Содержание
Как молиться в опасности, в беде и в чрезвычайных ситуациях
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Общество
02.02.2022 00:19
Поделиться
Мария Городова
Среди многих молитв православия есть особенные — те, что читают в опасности. История человечества богата опытом стихийных бедствий, войн, эпидемий. Каждая такая трагедия напоминает, как хрупок наш мир, заставляя отречься от самонадеянной мыслишки, что мы тут вершители судеб, цари природы. Человек, опомнившись, обращается к Богу. К своему Творцу. Создание взывает к Создателю.
РИА Новости
За многие тысячелетия наработан практический опыт моления к Тому, Чья воля «в начале сотворила небо и землю», к Тому, Кто возбуждает все стихии мира и усмиряет их. Самая короткая молитва — «Господи, помилуй!». Она же одна из древнейших. В 40-м псалме царя Давида, жившего три тысячи лет назад, звучит та же мольба: «Господи! помилуй меня, исцели душу мою, ибо согрешил я пред Тобою».
Смотрите, в одном слове «помилуй!» вмещается все разнообразие наших просьб к Богу. Ведь чего бы мы не просили у Него — жизни, здоровья, спасения себя и близких, исцеления от немощей и грехов, — мы, по сути, испрашиваем одно: проявить к нам, таким малым и слабым, Его любовь и милость. Казалось бы, такое общее, неконкретное — помилуй! — содержит и глубочайшее смирение молящегося: мы действительно не детализируем — «дай пожить!», «сохрани здоровье!», «прости и очисти от прегрешений», нет, мы не требуем чуда и не навязываем свои пожелания. Мы вверяем себя Божьей милости, полагаясь на Его, а не свою волю. Оказавшись в беде, мы не молчим, скованные путами своих переживаний, и не требуем, взгромоздившись на постамент своего Ego, мы дерзновенно взываем: «Помилуй!». В этой мольбе о милости и крик о помощи, и смиренное понимание своей немощи, и доверие к Его благой воле.
Молитва — это действие двух сил: наш призыв к Богу, и Его ответ нам. Почитаемый старец Силуан Афонский утверждал: если человек хоть раз в жизни всем естеством скажет: «Господи, помилуй!» — Господь непременно помилует. К этой краткой молитве легко применить совет Фомы Аквинского: «Мы должны молиться так, как если бы все зависело только от Бога, а действовать так, как если бы все зависело от нас».
Знаменитую Иисусову молитву так же, как и короткое «Господи, помилуй!», можно произнести за несколько секунд. Ее и произносят — когда машину несет навстречу гибели или рядом свистят пули. Когда опасность зрима и велика, или ты даже не знаешь, откуда она может прийти. Мало ли случаев, когда жизнь висит на волоске. Когда есть лишь секунды, чтобы взмолиться: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Этой краткой молитве посвящены богословские тома. «Умно-сердечным деланием» Иисусовой молитвы монахи занимались всю жизнь. А нам достаточно знать, что Иисусова молитва — это возможность мгновенной молитвенной сосредоточенности, доступная при любых обстоятельствах. «Иисусова молитва направлена к тому, чтобы поставить нас в Божие присутствие без всякой мысли, кроме сознания того чуда, что мы здесь и Бог с нами, потому что когда мы молимся Иисусовой молитвой, то нет ничего и никого, кроме Бога и нас», — пояснял митрополит Антоний Сурожский.
Любимейший в России 90-й псалом царя Давида, известный больше под названием «Живый в помощи Вышняго…», имеет у нас в стране особенную судьбу. Листочки с молитвой матери и жены зашивали в гимнастерки солдатам, читаем у Пастернака в «Докторе Живаго». И если собрать случаи чудесного спасения тех, кто взывал к Господу словами древнего псалма, выйдет солидная книга. Написанная царем Давидом по случаю избавления израильского народа от трехдневной моровой язвы, эта мольба и сегодня звучит так, будто между нами и святым царем не пролегли толщи веков.
«Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю, и покрыю, и яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его, с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое».
Молитву делают успешнее не голые слова, а искренность и добрые дела
Сильнейшую молитву «Живые в помощи Вышняго» наши предки знали наизусть — как «Отче наш».
