Airbus A380plus — модификация дальнемагистрального самолета с увеличенной вместимостью (до 900+ пассажиров)

Летные характеристики

Экипаж2 чел.
Число мест максимально933 чел.
Максимальная дальность полёта15600 км.
Крейсерская скорость945 км/ч.
Максимальная скорость1020 км/ч.
Максимальная взлетная масса578000 кг.
Максимальная высота полета13105 м

Размеры

Размах крыльев (м):79,8
Длина (м):73
Высота (м):24,1

Самый большой в мире пассажирский гражданский лайнер Airbus А380 в 2017 году получил развитие в версии с приставкой plus, что, как можно справедливо предположить, означает увеличение вместимости – до невиданной ранее цифры 933 пассажира (это еще на 80 человек больше, чем у базовой модели!).

При этом затраты на постройку машины Airbus A380plus удалось снизить на 13%, а конструктивные новшества, в том числе изменения конструкции крыла, позволили повысить аэродинамические характеристики и также добиться уменьшения расхода горючего. Общая концепция версии Airbus A380plus в том и заключалась – при минимальных затратах и без глубокой модернизации поднять важные базовые показатели и понизить расходы на перевозку.

Технические особенности Airbus A380plus

При работе над крылом Airbus A380plus инженерам компании нужно было справиться с рядом проблем: так, крыло с размахом 80 метров уже практически нельзя было увеличить из-за требований наземных служб, а для гигантских размеров машины этого мало. Решение нашлось в изменении законцовок и отладке поверхности крыла. Версия также получила более тяговитые моторы Rolls-Royce.

Все это в совокупности позволило увеличить предельную взлетную массу лайнера на 3 тонны – это большая вместимость или дальность полета (на 500 км) и повышение топливной эффективности. Сама топливная система обновлена в сторону надежности. На A380 установлено более десятка емкостей и 41 насос, в новой версии A380plus поставили более простые и безотказные насосы.

Изменения в салоне Airbus A380plus

Под новые реалии поменялся и салон Airbus A380plus. Здесь появились дополнительные пассажирские кресла (правда, на борту стало теснее, в том числе в помещениях для обслуживающего персонала) и новые лестницы между палубами, а мультимедийную систему обновили. Кроме того, новые решения получила бортовая система удаления отходов – заменили резервуары.

Обновленная авионика A380plus позволяет контролировать и адаптировать показатели полета и работы систем под конкретный борт. Также уменьшилось время планового технического обслуживания, когда самолет простаивает на земле и не приносит прибыли.

В итоге лайнер длиной 73 метра с предельной взлетной массой 578 тонн (на борту при этом может находиться 325 тысяч литров топлива, этого хватает для беспосадочного перелета на 15 700 км) разгоняется Airbus A380plus до 1020 км/ч и способен подниматься на высоты более 13 100 метров.

Airbus a380: аэробус — самый большой самолёт, технические характеристики (ТТХ), вместимость салона, вес, размеры

Создание и начало производство двухпалубного широкофюзеляжного лайнера Airbus А380 положило конец безраздельной монополии самолета «Боинг» 747, которая продолжалась несколько десятилетий. Машина является самым крупным пассажирским лайнером в мире.

Надежность и пониженные эксплуатационные затраты обеспечивают неплохой спрос на машину, несмотря на высокую стоимость. Самый дорогой вариант был поставлен семье короля Саудовской Аравии, и обошелся заказчику в 488 млн. американских долларов.

История создания

Начало работ над новым крупногабаритным авиалайнером «Аэробус» стартовало в конце 80-х годов. Самолет создавался как конкурент авиалайнеру «Боинг» 747, который монопольно занимал нишу подобных машин с 70-х годов. Параллельно подобный самолет разрабатывала корпорация Макдоннел Дуглас, но ее проект оказался провальным.

Руководство компаний «Боинг» и «Аэробус» осознавало ограниченность рынка самолетов большой вместимости, поэтому в 1993 году были предприняты попытки заключить партнерский договор, который позволял разделить рынок. Параллельно шло развитие проектов, получивших названия «Аэробус» 3ХХ и «Боинг» 747Х.

