Содержание
что можно использовать и как произвести обслуживание
Шкворни работают в условиях постоянного контакта с пылью, грязью, реагентами, влагой и т.д., что приводит к вымыванию смазочного материала, заложенного в данном узле. Не смотря на то, что их ресурс достаточно велик, при нерегулярном обслуживании они изнашиваются и выходят из строя. В данном случае поможет смазка для шкворней, которая позволит сохранить работоспособность узлов и обеспечит их длительную работу.
Что такое шкворень?
Шкворень – это один из рабочих элементов поворотных узлов, используемых в различной грузовой автомобильной и специальной техники, а также некоторых моделей легковых транспортных средств. Он представляет собой стальной стержень, который служит в качестве оси поворота шарнирных соединений и силовой детали.
В легковых и грузовых автомобилях, тракторах и других машинах шкворень соединяет поворотные кулаки колес с балками, используется в качестве основы сцепных устройств прицепов и полуприцепов и т. д.
Функции шкворня:
- Работает в качестве направляющего элемента, который обеспечивает правильное положение шарнирных узлов
- Выступает в качестве силового компонента, который соединяет элементы шарнирных узлов
- Выполняет функцию оси поворота шарниров
- Подает и распределяет смазочный материал между взаимодействующими деталями
От состояния шкворней зависит безопасность и надежность управления транспортным средством. В процессе эксплуатации они подвергаются износу и очень высоким нагрузкам, поэтому их следует регулярно обслуживать и периодически менять.
По назначению выделяют шкворни поворотной цапфы, полуприцепов, навесок и прицепных устройств. Рассмотрим их подробнее.
Шкворень поворотной цапфы
Шкворень поворотной цапфы – это элемент поворотного кулака управляемого колеса, который соединен с колесной балкой. Данный узел воспринимает все нагрузки и моменты, передает их на кузов автомобиля и, фактически, удерживает на себе колесо.
По конструкции они бывают сквозными и раздельными. Первые представляют собой стальные стержни, которые посредством подшипников качения или скольжения помещается в посадочныые места, находящиеся в балке моста и поворотном кулаке. Они фиксируются при помощи штифтов или резьбы, а также крышками в нижней и верхней части узла. Поворотные кулаки или крышки могут дооснащаться пресс-масленками для обслуживания.
Раздельные шкворни – это укороченные стальные пальцы, которые устанавливаются в двух точках соединения балки моста и поворотного кулака. На один кулак приходится два шкворня: верхний и нижний, которые могут иметь одинаковую конструкцию или различаться размерами или деталями.
Шкворень седельно-сцепного устройства (ССУ)
Следующий вид шкворней является составным компонентом седельно-сцепного устройства. Он используется в шарнире, который соединяет полуприцеп и ССУ. Конструкционно такие детали состоят из стержня заданной длины, снизу которого делается проточка определенной ширины.
Этой проточкой деталь помещается в седельно-сцепное устройство и фиксируется там. В верхней части изделия устанавливается фланец или выполняется резьба.
Шкворень устанавливается в передней части полуприцепа. Он закрепляется в ССУ и обеспечивает надежное удерживание полуприцепа с возможностью его поворота относительно тягача.
Шкворень для навесок и прицепных устройств
Последний вид шкворней служит для фиксации навесного оборудования и прицепов с навесками или специальным приспособлением сзади или спереди транспортного средства. Такие детали еще называют пальцами. По конструкции они представляют собой металлическую болванку, которая сверху имеет расширение, а снизу отверстие для фиксирующих приспособлений, например, шплинтов.
Признаки неисправности узла
Первый признак неисправности – автомобиль уводит в сторону. В этом могут быть виноваты и другие узлы ходовой части, но если они исправны, то следует обратить внимание на шкворни. Вероятнее всего углы установки продольного наклона элемента слева и справа слишком различаются.
Неравномерный износ шин также может свидетельствовать о неисправности шкворней. Но это только в том случае, если сход-развал автомобиля не нарушен. В данном случае одной из основных причин является износ втулок и самих шкворней.
Стуки при движении, особенно по ухабистой дороге, могут означать, что шкворень сильно люфтит во втулках или появился большой люфт по оси.
Если при повороте руля требуется приложения больших усилий, то, скорей всего, втулки шкворней проворачиваются в месте посадки бобышки кулака или на их поверхностях образовались задиры. Причиной также может быть загрязнение опорного подшипника детали и он начинает характерно скрипеть.
