Содержание
Традиционный автобус ЛиАЗ-5292 и новый ЛиАЗ-5292 NEW
Производитель: | ООО «Ликинский автомобильный завод» (Ликино-Дулёво) |
---|---|
Модель: | ЛиАЗ 529222 и ЛиАЗ 529230 |
Начало продаж в России: | 2013 г. |
Андрей Филиппов, фото автора
Когда на фестивале «Мир автобусов-2013» в Коломне показали новый ЛиАЗ-5292, для праздной публики это не стало сенсацией. Да, броская модернизация внешности, но не более, а для коммерческого транспорта это хоть и важный, но отнюдь не решающий фактор. И только профессионалы поняли, что скромная презентация (даже индекс модели не изменился) скрывает под собой колоссальную работу, и, по сути, перед ними совершенно другой автобус, построенный по длинному перечню пожеланий транспортников и вобравший в себя наработки всех опытных машин, коих за век семейства «5292» было не так уж и мало…
Положа руку на сердце, даже называть новый ЛиАЗ-5292 старым именем нечестно. Да, по всем документам, в том числе и ОТТС, цифровой индекс автобуса остался прежним. Но мы все же отступим от правил, и для лучшего восприятия в рамках статьи обозначим модернизированную версию как ЛиАЗ-5292 NEW.
Уж ты ли это?
Перед тем, как углубиться в описание конструкции, расставим все точки над «i». В настоящее время на конвейере завода одновременно находятся сразу два кузова: традиционный ЛиАЗ-5292 и новый ЛиАЗ-5292 NEW.
Старым кузовом комплектуют машины с двигателем ЯМЗ. Мотор в настоящее время пользуется хорошим спросом, и, похоже, прежний кузов ещё долгое время будут выпускать как бюджетный вариант ЛиАЗ-5292 (надо же, раньше ЛиАЗ-5256 и ЛиАЗ-5293 были «бюджетными» по отношению к ЛиАЗ-5292, а поди ж ты!). Полагаю, что он же в случае необходимости будет использован и под выпуск троллейбусов.
В свою очередь ЛиАЗ-5292 NEW вобрал в себя модификации с импортной силовой установкой. На данном этапе это моторы Scania (ЛиАЗ-529230), MAN (ЛиАЗ-529222) и газовый двигатель MAN (ЛиАЗ-529270).
Полагаю, у кого-то ещё вертится вопрос – а что же нового кроме дизайна появилось в автобусе? Если коротко, то – кузов. Он стал длиннее в свесах: впереди на 170 мм, а сзади на 150 мм. Много это или мало, судить, конечно, вам. Но данный факт позволил наконец-то установить на передних колёсных арках сиденья, а это как-никак ещё 4 посадочных места без снижения общей пассажировместимости.
Кроме того, отмечу проработку интерьера самого салона. Из незаметных, но ощутимых мелочей – окончательно и бесповоротно прописался обратный угол наклона подиумов под сиденьями, благодаря чему стоять в хвостовой части стало намного удобнее. Да и общее впечатление от совокупности светлого пластика и плавных обводов различных элементов – салон стал просторнее.
Если говорить о недостатках, то их теперь не так уж и много. Высоковатыми остались подиумы, пожилым людям на такие места не попасть. В итоге социальными является всего 6 мест в передней части салона. А ещё куда-то исчез потолочный поручень за 2-й дверью – он виден на фото в опытной машине. Не знаю, чем это обусловлено, но удержаться на месте во время движения теперь стало сложнее.
По исполнениям салона ЛиАЗ-5292 NEW в настоящий момент выпущено четыре варианта.
Во-первых, это планировка опытной машины, на которой отрабатывались теории и предположения – именно она фигурирует на большинстве фотографий.
Во-вторых, это автобусы «олимпийского» заказа с персональным входом для водителя и пассажировместимость на 105 человек, из которых 20 могут ехать сидя, и ещё есть места для 3 колясок.
А в-третьих, это партия для Подмосковья, с «маленькой» кабиной водителя, пассажировместимостью 114 человек при 28 сиденьях и креплением для 1 коляски.