Для машины «Аэробус» прорабатывалось несколько вариантов фюзеляжа, включая сдвоенный по длине фюзеляж от модели 340. Самолет «Боинг» предполагалось оснастить фюзеляжем с увеличенной по высоте носовой частью.

Разработка проекта «Боинг» была остановлена в начале 1997 года из-за начавшегося экономического кризиса в Восточной Азии, который сократил рынок крупногабаритных лайнеров.

Компания «Аэробус» решила продолжить развитие проекта, сконцентрировавшись на снижении расходов на эксплуатацию при одновременном увеличении вместимости. Именно тогда было принято решение об использовании фюзеляжа двухпалубной конструкции, который обеспечивал максимальную вместимость самолета.

Обозначение А380 появилось в конце 2000 года, когда проект был одобрен тогдашним руководством «Аэробус». Сборка первого самолета началась в 2002 году. Особенностью изготовления самолета А380 явилось использование производственных мощностей нескольких десятков предприятий, разбросанных по всей Европе.

Первый полет «Аэробус» А380 состоялся весной 2005 года, а уже в начале 2006 года был выполнен первый испытательный перелет через Атлантический океан.

Доводка конструкции и решение возникавших проблем с поставщиками сдвинуло старт производства самолетов на 2007 год, в котором был сдан только один экземпляр. Фактические поставки начались только в следующем году, в котором было собрано 12 самолетов А380.

На начало 2017 года в активной эксплуатации находилось 207 лайнеров «Аэробус» А380, которые принадлежат двенадцати авиакомпаниям. За время эксплуатации самолетов зарегистрировано несколько мелких летных происшествий.

В частности, осенью 2017 года на одном из лайнеров компании Air France произошло отделение элементов турбореактивного двигателя в полете. Причиной происшествия признан производственный дефект втулки вентилятора двигателя GP7200.

Фюзеляж и кабина пилотов

Фюзеляж самолета «Аэробус» А380-800 оснащен двумя палубами для размещения пассажирских кресел. Между палубами установлены лестницы, расположенные в носовой и хвостовой части пассажирского салона. При компоновке лестниц удалось обеспечить ширину, достаточную для свободного движения пассажиров навстречу друг другу.

В конструкции фюзеляжа широко использованы углеволоконные композиты.

Концевая секция фюзеляжа целиком выполнена из композита. К ней прикреплен хвостовой горизонтальный и вертикальный стабилизатор. Внутри размещен служебный отсек и вспомогательная газотурбинная установка с генератором.

В носовой части фюзеляжа расположена кабина пилотов, оснащенная двумя местами. Для отображения данных в кабине установлены жидкокристаллические мониторы (концепция «стеклянной кабины») унифицированной конструкции, которая позволяет заменять устройства.

Традиционного штурвала у пилотов нет. Штурвал заменен джойстиками, расположенными с внешней стороны кресел. Джойстики связаны с органами управления электроприводами. В кабине пилотов имеется более 100 тыс. проводов, связывающих различные электронные и электрические компоненты.

Перед пилотами имеется раскладной столик с клавиатурой. Между креслами расположены органы управления, включая четыре рычага РУД для управления режимами работы двигателей.

Крыло «Аэробус» А380 создавалось из расчета взлетного веса не менее 650 тыс. кг, который считается достижимым на будущих версиях.

Кроме того, такой вес планировался для грузового варианта самолета A380-800F, который так и не пошел в серию.

Двигатели

В зависимости от модификации лайнер «Аэробус» А380 может комплектоваться турбореактивными двигателями семейства Trent 900 производства Rolls-Royce или GP7200, разработанными компанией Engine Alliance.

Силовая установка GP7200 представляет собой набор компонентов, разработанных несколькими крупнейшими производителями двигателей. Оба типа двигателей соответствуют современным требованиям по шумности при взлете и посадке.