Господня молитва, называемая еще по первым словам, «Отче наш», заповедана нам Самим Иисусом Христом. «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». «Несколько коротких предложений, простых и понятных даже маленькому ребенку, — писал один из основоположников мировой авиации И.И. Сикорский. — Но если детально изучать и анализировать их, то постепенно проступают заключенные в этих строках величие и глубина. Появляется понимание того, что Молитва Господня не только заключает в себе все, о чем человек должен просить Создателя, но и косвенно проливает свет на некоторые фундаментальные вопросы о смысле нашей жизни и нашего отношения к Богу и Вселенной».
А святитель Николай Сербский так объяснял эту молитву. Когда небеса грохочут, океаны ревут, падают звезды и из земли рвется огонь, мы слышим голос Создателя всего и вся, голос Владыки. И человек в таком мире — песчинка, тварь из тварей. Но в мир пришел Сын Божий, Иисус Христос, и Он дал нам другое имя Творца. И мы вслед за Христом дерзаем назвать Бога Отцом нашим. И своим, личным, и общим, нашим. «Если я отворю уста и прошепчу: Отец, место страха займет любовь, земля как бы станет ближе к небу», — учит святой.
В той же Нагорной проповеди, где Иисус дает нам слова молитвы «Отче наш», Он объясняет и то, как надо молиться. «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Один из богословов конца XVIII века говорил, что в жизни каждого бывают минуты, когда мы не смеем обращаться к Богу. Когда нам кажется, что Он нас не слышит, когда мы ощущаем глухую стену между Ним и собой. И бесполезно тут объяснять, что эту стену возвели мы сами. Когда наша душа истерзана неутешным страданием, когда нам близко чувство ропота и вера колеблется, в такие моменты мы не можем молиться Господу так, как молимся в часы сознательной, спокойной веры. Но даже в такие мгновенья, сердце чувствует: в мире есть Та, чья «тихая святыня» способна объять нас материнской любовью — всепрощающей, всеобъемлющей. Любовью, которая примет тебя таким, какой ты есть. И наверное, нет на свете человека, который бы не чувствовал присутствия такой любви в нашем мире, не ощущал существования заступничества Божьей Матери за нас. Молитва к Богородице — одна из тех, что спасает и укрепляет нас в трудную минуту.
«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. Аминь». Слова молитвы, произнесенные от всего сердца, святые сравнивали со стрелой, бьющей прямо в Небо.
Российская газета — Неделя — Федеральный выпуск: №23(8671)
Поделиться
РелигияБеседы с Марией Городовой
Как молиться в тревоге за близких и в случае, если сам заболел
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Общество
13.05.2020 06:25
Поделиться
Мария Городова
Сегодня, когда в связи с пандемией закрыты многие храмы, в редакцию поступают вопросы о том, как молиться дома. Изучив опыт святых, мы публикуем советы по домашней молитве.
РИА Новости www.ria.ru
Живой диалог
Молитва — не медитация, не мантра, не заклинание, не заговор, когда отношения с Творцом строятся по принципу «ты — мне, я — тебе», «ты мне здоровье, благополучие, а я тебе, так и быть, прочитаю молитву». Молитва — это живой диалог с Богом. Общение творения со своим Творцом, создания со своим Создателем. Важно понимать: молитвой мы не Бога приближаем к себе, а себя к Богу — Бог-то всегда рядом. Священномученик Дионисий Ареопагит сравнивал молящихся с моряками корабля, пытающегося пристать к берегу. «Находясь в корабле, схватившись за канаты, прикрепленные к скале и протянутые нам, чтобы мы причалили, мы притягиваем не скалу к себе, а самих себя и корабль — к скале».
Молитва — это рывок к Богу, но и ответ Бога на призыв человека. Причем, как учат опытные молитвенники, молитва в большей степени ответ Бога на наш обычно очень слабый призыв.
Твердое решение
Это кажется, что молитва дело нетрудное — нашел в интернете канонический текст и читай на здоровье, как читаешь статью. Только вот приступив к намеченному, с удивлением замечаешь: вдруг, откуда ни возьмись, появляются тысячи причин, мешающих благому порыву, и молитва отложена. Или даже начата, но после первых строчек внимание рассеивается, эскадрон твоих мыслей шальных уносит тебя куда-то вдаль, и ты уже где угодно, только не в тексте. Первое состояние — когда находятся поводы, мешающие молиться, — называется искушением, и порождено оно той силой, что постоянно препятствует нашему обращению к Богу. Искушения устраняют твердостью намерений: решил молиться — не отступай.