Но эти признаки по большей части косвенные и без проверки состояния шкворней и их втулок нельзя с точностью сказать, в чем причина той или иной неисправности.
Сама диагностика достаточно проста и ее можно выполнить собственноручно. В первом случае следует поддомкратить колесо домкратом и покачать его по вертикали. Наличие люфта более 0,5 мм (расстояние перемещения наружного края тормозной скобы) говорит об износе шкворня и втулок.
Второй метод диагностики производится посредством измерения зазора между бобышкой балки передней подвески и верхним ушком поворотного кулака специальным щупом. Автомобиль при проведении этой процедуры должен стоять на колесах. Зазор не должен превышать 0,15 мм.
Обслуживание шкворней
В качестве смазочного материала для обслуживания шкворней чаще всего используются различные трансмиссионные масла. Это наиболее дешевый и доступный вариант. Но, так как это жидкости, они очень быстро вымываются и обслуживать узлы приходится достаточно часто.
Пластичные смазки в данном случае более эффективны, но и они не лишены минусов. Если используется некачественный материал или производить обслуживание шкворней достаточно редко, происходит закоксовывание смазки и засорение каналов.
Ниже представлен обзор, в котором описаны популярные средства для обслуживания таких узлов и выбрана самая эффективная смазка шкворней.
Сравниваем смазочные материалы для обслуживания шкворней
Инструкция по обслуживанию
Рассмотрим процедуру обслуживания на примере автомобиля «Волга ГАЗ-3110». Для проведения работ потребуется смазка, шприц для смазки, железная щетка, набор гаечных ключей и домкрат.
Первым делом нужно вывесить автомобиль на домкрате. Для того, чтобы добраться до масленок руль выворачивается вправо до упора. При этом демонтаж колеса не обязателен.
Следующее действие – зачистка масленок от загрязнений при помощи железной щетки. Затем откручиваем три гайки – верхняя головкой на 7, нижняя и средняя – на 8.
Для шприцевания используем специальный шприц для смазки. Если его нет, выручит обычный медицинский шприц и шланг от велонасоса. Со стороны, которая накидывается на ниппель колеса, он обрезается, а с другой, где есть резьба, накручивается на посадочное место гайки масленки. Затем в объеме 15-20 мл набирается смазочный материал. Конец шприца соединяется со шлангом и фиксируется вручную или проволокой, а его содержимое аккуратно выдавливается. Если смазки в шкворне достаточно, она выдавится из соседних узлов.
Таким же образом в подается смазка в оставшиеся масленки по очереди. После обслуживания гайки масленок заворачиваются обратно.
Существует и другой метод, для осуществления которого необходимо снять масленки. Для этого нам потребуется смазка, шприц для смазки, набор головок под размер гайки на масленке и домкрат.
Очищаем металлической щеткой верхнюю тавотницу. Затем при помощи головки откручиваем на ней гайку. На место снятой масленки устанавливается шланг от пистолета для шприцевания.
При закачивании свежей смазки старая будет выдавливаться из мест стыков. Как только начал появляться чистый смазочный материал, можно переходить к нижней тавотнице.
При прокачивании нижней части шкворня автомобиль рекомендуется немого поддомкратить, чтобы снять нагрузку с узла и облегчить замену смазочного материала.
Производить такую операцию своими силами достаточно просто и более выгодно, чем обращаться в специализированные сервисные центры.
Был ли полезен обзор?
Рейтинг: 4.75 (4 оценки)
Что такое шкворневая подвеска, как ее обслуживать и зачем шприцевать
- Главная
- Статьи
- Зри в шкворень: что такое шкворневая подвеска, как ее обслуживать и зачем шприцевать
Автор:
Михаил Баландин
Слово «шкворень» сегодня кому-то кажется таким же архаизмом, как «зипун», «ендова» и «батог». На самом деле это не так: шкворни еще не покинули нас, и вполне вероятно, что некоторым придется с ними столкнуться – вынужденно или по собственному желанию. Первое кажется делом грустным, а второе странным. Но мы вооружим знаниями и тех, и других, а заодно польстим бывалым.
От автора
Честно говоря, весь текст ниже написан одной рукой: второй я всё время утирал слёзы. Не мог их остановить, вспоминая, как ездил в студенческие времена на ГАЗ-24 и периодически загорал под этим шедевром автомобильного зодчества со шприцем в руках. Давно это было, продал я это чудо лет 18 назад, но «кто не был – тот будет, кто был – не забудет». Достаём ситцевые платочки, мужчины. Ну а владельцам УАЗов и старых ГАЗелей – моё глубочайшее почтение.