В таблице приведены некоторые характеристики двигателей.

ПараметрTrent 900GP7200
ТипТурбовентиляторный трехвальныйТурбовентиляторный двухвальный
Тип камеры сгоранияОдиночнаяОдиночная с пониженным уровнем выброса вредных веществ
Конструкция турбиныПо одной ступени высокого и среднего давления, 5 ступеней для низкого давленияДве ступени высокого давления и 6-ступенчатая низкого
КомпрессорОдно вентиляторное колесо, 8-ступенчатая ступень среднего давления и 6-ступенчатая высокогоВентилятор, 5-ступенчатая низкого давления и 9-ступенчатая высокого давления
Длина, мм54784920
Диаметр, мм29503160
Вес, кг62466712
Тяга на взлете, кН310-340311

Для сокращения расстояния пробега на двух двигателях имеется реверс тяги (по одному под каждым крылом). Двигатели используют в качестве топлива авиационный керосин.

Ведутся поисковые работы по эксплуатации силовых установок на смеси керосина и преобразованного в жидкое топливо природного газа. Запас топлива размещается в 13 кессонных баках, размещенных в крыльях и горизонтальном оперении.

В топливной системе имеется 41 насос, которые постоянно перекачивают топливо между баками для обеспечения центровки и снижения лобового сопротивления.

Конструкция пассажирского салона

Герметизированный пассажирский салон самолета «Аэробус» А380 имеет улучшенную звукоизоляцию. Ширина фюзеляжа позволяет размещать 11 рядов пассажирских кресел.

Все места подключены к линиям связи, простроенным на базе оптоволокна.

Посадка и высадка пассажиров выполняется через две двери, расположенные в носовой части фюзеляжа на нижней палубе.

Первый класс

Места расположены в носовой части нижней палубы. Всего имеется 14 мест, из них по 4 расположено одиночно по бортам, остальные 6 размещены в центральном ряду попарно. Особенностью сидений первого класса является возможность раскладки в полноценное спальное место.

В начале и в конце отсека имеется санузел и мини-кухня. Кроме этого в первом классе установлена душевая установка (имеется не на всех «Аэробус» А380).

Бизнес класс

Сидения пассажиров бизнес класса расположены сразу за первым классом. Сидения расположены в восемь рядов на достаточно большом расстоянии друг от друга. Конструкция кресел позволяет раскладывать спинки, формируя спальное место.

Всего имеется 20 рядов кресел, общая вместимость салона бизнес класса 76 мест.

В начале и конце салона имеются мини-кухни и санузел. В районе первого аварийного выхода размещается барная стойка. Второй аварийный выход расположен ближе к хвосту самолета «Аэробус» А380.

Эконом класс

Сидения эконом класса на «Аэробус» А380 расположены на верхней палубе в три ряда. Боковые ряды имеют по три сидения, центральный ряд – четыре. Между рядами имеются два прохода. В носовой, кормовой и средней части имеются санузлы.

Салон рассчитан на 399 пассажиров. Сидения пассажиров оснащены индивидуальным экраном, вмонтированным в спинку. В салоне эконом класса имеется две мини-кухни и три санузла.

При аварийной ситуации пассажиры эконом класса могут покинуть салон «Аэробус» А380 через 10 аварийных выходов.

Возможно расширение салона эконом класса и на вторую палубу. В этом случае вместимость «Аэробус» А380 достигает рекордных 853 пассажиров.

Шасси

В схеме выпуска и уборки шасси на «Аэробус» А380 применен комбинированный привод – от гидравлических систем (дублированных) и от исполнительных электроприводов (также продублированных). Электрические приводы управляют шасси через гидравлические системы.

Таким образом удалось установить четыре независимые системы управления, что повысило безопасность эксплуатации самолета и снизило риск возникновения опасных ситуаций. Ниши шасси закрываются створками шасси, изготовленными из композитных материалов. Конструкция створок монолитная.