Ну и конечно же версия для Первопрестольной с АСКП и всеми нюансами, связанными с этой системой.
Впрочем, у прежнего кузова ЛиАЗ-5292 насчитывалось 9 вариантов планировки с применением АСКП и 9 без неё. К тому же было три варианта учебных машин, один из которых «московский». Объективных причин для уменьшения этого богатства нет – скорее, с увеличением длины кузова на 320 мм их количество возрастёт.
И много, много радостей…
Если для кого-то ЛиАЗ-5292 NEW и 100% – праздник, то этот кто-то, несомненно, водитель.
Сказать, что его рабочее место изменилось – значит, не сказать ничего. Наконец-то кабина стала уже с завода представлять то, во что её долгие годы переделывали сами водители. Рациональная компоновка передней панели, шкафы для вещей, кармашки для мелочей, яркий штурманский свет и полноценное освещение кабины.
Наконец-то зеркала заднего вида размещены в оптимальных зонах, а не закреплены там, где это удобнее по технологическим соображениям. Порадовали нити обогрева окна в районе левого наружного зеркала. Правда, без ответа пока вопрос, насколько быстро будет загрязняться опущенная вниз линза, но время покажет. Кстати, линзы теперь с электрорегулировкой и обогревом.
Приятной неожиданностью стал информационный дисплей, разместившийся в центре панели приборов. Теперь на него выводится информация: о давлении масла, остатке мочевины, о давлении в пневмосистеме, пробеге до ТО, о состоянии тормозных колодок, о нагрузке на оси, о давлении воздуха в шинах и о расходе топлива. Всё просто, логично и главное – видно даже в солнечный день.
Отдельно отмечу опробованную на «сочинских» машинах систему «Говорящий город». Её суть в обеспечении людей с ограничениями по зрению приёмопередатчиком, который звуком сигнализирует о местонахождении входа в автобус – по умолчанию, это 2-я дверь, над которой стоит приемопередатчик автобуса. Пассажир движется на звуковой сигнал, а у водителя на табло в это время светится надпись: «Внимание! Садится инвалид!». Естественно, это упрощённый принцип действия и возможности системы гораздо обширнее, но суть, я думаю, понятна.
Увы, это один из тех редких случаев, когда недостатки конструкции для красного словца приходится высасывать из пальца. Поэтому сегодня я с чистой совестью обойду это сомнительное удовольствие стороной. Проектировщики кабины из Ликино справились с поставленной работой на «отлично» – у меня нет претензий.
Дела «сердечные»
Линейку применяемых на ЛиАЗ-5292 NEW силовых агрегатов я уже обозначил. Отмечу, что применение двигателя Scania отдельно от шведского шасси – большое достижение «Группы ГАЗ». Шведы принципиально не продают моторы отдельно, предлагая только готовый продукт в виде самоходного авто-бусного шасси. Так что двигатель Scania в моторном отсеке ЛиАЗа – это знак большого доверия к продукции завода.
С КП тоже вроде всё понятно. Как и положено на современных городских автобусах, механическая коробка ни в виде напольной «кочерги», ни даже в ипостаси «ручки-мешалки» даже в качестве опции не рассматривается. Только гидромеханические КП ZF или как вариант Allison (для ЛиАЗ-529270).
По ходовым ощущениям всё предсказуемо. Увеличение вылетов не слишком критично, и профессиональный водитель прироста в габаритах даже не заметит. Двигатель MAN уже хорошо известен перевозчикам, и установка его в новую оболочку изменений в динамику не принесло. Мотор Scania немного тяжелее, но при этом имеет больший литраж, мощность и крутящий момент. Итог – все динамические показатели на прежнем высоком уровне. И хотя машина была порожней, жалоб на недостаток тяги или рывки при переключениях от водителей, работавших на ЛиАЗ-529230 по реальным маршрутам в Сочи, не поступало.