Ближе, чем кажется
Первый вопрос, который возникает при прочтении заголовка – зачем? Зачем в 2022 году знать, как шприцевать шкворни? Учитывая, что в России недавно разрешили снова выпускать новые автомобили стандарта Евро-0, ответов много, но главный звучит так: при всей архаичности конструкции шкворневая подвеска еще не ушла в архив технических решений, и по дорогам до сих пор ездят автомобили с ней. То есть, шкворни ближе, чем кажется. Например, их до сих пор используют в большинстве грузовых автомобилей и на некоторых внедорожниках. Например, классические шкворни есть и в ГАЗель Бизнес, и в ГАЗон Next, и в УАЗах – от 469 до Патриота. Впрочем, на полноприводных машинах в передней подвеске стоят по два шаровых шкворня с каждой стороны – цельный мешает поставить привод переднего колеса. Поэтому похожие на уазовские «разрезанные» шкворни стояли и на Toyota Land Cruiser 80, и на Nissan Patrol Y61, и на некоторых других классических внедорожниках. Но это немного не те шкворни, которые нас интересуют – слишком сложные. Наши родные шкворни – это цельные шкворни заднеприводных Волг и ГАЗелей, которые до сих пор бегают по нашим дорогам.
Шкворень или шаровая опора?
Открываем толковый словарь Ушакова (последний, четвёртый том которого был издан в 1940 году) и читаем: «Шкворень и шворень, шворня, м. Стержень (от задней части повозки), вставляемый в ось передка и позволяющий передку, вращаясь на этом стержне, производить повороты». В общем-то, даже отсюда можно понять, что шкворень не случайно стал той самой деталью, с помощью которой решили обеспечивать поворот колёс управляемой оси. Шкворень пришёл в автомобиль ещё из гужевого транспорта, был знаком задолго до первых железных чудес Готтлиба Даймлера и иже с ними, так что всё вполне логично.
В более современном понятии шкворень – это деталь подвески, которая соединяет поворотные механизмы, в частности – управляемое колесо и его балку. Ну а с точки зрения техники это простой шарнирный стержень, обычно – из легированной стали.
Да, жизнь шкворня тяжела и незавидна. Ему ведь приходится не только обеспечивать поворот колеса, но и принимать все его нагрузки, как продольные, так и поперечные. А это подразумевает и удары от ям, и боковые нагрузки в поворотах, и всё прочее, что выпадает на долю колеса. Кроме того, само расположение шкворня намекает на то, что легко ему быть не может: здесь постоянно есть и дорожная пыль, и грязь, и вода, если ездить по лужам и просто мокрым дорогам. Последнее особенно важно, потому что конструкция шкворня негерметична, и если вместо хорошей смазки вокруг стержня образуется абразив из песка, грязи и воды, он довольно быстро погибает. Впрочем, и без воды смазка в нём стареет довольно быстро, поэтому требует очень частой замены. А так как меняют её обычно с помощью шприца, то и процесс называют шприцеванием.
Однако стоит отметить, что поколение, выросшее в гармонии со шкворнями легковых и грузовых ГАЗов, очень скептически отнеслось к появлению первых шаровых опор. Мол, такого запаса прочности у шаровых нет, так что всё это – мракобесие и попытка сделать всё намного хуже. Действительно, сломать шкворень способен только феноменальный дурень, обладающий небывалой силой. Кроме того, шкворень можно было угробить огромным люфтом, при котором управляемое колесо начинало жить своей жизнью, но оно при этом не отваливалось от машины. А вот шаровые опоры вазовской «классики» действительно могли подкачать: бывало, их вырывало, отчего машина «подворачивала лапку» и теряла остатки репутации. Глядя на такие Жигули, суровые владельцы Волг ухмылялись и лезли шприцевать подвеску.
Добавлю, что со временем заводские шаровые опоры Жигулей стали лучше, но вместе с тем выросло количество «кооперативных» запчастей, которые на самом деле часто были старыми раздолбанными опорами, покрытыми кузбасслаком. Они могли разваливаться сразу после установки, при выезде «Жигуля» из гаража. Владельцы Волг ржали в голос и опять лезли со смазкой к шкворням. Что же они там такое делали?