Летные характеристики в сравнении с конкурентами

ПараметрА380А380 ПлюсБоинг 747-8Ф
Размах крыла, мм
79 800
68 450
Длина, мм
73 000
76 250
Высота, мм
24 100
19 350
Масса пустого, кг
276 800
191 100
Максимальный взлетный вес, кг560 000578 000442 000
Запас топлива, л
325 000
Тяга взлетная суммарная, кН1244-1360Не менее 12441188
Скорость максимальная, км/ч
1020
988
Скорость крейсерская, км/ч
До 945
908
Дальность полета, км15 20015 75614 100
Потолок, м
13 115
13 000
Экипаж, чел
2
Количество мест, чел853933581

Перспективы

В середине 2017 года компания «Аэробус» анонсировала создание усовершенствованной машины А380 Plus. Основным направлением усовершенствований стало снижение стоимости машины, что в теории должно увеличить спрос на самолет.

При этом переработанные салоны рассчитаны на размещение рекордных 933 пассажиров. Вместимость улучшена за счет более тесной компоновки салона, и сокращения площади служебных отсеков.

Внешне А380 Плюс не сильно отличается от предшественника – основные изменения коснулись конструкции крыла, которое должно иметь сниженное сопротивление.

Модифицированные силовые установки Rolls-Royce и Engine Alliance обладают сниженным расходом топлива и увеличенной на 7% тягой, однако официальных данных по ним в открытом доступе нет.

Видео

Суперджамбо, которого никогда не было

Airbus A380plus — это самолет, который мог реально изменить срок службы A380, но так и не был запущен в производство. Когда Airbus закрывает сборочные линии A380, мы взглянем на супергигантский самолет, которого никогда не было.

В последние месяцы, похоже, не было конца новостям о поэтапном отказе от A380 в масштабах всей авиакомпании. Ссылаясь на проблемы прибыльности наряду со снижением спроса на авиаперевозки, этот самолет в значительной степени пережил свой расцвет. Вместо того, чтобы продолжать работу с супергигантами, многие авиакомпании теперь выбирают меньшие по размеру и более оптимизированные парки самолетов.

Конечно, есть исключения. Те перевозчики, которые продолжают эксплуатировать A380, могли быть потенциальными будущими владельцами A380plus. Однако этому не суждено было случиться.

Будьте в курсе: Подпишитесь на наш ежедневный дайджест авиационных новостей.

Зачем улучшать A380?

Еще в июне 2017 года Airbus объявила о проведении исследования по разработке A380plus, усовершенствованной версии существующего A380. Airbus считал, что A380plus будет пользоваться успехом как у крупнейшего эксплуатируемого самолета, ориентированного на превосходный комфорт пассажиров.

A380plus был разработан без ущерба для комфорта пассажиров. Фото: Airbus

Создатель самолета планировал создать A380plus, чтобы снизить затраты и расходы на техническое обслуживание, связанные с владением A380. Особое внимание уделялось снижению затрат на топливо, а также увеличению пассажировместимости самолета. Кроме того, компания надеялась создать модель с более качественным обслуживанием, что привело бы к дополнительной экономии средств.

В общем, A380plus должен был быть больше, лучше и дешевле. Он затронул бы многие болевые точки своего предшественника, не ставя под угрозу удовлетворенность пассажиров.

Как бы выглядел A380plus?

С точки зрения внешних отличий A380plus не сильно бы отличался. Однако Airbus планировал создать усовершенствованные винглеты. Они были бы больше, чтобы уменьшить лобовое сопротивление и, следовательно, обеспечить 4%-ную экономию затрат на сжигание топлива.

Винглеты большего размера способствовали бы сокращению расхода топлива на 4%. Фото: Airbus

Новые владельцы этого варианта также сэкономили бы деньги на пассажирских сидениях. С дополнительными 80 местами благодаря достижениям инженеров салона реконфигурация A380plus обеспечила бы снижение стоимости на 13% в расчете на одно место. Вместо 497 мест при максимальной вместимости, A380plus будет иметь 575 мест в четырех классах.