Второе состояние — рассеянность нашего внимания. Проблема, знакомая даже святым — людям с огромным молитвенным опытом. Выходит, молитва — это труд, и ему нужно учиться. Важно помнить: приступать к общению с Богом надо с чистым сердцем, оставив за дверью обиды, злобу.
С чего начать
Молитв много, на все случаи жизни: за болящих и за лечащих. Есть те, что читают в опасности, в тревоге, в отчаянии. Но как бы нам ни хотелось в благочестивом порыве сразу приступить к произнесению длинных молитвословий, начинать надо с азбуки. С кратких молитв. Именно их вспоминают в минуты опасности, когда истощены болезнью. Всегда, когда нет времени, сил проговаривать долгий текст, но есть острая необходимость схватиться за тот самый спасительный канат, о котором говорил святой Дионисий Ареопагит, и, вынырнув из бурлящего моря, пристать к берегу.
Спасет за миг до гибели
Любую краткую молитву можно произнести за несколько секунд. Когда машина летит навстречу гибели или рядом свистят пули. Когда опасность зрима, велика, или ты даже и не знаешь, откуда она может прийти… Мало ли случаев, когда жизнь висит на волоске. Как же молиться в опасности? За многие тысячелетия человечество наработало практический опыт обращения к Тому, Кто и даровал нам жизнь. Самая короткая мольба — «Господи, помилуй!» Слово «помилуй» вмещает все разнообразие того, что бы мы хотели попросить у Бога.
Наша молитва может стать духовной поддержкой всем, кто сейчас борется с пандемией
Ведь чего бы мы ни ждали от Него — жизни, здоровья, спасения себя и близких, даже просто благополучия, мы по сути испрашиваем одно: проявить к нам, немощным и слабым, Его любовь и милость. Это «помилуй» — казалось бы, такое неконкретное — содержит наше глубочайшее смирение: мы и вправду не детализируем — «дай мне еще пожить», «сохрани здоровье», «верни благополучие», нет, мы не требуем чуда, мы вверяем себя Его милости. Но, надеясь на нее, не молчим, скрывшись в раковине своих переживаний, своего «я», а дерзновенно взываем: «Помилуй!» Старец Силуан учил: «Если человек раз в жизни всем естеством скажет: «Господи, помилуй!» — Господь непременно помилует».
Никого, кроме Бога и тебя
Богослов А.И. Осипов делится: «Святые отцы настоятельно советуют как можно чаще повторять про себя молитву всего из пяти слов: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» Повторять, где бы вы ни были, что бы ни делали. Повторять с вниманием, благоговением и покаянием. Краткие молитвы — лучшее средство приучить ум и сердце к молению. Тот, кто не научится сохранять внимание в краткой молитве, всегда будет в рассеянии». «Умному деланию» Иисусовой молитвы монахи посвящали жизнь. Нам достаточно знать: Иисусова молитва при всей простоте — «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» — обладает уникальной силой. Вот что пишет митрополит Антоний Сурожский: «Иисусова молитва более других направлена к тому, чтобы поставить нас в Божие присутствие без всякой мысли, кроме сознания того чуда, что мы здесь и Бог с нами, потому что, когда мы молимся Иисусовой молитвой, то нет ничего и никого, кроме Бога и нас».
Тайное и явное
Господня молитва — молитва, заповеданная нам Самим Иисусом Христом. Евангелие от Матфея рассказывает, что когда во время Нагорной проповеди ученики приступили к Иисусу, спрашивая Его, как им молиться, Спаситель ответил: «Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». После любой молитвы можно добавить прошение за близкого: «Господи, спаси и помилуй раба Божьего, и имя».
Внимательно храни себя
Хотя молитва — это и дело, и труд, она не заменяет действия, христианского поступка. И уж тем более не подразумевает беззаботности, безответственности, самонадеянного упования на то, что раз уж ты регулярно молишься, то почти свят, а значит, фундаментальные законы нашего мира — биологические, физические, для тебя не писаны, ну или Господь их ради тебя нарушит.