Давить, пока не потечёт
Забавно, что когда я сам впервые столкнулся со шприцеванием передней подвески своей Волги, некоторые знакомые взрослые мужики не смогли доходчиво объяснить, как это делать. Пожимали плечами и говорили: «Да что там такого… Просто шприцуешь». Честно говоря, звучало это не совсем ясно. Тогда я понял, что некоторые конфликты поколений неизбежны: не всегда мы можем друг друга понять.
На самом деле, конечно, в шприцевании действительно нет ничего сложного. Но при этом там есть очень много хитрого и какого-то неуловимо мифического. Казалось бы: дави шприцем масло в пресс-маслёнку (тавотницу, как её часто называют бывалые), пока оно не потечёт из всех щелей, коих в обычной ГАЗовской конструкции шкворня много. Ан нет, не всё так просто. Вот, например, каким шприцем давить?
Классика – это специальный плунжерный шприц, которым и положено давить смазку. Но покупать его хотели и могли не все, а те, что появились в огромном количестве в более позднее время, часто текли отовсюду при первой же попытке надавить на них посильнее. Кто-то пытался перейти на другую смазку, кто-то искал старый советский шприц, кто-то матерился и работал китайским шприцем.
Второй вариант – это так называемый шприц Жане. Это медицинской шприц большого объёма (150 мл), который обычно используют для катетеров. Ну и вдогонку третий вариант – обычный медицинский шприц любого объёма (хотя бы на 10 или 20 кубиков). Вот только с этими медицинскими шприцами есть сложность: у них в комплекте нет трубки, которую можно было бы надеть на пресс-маслёнку. Что делать?
Коллективный разум быстро нашёл выход: если выкрутить пресс-маслёнки (их в Волгах было три штуки на одном шкворне), то вместо них можно вкрутить шланг от велосипедного насоса – у него как раз такой же диаметр резьбы, которая вкручивается в насос. А ту сторону, которая накручивается на ниппель, просто обрезали и надевали на шприц. Получалось довольно надёжная, а главное – доступная система, с которой валяться под машиной было в радость. Понятно, что густую смазку (типа Литол-24) таким шприцем и шлангом выдавить трудно, но Литол сейчас используют только ортодоксальные технические староверы. Хотя…
Да, вопрос «чем шприцевать?» до сих пор стоит актуально. Вроде бы сейчас полно специальных смазок, которые выпускают и наши компании, и иностранные. Владельцы ГАЗелей со шкворнями в передней подвеске (напомню, что новые ГАЗель Next и NN отличаются независимой передней подвеской с шаровыми опорами, а вот у ГАЗель Бизнес с балкой стоят как раз шкворни) к выбору смазки подходят более рационально: читают какие-то форумы, делятся опытом, не боятся пробовать что-то новое. А вот владельцы Волг (напомню, что шаровые опоры появились только на ГАЗ-3102 в начале нулевых) по старинке использовали то, что завещали отцы. А отцы иногда завещали странные вещи.
ГАЗ ГАЗель Бизнес 2010–н.в.
Понятно, что для смазки использовались масла типа ТАП-15, ТАД-17 и священный нигрол (почему-то многие считали и считают до сих пор, что Волга без литола, нигрола и автола ездить не в состоянии). Кто-то верит, что для шкворней нет ничего лучше, чем смазка ШРУС-4. Кто-то идёт не от смазки, а от наличия шприца: мол, если медицинским шприцем работать проще, лучше подобрать смазку пожиже. То есть, взять трансмиссионное масло вместо литола. Но особо продвинутые люди не доверяют ничему магазинному и готовят собственные коктейли. Например, варят нигрол с графитовой смазкой в соотношении 1:1. Что сказать… Может быть, это имеет какой-то глубинный смысл, но наукой тут ничего не доказано. Главное, шприцевать регулярно, а чем именно – дело личное.
Не всё идёт по плану
Как я уже говорил, в шприцевании нет ничего сложного. Единственный практический совет – это немного поддомкрачивать колесо, с которым работаете. Так можно разгрузить шкворень, после чего его проще продавить смазкой. Однако работа может стать намного интереснее, если заниматься ей не регулярно, а от случая к случаю.
Любая смазка с годами впитывает грязь, густеет и напрочь забивает все каналы, после чего задавить туда порцию чистой смазки уже невозможно. Что делать в таком случае? Рецептов много, и все они могут помочь. Можно попытаться нагреть узел, можно постараться залить туда шприцем хотя бы немного керосина или всё забрызгать WD-40. Всё это иногда может сработать. Но в самых запущенных случаях узел, конечно, придётся разбирать.