И, если этого недостаточно, самолет также предназначался для полетов на более дальних дистанциях. Airbus надеялся добавить к A380plus 300 морских миль, чтобы обеспечить максимальную дальность полета 8200 морских миль.

Подойдет ли Airbus A380plus?

Airbus — отличная теория. По сути, этот самолет решает многие проблемы, которые раньше мешали бы авиакомпаниям инвестировать в A380. В пресс-релизе от 17 июня 2017 года Airbus сообщает:

«С двумя широкофюзеляжными палубами, самыми широкими сиденьями, широкими проходами и большей площадью пола, A380 обладает уникальной способностью приносить доход, стимулировать движение и привлекать пассажиров…»

Эмирейтс был идеальным клиентом, но авиакомпания не хотела моделировать. Фото: Airbus

Airbus A380plus мог бы извлечь выгоду из этого видения. Так кому это было интересно? Что ж, первой мыслью может быть Эмирейтс. Однако, несмотря на то, что у ближневосточного перевозчика был самый большой парк А380 в мире, были свои оговорки.

В интервью UK Aviation News генеральный директор Emirates Тим Кларк сказал, что он «никогда не был большим поклонником» A380plus. Правда в том, что Airbus A380plus улучшил бы работу A380 в правильных местах. Экономия средств и повышение грузоподъемности, безусловно, являются большими победами, но достаточно ли сделала Airbus, чтобы этот самолет имел успех?

Что вы думаете? Высказывайтесь в комментариях.

Airbus A380plus и A380neo

Программа Airbus A380 была настолько короткой, что мир получил только A380-800. Но что, если бы Airbus продолжил планы по созданию версии A380 Plus? Как бы это изменило авиацию и спасло бы программу?

Что такое A380plus?

На самом деле было несколько различных версий A380 на чертежной доске, когда A380 вышел на рынок. Не вдаваясь в подробности, это были:

  • А380-800 — оригинал
  • А380F — грузовая версия (что не имело смысла для грузовых авиакомпаний)
  • A380-1000 — часть A380. Крыло платформы A380 слишком велико для A380-800; Airbus адаптировал крыло к будущему, чтобы в будущем можно было использовать более длинные фюзеляжи.

После того, как A380 был на рынке в течение нескольких лет, Airbus изменил первоначальный дизайн и превратил его в «плюсовую» версию самолета с различными улучшениями.

  • 80 дополнительных мест на борту
  • Увеличение на 300 морских миль (при сохранении той же пассажировместимости)
  • Лучшая экономия топлива и доход для авиакомпаний

Большие законцовки способствовали бы сокращению расхода топлива на 4%. Фото: Airbus

«A380plus — это эффективный способ предложить еще более экономичные и одновременно улучшенные эксплуатационные характеристики». Джон Лихи, главный операционный директор Airbus в 2017 году, объясняет

: «Это новый шаг для нашего культового самолета, который лучше всего обслуживает быстрорастущий трафик во всем мире и растущие потребности клиентов A380. A380 хорошо зарекомендовал себя как решение проблемы загруженности крупных аэропортов, а также как уникальное решение для пассажиров.

Увы, программа «Плюс» так и не получила заказов и так и не была реализована, а Airbus запланировал закрытие линии A380.

Сохранил бы программу A380neo?

Выступая вчера перед FlightGlobal, генеральный директор Эмирейтс Тим Кларк, крупнейший оператор A380, посетовал на то, что могло бы быть с A380neo.

«Мы были очень близки к тому, чтобы сделать Neo, который, как я все еще верю, имеет место сегодня, после COVID, в период до 2025 года»,

Если бы программа была реализована, Эмирейтс, у которой в то время был большой портфель заказов на самолеты Airbus A380, смогла бы управлять направлением этой модели. Если бы команда предложила A380neo, она могла бы предложить ошеломляющую двузначную экономию топлива, намного превышающую прогноз Airbus в 4%.

У Эмирейтс самый большой парк самолетов Airbus A380.