Стоит вспомнить слова нашего святого, митрополита Филарета Московского, сказанные осенью 1847 года во время эпидемии холеры. Призвав всех к молитве, он подчеркнул: «Не ленностны будем и в употреблении естественных средств и предосторожностей к сохранению здравия, к недопущению вредоносных влияний. Как можем мы требовать, чтобы хранил нас Бог, если мы сами не бережем себя и сами предаем себя действию разрушительных сил? Внимательно храни себя малым возможным для тебя хранением, и тогда Бог будет хранить тебя великим, всеблагим и всемощным хранением».
Российская газета — Неделя — Федеральный выпуск: №101(8155)
Поделиться
РелигияБеседы с Марией Городовой
Молитва за пользователей технологий и Интернета – AvePray
Изобретение современных технологий и Интернета произвело революцию не только в общении, но и в жизни в целом. Хотя они облегчили жизнь благодаря более простым средствам связи, доступным источникам информации и возможности поделиться своей работой и историей со всем миром и связаться с единомышленниками через платформы социальных сетей, у них также есть несколько недостатков. Независимо от того, являемся ли мы геймером или энтузиастом социальных сетей, технологии могут сильно отвлекать, и, прежде чем мы это осознаем, мы уже потратили на них пару непродуктивных часов. Более того, если мы не являемся настоящими экспертами в области технологий, идти в ногу с последними тенденциями может быть непосильной задачей.
Всякий раз, когда мы боремся с этим обоюдоострым изобретением, мы можем произнести эту молитву о технологии, чтобы поговорить с Богом, поблагодарить Его за этот полезный инструмент и в то же время молиться о том, чтобы мы были ответственными и знающими, используя его .
Технологическая молитва
Всезнающий Бог наш,
Я славлю Тебя за Твою твердую любовь, за Твою могучую мягкость, за Твою прощающую милость. Благодарю Тебя за тщательное создание всех нас и прекрасного мира, в котором мы живем. Благодарю Тебя за достижения, которые мы продолжаем делать, и хотя многие из них помогли нам лучше заботиться об окружающей среде и вести устойчивый образ жизни, я прошу прощения за человеческие изобретения, которые разрушили мир, который у нас был на земле. Милостивый Боже, я также прошу прощения и прощения за все мои грехи и прегрешения. Благодарю Тебя за Твою непоколебимую приверженность тому, чтобы быть доброжелательным, но всемогущим Богом, которого мы узнали, которому служим и уважаем.
В этой технологической молитве я прошу Твоего высшего благословения, чтобы любые новые изобретения использовались для добрых и чистых целей, а не для зла и греха. Направляй меня, пока я постоянно учусь использовать эти достижения для собственного блага праведными способами. Пусть никто не использует его со злым умыслом, и пусть все мы используем его, чтобы помогать друг другу и распространять добро и проповедовать Твое Слово всем народам.
Аминь.
Краткая молитва о технике
Небесный Отец, поскольку технологии продолжают развиваться, я молюсь, чтобы Ты присматривал за мной, когда я соблюдаю свои обязанности и ограничения как пользователь устройств и Интернета. Защити меня от зла, которое просочилось в онлайн-жизнь. Помогите мне вооружиться знаниями, которые мне нужны, чтобы быть ответственным и продуктивным человеком, когда дело доходит до технологий. Пусть все эти достижения будут использованы для Твоей славы и чести.
Аминь.
Слово Божье
Он наполнил его божественным духом, способностями, разумом и знанием, а также всевозможными навыками, чтобы изобретать художественные узоры, работать с золотом, серебром и бронзой. Он наделил их умением делать всякую работу ремесленника, или выкройщика, или вышивальщика по синей, пурпуровой и червленой пряже, и по тонкому виссону, или ткача, — всякого искусного рабочего или рисовальщика.
Исход 35:31-32, 35 NRSVUE
и Я наполнил его божественным духом, способностями, разумом и знанием, и всевозможными навыками, чтобы изобретать художественные рисунки, работать с золотом, серебром и бронзы, для огранки камней для оправы и для резьбы по дереву, для всякого ремесла.