Чтобы не довести дело до такого исхода, шприцевать шкворни нужно регулярно. Что понимать под словом «регулярно», единого мнения нет. Теоретически для ГАЗели регламент подразумевает делать это каждые 15 тысяч километров, но опытные «газелеводы» рекомендуют шприцевать каждые тысяч 5-8. А вот владельцы Волг зачастую делают это чаще – каждые тысячу-две километров летом и хотя бы один раз зимой. И на всякий случай – каждый раз после катания по глубоким лужам. А совсем идеально – каждый раз после дождя. Но это уже больше похоже на фанатизм. Хотя, наверное, такой фанатизм всё же лучше, чем менять шкворни каждый сезон.
А напоследок – лайфхак. Если лень регулярно ползать под Волгой, можно вместо пресс-маслёнок вкрутить шланги, вывести их под капот и там закрепить любым удобным способом. Тогда останется лишь периодически заливать в них шприцем какое-нибудь достаточно жидкое масло (например, тот же ТАД-17) и этого будет достаточно. Вот только подойдёт этот способ лишь тем, кто не боится вносить изменения в конструкцию автомобиля и предпочитает именно жидкое масло, а не консистентную смазку.
практика
Новые статьи
Статьи / Интервью
Проект АТОМ: что это будет за автомобиль, кто его разрабатывает и когда он появится
Новый отечественный проект АТОМ – один из самых свежих на современной сцене, и при этом один из самых непрозрачных. Имеет ли он отношение к Кама-1 и будет ли ее прямым развитием? Что за авто…
291
0
0
16.04.2023
Статьи / Тесты
Последний настоящий: проверь, что ты знаешь и помнишь об АЗЛК-2141
АЗЛК-2141 стал первым и последним переднеприводным Москвичом. Эта модель очень долго и непросто рождалась, обещала быть очень перспективной и впоследствии стала этаким символом развала СССР…
967
1
0
15.04.2023
Статьи / Интересно
Гранит: раритетная мелкосерийная автосигнализация, которую сможет установить даже ребенок
В лабораторию «Колес» попала редкая российская автосигнализация, выпущенная экспериментальным тиражом и так и не пошедшая в серию. У гаджета необычный формат и необычный функционал – он мог…
768
0
0
13.04.2023
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Тест-драйв
30 лет рабства: тест-драйв ГАЗ-53
Точнее было бы написать «тест-драйв ГАЗ-САЗ-3507 на шасси ГАЗ-53-14», но это слишком сложно. А вот просто ГАЗ-53 узнает каждый, кто успел выпить стакан газировки за одну копейку (с сиропом…
9387
9
784
09.12.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв
Любителям Volvo, по цене Volvo: тест-драйв обновленной Geely Tugella
Впервые с Geely Tugella мы познакомились ровно два года назад, в ноябре 2020. За эти два года флагманский кроссовер нашел свою, пусть и небольшую, аудиторию, заработал определенную репутацию…
8232
3
864
29.11.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв
Тест-драйв Geely Monjaro: лучше, чем Volvo?
В Китае этот полноразмерный кроссовер дебютировал еще два года назад под неблагозвучным для нашего уха именем Xingyue L и заводским индексом KX11. В России машину сертифицировали в 2022, и в…
6720
8
9
07.04.2023
Кардиопульмональная оценка анестезии медетомидином, кетамином и буторфанолом у содержащихся в неволе газелей Томсона (Gazella thomsoni)
. 2001 г., июнь; 32 (2): 168–75.
doi: 10.1638/1042-7260(2001)032[0168:CAOMKA]2.0.CO;2.
Э Читтик
1
, W Horne, B Wolfe, K Sladky, M Loomis
принадлежность
- 1 Консорциум экологической медицины, Колледж ветеринарной медицины, 4700 Hillsborough Street, Государственный университет Северной Каролины, Роли, Северная Каролина 27606, США.
PMID:
12790416
DOI:
10.1638/1042-7260(2001)032[0168:CAOMKA]2.0.CO;2
E Читтик и др.
J Zoo Wildl Med.
2001 июнь
. 2001 г., июнь; 32 (2): 168–75.
doi: 10.1638/1042-7260(2001)032[0168:CAOMKA]2.0.CO;2.
