) или с помощью турбины.

Закон идеального газа

Тепловые двигатели внутреннего сгорания можно понять, если хорошенько подумать о законе идеального газа: [math]pV=nRT[/math]. Повышение температуры газа увеличивает давление, которое заставляет газ расширяться. [1] Двигатель внутреннего сгорания имеет камеру, в которую добавлено топливо, воспламеняющееся для повышения температуры газа.

Когда в систему добавляется тепло, газ внутри расширяется. В поршневом двигателе это заставляет поршень подниматься (см. рис. 2). Прикрепив поршень к коленчатому валу, двигатель может преобразовать часть подводимой к системе энергии в полезную работу. [2] Для сжатия поршня в двигателе прерывистого внутреннего сгорания двигатель выпускает газ. Затем используется радиатор, чтобы система работала при постоянной температуре. Газовая турбина, в которой используется непрерывное сгорание, просто выбрасывает свой газ непрерывно, а не в цикле. По аналогичному принципу работают тепловые двигатели с газовыми турбинами, горячий воздух нагнетается в камеру турбины, вращая турбину (рис. 1).

Поршни и турбины

Рисунок 1. Схема газотурбинного двигателя. [3]

Двигатель, в котором используется поршень , называется двигателем внутреннего сгорания периодического действия , тогда как двигатель, использующий турбину , называется двигателем внутреннего сгорания непрерывного действия . Разница в механике очевидна из-за названий, но разница в использовании менее очевидна.

Поршневой двигатель чрезвычайно отзывчив по сравнению с турбиной, а также более экономичен при низкой мощности. Это делает их идеальными для использования в транспортных средствах, поскольку они также быстрее запускаются. И наоборот, турбина имеет более высокое отношение мощности к массе по сравнению с поршневым двигателем, а ее конструкция более надежна для обеспечения постоянной высокой производительности. Турбина также работает лучше, чем безнаддувный поршневой двигатель на больших высотах и ​​при низких температурах. Легкая конструкция, надежность и способность работать на большой высоте делают турбины предпочтительным двигателем для самолетов. Турбины также широко используются на электростанциях для производства электроэнергии.

Четырехтактный двигатель

на главную

Рисунок 2. Четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. 1: впрыск топлива, 2: зажигание, 3: расширение (работа выполнена), 4: выпуск. [4]

Хотя существует множество типов двигателей внутреннего сгорания, четырехтактный поршневой двигатель (рис. 2) является одним из наиболее распространенных. Он используется в различных автомобилях (которые специально используют бензин в качестве топлива), таких как легковые автомобили, грузовики и некоторые мотоциклы. Четырехтактный двигатель обеспечивает один рабочий ход за каждые два цикла поршня. Справа есть анимация четырехтактного двигателя и дальнейшее объяснение процесса ниже.

  1. Топливо впрыскивается в камеру.
  2. Топливо воспламеняется (в дизельном двигателе это происходит иначе, чем в бензиновом двигателе).
  3. Этот огонь толкает поршень, что является полезным движением.
  4. Химические отходы, по объему (или массе) это в основном водяной пар и двуокись углерода. Там могут быть загрязняющие вещества, а также угарный газ от неполного сгорания.

Двухтактный двигатель

главная страница

Рисунок 3. Двухтактный двигатель внутреннего сгорания [5]

Как следует из названия, для выработки мощности системе требуется всего два движения поршня. Основным отличительным фактором, который позволяет двухтактному двигателю работать только с двумя движениями поршня, является то, что выпуск и впуск газа происходят одновременно, [6] , как показано на рисунке 3. Сам поршень используется как клапан система вместе с коленчатым валом для направления потока газов. Кроме того, из-за частого контакта с движущимися компонентами топливо смешивается с маслом для добавления смазки, что обеспечивает более плавный ход. В целом двухтактный двигатель содержит два процесса:

  1. Топливно-воздушная смесь добавляется и поршень движется вверх (сжатие). Впускное отверстие открывается из-за положения поршня, и топливно-воздушная смесь поступает в приемную камеру. Свеча зажигания воспламеняет сжатое топливо и начинает рабочий ход.
  2. Нагретый газ оказывает высокое давление на поршень, поршень движется вниз (расширение), отработанное тепло отводится.

Роторный двигатель Ванкеля

главная страница

Рисунок 4. Цикл роторного двигателя. Он всасывает воздух/топливо, сжимает его, воспламеняется, выполняя полезную работу, а затем выпускает газ. [7]

В двигателе этого типа имеется ротор (внутренний круг обозначен буквой «B» на рис. 4), который находится в корпусе овальной формы. Он выполняет обычные этапы четырехтактного цикла (впуск, сжатие, зажигание, выпуск), однако эти этапы происходят 3 раза за один оборот ротора — создание три рабочих хода на оборот .