Исход 31:3-5 NRSVUE
Заступническая молитва святому Исидору Севильский
Святой Исидор, блаженный и святой,
Среди моего благоговения и удивления перед изобретениями человечества лежит страх быть не в состоянии не отставай с современными тенденциями в компьютерах и технологиях. Я ищу мудрость и находчивость, необходимые мне, чтобы бесстрашно изучать то, что мне нужно, чтобы полностью вооружиться полезными инструментами, которые помогут мне жить лучше и легче. Может быть ошеломляюще знать, что в области технологий и робототехники делается больше научных открытий, но я молюсь о энтузиазме и стремлении изучить их все.
Святой Исидор, благослови мои руки, владеющие устройствами и гаджетами. Всегда помогайте мне помнить о моих обязанностях и этических нормах, которым я должен следовать как пользователь Интернета и технологий в целом. Очисти мой разум от греховных намерений и вместо этого наполни его знаниями о том, как использовать технологии на благо не только себе, но и своим братьям. Пусть Интернет станет для меня инструментом, чтобы делать пожертвования нуждающимся, распространять любовь к тем, кто в печали, встречать новых людей и делиться с ними Твоим Словом, а также средством обретения новой мудрости и решения моих повседневных проблем. .
Кроме того, защити меня от опасностей Интернета: мошенников, хакеров, порнографии и людей, эксплуатирующих других. Помогите мне защитить себя от вредоносных программ, вирусов и вредоносного контента в Интернете. Направляйте меня, пока я учусь правильно использовать и ухаживать за своими приборами и устройствами, чтобы не причинить вреда моему дому.
Больше всего я молюсь о том, чтобы будущие поколения овладели технологиями для всеобщего блага и использовали их для предотвращения распространения любых преступлений и нечестивых идеологий. Пусть это будет орудием праведности, а не зла.
Святой Исидор, молись о нас. Аминь.
Дальнейшее размышление
С первых дней существования Интернета и даже сейчас современные технологии вызвали большое неодобрение, особенно со стороны старшего поколения. Хотя это, безусловно, упростило задачу, оно стало средством распространения греховности, киберпреступности и ложной информации. Хотя Интернет проложил путь ко многим плохим делам, важно отметить, что все эти вещи — гаджеты, социальные сети, Интернет и технологии в целом — являются просто нейтральными инструментами. Положительный или отрицательный заряд им придает не их собственное существование, а наше существование как пользователей. Наш опыт, мышление и убеждения формируют то, как мы воспринимаем Интернет. Если мы рассматриваем технологии как нечто хорошее, то это может быть потому, что технологии оказали положительное влияние на нашу жизнь: может быть, это наш источник дохода, способ для нас общаться с близкими издалека или просто удобство, когда оно приходит. к домашним делам и другим делам. С другой стороны, если мы воспринимаем технологии как «зло», то, возможно, у нас также было негативное мышление или опыт с ними: может быть, нас обманули в Интернете, или мы знаем много людей, которые попали в беду. из-за этого.
Наши действия являются результатом нашего выбора, а наш выбор является отражением нашего мышления, убеждений и обусловленности. Интернет, как инструмент, можно сравнить с другими вещами, например с ножом. Если мы подарим нож матери, она будет использовать его, чтобы приготовить вкусную еду для своей семьи. Но если мы отдадим его убийце, мы знаем, что произойдет. Когда происходит что-то плохое, виноват преступник, а не инструмент, который он использовал. Не забудьте проверить наше мышление и возможную причину, стоящую за ним, не только когда речь идет о технологиях, но и о других вещах в жизни.
Молитва о том, чтобы ваш ребенок использовал технологии – Магазин FaithGateway
Что бы ни было истинным, что бы ни было благородным, что бы ни было правильным, что бы ни было чистым, что бы ни было прекрасным, что бы ни вызывало восхищение – если что-либо превосходно или достойно похвалы – подумайте о таких вещах . — Филиппийцам 4:8
На первый взгляд наша семейная комната выглядит идиллически. Сотни книг — названия, которые я считаю классикой, — стоят на книжных полках. Стопки головоломок и настольных игр находятся в пределах легкой досягаемости. А благодаря пристрастию моего мужа колоть дрова, как только ртуть опускается ниже 65, в очаге обычно потрескивает огонь. Добавьте к этому присутствие нашей английской лаборатории Минни, которая крепко спит, и у вас может возникнуть соблазн опубликовать всю сцену в Instagram.