Пару строк об обслуживании. Городские автобусы подобного класса обычно обслуживаются в специализированных ремзонах, оборудованных необходимым оборудованием, а устранение поломки для водителя заключается в ожидании тягача техпомощи. Отмечу лишь то, что реально может понадобиться на линии. Доливать жидкость в бачок омывателя можно и без воронки. Проверить уровень масла в двигателе с помощью щупа – тоже не проблема. Единственный вопрос – замена лампочек в фарах, впрочем, над решением этой проблемы на ЛиАЗе уже думают.
Модель | ЛиАЗ-529222 | ЛиАЗ-529230 | |
---|---|---|---|
Полная масса, кг | 17 700 | 18 000 | |
Снаряжённая масса, кг | 10 350 (11 250)* | ||
Пассажировместимость, чел.
| 85–114 20–28 | ||
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-ю оси, кг | 6500/ 11 200 | 6500/ 11 500 (6355/ 11 645)* | |
Двигатель:
| MAN D0836LOH65 Турбодизельный, I-6, Euro 5 6871 250 при 2300 мин-1 1000 при 1200–1750 мин-1 | Scania DC 09 91A Турбодизельный, I-5, Euro 4 9291 275 при 1800 мин-1 1283 при 1200 мин-1 | |
Коробка передач:
| ZF AP-1200B Автоматическая 6/1 | ZF 6HP504C Автоматическая 6/1 | |
Подвеска | Передняя – ZF RL-85A, портальная. Задняя – ZF AV132/90/7, портальный мост | ||
Тормозная система | Пневматическая, двухконтурная, с разделением на контуры по осям, с дисковыми тормозными механизмами и ABS | ||
Колёсная формула | 4х2 | ||
Минимальный радиус поворота, м | 11,5 | ||
Вместимость топливного бака, л | 220 |
*По данным информационного буклета.
Ветер перемен
Что ж, снимаю шляпу. Кто бы и что ни говорил, конструкторы ЛиАЗа научились работать. Если раньше их идеи зачастую были прожектами, яркими, но не функциональными, то теперь каждому решению есть логическое обоснование.
Более того, заводчане научились СЛУШАТЬ. Всего пару лет назад на критику планировки салона конструкторы лишь покровительственно улыбались в ответ. Но как всё изменилось теперь. Замечания по опытной машине были не просто выслушаны – спустя полгода первая партия серийных ЛиАЗ-529230 ушла к заказчику с исправлением если и не всех, то по крайней мере большинства отмеченных недостатков. И, мыслимое ли дело, по совету транспортников, некоторые уже запланированные самостоятельно изменения не стали вносить! Да, это ещё не китайские «доработки за неделю», но тенденция обнадёживает.
А ещё впереди у завода борьба за качество и за нормальное отношение со стороны эксплуатационников. И если над первым завод довольно успешно работает – при мне директор завода, Александр Козаков, перечислял, что уже сделано для улучшения надёжности и что ещё предстоит сделать, то разбить стереотип, что отечественное – значит плохое, будет гораздо сложнее. Впрочем, версия ЛиАЗ-5292 NEW имеет все шансы на победу в этом нелёгком деле.
А ещё я жду, когда новый ЛиАЗ-5292 обретёт в дополнение к цифровому ещё и буквенное название. Из всех новинок, выехавших в минувшие годы из ворот автобусных заводов «Группы ГАЗ», он, как никто, заслужил право носить имя собственное.
Автобус на тест предоставила компания «Группа ГАЗ» «Дивизион Русские автобусы»
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
Автобус ЛиАЗ 5292 — характеристики, габариты, салон, фото, цена
Содержание
- 1 Технические характеристики
- 2 Основные узлы
- 3 Интерьер салона
- 4 История создания и модификации
- 5 Преимущества и недостатки
Важнейшим индикатором государственной программы «Доступная среда» является доля маломобильных групп населения, которые пользуются объектами транспортной инфраструктуры. Одним из объектов является городской пассажирский транспорт. Низкопольные автобусы удобнее и безопаснее для всех категорий пассажиров, которые могут быстрее зайти в салон или выйти, что заметно сокращает время движения по маршруту. Представителем такого типа пассажирских комфортабельных городских машин большой вместимости является ЛиАЗ-5292, выпускаемый автобусным заводом в г. Ликино-Дулево, Орехово-Зуевского района, Московской области.