Авторы
Э Читтик
1
, В. Хорн, Б. Вулф, К. Сладкий, М. Лумис
принадлежность
- 1 Консорциум экологической медицины, Колледж ветеринарной медицины, 4700 Hillsborough Street, Государственный университет Северной Каролины, Роли, Северная Каролина 27606, США.
PMID:
12790416
DOI:
10.1638/1042-7260(2001)032[0168:CAOMKA]2.0.CO;2
Абстрактный
В этом исследовании оценивались сердечно-легочные эффекты анестезии медетомидином, кетамином и буторфанолом у содержащихся в неволе молодых газелей Томсона (Gazella thomsoni). Буторфанол был включен для снижения дозы медетомидина, необходимой для иммобилизации, и минимизации вызванных медетомидином неблагоприятных сердечно-сосудистых побочных эффектов. Медетомидин 40,1 +/- 3,6 мкг/кг, кетамин 4,9 +/- 0,6 мг/кг и буторфанол 0,40 +/- 0,04 мг/кг вводили внутримышечно с помощью ручной инъекции девяти газелям. Время до начального эффекта и лежачего положения было в пределах 8 минут после инъекции. Сердечно-легочный статус контролировали каждые 5 минут, измеряя частоту сердечных сокращений, частоту дыхания, непрямое артериальное давление, СО2 в конце выдоха и непрямое насыщение гемоглобина кислородом с помощью пульсоксиметрии. Газы венозной крови собирали каждые 15 минут после инъекции. Насыщение кислородом менее 90% у трех газелей предположили гипоксемию. Последующие обездвиженные газели получали интраназальный кислород на протяжении всего периода анестезии. Устойчивая брадикардия (<60 ударов в минуту по сравнению с анестезированными домашними телятами, овцами и козами) была отмечена у восьми из девяти газелей. Частота сердечных сокращений и дыхания, а также ректальная температура несколько снизились, в то время как значения систолического, среднего и диастолического артериального давления оставались постоянными в течение всего периода анестезии. Небольшие повышения СО2 и РСО2 в конце выдоха свидетельствовали о гиповентиляции. Местные лидокаиновые блокады были необходимы для кастрации всех семи газелей, подвергшихся этой процедуре. Возвращение в лежачее положение на груди произошло в течение 7 минут, а возвращение в вертикальное положение произошло в течение 12 минут после реверсии с помощью атипамезола (0,2 ± 0,03 мг/кг) и налоксона (0,02 ± 0,001 мг/кг). Медетомидин, кетамин и буторфанол можно использовать для безопасной анестезии газелей Томсона при рутинных неинвазивных процедурах. Более инвазивные процедуры, такие как кастрация, могут быть легко выполнены с дополнительным использованием местных анестетиков.
Похожие статьи
Сравнение эффектов рацемического кетамина и S-кетамина для анестезии у газелей Рима (Gazella subgutturosa marica) и газелей Subgutturosa (Gazella subgutturosa subgutturosa).
Мартин-Хурадо О., Бектас Р., Фарион А., Беттчарт-Вольфенсбергер Р., Хаммер С.
Мартин-Хурадо О. и др.
Am J Vet Res. 2011 сен; 72 (9): 1164-70. дои: 10.2460/ajvr.72.9.1164.
Am J Vet Res. 2011.PMID: 21879973
Клиническое испытание.
Сердечно-легочные и анестезирующие эффекты медетомидин-кетамин-буторфанола и антагонизм с атипамезолом у сервалов (Felis serval).
Langan JN, Schumacher J, Pollock C, Orosz SE, Jones MP, Harvey RC.
Ланган Дж. Н. и соавт.
J Zoo Wildl Med. 2000 сен; 31 (3): 329-34. дои: 10.1638/1042-7260(2000)031[0329:CAAEOM]2.0.CO;2.
J Zoo Wildl Med. 2000.PMID: 11237139
Сравнение кардиореспираторных эффектов медетомидин-буторфанол-кетамина и медетомидин-буторфанол-мидазолама у патасов (Erythrocebus patas).
Калема-Зикусока Г., Хорн В.А., Левин Дж., Лумис М.Р.
Калема-Зикусока Г. и соавт.
J Zoo Wildl Med. 2003 март; 34(1):47-52. doi: 10.1638/1042-7260(2003)34[0047:COTCEO]2.0.CO;2.