Вот в чем дело. Никто никогда не играет в настольные игры. Книги в основном лежат там и собирают пыль. И хотя камин действительно сближает людей, они приходят со своими телефонами. И их iPad. И их пульты AppleTV.
Прямо сейчас, когда я печатаю эти слова на своем ноутбуке, в поле зрения находится не менее шести других экранов — все они активно используются для отправки электронных писем, покупки билета на самолет, текстовых сообщений друзьям, чтобы строить планы, прокручивать варианты фильмов и делиться фото из недавней поездки.
А в комнате всего четыре человека.
Мы вчетвером ничем не отличаемся от любых четверых людей, живших две тысячи (а то и двести) лет назад — мы созданы для связи друг с другом и с Богом, как и они — но все изменилось. «Мы живем жизнью, — пишет Энди Крауч, — которую даже наши бабушки и дедушки никогда не представляли и не могли до конца понять: мир, в котором технологическая мечта о простоте везде сбылась — сбывается — на наших глазах». 1
Что очень хорошо. За исключением случаев, когда это не так.
Кайл и его жена Джинни воспитывают четырех мальчиков в возрасте от трех до пятнадцати лет. «Все, связанное с технологиями, кажется другим и новым», — сказал он мне. «Как родители, мы хотим сделать это правильно. Мы хотим убедиться, что наши дети никогда не увидят того, чего мы не хотим, чтобы они видели, хотя мы, конечно, понимаем, что это недостижимая цель.
«Слово, которое я мог бы использовать для описания чувств родителей, — сказал он, — вероятно, паника . Или, может быть, террор ».
Пока мы разговаривали, Кайл улыбался — и через минуту вы узнаете больше о том, как его семья ориентируется в технологическом лабиринте, — но его комментарии подтвердили то, что я уже знал, а именно, что технологии — это главная причина сегодняшнего дня. родители считают, что воспитывать детей сложнее, чем это было в прошлом. 2
Я понял. Двадцать лет назад, когда я писал первое издание этой книги, самый важный вопрос, связанный с технологиями, с которым мы с Робби столкнулись, заключался в том, разрешать ли нашим детям смотреть фильмы PG на кассетах VHS. Я никогда не забуду звонок, который мне позвонила двенадцатилетняя Аннесли, когда она хотела посмотреть Блондинка в законе в доме друга. Он получил рейтинг PG-13.
— Ее мама считает меня сумасшедшим, — прошептала Аннесли в трубку, — но я сказала ей, что должна позвонить тебе и спросить.
Я дал разрешение (пожалуйста, не осуждайте меня!), но тот телефонный звонок десятилетней давности отражает то же давление, с которым сталкиваются сегодняшние родители. У нас нет универсальных стандартов того, что хорошо, а что нет, и мы не можем рассчитывать на то, что другие родители подтвердят наши решения или поддержат нас, когда мы примем трудный вызов. Это странное давление со стороны сверстников — родительское давление со стороны сверстников, как называет это автор Сьюзан Йейтс, и это часть того, что может заставить нас чувствовать себя неуправляемыми или подавленными потоком новых устройств и приложений, которые появляются каждый день.
ПРИНЦИП МОЛИТВЫ
Молясь о том, как ваши дети используют технологии, обращайтесь к Господу, а не к другим родителям, за помощью в установлении стандартов и границ.
Ничего мерзкого
Я не буду смотреть с одобрением на что-либо мерзкое. Мой папа написал эту строчку (это из Псалма 100:3) на каталожной карточке и прикрепил ее к нашему телевизору, когда я был подростком. В наши дни у нас может закончиться лента, прежде чем мы сможем прикрепить эти слова к каждой платформе или устройству, на которых наши дети могут увидеть что-то плохое.
Средний ребенок в возрасте от восьми до восемнадцати лет проводит за экраном более семи часов в день. 3 На долю порнографии приходится поразительные 30 процентов всего интернет-трафика. 4 Дети впервые смотрят порно в среднем в возрасте от восьми до одиннадцати лет. 5 И только 43 процента сегодняшних подростков считают порно вредным для общества, по сравнению с 55 процентами взрослых. (В глазах подростка гораздо хуже, если вы не перерабатываете.) 6
Я мог бы продолжать, но вы поняли идею. Воздействие порнографии, случайное или преднамеренное, не является или для наших детей; это когда . И это воздействие представляет собой причину номер один, по которой технологии, которые могут оказать такую большую помощь в нашей жизни, могут заставить родителей беспокоиться.