Технические характеристики
Габариты
- Длина — 11990
- Ширина — 2500
- Высота — 2880
- Высота в салоне — 2300
- Снаряженная масса — 10500 кг
- Максимальная масса — 18000 кг
Основные характеристики
ЛиАЗ-5292 относится к городским пассажирским автобусам большой вместимости и используется на маршрутах со значительным пассажиропотоком. Он рассчитан на перевозку 85-114 пассажиров в зависимости от модификации, в том числе сидячих мест от 20 до 33, мест для инвалидов – 2-3.
- Колесная формула 4х2
- Емкость топливного бака — 220л
- Максимальная скорость — 80 км/ч
- Количество сидячих мест — 28
- Максимальное количество пассажиров — 114
- Количество дверей — 2/1325 +1/1225
Длительный срок эксплуатации определяется ресурсом кузова, рассчитанного на 10-12 лет, моторесурсом двигателя на пробег в 1 000 000 километров, межсервисным интервалом 30 000 километров. Заводская гарантия составляет 18 месяцев или 150 000 километров пробега в зависимости от того, что наступит раньше.
Основные узлы
Двигатель
- Двигатель — ЯМЗ-53633, 6-цилиндровый, рядный
- Мощность двигателя — 276 л.с.
- Максимальный крутящий момент — 1250 при 1300…1750 мин-1
- Экологический стандарт — Евро 5
В зависимости от модификации на ЛиАЗ-5292 устанавливаются дизельные моторы отечественного производителя ЯМЗ, импортные турбодизельные или газовые от известных фирм Scania и MAN классов токсичности Евро-4 и Евро-5 соответственно. Обслуживание двигателей можно проводить как сзади машины через легкосъемную панель, так и со стороны салона, используя открывающиеся щиты.
Применение шестиступенчатой автоматической коробки переключения передач модели ZF обеспечивает плавность трогания, набора скорости и торможения, отсутствие рывков при переключениях. Пневматическая двухконтурная дисковая тормозная система с ABS повышает безопасность движения при перевозке пассажиров, а топливный бак вместимостью 220 литров обеспечивает длительную эксплуатацию без дозаправки. Передняя и задняя подвески выполнены с применением упругих элементов и гидравлических амортизаторов, что обеспечивает хорошее энергопоглощение на неровностях городских дорог.
Интерьер салона
Комфортные условия для пассажиров обеспечиваются удобными пластиковыми сиденьями с мягкими тканевыми вставками, жидкостными обогревателями под пассажирскими местами, наличием эффективных кондиционеров фирмы Конвекта. Небольшой шум в салоне от работающего двигателя и малый уровень вибраций создают благоприятные условия для пассажиров. Последняя модификация машины имеет удлиненный кузов, что позволило увеличить количество посадочных мест. Здесь предусмотрены места для инвалидных колясок и откидные сидения.
Панорамное ветровое стекло обеспечивает хороший обзор и безопасную езду в сложных дорожных условиях крупных городов. Место водителя оборудовано шкафчиком для одежды, сиденьем на пневмоподвеске, хорошим освещением и рациональной приборной панелью с информативным дисплеем. Электрообогрев левого водительского окна улучшил обзор через зеркало заднего вида в морозную погоду, а оптика от компании Hella позволяет уверенно двигаться по маршруту в темное время суток. Дополнительное удобство водителю создает усовершенствованное рулевое управление с гидроусилителем и устройством самовозврата.
История создания и модификации
Впервые ЛиАЗ-5292.00 представлен в 2003 году на выставке в Москве. Его мелкосерийное производство осуществлялось в период с 2004 по 2006 год. Несмотря на использование импортных элементов, таких, как дизельный двигатель, АКПП и мосты, машина имела множество недостатков и низкую эксплуатационную надежность.
Модифицированный вариант ЛиАЗ-5292.20 представлен публике в 2007 году. В его модернизации принимала участие одна из немецких фирм, а техническое задание разрабатывало государственное унитарное предприятие Мосгортранс. В нем применен мотор шведской фирмы MAN класса токсичности Евро-3, использовались мосты и АКПП от немецкой компании ZF. Через восемь лет после начала выпуска из-за большой степени износа автобусы выводились из эксплуатации и списывались.