J Zoo Wildl Med. 2003.PMID: 12723799
Анестезирующие и сердечно-легочные эффекты внутримышечного введения морфина, медетомидина и кетамина кошкам с телеметрией.
Визе А.Дж., Мьюир В.В.
Визе А.Дж. и соавт.
J Feline Med Surg. 2007 Апрель;9(2):150-6. doi: 10.1016/j.jfms.2006.11.002. Epub 2007 2 января.
J Feline Med Surg. 2007.PMID: 17198759
Сравнение двух полевых методов химической иммобилизации рыси (Lynx rufus).
Rockhill AP, Chinnadurai SK, Powell RA, DePerno CS.
Рокхилл АП и др.
J Zoo Wildl Med. 2011 декабрь; 42 (4): 580-5. дои: 10.1638/2010-0152.1.
J Zoo Wildl Med. 2011.PMID: 22204051
Клиническое испытание.
Посмотреть все похожие статьи
Типы публикаций
термины MeSH
вещества
Пожилая дама газель умерла в Смитсоновском национальном зоопарке
- Отдел новостей
- Пожилая дама газель умерла в Смитсоновском национальном зоопарке
Поделиться этой страницей:
11 декабря 2020 г.
- si.edu/sites/default/files/styles/768_scale/public/dsc_0140.jpg?itok=a21G5eHm»>
Смотрители станции по сохранению гепардов в Смитсоновском национальном зоопарке оплакивают потерю Адары, самки газели, которая была гуманно усыплена 7 декабря. Ей было 14 лет. При уходе за человеком средняя продолжительность жизни самок газелей-дама составляет около 8 лет; в дикой природе средняя продолжительность жизни этого вида неизвестна. Полный отчет о патологии предоставит больше информации в ближайшие недели, но персонал по уходу за животными внимательно наблюдал за ней в течение последних двух лет на предмет артрита левого колена.
В августе 2018 года смотрители заметили, что Адара хромает и, по-видимому, отдает предпочтение, а не весу, своей левой задней ноге. Ветеринары зоопарка осмотрели ее колено и обнаружили артрит. Они лечили ее состояние лекарствами от остеоартрита и инъекциями в суставы, и ее походка, казалось, улучшилась. В октябре 2020 года у нее начали проявляться ухудшающиеся признаки хромоты. Рентгенограммы показали прогрессирование артрита в ее левом колене и новое заболевание в костях ее ног, которое соответствовало агрессивной опухоли. Ветеринары еще раз назначили лечение, но оно не дало того же эффекта. Хотя они предложили Адаре пероральное обезболивающее, она отказалась его принимать. Утром 7 декабря смотрители обнаружили, что Адара сильно хромает. Из-за ее плохого прогноза и ухудшения качества жизни персонал по уходу за животными принял решение гуманно усыпить ее.
Адара приехала в Национальный зоопарк Смитсоновского института в январе 2008 года из зоопарка Майами во Флориде и приняла участие в Плане выживания видов Ассоциации зоопарков и аквариумов (SSP). Ученые SSP определяют, каких животных следует разводить, учитывая их генетический состав, пищевые и социальные потребности, темперамент и общее состояние здоровья. Она принесла четыре детеныша — двух самцов и двух самок — для выживания своего вида и служила послом животных в сфере образования, демонстрируя ученым, смотрителям и посетителям зоопарка социальную природу и поведение газелей Дама.
Хранители с любовью вспоминают Адару как предводителя стада дама-газелей, который был добродушным и покладистым. Похоже, ей нравилось спарринговаться с телятами, когда они отрабатывали свои навыки, а также часто спарринговалась с ветками и стогами сена. Иногда у нее на рогах застревало немного сена, но смотрители сообщают, что она, казалось, носила эти «сеновые шляпы» с гордостью. Как мать и бабушка, она была внимательна к своим четырем телятам и защищала их, а также часто общалась с потомством своей дочери. Хозяева ласково называли ее «начальницей стада», к которой обращались все остальные газели.
В качестве меры предосторожности в связи с COVID-19 зоопарк временно закрыт для посещения. Две самки газели Дама — 12-летняя Фахима и 2-летняя Амайя — живут на станции заповедника гепардов вместе с двумя другими видами, обитающими в одной и той же среде обитания: белоголовым сипом Руппеля и ориксом с ятаганными рогами.
Газели Дама, обитающие в Чаде, Мали и Нигере, занесены в список находящихся под угрозой исчезновения Международным союзом охраны природы.