Двенадцатилетняя дочь Сары, Эллисон, любит создавать коллажи на компьютере, используя клип-арты и видео для создания своих шедевров. Дома у компьютеров есть фильтры контента и другие средства родительского контроля, но устройства в офисе ее отца не так защищены. И однажды днем, когда Эллисон использовала офисный компьютер для работы над проектом, на ее экране появилось несколько непристойных картинок. Сразу же ее отец получил текстовое оповещение от своего интернет-провайдера: «Из этого места был получен доступ к порновидео».
Быстрый просмотр всех офисных компьютеров выявил проблему. Но когда ее спросили, что она видела, Эллисон отрицала свою причастность. И чем больше ее родители требовали подробностей, тем более эмоциональной и манипулятивной она становилась.
— Это было совсем на нее не похоже, — сказала Сара. «Мой радар был в состоянии повышенной готовности, и я понял, что нас больше беспокоит не то, что она видела, или разоблачение, которое она испытала, а выбор, который она сделала, чтобы солгать».
Размышляя о том, что она называет своим собственным «постепенным освящением» — когда Господь продолжает нежно преображать ее сердце, — Сара решила не реагировать рефлекторно, а притормозить и попросить у Бога совета. «Я хотел, чтобы Господь научил меня, как относиться к дочери, зная, что то, как я отношусь к ней сейчас, повлияет на наши отношения и ее жизнь через двадцать лет».
Она начала с молитвы.
— Я знаю свободу, которая приходит с исповедью, — сказала она. «Я молился, чтобы Бог обратил тьму Эллисон в свет и чтобы она познала радость ходить в этом свете и наслаждаться приятным общением с другими людьми и с Иисусом». 7
Стремясь облегчить свое бремя, Сара обратилась к старшему другу — человеку, на которого, как она знала, она могла рассчитывать не сплетничать или любопытствовать, а молиться.
Женщина успокоительно ответила. «Когда Бог предупреждает нас о том, что в жизни наших детей что-то не так, — сказала она, — это происходит не потому, что Он хочет, чтобы мы волновались или боялись; это потому, что Он хочет, чтобы мы молились. Наши молитвы открывают дверь Божьему искуплению, защите и благословению в жизни наших детей».
ПРИНЦИП МОЛИТВЫ
Бог не хочет, чтобы мы волновались или боялись; Он открывает вещи, чтобы мы могли молиться.
Заметив, что Эллисон, вероятно, смутилась от увиденного (и, возможно, испугалась признаться в этом), подруга Сары указала ей на 25-й псалом в качестве молитвенной подсказки:
Пусть Эллисон надеется на Тебя, Господь, и пусть она никогда не стыдись. (Псалом 25:3)
Облегчи сердечные тревоги Эллисон; освободить ее от страданий. Забери все ее грехи. (Псалом 25:17-18)
Охраняй жизнь Эллисон, спаси ее, будь ее убежищем. Пусть честность и прямота защитят ее. (Псалом 25:20-21)
Сара и ее муж продолжали молиться подобными стихами, полагаясь на обещание из Бытие 50:20, что Бог может взять что-то, что так явно предназначено для зла, и использовать это, чтобы произвести что-то хорошее в жизни Эллисон. жизнь.
Вскоре Он это сделал. В следующее воскресенье, услышав, как их пастор говорит о свободе, которая приходит с исповедью, и о триумфе благодати над стыдом, Эллисон отвела Сару в сторону.
«Мне нужно поговорить с тобой, мама».
Эллисон не выдержала и рассказала обо всем, что произошло, в том числе о своих попытках скрыть то, что она видела, солгав об этом. Как она призналась, Сара увидела, как изменилось лицо ее дочери. Как будто облако поднялось. Затуманенное лицо Эллисон стало радостным и сияющим.
Преобразование имело смысл для Сары. «Когда мы что-то скрываем, — сказала она, — это всегда приводит к более глубоким и темным вещам. Быть разоблаченным — милость, а не бремя».
- Энди Крауч, Семья Tech-Wise: ежедневные шаги по размещению технологий на должном месте (Grand Rapids: Baker, 2017), 51.