Дальнейшие усовершенствования ЛиАЗ-5292.21 были направлены на замену двигателя с классом Евро-4, повышение комфортабельности салона и рабочего места водителя, оборудование машины головной оптикой от фирмы Hella. Модернизированные автобусы ЛиАЗ-5292.22 оснащались усовершенствованными моторами MAN класса токсичности Евро-5, более информативной приборной панелью водителя и пластиковыми подиумами. Машины выпуска 2012 года получили улучшенный интерьер салона, более мощный кондиционер Конвекта, усовершенствованное водительское сиденье PILOT, новые более безопасные двери. На базе предыдущей модели для пригородных перевозок был выпущен ЛиАЗ 5292.22-02 с увеличенным количеством мест для сидения (32 шт.) и отсутствующей задней дверью.
При дальнейшей модернизации была увеличена ширина прохода в задней части автобуса, установлена усовершенствованная оптика, поставлены новые пассажирские сиденья с мягкими вставками. С начала 2016 года ЛиАЗ – 5292.22-77 активно закупается автотранспортными предприятиями Москвы. Специально к Олимпиаде 2014 года на автобус ЛиАЗ – 5292.30 установили двигатель Scania DC09 91A класса Евро-4, обогреватели пассажирских сидений, обновили его дизайн.
В 2014 году автобусы модели 5292. 60 с двигателем ЯМЗ-536111 класса токсичности Евро-4 и автоматической коробкой ZF EcoLife начали поступать в Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону, а с 2013 года их закупают предприятия Мосавтотранса. Укороченные машины ЛиАЗ- 5292.65 с мотором ЯМЗ-536 класса Евро-5 в низкопольном варианте с 2016 года вышли на микроавтобусные маршруты столицы. Модель 5292.71 с газовым двигателем MAN E0836 LOH01 класса Евро-5+ и АКПП ZF EcoLife 6 AP 1200B успешно работает в регионах.
Преимущества и недостатки
Основные преимущества автобуса — комфортабельный салон, мягкость и плавность хода, возможность перевозить пассажиров старшего возраста, в том числе инвалидов, и комфортное рабочее место водителя — достоинства ЛиАЗ 5292.
К недостаткам можно отнести отсутствие защиты картера двигателя, а также высокие подиумы сидений, ограничивающие возможность отдельных категорий пассажиров занять эти места.
Поделитесь с друзьями
2087
0
Купить автобус ЛИАЗ 5292
, Автобус ЛИАЗ 5292 б/у
АШОК ЛЕЙЛАНД АТАМАН
Д-093 А-09216 А-093
AUTOSAN AYATS BRAVO Asiastar Ayats BEDFORD BMC
Midilux Probus
БОГДАН БОВА
Футура
Футура FHD
Магик
БРИТАНСКИЙ АВТОБУС BYD Blue Bird Bristol CARBUS-MICROBUS DAEWOO DAF DEN OUDSTEN
Альянс
Альянс B96
ДЕННИС ДЖАВЕЛИН Daimler Деннис Детройт Дизель EOS
200
ЭТАЛОН ФИАТ
Дукато
Дукато 2. 8 Дукато 3.0
ФОРД
E-серия
E450
Транзит
Транзит 1.8
GMC ЗОЛОТОЙ ДРАКОН ХЕСС ВЫСШЕ
KLQ
KLQ6129
HYUNDAI HeuliezBus INTERNATIONAL