Для дополнительной информации

  • Роторный двигатель
  • Двухтактный двигатель
  • Четырехтактный двигатель
  • Закон идеального газа
  • Или просмотрите случайную страницу

Ссылки

  1. 1.0 1.1 Р. Д. Найт, «Тепловые двигатели и холодильники» в Physics for Ученые и инженеры: стратегический подход, 3-е изд. Сан-Франциско, США: Пирсон Аддисон-Уэсли, 2008 г., глава 19., с.2, стр.530
  2. ↑ Р. А. Хинрихс и М. Клейнбах, «Тепло и работа», в Energy: its Use and the Environment , 5th ed. Торонто, Онтарио. Канада: Брукс/Коул, 2013 г., ч. 4, стр. 93–122.
  3. ↑ Wikimedia Commons [в сети], доступно: https://upload. wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Jet_engine.svg
  4. ↑ Wikimedia Commons [в сети], доступно: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/dc/4StrokeEngine_Ortho_3D_Small.gif
  5. ↑ «Файл:Two-Stroke Engine.gif — Wikimedia Commons», Commons.wikimedia.org, 2018. [Онлайн]. Доступно: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Two-Stroke_Engine.gif. [Доступ: 17 мая 2018 г.].
  6. ↑ К. Ву, Термодинамика и тепловые циклы. Нью-Йорк: Издательство Nova Science, 2007 г.
  7. ↑ Wikimedia Commons [онлайн], доступно: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/fc/Wankel_Cycle_anim_en.gif

Цикл Отто — Энергетическое образование

Энергетическое образование

Меню навигации

ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

ИНДЕКС

Поиск

Цикл Отто описывает, как тепловые двигатели превращают бензин в движение. Как и другие термодинамические циклы, этот цикл превращает химическую энергию в тепловую, а затем в движение. Цикл Отто описывает, как работают двигатели внутреннего сгорания (работающие на бензине), такие как автомобили и газонокосилки.

Применение

Цикл Отто обеспечивает энергию для большинства видов транспорта и имеет важное значение для современного мира. В частности, подавляющее большинство автомобилей, которые сегодня можно увидеть на дорогах, используют цикл Отто для преобразования бензина в движение. Любая машина (список [1] можно продолжать и продолжать), которые используют бензин, будут разделены на две категории двигателей, как показано ниже.

Страницы двигателей содержат подробную информацию об их уникальных механизмах и объяснение того, как они используют Цикл Отто, который немного изменен.

Идеальный цикл Отто

Рис. 3. Диаграмма давление-объем идеального процесса цикла Отто. Он состоит из двух изохорных, двух адиабатических и двух изобарических процессов (для впуска и выпуска) [4]

Диаграмма PV (диаграмма давление-объем) идеального цикла Отто представлена ​​на рисунке 3. Эта диаграмма моделирует, как изменяются изменения давления и объема рабочего тела (бензина и авиатоплива) при сгорании углеводородов. который приводит в движение поршень, создавая тепло, чтобы обеспечить движение транспортного средства. Существуют движения поршня с расширением (увеличением объема камеры), возникающие при высвобождении тепловой энергии при сгорании, вызывающие работу, совершаемую газом и на поршень. Напротив, когда поршень совершает работу над газом , камера двигателя сжимается (уменьшается в объеме). [5]

Важно отметить, что на рисунке 3 изображен идеальный процесс для любого двигателя, использующего цикл Отто. В нем описаны основные этапы работы с бензиновым двигателем. Небольшая модификация, которая изображает более реалистичную ситуацию на диаграмме PV цикла Отто для двухтактного и четырехтактного двигателей, объясняется на соответствующих страницах. Работу, совершаемую двигателем, можно рассчитать, решив площадь замкнутого цикла.

Ниже описано, что происходит на каждом шаге диаграммы PV, на котором сгорание рабочего тела — бензина и воздуха (кислорода) изменяет движение поршня:

Зеленая линия: Называемая фазой впуска , поршень опускается вниз, чтобы позволить увеличить объем в камере, чтобы он мог «всасывать» топливно-воздушную смесь. С точки зрения термодинамики это называется изобарным процессом.

Процесс 1-2: Во время этой фазы поршень будет выдвинут вверх, чтобы он мог сжимать топливно-воздушную смесь, поступившую в камеру. Сжатие вызывает небольшое повышение давления и температуры смеси, однако теплообмена не происходит. С точки зрения термодинамики это называется адиабатическим процессом. Когда цикл достигает точки 2, то есть когда топливо встречается со свечой зажигания для воспламенения.

Процесс со 2 по 3: Здесь происходит сгорание за счет воспламенения топлива от свечи зажигания. Сгорание газа завершается в точке 3, в результате чего камера находится под высоким давлением и имеет много тепла (тепловой энергии). С точки зрения термодинамики это называется изохорным процессом.

Процесс с 3 по 4: Тепловая энергия в камере в результате сгорания используется для работы поршня, который толкает поршень вниз, увеличивая объем камеры. Это также известно как силовой ход , потому что это когда тепловая энергия превращается в движение для питания машины или транспортного средства.

Фиолетовая линия (процессы с 4 по 1 и фаза выхлопа ): От процессов с 4 по 1 все отработанное тепло удаляется из камеры двигателя. Когда тепло покидает газ, молекулы теряют кинетическую энергию, вызывая снижение давления. [6] Затем происходит фаза выхлопа , когда оставшаяся в камере смесь сжимается поршнем для «выхлопа» наружу, без изменения давления.

Для дополнительной информации

  • Двухтактный двигатель и четырехтактный двигатель
  • Тепловая машина
  • Схема PV
  • Горение
  • Бензин
  • Дизель против бензинового двигателя
  • Или выберите случайную страницу!

Каталожные номера

  1. ↑ Неполный список включает мотоциклы, пикапы, фургоны, внедорожники, газонокосилки, автомобили, множество лодок и даже некоторые портативные генераторы.