530 S-серия
IRISBUS
Agora Ares Crossway Domino Evadys Iliade Karosa Magelys Midirider Proway
ИРИЗАР
Серия Century I
I4 I6 I8
ИСУЗУ ИВЕКО
Crossway Ежедневно
Ежедневно 35 Ежедневно 45 Ежедневно 50 Ежедневно 70
EuroCargo Еврокласс Eurorider
Eurorider 35 Eurorider 43
Маго
Маго 2
Маркополо Рапидо
JAC КАРОСА
C-серия
C 935
КАРСАН
АТАК ДЖЕСТ
КАВЗ КИНГ ЛОНГ
XMQ
XMQ6120 XMQ6129
ЛИАЗ ЛОР LVTong Leyland MAN
Серия A
A03 A20 A21 A23 A32 A39 A78 A91
IRIZAR L-серия
Lion’s серия
Серия NL
NL 263
ТГЭ
МАЗ
107 256
МЦВ МЕРСЕДЕС-БЕНЦ
Atego CapaCity Citaro
Citaro O530
Conecto Intouro MB Mediano Sprinter
Sprinter 208 Sprinter 313 Sprinter 316 Sprinter 319 Sprinter 414 Sprinter 416 Sprinter 511 Sprinter 513 Sprinter 515 Sprinter 516 Sprinter 517 Sprinter 518 Sprinter 519Спринтер 616
Туристический
Туристический 15 Туристический 16 Туристический 17 Туристический R2
Травего
Травего 15 Травего 16 Травего 17
Варио
Варио 614 Варио 615 Варио 814 Варио 815
Маршелл НЕМАН НЕОПЛАН
Cityliner
Cityliner N Cityliner P
Евролайнер
Евролайнер N
Jetliner Megaliner Skyliner
Skyliner N Skyliner P
Spaceliner Starliner
Starliner N Starliner P
Tourliner
Tourliner P
Транслайнер
Транслайнер N
НИССАН ОПТАРЕ
СОЛО
ОТОКАР
Навиго
Навиго 185
Султан Вектио
ПАЗ
3205
Prevost RENAULT
Agora Ares FR 1 Илиада Кароса Mascott Master Ponticelli Tracer
Рампини SAURER SCANIA
Carrus Century G-серия Irizar
Irizar Century
K-серия
K113 K114 K124 K230 K280 K310 K340 K380
L-серия
L94 L113
Omni
OmniCity OmniExpress OmniLine OmniLink
Серия P
P92
Серия R Scala Серия T Touring
SETRA
Серия S
S215 S313 S315 S317 S319 S328 S411 S415 S416 S417 S419 S431 S516
SG TopClass
TopClass S 431 DT
СОЛЯРИС
ИнтерУрбино Урбино
Урбино 10 Урбино 12 Урбино 15 Урбино 18
СОЛБУС СТРИЙ АВТО ТАТА
613 1618
ТЕМСА
Авеню Даймонд LD MD
MD 9
Opalin Prestij RD Safari
Safari HD
TOYOTA
Coaster Hiace
Тигр ВАН ХУЛ
А300 А308 А330 АГ
АГ300
Астромега Астрон серии Т
Т911 Т915 Т916 Т917 Т918 ТД ТХ
ВДЛ
Футура
Футура FHD2
ВДЛ БЕРКХОФ
Амбассадор
Амбассадор 200
ВДЛ БОВА
FHD Futura
Futura FHD Futura FLD
Лексио Магик
ВДЛ ДЖОНКХИР
СБ
СБ 4000
ФОЛЬКСВАГЕН
Крафт
Крафт 50
Транспортер
ВОЛЬВО
7700 8500 8700 8900 9700 9900 Серия B
B6 B7 B9 B10 B11 B12 B13
Каррус
Каррус 9700 Каррус Стар
Серия L Серия S
ЮТОНГ
ЗК
ЗК 6852
ЗАЗ ЧЖУН ТОНГ
Показать все
Автобус ЛИАЗ 5292, купить автобус ЛИАЗ 5292 б/у
АШОК ЛЕЙЛАНД АТАМАН
Д-093 А-09216 А-093
AUTOSAN AYATS BRAVO Asiastar Ayats BEDFORD BMC
Midilux Probus
БОГДАН БОВА
Футура
Футура FHD
Магик
БРИТАНСКИЙ АВТОБУС BYD Blue Bird Bristol CARBUS-MICROBUS DAEWOO DAF DEN OUDSTEN
Альянс
Альянс B96
ДЕННИС ДЖАВЕЛИН Daimler Деннис Детройт Дизель EOS
200
ЭТАЛОН ФИАТ
Дукато
Дукато 2.